Спросить
Войти

Об открытии школ Министерства народного просвещения (МНП) в чувашских населенных пунктах Уфимской губернии (вторая половина XIX - начало XX века)

Автор: указан в статье

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 1 (216). История. Вып. 43. С. 92-96.

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И СССР

И. В. Сухарева

ОБ ОТКРЫТИИ ШКОЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (МНП) В ЧУВАШСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯПОЛОВИНА XIX- НАЧАЛОXXВЕКА)

В данной статье рассказывается о развитии системы начального образования среди чувашей Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX в. Исследуются вопросы строительства и открытия Министерством народного просвещения новых школьных заведений для нерусского населения, библиотек и музеев при них, оказания материальной поддержки открываемым им и другими ведомствами школам, полного или частичного содержания учителей.

Наше время - эпоха пробуждения исторического сознания общества. Люди желают знать правду о прошлом своих народов, стремятся найти в истории ответы на злободневные вопросы бытия. Знание особенностей культурного развития народов имеет фундаментальное значение не только для прояснения всех сторон их истории, языка, культуры, но и для лучшего понимания процессов, происходящих в современном обществе.

Исследования культурного развития нерусских народов Урала, Поволжья, Сибири и других регионов являются одной из главных задач отечественной исторической науки. Они обогащают наши представления о жизни многонационального населения дореволюционной России новыми знаниями и фактами. Благодаря успехам, достигнутым за предыдущий период советской историографией, изучение судеб нерусских народов продвинулось далеко вперед. Тем не менее, проблемы исторического и культурного развития народов, проживающих в Башкортостане в известном территориально-административном и хозяйственно-культурном отрыве от своих этнических территорий, до сих пор остаются вне поля зрения исследователей. Не составляют исключения и чуваши. Многие вопросы, связанные с ними, пока еще не стали предметом детального научного изучения. К примеру, такие вопросы, как особенности культурного взаимодействия чувашей и других народов в ходе заселения и хозяйственного освоения Башкортостана и их последующего развития.

Эти и многие другие вопросы относятся к числу тех, которые требуют обстоятельного изучения.

В Башкортостане, по данным переписей 1989 и 2002 гг., насчитывалось соответственно 118,5 тыс. и 117, 3 тыс. чувашей. По абсолютной численности они входят в число наиболее крупных этнических образований и занимают четвертое место в республике.

История чувашей складывалась так, что они всегда оказывались на стыке культур и цивилизаций, где происходили активные межэтнические культурно-языковые взаимодействия и контакты, где пересекались миграционные потоки и хозяйственно-торговые связи. Чуваши Башкортостана испытали определенное влияние со стороны окружающих национальностей, прежде всего башкир, татар, русских, что проявлялось не только в хозяйстве, быте, но и в языке, а иногда и в сфере их самосознания. Специфика социально-экономического и исторического развития края, сложность этнического состава населения, интенсивные межэтнические контакты вызывали в культуре башкирских чувашей сложное переплетение традиционных и приобретенных культурно-бытовых форм и особенностей. Вместе с тем, проживая в течение нескольких столетий в известном отрыве от своей прежней родины, они сохранили свою самобытность, язык, традиционную культуру. В связи с этим исследование условий, особенностей и характера эволюции диаспорной группы башкирских чувашей имеет актуальный характер.

История чувашей в Башкортостане -проблема сложная и многоплановая. В данной статье, в первую очередь, обращается внимание на процесс строительства и открытия Министерством народного просвещения новых школьных заведений для нерусского населения Уфимской губернии во второй половине XIX - начале XX в., библиотек и музеев при них, оказания материальной поддержки открываемым им и другими ведомствами школам. В современном Башкортостане в развитии системы начального образования чувашей Министерством образования также достигнуты определенные успехи. Однако есть и немало проблем, требующих к себе пристального внимания. Исследуемая тема позволяет нам выяснить уровень развития и возможность получения образования среди чувашей в рассматриваемый период и сравнить современное состояние этого вопроса.

Согласно «Положения о начальных народных училищах» (1864 г.) во второй половине XIX в. в Уфимской губернии начали открываться училища разных ведомств. Основной их целью являлось утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение полезных знаний. В проекте «Положения» был пункт о преподавании в начальных школах на родном языке, который при утверждении в Государственном совете был зачеркнут1.

В 1869 г. была разработана программа обучения нерусских детей. Но вопрос о введении всеобщего обязательного обучения до конца не был решен, несмотря на то, что еще в октябре 1867 г. в нерусских школах разрешено было начать преподавание на родном языке. Начиная с 1869 г., МНП начало открывать в сельских местностях двухклассные и одноклассные училища с ежегодным пособием от казны. В связи с недостатком казенных средств сельские общества часто принимали на себя расходы по содержанию училищ2.

В 1874 г. вышло новое «Положение о начальных народных училищах», вследствие чего произошли изменения в политике органов просвещения. В то же время в соответствии с системой Н. И. Ильминского было решено, что «орудием первоначального обучения для племени должно быть народное наречие его: учителями инородческих школ должны быть лица из среды соответствующего племени инородцев и при том хорошо знающие русский язык или же русские, владеющие соответственным инородческим языком»3. В связи с этим в школах для инородцев обучение решено было вести на их родном языке, что обеспечивало нерусским детям сознательный процесс овладения начатками грамотности, последовательный и осмысленный переход к обучению на русский язык4.

В Уфимской губернии первое чувашское училище МНП было открыто 14 сентября 1864 г. в Семено-Макарово5. При училище имелся ночлежный приют. 11 января 1909 г. состоялось освещение вновь построенного двухклассного училища6. В 1910 г. благодаря инспектору С. А. Дворжецкому здесь было открыто и женское училище.

Попытка открыть училище во второй половине 1860-х гг. была сделана и в д. Бишкаин Стерлитамакского уезда, где находилось волостное правление. В связи с отсутствием учителя училище было открыто значительно позже - 1 октября 1886 г.7 А уже 21 сентября 1899 г. было освящено новое здание.

Открыть училище в 1867 г. попытались и в Таштамаке, в волостном центре, где его не было и где за неимением учителя оно так и не было открыто8. Вместо этого было открыто в Меселях, где, по данным 1871 г., уже было училище, только место учителя оставалось вакантным. Перемещение училища из Таштамака могло быть связано с освящением в 1869 г. церкви, построенной в Меселях9.

Известно, что в 1873 г. Меселинское чувашское училище не работало из-за малочисленности учащихся. Кроме того, у него не было собственного помещения. Вследствие этого оно было перемещено в с. Мелеуз. Хотя здесь еще в 1866 г. была открыта церковноприходская школа (далее ЦПШ). В результате в 1873 г. она была «обращена в штатную, перемещением сюда Меселинского (Таштамакского) училища»10.

В 1877 г. в Мелеузе в наемной квартире открылось еще женское училище. Однако «от пожара, случившегося в селе 11 мая 1889 г. в 4 часа пополудни, сгорели здания мужского и женского училищ»11. В 1895 г. было построено одноэтажное деревянное здание. А в «Деле об открытии инородческих училищ и о частных училищах» за 1898 г. сказано уже об открытии в с. Мелеуз двухклассного мужского училища вместо одноклассного12.

В 1900 г. получила хорошее помещение и женская школа.

В с. Месели училище было открыто лишь 20 февраля 1884 г.13 С самого начала оно помещалось в общественном, заново выстроенном здании14.

А в Таштамаке школа открылась уже в начале ХХ в.

Перемещение училищ из одного населенного пункта в другой при малом числе или отсутствии учеников в те годы практиковалось очень часто. В этом случае училища перемещались в те деревни, где имелось достаточное количество детей. В частности, в 1874 г. в Макаровском мужском училище, открытом в 1864 г., училось всего 4 мальчика, поэтому было предложено переместить училище «в д. Наумовку (в 5 верстах от Макарова) или в русскую д. Пестровку»15.

В это время многие начальные училища открывались на основе уже существовавших в этих селениях школ духовного или других ведомств. В донесении инспектора народных училищ Стерлитамакского и Белебеевского уездов М. Д. Попова от 29 января 1884 г. директору народных училищ Уфимской губернии сообщается об открытии с 1 января 1884 г. в наемной квартире училища МНП в с. Тряпино, «преобразованного из Тряпинской ЦПШ»16. Позже училище имело собственное помещение, построенное в 1897 г.17

К числу самых первых чувашских училищ относится Уралкинское, открытое в 1871 г. в д. Уралка Куюргазинской волости Оренбургского уезда18. Из стен Уралкинского училища вышли учителя школ, открытых в середине 1870-х гг. в д. Кирюшкино и д. Новоселка (Новая Уралка) Стерлитамакского уезда19. Воспитанники Уралкинской школы стали также учителями открывшихся в 1875 г. Кривле-Илюшкинском, Теняевском и Тетербашевском училищах.

В «Отчете по обозрению сельских училищ Уфимской губернии» (1874 г.) упоминается Зиргановское одноклассное училище, открытое в 1874 г.20 17 октября 1877 г. открыто двухклассное училище в новом училищном доме21. А осенью 1895 г. Зиргановское училище было уничтожено пожаром. Летом, 12 августа 1896 г., на средства МНП было построено новое здание, которое 6 сентября 1898 г. вновь сгорело. Однако на этот раз здание училища было застраховано22. К 1 сентября 1900 г. училище получило новое здание.

Одним из первых училищ для чувашей в Уфимском уезде было училище в д. ЧувашКубово, открытое 15 октября 1886 г. В 1887 г. для него в Иглино был куплен двухэтажный недостроенный дом23.

Осенью, 27 ноября 1904 г., в Чуваш-Кубово в наемной квартире открылось и женское училище24.

В «Деле об открытии начальных народных училищ Уфимской губернии» (1891-1893 гг.) есть сведения об открытии 4 ноября 1893 г. казенного училища в д. Ефремкино25. По данным 1899 г., школа помещалась в собственном, устроенном на средства общества и МНП деревянном здании26.

В 1893 г. ЦПШ в д. Новофедоровка, открытая в 1891 г., была преобразована в казенное училище вместо закрытого в том же году Балыклинского русского класса при медресе27.

В большинстве случаев открытие училищ в чувашских селениях происходило за счет расходов сельского общества. Так, в д. Ямансас (Ишпарсово), где школа была открыта 1 января 1896 г., население деревни на свои средства построило здание школы28. В то же время училище «жалованье учащим, учебные и классные принадлежности получало из МНП»29.

Как видно из «Ведомости о народных школах и сельских училищах Уфимской губернии» за 1874 г., школа (мужская) имелась и в с. Енгалыш, где жили крещеные мордва и

30

чуваши30.

В «Деле об открытии инородческих училищ» за январь 1897 г. предлагается открыть в с. Ерсубайкино Мензелинского уезда училище на средства МНП. В нем же упоминается о приговоре общества от 13 июня 1896 г., где говорится: «В Ерсубайкинской волости среди чувашского народа нет до сих пор ни одного училища»31. Хотя, по другим данным, школа здесь была открыта еще в 1865 г. Так, к примеру, имеются сведения о выделении денег в 1866 г. и в 1874 г. на его содержание32.

В 1900 г. открылись училища в д. Гулькино Троицкой волости и в Каран-Азиково (Иски Мунчи) Богодаровской волости Мензелинского уезда.

Сопротивление казенным русско-башкирским и русско-татарским школам, а также русским классам, открытым при медресе, в некоторых населенных пунктах было настолько сильным, что количество учащихся в них уменьшалось, поэтому школы закрывались или перемещались в другой пункт. Так, например, в феврале 1885 г. при осмотре Сарсазовского одноклассного училища, открытого в 1878 г., было выявлено лишь 4 ученика. Инспектор перевел училище в д. Аднагулово. Однако не прошло и десяти лет, как и оно было закрыто по той же причине. Аналогично вместо закрытого русско-башкирского училища осенью 1894 г. в Стерлитамакском уезде было открыто Антоновское чувашское училище33.

Известно, что в 1901 г. открылась школа и в Карамалах, но из-за отсутствия учителя занятия начались только в 1902 г.34

В апреле 1887 г. МНП разрешило закрыть не пользовавшийся успехом у местного населения русский класс при татарском медресе в д. Куганакбашево и открыть «вместо него два одноклассных начальных для крещеных чуваш училища МНП в дд. Уязыбашевой Белебеевского уезда и Мраковой Стерлитамакского уезда»35. По сообщению М. Д. Попова, «Мраковское инородческое училище было открыто 2 октября 1887 г., а Уязыбашевское - 5 того же октября»36.

В этот период в Белебеевском уезде было открыто еще несколько школ, в числе которых Базгиевская (3 октября 1885 г.)37.

Инспектором народных училищ Стерлитамакского и Белебеевского уездов М. Д. Поповым 4 марта 1886 г. упоминаются приговоры жителей д. Новые Маты, д. Бузюрово и д. Старые Маты о желании иметь в этих селениях училища38. В итоге, в Новых Матах было открыто училище в 1882 г., а в Старых Матах - в 1886 г.

В 1891 г. было закрыто Имай-Карамалинское русско-башкирское начальное училище, а вместо него в этом же году были открыты два училища в д. Азналы-Карамалы и д. Чуюнчи-Николаевка39.

Открывая училища, Министерство расширяло сеть начальных училищ. Однако чрезмерно малое материальное обеспечение таких училищ приводило к бедственному положению учителей и уходу некоторых из них в духовное ведомство. Так, к примеру, учитель училища МНП с. Мелеуз Стерлитамакского уезда А. П. Умов, согласно прошения, 16 сентября 1890 г. определен в сан диакона и 23 сентября в сан священника к Никольской церкви с. Тряпино40. Многие учителя были определены одновременно священником и учителем. К примеру, учитель Нагадакского инородческого мужского училища Стерлитамакского

уезда Дионисием 14 августа 1893 г. рукоположен в священники Николаевской церкви с. Тряпино того же уезда41. В своем «Отчете» (1900 г.) инспектор С. А. Дворжецкий подчеркивал: «В духовном ведомстве большой спрос на инородцев на должности дьяка и священника, туда учителя и уходят, а замещать убыль некем. В 1900 г. Стерлитамакская инспекция случайно получила одного такого кандидата Григорьева, который за неимением мест в духовном ведомстве получил место в новом Айгулевском чувашском училище МНП». «Не найдись он, это училище осталось бы неоткрытым»42.

В 1888 г., ввиду безуспешной деятельности русско-башкирских школ Кубякской, Куручевской и Стародюмеевской Белебеевского уезда Уфимской губернии, было решено закрыть их. И вместо них, на те же средства, были открыты училища в шести чувашских деревнях: Дюртюли, Седяк-Новое (Васильевское), Кистенли-Ивановка, Кекен-Васильевка, Суккулово Белебеевского уезда и Аллагуватово Стерлитамакского уезда43.

В училищах и школах для нерусского населения девочек почти не было. Так, по данным 1883 г., число учащихся-девочек во всем Стерлитамакском уезде составляло всего 23, из них 18 чувашей и 5 мордовок, а в Белебеевском обучалось 16 чувашей, 8 мордовок и 18 девочек крещеных татар44. Малочисленность учениц наблюдалась и в последующие годы.

В итоге к 1912-1913 учебному году в Уфимской губернии начальных школ МНП для чувашского населения было: однокласс-ных - 37, двуклассных - 6, большинство из которых смешанного типа45.

В целом, в школьном образовании успехи, достигнутые к 1917 г., были относительными. Охват детей начальным образованием был недостаточным из-за отсутствия вместительных помещений для занятий, недооценки частью чувашей необходимости получения хотя бы начального образования, из-за бедности народа, заставлявшей «его дорожить каждой рабочей силой в доме, как бы мала она ни была», и «держать мальчика или девочку потому только, что их не во что было одеть, чтобы пустить в школу в холодное время года», и ограниченности средств, выделяемых государством и местными властями46. Среднее и высшее образование для многих оставалось недоступным. Высокая плата за обучение в

гимназиях закрывала двери для большинства населения. Образование не стало всеобщим обязательным и бесплатным.

Примечания

1 Яковлев, И. Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Чебоксары,1959. С. 23.
2 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 301. Л. 1.
3 Отчет о состоянии Бирской инородческой учительской школы и начального при ней училища за 1895 г. Казань, 1896. С. 5.
4 Кондратьев, А. А. Из истории чувашских школ Уфимской губернии 80-90-х гг. XIX в. (по материалам ЦГА БАССР) // Историко-этнографические исследования в Чувашской ССР. Чебоксары, 1990. С. 35.
5 ЦГИА РБ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 656. Л. 53.
6 Кондратьев, А. А. Свет из Симбирска. Уфа, 1998.С. 192.
7 ЦГИА РБ. Д. 440. Л. 105; Ф. 113. Оп. 1. Д. 407. Л. 79; Д. 438. Л. 58.
8 Там же. Ф. 11. Оп. 1. Д. 636. Л. 71; Ф. 113. Оп. 1. Д. 726. Л. 36.
9 Памятная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 53.
10 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 232. Л. 3, 36; Д. 231. Л. 52, 86 об.; Д. 234. Л. 74, 75.
11 Там же. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 94; Ф. И-113. Оп. 1. Д. 452. Л. 44. Д. 467. Л. 39.
12 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 519. Л. 98.
13 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 407 Л. 79; Д. 438. Л. 58; Ф. И-113. Оп. 1. Д. 440. Л. 105; Д. 423. Л. 48.
14 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 499. Л. 55-78.
15 Там же. Д. 232. Л. 10.
16 Там же. Д. 415. Л. 1, 9.
17 Там же. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 444. Л. 70.
18 Там же. Ф. 109. Оп. 1. Д. 181. Л. 10; Ф. 113. Оп. 1. Д. 238. Л. 12.
19 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 238. Л. 3, 6, 9; Д. 269.Л. 105.
20 Там же. Д. 231. Л. 50; Д. 232. Л. 61.
21 Там же. Д. 274. Л. 1, 6, 26, 27, 33, 35, 39, 56.
22 Там же. Д. 578. Л. 146.
23 Там же. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 458. Л. 31.
24 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 454. Л. 220 об.; Ф. 132. Оп. 1. Д. 38. Л. 1, 34; Ф. 109. Оп. 2. Д. 931. Л. 1-3; Ф. 801. Оп. 1. Д. 149. Л. 4; Ф. Р-472. Оп. 1. Д. 626.
25 Там же. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 463. Л. 132.
26 Там же. С. 249.
27 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 460. Л. 5; Д. 463. Л. 137 об.
28 Список училищ, открывшихся за 18951901 гг.; ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 499. Л. 49, 55-78.
29 УЕВ. 1899. № 1.
30 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 231. Л. 75 об.
31 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 510. Л. 12, 82.
32 Там же. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 656. Л. 58, 67; Ф. 113. Оп. 1. Д. 231. Л. 27.
33 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 425. Л. 129 об; Ф. 109. Оп. 1. Д. 115. Л. 5.
34 УЕВ. 1899. № 4. С. 200.
35 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 442. Л. 4; Д. 449. Л. 92.
36 Там же. Д. 444. Л. 121; Д. 442. Л. 37; Ф. И-113. Оп. 1. Д. 447. Л. 37; Ф. 109. Оп. 2. Д. 1748. Л. 8 об.
37 Там же. Ф. И-113. Оп. 1. Д. 428. Л. 157.
38 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 438. Л. 1.
39 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 442. Л. 4, 37; Д. 444. Л. 121;Д. 460.Л. 76-85.
40 УЕВ. 1890. № 22.
41 Там же. 1893. № 18, 19.
42 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 532. Л. 84.
43 Там же. Ф. 113. Оп. 1. Д. 449. Л. 1, 24, 27, 30, 31, 33; Ф. 113. Оп. 1. Д. 546. Л. 104 об; Д. 519. Л. 65; Д. 499. Л. 92-97; Кондратьев, А. А. Указ. соч. С. 41.
44 ЦГИА РБ. Ф. 113. Оп. 1. Д. 369. Л. 163 об.; Д. 499. Л. 55-78; Д. 509. Л. 78 об, 80; Список учебных заведений Уфимской губернии за 1912-1913 учебный год. Уфа, 1913. С. 1-50.
45 Список учебных заведений Уфимской губернии за 1912-1913 учебный год. Уфа, 1913. С. 1-50.
46 УЕВ. 1980. № 3. С. 108.
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ ИНСПЕКТОР НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ ИНОРОДЧЕСКАЯ ШКОЛА СИСТЕМА Н. И. ИЛЬМИНСКОГО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты