Спросить
Войти

Развитие церковного краеведения в конце ХIХ века, на примере Санкт-Петербургской епархии

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ

Н.Н. Богемская

РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В КОНЦЕ Х!Х ВЕКА,

НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

В период подготовки реформы системы образования Русской Православной Церкви в XIX веке, в результате ее проведения возникли предпосылки для развития печатной деятельности духовенства, его занятий различными науками, в том числе историей и не только церковной, а одной из важнейших составляющих ее частей - краеведением. Это стало возможным благодаря проводимой в Церкви именно реформе духовных учебных заведений, причем охватившей даже низшие ее ступени - училища. В ходе преобразований, были внесены существенные изменения в учебные программы, происходит практически полное и планомерное замещение устаревших учебников и учебных пособий на новые, более совершенные и т.д. Эти меры позволили подготовить новые и достаточно высокообразованные кадры. В последующем внесшие значительный вклад в развитие отечественной истории, статистики, археологии, краеведения и т.д.

Предпосылки активного развития церковного краеведения существовали с древнейших времен. Еще в XI веке возникло летописание. Начиная с Х^-ХУ! веков церковь принимала участие в создании оригинальных краеведческих произведений - местных летописей и житий святых. Именно тогда были заложены основы церковнокраеведческой деятельности, получившие именно в период Великих реформ наибольшее развитие. Важным этапом для формирования церковного краеведения стал конец ХУН в. Многие выдающиеся представители высшей церковной иерархии занимались изучением истории церкви в отдельных регионах как части общерусской истории.

Большой вклад в развитие церковного краеведения внесли митрополит Евгений (Болховитинов), преосвященные Филарет (Гумилевский), Феодосии (Макарьевский) и другие.

Само по себе понятие «церковное краеведение» возникло совсем недавно. Оно было сформировано в статьях и выступлениях архимандри-

та Иннокентия (А.И. Просвирина), в документе «Основные направления и темы для формирования Российской краеведческой программы»1. Это понятие рассматривается с двух точек зрения: во-первых, это деятельность церкви как социального института, ведущего краеведческие исследования направленные на изучение церковно-религиозной жизни определенной территории вне зависимости от субъекта их исполнения.

Объектом церковного краеведения, а значит и издательской деятельности, является конкретная территория, все стороны ее жизни и истории связанные с церковью. В качестве выше обозначенной территории выступают: административнотерриториальные единицы - епархии (к 1917 году в состав Российской империи входило 64 епархии), а также более мелкие церковно-административные деления (благочиния, приходы).

В 40-50-х годах XIX века, как раз в период подготовки реформы системы образования Русской Православной Церкви, Святейший Синод законодательно распорядился о создании полных описаний епархий. Об этом свидетельствуют два указа Святейшего Правительствующего Синода: первый был объявлен по епархии 21 октября 1847 г. и содержал требование предоставления отчетов о состоянии епархии2, второй появился уже непосредственно после введения новых уставов семинарий и училищ - 17 декабря 1865 г. (указ №9 3862) и указывал на необходимость составлять отчеты с приложением ведомостей3.

Прекращение церковно-краеведческой деятельности связано с разгромом церкви после революции 1917.

Положительным результатом влияния изменившейся системы образования на церковную краеведческую издательскую деятельность можно считать резко возросшие и в количественном и в качественном плане показатели по целому ряду выходивших в свет книг, брошюр, статистических сборников, описаний и т.д. Выпускаемые церковью к концу XIX века издания, можно разделить на группы по их целевому назначению:

- официальные: епархиальные ведомости, справочные книжки для духовенства, которые должны были сообщать официальную и справочную информацию о жизни епархии, доводить до сведения духовенства распоряжения высшей и местной власти;

- научные: историко-статистические описания, отдельные церковно-исторические исследования, которые создавались с целью изучения истории, этнографии, археологии епархии, религиозной жизни народа на территории епархии;

- религиозно-нравственные: противосектанские и миссионерские издания, слова, поучения и т.п.

В официальных изданиях задача изучения истории епархии опосредована (официальная часть таких изданий содержит информацию о местной жизни; неофициальная - включает многочисленные материалы краеведческого содержания).

Существовали издания, единообразные для всех или многих административных делений и географических районов России (например, полные историко-статистические описания имели 34 епархии), в том числе с 1869 г. и столичная, Санкт-Петербургская епархия. Это стало возможным, благодаря общему довольно высокому уровню подготовки священнослужителей в духовных учебных заведениях, так как именно в это время реформируемые семинарии дают первых выпускников.

Характер краеведческого епархиального книгоиздательства определяется содержанием краеведческой деятельности реформируемой церкви. Её основой служило законодательство Святейшего Синода в области охраны памятников старины. Законодательные акты, программы краеведческого изучения региона, публиковавшиеся в епархиальных периодических и продолжающихся изданиях, материалы археологических съездов, документы из центральных и местных архивов -все это определяло основные направления церковно-краеведческой деятельности; изучение и описание церквей и монастырей, крестов, икон, облачений и других предметов церковной утвари; описание архивов и библиотек духовного ведомства; изучение религиозных верований и обрядов православных и инородцев. Ко всей этой, довольно сложной работе, причем требующей специальной подготовки, выпускники семинарий благодаря произведенной реформе системы образования, были вполне готовы. Это, в значительной степени, и обеспечило успешное исполнение на местах издаваемых Синодом программ.

Причем осмысленное и, как рассмотрим далее, достаточно грамотное и творчески обработанное выполнение планируемых высшими иерархами изданий.

Появляющаяся печатная продукция церковнокраеведческих учреждений способствовала распространению исторических знаний, привлечению в члены комитетов (которые занимались изучением епархиальной территории с точки зрения археологии, истории церкви, религиозной жизни народа) новых достаточно образованных и грамотных кадров, стимулировала исследовательскую активность духовенства. Главной причиной их появления стала потребность в обнародовании церковно-краеведческих исследований членов комитетов и комиссий. Грамотно использованные полученные в реформируемых семинариях знания, искали дальнейшего применения. К основным группам материалов, публиковавшихся в такого рода трудах, относятся оригинальные исследования членов комитетов и комиссий, публикации архивных документов, описания рукописей и старопечатных книг, архивов и библиотек духовного ведомства, этнографические материалы, публикации, характеризующие жизнь и деятельность церковно-краеведческих организаций. Для нас эти труды могут выступать в качестве важного источника по истории конкретной территории и той организации, которая его издавала.

Наиболее распространенными среди епархиальных изданий были епархиальные ведомости. Они впервые появились накануне реформы -16 апреля 1860 года в Ярославской епархии. Выпуск ведомостей был разрешён 8 марта 1860 года по представленной преосвященным Нилом про-грамме4. Издание выходило при Ярославской духовной консистории один раз в неделю объемом от 1,5 до 2 листов, форматом в четвертую долю листа и стоимостью 4 рубля. Первым редактором неофициальной части ведомостей был А. Крылов. Затем, с первого июля 1860 г., ведомости появились в Херсонской епархии, а с 1 марта 1861 г. - в Киевской.

К концу семидесятых годов XIX века епархиальные ведомости издавались уже в 39 епархиях. В списках среди этих епархий нет Санкт-Петербургской. Но нет её и среди 14 епархий, ещё не выпускающих данные издания. Так как Санкт-Петербургская епархия в это время уже существовала (а она была учреждена еще 1 сентября 1742 г.)5, то, естественно, ее не могли просто про-

пустить. Для выяснения данного обстоятельства обратимся к церковным иерархам того времени, а точнее к их титулам:

а) Никанор (Клементьевский), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1848-1856 гг.);

б) Григорий I (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1856-1860 гг.);

в) Исидор (Никольский), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (1860-1892 гг).

И только далее идёт Палладий (Раев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (18921898 гг.)6. В тот период времени Новгородская и Петербургская епархии, в плане управления, были объединены в один административно-территориальный церковный округ (не слиты в одну епархию, а объединены в единый округ!), и, следовательно, существовало единое издание епархиальных ведомостей (это подтверждается в справке Святейшего Синода о времени начального выхода епархиальных ведомостей различных епархий)7. В документе, Новгородская отмечена на 37 месте. Издание стало выходить с 1875 года два раза в месяц. Его стоимость составляла всего

2 рубля 25 коп. Редактором являлся секретарь консистории Борнодский. К 1917 году ведомости распространились по всем епархиям Российской империи. В этих изданиях большинство материалов так или иначе, посвящено местной жизни и раскрывает такие направления, как положение, права и обязанности духовенства; историю, современное состояние монастырей, церковных, молитвенных домов; вопросы церковно-школьного и духовно-училищного образования; содержание и организацию миссионерской деятельности; административную структуру епархии и другие стороны епархиальной жизни.

Вторая группа изданий, как уже отмечалось, была посвящена статистике. В целом для России

XIX века характерна разрозненность статистического учета. Не смотря на учреждения при Министерстве внутренних дел Центрального статистического комитета и Статистического Совета, получивших окончательное оформление в 1863 году, в стране не было единой государственной статистики как системы взаимосвязанных и подчиненных органов в центре и на местах. Статистические работы осуществляли помимо Центрального статистического комитета отдельные департаменты, отделы различных министерств. Наряду с ними существовала статистика земств, городс-

ких органов самоуправления, предпринимательских союзов, научных обществ.

Развитие статистики было обусловлено увеличением потребностей общества в различной информации экономического, административного, социального характера.

Наряду со светской статистикой существовала и церковная. Эта статистика, как наука, преподавалась в духовных семинариях еще задолго до введения нового училищного и семинарского устава - с 1811 года, как дополнение к всеобщей церковной истории, а 1838 года была введена в разряд учебных предметов как особая наука, для которой требовался полный и специальный курс. Для осуществления этой потребности духовноучебное управление сочло необходимым опубликовать все материалы по истории русской церкви и соединить ценные церковно-исторические и статистические данные, которые имелись в различных местах духовного ведомства, часто не доступных для исследователей. Таким образом, еще в дореформенный период была создана теоретическая база, а с помощью реформы системы образования, появились и высококвалифицированные кадры для ведения церковной статистики и выполнения многотомного фундаментального труда, такого как, например, «Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии».

Работа над содержанием историко-статистических описаний епархий началась ещё в пятидесятые годы XIX века. Наиболее активно историко-статистические описания епархий издавались в шестидесятые годы. Это было во многом обусловлено, как уже отмечалось ранее, производимой реформой системы образования Церкви, подготовкой высокообразованных кадров, а так же, несомненно, преобразованиями российской действительности, которые вызвали к жизни новые общественно-политические институты, движения и, конечно же, новые публикации. Издания имели вид полных описаний, включающие краткий обзор истории епархии, биографии её архиереев, описание основных монастырей и наиболее выдающихся церквей и приходов.

Второй пик издания описаний приходится на последнее десятилетие XIX - первое десятилетие

XX веков. Это связано с ростом промышленности, увеличением общей грамотности населения империи. В целом по стране рост числа школ и библиотек с 70-х годов, периода, когда церковная реформа стала давать свои ощутимые резуль-

таты, был явлением повсеместным. Пик изданий был связан с увеличением потребности в них (отвечал спросу населения на печатную продукцию именно высокого качества). И эту потребность, в результате реформы духовных учебных заведений, Церковь, несомненно, могла удовлетворить в полной мере.

В этих изданиях основной акцент делался на описание приходов и церквей. Предпочтение, которое отдавалось именно этим изданиям, объясняется не только исторической, но и практической их ценностью как справочного пособия. К историко-статистическим описанием примыкают очерки истории епархии, которые, как правило, создавались в процессе подготовки описаний.

Особое место в церковных краеведческих изданиях занимают адрес-календари и памятные книжки для духовенства. Они близки по содержанию к историко-статистическим описаниям епархий. В основной своей части они содержали историко-статистические сведения о епархиальном управлении центральном и уездном; о монастырях; церковно-религиозных обществах, а также списки церквей по уездам с указанием состава причта и количества прихожан. Отличались текущим характером материала. Кроме историко-статистических сведений, имеющих, несомненно, краеведческий характер, адрес-календари включали указатели распоряжений высшего и епархиального начальства или постановлений епархиальных съездов депутатов духовенства, которые могут рассматриваться как библиографический источник. Издателями историко-статистических описаний и справочных книжек для духовенства могли выступать отдельные лица, церковно-археологические комитеты, редакции епархиальных ведомостей.

Все рассмотренные издания, в наше время сложно назвать краеведческими, но это только на первый взгляд. Как уже говорилось, объектом церковного краеведения является конкретная территория (в данном случае, это территория Санкт-Петербургской епархии), все стороны её жизни и истории, связанные с церковью. Все выше перечисленные издания помогают нам раскрыть данную тему.

Новым этапом в развитии церковного краеведения, становится разработка и издание епархиальных историко-статистических сведений. Духовенство, получившее довольно хорошее образование, было готово к выполнению и этой дос-

таточно сложной деятельности. Кроме всего прочего, это происходит на волне преобразований российского общества, которые вызвали к жизни новые общественно-политические институты, публикации. Духовное управление признало полезным и необходимым поручить каждому из преосвященных, полагаясь на высокий уровень их знаний, составить полное историческое и статистическое описание вверенных им епархий, собрав нужные для этого сведения из подлинных актов, хранящихся в консисторских, монастырских, соборных архивах и библиотеках, при архиерейских домах и в других местах епархиального ведомства. Создателям этого труда необходимо было тщательно просматривать и анализировать все документы по данной тематике8.

Определением Святейшего Синода от 10 мая /

6 октября 1850 г. поручалось «Епархиальным Преосвященным озаботиться составлением, по данной от Синода программе, исторического и статистического описания вверенных им епархий, собрав для сего нужные сведения из подлинных актов, хранящихся в архивах, библиотеках и других местах епархиального ведомства»9. В этом же документе, объяснялась и необходимость сбора такого рода информации - «.. .с изданием в свет, материалы эти, кроме заключающегося в них частного для каждой епархии интереса, могут принести пользу, что, обратив на себя внимание людей просвещенных, они могут вызвать со стороны сих последних полезные для будущих составителей Отечественной Церковной истории замечания и взгляды.»10.

В октябре 1850 года петербургскому митрополиту Никанору была представлена записка с выше указанными требованиями и программой описания епархии, которая предполагала ответить на следующие вопросы:

1) появление и распространение христианской религии в пределах каждой епархии;
2) время учреждения епархии;
3) епархиальная иерархия в непрерывном порядке, с кратким описанием архиереев;
4) монастыри, находящиеся в епархии (полные исторические сведения о монастырях с подробным описанием найденных актов и рукописей);
5) сведения о соборах приходских, домовых и других церквях;
6) сведения о святых угодниках, с приложением полных списков их житий или записей о них летописцев;
7) сведения о святых чудотворных иконах, явленных, или «замечательных по своей древности», с приложением сказаний и записей о них;
8) сведения о благочестивых обычаях и традициях, существующих в епархии (особые посты, крестные ходы, путешествия к святым местам и прочее) с исторической сноской на начало и повод этих событий11.

Рассматривая данную программу, можно заметить, что она очень последовательна и логична, охватывает все стороны жизни епархии, начиная с периода зарождения христианского учения на данной территории. Очень интересным является последний, восьмой пункт программы. Данные этого пункта могут дать богатейший материал о быте, обычаях, традициях и обрядах, существующих в данной местности. Возможно, помогут выявить причины их появления, проследить дальнейшие изменения и так далее. Обратим особое внимание на то, что все собранные сведения нужно было не просто фиксировать, а внимательно просматривать и анализировать документы, относящиеся к данным сведениям. Не анализируя и не подтверждая какие-то события документально, церковь могла бы фальсифицировать свою историю для увеличения престижа православия. Но, естественно, неизвестно в какой степени выполнялось данное предписание.

Исходя из выше изложенного, можно считать, что труд изначально планировался как серьезное, для того времени даже научное издание с изучением источников. Грандиозность замысла выражается в стремлении создать историческую энциклопедию епархиальной жизни. Предполагалось, что собрание и составление этих сведений, преосвященные епархиальные возложат на наставников семинарий и на лиц епархиального ведомства. Это имело свои положительные и отрицательные стороны. Как положительный факт можно рассматривать приближенность непосредственных исполнителей к описываемым территориям. А как отрицательный - субъективность изложения сведений. Так же (теоретически) можно сомневаться в профессионализме и научной добросовестности авторов-составителей.

По распоряжению митрополита Никанора и в соответствии с указанными требованиями, консистория сделала предписание, чтобы описания церквей и монастырей, составленные настоятелями, под наблюдением местных благочинных были отправлены в консисторию. В тоже время,

по поручению консистории, протоиереи Иоаким Кочетов и Андрей Окунев составили программы для руководства при описании церквей и монастырей.

Издавая собранные сведения о Санкт-Петербургской епархии, комитет ставил перед собой цель - представить, возможно, полное собрание материалов для истории и статистики отечественной церкви в пределах Санкт-Петербургской епархии. В первых выпусках ставилась задача - познакомить читателей преимущественно с историей и топографией епархии.

Для финансирования печатной деятельности, в соборах и церквях Петербурга проводились денежные сборы. На напечатание программы и необходимые для сбора информации путешествия, деньги были получены от Казанского и Морского Соборов, а так же из церквей Спасосенновс-кой, Вознесенской, Владимирской. А на издания непосредственно самих трудов, были получены средства от церквей и монастырей Петербургской епархии и добровольные взносы от церквей придворного и военного ведомств.

В следующих выпусках комитет предполагал открыть четвертый отдел, под заглавием Смеси, где планировалось помещать: исправления и дополнения к уже напечатанным описаниям соборов и церквей по новым сведениям, критические разборы напечатанного материала, сведения о благотворительных заведениях и школах при церквях, церковные документы, биографии выдающихся лиц духовенства и другие сведения, имеющие историко-статистический интерес. Каждый отдел должен был иметь раздельную пагинацию (свой счет листов) и по окончании всего труда, каждый из них должен был составлять особый том12.

Таким образом, изначально выдвигались две задачи: создание истории епархии, неизвестной современным читателям; полное описание современного состояния церковных учреждений с использованием опыта, накопленного церковью по сбору и обработке статистических данных. Планирование четвертого отдела показывает серьезный подход к намеченной работе. Авторы предполагали длительность её осуществления, стремились к устранению недостатков будущего труда, включению дополнительных сведений.

Выше обозначенные задачи привели к тому, что, изучая целый ряд церковных изданий, и в первую очередь «Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии», издание отнюдь

не светское, можно получить обширные сведения краеведческого содержания. Это еще раз доказывает высокий образовательный уровень целого ряда священников, трудившихся над данным изданием Значительная часть излагаемой в данном источнике информации, содержит материал, не относящийся на прямую к истории и деятельности Русской Православной Церкви. Кроме описания церквей и монастырей, через всё издание можно проследить отдельную линию довольно подробно излагающую информацию о быте, обрядах и традициях местного населения и т. д., включая даже описание балов и маскарадов. Неоднократно в указанном источнике встречается информация о кощунственном отношении к святыням Православной Церкви. Не только изложение, но даже упоминание о такого рода информации в предыдущий период времени было отнюдь не характерно для церковных изданий (впрочем, и не только церковных). Кроме этого, большая часть краеведческого материала, размещённого в «Историко-статистических сведениях», с помощью данного издания, впервые вводится в -научный оборот и становится известной широкому кругу читателей.

Примечания

1 Слуцкая С.А. Краеведческая издательская и библиографическая деятельность русской православной церкви. - М., 1993. - С. 3. Программа была принята на Учредительной конференции краеведов России, которая состоялась в 1990 г. в Челябинске.
2 РГИА, ф. 796, оп. 442, ед. хр. 247-250.
3 РГИА, ф. 796, оп. 442, ед. хр. 261-264.
4 РГИА, ф. 814, оп. 1, ед. хр. 172.
5 250 лет Санкт-Петербургской епархии. - СПб., 1992. - С. 3; Покровский И. Русские епархии в ХVI-ХIХ вв. их открытие, состав и пределы. -Киев, 1897. - С. 11.
6 Памятная книжка Санкт-Петербургской епархии. - СПб., 1995. - С. 10.
7 РГИА, ф. 814, оп. 1, ед. хр. 172.
8 Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии. - СПб., 1885. - Т. Х. - С. 80.
9 Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. - С. 57.
10 Там же.
11 Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии. - СПб., 1885. - Т. Х. - С. 181.
12 Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии. - СПб., 1869. - Т. I. - С. 3, 37.

Н.Ю. Иванченко

ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАРЕЛИИ И МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В годы Великой Отечественной войны значительная часть Карелии была временно оккупирована. Оккупация и военные действия на территории республики нанесли ей огромный материальный ущерб по неполным данным он составил около 20 млн. рублей, не считая потерь от производства1. В Карелии были полностью уничтожены 84 и частично разрушены 409 населенных пунктов. Десятки тысяч людей остались без крова. Особенно сильным разрушениям был подвергнут Петрозаводск. В городе были сожжены и разрушены все промышленные предприятия, более половины всего жилого фонда, выведены из строя водопровод, канализация, телефонная связь, взорваны все городские электростанции, мосты и плотины2.

Карелия понесла большие людские потери и летом 1944 г. сразу после освобождения осталось

17% населения к уровню 1940 г. В ряде районов, таких как Куркенекский, Питкярантский, Сорто-вальский, Суоярвский не было ни одного человека. В Кондопожском районе из 34883 человек по переписи 1939 г., в 1944 г. проживало 4239 человек, в Прионежском из 26983 - 6300, в Шелтозер-ском из 8135 - 3360 человек. В основном это были женщины, старики, дети3. Однако данные об абсолютном сокращении численности населения не в полной мере отражают объективную картину социальных последствий войны и фашистской оккупации. Анализ сведений о составе населения на освобожденных территориях свидетельствует о том, что от рук захватчиков пострадала наиболее трудоспособная часть населения. Так, например, на 15 июня 1944 г. на территории Во-лосовского района Ленинградской области из 12485 жителей было 10045, в Осьминском районе
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты