Спросить
Войти

Институты публичной власти в Калмыкии в xvii - начале XX вв. С позиции цивилизационно-культурного подхода

Автор: указан в статье

RUDN JOURNAL OF LAW

http://journals.rudn.ru/law

DOI: 10.22363/2313-2337-2019-23-2-219-243

ИНСТИТУТЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КАЛМЫКИИ В XVII — НАЧАЛЕ XX вв. С ПОЗИЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

Е.А. Команджаев

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»

358000, г. Элиста, Республика Калмыкия, ул. Пушкина, д. 11

Чтобы более отчетливо представить процессы, происходящие в российском обществе, для более ясной оценки положения национальных республик в составе Российской Федерации, необходимо обратиться к историко-правовому развитию отдельных народов в составе России. Изменения в системе государственного управления России, появление новых социально-экономических, политических, духовно-культурных проблем обуславливают потребность в выработке новых форм сотрудничества регионов и федерального центра. Поиски лучшей модели государственного управления регионами обращают наше внимание на историко-правовое развитие институтов публичного управления в Калмыкии в XVII-XIX вв.

В связи с этим мы можем обратиться к опыту развития институтов публичной власти и управления калмыцким обществом. С момента образования Калмыцкого ханства в составе России центральное правительство практически не вмешивалось во внутренние дела ханства. Однако со временем российская администрация стала регулировать процесс выбора главы ханства и решать спорные вопросы между представителями калмыцкой знати. Позже в калмыцких улусах появились чиновники российской администрации, подчинявшиеся центральным и местным органам управления. В итоге к середине XIX в. сформировалась система приставства, а затем система попечительства калмыцким народом, которая практически ликвидировало национальное управление, передав функции осуществления публичной власти российским властям.

При этом российское правительство приняло несколько нормативных правовых актов, направленных на совершенствование публичного управления калмыцким обществом. Кроме того, чиновниками министерств и администрацией астраханской губернии разрабатывался целый ряд проектов по реформированию системы управления, системы налогообложения и судоустройства в калмыцкой степи, которые так и не были приняты в силу различных причин, но которые были жизненно необходимы для совершенствования управления калмыцким обществом. Ряд проектов были разработаны в связи с реформами в России в 60-70-е годы XIX в., и поэтому требовались изменения по управлению калмыцким народом.

Проведению реформ кроме всего прочего мешала личная зависимость калмыков-простолюдинов от нойонов и зайсангов, которая была отменена только в 1892 г. Данная реформа освободила нойонов от обязанностей по управлению улусами, а зайсангов — от управления аймаками. Кроме того было переустроено налогообложение калмыцкого народа, которое продолжилось и в начале XX в. Подчинив Калмыкию Министерству внутренних дел в 1902 г. правительство провело реорганизацию административно-территориального устройства, но дальнейшие преобразования в калмыцком обществе были приостановлены мировой войной и революционными событиями 1917 г.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова в рамках научного проекта № 1101 «Особенности управления национальными территориями в дореволюционной России».

I. ВВЕДЕНИЕ

Вопросы эволюции институтов публичной власти в Калмыкии в указанный период представляются достаточно актуальными по нескольким причинам. Во-первых, в современный период происходят поиски оптимальных критериев регионального и национального развития, поиски наилучшего сочетания интересов субъектов Федерации и государства в целом. Кроме того, в настоящее время происходит постоянное совершенствование государственного аппарата. При этом обращение к историко-правовому развитию кочевых народов и к опыту предшествующих поколений, предпринятое в статьях Л. Крейдера и К. Лесо-роголя, позволяет нам представить взгляды зарубежных авторов на существо трансформации институтов номадных обществ (Krader, 1978:93; Lesorogol, 2003:531-541). В статье К.Е. Сигалова обращается внимание на необходимость изучения опыта совместной мирной жизни «народов с различными религиями, находившихся на разном уровне идейно-интеллектуального развития, просто обладавших различным менталитетом» (Sigalov, 2018:55).

Во-вторых, история развития институтов публичной власти в калмыцком обществе является малоизученной проблемой. Ученые предшествующих периодов (по преимуществу специалисты в области истории) обращали внимание на данную проблему фрагментарно при анализе иных вопросов исторического прошлого Калмыкии. Только в последние годы появился ряд научных работ по истории государственно-правового развития Калмыкии.

В-третьих, вопросы эволюции институтов публичной власти в Калмыкии в XVII — начале XX вв. рассматривались авторами с позиции формацион-ного подхода. В связи с этим цивилизационно-культурный подход позволяет шире взглянуть на государственно-правовое развитие калмыцкого народа в составе Российского государства. По справедливому мнению М.В. Немытиной, «каждая цивилизация имеет свой вектор развития, эволюционирует в рамках своей цивилизационно-культурной программы» (Nemytina, 2017:31).

Россия на протяжении столетий увеличивала свою территорию, присоединяла новые земли и народы. В итоге многие окраинные районы страны имели не только экономические и политические отличия, но и этнические, культурные, религиозные особенности. В процессе интеграции калмыцкого общества в общероссийскую цивилизацию менялись взаимоотношения российского правительства с национальными территориями, разрабатывались новые проекты реформ управления регионами, происходила постепенная унификация системы государственного управления и включение национальных окраин в единое административное и правовое пространство. Изучение опыта государственно-правового развития Калмыкии на протяжении почти трех столетий имеет важное научное значение для определения основных направлений и перспектив развития федеративных отношений в Российской Федерации, взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти.

В истории развития институтов публичной власти в Калмыкии в указанный период можно выделить четыре периода:

1) период образования и существования Калмыцкого ханства (конец XVII в. — 1771 г.);
2) период ликвидации Калмыцкого ханства и поиска моделей управления калмыцким народом (1771-1825 гг.);
3) период установления системы попечительства (1825 г. — 2 половина XIX в.);
4) период реформирования управления калмыцкой степью (конец XIX — начало XX вв.).

Историю калмыцкого народа до начала XX в. можно разделить на два периода: 1) ойратский (джунгарский) период; период, когда предки калмыков — ойраты, или западные монголы, кочевали в степях Западной Монголии (Джунгарии); 2) калмыцкий период, начиная с начала XVII в. В этот период военные неудачи, постоянные междоусобицы, дефицит пастбищных территорий побудили владельцев нескольких ойратских группировок откочевать с подвластными людьми в степи Западной Сибири. В последующее время эта часть ойратов начала заселять почти пустующие степи междуречья Эмбы, Яика (Урала) и Волги, а позднее заняла все Нижнее Поволжье, где к концу XVII в. сформировалась калмыцкая народность со своей государственностью.

Полномасштабное изучение калмыцкой степи началось со второй половины XVIII века. В это время российское правительство планировало переустройство управления калмыцким народом, поэтому требовались полные и достоверные сведения об истории, культуре, быте калмыков, их правовом устройстве. Большое количество фактического материала было собрано о калмыках исследовательскими академическими экспедициями в калмыцкую степь. Научные экспедиции (П.И. Рычков, Н.П. Рычков, П.С. Паллас, И.Г. Георги), а также наблюдения и описания современников (Н.В. Баснин, Ф.А. Бюлер, П. Смирнов, Н.Я. Бичурин, В.М. Бакунин, К.И. Костенков, Н. Страхов) заложили основы научных знаний о калмыках.

До 1917 г. изучением эволюции институтов публичной власти, а также законодательных актов, действовавших у калмыков, занимались ученые-правоведы и историки Н.В. Баснин, К.Ф. Голстунский, Ф.И. Леонтович, Я.И. Гурлянд, Ф.А. Бюлер, А.А. Лебединский, М.И. Гольман, И.И. Лепехин, Н. Нефедьев, М. Новолетов, П. Небольсин, Н.Н. Пальмов, ПС. Паллас, ИВ. Бентковский, НА. Попов, ИГ. Георги, А.М. Позднеев. В досоветский период труды ученых в основном носили

описательный характер. Лишь в конце XIX в. появились работы с анализом исто-рико-правового развития калмыцкого народа.

В советское время изучение институтов публичной власти в Калмыкии характеризуется оценкой развития государственности у калмыков, взаимоотношений Калмыцкого ханства и российского правительства, становления системы попечительства в Калмыкии. Однако, эти вопросы рассматривались с позиций марксистского подхода. С конца 70-х годов XX столетия появляются специальные работы, посвященные анализу институтов публичной власти и законодательства калмыков (статьи юристов В.С. Сергеева, С.М. Сагаева, историков К.Н. Максимова, М.М. Батмаева, М.Л. Кичикова, А.В. Цюрюмова, В.Ш. Бембее-ва, Л.С. Бурчиновой, А.Г. Митирова, К.О. Эрдниевой, А.А. Чужгинова, В.И. Колесника). В советский период авторы оценивали создание автономной области калмыков в 1920 г. как возрождение государственности.

В современный период, особенно в 90-е годы XX в., возрос интерес к изучению истории и культуры калмыцкого народа. Истории государственного управления посвящены труды профессора К.Н. Максимова, а также издана монография В.С. Сергеева и Б.В. Сергеева о гражданском и уголовном праве калмыков.

В начале века были изданы статьи и подготовлены диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук (Е.А. Команджаев, И.Ч. Аксенов, И.К. Очир-Гаряева). Изучение эволюции управления калмыцким обществом и законодательных актов, действовавших у калмыков, продолжается и сейчас. Ряд вопросов рассматривались косвенно либо фрагментарно, отсутствует комплексное исследование, посвященное становлению и развитию институтов публичной власти в Калмыкии в XVII — начале XX вв.

При изучении данной проблемы источниковой базой послужили статьи монголо-ойратских законов 1640 г., а также дополнения к ним и постановления калмыцких ханов. Важное значение имеют нормативные правовые акты Российской империи, посвященные организации системы управления калмыцким народом (Правила для управления калмыцкого народа 1825 г., Положения об управление калмыцким народом 1835 и 1847 гг.), а также материалы официального делопроизводства.

Большой объем информации получен из неопубликованных (архивных) документов, хранящихся в Национальном архиве Республики Калмыкия, Российском государственном архиве древних актов, Российском государственном историческом архиве. Содержание дел в российских центральных архивах часто перекликается с рядом фондов Национального архива Республики Калмыкия (НА РК), так как с документов, отправляемых в центр, власти на местах оставляли копии.

II. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КАЛМЫЦКОМ ХАНСТВЕ

В истории России одним из примеров мирного сосуществования различных народов можно назвать формирование и развитие Калмыцкого ханства в составе Российского государства. Предками калмыков являются ойраты (западные монголы), монголоязычный народ, родственный монголам по происхождению, языку, образу жизни и культуре. В начале XVII в. ойратские племена дербетов и торгутов начали откочевывать из Западной Монголии на северо-запад, где были малонаселенные степные пространства Южной Сибири по среднему течению Иртыша и Ишима. Это были сибирские владения Российского государства. На протяжении 1606-1608 гг. проходили переговоры ойратских тайшей (главных князей) и нойонов (князей) с российскими воеводами городов Тары и Томска. В 1608 г. делегация от ойратских нойонов и тайшей была принята царем Василием Шуйским. В 1609 г. правительством России были официально признаны договорные отношения с ойратскими племенами торгутов, дер-бетов и хошоутов, которые начали постепенно перекочевывать в пределы Российского государства. Ойраты присягали в верности, должны были платить дань скотом, оборонять сибирские крепости совместно с российскими войсками. Собственно и калмыцкий этнос начал формироваться в пределах России (от тюркского «калмак» — отделившийся).

В 30-е гг. XVII в. калмыки продвинулись в междуречье Эмбы и Яика, а затем в 40-е гг. — в междуречье Яика и Волги и начали кочевать в Прикаспии, потеснив ногайцев. При этом часть улусов начала кочевать по правому берегу Волги. В 50-е гг. XVII столетия сложилась благоприятная политическая обстановка для калмыков. Россия находилась в преддверии войн и в окружении враждебных государств (Польша, Османская империя и Крымское ханство, Швеция). Калмыки оказались реальной военной силой в занимаемом регионе. В 1655 и 1657 гг. калмыцкие князья подписали шерти (присяги), которые завершили процесс добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России (Maksimov, Ochirova, 2009:266). Калмыцкие тайши и нойоны присягали в верности, обязывались посылать войска на помощь российской армии, за что им назначалось жалованье, определялась территория кочевий для калмыков и право беспошлинно торговать в российских городах.

Перекочевав в пределы России, калмыки оказались в совершенно ином цивилизационном пространстве. И хотя ряд дореволюционных и советских авторов указывали на некоторую «отсталость» пришлых кочевников по сравнению с российскими губерниями, такая однозначная оценка представляется неверной. Народы и политические образования, входившие в состав России, привносили собственные традиции, в том числе юридические. Становление России происходило в условиях интеграции в российское социокультурное пространство «некоренных этносов», обладавших иными моральными, национальными, религиозными и прочими ценностями и особенностями. По утверждению Н.Н. Ефремовой, «можно сказать, что ментальность новых россиян в большей или меньшей степени отличалась иными духовными и материальными условиями быта, мировоззрением, что во многом детерминировало самобытность их политической организации, правосознания и потенцию к интеграции в единую социальную и публично-правовую общность» (Efremova, 2014:254). На наш взгляд, следует согласиться с вышеупомянутым мнением М.В. Немытиной о том, что «...нельзя считать, что одна цивилизация опережала или опережает в своем развитии другие или, напротив, отставала или отстает от них на своем пути». У каждой цивилизации «свой вектор развития» (Nemytina, 2017:31). Калмыкию также можно рассматривать как определенное самобытное социокультурное пространство в составе Российского государства.

Калмыцкое общество стало приобретать черты государственности приблизительно в конце 50-х-60-е гг. XVII в., когда определилась территория кочевий, стали отчетливо вырисовываться черты монархической власти, начала складываться система управления, вводились принесенные Монголо-ойратские законы 1640 г. (Kichikov, 1994:65). М. Батмаев относит появление калмыцкой государственности к концу XVII — началу XVIII вв., когда сформировалась система управления Калмыцким ханством (Batmaev, 1993:98-99).

Образование Калмыцкого ханства в составе России объясняется некоторыми объективными причинами. Калмыки, поселившись в степях Нижнего Поволжья, не были «дикой ордой», они пришли в пределы России, имея свою культуру, письменность и религию, а также законодательные и государственные традиции. Калмыцкие ханы первоначально сохраняли определенную независимость во внутренних делах, и российское правительство поддерживало усилия ханов по централизации власти в пределах калмыцких улусов.

Взаимоотношения Калмыцкого ханства с Российским правительством не были безоблачными. Обязательства, данные калмыцкими тайшами и нойонами, зачастую нарушались, случались вооруженные столкновения калмыков с соседями (казаками и башкирами). Правительство России стремилось ограничить внешнеполитическую деятельность ханов. Однако пограничное положение Калмыцкого ханства (охрана южных границ) и военная служба калмыков (направление войск для помощи российской армии, самостоятельные походы либо совместно с казаками на Крым и Кубань) позволяли калмыцкому хану быть более-менее независимым от центральных властей. Кочевой менталитет также позволял представителям калмыцкой знати относиться к указаниям российского правительства выборочно, так как при неблагоприятной ситуации они могли откочевать в другие земли.

1669-1724 гг. — это годы правления хана Аюки, который был талантливым и дальновидным политиком. Поэтому с 80-х годов XVII в. калмыцкая знать старалась не конфликтовать с российскими властями, выполнять все свои обязательства по военной службе и охране южных границ, за что российское правительство выплачивало щедрое вознаграждение. Кроме того, правительство гарантировало возврат беглых калмыков-простолюдинов, свободную торговлю и безопасность при кочевке вблизи русских городов.

После смерти Аюки российское правительство начало проводить политику по постепенному ограничению автономии Калмыцкого ханства. Тем более внешнеполитическая обстановка для России улучшилась. При калмыцком хане назначался российский чиновник с отрядом из казаков и драгун, которые располагались в ближайшем от хана городе. Впоследствии при хане был создан специальный контрольно-управленческий орган — «Калмыцкие дела», который просуществовал до ликвидации ханства в 1771 г. С этого времени российское правительство принимало участие во всех важных мероприятиях в ханстве, в том числе в выборе хана, в урегулировании споров между знатью. Затем правительство стало назначать наместника ханства и хана из наиболее лояльных претендентов на ханский титул.

Оформление ханской власти и системы управления у калмыков заняло всю вторую половину XVII в. В пределы России пришло три крупных ойратских объединения — торгуты, дербеты и хошуты. Тайши и нойоны каждой группировки не склонны были признавать верховенство одного. В борьбе за лидерство успех зависел от трех факторов: знатности тайши или нойона, многочисленности его подвластных и личных достоинств. Первыми в приволжских степях оказались торгуты, они же были самыми многочисленными. Это и сказалось на том, что династия калмыцких ханов произошла из представителей этой племенной группы.

Главой Калмыцкого ханства были ханы, а позже наместники ханства. Наименование «наместник ханства» появилось в 1724 г., когда российское правительство стало вмешиваться в выбор ханов. Хотя, провозглашая одного из нойонов наместником ханства, российские власти, видя его благонадежность, через некоторое время объявляли его ханом. По всей видимости, для российского правительства наместник ханства представлялся государственным чиновником, временно возглавлявшим ханство.

Ханская власть была своеобразным передаточным звеном между российским правительством и нойонами. Все распоряжения от правительства вначале поступали хану, а он доводил их содержание до нойонов — владельцев улусов для принятия необходимых мер. Хан также распределял пастбищные территории между улусами. Кроме того, хан организовывал сбор войск и выступал в роли командующего. В компетенцию хана входило улаживание споров между нойонами и утверждение наиболее важных решений суда Зарго (Batmaev, 1993:243).

Калмыцкое ханство можно назвать типичной кочевой монархией, где верховная власть хана ограничивалась правами других нойонов, а также зависела от личности вождя, его способностей и военных успехов. Кроме того, деятельность хана контролировалась российскими властями. О независимости

калмыцких нойонов от хана точно сказал зайсанг Яман астраханскому губернатору А.П. Волынскому, когда после смерти хана Аюки в 1724 г. правительство подыскивало кандидата на ханский престол: «Кому ни быть ханом — все равно, и только что прибавок ему будет один титул и место первое, а пожиток ево с одних только с его собственных улусов, а протчие де владельцы всяк владеет своими улусами и управляет, и хан к ним ничем интересоватца не повинен и слушать ево в том никто не будет»1.

Для управления своими собственными улусами, а также всем ханством при хане находился штат различных чиновников, которые можно разделить на придворных и общекалмыцких.

О придворных должностях мы можем судить по описанию В.М. Бакунина, который упоминал ряд должностей и переводил их смысл на русский язык. Упоминались такие должности, как тайный советник, камергер, телохранитель. Судьи в суд Зарго также назначались ханом и составляли круг его ближайших советников (Вакишп, 1995:46). Некоторые авторы полагают, что хан мог иметь при себе совещательный орган — совет из малых князей (Мак8тоу, 2000:25). Подтверждается это научной литературой, где упоминают должности табунан-гов, ямату нойод, ямату тушимед, а российские архивные документы называют их думчими тайшами2.

Управление Калмыцким ханством состояло из следующих должностей: дарги, демчеи, бичачи, элчи, бодокчеи. Некоторые должностные лица — дарги, демчеи, бичачи, элчи — были как в ханском управлении, так и в улусах у каждого нойона.

Дарга представлял собой одну из высших должностей. Он являлся управляющим хана, в том числе всем его хозяйством. В его полномочия входили следующие обязанности: распределение налогов и податей, учет доходов и расходов, выполнение личных поручений ханов и нойонов (воЫишку, 1880:109). Демчи — помощник дарги — из общей раскладки податей и повинностей распределял части по улусам, контролировал сбор налогов, а также управлял определенным количеством кибиток, выступал своеобразным старостой (воЫишку, 1880: 48).

Обязанности бичачи — писца — достаточно просты: ведение переписки, запись ханских указов, переписывание документов. Элчи — посол, посланец. Элчи неоднократно упоминался в Монголо-ойратских законах 1640 г. Функции его были весьма важны в условиях кочевого общества, где связь между частями ханства могла осуществляться только через посланцев.

Одним из главных учреждений Калмыцкого ханства был суд Зарго — особый судебно-совещательный орган. Зарго состоял из 8 членов, назначенных

1 Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК), ф. 36, д. 15, л. 105.
2 Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. Элиста, 1968. С.132.

ханом из числа ближайших нойонов и зайсангов и одного-двух представителей духовенства.

Зарго заседало в отдельной кибитке и находилось при ставке хана. Члены Зарго именовались саит, что можно перевести как министры, и делились на советников (тусулукчи) и судей (заргучи). При Зарго находились приставы (яр-гучи), писцы и посланники (Bakunin, 1995:146). В Зарго составлялись ханские указы, письма российским властям, осуществлялся суд по гражданским и уголовным делам. Учреждения, подобные Зарго, существовали в каждом улусе. Все решения Зарго принимал большинством голосов, но окончательное решение зависело от хана.

Используя свои сословные привилегии, калмыцкие ханы, нойоны и зай-санги осуществляли судебную власть в своих улусах. Духовенство осуществляло суд по брачно-семейным и религиозным делам.

В 1762 г. правительство России провело реформирование Зарго. Функции Зарго остались без изменений, изменился порядок формирования этого органа. В Зарго стали назначать зайсангов из всех улусов, пропорционально численности населения, при этом члены Зарго утверждались российскими властями. Чтобы члены Зарго были независимы от своих нойонов, им назначалось жалованье по 100 руб. в год. Такая реформа Зарго ослабила ханскую власть (Palmov, 1992:85).

С конца XVII в. у калмыков появилась должность бодокчея (своеобразного посредника) для урегулирования споров калмыков с соседним русским населением. В российских городах и крупных селах, располагавшихся вблизи калмыцких кочевий, также появились должности приставов для разрешения споров с калмыками.

Нойоны-владельцы обладали всей полнотой власти в своих улусах. Н. Пальмов сравнивает их положение с положением русских воевод и крупных помещиков (Palmov, 1992:58). Улусы в административном плане делились на аймаки, которые принадлежали зайсангам. Улусное и аймачное управление почти повторяло систему должностей хана. В управление аймаком, кроме того, входили старосты 10 кибиток (арбан-аха), старосты 20 кибиток (шуленга), староста 40 кибиток (демчи). При этом шуленга был заместителем демчи. В аймаках также были сборщики налогов (албачи) (Maksimov, 2000:26).

Низшей административно-территориальной единицей был хотон, во главе которого стоял хотонный староста, избираемый из числа членов хотона (Buhler, 1846:86).

Со стороны российского правительства калмыцкими делами первоначально занимались различные приказы, пока калмыцкие дела не были сосредоточены в Посольском приказе, который в 1718 г. был преобразован в Коллегию иностранных дел.

На месте калмыцкими делами с 1719 г. руководил астраханский губернатор, которому Коллегия иностранных дел все чаще поручала вести дела, связанные с руководством калмыцким обществом. В 1715 г. в калмыцкие кочевья назначен полномочный представитель, который подчинялся Посольскому приказу, а затем Коллегии иностранных дел. Одновременно он подчинялся астраханскому губернатору. В задачи представителя входил надзор за деятельностью калмыцкого хана. С этого времени стал складываться особый управленческий орган — Калмыцкие дела, просуществовавший до 1771 г. Особый чиновник (Состоящий при калмыцких делах) находился первоначально при ставке хана, затем в ближайших от калмыцких кочевий городах (в г. Саратове (1717-1727 гг.), г. Царицыне (1727-1742 гг.) и Енотаевской крепости (1742-1771 гг.)). С 1722 г. он начал разбирать конфликты русского и калмыцкого населения (Batmaev, 1993:307).

Особенностью российской судебно-правовой системы было сохранение традиционных моделей юстиции у титульных и нетитульных народов Российской империи (Efremova, 2014:255). Унификация общеимперского государственного механизма и судебной системы часто не затрагивала национальные окраины, в том числе не затронули они и Калмыкию.

Войдя в состав России, калмыки долгое время сохраняли собственное административно-территориальное деление. Калмыцкое ханство состояло из улусов, наследственных владений нойонов. В.М. Бакунин писал: «Калмыцкий народ разделяется на разные улусы (а улус на российском языке, как в начале сего описания означено, значит народ), и каждый улус имеет особливое свое название и нойона» (Bakunin, 1995:76).

В Монголо-ойратских законах 1640 г., а также в описаниях современников упоминаются отоки. Ф.А. Бюлер считал, что в XVII-XVIII вв. улусы делились на отоки и аймаки. Отоки представляли собой большие по размерам аймаки. Это была значительная часть улуса, которой заведовало несколько зайсангов (Buhler, 1846:21). Б.Я. Владимирцов по поводу отоков писал: «Можно думать, с большой долей вероятности, что отоки рассматриваемого периода являются ничем иным, как бывшими "тысячами" эпохи мировой империи монголов» (Vladimirtsov, 1934:134). Можно сделать вывод о том, что оток — это определенное количество кибиток, имеющее свое название, восходящее к родовым названиям.

Следующей административной и хозяйственной единицей Калмыцкого ханства был аймак, который являлся частью улуса и принадлежал зайсангу. Низшей административно-территориальной единицей являлся хотон. Хотон состоял из группы родственников, кочевавших совместно. Таким образом, административно-территориальное устройство Калмыцкого ханства представляло собой следующее: большие племенные объединения (торгуты, дербеты, хошу-ты) — улусы (отоки) — аймаки — хотоны (Bembeev, 1984: 69).

III. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЛМЫЦКИМ ОБЩЕСТВОМ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX вв.

Ограничение власти ханов и наступление на привилегии калмыцкой знати побудило последних откочевать обратно в Джунгарию. В январе 1771 г. большинство калмыцких улусов начали откочевывать из пределов России. Всего с ханом Убаши ушло более 30 000 кибиток. В России остались все дербет-ские улусы, часть торгутских улусов, кочевавшие на правобережье Волги. С Яика удалось вернуть Эркетеневский и Багацохуровский улусы. Всего в России осталось более 11 000 кибиток, не считая калмыков, проживавших оседло и без учета калмыков, примкнувшим к донскому, терскому и ставропольскому казачеству (Maksimov, Ochirova, 2009:431).

Основная территория калмыцкой степи находилась в пределах Астраханской губернии. Поэтому после упразднения ханства калмыцкие улусы были подчинены астраханскому губернатору и как отдельные владения, возглавляемые своими нойонами, приравнены к уездам (Maksimov, 2000:50). 1 марта 1771 г. астраханским губернатором было издано распоряжение, по которому «Калмыцкие дела» были ликвидированы и создавался новый орган — Калмыцкая экспедиция при астраханской губернской канцелярии. С этого времени астраханский губернатор стал играть главную роль в управлении калмыками.

19 октября 1771 г. вышел указ Екатерины II, по которому звание ханов и наместников ханства упразднялось. Все нойоны — владельцы улусов подчинялись астраханскому губернатору и должны были управлять своими подвластными людьми самостоятельно. При правителях улусов назначались российские приставы. Суд Зарго функционировал как «общенародное калмыцкое правление» и состоял из трех зайсангов, избираемых от торгутов, дербетов и хошутов. Члены Зарго работали на постоянной основе и их решение было совещательным для губернатора (Batmaev, 1993:366). А в 1786 г. калмыцкий суд Зарго был ликвидирован. Решением астраханского губернатора П.С. Потемкина Калмыцкая экспедиция была преобразована в самостоятельное учреждение при губернской канцелярии — Калмыцкую войсковую канцелярию (Palmov, 1992:91-93), преобразованную в 1797 г. в Калмыцкое правление.
14 октября 1800 г. указом императора Павла I малодербетовский нойон Чучей Тундутов объявлен наместником калмыцкого ханства и при нем восстановлен суд Зарго. В суд Зарго входило восемь человек: 6 зайсангов и 2 представителя духовенства. Председательствовали в Зарго наместник ханства и российский пристав. Зарго должен был осуществлять функции общекалмыцкого правления и подчинялся Коллегии иностранных дел (Bichurin, 1991:116). 26 октября 1801 г. император Александр I подтвердил права, данные калмыкам.

При этом в калмыцкой степи одну из главных ролей стал играть главный пристав, который осуществлял надзор за деятельностью наместника ханства и других калмыцкий нойонов. Главный пристав считался руководителем калмыцких дел и посредником с российскими властями. Наместник ханства Чучей Тундутов не мог самостоятельно принять ни одного важного решения. В каждый улус назначался частный пристав.

Так, императором Павлом I был открыт новый период в истории развития институтов публичной власти в Калмыкии. Восстановление Калмыцкого ханства было проведено в соответствие с основными принципами управления губерниями по «Губернскому учреждению» 1775 г., но при этом учитывалась некоторая национальная специфика. Управление калмыцким ханством стало напоминать губернское управление: император назначал главу региона, при наместнике ханства создавался всесословный орган — Зарго. Таким образом, Калмыкию в данный период трудно назвать собственно ханством. Калмыкия была по статусу похожа на губернию со своей национальной спецификой. В 1802 г. калмыцкие дела переданы в Министерство внутренних дел.

После смерти Чучея Тундутова в 1803 г. российское правительство ликвидировало звание наместника ханства. Главный пристав и Зарго стали подчиняться астраханскому губернатору.

В последующем Зарго был лишен административных функций. Его преобразовали в чисто судебный орган с ограниченными полномочиями. В его функции входило рассмотрение гражданских дел (с ценой иска от 5 до 25 руб.). Более крупные гражданские дела, а также все уголовные дела рассматривались в верхних земских судах, в астраханских судебных палатах в соответствии с российским законодательством.

Таким образом, российское правительство в начале XIX в. стало назначать особых должностных лиц — приставов, чем начало создавать новую систему управления калмыцким обществом.

10 марта 1825 г. были утверждены «Правила для управления калмыцкого народа». Калмыкия получила статус области в составе Астраханской губернии. Высшим уровнем управления калмыцким народом выступало Министерство внутренних дел, на которое возлагались обязанности по «назиданию вообще за благосостоянием калмыцкого народа», «охранению права его и пользы», а также общее управление калмыцким народом, разрешение споров между вла3

дельцами улусов, между калмыками и соседним населением .

Высшим должностным лицом в управлении калмыцким обществом был Главный пристав, который назначался Министерством внутренних дел. Главный пристав, кроме того, был подотчетен астраханскому губернатору.

При астраханском губернаторе создавалась Комиссия калмыцких дел, в компетенцию которой входили функции по надзору за улусными и аймачными управлениями, за сбором налогов и выполнением повинностей, рассмотрение гражданских дел на сумму свыше 400 руб. Кроме астраханского губернато3 Полное собрание законов Российской империи. 2 собрание. Т. 40, № 30290. С. 155, 156.

ра в Комиссию калмыцких дел входили вице-губернатор, главный пристав калмыцкого народа, астраханский прокурор и два депутата от выборных депутата от калмыцкого народа (один избирался от представителей знати, второй — от духовенства).

Суд Зарго был апелляционной инстанцией по отношению к улусным судам. Зарго рассматривал гражданские споры с ценой иска от 200 до 400 руб. При этом судопроизводство осуществлялось по «калмыцким законам и обычаям».

Улусное управление было низшим звеном в управлении калмыцкой степью. В его состав входили: частный пристав, владелец улуса либо правитель улуса. Частный пристав должен был обеспечивать порядок в улусах, контролировать нойонов и зайсангов, надзирать за полной уплатой налогов и несением повинностей, а также пресекать преступления и рассматривать споры с ценой иска до 200 руб. Частный пристав не вмешивался в повседневные дела улуса, которым руководил нойон по своему усмотрению.

Духовенство должно было осуществлять судебные функции по семейным делам, а также по вопросам, связанным с религией и нравственностью4.

Таким образом, в соответствии с Правилами 1825 г. институты публичной власти Калмыкии подверглись переустройству. В результате Калмыкия влилась в единую систему административного управления страны на правах особой области Астраханской губернии.

IV. УСТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В КАЛМЫКИИ В СЕРЕДИНЕ XIX в.

Со второй трети XIX в. управление калмыцким народом постепенно изменяется и совершенствуется путем принятия новых актов — Положений об управлении калмыцким народом 1834 и 1847 годов.

24 ноября 1834 г. было принято Положение об управлении калмыцким народом, которое вступило в силу с 1 января 1835 г., вводившее областное и местное управление. При канцелярии астраханского губернатора образовывался отдел для управления калмыцким народом. При этом все управление калмыцким обществом сосредоточилось у астраханского губернатора, который выступал как представитель Министерства внутренних дел.

Для управления калмыцким народом при астраханском губернаторе действовали: Главный попечитель калмыцкого народа, Совет управления калмыцким народом, суд Зарго, Ламайское духовное правление. В каждом улусе создавалось улусное управление: в пяти улусах (Хошоутовский, Малодербетовский, Большедербетовский, Яндыковский, Харахусовский) во главе стояли нойоны4 Полное собрание законов Российской империи. 2 собрание. Т. 40. № 30290. С. 161.

владельцы, а в двух казенных улусах (Багацохуровский, Эркетеневский) — правители, назначаемые астраханским губернатором5.

Астраханский губернатор осуществлял общее руководство Калмыкией. Он контролировал должностных лиц и делопроизводство, утверждал решения Зарго и надзирал за правильностью его решений.

Комиссия калмыцких дел, созданная в 1825 г., была впоследствии заменена С

ИНСТИТУТЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ КАЛМЫЦКОЕ ОБЩЕСТВО КАЛМЫЦКОЕ ХАНСТВО СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМА ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА public authorities kalmyk society kalmyk khanate management system
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты