Спросить
Войти

Историко-культурологическии анализ освоения татарами пространства Восточной Сибири

Автор: указан в статье

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

А. Н. Рендашкина, соискатель, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия, kissfy@mail.ru

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ОСВОЕНИЯТАТАРАМИ ПРОСТРАНСТВА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Одним из крупнейших этносов на территории России являются татары. Данная народность, судьба которой неразрывно связана с русской практически с самого зарождения последней, - сегодня является второй по численности в нашей стране. Таким образом, в нашем государстве татарская этническая группа входит в число коренных (аборигенных) народов. Имея территорию основного компактного проживания и государственность - Республику Татарстан, тем не менее, большинство представителей этой национальности населяют всю территорию Российской Федерации.

Обострение национального самосознания народов, поиски ими идентичности в условиях полиэтнического Российского государства вызывают потребность в осмыслении глубинных многовековых историко-культурных процессов, протекавших на обширных территориях страны. В этом — плане значительный интерес представляет исто-рико-культурологический анализ освоения татарами пространства Восточной Сибири.

Начало освещения историко-культурных процессов, происходивших = в Сибири, принято связывать с первыми записями путешественников и историков XVIII - первой половины XIX в., где содержатся фрагментарные сведения не только об этнических процессах, но и фрагменты культуры народов, населяющих Восточную Сибирь.

Во второй половине XIX - начале XX вв. появились работы И. Юшкова, К. В. Ельницкого, Н. М. Ядринцева, в которых описывается быт сибирских татар. Авторы не ставили перед собой цель всестороннего описания культуры этой этнической группы, каждый из них, как правило, подробно фиксировал отдельные элементы традиционного ведения хозяйства и части обрядовой сферы. Наиболее полно исследователями были описаны культура и быт Западно-Сибирских татар.

Исследования в области региональной этнической истории татар проводили Ф. Т. Ва-леев, В. В. Радлов, В. Н. Адаев, И. В. Белич, Р. X. Рахимов, Г. И. Зинатулина, Д. М. Исха-ков, Н. А. Томилов и многие др. исследователи. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных татарскому этносу, региональная специфика этногенеза татар Восточно-Сибирского ареала исследована недостаточно. В этой связи возникает необходимость более детального рассмотрения этого вопроса.

Проблема изучения этнической истории татар состоит в определении тюркских групп вошедших в состав татарского этноса. Часто татарами называли разные народы, порою этнически не связанные друг с другом. В результате анализа литературы, посвященной вопросу истории татарского этноса, автором было обнаружено, что

Данная народность, судьба которой неразрывно связана с русской практически с самого зарождения последней, - сегодня является второй по численности в нашей стране.

№ 8 (16) ОКТЯБРЬ 2011

дискуссия

журнал научных публикаций

впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племен, кочевавших в VI - IX вв. к юго-востоку от Байкала. Во II половине XI в. Махмуд Кашгарлы в своем энциклопедическом труде «Дивану лу-гат ит-тюрк»1, перечисляя тюркские народы, место татар указывает рядом с киргизами. В VIII в. племена под названием татар фиксированы в составе Кимакского государства, которое функционировало в VIII - XI вв. в Западной Сибири между Иртышем и Уральскими горами, в Казахстане и Средней Азии. Это государство играло значительную роль в складывании народности казахов и сибирских тюрков (татар). В XIII -XIV вв. этноним татары был распространен уже на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. Из данных вышеперечисленных источников становится наглядным, насколько разнообразны представления, существовавшие у историков и путешественников относительно этногенеза тюркских племен и насколько свободно ими употреблялся этноним татары.

В России до Октябрьской революции «татарами» называли казанских, астраханских, крымских татар, ряд тюр- —

коязычных народов Кавказа и Закавказья, тюрко-язычные народы Сибири. В царской России сложилось весьма противоречивое мнение об этногенезе коренных жителей, населяющих Сибирь в целом — и Восточную Сибирь в частности. Для простоты систематизации данные этносы причисляли к одной из этнических групп: тюркской, финно-угорской и монголо-манчжурской.

По мере изучения восточных народов исследователи начали применять для классификации более сложную схему. Признавая, что ордынские татары состоят из многих этносов со своими этнонимами, ученые сохранили при этом общее их название - татары. Но начали применять его с определениями, состоящими из самоназваний или названий мест обитания этих народов: абаканские татары (хакасы), азербайджанские татары, Барабин-

Согласно списку народностей, изданного канцелярией комитета министров в 1866 г., в Енисейской губернии проживали татары казанские и татары сибирские.

ские татары, башкирские татары, болгарские татары, буджакские татары, вогульские татары (манси), и т. д. Данные тюркские группы именовали себя по названиям местностей, но лишь в XIX - XX вв. приняли этноним татары. Как самоназвание этноним утвердился не ранее второй половины XIX - начала XX в., в период складывания нации.

Относительно характера межэтнической общности сибирских татар средневекового и более позднего времени в литературе единое мнение не выработано. Одни исследователи полагают, что сибирские татары начали консолидироваться в «народность феодального — типа» в XV - XVI вв., которая на рубеже XIX - XX вв. трансформировалась в так называемую ««буржуазную» народность». Другие считают, что даже к началу XX в. единого эт— носа Сибирских татар не существовало. Они представляли собой не до конца консолидированную метаэт-ническую общность. Автор данной статьи придерживается первой гипотезы и поэтому считает, что Сибирских татар можно подразделить на три группы: местные татары (коренное население), ранние мигранты и поздние переселенцы.

Специальных исследований по изучению вопроса возможного существования коренного татарского населения в Восточной Сибири не проводилось. Но о некоторых этнических процессах, вызванных тесной коммуникацией коренного населения и ранних мигрантов та-

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

тар восточной части Сибири, стало известно из сведений Исправника Львова, который описывает племена, ассимилированные татарами. К ним он относит: Абугачей (небольшое племя отатарившихся финнов кочевого образа жизни, магометанского вероисповедания, обитавших по сведениям за 1859 г. в числе 100 душ в Минусинском округе), Байкат (небольшое отатарившееся финское племя кочевого образа жизни, магометанского исповедания, по сведениям за 1859 г. в Минусинском округе их проживало 200 человек).

Согласно списку народностей, изданному канцелярией комитета министров в 1866 г., в Енисейской губернии проживали татары казанские и татары сибирские. Но, как отмечает Исправник Львов, в Енисейской губернии казанских татар не много.

Сибирских татар Исправник Львов определял так: «Татары сибирские - потомки татар Сибирского ханства. Занимаются земледелием, рыболовством и охотой. Быт их в плохом состоянии, деревни бедны и немногочисленны. Исповедание магометанское. Небольшое количество проживает в Канском округе. Обитают по реке Агулу. Численность их по сведениям 1896 г. 176 человек»2.

В настоящее время в наиболее общем виде этногенез сибирских татар представляется как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племен и народностей, вошедших в состав разных групп этой этнической общности. Однако основное ядро составили тюркские племена.

Татары Западной Сибири, после завоевания ее русскими, также в значительном количестве откочевали на восток. Что для многих тюркских племен имело весьма положительные последствия. Впоследствии потомки бухарских выходцев, мигрировавшие из Тобольской губернии, имели большое влияние на тюркские племена Восточной Сибири: они распространили среди татар этого региона мусульманство, привили им грамотность, снабжали их среднеазиатскими товарами. Но в на-

чале XIX столетия их торговое значение упало, они стали заниматься земледелием и сельскими промыслами. В 1822 г. были обложены подушной и оброчной податью. Но земледелием они занимались мало и плохо, быт их ухудшился, даже и количество уменьшилось.

К группе поздних переселенцев татар Восточной Сибири относят татар, переселившихся в Восточную Сибирь из западных регионов России. Основную массу мусульман (89,1 %) составляли татары, переселившиеся из Урало-Поволжского региона3. Именно в этот период появилось большинство татарских деревень в Приенисей-ском крае. Таким образом, Восточно-Сибирские татары сложились из взаимовлияний различных этнических групп коренных тюркских народов и мигрантов Урало-Поволжского региона. На сегодняшний день доминирующей этнической группой, повлиявшей на становление татарского этноса этого региона признаются татары Урало-Поволжского региона.

Таким образом, развитие татарской этнической группы в контексте Восточно-Сибирского ареала началось с освоения мигрантами с Казанской, Уфимской губерний, Урало-Поволжского региона и Западной Сибири. Татары преодолели долгий путь, чтобы осесть в Восточной Сибири, не будучи уже чисто «татарами», смешиваясь и соединяясь с другими «национальными» группами в европейской части России. Мигрировав в Восточную Сибирь, эта мутация продолжалась уже с сибирскими аборигенами, все больше отдаляясь от своей первоначальной «чистоты», вследствие чего татары приобрели черты, присущие жителям этого региона.

1. Кашгарлы М., Divanu Lugat-it-Turk Tercumesi. 3 baski. I, II, III Ciltler. Ankara 1992, Т. I, C. 30.
2. Агенство по делам архивов Красноярского края. Ф.31. On. 1 Д. 208. ЛЛ. 6-37 об. Подлинник. Рукопись.
3. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. T.LXXXIII. - СПб., 1904. С.50-51.

К группе поздних переселенцев татар Восточной Сибири относят татар, переселившихся в Восточную Сибирь из западных регионов России. Основную массу мусульман (89,1 %) составляли татары, переселившиеся из Урало-Поволжского региона.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты