Спросить
Войти

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Автор: указан в статье

Становление государственного финансового контроля в дореволюционный период Formation of the state financial control in the pre-revolutionary period

Сизова Е.Е.

студентка 2 курса магистратуры Финансового университета при Правительстве РФ

Россия, г. Москва e-mail: eu.eu. sizova@yandex. ru

Sizova E.E.

2rd year student magistracy Financial university under the Government of the RF

Russia, Moscow e-mail: eu.eu.sizova@yandex.ru

Аннотация.

Становление и развитие государственного финансового контроля неразрывно связано с историческим развитием непосредственно бюджетных правоотношений, внедрением составляющих бюджетно-финансового механизма, функционированием Российского государства в целом, а также наиболее стратегически важных отраслей экономики. При этом данные имеющихся фундаментальных исследований процесса аккумулирования, распределения и использования фондов государственных и муниципальных финансов свидетельствуют о значимости роли государственного контроля. Для финансового контроля, в том числе в бюджетной сфере, характерно множество подходов к понимаю как отдельных категорий, так и к роли контрольных органов в действующей системе отношений в целом. Изучение становления и развития государственного финансового контроля в Российской Федерации в дореволюционный период, а именно механизмов организации и специфики нормативного регулирования, актуально при выработке позиции дальнейшего реформирования современной системы контроля в сфере бюджетных правоотношений.

Annotation

The formation and development of state financial control is inextricably linked with the historical development of directly fiscal legal relations, the introduction of components of the fiscal mechanism, the functioning of the Russian state as a whole, as well as the most strategically important sectors of the economy. At the same time, the data of the available fundamental research of the process of accumulation, distribution and use of state and municipal finance funds indicate the importance of the role of state control. For financial control, including in the budgetary sphere, there are many approaches to understanding both individual categories and the role of control bodies in the current system of relations as a whole. The study of the formation and development of state financial control in the Russian Federation in the pre-revolutionary period, namely the mechanisms of organization and the specifics of the regulatory framework, is relevant in developing the position for further reform of the modern control system in the sphere of budget legal relations.

Становление и развитие государственного финансового контроля (далее - ГФК) неразрывно связано с историческим развитием непосредственно бюджетных правоотношений, внедрением составляющих бюджетно-финансового механизма, функционированием Российского государства в целом, а также наиболее стратегически важных отраслей экономики. Необходимость в его осуществлении и совершенствовании особенно наблюдалась в течение переходных исторических этапов.

Система ГФК зародилась непосредственно в один из таких периодов: в эпоху формирования абсолютизма. Вторая половина 17-го века характеризовалась усилением централизации аппарата управления, развитием товарно-денежных отношений, ростом производственных сил, и, как следствие, увеличением финансовых ресурсов государства [1].

Первоначально Счетный приказ был создан царем Алексеем Михайловичем Романовым в 1647 г. в виде временной комиссии. Необходимость ревизии финансов во время военных действий способствовала развитию имеющихся начинаний и образованию в 1656 г. Счетного приказа, как первого государственного

органа, созданного для осуществления финансового контроля, являющегося прообразом ныне существующих контрольно-счетных органов.

Данные преобразования акцентировали внимание приказного аппарата к упорядочению финансов складывающейся абсолютной монархии, а именно к их учету. Так, его функции в документах определялись как «государевы счетные и сыскные и описные дела» [2, С. 33].

Особенно значимой фигурой в период преобразований 18-го века период является Петр I, реформы которого послужили окончательному оформлению абсолютной монархии, характеризовавшейся неограниченностью власти монарха, централизацией и бюрократизацией аппарата управления, упрочнением привилегий дворян, усилением крепостного права [3]. По-прежнему ученые не могут прийти к единому мнению в оценке рациональности и закономерности его преобразований, но нельзя недооценивать его стремление к превращению России в передовое государство.

Вместо ранее существовавших приказов Петром I была развита отраслевая система управления и были образованы двенадцать коллегий, полномочия которых были разделены и зафиксированы в Генеральном регламенте коллегий 1720 г. [4, С. 89]. Наиболее значимым органом контрольно-ревизионной деятельности стала основанная в 1720 г. Ревизионколлегия.

В период с 1725 по 1741 гг., после смерти Петра I, произошло несколько дворцовых переворотов и последовала постоянная смена власти. Сильные политические изменения коснулись органов финансового контроля. Роль государственного контроля изменялась как в целом вслед за повышением или понижением роли Сената, так и в части финансового контроля, осуществляемого находящейся в его подчинении Ревизион-коллегией.

Началом важного этапа формирования финансового контроля послужило принятие Высочайшего манифеста от 28 января 1811 г. «О устройстве Главного управления Ревизии Государственных счетов» [5], являющегося первоосновой организации высших органов ГФК. Управление данной сферой было поручено Государственному контролеру, должность которого была введена в 1810 г. Отныне в состав Главного управления ревизии государственных счетов вошли два департамента, компетенции которых разделялись на проведение ревизии государственных счетов в гражданской и в военной части. Учреждения, которые были подчинены ранее действовавшим органам контроля, вошли в подведомственность указанного Управления.

Во время смены высшей власти в Российской империи, а также вплоть до 1836 г. реформирование ГФК не принесло значительных перемен. Значительный вклад в его развитие можно отнести на счет Государственного контролера А.З. Хитрово. С точки зрения М. Кремяновского контролер стремился в первую очередь урегулировать механику ГФК и инициировал упорядочение правил его проведение в виде инструкций. Другого мнения придерживается А.А. Ялбулганов, считавший проведенные Хитрово реформы не касающимися методов осуществления контрольной деятельности [6, С. 132].

В этот период также происходит увеличение проверяемой документации и наблюдаются положительные изменения в контрольной деятельности: частично проверена накопившаяся отчетность, появилась дисциплина в проведении ревизий, которые теперь осуществлялись строго по окончании отчетного года. Еще одним шагом к усилению оперативности контроля послужило решение о направлении отчетности губернского казначейства за полугодия.

Несмотря на прогресс в системе ГФК, продолжали иметь место быть серьезные недостатки структурного характера. Решение которых относят на счет другого выдающегося деятеля В.А. Татаринова в 60-е годы 19-го века [7]. В 1862 году введены в действие «Правила составления, исполнения и заключения финансовых смет министерств и главных управлений». Внедренные новации позволили включить в бюджет 1863 г. доходы

и расходы, ранее не включавшиеся в его состав, и, как следствие, увидеть более полную картину состояния государственных финансов [8].

Находясь на посту контролера, В.А. Татаринов стал инициатором составления «кассовых правил» о поступлении государственных доходов и осуществлении государственных расходов. В 1864 г. при Государственном контролере учреждена Временная ревизионная комиссия, проводившая документальную проверку использования бюджетных средств министерствами и главными управлениями Петербурга, где впервые было введено единство кассы [9, С. 69], распространившееся далее и на другие губернии. Таким образом, реформа позволила создать единую общегосударственную систему ГФК, состоящую из Государственного контроля и контрольных палат, являющихся его территориальными отделениями.

Квинтэссенцией реформы В.А. Татаринова стало определение положения Государственного контроля в системе власти в связи с изданием в 1892 году общего законодательного акта. Таким образом, несмотря на несовершенства системы ГФК на местном уровне, была решена значительная проблема -ликвидация зависимости региональных контрольных органов от местной власти [10].

Сформировавшаяся система контрольно-ревизионных учреждений просуществовала до 1917 года, практически не подвергаясь изменениям. Таким образом, в дореволюционный период система государственного финансового контроля прошла путь от децентрализованной (возникновение в начале 19 века государственного финансового контроля на местах) до централизованной организации (результат реформы В.А. Татаринова). В свою очередь, роль ГФК осознавалась на всех этапах развития государства, несмотря на то, что не во все времена контрольные органы были наделены достаточным для эффективной и беспристрастной деятельности объемом прав и полномочий. Можно отметить, что наблюдалось размытие контрольных функций государства, и внешний финансовый контроль осуществлялся не специализированными контрольными органами.

Список используемой литературы:

1. Полное Собрание Законов Российской империи. Собр. 1-е. - Т.У. - № 3254.
2. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти ХУт столетия и реформа Петра Великого.- Спб. - 1905, - 70 с.
3. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. - М.: 2000.

- 192 с.

4. История финансового законодательства России: Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». 2003. - 256 с.
5. Полное собрание законов Российской империи-1. - Т.ХХХ1. - № 24502.
6. Ялбулганов А.А. Организационно-правовые основы финансового контроля в Российской армии (XIX

- начало XX). - Диссертация доктора юридических наук. - М., 1999.

7. Полное собрание законов Российской империи-1. - Т.XXXI. - № 24307.
8. Высшие и центральные государственные учреждения России 1801-1917 гг. - Т. 2. - СПб, 1998. - 213 с.
9. Ялбулганов А.А. Государственный контролер В.А. Татаринов и реформа финансового контроля в России (1850-1860-е гг.) // Финансы. - 2000. - №1. - 127 с.
10. Белявский Ф. Исторический очерк развития государственного контроля в России. - М., 1919. - 63 с.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ state financial control budgetary control budgetary legal relations
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты