УДК 94(44).05+929 Наполеон I
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПАМЯТИ:
МОЖНО ЛИ ЗАБЫТЬ НАПОЛЕОНА, НО ПОМНИТЬ О МОНОМОТАПЕ
А.В. Гладышев
Саратовский государственный университет, кафедра истории нового и новейшего времени E-mail: Gladav2002@mail.ru
В статье рассматривается образ Наполеоновской империи во французских школьных учебниках для начальных и средних классов. Французы, формируя свой национальный миф, старались развить у школьников чувство патриотизма, соединить монархическую и республиканскую традиции, что отразилось и на образе императора Наполеона I. Собственно образ империи и императора распадается на две основные составляющие: военную - Наполеон как полководец - и гражданскую - Наполеон как государственный деятель. Значение Наполеона для исторической памяти французов подчеркивается дискуссией, развернувшейся с осени 2010 г. на Facebook вокруг содержания школьного курса истории во Франции.
MEMORY DESIGNING:
WHETHER IT IS POSSIBLE TO FORGET NAPOLEON, BUT TO REMEMBER ABOUT МОNОМОТAP
A.V. Gladishev
The image of Napoleonic empire in the French school textbooks for initial and middle classes is considered in the article. Frenchmen, forming the national myth, tried to develop at pupils the feeling of patriotism, to connect monarchic and republican traditions. That was reflected in an image of emperor Napoleon I. Actually the image of empire and the emperor divides on
two basic components: military - Napoleon as the commander - and civil -Napoleon as the statesman. Napoleon&s value for historical memory of Frenchmen is underlined by the discussion concerning the maintenance of a school course of history in France developed since autumn of 2010 on Face-book.
Образ наполеоновской империи занимал и занимает во французской коллективной памяти совершенно особое место. Если судить по количеству специальных веб-сайтов или произведений искусства, почтовых марок или рекламных буклетов и календарей, одеколонов или коньяков, сувенирной продукции или детских игрушек, объединений исторических реконструкторов или научных обществ, то тематика наполеоновской империи затмила по популярности даже тему Революции1. Блеск и громы эпохи побуждают энтузиастов открывать научные институты или сектора по наполеонистике от Каира до Телахаси.
Основу такой коммеморации закладывают еще в школе. Образ Наполеоновской империи во французских школьных учебниках для начальных и средних классов и стал предметом внимания в данной статье.
На страницах просмотренных (выборочно) учебников2 собственно Наполеон появляется естественно раньше империи. Образ
генерала-избавителя от несчастий революции поглощает внимание учащегося; термидорианский Конвент, Директория и, конечно, Консульство выглядят как простые исторические декорации для главного героя.
Французы, формируя, в том числе и через школьные учебники, свой национальный миф, старались развить чувство патриотизма, соединить монархическую и республиканскую традиции3. В учебниках превращение Франции из республики в империю выглядит как нечто не то чтобы само собой разумеющееся, но обусловленное обстоятельствами и обстоятельствами в первую (и единственную) очередь внешними. Это волшебное превращение проистекает из внешней опасности и «блестящих побед» генерала. «Генерал Наполеон Бонапарт после блестящих военных побед в Италии захватил власть. Затем, 2 декабря 1804 г., он был коронован в императоры»4. «В виду вражеской угрозы Французская республика окончила свое существование, передав всю власть амбициозному генералу Наполеону Бонапарту. Тот короновался императором французов в 1804 г.»5.
Chossenot M., Demotier A., Field M., Gerard R., Rouffignac J., Szwarc E., Thibault J. Histoire. Geographie. Education civique. CE 2. Paris: F. Nathan, 1995; Fournier C., Mauras A. Histoire-geographie-education civique. Paris: Bordas, 1997; Clary M., Der-manjian G. Histoire-geographie. Paris: Hachette, 2006; Nemo J., Monneron Ph. Manuel d&histoire de France. Cycle 3. Paris: Libraire des ecoles, 2007.
Итак, Бонапарт либо сам «захватывает» власть, либо это республика «передает» ему власть. В описании переворота 18 брюмера сам Наполеон может выглядеть главным действующим лицом6, либо, все же делается знаковая ссылка на «волю народа»7. Но в 1960-е годы, когда французы старались не разжигать политические страсти, а примирить общество, предпочитали более нейтральный вариант: «В 1804 он стал императором под именем Наполеона I. Он короновался в Париже, в соборе Нотр-Дам, в присутствии папы»8. Или: «В 1804 Бонапарт взял титул императора. Он принял имя Наполеона I. 2 декабря 1804 он коронован в Париже римским папой»9.
Собственно образ империи и императора распадается на две основные составляющие: военную и гражданскую. Наполеон как полководец - видение сверкающее, но временное, Наполеон как реформатор - картина на века. Исторический баланс: «Несмотря
именем Наполеона I и создал вокруг себя дворянство и двор, как во времена монархии» (Bon F., Lacoste H., Lassere M. Histoire CM. Paris: Belin, 1987).
на все эти войны, Наполеон был для Франции великим организатором»10. Военная история империи рисуется как история судьбы лично Наполеона, произведенные же реформы описываются как достояние нации. Возможно, это связано с той шумной дискуссией о содержании школьных курсов истории, развернувшейся во Франции в конце 1970-х гг., которая и привела к акцентированию «национально-культурного достояния».
Начнем с образа полководца.
В 1960-е гг. военная судьба императора изображалась так. Сначала Наполеон одержал «великие победы», собрав никому доселе невиданную армию в 700000 человек. Упоминаются места побед: Аустерлиц, Иена, Ваграм... «К 1811 Наполеон стал главой империи столь же большой, как и у Карла Великого»11.
На самом начальном уровне дети должны запомнить лишь две великих битвы Аустерлиц и Ватерлоо: Наполеон «хочет доминировать во всей Европе. После ряда великих побед как при Аустерлице в 1805, он потерпел поражение при Ватерлоо в 1815 и умер далеко от Франции на английском острове Святой Елены посредине Атлантического океана»12. Можно расценить такой взвешенный дискурс как попытку демистифицировать национальную историю. В других же учебниках авторы все же не боятся вызвать у учеников эмоции. О. Бальбеош выстраивает логический и хронологический ряд событий в целом повторяющий схемы изложения этого материала в предшествующие годы, но при этом, указывая в конце на практическую возможность учащихся соприкоснуться с великим прошлым. Во-первых, воинственность Наполеона была вынужденной. Во-вторых, он (а вместе с ним и Франция) одно время все же был «хозяином Европы». В-третьих, во всем виноваты русские «ужасные морозы». В-четвертых, французы сражались против объединенной Европы. В-пятых, дети, и сейчас могут лицезреть останки этого великого человека в Доме инвалидов13.
Образ Наполеона-победителя (французы всегда побеждают геройски, а терпят поражение из-за погоды или коварства) дополняет образ Наполеона-отца солдат. «Наполеон был великим генералом. Он знал, что сказать своим солдатам, как заставить себя бояться и как заставить себя любить. Так ночью накануне сражения при Аустерлице он нанес визит своим солдатам на бивуаке. Те встретили его аплодисментами: «Маленький капрал!». Раздули костер, подняли факелы, чтобы осветить дорогу и оказать ему уважение»14. «Наполеон был «одним из самых великих полководцев за всю историю <...> Солдаты любили Наполеона как бога <...> Ему служили прославленные Мюрат, Массена, Ней»15. «Наполеон хотел, чтобы поэты и журналисты воспевали его славу. <...> Император не забыл, что он солдат, а война - его ремесло», - констатирует Бенджеббар и переходит к живописанию серого мундира, треуголки и тягот, которые император делил с простыми солдатами16.
Гордость юных французов за своих героических предков призваны вызывать подобранные цитаты из источников. Для начальных классов годится цитата из прокламации Наполеона солдатам после победы французов при Аустерлице: «Солдаты! Я доволен вами! <...> Армия в 100 000 человек под командованием императоров Австрии и России была рассеяна в течение четырех часов. Когда вы вернетесь во Францию, вам можно будет сказать: «Я был при Аустерлице», чтобы в ответ услышать: «Вот герой!»17.
русской зиме застать себя врасплох. Возвращение назад было катастрофой: солдаты умирали от холода и голода. Почти все страны Европы объединились против него. После многочисленных поражений Париж был оккупирован. В 1815 г. Наполеон был отправлен в изгнание. Наполеон умер на далеком острове Св. Елены. Двадцать лет спустя, его останки были перевезены в Париж и помещены в Дом инвалидов. Здесь можно увидеть его могилу» (Belbeoch O. Histoire, geographie, education civique. CE. Paris: Belin, 1986).
Из учебника в учебник кочует образ «великого полководца», «великой армии»18. Но еще более должен впечатлить юных французов образ «великой империи»19. Среди причин ее краха иногда упоминается испанская герилья, символизирующая борьбу народа против иностранного владычества20, но главное - позиция Англии и русская кампания 1812 года21. При этом в 1980-х гг.
военных успехах: Аустерлиц 1805, Фридланд 1807, Ваграм 1809 <...> Знамениты такие его прокламации солдатам, как при Аустерлице: "Солдаты! Я доволен вами. Армия в 100000 человек под командованием императоров России и Австрии менее чем за четыре часа была либо убита, либо рассеяна. Когда вы вернетесь во Францию, вам можно будет сказать: "Я был при Аустерлице", чтобы в ответ услышать: "Вот герой!"» (Grasser J., Colet R., Wadier R. Notre histoire: Cycle moyen. Paris: Hachette, 1981).
нента. Так началась «драматическая борьба с испанским народом, поддержанным англичанами». И уже совсем «безумной авантюрой» было отправляться в поход в Россию, где Великая армия потерпела тяжелое поражение (Ballot M. Nouveau livre d&histoire de France. Paris: Colin, 1967). «Но оставалось еще победить Англию. Не рискнув высадиться на островах, он тогда решил разрушить ее торговлю: введена континентальная блокада» (Nembrini J.-L., Bordes J., Polivka P. Histoire CM. Paris: Hachette, 1985). Наполеон «создал обширную империю в континентальной империи. Однако восстала Испания (1808), а мечта завоевателя о России была оставлена (1812). Англия во главе с коалицией против Республики, а затем против Империи одержала победу при Ватерлоо (1815). Она приговорила Наполеона к изгнанию и навязала французам возвращение на трон фамилии Людовика XVI» (Bastien L. (sous la dir. de). Histoire, cycle d&approfondissement 2e et 3e an- nee. CM. Une terre, des homes. Paris: Magnard, 1991). «Наполеоновский период отмечен войнами со всеми странами Европы: Англией, Пруссией, Австрией, Россией. Войска императора одержали великие победы при Аустерлице, а затем при Эйлау. Император тогда установил свою власть над большей частью континента. Но такие страны как Испания не приняли французское господство и восстали: репрессии, чинимые французской армией, были ужасными. Однако русская компания 1812 отмечает военный провал империи. Наполеон I вынужден был отречься от престола, он умер в 1821 г.» (Baillat G., Boulmer-Nguyen J., Chevalier J.-P., Chossenot M., Demotier A., Field M., Gerard R., Rouf-fignac J., Szwarc E., Thibault J. Histoire. Geographie. Education civique. CE 2. Paris: Nathan, 1995).
он ввел континентальную блокаду (экономическую войну, которая должна была уморить Англию, подорвав ее торговлю). Но европейские державы вновь объединились с Англией и разбили французов при Лейпциге, вторглись во Францию и заняли Париж (1814). Наполеон в течение года был заключенным на о. Эльба»23.
У всякого величия есть своя цена, своя оборотная сторона. Пацифистски настроенные Шоланжи в своем первом учебнике писали: «Наполеон вел войны почти непрерывно на протяжении более 10 лет. Рекруты надолго покидали свои деревни и многие, к сожалению, никогда не вернулись домой. <...> Какая душераздирающая сцена отъезда рекрутов! Многие молодые люди прятались по лесам, чтобы их не забрали в армию, а жандармерия их искала. Но крестьяне снабжали их продовольствием и вообще всячески помогали беглецам. Ни одна эпоха не была столь мучительной для материнских сердец»24. И в дальнейшем авторы, хотя и менее эмоционально ссылались на тяготы войны25. Иногда авторы даже указывают на противоречивость внешней политики Франции: «Французские армии должны были нести свободу. Но французы часто оккупировали страны, часто грабили их. Император рассматривал себя как абсолютного суверена и пренебрегал свободой народов»26. Свобода имеют абсолютную ценность, Наполеон - относительную, образ
свободы выше образа императора. Война - это всегда насилие, порождающее взаимную ненависть народов. «Когда в немецких школах учитель спрашивал ученика: «Как ты расцениваешь Наполеона, корсиканца, императора французов?», то ученик отвечал: «Я рассматриваю его как отвратительное существо, как первопричину всего зла и конец всего добра»27.
Помимо прочего ссылки указание на моральную и физическую усталость французов от долгих лет непрерывных войн, на нарастание у европейских народов национально-освободительных настроений, психологически подготавливает учеников к объяснению катастрофы французской армии в России.
Иногда авторы учебников упоминают о кампании 1812 г. вскользь28, мимоходом, но, как правило, все же стараются показать школьникам всю грандиозность и невероятность задуманного императором. Это им помогают с одной стороны, сделать цифры, с другой образ ледяных равнин29. «Наполеон отправился воевать с Россией. Он вступил в Москву, находящуюся за 2500 км от Парижа. Но город загорелся, его нужно было оставить. Началась зима, шел снег. Мало пищи, мало фуража для лошадей; умирали от холода и голода. Нашим колоннам не давали покоя казаки. Какое ужасное отступление: 400 000 убитых и раненых, 100000 плен-ных!»30. «В 1812 Наполеон направился в Россию, он занял Москву, что в 2700 км от Парижа. Но его отступление зимой стало чудо27 Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986.
вищной катастрофой. Побежденная страна извлекла пользу из этой ситуации. За два года Наполеон был разбит»31. «В 1812 Наполеон захотел подчинить русского царя, но потерпел крах: из 750000 человек, брошенных на огромные просторы России, 450000 исчезли. Это был сигнал для общего восстания Европы. Франция была побеждена, Париж в 1814 оккупирован»32. «Наполеон не останавливается, он идет на Россию. "А, где эта Россия?" - спрашивали французские генералы, рассматривая свои карты Европы. "Там, дальше!" - отвечали им. Наконец французы вступили в оставленную жителями Москву <...> Москва загорелась <...> Русские подожгли Москву, чтобы Наполеон остался хозяином только кучи пепла. Оставалось только отступать. Но отступать далеко, лошади вымерли, а русские непрерывно атакуют. Наступили ужасные холода. 5 ноября было еще минус 10 по Цельсию, а 29 ноября - уже минус 30. Россия стала могилой для 500000 солдат»33. «В 1812 он напал на Россию и вошел в Москву. Пожар разрушил город, и в условиях зимы французская армия должна была отступать. Отступление из России было ужасным»34.
«Ужас», «катастрофа», «могила», «крах», «кучи пепла». Иногда для усиления эффекта привлекают классиков литературы. Так, для описания отступления французов из России используется отрывок из Гюго35. И комментарии собственно самих авторов: «Диктатор в 30 лет, Наполеон стал императором в 35. Он мечтал реорганизовать Францию и завоевать Европу, чтобы распростра31 Grasser J., Colet R., Wadier R. Notre histoire: Cycle moyen. Paris: Hachette, 1981.
нить в ней принципы Революции: свободу, равенство, порядок. Его аппетит завоевателя спровоцировал образование против него коалиции. Военный гений позволил ему одержать оглушительные победы (при Аустерлице) и дойти до Москвы (1812). Но «генерал зима» лишил сил великую армию»36.
Это был переломный момент. Последующие события 18131815 гг. авторы учебников излагают скупо: как будто итак все понятно37.
Используемый иллюстративный ряд отражает величие событий и людей: сцены коронации, сцены баталий (Аустерлиц, Эй-лау, Ваграм), Наполеон (беседует с солдатами, ужинает, осматривает раненых). Отдельная тема - иллюстрации к походу в Россию. Московский пожар, переправа через Березину, разнообразные изображения замерзающей (и отступающей) армии. Венчает этот иллюстративный ряд прощание Наполеона с гвардией в Фонтенбло.
Образ Наполеона не полководца, а человека и государственного реформатора до поры до времени еле просматривается за штандартами и пороховым дымом. Это может быть вскользь брошенное замечание при описании завоевания Европы38 или общие указания на «модернизацию» страны39. Иногда подчеркиваются его личные качества: «Он окружил себя двором столь же
блистательным, что и у королей, раздавая титулы принцев, герцогов, или графов членам своей семьи или же самым прославленным своим генералам. Он женился на австрийской принцессе Марии-Луизе, от которой у него в 1811 родился сын. Наполеон мог надеяться передать корону этому ребенку, которого он сделал королем Рима. Наполеон I хотел видеть Францию хорошо организованной и процветающей. Он хотел везде навести поря-док»40. «Наполеон - прежде всего солдат, алчный до военной славы, во времена его царствования в Париж украсился монументами, которые были посвящены его победам: триумфальными арками, мостами, колонами. Наполеон доверился одному из своих министров: "Я постоянно работаю, я много размышляю. <...> Я предвижу, что может произойти. Я работаю и ужиная, и в театре. Ночь пробуждает меня работе"»41. Обращается внимание на авторитарный характер власти императора (будущим республи-канцам-борцам с тоталитаризмом это необходимо знать), тем больше юные французы должны ценить нынешние свободы. «Наполеон I управлял один. "Власть ведет наверх, доверие в сторону", - говорил он. Газеты были поставлены под контроль, полиция была повсюду. Все дети учили императорский катехизис: «Мы должны проявлять в отношении нашего императора Наполеона I любовь, уважение, преданность, верность, готовность служить в ар-мии»42. «Но хозяин Франции желал властвовать и над умами. Полиция повсюду имела своих агентов. Оппозиционеры были депортированы или расстреляны»43. «Но остается очень мало свобод, завоеванных в 1789. Полиция помещает протестующих под арест. Закрыты почти все газеты. Авторитарный и амбициозный Наполеон правил как абсолютный монарх»44.
Но образ Наполеона-реформатора формируется главным образом в отдельных обобщающих параграфах по истории Революции и Империи (там, где они есть). Когда подводятся итоги эпо40 Ballot M. Nouveau livre d&histoire de France. Paris: Colin, 1967.
хи, выясняется, что современная Франция (да и Европа тоже!) многим обязаны этому человеку.
Авторы учебников используют практически один и тот же перечень реформ, но с различными акцентами и нюансами. «Он назначал префектов, су-префектов и мэров во главе департаментов, округов и коммун. Все должны были его слушаться. Он составил <...> Кодекс Наполеона (свод правил и законов). Он создал Банк Франции: его казначейские билеты заменили ассигнаты. Он заключил соглашение с папой - Конкордат - по условиям которого, сам назначал священников. Катехизис предписывал детям Франции послушание Наполеону как их религиозный долг. Чтобы поощрить отличившихся своими военными или гражданскими заслугами он в 1802 ввел Почетный легион. <...> Он поощрял развитие промышленности и новых культур в области сельского хозяйства (картошки, табака, сахарной свеклы)»45. Учебник под общей редакцией Л. Бастейна оценивает совместный вклад Революции и империи в модернизацию Франции. Из реформ Наполеона обращается внимание, в частности, на создание Банка Франции, введение Гражданского кодекса (по которому, кстати, сообщается ученикам, что «основа общества - это семья», а «глава семьи - отец»), введение системы префектов и су-префектов -«представителей государства», наблюдающих за исполнением законов (а исполнять их, дети, надо!). С сожалением старого профсоюзного работника отмечается, что «корпорации регламентирующие труд и наем на работу были упразднены, как и само право трудящихся на ассоциации. Рабочие оставались изолированными и беззащитными. Более того, они должны были представлять от своего хозяина специальные удостоверения, свидетельствующие об их хорошем поведении»46 (а, поведение, дети, должно быть хорошее!). Чуть более расширенный перечень исторических заслуг императора дается в учебнике Ж.-Л. Нембрини: «Наполеон модернизировал Францию; он создал систему департаментских префектов, банк Франции, франк, государственные
лицеи, Гражданский кодекс, Почетный легион и кадастр»47. Другой учебник с участием того же автора вписывает фигуру Наполеона в долговременную историческую перспективу, представляет его как продолжателя дела Революции и одновременно указывает юным французам основные точки системы ценностных координат (уважение к закону и почитание родительского авторитета): «Император завершил объединение Франции. В каждом департаменте государство представлял префект. Гражданский кодекс зафиксировал правила, которые все французы должны были уважать. В семье он закрепил власть отца как ее главы: жена и дети должны были быть ему всецело обязаны. Здесь закреплены все великие реформы Революции: отмена привилегий, гражданский брак и т. д. Были открыты лицеи. Здесь могли учиться только дети буржуа и дворян; им здесь было предназначено стать верными слугами государства. Буржуазия и все собственники извлекали пользу из наполеоновского порядка. Они сохранили приобретенные ими в годы Революции земли дворян и церкви. Кадастр, который начал составляться, устанавливал границы каждого землевладения. Твердая монета - франк и создание Банка Франции способствовали предпринимательству. С наступлением Империи буржуазия становилась все более и более мощной: в стране доминировали банкиры и деловые люди»48.
Тот же список важнейших реформ, но с акцентом на личный вклад императора и аллюзией на уроки природоведения мы находим у А. Бенджеббара: «Наполеон Бонапарт беспрестанно публиковал новые регламенты и новые законы. <...> В каждый департамент он назначил префектов, чтобы управлять
администрацией. Он основал Банк Франции, реформировал налоги, отчеканил франк в пять грамм серебра. Он организовал лицеи и создал в 1802 Почетный легион». Детям разъясняется значение Почетного легиона: теперь отмеченные храбростью или трудолюбием солдаты и государственные функционеры могли получить вознаграждение за свои заслуги перед государством. «Наполеон Бонапарт покровительствовал индустрии и ученым. Он основал Консерваторию наук и ремесел, в которой теснились новые
машины. Изобретатели демонстрировали ему свои достижения: пароход, газовое освещение, электрическую пилу. Музей естественной истории наполнился леопардами, ибисами, альбатросами, пингвинами. Метр и килограмм окончательно заменили локоть и сетье49 -старинные меры прежней Франции»50.
«С 1799 по 1815 над всей историей Франции и даже Европы возвышалась могущественная персона Наполеона Бонапарта сначала как главы правительства, затем как императора. Большая часть созданных им институтов и сегодня существует в нашей стране. Наполеон не только сохранил принятое в годы Революции деление Франции на департаменты, округа и коммуны, но и поставил во главе их префектов, су-префектов и мэров. Наполеон восстановил финансы. Он создал корпус назначаемых им специальных функционеров для взимания налогов и Банк Франции, который выпустил новые казначейские билеты, чтобы заменить ассигнаты (франк заменил собой ливр). Что касается юриспруденции, то в кантонах появились мировые судьи, заработал апелляционный суд, а все законы объединены в кодекс, получивший название Гражданский кодекс (один и тот же для всей Фран-ции)»51.
Сто дней и Вторая реставрация вызвали у французских авторов школьных учебников середины 1980-х гг. прямо-таки философическое настроение. В наиболее краткой форме события изложены следующим образом: «Наполеон в течение года был заключенным на о. Эльба. Вернувшись во Францию, он вынудил Людовика XVIII бежать. Тогда новая коалиция образовалась против Франции, и Наполеон I был снова разбит при Ватерлоо (1815). Его возвращение длилось только 100 дней»52. Но уже чуть более развернутый вариант изложения заставляет Бенджеббара закончить такой «недетской» сентенцией: «В марте 1815 Наполеон снова вернулся и говорил только
о войне. Он направился к Брюсселю со своими старыми солдатами, которые любили его как отца. Но там его поджидали хорошо укрепившиеся враги. При Ватерлоо 15 июня 1815 английская шрапнель сокрушила героических французских солдат. Наполеон I взят в плен англичанами и вскоре отправлен на остров Святой Елены посредине Атлантики, чтобы французы его забыли, как забывают потерпевших кораблекрушение. Тогда Людовик XVIII, брат свергнутого Людовика XVI, вновь взошел на трон Франции. Говорят, что все возобновляется»53. Здесь сквозь текст просматривается призыв к юным французам не забывать, хранить в памяти и в сердце образ «отца солдат», поверженного коварными англичанами. Не менее философские рассуждения навевает изложение событий в версии Намбрини и К. Конечно, Франция побита, но не в честном бою один на один, а проанг-лийской «группировкой». И нечего страшного, ибо в конечном итоге побеждают не армии, а принципы. Французские же «принципы 1789 года» как раз и победили во всей Европе54.
.Казалось бы, образ наполеоновской империи как сплава героизма французского народа и удивительной мудрости его вождя вечен и непоколебим. Но мамелюки, кажется, берут реванш. С лета 2010 года во Франции развернулась дискуссия, в которую были втянуты, естественно, и политики, вокруг содержания школьного курса истории. Одно из первых мест в этой дискуссии занял как раз вопрос о Наполеоне и его Империи. Еще в августе 2008 г. в официальном бюллетене министерства образования Франции была опубликована программа по истории для шестого-третьего классов школы55. Положения ее вступают в силу поэтапно: для шестого класса - в 200953 Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986.
54 Дословно же это выглядит так: «Отправленный в изгнание на о. Эльба император вернулся во Францию в 1815: это были "Сто дней". Он пытался сохранить империю, но в июне 1815 при Ватерлоо проиграл свою последнюю битву врагам, сгруппировавшимся вокруг Англии. Франция была побеждена, но реставрированная монархия не могла игнорировать принципы 1789 года, которые завоевали Европу» (Nembrini J.-L., Bordes J., Polivka P. Histoire CM. Paris: Ha