Спросить
Войти

Совершенствование валютного контроля коммерческих банков как важнейшего элемента государственной валютной политики

Автор: указан в статье

© 2003 г. А.А. Чикина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭЛЕМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

В настоящее время коммерческие банки сталкиваются с проблемой решения двух полярных задач: осуществление реального валютного контроля и сохранение своих клиентов, т.е., с одной стороны, будучи уполномоченными, они являются агентами валютного контроля, в соответствии с законодательством и условиями соблюдения мер экономической политики, с другой - в отличие от государственных институтов исполнительной власти коммерческие банки заинтересованы в получении прибыли.

Анализ новой редакции закона «О валютном регулировании и валютном контроле» показал, что происходит постепенная либерализация правил осуществления резидентами и нерезидентами некоторых видов валютных операций, призванная смягчить макроэкономические проблемы в случае их возникновения [1]. В этой связи политика валютного регулирования и валютного контроля строится на следующих принципах:

1) приоритета экономических мер реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) единства политики валютного регулирования и валютного контроля, осуществляемой в целях обеспечения экономических интересов государства, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации;
3) единства системы валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации;
4) обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций;
5) исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Реализация принципов, в основе которых лежит единство как необходимый элемент при формировании валютной политики коммерческого банка, возможна с учетом схем взаимоотношений всех участников валютного рынка на основании положения, что все расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации могут осуществляться только через агентов валютного контроля [2].

Анализ структуры и основных задач современных институтов валютного контроля (рисунок) позволяет сформулировать следующее утверждение. Множественность различных органов валютного регулирования, для большинства из которых данная задача не является определяющей, не могла не сказаться на уровне их решений по реализации мер Правительства Российской Федерации в области проведения валютной политики в условиях рыночной экономики.

Представляется, что создание новых структур приведет к еще более громоздкой системе контроля участников внешнеэкономической деятельности. Необходимо упорядочить функции действующих органов валютного контроля, тем более что в последнее время наработан положительный опыт не только в организации системы таможенно-банковского контроля по экспортным операциям, но и в его проведении.

Система органов валютного контроля Российской Федерации

Направления совершенствования валютного контроля определяются состоянием внешней торговли на современном этапе развития экономики. В связи с либерализацией движения капитала, а также изменениями форм установления договорных связей с иностранными партнерами изменяется характер его проведения. На основе вышеизложенного совершенствование валютного контроля коммерческих банков предполагает рассмотрение вопросов:

- повышения уровня подготовки кадров и аттестации сотрудников в этой области путем проведения соответствующих семинаров;

- маркетинга валютных операций коммерческого банка;

- реализации им мер государственной валютной политики по проблеме оттока капитала;

- оптимизации внешнеторгового контракта клиента с целью снижения нарушений российскими экспортерами и импортерами валютного законодательства.

Основная задача коммерческого банка при осуществлении валютного контроля - внедрение маркетинговых исследований в сфере проведения валютных операций и инвестирование в информационное обеспечение. Маркетинг валютных операций представляет собой сбор и обработку максимального объема информации о потенциальном клиенте. Учитывается значительный разброс клиентов по стране, необходимость наличия большой филиальной сети очевидна. Таким образом, маркетинг валютных операций - это еще и детализация, связанная с объединением усилий нескольких подразделений центрального аппарата банка и филиала, где происходит валютное обслуживание клиента, и филиалов в тех регионах, где расположены экспортеры и импортеры [3].

Маркетинговые исследования способствуют получению уполномоченным банком максимума сведений о своем клиенте. Такая информация позволяет банку предварительно решить, сможет он посредничать во внешнеторговой сделке или нет (а следовательно, насколько велик риск для него в результате неисполнения клиентами соответствующих контрактов).

При проведении маркетинговых исследований валютных операций коммерческий банк должен руководствоваться:

1) необходимостью проведения анализа содержания операции, учета, какие услуги входят в обслуживание клиентов, производство и продажу какой продукции он может обслуживать, в какой валюте происходят расчеты клиентов, максимально возможные сроки прохождения платежей (есть ли возможность автоматизировать обработку информации);
2) целесообразностью отработки схемы проведения операции, т.е. оценки, как организованы платежные потоки между

всеми участниками сделки, какова роль банков в обслуживании контрагентов;

3) важностью учета, каковы предусматриваемые условия платежа. Так как в качестве расчетов применяются предоплата, получение платежа после отгрузки товара, а также смешанная форма оплаты, а неплатежи являются для клиентов и банков основными проблемами при осуществлении сделок, банк должен рекомендовать клиентам наиболее оптимальный вариант расчетов. В отдельных случаях, особенно при проведении импортных контрактов, банки принимают на себя дополнительные риски путем предоставления гарантий за плательщика;
4) необходимостью знаний об эффективности обслуживания экспортеров и импортеров, преимуществах при совершении внешнеторговой сделки, получаемых экспортером, возможностях импортера;
5) требованием определения критериев, по которым банк будет принимать решение об обслуживании клиента (виды продукции, отрасли, объем поставок), того, в какие регионы страны направляется продукция (общий уровень задолженности данного региона и оценка риска непогашения задолженности местных предприятий);
6) целесообразностью оценки преимуществ новых форм расчетов (например, с помощью факторинга и форфейтинга и др.). При этом изучаются формы обеспечения платежей (с помощью страховых полисов, гарантий и др.);
7) необходимостью учета элементов, оказывающих влияние на формирование ставки комиссионного вознаграждения: объем работы по обслуживанию клиента, операционные и коммуникационные издержки, связанные с обработкой информации и осуществлением платежей, сумма комиссионного вознаграждения за обслуживание каждого клиента и анализ параметров, от которых зависит колебание ставки в сторону повышения или понижения от среднего уровня. Как известно, комиссионное вознаграждение банка за импортные операции (0,1 %) складывается, прежде всего, из единой ставки, взимаемой за обслуживание каждого контракта, однако при этом не учитывается степень риска непогашения клиентом соответствующей задолженности и роста неплатежей в результате непоставки товаров по контракту.

Литература

1. Проект Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Коммерсантъ. 2002 № 207. 15 нояб. С. 9.
2. Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации. М., 2001.
3. Жак С.В. Математические модели менеджмента и маркетинга. Ростов н/Д, 1997.

Ростовский государственный экономический университет 3 апреля 2003 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты