Спросить
Войти

Актуальные проблемы развития инновационной деятельности в России

Автор: указан в статье

И. В. Малюшина

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Работа представлена кафедрой экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор И. П. Павлова

В статье проанализировано современное общее состояние инновационных процессов в экономике нашего государства. Рассмотрена инновационная деятельность, степень ее влияния на экономический рост, выяснены ее противоречия, оказывающие воздействие не только на экономические результаты непосредственных производителей инновационного продукта, но и на темпы инновационных преобразований.

The modern general condition of innovative processes in the Russian economy is analysed in the article. The author considers innovative activity, a degree of its influence on the economic growth and its contradictions that influence not only economic results of direct manufacturers of an innovative product, but also rates of innovative transformations.

Научное сообщество страны выполняет ориентирующую функцию в жизнедеятельности населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Интенсивность инновационной деятельности сегодня во многом отражается на уровне экономического развития: в условиях усиливающейся конкуренции на мировой арене выигрывают именно те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности.

По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация -конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности1 .

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть государство, предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного самоуправления, частные лица и т. д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инноваций2.

Роль и место науки в обществе существенно зависят от уровня развития общественного сознания, информированности населения о возможностях применения результатов научно-технической деятельности для решения социально-экономических задач, а также реально полученных практических результатов такого применения. Так, в настоящее время на долю современных технологий, продукции, оборудования в развитых странах приходится более 70% прироста ВВП3.

Однако на сегодняшний день общее состояние инновационных процессов в экономике нашего государства нельзя признать удовлетворительным: практически

по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствуют тенденциям мировой системы хозяйствования. Недостаточно разработаны основополагающие методологические и методические вопросы, также не в полной мере используется научно-технический и образовательный потенциал России, инновационная активность российских предприятий сегодня остается на невысоком уровне. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития, и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. Это объективно требует теоретического анализа тенденций развития инновационной деятельности, степени ее влияния на экономический рост, выяснения ее противоречий, оказывающих влияние не только на экономические результаты непосредственных производителей инновационного продукта, но и на темпы инновационных преобразований.

Существует не только необходимость кардинального изменения уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

С этой точки зрения насущной для нашего государства становится проблема степени воздействия инновационных факторов на темпы экономического роста и формирование макроэкономических условий,

способствующих активному развитию этих факторов.

Диапазон возможной ориентации отечественной науки может изменяться от активной роли науки и инновационной сферы в реформировании экономики до модели локального сопровождения импортируемых технологий образовательного ценза населения. Этот выбор определяется как позицией руководства страны, так и самоопределением научного сообщества в социальном пространстве, а также отношением населения к роли науки, к ученым и их научной деятельности. Промедление с выбором национальной модели науки неуклонно сужает поле возможных решений прежде всего за счет исключения из их числа наиболее позитивных, активных и конструктивных вариантов.

Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая научной базой, занимает на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции лишь 0,3%4. Сложившаяся ситуация требует активных действий, направленных на активизацию инновационной деятельности в стране.

Все промышленно развитые страны создали соответствующие их национальным интересам инновационные сферы, позволяющие прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение и начальное тиражирование новшеств (на период до 3 лет). Это позволяет развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии.

Согласно пакету документов, входящих в «Основы политики России в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», одной из основных мер государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники является стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, в том числе стимулирование развития венчурного инвестирования. В первую очередь Концепция рассчитана на дальнейшее развитие имеющегося в России инновационного потенциала.

Особым объектом науки федерального значения в РФ является Государственный научный центр. Статус государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытноэкспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры.

Результаты таких научных исследований получают международное признание. Эти организации пользуются особой поддержкой. Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.

Одним из важнейших вопросов, возникающих при рассмотрении источников финансирования инновационной деятельности, является принцип распределения инвестиций между центром и регионами, а также внутри регионов. Для инвестиционного процесса в экономике России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет исключительное значение. Именно в регионах реализуется большинство инновационных программ, но не все из них в состоянии самостоятельно покрыть расходы, связанные с инновационной деятельностью5. Также необходимо принять во внимание резкую дифференциацию регионов с точки зрения инвестиционной ситуации. Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от вложений.

Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, снижению себестоимости продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Инвестиции и инновации: Словарь-справочник / Под ред. Бора. М., 1998.
2 Калинин М. Я. Инвестиции в инновации. М.: ЮНИТИ, 2002.
3 По данным ИТАР-ТАСС.
4 Наука России в цифрах - 2003: Статистический сборник. М., ЦИСН, 2004.
5 Региональная экономика / Под ред. Проф. Н. Г. Кузнецова, проф. С. Г. Тяглова. Спб.: Феникс, 2003.
инновационная деятельность в россии инновационные процессы темпы инновационных преобразований
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты