Спросить
Войти

Оценка эффективности применения мер экономического оздоровления сельскохозяйственных предприятий и организаций в Курганской области

Автор: указан в статье

Экономика

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ Д.В. ПАЛИЙ, аспирант, Курганская ГСХА имени Т.С. Мальцева

Современное состояние аграрной сферы характеризуется обострением перепадов конъюнктуры рынка, что, в свою очередь, ещё более замедляет и без того затяжной выход отрасли из системного кризиса. В этой связи постоянно возрастает роль государства в управлении глобальными экономическими процессами и, конкретно, в разработке новых, а также пролонгации старых программ оздоровления сельскохозяйственного производства.

Экономическое оздоровление подразумевает комплекс мероприятий, направленных на вывод предприятия из кризиса, восстановление стабильности ритма его работы, а также потенциальную возможность расширения производства, укрепления и совершенствования его расчётной дисциплины, общий рост эффективности финансового менеджмента и маркетинга. При этом подразумевается, что участие государства и административного аппарата самой организации в осуществлении представленных процессов будет обоюдным и равнозначным, а в идеале - с преобладающей ответственностью внутренних управленцев.

Присуждение превалирующей роли менеджерам предприятия в осуществлении процессов санации обусловлено тем, что фактически любые изменения внешней среды хозяйствующего субъекта могут быть обращены как в его пользу, так и во вред. Последнее зависит исключительно от профессионализма специалистов конкретной организации.

При определении сущности экономического оздоровления отдельное внимание следует уделить понятию финансового оздоровления. В его определении мнения учёных в значительной степени разнятся, но сходятся относительно признания решающей роли финансов в выполнении задач антикризисного управления как сферы, обладающей наиболее мощным инструментарием (А.А. Алпатов, С.В. Барулин, С.В. Валдайцев, А.И. Гончаров, В.И. Кошкин).

Среди прочих инструментов финансов, используемых для реанимации сельскохозяйственных организаций, следует выделить налогообложение. Налоги -часть финансовой сферы, формирующая глобальный фонд денежных средств, именуемый бюджетом, посредством изъятия у хозяйствующих субъектов части дохода и перераспределяемый в том числе на поддержку отельных отраслей национальной экономики. С другой стороны, налоговый механизм посредством частичного или полного освобождения отдельных плательщиков от исполнения обязанностей по уплате налогов может косвенно стимулировать развитие их производственной и деловой активности.

В отношении сельскохозяйственных предприятий и организаций для достижения полноценного эффекта применение комплекса прямых и косвенных мер не просто желательно, а необходимо. Любая процедура экономического или административного регулирования, особенно если это касается государства, подразумевает настолько тонкую грань между профилактикой и санированием, что наиболее разумным кажется разработка единой стратегии развития, включающей в себя обе составляющие. К сожалению, в Российской Федерации подобная стратегия до сих пор окончательно не разработана. Существуют лишь отдельные нормативные документы, имеющие протекционное, реанимационное или инвестиционное значение. Кроме того, их применение ограниченно достаточно скромными временными рамками. Правовая нестабильность в агропромышленном секторе становится фактором несправедливой конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции.

Одним из нормативных актов, призванных урегулировать интересы контрагентов аграрного рынка, является Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», принятый в 2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями). В основном закон направлен на проведение реструктуризации долгов аграрных предприятий с целью снятия с них бремени кредиторской задолженности, в том числе перед бюджетом и внебюджетными фондами, накопившейся в годы сложного периода в экономике страны и убыточности сельскохозяйственного производства. Практика исполнения положений закона (за счёт переноса сроков выполнения отдельных долговых обязательств) показала достаточно высокую эффективность относительно повышения платёжеспособности сельскохозяйственных предприятий.

Цель и методика исследований

В целях оценки эффективности реализации программы финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий Курганской области были сопоставлены суммы реструктурированной задолженности с информацией о результатах деятельности хозяйствующих субъектов.

В процессе исследований были применены следующие методы: абстрактно-логический, расчётно-конструктивный, монографический, экономико-статистический, а также соответствующие им приёмы.

По данным Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, в период с 2004 по 2008 г. в порядке реструктуризации было погашено либо списано в соответствии с заключёнными соглашениями долгов сельскохозяйственных организаций на сумму более 324 млн руб. Причём списание задолженности в основном касалось начисленных пеней и штрафов по налогам и сборам (табл. 1).

За анализируемый период значительно сократилась задолженность по налогам и сборам (в 1,9 раза), перед поставщиками энергоресурсов (в 1,3 раза), перед прочими кредиторами (в 5,2 раза). Оценка сумм реструктурированной задолженности в динамике по годам показывает сокращение масштабов осуществления процедур финансового оздоровления в конце анализируемого периода. Кроме того, по некоторым видам задолженности произошло увеличение её размеров, что обусловлено влиянием макроэкономических процессов, получивших развитие в 2008 г.: некоторые из участников программы реструктуризации оказались неспособны соблюдать условия заключённых соглашений, что привело к приостановке их действия. Общая стагнация экономики приThe agricultural enterprises and organizations, debts, economic recovery, financial improvement, restructuring, financial results.

вела к росту задолженности потребителей ресурсов перед их поставщиками, что, соответственно, выразилось в увеличении количества потенциальных участников программы финансового оздоровления и росте сумм обязательств, требующих отсрочки исполнения.

В таблице 2 представлены финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий и организаций Курганской области в 2004-2008 гг.

Оценка динамики выручки и прибыли позволяет обозначить значительное улучшение результатов деятельности сельскохозяйственных организаций в исследуемом периоде. Опережение темпов роста выручки над себестоимостью реализованной продукции привело к существенному росту валовой прибыли, прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Влияние экономического кризиса отразилось на повышении стоимости кредитных ресурсов, что сказалось на замедлении прироста прибыли до налогообложения в 2008 г.

Качественный состав сельскохозяйственных организаций в исследуемом периоде также претерпел существенные изменения. Количество убыточных предприятий к 2008 г. сократилось на 88, а их удельный вес в общей численности - на 59%; прибыльных организаций стало на единицу меньше. Общее сокращение численности юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства, составило 89 единиц. Таким образом, факт сокращения количества убыточных предприятий напрямую связан с ликвидацией большинства из них. Как показывает практика, к таким хозяйствующим субъектам в основном относятся те, которые не принимали участия в программе финансового оздоровления.

Результаты исследований Сопоставление рядов динамики сумм реструктурированной задолженности и размеров выручки от реализации продукции с применением корреляционного метода анализа выявило наличие тесной связи между обозначенными переменными. При проведении анализа ввиду отсутствия данных о распределении анализируемых показателей и крайне малой величины выборки (что обусловлено наличием временных рамок реализации программы финансовоЭкономика

го оздоровления сельскохозяйственных предприятий и организаций) был произведён отказ от применения традиционного коэффициента корреляции Пирсона в пользу аналога - коэффициента тау Кенделла, применяемого в отношении непараметрических моделей.

Значение коэффициента тау Кенделла в отношении связки указанных выше переменных составило 1,0 при уровне вероятности ошибки применяемой модели 1,4%. Поскольку избранный норматив р-критерия составлял 5%, модель можно считать адекватной. Таким образом, между коррелируемыми переменными наблюдается очень тесная обратная связь.

Наибольшую сложность представляет интерпретация полученных результатов. Уменьшение суммы реструктурированной задолженности, как показал анализ, ведёт к росту выручки от реализации продукции. Основным фактором, позволяющим организации избавиться от бремени задолженности и перераспределять финансовые ресурсы на развитие производства, является списание начисленных финансовых санкций в рамках программы реструктуризации долгов. Это выступает одним из важнейших факторных признаков роста объёмов производства сельскохозяйственной продукции, а значит - увеличения суммы выручки от её реализации. В соответствии с условиями соглашения, в случае, если участник программы не осуществляет своевременное погашение текущих обязательств, процедуры приостанавливаются и вся реструктурированная задолженность признаётся текущей. Соответственно, в ряде случаев это ведёт к применению по отношению к должнику процедуры банкротства.

Для подтверждения правильности выводов была проведена оценка зависимости между анализируемыми переменными с применением коэффициента корреляции Пирсона. Его значение составляет -0,856, а р-уровень доверия Фишера - -0,064 (при нормативе 0,05). Последнее не является фатальным, поскольку речь идёт о выборке, содержащей всего пять наблюдений, и, как отмечалось выше, применение по отношению к ней линейной корреляции является математически необоснованным шагом. Однако значение этого коэффициента подтверждает наличие связи между изучаемыми факторами.

Выводы. Рекомендации

По данным Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, за 9 месяцев 2009 г. 78% сельскохозяйственных предприятий и организаций получили прибыль. Соответственно, 22 таковых по состоянию на 01.10.2009 г. являются убыточными. Проявляется тревожная тенденция к росту количества убыточных производств в аграрной отрасли региона.

Чрезмерное интервенционное вмеТаблица 1

Состав задолженности предприятий и организаций Курганской области, реструктурированной в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», тыс. руб.

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Сумма реструктурированной задолженности 658218 474950 420887 364597 333514

В том числе:

по налогам и сборам, задолженности перед внебюджетными фондами, пеням и штрафам 416270 317247 277076 236210 218121

по договорам финансовой аренды - - - - 269

перед поставщиками и подрядчиками - 4341 4017 3141 4366

задолженность за электроэнергию, газ, тепло 125013 125493 115875 103289 92802

перед прочими кредиторами 116935 27869 23919 21957 22641

Таблица 2

Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий и организаций Курганской области в 2004-2008 гг.

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Отношение 2008 г. к 2004 г. в %

Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 3124663 3459456 4303288 5331158 6561753 в 2,1 раза

Стоимость реализованной продукции, тыс. руб. 3002576 3368575 3751635 4222620 5158555 171,80

Валовая прибыль, тыс. руб. 122087 90881 551593 1108538 1403198 в 11,5 раза

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 378870 75856 456851 1137183 1583690 в 4,2 раза

Чистая прибыль, тыс. руб. 13144 119372 447143 1124957 1564293 в 119 раз

Всего сельскохозяйственных предприятий и организаций Курганской области, ед. 434 420 406 349 345 79,5

В том числе убыточных 149 250 129 65 61 40,9

Доля убыточных, % 34,3 59,5 31,8 18,6 17,7 В том числе прибыльных 285 170 277 284 284 99,6

Доля прибыльных, % 65,7 40,5 68,2 81,4 82,3 Экономика

шательство государства на рынке зерна в 2009 г. и, как следствие, отсутствие достаточного объёма средств на финансирование подобных мероприятий в 2010 г. может привести к тому, что «локомотив» сельскохозяйственного производства, которым выступает зерноводство, окажется без достаточной государственной поддержки в посткризисный период. Вероятно появление необходимости в разработке новой программы экономического оздоровления.

Отдельное внимание следует уделить проблеме несостоятельности тех предприятий, которые ввиду несоответствия значений показателей финансового состояния нормативам, определённым методикой, утверждённой Постановлением Правительства № 52 от 30.01.2003 г., не попадают в группы с неустойчивым финансовым положением и не могут получить временную отсрочку выплаты долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Указанная система показателей и их балльная оценка требуют изменений по той причине, что в таблице коэффициентов и разделении всей совокупности на качественно однородные группы при определении баллов установлен неравный интервальный шаг, что неправомерно с точки зрения статистики. При определении максимального и минимального значений коэффициентов ликвидности приняты во внимание их нормативные значения, разработанные для определения кредитоспособности заёмщика без учёта специфики деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей [3].

В связи с вышесказанным предлагается:

■ усовершенствовать методику оценки финансового состояния потенциального участника программы реструктуризации путём добавления к существующим коэффициентам показателей, характеризующих общую эффективность экономической деятельности должника, а также деловую активность;

■ при определении нормативов коэффициентов, рассчитываемых для включения должников в группы с финансово неустойчивым положением, следует учитывать особенности финансового менеджмента в сельском хозяйстве;

■ активнее применять в отношении несостоятельных организации другие методы экономического оздоровления (помимо реструктуризации) с целью предотвращения банкротства должника: льготное кредитование; инвестиционный налоговый кредит; реструктуризация производства, в том числе путём объединения экономически слабых производств либо поглощения должника более мощным производством и др.

Как показали результаты проведённых исследований, применение мер экономического оздоровления в виде реструктуризации задолженности крайне положительно влияет на результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий и организаций. Однако только этой процедуры недостаточно, поскольку число субъектов производственной деятельности, прекративших своё существование в анализируемом периоде, очень велико - около 20% от общей численности по состоянию на конец 2004 г. Таким образом, в сложившихся условиях первостепенной задачей становится удержание достигнутых результатов в развитии сельскохозяйственного производства.

Литература

1. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей : федер. закон Рос. Федерации от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ : в ред. от 23 июля 2008 г.
2. О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» : постановление Правительства Рос. Федерации от 30 янв. 2003 г. № 52 : в ред. от 31 дек. 2008 г.
3. Мелихова Л. А., Попова Л. В. Совершенствование методики обеспечения диагностики финансового состояния сельхозтоваропроизводителей // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 16. С. 12-16.
сельскохозяйственные предприятия и организации Задолженность экономическое оздоровление финансовое оздоровление реструктуризация финансовые результаты деятельности the agricultural enterprises and organizations debts economic recovery financial improvement
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты