Спросить
Войти

Репрезентация наследия Исая Калашникова в музеях республики Бурятия

Автор: указан в статье

УДК 069 (571.54) +821.161.1.09

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НАСЛЕДИЯ ИСАЯ КАЛАШНИКОВА В МУЗЕЯХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Мишакова Оксана Эдуардовна,

к.и. н„ доцент, заведующий, кафедра музеологии и наследия, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (Улан-Удэ, Российская Федерация). E-mail: oksana_mishakova@mail.ru

Петрова Оксана Юрьевна,

студент, направление подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», Восточно-Сибирский государственный институт культуры (Улан-Удэ, Российская Федерация). E-mail: petrova.oksana.1997@mail.ru

Впервые в качестве научной публикации в рамках музейного краеведения уделяется внимание наследию всемирно известного прозаика Исая Калашникова, уроженца с. Шаралдай Республики Бурятия.

зейного комплекса им. Калашникова, дается краткая характеристика экспозиции.

лиза широкой источниковой базы.

THE REPRESENTATION OFTHE HERITAGE OF ISAI KALASHNIKOV IN THE MUSEUMS OFTHE REPUBLIC OF BURYATIA

Mishakova Oksana Eduardovna,

candidate of historical sciences, associate professor, head of department of museology and heritage of the East-Siberian state Institute of culture (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: oksana_mishakova@mail.ru

Petrova Oksana Yuryevna,

student of specialty «Museology and protection of objects of cultural and natural heritage» of the East-Siberian state Institute of culture (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: petrova.oksana.1997@mail.ru

For the first time as scientific publications within the Museum of local history focuses on the legacy of the world-famous writer Isay Kalashnikov, a native of s. Haraldi of the Republic of Buryatia.

The article is based on field material the authors consider the history of the Museum complex named after Kalashnikov, a brief description of the exhibition.

This topic has research potential and will be continued through the study and analysis of a wide source

Репрезентацию можно трактовать как опосредованное, вторичное представление, публикацию какого-либо объекта в пространстве культуры. Причем, это представление может быть как материального так и нематериального наследия. Следовательно, репрезентируя наследие музейными формами и способами, у памятников появляется «вторая жизнь».

Например, в научном труде «Репрезентация как симптом становления института на примере пространства музея», авторы отмечают:

ного, слышанного, прочувствованного человеком

с возможными изменениями представляемой

стояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов, способных исказить поступающую в мозг человека информацию (речь идет о внутренних структурах,

формирующихся в процессе жизни человека,

20

Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». №5. 2017 г.

тина мира, социума и самого себя, оказывающих непосредственное влияние на возможность воспроизведения имеющейся информации)» [1, с. 29].

турных центров Восточной Сибири, которая обладает огромным количеством объектов как

материального, так и нематериального наследия.

ной из основ ее культурной жизни. Более двухсот

музеев располагают уникальными коллекциями

ру народов, городов и сел региона. В районах республики расположены 175 сельских музеев, большинство из которых являются школьными. Одним из вошедших в это число является музей имени И. К. Калашникова, который расположен в с. Шаралдай Мухоршибирского района.

В современном обществе музей является практически единственным учреждением - социокультурным институтом, способным собирать и беречь в своих стенах память о прошлом, изучать культурное наследие, противостоять негативным последствиям глобализации и унификации жизни. Именно музеи остаются сегодня хранилищами свидетельств национальной самобытности и, следовательно, встают перед необходимостью

сбережения и разумного использования наследия.

лашникова, который берет свое начало с 1991 г.

Исай Калистратович Калашников родился 9

ралдай Мухоршибирского района Бурятской АССР.

вый писатель, известный своим историческим романом о Чингисхане «Жестокий век» (в двух частях - «Гонимые» и «Гонители») [3, с. 12].

нем известного деятеля культуры Бурятии Елены

Степановны Павлуцкой, уроженки с. Шаралдай,

обретало особый смысл и значение. Именно ее отношение к писателю, как к человеку-творцу

положило начало музею. Вначале 90-х гг. XX в.

чить память талантливого земляка с мировым именем [5].

Работа по формированию фонда будущего

музея началась со встречи Е. С. Павлуцкой с женой

ной, которая подарила личные вещи и книги мужа.

чанам, друзьям и коллегам И. К. Калашникова,

а также к его родственникам с просьбой собрать

ния о нем, которые позже вышли в книге «Родина

те Е. С. Павлуцкая набрала достаточно материала для создания первой экспозиции.

Музей формировался на общественных началах. Это была организация, работающая фактически

без финансирования, удерживаясь «на плаву»

луцкой: «Музей получился почти как столичный -здесь и обстановка, окружавшая Исая при жизни, и книги, которые листал писатель, и его письма, отправляемые друзьям» [5].

никова был открыт 9 августа 1991 г. и разместился

рядческая (семейская) изба - «родовое гнездо», в котором вырос Исай Калашников. Второй -бревенчатое здание с каменным фундаментом,

специально выстроенное для новой мемориальной

ляли быт и культуру семейских, архив и личные вещи писателя, редкие книги, пишущую машинку «Рейнметалл», рабочий стол, подарки от читателей, документы, фотографии и рукописи.

Так же в экспозицию вошли и экспонируются

ля - простая самодельная мебель: стол, покрытый домотканой скатертью, диван, кровать, сундук для хранения одежды, шкаф с посудой, набор домашней утвари.

Украшают избу так называемые «карманы» -своеобразные настенные подушечки - коврики,

разделенные ленточками на несколько ровных

метов и использовались в качестве декора.

Особое место в избе занимает красный угол,

тые из лоскутков четырехугольные подушечки,

которыми пользовались при земных поклонах.

вянные лавки, перед ними стоит обеденный стол. В углу у входа находится кровать, украшенная рисунками и резьбой. Над кроватью высокие

палати, на которых зимой спала большая часть

щение перед печью - «куть» отделено заборкой.

лых людей. Это жители с. Шаралдай, с которыми

стые, кряжистые старики - землепашцы, пастухи, плотники... И. К. Калашников с благоговением писал о них: «Люди, среди которых прошла моя юность, научили меня любить и ценить русское слово гибкое, сочное, выразительное; народную поэзию - от частушек до древних плачей» [6].

В 2011 г. музей пережил реконструкцию, в ходе

зейных зданий, превратив комплекс в семейское

возню (навес для саней и телег, где хранили все принадлежности для крестьянского труда), баню,

сараи, гончарную мастерскую, зимнюю и летнюю

вой половины XX в. Всю усадьбу обнесли вокруг бревенчатым забором.

К настоящему времени в музее собрано 4650

ются экспонатами. Музей пользуется стабильной

популярностью у местных жителей и гостей. Среди

ской областей, Забайкальского края, городов центральной полосы России, также из-за рубежа

(Германии, Чехии, Монголии, Китая, Эстонии,

вестность и признание писателя [4].

кова такими формами и способами как экспози-ционно-выставочная и экскурсионно-туристская деятельность, репрезентация осуществляется действующим при музее фольклорным ансамблем «Родник». В его исполнении звучат любимые

песни И. Калашникова, например, «Последний нынешний денечек», «Конь вороной», а так же различные обрядовые песни семейских. Кроме того, ежегодно в музее в день рождения писателя проводятся «Калашниковские чтения», где жители села, писатели, поэты и поклонники его творчества делятся отрывками из его произведений, читают любимые стихотворения писателя [2, с. 29].

Нематериальное культурное наследие сегодня наиболее подвержено опасности исчезновения, и является наиболее уязвимым к изменениям, поэтому его нужно сохранять и транслировать

всеми доступными средствами. Для жителей с.

дали наследие выдающегося земляка с мировым

именем - И. К. Калашникова, музей одновременно

ментом их повседневной жизни.

Литература

1. Борисова, Е. В. Репрезентация как симптом становления института на примере пространства музея/Е. В. Борисова // Музей в эпоху постмодерна. Репрезентация музея. / Коллективная монография Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2010. - Ч. 3. - С. 24-41.
2. Будаев, Ю. Наследие народного писателя Калашников Исай Калистратович: К 70-летию со дня рождения / Ю. Будаев // Бурятия. - 2001. - 8 авг. - С. 29.
3. Васильева, А. В. Предисловие // Калашников И. К. Сочинения: В Зт. - Улан-Удэ, 2001. - Т. 1. - С. 12-18.
4. Дом-музей им. И. К. Калашникова / Книга отзывов посетителей. - С. 5-7.
5. Полевые материалы автора. Беседа с Павлуцкой Еленой Степановной, 1940 г.р., уроженкой с. Шаралдай Мухоршибирского района Республики Бурятия. Записано 25.07.2015 г.
6. Экспозиция дома-музея им. И. К. Калашникова.

References

1. Borisova, Е. V. Reprezentaciya как simptom stanovleniya instituta na primere prostranstva muzeya [Representation

entaciya muzeya. Chast& 3 / Kollektivnaya monografiya. - Sankt-Peterburg: Izdatel&stvo SPbGU, 2010. - P. 24-41 (In Russ.).

2. Budaev, Y. U. Nasledie narodnogo pisatelya Kalashnikov Isaj Kalistratovich: [K 70-letiyu so dnya rozhdeniya] [The heritage of the national writer Kalashnikov Isai kalistratovich a : [the 70th anniversary of birth] // Burjatija. - 2001. -8 avg. - P. 29 (In Russ.).
3. Vasil&eva, A. V. Predislovie // Kalashnikov I. K. Sochineniya: V 3 t. - Ulan-Ude, 2001. - T. 1. - P. 12-18 (In Russ.).
4. Dom-muzej im. I. K. Kalashnikova [The house-Museum of them. I. K. Kalashnikov] / Kniga otzyvov posetitelej. - P. 5-7 (In Russ.).
5. Polevye materialy avtora. Beseda s Pavluckoj Elenoj Stepanovnoj, 1940 g.r., urozhenka s. Sharaldaj Muhorshibirskogo rajona Respubliki Buryatiya. Zapisano 25.07.2015 g. (In Russ.).
6. Ehkspoziciya doma-muzeya im. I. K. Kalashnikova. (In Russ.).
НАСЛЕДИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МУЗЕЙ ИСАЙ КАЛАШНИКОВ С. ШАРАЛДАЙ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты