Спросить
Войти

Роль Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в годы Крымской войны 1854-1856 гг

Автор: указан в статье

1. Хасанов А. Х. Народные движения в Киргизии в период Кокандского ханства. Москва.: Наука, 1977 - 95 с.

2. Аттокуров С. Кыргыздар XIX кылымда. Бишкек, «Бийиктик» 2003 - 412 с.
3. Хасанов А. Х. Из истории Киргизии XIX века, Фрунзе.: Учпедгиз, 1959 - 112 с.
4. Плоских В. М. Киргизы и Кокандское ханство. Фрунзе.: «Илим» 1977 - 368 с.
5. Джамгерчинов Б. Очерк политической истории Киргизии XIX века, (первая половина) Фрунзе.: «Илим» 1966 - 190 с.
6. Усенбаев К. У. Общественно-экономические отношения киргизов в период господства Кокандского ханства. (XIX век до присоединения Киргизии к России) Фрунзе: АН Кирг. ССР, 1961 - 165 с.
7. Осмонбетов К. О., Осмонбетова Г. К., Осмонбетов Эдил К.. Тайлак баатыр и его время. Бишкек.: «Бийиктик», 2001 - 92 с.
8. Тайлак-улуттук баатыр Бишкек.: «Кыргызстан», 2001 - 75 с.
9. Осмонов О. Кыргызстан тарыхы. Бишкек.: «Билим» 2003 - 286 с.
10.Хасанов А. X. Взаимоотношения киргизов с Кокандским ханством и Россией в 5070 годах XIX века. Фрунзе.: «Киргизучпедгиз» 1961 - 183 с.

Роль Крестовоздвиженской общины сестер милосердия в годы Крымской войны 1854-1856 гг. Втулкина А. С.

Втулкина Арина Сергеевна / УШкта Агта Бег^ееша - студент, кафедра Отечественной истории, факультет истории и социальных наук,

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье предлагается анализ деятельности Крестовоздвиженской общины сестер милосердия - первой в Российской империи военной общины, раскрываются достижения сестер в военное время и трудности, с которыми им пришлось столкнуться, показан огромный вклад общины сестер милосердия в дело помощи больным и раненым воинам.

Одной из страниц военной истории Российской империи является Крымская война 1853-1856 гг. Именно в это время произошёл всплеск благотворительности. Война открыла новый простор для жаждущих деятельности женщин.

Осада Севастополя показала печальное состояние организации медицинской помощи в военное время. Не хватало персонала и медикаментов.

Решение данной проблемы взяла в свои руки жена императора Николая I Елена Павловна. Она осознавала необходимость создания социального института для оказания помощи участникам войны. Княгиня убедила Николая I, в целесообразности его организации. Получив разрешение, Елена Павловна обратилась ко всем русским женщинам с призывом. Женщины практически по всей России изъявили желание участвовать в уходе за ранеными.

Так 5 ноября 1854 года в г. Санкт-Петербург была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия - первый в мире институт для усовершенствования врачей, первая военная община сестер милосердия в России [2, с. 100].

Цель учреждения Общины заключалась в усердном, на теплой любви к ближнему и личном самоотвержении, основанном, содействии медицинскому начальству в военных госпиталях при уходе за ранеными и больными, а так же в облегчении их страданий посредством христианского утешения [5, с. 5].

Уже 6 ноября 1854 года первая группа сестер - 31 женщина отправилась в Севастополь. В течение 1854 и 1855 годов на поле боевых действий выехали еще 5 групп сестер милосердия [6, с. 10].

Учреждение Крестовоздвиженской общины сестер милосердия было первой попыткой посылать женщин на поле боя. Поэтому эта попытка казалась довольно рискованной. Военное начальство и врачи не верили в успешность и реальную помощь со стороны общин, но по прибытию сестер для оказания помощи, они докажут свою нужность и значимость.

С редким мужеством переносили сестры не только тяжкие труды и лишения, но и явные опасности. На перевязочных пунктах и в госпитале они делали перевязки раненым, не трогаясь с места, несмотря на то, что бомбы, то и дело, летали кругом и наносили присутствующим тяжелые раны [1, с. 46].

Воспоминания самих сестер, их письма, а также записи очевидцев (солдаты и врачи) как нельзя лучше рассказывают о достижениях сестер и о трудностях на пути к ним. Сестрам приходилось работать в очень тяжелых условиях: дождь, грязь, холод, бессонные ночи, болезни. Но все это только закаляло их характер. Сестры героически переносили все испытания и тем самым поднимали дух солдат.

Уже один вид женщин, помогающих страждущим, был утешителен. Так один тяжело раненый солдат настоятельно просил, чтобы одна из сестер оставалась при его постели. На вопрос, почему он этого желает, он отвечал: «хоть потолкайся, матушка, около меня, так мне уж легче будет» [4, с. 28].

Несмотря на постоянную занятость, сестры писали письма с фронта и в одном из таких писем начальница общины А. П. Стахович сообщала о том, что помощь оказывалась всем раненым без исключения, даже пленным: «В числе раненых есть 22 француза и 3 англичанина. Некоторые из них очень тяжело ранены, и трое уже умерли. Один получил 14 ран штыком; лицо его проколото таким образом, что язык отрезан, и этот страдалец жив; он ничего не может есть кроме крепкого бульона; его поят с трудом. Пленные в восторге от того, как их русские содержат, и уже несколько писем написали в свой лагерь, говоря, что за ними ухаживают добрые сестры милосердия, и что они считают себя счастливыми...» [7, с. 22]. Это говорит о безмерном сострадании ко всем раненым, о том, что сестры не делили умирающих на «свои или не свои». Они оказывали свою помощь и поддержку всем нуждающимся.

Находясь в центре боевых событий, сестры Общины больше боялись за жизнь солдат, а не за свою собственную жизнь. Сестры очень привязывались к раненым и тяжело переживали их гибель.

Крымская война показала всю значимость деятельности женской общины сестер милосердия. Впоследствии каждая их сестер была удостоена медали за свой нелегкий и благородный труд. Для их награждения были выбиты 7 золотых и 145 серебряных медалей. На одной стороне медали перечислялись пункты в Крыму и Южной России, в которых сестры оказывали помощь воинам. Это такие города как «Севастополь, Перекон, Бельбек, Бахчисарай, Херсон, Николаев, Симферополь». Сестры, трудившиеся на Балтийской линии, получили медали с надписями «Финляндия, Выборг и Або» [3, с. 12].

С окончанием Крымской войны деятельность Крестовоздвиженской общины не прекратилась. Часть сестер изъявили желание остаться на своих должностях.

1. Ариян П. Женщины в истории благотворительности в России. // Вестник благотворительности. 1901. № 9. С. 40-53.
2. Беляков О. К. Великая княгиня Елена Павловна. - СПб: Лики России, 2011. 311 с.
3. Гулова Е. М. Награды сестрам Крестовоздвиженской общины и сердобольным вдовам. // Родина. 2000. № 7. С. 10 - 13.
4. Наумова Г. Ю. Продолжение известий о сестрах Крестовоздвиженской общины попечения о раненых в Крыму. // Морской сборник. 1855. № 2. С. 25 - 29.
5. Очерк двадцатипятилетней деятельности Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. - СПб: тип. В. И. Грацианского, 1879. 86 с.
6. Пирогов Н. И. Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных, в военных госпиталях в Крыму и в Херсонской губернии, с 1 декабря 1854 по 1 декабря 1855 / [Соч.] Акад. Н. И. Пирогова. - СПб: тип. Имп. Акад. наук, 1856. 33 с.
7. Собрание писем сестер Крестовоздвиженской общины попечения о раненых. -СПб: Мор. тип, 1855. 55 с.
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1854-1856 ГГ СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ РУССКАЯ ЖЕНЩИНА ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ И РАНЕНЫМ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты