Спросить
Войти

Древние рисунки в гроте на горе Кайындубут (горный Алтай)

Автор: указан в статье

УДК 902/904

ДРЕВНИЕ РИСУНКИ В ГРОТЕ НА ГОРЕ КАЙЫНДУБУТ (ГОРНЫЙ АЛТАЙ)

Миклашевич Елена Александровна *,

ведущий научный сотрудник, Музей-заповедник «Томская Писаница», научный сотрудник, Институт археологии и этнографии СО РАН (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: elena-miklashevich@yandex.ru

Ойношев Василий Петрович,

директор, Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай (Горно-Алтайск, Российская Федерация). E-mail: akinoffis@mail.ru

Бове Леонид Леонидович,

(Кемерово, Российская Федерация). E-mail: l_bove@mail.ru

В статье представлены результаты предварительного изучения недавно открытого на Алтае памятника наскального искусства. Рисунки выполнены краской (что само по себе большая редкость для этого региона) на потолке грота (изображения в пещерах и гротах до сих пор не были известны на Алтае). Документирование, выполненное с помощью фотосъёмки и последующей цифровой обработки фотоматериала, показало наличие трёх определяемых изображений - две фигуры лошадей и зигзагообразная линия, выполненных разными красками в два этапа, и остатков других изображений с неопределяемыми контурами, скрытых под кальцитовым натёком. Кроме того, выявлены многочисленные сильно патинизированные гравированные линии. Датировка изображений пока не ясна.

ANCIENT PAINTINGS IN THE GROTTO AT THE KAIYINDUBUT HILL (THE MOUNTAINOUS ALTAI)

Miklashevich Elena Alexandrovna,

Leading researcher, «Tomskaya Pisanitsa» Museum-Reserve,

Research associate, Institute for Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: elena-miklashevich@yandex.ru

Oinoshev Vasily Petrovich,

Director, The Agency for the Cultural and Historical Heritage of the Altai Republic (Gorno-Altaisk, Russian Federation). E-mail: akinoffis@mail.ru

Bove Leonid Leonidovich,

(Kemerovo, Russian Federation). E-mail: l_bove@mail.ru

The paper presents some results of the preliminary investigation of a new rock art site which was recently discovered in the Altai mountains. The images are painted (which in itself is a rarity for this region) on the ceiling of a small cave (decorated caves and grottoes have not been hitherto known in the Altai). The documenting which was conducted through photography and subsequent digital processing of the photographic materials, has revealed the presence of three definite images - two horse figures and a zigzag - rendered with different pigments in two episodes, as well as the traces of other images with indefinite contours, obscured by the calcite film. In addition, numerous well patinated engraved lines have been revealed at the ceiling. Dating of the imagery in the Kaiyindubut grotto is not yet clear.

*Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 33.2597.2017/ПЧ

В наскальном искусстве Алтая выполненные

краской рисунки встречаются чрезвычайно редко, а изображения в пещерах и гротах вообще неизвестны. Поэтому, когда в Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай поступило от жителя с. Верх-Мута Мергена Сады-кова сообщение о том, что он видел нарисованные красной краской рисунки в пещере, сотрудники Агентства немедленно выехали на место проверить эти сведения. Первое обследование памятника было проведено одним из авторов данной статьи в сентябре 2016 г. Информация подтвердилась: на потолке небольшой пещеры в горах у села Верх-Мута были действительно нарисованы краской две фигуры животных. От головы одного из них отходила извилистая линия, что позволило сделать предположение, что это изображение вымершей винторогой антилопы, и, соответственно, рисунки могут относиться к каменному веку [5]. В октябре 2017 г. мы совместно осуществили более подробное обследование этого объекта и начали его документирование.

Памятник находится в северо-западной части Горного Алтая, в 1,5 км к северу от с. Верх-Мута Усть-Канского района Республики Алтай, на левом берегу р. Мута, левого притока р. Ануй (рис. 1). Это небольшая полость в известняковых скалах, расположенная высоко на склоне горы Кайындубут (алт. - холм с березками) в урочище, известном у местного населения как Дялбаш-Кобы (алт. - лог с вершиной, похожей на гребень). Входом грот обращен на ЮЮЗ, ширина входа около 5 м, высота -2,5 м (цв. вкл. рис. 1: 1, 2). Во второй половине дня полость довольно хорошо освещена. Глубина её от 6 до 10 м, высота потолка в средней части 1,9-2 м, с понижением около стен. Пол покрыт рыхловатыми отложениями, с включениями обломков камня, а также угольков, и другими следами посещений. О посещениях грота свидетельствуют также копоть и свежие граффити. По словам местных жителей, на восточной стенке, близко к полу, ранее находились также изображения «человечков», которые сравнительно недавно кем-то были разрушены. В одной из расщелин на северной стенке мы обнаружили выход природного пигмента красных оттенков (охра?) (цв. вкл. рис. 1: 3), вероятно, использовавшегося для нанесения рисунков, так как по цвету они совпадают. Образец пигмента взят на анализ.

Рисунки выполнены на потолке, в средней его части, фигуры животных ориентированы на север. Достоверно определяются лишь три изображения (рис. 2; цв. вкл. рис. 1: 4). Фигуры 1 и 2 - это контурные зооморфные изображения. Размеры их небольшие: 17 см от кончика морды до кончика хвоста у левого животного, 20 см - у правого. Изображения выполнены линиями шириной ок. 1 см; туловища прямоугольной формы; ноги прямо опущены вниз; шеи длинные, изогнутые,

сужающиеся к голове; головы маленькие, у правой фигуры моделирована характерная лошадиная морда; хвосты длинные, прямые, отставлены под углом назад. Над правым животным изображена фигура 3 в виде линии, прямой в левой части и зигзагообразной на всём остальном протяжении. Установлено, что имеется разрыв между этой линией и головой животного, поэтому версия о том, что это изображение винторогой антилопы, не подтвердилась. Судя по длинным хвостам, конфигурации шеи и головы и общему экстерьеру, здесь изображены две лошади, а зигзагообразная линия, возможно, змея. Состояние поверхности и рисунков таково, что визуально очень трудно определить точные контуры линий: скальная поверхность неровная, повреждена в результате отслоения поверхностного коркового слоя, покрыта кальцитовыми натёками и иными наслоениями, кроме того, рисунки частично повреждены современными процарапанными надписями. Левая фигура лошади более, чем правая, скрыта кальцитовым натёком, поэтому её контуры ещё менее определённы.

Все рисунки первоначально были нанесены краской, имеющей в настоящее время бордовый оттенок. Лучше всего она видна на линии спины и хвоста левой фигуры лошади и в правой части зигзагообразной линии. После этого рисунки были подновлены более светлой краской, имеющей розовато-оранжевый оттенок, такой же, как взятый на анализы образец из выхода пигмента на северной стенке. Не исключено, что это подновление было сделано просто кусочком сухого пигмента по существующим линиям. Лучше всего эта краска видна на изображении второй фигуры лошади и в левой части зигзага, однако фрагменты её прослеживаются и на линиях первой фигуры лошади (цв. вкл. рис. 2). Как было выполнено нанесение краски бордового оттенка («сухим» или «мокрым» способом), пока установить не удалось. Судя по полному покрытию краской всей площади линий на некоторых видимых фрагментах, это была жидкая краска на каком-то связующем. Однако справа от зигзага обнаружены тонкие прерывистые вертикальные линии того же бордового цвета (рис. 2); характер линий предполагает их нанесение кусочком сухого пигмента. Возможно, конечно, что они были нанесены в совершенно другую эпоху.

Для документирования выполненных краской изображений была осуществлена фотосъёмка в условиях естественного освещения, а также с искусственным освещением (фонарь и фотовспышка). В лабораторных условиях произведена обработка полученного фотоматериала: монтаж панорамной съёмки, повышение контраста и усиление насыщенности красного цвета, создание пигментных карт по методу А. К. Солодейникова [4]. Мы не делали ни прорисовку изображений традиционным

методом контактного копирования, ни графическое их воспроизведение по фотографиям, поскольку адекватно отобразить выполненные краской рисунки, не имеющие чёткого контура, таким образом невозможно. Более эффективным способом выявления и более объективным способом представления подобных рисунков представляется «пигментная карта», как А. К. Солодейников предложил называть результат разработанного им метода цифровой фильтрации - компьютерной обработки фотографий с целью выявления распределения красного пигмента на скальной поверхности. Алгоритм обработки фотографий выполненных красной краской наскальных изображений по этому методу, а также особенности, преимущества и возможности пигментных карт подробно рассмотрены в специальной работе [2]. Результаты документирования рисунков из грота на горе Кайындубут представлены в данной статье в виде пигментных карт (рис. 2, 3) наряду с исходными (цв. вкл. рис. 1: 4) и обработанными (цв. вкл. рис. 2) цветными фотографиями.

Кроме описанных изображений, во многих местах на потолке есть плохо определимые следы краски: линии (волнистые, зигзагообразные, прямые), точки, пятна. Эти участки также были сфотографированы, а фотографии обработаны в программе Adobe Photoshop, однако никаких определённых контуров фигур выявить не удалось. Определение затруднено тем, что эти следы покрыты кальцитовыми натёками, и кроме того, в некоторых местах имеются ещё красноватые пятна естественного ожелезнения. Различить их и остатки искусственно нанесенных изображений чаще всего бывает невозможно, если только не выявляются контуры каких-то определённых узнаваемых фигур. Пока таких фигур мы не выявили, однако есть уверенность, что часть красных пятен под кальцитом - всё-таки изображения. Так, например, за головой первой лошади прослеживаются остатки неких линий, возможно, изображение, аналогичное зигзагообразной линии за головой второй лошади.

Кроме красочных изображений, на потолке грота выявлены и гравировки. Их идентификация ещё более была затруднена в связи с вышеописанным состоянием поверхности. При непосредственном осмотре в гроте никаких внятных фигуративных изображений, выполненных гравировкой, распознать не удалось. Однако при компьютерной обработке полученных фотографий на сильном увеличении стало ясно, что гравированные линии не случайны, не бессистемны, и что их много. Планируется предпринять фотодокументирование со специальным оборудованием для наилучшего выявления гравировок.

В заключение этой небольшой статьи, представляющей предварительные результаты исследования рисунков грота на горе Кайындубут, нужно сказать несколько слов об их датировке. Разумеется, прозвучавшие в первых сообщениях об открытии в средствах массовой информации соблазнительные предположения о том, что это рисунки художников каменного века, остаются ничем не подтверждёнными предположениями. Фактически, пока нет никаких данных вообще для хотя бы приблизительного датирования этих изображений. Это всего два фигуративных изображения, и они не настолько выразительны, чтобы можно было уверенно сравнивать с какими-то другими произведениями древнего искусства по стилю. К тому же в этом районе фактически неизвестны другие памятники наскального искусства, за исключением Усть-Канской писаницы, содержащей гравированную сцену древнетюркского времени [3] и кратких упоминаний о других местонахождениях [1, с. 61, 62] без публикации материалов. Однако рисунки в гроте на горе Кайындубут определённо древние: краска, которой они нанесены, минерализована, в некоторых местах даже видимые изображения перекрыты существенным слоем кальцитового натёка, а другие предположительно им полностью закрыты; гравированные линии сильно патинизированы. Насколько древними они являются, будем надеяться, позволят установить дальнейшие комплексные исследования этого уникального памятника.

Литература:

1. Кубарев В. Д., Маточкин, Е. П. Петроглифы Алтая. / В. Д. Кубарев, Е. П. Маточкин. - Новосибирск, 1992. - 124 с.
2. Миклашевич, Е. А., Солодейников, А. К. Новые возможности документирования наскальных изображений, выполненных краской (на примере Кавказской писаницы в Минусинской котловине) / Е. А. Миклашевич, А. К. Солодейников // Научное обозрение Саяно-Алтая. - 2013. - № 1 (5). - С. 176-191.
3. Молодин, В. И. Усть-Канская писаница / В. И. Молодин // Первобытное искусство. Наскальные рисунки Евразии. - Новосибирск, 1992. - С. 91-93.
4. Солодейников, А. К. К вопросу о методах и методологии изучения наскальной живописи / А. К. Солодейников // Вестник Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций. - 2005. - № 2. - С. 94-107.
5. Удивительные рисунки Пикассо каменного века. [Электронный ресурс]. Ы^р://акт04.ги/?р=671 Дата обращения: 25.10.2017.

References:

1. Kubarev, V. D., Matochkin, E. P. Petroglify Altaya [Petroglyphs of the Altai]. Novosibirsk, 1992. -124 p. (In Rus.).
2. Miklashevich, E. A., Solodeynikov, A. K. New possibilities for documenting painted rock art images (by the example of Kavkazskaya rock art site in the Minusinsk Basin) // Sayan-Altai Scientific Review. 2013. № 1 (5). - P. 176-191. (In Rus.).
3. Molodin, V. I. Ust& - Kanskaya pisanitsa [Ust& - Kanskaya rock art site]. Pervobytnoe iskusstvo. Naskal&nye risunki Evrazii [Prehistoric Art. Rock art images of Euarasia]. - Novosibirsk, 1992. - P. 91-93. (In Rus.).
4. Solodeynikov, A. K. K voprosu o metodah i metodologii izucheniya naskal&noj zhivopisi [On the question of the methods of studying rock paintings]. Vestnik Gumanitarnogo fakul&teta Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta telekommunikacij [Bulletin of the Humanitarian Faculty of Sankt-Petersburg State University for telecommunications]. № 2. 2005. - P. 94-107. (In Rus.).
5. Udivitel&nye risunki Picasso kamennogo veka [Amazing drawings of Picasso from the Stone Age]. http://akin04.ru/?p=671
1

Рис. 1. Местонахождение грота на горе Кайындубут (обозначено треугольником): 1 - на карте Республики Алтай; 2 - на карте местности в районе сёл Верх-Мута и Устъ-Мута.

-К& ■ •

10 см
3

"о §

3

"о X -с

5

Рис. 2. Нарисованные краской изображения на потолке грота. Пигментная карта, выполненная по фотомонтажу композиции.

Рис. 3. Увеличенные фрагменты композиции. Пигментная карта.

НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ВЫПОЛНЕННЫЕ КРАСКОЙ РИСУНКИ ПИГМЕНТ ПИГМЕНТНАЯ КАРТА ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АЛТАЙ ВЕРХ-МУТА КАЙЫНДУБУТ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты