Спросить
Войти

Развитие Олимпийских игр в период эллинизма

Автор: указан в статье

Е.Х. Наскидаева

РАЗВИТИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА

Аннотация. Осуществлен исторический анализ Олимпийских игр при рассмотрении условий развития древнегреческой цивилизации в эллинистический период. Представлена периодизация развития греческой цивилизации, в которой изучены существенные изменения в мировоззрении эллинов под воздействием правления А. Македонского, а именно профессионализация спорта и постепенное угасание идеалов, составляющих основу олимпизма, а также последовавшее позднее христианство, которое приводит к упадку Олимпийских игр.

Зародившись в VIII в. до н.э., Олимпийские игры регулярно проводились более тысячи лет, являясь одной из важнейших частей эллинской цивилизации [7]. Рассмотренная различная периодизация греческой цивилизации [1; 8] свидетельствует о неоднозначности суждений по этому вопросу. В соответствии с ходом формирования системы физической культуры [6] даты возникновения Олимпийских игр, изучение нами списка олимпийских чемпионов, развитие греческой цивилизации в Античности рассматривалось в следующих периодах:

• архаический период развития истории Древней Греции (со II тысячелетия до н.э. до V в. до н. э.); период классической Греции (У-1У вв. до н.э.);

• эллинистический период греческой истории (30-е гг. IV в. до н.э. - 80-е гг. III в. до н.э.; (началом эллинистического этапа считаются восточные походы А. Македонского или период македонского господства)) [3; 1];

• римский период в истории античности (с сер. II в. - I в. до н.э. до VI ст. н.э.).

Из архивных данных следует, что Олимпийские игры не рассматривались в соответствии с развитием культуры древнегреческой цивилизации, акцентируя большее внимание на мифологическую сторону возникновения их и развития. Либо были освещены наиболее яркие этапы развития Олимпийских игр: классический (наибольший расцвет Олимпийских игр) и римский (упадок соревнований) периоды. В более поздних работах [4; 8] затрагиваются вопросы культурного развития Древней Греции, включая Олимпийские игры, с философской стороны, а также учитывая воздействие великих воспитателей и воспитательных систем.

Исследование проведено в соответствии с планом научно-исследовательской работы студенческого научного кружка (СНК) «Актуальные вопросы теории, методики физического воспитания и спорта (исторические, теоретические, практические аспекты)» на 2013/14 учебный год. Цель исследования - исторический анализ Олимпийских игр в условиях развития древнегреческой цивилизации в эллинистический период.

Короткая карьера Александра Македонского преобразила греческий мир. Персидская империя, наибольшая из всех, которые знал античный мир, была уничтожена в результате трех военных сражений [8]. В 338 г. до н.э. - одном из самых трагических годов в истории Древней Греции - Филиппом Македонским, отцом Александра Македонского, в битве при Херонее была завоевана Греция. Александр Великий в этой битве командовал левым крылом

© Наскидаева Н.Х., 2013

македонской армии. После этого поражения Эллада фактически уже не смогла возродиться и обрести былую независимость. Македонское государство стало главенствовать в эллинистическом мире. Афины и Спарта из центра греческих союзов превратились во второстепенные города. Вместо них поднялись Пергам и Александрия. Следует отметить, что А. Македонский пощадил город Афины от разгрома для предотвращения восстания против македонян в его отсутствие.

В это время работа в сфере естественных наук и математики является наилучшей когда-либо выполненной греками. В философии были основаны эпикурейская и стоическая школы; скептицизм. Именно под воздействием растущего религиозного скептицизма греки уже не относились к богам-олимпийцам с предыдущим страхом и почитанием. Это привело к постепенной потере экехерии [10]. Хотя система гимнастических упражнений сохранила свои классические формы, изменились ее цели: эта система утратила характер подготовки к обрядам инициации. Пятиборье, требующее разносторонней физической нагрузки, было вытеснено менее трудоемкими физическими упражнениями, развлекательными играми и танцами [6]. Греческое гимнастическое воспитание ограничивалось слабой военной подготовкой, необходимой для несения караульной службы. Греция больше не воспитывала молодежь в военном духе. В таких условиях более легкой жизни тренировка тела использовалась молодыми людьми в свободное время для отвлечения от предания распутству. Характеристика греческих концепций о гармоническом развитии терпит крах.

Основной элемент физической культуры - агонистика - отличалась большей зрелищ-ностью [6]. Единые взгляды на воспитание развивались по двум основным направлениям: с одной стороны - умственное воспитание, а с другой - упадок гимнастики и переход к профессиональному атлетизму. Эти изменения привели к инновациям в программе Олимпийских игр: в 396 г. до н. э., на 96 Играх, были введены соревнования между трубачами и герольдами как логическое следствие соединения в воззрениях эллинов спорта и эстетического наслаждения. Несмотря на активную профессионализацию спорта отношение к спортсменам-профессионалам было отрицательным. По словам Галена, «атлеты вели свинский образ жизни, с тем только различием что свиньи не прикладывали усилий, превышающих их возможности» [9].

После поражения при Херонее священные игры фактически носили характер соревнования между ослабленными распрями и войнами греческими государствами за призрачное господство над Пелопоннесом [10].

В 324 г. до н.э. Александр провозгласил в Олимпии мир между всеми греческими народностями и государствами и одновременно объявил общую амнистию для всех эллинов, изгнанных за пределы родины по мотивам политического характера. Так переплелись агонистика и политика [10]. Александром на всех завоеванных землях были основаны греческие города, в которых он пытался воспроизводить греческие институты с некоторым добавлением самоуправления [8]. Эллинистические общества и государства представляли большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политических учреждений и культуры. После походов А. Македонского на востоке возникают обширные монархии, управляемые такими династиями, как Птолемеи в Египте и Селевкиды в Азии [3].

Вместе с расширением завоеванных территорий Александр всячески поощрял дружеское слияние греков и варваров. Результатом было взаимовлияние культур греков и варваров. Греческая цивилизация, охватив более широкую область, стала в меньшей степени чисто греческой. Происходит реорганизация полисов. Идея о человеке независимо от его принадлежности к тому или иному племени, народу и государству (космополитическая идея о том, что родиной человека является весь мир) - относится к периоду эллинизма [5].

Распад традиционных узколокальных связей компенсировался созданием иерархических структур, вершиной которых была царская власть. Царь должен был выступать своеобразным гарантом благополучия своей страны, законности, справедливости. Однако реальная деятельность эллинистических монархов, их жестокость и аморальность вступали в такое противоречие с этими нормами, что их почитание вряд ли могло создать основу для духовного сплочения гражданского коллектива. На Олимпийских играх наблюдается следующая «политическая» закономерность. Чем больше победителей-атлетов имело какое-либо государство на соревнованиях, тем больше шансов имело оно на признание своего превосходства и на руководящую роль во всей Греции.

Резкие противоречия греческого мира привели к восстаниям бедноты и рабов [9]. Это суммирует моральный характер III века до н.э. [8].

Одним из главнейших направлений развития III века до н. э. было христианство -глубокий переворот в обществе и в мышлении [2].

Идея о равенстве всех людей (перед богом) независимо от социального положения, этнического происхождения и т.п. была провозглашена христианством. Христианство провозгласило ценность личности как неповторимой индивидуальности за счет отказа от «естества» человека [2]. Человек был объявлен творением бога, сверх природным и свободным существом, которое неподвластно природному и социальному миропорядку [5]. Новая религия не одобряла заботу о теле. Ее главным требованием было «обессиливание тела во имя спасения духа».

Таким образом, анализируя условия развития Древней Греции в эллинистический период, можно отметить, что под воздействием правления А. Македонского произошли существенные изменения в мировоззрении эллинов. Это негативно сказалось на Олимпийских играх. Идеалы, заложенные при зарождении Олимпийских игр, утратили свои ценности. Последовавшая профессионализация спорта, лишь усугубила отношение, как к спортсменам, так и к играм в целом.

Библиографический список

1. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации / В.Ю. Зуев (авт. послесловия). - СПБ: Алетейя, Гос. эрмитаж, 1998. - 400 с.
2. Боннар А. Греческая цивилизация. Кн. 3: От Эврипида до Александрии / Пер. с фр. Е.Н. Елеон-ской; ред. и предисл. Л.З. Поляковой. - М.: Искусство, 1992. - 399 с.
3. История Древней Греции: Учебник для студ. вузов, обучающихся по специальности «История» / В.И. Кузищин, Ю.В. Андреев, Г.А. Комеленко, Л.П. Маринович. - М.: Высшая школа, 1986. -382 с.
4. Йегер Вернер. Пайдейя: Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / Пер. с нем. М.Н. Ботвинник. - М., 1997. - 336 с.
5. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. /Ф.Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1972. - 312 с.
6. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. Пер с венг. / Под общ. ред. В.В. Стол-бова. - М.: Радуга, 1982. - 399 с.
7. Платонов В.Н. Олимпийский спорт / В.Н. Платонов, С.И. Гуськов. - К.: Олiмпiйська лггература, 1994.- С. 20-72.
8. Соболев П.А. Олимпия, Афины, Рим. / П.А. Соболев. - М.: Физкультура и спорт, 1960. - 462 с.
9. Соколов Г.И. Олимпия / Г.И. Соколов. - М.: Искусство, 1980. - 214 с.
10. Энциклопедия олимпийского спорта. Т. 1. К.: Олимпийская литература, 2002. - С. 60-63.

П.Ю. Наумов А.А. Утюганов

ЦЕННОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ)

Аннотация. Целью данной работы является рассмотрение сущности и специфики ценностного отношения, с позиций системного подхода. Выбор данной проблемы детерминирован тем, что в научной литературе существует большое количество подходов к пониманию сущности и природы ценностного отношения, однако, по мнению авторов, они не в полном объеме отражают его специфику. Методологической основой работы выступали положения исследований социальной философии в разделе аксиологии, теории человеческой деятельности, педагогики и психологии. Предложенный анализ позволяет установить морфологию ценностного отношения, выявить его специфику. Результатами исследования являются теоретико-методологические положения, которые можно использовать в современной социальной философии и образовательной практике.

Анализ различных источников (от монографий, написанных на основе проведенных диссертационных исследований, до сборников трудов на различных конференциях) в социально-гуманитарном дискурсе, касаемо аксиологической проблематики, фиксирует два основных и весьма любопытных факта:

- с одной стороны, нельзя не отметить, что широкая разработка предметного поля теории ценностей ведет к качественным ее изменениям в содержательном плане и позволяет рассматривать ценности с позиций различных наук и ученых, что, в конечном счете, весьма полезно собственно для самой аксиологии и для социальной практики;

- с другой стороны, данное множество исследований фиксирует мировоззренчески - методологические разногласия в позициях авторов, различные основания для проведения исследований, что вызывает не только позитивные изменения, но и является предпосылкой появления так называемого сумбура вокруг ценностей, когда неправильное определение

© Наумов П.Ю., Утюганов А.А., 2013

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ СПОРТА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты