ИСТОРИЯ
Н.Н. Богемская
РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В КОНЦЕ Х!Х ВЕКА,
НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
В период подготовки реформы системы образования Русской Православной Церкви в XIX веке, в результате ее проведения возникли предпосылки для развития печатной деятельности духовенства, его занятий различными науками, в том числе историей и не только церковной, а одной из важнейших составляющих ее частей - краеведением. Это стало возможным благодаря проводимой в Церкви именно реформе духовных учебных заведений, причем охватившей даже низшие ее ступени - училища. В ходе преобразований, были внесены существенные изменения в учебные программы, происходит практически полное и планомерное замещение устаревших учебников и учебных пособий на новые, более совершенные и т.д. Эти меры позволили подготовить новые и достаточно высокообразованные кадры. В последующем внесшие значительный вклад в развитие отечественной истории, статистики, археологии, краеведения и т.д.
Предпосылки активного развития церковного краеведения существовали с древнейших времен. Еще в XI веке возникло летописание. Начиная с Х^-ХУ! веков церковь принимала участие в создании оригинальных краеведческих произведений - местных летописей и житий святых. Именно тогда были заложены основы церковнокраеведческой деятельности, получившие именно в период Великих реформ наибольшее развитие. Важным этапом для формирования церковного краеведения стал конец ХУН в. Многие выдающиеся представители высшей церковной иерархии занимались изучением истории церкви в отдельных регионах как части общерусской истории.
Большой вклад в развитие церковного краеведения внесли митрополит Евгений (Болховитинов), преосвященные Филарет (Гумилевский), Феодосии (Макарьевский) и другие.
Само по себе понятие «церковное краеведение» возникло совсем недавно. Оно было сформировано в статьях и выступлениях архимандри-
та Иннокентия (А.И. Просвирина), в документе «Основные направления и темы для формирования Российской краеведческой программы»1. Это понятие рассматривается с двух точек зрения: во-первых, это деятельность церкви как социального института, ведущего краеведческие исследования направленные на изучение церковно-религиозной жизни определенной территории вне зависимости от субъекта их исполнения.
Объектом церковного краеведения, а значит и издательской деятельности, является конкретная территория, все стороны ее жизни и истории связанные с церковью. В качестве выше обозначенной территории выступают: административнотерриториальные единицы - епархии (к 1917 году в состав Российской империи входило 64 епархии), а также более мелкие церковно-административные деления (благочиния, приходы).
В 40-50-х годах XIX века, как раз в период подготовки реформы системы образования Русской Православной Церкви, Святейший Синод законодательно распорядился о создании полных описаний епархий. Об этом свидетельствуют два указа Святейшего Правительствующего Синода: первый был объявлен по епархии 21 октября 1847 г. и содержал требование предоставления отчетов о состоянии епархии2, второй появился уже непосредственно после введения новых уставов семинарий и училищ - 17 декабря 1865 г. (указ №9 3862) и указывал на необходимость составлять отчеты с приложением ведомостей3.
Прекращение церковно-краеведческой деятельности связано с разгромом церкви после революции 1917.
Положительным результатом влияния изменившейся системы образования на церковную краеведческую издательскую деятельность можно считать резко возросшие и в количественном и в качественном плане показатели по целому ряду выходивших в свет книг, брошюр, статистических сборников, описаний и т.д. Выпускаемые церковью к концу XIX века издания, можно разделить на группы по их целевому назначению:
- официальные: епархиальные ведомости, справочные книжки для духовенства, которые должны были сообщать официальную и справочную информацию о жизни епархии, доводить до сведения духовенства распоряжения высшей и местной власти;
- научные: историко-статистические описания, отдельные церковно-исторические исследования, которые создавались с целью изучения истории, этнографии, археологии епархии, религиозной жизни народа на территории епархии;
- религиозно-нравственные: противосектанские и миссионерские издания, слова, поучения и т.п.
В официальных изданиях задача изучения истории епархии опосредована (официальная часть таких изданий содержит информацию о местной жизни; неофициальная - включает многочисленные материалы краеведческого содержания).
Существовали издания, единообразные для всех или многих административных делений и географических районов России (например, полные историко-статистические описания имели 34 епархии), в том числе с 1869 г. и столичная, Санкт-Петербургская епархия. Это стало возможным, благодаря общему довольно высокому уровню подготовки священнослужителей в духовных учебных заведениях, так как именно в это время реформируемые семинарии дают первых выпускников.
Характер краеведческого епархиального книгоиздательства определяется содержанием краеведческой деятельности реформируемой церкви. Её основой служило законодательство Святейшего Синода в области охраны памятников старины. Законодательные акты, программы краеведческого изучения региона, публиковавшиеся в епархиальных периодических и продолжающихся изданиях, материалы археологических съездов, документы из центральных и местных архивов -все это определяло основные направления церковно-краеведческой деятельности; изучение и описание церквей и монастырей, крестов, икон, облачений и других предметов церковной утвари; описание архивов и библиотек духовного ведомства; изучение религиозных верований и обрядов православных и инородцев. Ко всей этой, довольно сложной работе, причем требующей специальной подготовки, выпускники семинарий благодаря произведенной реформе системы образования, были вполне готовы. Это, в значительной степени, и обеспечило успешное исполнение на местах издаваемых Синодом программ.
Причем осмысленное и, как рассмотрим далее, достаточно грамотное и творчески обработанное выполнение планируемых высшими иерархами изданий.
Появляющаяся печатная продукция церковнокраеведческих учреждений способствовала распространению исторических знаний, привлечению в члены комитетов (которые занимались изучением епархиальной территории с точки зрения археологии, истории церкви, религиозной жизни народа) новых достаточно образованных и грамотных кадров, стимулировала исследовательскую активность духовенства. Главной причиной их появления стала потребность в обнародовании церковно-краеведческих исследований членов комитетов и комиссий. Грамотно использованные полученные в реформируемых семинариях знания, искали дальнейшего применения. К основным группам материалов, публиковавшихся в такого рода трудах, относятся оригинальные исследования членов комитетов и комиссий, публикации архивных документов, описания рукописей и старопечатных книг, архивов и библиотек духовного ведомства, этнографические материалы, публикации, характеризующие жизнь и деятельность церковно-краеведческих организаций. Для нас эти труды могут выступать в качестве важного источника по истории конкретной территории и той организации, которая его издавала.
Наиболее распространенными среди епархиальных изданий были епархиальные ведомости. Они впервые появились накануне реформы -16 апреля 1860 года в Ярославской епархии. Выпуск ведомостей был разрешён 8 марта 1860 года по представленной преосвященным Нилом про-грамме4. Издание выходило при Ярославской духовной консистории один раз в неделю объемом от 1,5 до 2 листов, форматом в четвертую долю листа и стоимостью 4 рубля. Первым редактором неофициальной части ведомостей был А. Крылов. Затем, с первого июля 1860 г., ведомости появились в Херсонской епархии, а с 1 марта 1861 г. - в Киевской.
К концу семидесятых годов XIX века епархиальные ведомости издавались уже в 39 епархиях. В списках среди этих епархий нет Санкт-Петербургской. Но нет её и среди 14 епархий, ещё не выпускающих данные издания. Так как Санкт-Петербургская епархия в это время уже существовала (а она была учреждена еще 1 сентября 1742 г.)5, то, естественно, ее не могли просто про-
пустить. Для выяснения данного обстоятельства обратимся к церковным иерархам того времени, а точнее к их титулам:
а) Никанор (Клементьевский), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1848-1856 гг.);
б) Григорий I (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (1856-1860 гг.);
в) Исидор (Никольский), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский (1860-1892 гг).
И только далее идёт Палладий (Раев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (18921898 гг.)6. В тот период времени Новгородская и Петербургская епархии, в плане управления, были объединены в один административно-территориальный церковный округ (не слиты в одну епархию, а объединены в единый округ!), и, следовательно, существовало единое издание епархиальных ведомостей (это подтверждается в справке Святейшего Синода о времени начального выхода епархиальных ведомостей различных епархий)7. В документе, Новгородская отмечена на 37 месте. Издание стало выходить с 1875 года два раза в месяц. Его стоимость составляла всего
Вторая группа изданий, как уже отмечалось, была посвящена статистике. В целом для России
XIX века характерна разрозненность статистического учета. Не смотря на учреждения при Министерстве внутренних дел Центрального статистического комитета и Статистического Совета, получивших окончательное оформление в 1863 году, в стране не было единой государственной статистики как системы взаимосвязанных и подчиненных органов в центре и на местах. Статистические работы осуществляли помимо Центрального статистического комитета отдельные департаменты, отделы различных министерств. Наряду с ними существовала статистика земств, городс-
ких органов самоуправления, предпринимательских союзов, научных обществ.
Развитие статистики было обусловлено увеличением потребностей общества в различной информации экономического, административного, социального характера.
Наряду со светской статистикой существовала и церковная. Эта статистика, как наука, преподавалась в духовных семинариях еще задолго до введения нового училищного и семинарского устава - с 1811 года, как дополнение к всеобщей церковной истории, а 1838 года была введена в разряд учебных предметов как особая наука, для которой требовался полный и специальный курс. Для осуществления этой потребности духовноучебное управление сочло необходимым опубликовать все материалы по истории русской церкви и соединить ценные церковно-исторические и статистические данные, которые имелись в различных местах духовного ведомства, часто не доступных для исследователей. Таким образом, еще в дореформенный период была создана теоретическая база, а с помощью реформы системы образования, появились и высококвалифицированные кадры для ведения церковной статистики и выполнения многотомного фундаментального труда, такого как, например, «Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии».
Работа над содержанием историко-статистических описаний епархий началась ещё в пятидесятые годы XIX века. Наиболее активно историко-статистические описания епархий издавались в шестидесятые годы. Это было во многом обусловлено, как уже отмечалось ранее, производимой реформой системы образования Церкви, подготовкой высокообразованных кадров, а так же, несомненно, преобразованиями российской действительности, которые вызвали к жизни новые общественно-политические институты, движения и, конечно же, новые публикации. Издания имели вид полных описаний, включающие краткий обзор истории епархии, биографии её архиереев, описание основных монастырей и наиболее выдающихся церквей и приходов.
Второй пик издания описаний приходится на последнее десятилетие XIX - первое десятилетие
XX веков. Это связано с ростом промышленности, увеличением общей грамотности населения империи. В целом по стране рост числа школ и библиотек с 70-х годов, периода, когда церковная реформа стала давать свои ощутимые резуль-
таты, был явлением повсеместным. Пик изданий был связан с увеличением потребности в них (отвечал спросу населения на печатную продукцию именно высокого качества). И эту потребность, в результате реформы духовных учебных заведений, Церковь, несомненно, могла удовлетворить в полной мере.
В этих изданиях основной акцент делался на описание приходов и церквей. Предпочтение, которое отдавалось именно этим изданиям, объясняется не только исторической, но и практической их ценностью как справочного пособия. К историко-статистическим описанием примыкают очерки истории епархии, которые, как правило, создавались в процессе подготовки описаний.
Особое место в церковных краеведческих изданиях занимают адрес-календари и памятные книжки для духовенства. Они близки по содержанию к историко-статистическим описаниям епархий. В основной своей части они содержали историко-статистические сведения о епархиальном управлении центральном и уездном; о монастырях; церковно-религиозных обществах, а также списки церквей по уездам с указанием состава причта и количества прихожан. Отличались текущим характером материала. Кроме историко-статистических сведений, имеющих, несомненно, краеведческий характер, адрес-календари включали указатели распоряжений высшего и епархиального начальства или постановлений епархиальных съездов депутатов духовенства, которые могут рассматриваться как библиографический источник. Издателями историко-статистических описаний и справочных книжек для духовенства могли выступать отдельные лица, церковно-археологические комитеты, редакции епархиальных ведомостей.
Все рассмотренные издания, в наше время сложно назвать краеведческими, но это только на первый взгляд. Как уже говорилось, объектом церковного краеведения является конкретная территория (в данном случае, это территория Санкт-Петербургской епархии), все стороны её жизни и истории, связанные с церковью. Все выше перечисленные издания помогают нам раскрыть данную тему.
Новым этапом в развитии церковного краеведения, становится разработка и издание епархиальных историко-статистических сведений. Духовенство, получившее довольно хорошее образование, было готово к выполнению и этой дос-
таточно сложной деятельности. Кроме всего прочего, это происходит на волне преобразований российского общества, которые вызвали к жизни новые общественно-политические институты, публикации. Духовное управление признало полезным и необходимым поручить каждому из преосвященных, полагаясь на высокий уровень их знаний, составить полное историческое и статистическое описание вверенных им епархий, собрав нужные для этого сведения из подлинных актов, хранящихся в консисторских, монастырских, соборных архивах и библиотеках, при архиерейских домах и в других местах епархиального ведомства. Создателям этого труда необходимо было тщательно просматривать и анализировать все документы по данной тематике8.
Определением Святейшего Синода от 10 мая /
В октябре 1850 года петербургскому митрополиту Никанору была представлена записка с выше указанными требованиями и программой описания епархии, которая предполагала ответить на следующие вопросы:
Рассматривая данную программу, можно заметить, что она очень последовательна и логична, охватывает все стороны жизни епархии, начиная с периода зарождения христианского учения на данной территории. Очень интересным является последний, восьмой пункт программы. Данные этого пункта могут дать богатейший материал о быте, обычаях, традициях и обрядах, существующих в данной местности. Возможно, помогут выявить причины их появления, проследить дальнейшие изменения и так далее. Обратим особое внимание на то, что все собранные сведения нужно было не просто фиксировать, а внимательно просматривать и анализировать документы, относящиеся к данным сведениям. Не анализируя и не подтверждая какие-то события документально, церковь могла бы фальсифицировать свою историю для увеличения престижа православия. Но, естественно, неизвестно в какой степени выполнялось данное предписание.
Исходя из выше изложенного, можно считать, что труд изначально планировался как серьезное, для того времени даже научное издание с изучением источников. Грандиозность замысла выражается в стремлении создать историческую энциклопедию епархиальной жизни. Предполагалось, что собрание и составление этих сведений, преосвященные епархиальные возложат на наставников семинарий и на лиц епархиального ведомства. Это имело свои положительные и отрицательные стороны. Как положительный факт можно рассматривать приближенность непосредственных исполнителей к описываемым территориям. А как отрицательный - субъективность изложения сведений. Так же (теоретически) можно сомневаться в профессионализме и научной добросовестности авторов-составителей.
По распоряжению митрополита Никанора и в соответствии с указанными требованиями, консистория сделала предписание, чтобы описания церквей и монастырей, составленные настоятелями, под наблюдением местных благочинных были отправлены в консисторию. В тоже время,
по поручению консистории, протоиереи Иоаким Кочетов и Андрей Окунев составили программы для руководства при описании церквей и монастырей.
Издавая собранные сведения о Санкт-Петербургской епархии, комитет ставил перед собой цель - представить, возможно, полное собрание материалов для истории и статистики отечественной церкви в пределах Санкт-Петербургской епархии. В первых выпусках ставилась задача - познакомить читателей преимущественно с историей и топографией епархии.
Для финансирования печатной деятельности, в соборах и церквях Петербурга проводились денежные сборы. На напечатание программы и необходимые для сбора информации путешествия, деньги были получены от Казанского и Морского Соборов, а так же из церквей Спасосенновс-кой, Вознесенской, Владимирской. А на издания непосредственно самих трудов, были получены средства от церквей и монастырей Петербургской епархии и добровольные взносы от церквей придворного и военного ведомств.
В следующих выпусках комитет предполагал открыть четвертый отдел, под заглавием Смеси, где планировалось помещать: исправления и дополнения к уже напечатанным описаниям соборов и церквей по новым сведениям, критические разборы напечатанного материала, сведения о благотворительных заведениях и школах при церквях, церковные документы, биографии выдающихся лиц духовенства и другие сведения, имеющие историко-статистический интерес. Каждый отдел должен был иметь раздельную пагинацию (свой счет листов) и по окончании всего труда, каждый из них должен был составлять особый том12.
Таким образом, изначально выдвигались две задачи: создание истории епархии, неизвестной современным читателям; полное описание современного состояния церковных учреждений с использованием опыта, накопленного церковью по сбору и обработке статистических данных. Планирование четвертого отдела показывает серьезный подход к намеченной работе. Авторы предполагали длительность её осуществления, стремились к устранению недостатков будущего труда, включению дополнительных сведений.
Выше обозначенные задачи привели к тому, что, изучая целый ряд церковных изданий, и в первую очередь «Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии», издание отнюдь
не светское, можно получить обширные сведения краеведческого содержания. Это еще раз доказывает высокий образовательный уровень целого ряда священников, трудившихся над данным изданием Значительная часть излагаемой в данном источнике информации, содержит материал, не относящийся на прямую к истории и деятельности Русской Православной Церкви. Кроме описания церквей и монастырей, через всё издание можно проследить отдельную линию довольно подробно излагающую информацию о быте, обрядах и традициях местного населения и т. д., включая даже описание балов и маскарадов. Неоднократно в указанном источнике встречается информация о кощунственном отношении к святыням Православной Церкви. Не только изложение, но даже упоминание о такого рода информации в предыдущий период времени было отнюдь не характерно для церковных изданий (впрочем, и не только церковных). Кроме этого, большая часть краеведческого материала, размещённого в «Историко-статистических сведениях», с помощью данного издания, впервые вводится в -научный оборот и становится известной широкому кругу читателей.
Примечания
Н.Ю. Иванченко
ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАРЕЛИИ И МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В годы Великой Отечественной войны значительная часть Карелии была временно оккупирована. Оккупация и военные действия на территории республики нанесли ей огромный материальный ущерб по неполным данным он составил около 20 млн. рублей, не считая потерь от производства1. В Карелии были полностью уничтожены 84 и частично разрушены 409 населенных пунктов. Десятки тысяч людей остались без крова. Особенно сильным разрушениям был подвергнут Петрозаводск. В городе были сожжены и разрушены все промышленные предприятия, более половины всего жилого фонда, выведены из строя водопровод, канализация, телефонная связь, взорваны все городские электростанции, мосты и плотины2.
Карелия понесла большие людские потери и летом 1944 г. сразу после освобождения осталось