Спросить
Войти

Школы и церкви на великом сибирском железнодорожном пути (о деятельности фонда императора Александра III)

Автор: указан в статье

оказывались типичной чертой поведения человека, переносящего привычное и установленное в новые условия, что проявлялось в различных сферах его деятельности» [3].

В наше время возрождается жизнь русской православной церкви, обретаются утраченные святыни, создается много новых храмов. Дерево по-прежнему является надежным и дешевым материалом, позволяющим строить быстро, легко достраивать приделы и притворы к существующим объемам, а иногда и переносить постройки на новое место. Кроме того, деревянные храмы - это мостик традиций, соединяющий поколения строителей храмов с их предшественниками - древнерусскими зодчими.

Литература и источники

1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода. - М.: Синодальная типография, 1899.
2. Баландин, С.Н. История архитектуры русских земледельческих поселений в Сибири (XVII -XX вв.): учебное пособие / С.Н. Баландин. - Новосибирск: Изд. НИСИ им В.В. Куйбышева, 1984. - 67 с.
3. Майничева, А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы [Электронный ресурс] // Сибирская заимка: сайт. - Режим доступа: http://zaimka. ru/culture/maynich8_p3.shtml.
4. Церковь с. Муратовка (Ашинский район Челябинской области) [Электронный ресурс] // Краеведческий портал Челябинской области: сайт. - Режим доступа: http:// www.kraeved74.ru/index.php?name=Photosphoto=469.

Н.П. журин, г. Новосибирск

школы и церкви на великом сибирском железнодорожном пути (о деятельности фонда императора АЛЕКСАНДРА III)

В 19 день мая 1891 г. во Владивостоке Наследник Цесаревич, впоследствии Император Николай II, заложил первый камень в полотно начавшегося строительства Великого Сибирского железнодорожного пути. Название «Великий» было не преувеличением, а скорее осознанием небывалой по своей грандиозности задачи железнодорожного строительства. Строители дороги должны были совершить, казалось, невозможное -соединить в сложных климатических условиях непрерывным рельсовым путем Тихоокеанское побережье с воротами в Сибирь - Уралом (рис. 1, 2).

Однако нельзя забыть устроителей самого проекта и прежде всего Императора Российской Империи Александра III, который обратил свое внимание на нужды России, на ее Азиатскую часть - Сибирь и Дальний Восток. Высочайший рескрипт от 11 мая 1891 г. был вручен наследнику престола во Владивостоке и предписал ему объявить о начале осуществления грандиозного проекта. Впечатления, почерпнутые во время этого длительного путешествия по бескрайнем просторам Сибири, оказали огромное влияние на будущего Императора Николая II и сказались на принятии им многих решений, в том числе об утверждении специального фонда на сооружение церквей и

рис. 1. Строители Великого Сибирского железнодорожного пути. Фотография И.Р. Томашкевича

рис. 2. Строительство Средне-Сибирского участка железной дороги.

Фотография И.Р. Томашкевича

школ в Сибири. Волей Александра III будущий Император Николай II был назначен Председателем Комитета Сибирской железной дороги и неукоснительно соблюдал указания о необходимости скорой прокладки рельсового пути с сооружением необходимых технических построек и реализовывал перспективы развития Сибири, в том числе в духовном и культурном плане.

Заселение территорий вдоль Сибирской железной дороги переселенцами из земледельческих районов Европейской России было поставлено основателем Великого Сибирского железнодорожного пути на первое место и рассматривалось «.. .в качестве твердого оплота православию и русской гражданственности в Сибири» [1].

Наряду с заботами материальными по обеспечению переселенцев в Сибири Комитет стремился разрешать и их духовно-нравственные потребности. Вчерашним крестьянам из Европейской России предстояло начинать новую жизнь на суровых и необжитых территориях, которые стали их новой родиной.

Комитетом Сибирской железной дороги прежде всего была организована деятельность врачебно-питательных пунктов при узловых железнодорожных станциях. Их задачей являлось предоставление временного жилища, организация питания и лечения, а также начального обучения детей новоприбывших. Необходимыми были церковные сооружения, роль которых первоначально выполняли молельные дома, часто организованные в малоприспособленных сооружениях. Интересен опыт использования традиционных сборно-разборных юрт местного населения для обустройства переселенческих пунктов, на которых в некоторые годы скапливалось до нескольких десятков тысяч человек (рис. 3, 4, 5).

рис. 3. Переселенцы на врачебно-питательном пункте. Фотография И.Р. Томашкевича

рис. 4. Переселенческий пункт, ст. Боготол. Фотография И.Р Томашкевич

Рис. 5. Передвижная школа на переселенческом пункте. Фотография из Путеводителя

по Сибирской железной дороге 1900 г.

На первоначальном этапе деятельности фонда использовалась передвижная церковь в виде железнодорожного вагона, специально построенного на Путиловском заводе в Петербурге для Сибирской железной дороги в ознаменование рождения Великой княгини Ольги Александровны. К его сооружению на заводе приступили 14 ноября 1895 г. Сам вагон-церковь был освящен в летней Императорской резиденции - Новом Петергофе. Храм был рассчитан на 70 молящихся, однако мог охватывать гораздо большее количество лиц, собиравшихся снаружи. Передвижная церковь имела звонницу с 3 колоколами, увенчанную крестом (рис. 6). Вагон был окрашен синим лаком с включением позолоченных декоративных деталей, выполненных из тикового дерева, «неподдающегося гниению и влиянию погоды».

Интерьер передвижной церкви был решен в дереве с филенчатой резьбой (рис. 7). Иконостас был выполнен из дуба и включал икону Благовещения Пресвятой Богородицы, а по низу - изображения четырех евангелистов. Над царскими вратами было размещено изображение Тайной Вечери; плафон церкви включал изображения Святого Духа, Креста и символов Ветхого и Нового завета. Местные иконы, изображения Святого Иннокентия Иркутского и Преподобного Сергия, располагались по двум сторонам от царских ворот [2, с. 41].

Вагон-церковь был оборудован естественной вентиляцией и «паровым» отоплением. Проект оформления церкви был выполнен архитектором-художником Е.Е. Фон-Баум-гартеном. Автор был тесно связан в своей творческой деятельности с Министерством путей сообщений, а также прославился своим проектом павильона из чугуна уральских

Рис. 6. Передвижная вагон-церковь на строющейся железной дороге. Фотография из Путеводителя по Сибирской железной дороге 1900 г.

Рис. 7. Интерьер вагона-церкви. Архитектор Е.Е. Фон-Баугартен.

Фотография И.Р. Томашкевича

заводов на Всемирной выставке в Париже 1900 г., вел активную профессиональную общественную деятельность.

Незначительное количество сельских церквей в Сибири и их полное отсутствие в новых местах расселения, удаленных от своих приходских поселков, делало их недоступными для большинства пришлого населения. Определенным решением явилось типовое и повторное строительство небольших храмов и церковно-приходских школ при станциях Великого железнодорожного пути и в новых населенных пунктах, к нему тяготеющих. Среди подобных построек подавляющее большинство было выполнено из дерева - материала, доступного в Сибири, применение которого обеспечивало высокие темпы строительства, учитывая короткий строительный сезон и острую необходимость в подобных сооружениях. При этом к строительству церквей и школ часто привлекались сами переселенцы, как и все крестьяне, обладавшие богатым народным строительным опытом.

С этой точки зрения показателен тип деревянной церкви, разработанный для переселенческих поселков и на станциях Сибирской железной дороги архитектором

Н.М. Соловьевым. Стилистика этой постройки - русский национальный стиль, объемно-пространственное решение - традиционное, с колокольней-звонницей с шатровым завершением и куполом храма, увенчанным живописной главкой. Стены церкви оставались бревенчатыми, без обшивки, что удешевляло и ускоряло строительство. Оконные проемы были обрамлены резными наличниками [2, с. 29].

Тот же архитектор являлся автором проекта каменного храма в Новониколаевском поселке - будущем Новониколаевске (совр. Новосибирске) (рис. 8, 9). Храм во имя

№■ ■ ЯВИ

Рис. 8. Проект храма в Новониколаевском поселке. Архитектор Н.М. Соловьев. Фотография из Путеводителя по Сибирской железной дороге 1900 г.

Рис. 9. Александровский собор в Новониколаевске, начало ХХ в. Фотография из Путеводителя по Сибирской железной дороге 1900 г.

Святого Александра Невского был сооружен на средства фонда железнодорожниками и выполнял особую роль памятника Александру III на Великом Сибирском железнодорожном пути, «им же задуманного и основанного» [2, с. 296]. Именно в этом месте заканчивался западносибирский участок строительства дороги, простиравшийся от Урала до р. Оби, и начинался среднесибирский участок - от р. Оби до побережья озера Байкала. Таким образом, будущий город в начале своего развития получил от фонда «красивый, каменный обширный храм» в «византийском стиле». Стены крестово-купольного типа кирпичного храма на проекте зрительно имитировали древнюю «полосатую» византийскую кладку, которая применялась и в постройках Киевской Руси, представляя сочетание красного кирпича-плинфы с чередующимися широкими рядами известкового раствора, выполненными с добавлением толченого кирпича. План и объем храма типично «византийский», весьма характерен купол и полукупола полусферического очертания, типично заполнение оконных проемов с полуциркульным завершением фрамугами из круглых элементов. Подобное заполнение было характерно для древних православных церквей, где оконные проемы первоначально закладывались досками с круглыми отверстиями. Известно достаточно много прообразов в стилистике Новониколаевского храма в отечественной архитектуре второй половины XIX - начала ХХ в.

Во главе организованного Комитета по строительству храма был инженер-путеец Г.Н. Меженинов, возглавлявший строительство среднесибирского участка дороги; непосредственно руководил строительством инженер Н.М. Тихомиров, прах которого был погребен впоследствии в церковной ограде. Часть средств, икона и часть утвари были подарены храму царской семьей.

На средства фонда был также построен каменный храм на станции Тайга. Автором проекта выступал известный архитектор-художник К.К. Лыгин, который был приглашен

для проектирования значительных сооружений на среднесибирском участке дороги. К таким постройкам и относился вышеупомянутый храм, решенный автором в стилистике московского каменного зодчества XVII в. (рис. 10). Высокие стройные главки были завершены каплевидными куполами; пластично были решены многоярусные закомары, богатыми были пластика и декор стен. Архитектор К.К. Лыгин был известен своими высокопрофессиональными проектами и постройками в русском национальном стиле. Выбор его как автора построек, осуществляемых на средства фонда, был весьма удачен.

Рис. 10. Проект храма на станции Тайга. Архитектор К.К. Лыгин. Фотография из Путеводителя по Сибирской железной дороге 1900 г.

Рис. 11. Типовая церковь в переселенческих поселках и железнодорожных станциях. Фотография из Путеводителя по Сибирской железной дороге 1900 г.

Рис. 12. Церковь на станции Татарская. Фотография конца XIX в., из Путеводителя по Сибирской железной дороге 1900 г.

Рис. 13. Церковно-приходская школа на станции Татарская. Фотография конца XIX в., из Путеводителя по Сибирской железной дороге 1900 г.

Рассматривая результаты деятельности фонда, следует отметить не только уникальные постройки, но и большое количество меньших по размеру церквей и школ, которые были в короткие сроки осуществлены вдоль Великого Сибирского железнодорожного пути (рис. 11, 12, 13).

Литература

1. Великий Сибирский путь / изд. М.Б. Аксельрода, фото И.Р. Томашкевича. - Красноярск, 1899.
2. Путеводитель по Сибирской железной дороге. - СПб, 1900. - С. 29, 41, 296.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты