Спросить
Войти

Организация управления деятельностью кадетских корпусов дореволюционной России

Автор: указан в статье

боты ученических бригад Ставропольского края). Просвещение, 1978.

-Пятигорск, III ПИ, 1959. 4. Ученические производственные бригады

2. Гореславский С. И. Политехническое и про-/ под ред. К.А. Ивановича и др. -М.: Изд-во АПН

изводственное обучение на опыте ученических РСФСР, 1961.

бригад. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 5. Ученическая бригада - трудовой коллек-

3. Ахияров К. Ш. Организация и деятельность тив / сост. :А. Т. Куракин и др. - Ставрополь: Край-ученических производственных бригад. - М.: издат, 1969.

О.В. ЦИКУНОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Рассматриваются ведущие факторы и тенденции, характеризующие процесс организации управления деятельностью кадетских корпусов России дореволюционного периода.

Впервые вопрос о централизованном руководстве кадетскими корпусами России возник в самом начале царствования Александра I при обсуждении проекта создания новых министерств в мае 1802 г. Первоначально предполагалось подчинить кадетские корпуса Министерству народного просвещения, но вскоре эта идея была отвергнута. В 1805 г. было принято решение поручить управление кадетскими корпусами Совету из директоров столичных кадетских корпусов и других лиц по указанию императора. Под руководством совета должен был функционировать комитет из специалистов для разработки уставов, штатов, инструкций, программ для кадетских корпусов. Периодически Совет намеревался производить инспекторские проверки во вверенных ему военно-учебных заведениях.

В конце марта 1805 г. был учрежден Совет под председательством цесаревича Константина Павловича. В Совет вошли министр народного просвещения П.В. Завадский, министр военных сухопутных сил С.К. Вязмитинов, инженер-генерал П.К. Сухтелин, инспектор артиллерии А.А. Аракчеев и др. Уже в мае 1805г. Совет представил на рассмотрение императора проект устава и штатов губернских кадетских корпусов. Однако деятельность Совета не внесла в жизнь кадетских корпусов каких-либо больших изменений. В архивах имеются документы о работе Совета в 1805-1809гт.

Кроме учреждения Совета для высшего надзора за хозяйством, дисциплиной и порядком в кадетских корпусах устанавливается должность главного директора кадетских корпусов, которым становится цесаревич Константин Павлович. В Петербурге в 1820г. учреждается особое дежурство при главном директоре с канцелярией из трех отделений: инспекторского, учебного и хозяйственного. Инспекторское отделение заведовало делами по определению и выпуску воспитанников, по личному составу служащих военно-учебных заведений. Учебное отделение рассматривало вопросы совершенствования учебного процесса в корпусах, контролировало набор преподавателей и воспитателей в кадетские корпуса, следило за пополнением библиотек и музеев. В хозяйственном отделении были сосредоточены все вопросы, связанные с обеспечением корпусов вещевым имуществом, продовольствием, строительством новых зданий и т.д.

В апреле 1830 г. указом императора восстанавливается в своих правах, но с новым названием - Совет о военно-учебных заведениях. В обязанность Совета входило наблюдение за деятельностью, касающейся благоустройства всех подведомственных ему заведений, наблюдение за точным исполнением всех издаваемых для них постановлений. Рассмотрению Совета подлежали все предложения по совершенствованию учеб-

©О.В. Цикунова, 2008 267

ного процесса в заведениях, контроль за соблюдением сметы расходов. На проводимых Советом заседаниях председательствовал его председатель граф П. А. Толстой. О принятых решениях непосредственно информировался цесаревич Константин Павлович.

После смерти Константина Павловича в 1831 г. начальником Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка, руководителем Совета о военно-учебных заведениях назначается брат Николая I великий князь Михаил Павлович, при котором значительно изменилось влияние Главного управления военно-учебных заведений на процесс формирования кадетских корпусов, разработку и утверждение программ обучения, издание учебников и учебных пособий, на осуществление контроля за процессом обучения в кадетских корпусах. Михаил Павлович, приступив к своим обязанностям, первым делом занялся созданием централизованного управления вновь порученным ему обширным ведомством.

В 1832 г. началось формирование штаба Его Высочества по управлению военно-учебными заведениями. Первым начальником штаба был назначен генерал-лейтенант А.И. Кривцов, а дежурным штаб-офицером полковник Я.И. Ростовцев. С 1835 г. штаб по военно-учебным заведениям возглавил Я.И. Ростовцев, внесший исключительно большой вклад в создание и развитие кадетских корпусов. Штаб состоял из пяти отделений: первого - прием, перевод, исключение, выпуск воспитанников; второго - контроль за прохождением службы всех служащих ведомства; третьего - воспитательной работы; четвертого -хозяйственного; пятого - отчетности. Одновременно вводился институт инспекторов военноучебных заведений.

В течение всего срока пребывания Михаила Павловича на посту главного начальника военно-учебных заведений постоянно разрабатывалась во всех подробностях новая система военного воспитания и устанавливался тот строго определенный порядок во внутренней жизни кадетских корпусов, который, по признанию исследователей, практически сохранился в главных чертах до того времени, когда в начале 20-х гг. прошлого столетия корпуса прекратили свое существование.

Цель, которую преследовал при этом Михаил Павлович, была сформулирована в «Наставлении

для образования воспитанников военно-учебных заведений», составленном под непосредственным контролем великого князя; «Христианин, верноподданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер - вот качества, с которыми воспитанник этих заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды армии с чистым желанием отплатить Государю за его благодеяния честной службой, честной жизнью и честной смертью». Сообразно с этой целью преимущественное внимание в кадетских корпусах обращалось на нравственное воспитание, краеугольным камнем всего обучения и воспитания была религия как надежная основа нравственности.

Вскоре после вступления в должность главного начальника Михаил Павлович ввел в обязанность директоров кадетских корпусов «строго наблюдать за тем, чтобы только люди истинно достойные, с чистой нравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию допускались в должность воспитателей».

В 1840 г. впервые издаются подробные программы по всем учебным предметам, преподаваемым в кадетских корпусах. По представлению Михаила Павловича один из наиболее просвещенных в то время генералов, барон Н.В. Медем, был командирован на продолжительное время за границу с поручением «следить за ходом усовершенствования в Европе военных наук и тем способствовать развитию их в русских военно-учебных заведениях». Программы 1840 г. вскоре после поступивших сообщений Н.В. Медема тшатзль-но пересмотрены и изданы в исправленном и значительно обновленном виде. В 1848г. было составлено упомянутое выше «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений», утвержденное императором 24 декабря 1848 года.

Большое внимание обращалось на привитие кадетам любви к внеклассному чтеншо. С этой целью при Главном управлении военно-учебных заведений быио начато с 1836 года издание <Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений». Журнал выходил два раза в месяц и издавался в течение почти тридцати лет, он рассылался во все заведения по одному экземпляру на каждых пять воспитанников. В 1848 г, штабом военно-учебных заведений был издан каталог книг, руководствуясь которым, каждый из корпу-

2 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14

сов был обязан систематически пополнять свою библиотеку по всем разделам знаний.

Император по достоинству оценивал деятельность брата на посту главного начальника военно-учебных заведений, неоднократно высказывая ему свое расположение. Николай I лично часто посещал кадетские корпуса и неизменно подчеркивал, что великий князь сделал исключительно много для улучшения всей системы подготовки офицеров для российской армии. Император отмечал, что «заведения эти, совершенствуясь с каждым годом, успели достигнуть во всех отношениях цели своего учреждения и что до столь отличного состояния они были доведены неусыпной заботой Его Высочества».

Михаил Павлович скончался в августе 1829 г. Будучи сам всегда образцом неуклонной исполнительности, начиная с точного соблюдения до мельчайших подробностей установленной формы, он был очень требователен и взыскателен в делах службы по отношению к подчиненным и сурово карал за всякие нарушения и упущения. Воспитанники военно-учебных заведений всегда находили в нем заботливого отца. В бумагах скончавшегося Великого князя был найден документ, написанный его рукой и озаглавленный: «Прощанье с моими детьми военно-учебных заведений». Это «Прощанье» тогда же было приказано поместить во всех тогдашних военно-учебных заведениях под бюстом Его Высочества. Свое духовное завещание великий князь закончил следующими словами: «Благодарю всех моих сослуживцев за их усердие и за их ко мне доверенность; если я кого-либо обидел, то от всей души прошу их простить меня и верить мне, что я никогда не хотел огорчить их с умыслом».

Главным начальником военно-учебных заведений становится великий князь Михаил Николаевич. При нем и под его председательством создается комиссия для реформирования военноучебных заведений. Вскоре после окончания Крымской войны в обществе стали говорить о недостатках образования и воспитательного процесса в кадетских корпусах. При этом многие ссылались на труды знаменитого врача-педагога Пирогова, который в своей педагогической деятельности и своих произведениях проводил мысль, что в подрастающем поколении необходимо, прежде всего, воспитывать человека. По мнению некоторых высокопоставленных военных, вся организация корпусов якобы перестала соответ-

ствовать новым потребностям русской жизни. Как на ненормальность в постановке учебного и воспитательного процесса в кадетских корпусах указывалось на неуместность совместного воспитания почти взрослых молодых людей с детьми и воспитания тех и других одинаково в духе военной дисциплины, а также на увлечение в процессе обучения военными дисциплинами.

Военным министром в это время был гене-рал-адьютант ДА. Милютин, по плану которого и велось преобразование военно-учебных заведений. Одновременно с преобразованием кадетских корпусов в военные гимназии были преобразованы и низшие, так называемые училища военного ведомства, в военно-начальные школы (1866 г.), а потом преобразованы в военные гимназии (1868 г.)

В августе 1863 г. были изданы Положение и штат Главного управления военно-учебных заведений. В 1864 г. вместо издаваемого с 1836 г. «Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений» начал выходить ежемесячный журнал под названием «Педагогический сборник», который издавался до 1917г. и был предназначен для обсуждения педагогических приемов воспитания и системы преподавания.

В марте 1900 г. состоялось назначение на должность главного начальника военно-учебных заведений Его Императорского Высочества великого князя Константина Константиновича.

В жизни кадетских корпусов наступила новая эра - возврат к старым славным традициям корпусов времен Николая I. Корпусам, превращенным в 1863 г. в военные гимназии и вновь восстановленным в 1882 г., были возвращены их старые знамена, которые хранились в музеях; вновь учрежденным в царствование императоров Александра III и Николая II корпусам были пожалованы новые. Будучи в должности генерал-инспектора военно-учебных заведений, великий князь до самой своей кончины 2 июня 1915 г. энергично руководил делом развития и усовершенствования кадетских корпусов.

По вступлении в должность главного начальника военно-учебных заведений великий князь совершил объезд всех кадетских корпусов. Двух месяцев тесного общения в непринужденной обстановке ему хватило для ознакомления с постановкой воспитания и обучения кадет; знакомства с административным составом корпусов. В приказе по военно-учебным заведениям (1905г.,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008 2 6 9

№ 5) указывалось желательность особыш удвоенным вниманием к жизни кадет выпускных классов придать им более развития, серьезности и самосознания.

После эмиграции из России кадетских корпусов имя великого князя было присвоено кадетскому корпусу в Югославии. Судьба же российских кадетских корпусов бала предрешена событиями 1917 года.

Библиографический список

1. Из опыта кадетских корпусов и военных

гимназий в России.-М. 1958.-С. 45-50.

2. Устав для Пажеского Его Императорского Величества корпуса. - РГВИА. Ф. I (Канцелярия военного министерства), оп. 1, ед. хр. 958, л. 22— 248.
3. ЛевшицД.М. Пажеский корпус за 100 лет (1802-1902).
4. Мторадович Г. А. Материалы для истории Пажеского Его Императорского Величества кор-пуса.-Киев, 1871.
5. РГВИА ф. 725, оп. 48, д. 339.

Н.Ф. БАСОВ, О.А. АРИСТОВА ОПЫТ ПОМОЩИ БЕЖЕНЦАМ В КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ*

Испокон веков людям приходилось в поисках безопасности покидать свои дома и устремляться в другие места, чтобы избежать преследований, вооруженных конфликтов или политического насилия. Это случалось практически во всех регионах мира. Однако вплоть до XX в. не существовало каких-либо универсальных норм в отношении защиты таких людей. Попытки оказать им помощь, как правило, предпринимались на местном уровне и применительно к конкретной ситуации. Именно Первая мировая война привела к появлению в международном праве понятия «беженцев» - людей, покинувших место постоянного проживания в результате военных действий или преследований по национальному, религиозному признакам. По оценкам историков в России, число беженцев к концу 1917 года составляло почти 6 миллионов человек. Помощь им оказывали как государственные, так и общественные организации. Костромская губерния так же столкнулась с огромным потоком беженцев во время Первой мировой войны. Принято считать, что провинция инертна в своем развитии, кон* Проект поддержан РГНФ (№08-01-5400 а/ц)

270 Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова • 2008, том 14

сервативна в восприятии нового и замкнута в своих интересах. У такого мнения есть свои довольно существенные основания, однако к началу XX века провинция была реально и тесно связана не только с событиями российского, но и мирового масштаба. Большое количество беженцев двигалось в центральные районы России, в том числе и Костромскую губернию. Наиболее активно этот процесс проходил с лета 1915 г. В результате возникло много вопросов и проблем по их устройству. Прибытающих надо быио накормить, одеть, выщелить тёплое жильё. На это всё нужны были деньги и учреждения, которые занимались бы этим вопросом. Но вначале важно было определить количество обездоленных.

Первая телеграмма сообщала, что в Кострому «направлено сто тысяч беженцев» [1], но через несколько дней пришло уточнение «Сто тысяч ошибка телеграфа, в Костромскую губернию предложено направить до пятидесяти тысяч переселенцев» [2]. Такой большой наплыв беженцев поставил губернатора в затруднительное положение. Им была послана телеграмма в Петербург товарищу министра внутренних дел Плеве: «Начинают прибывать значительные партии беженцев, никаких указаний не имею, средств тоже.

© Н.Ф. Басов, О.А. Аристова, 2008

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты