Спросить
Войти

Аналитические издания ЦРУ как инструмент информационного обеспечения американского внешнеполитического процесса: основные этапы эволюции

Автор: указан в статье

УДК 327.84 Старкин Сергей Валерьевич

кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Нижегородского исследовательского университета им. Н.И. Лобачевского starkinserge@mail.ru

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ЦРУ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АМЕРИКАНСКОГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ

Starkin Sergey Valerievich

PhD of Political Sciences, associate professor of the chair of international relations, Nizhny Novgorod Research University starkinserge@mail.ru

CIA ANALYTICAL PUBLICATIONS AS THE TOOL FOR INFORMATION MANAGEMENT OF AMERICAN FOREIGN POLICY PROCESS: MAIN STAGES OF EVOLUTION

Аннотация:

Рассматриваются различные аспекты становления периодических публикаций разведывательных служб США, их роль и место в информировании президентов и других представителей американского истеблишмента, а также основные тенденции развития в настоящее время.

разведывательное сообщество США, разведывательный анализ, информационно-

аналитическая деятельность.

The summary:

There are considered various aspects of development of USA Intelligence Community periodical publication, their role and functions in providing information to the Presidents and other members of the American establishment, and also the major current trends.

USA Intelligence Community, intelligence analysis, analytical practices.

Информационно-аналитическое обеспечение внешнеполитического процесса является одной из важнейших функций разведывательных служб многих государств. Разведывательное сообщество США на общем фоне выделяется приданием аналитической работе особой роли. Руководители американской разведки полагают, что регулярное информирование высших лиц, принимающих политические решения, в ряде случаев оказывается их основной обязанностью. В связи с этим, говоря о развитии информационно-аналитических задачах разведывательных органов США, полагается целесообразным кратко остановиться на основных этапах развития таких специфических печатных изданий, которыми являются публикации ЦРУ для президента и его ближайших советников.

Ален Даллес, известный руководитель Центральной разведки США, вспоминает в своей книге, что одной из основных причин создания ЦрУ была потребность в механизме, который координировал бы работу по составлению разведывательных оценок, чтобы президент, государственный секретарь и министр обороны могли получать единый и обоснованный анализ фактов, возникающих ситуаций, затрагивающих национальные интересы. «Война доказала нам необходимость так организовать сбор разведывательной информации, чтобы мы имели ее по тем проблемам, по которым это необходимо, и в нужное время и чтобы она была облечена в ясную и понятную форму. Если она неясна и непонятна, она бесполезна» [1, с. 155].

Однако в данном контексте необходимо учитывать, что информация, собранная разведкой или составленная аналитиком, не принесет большой пользы, если не попадет в руки «потребителей», в данном случае - лиц, принимающих решения. Актуализация данного вида разведывательной деятельности предполагает, что информирование необходимо осуществлять своевременно, в четкой и ясной форме, чтобы разведывательные сведения легко можно было связать с той политической проблемой, разработкой которой в данный момент занимаются политикоформирующие круги.

В связи с этим деятелей, разрабатывающих политику и получающих подобную разведывательную информацию в виде периодически выпускаемых разведывательных бюллетеней (или в виде отдельной сводки, если важность информации требует особого подхода) предупреждают, чтобы они не принимали решений на основании «сырого» разведывательного материала.

В этих бюллетенях, ежедневных и еженедельных, суммируются важные события, происшедшие во всем мире за прошедшие дни и даже часы. В них содержатся оценки, даваемые от-

правителем информации, либо аппаратом директора национальной разведки после консультации с представителями разведывательных ведомств.

Центральное разведывательное управление (ЦРУ) было не первой организацией, которая обеспечивала президента ежедневными сводками, содержащими разведывательную информацию после Второй мировой войны: ключевая точка отсчета в данной сфере лежит на счету Центральной разведывательной группы (ЦРГ). Через несколько дней после создания ЦРГ, в январе 1946 г., Президент Г. Трумэн попросил ежедневно собирать для него всю важную разведывательную информацию для дальнейшего использования [2, р. 81].

Подразделением ЦРГ по подготовке данных материалов стал Отдел центральных сообщений, состоящий из гражданских служащих, а также офицеров армии и флота [3, р. 88]. Первый выпуск «ежедневной сводки» (Daily Summary) увидел свет 15 февраля 1946 г., через две недели после президентского запроса и не без сопротивления со стороны госдепартамента, который тогда же начал готовить свои собственные дайджесты и направлять их президенту [4, р. 82]. Следует отметить, что данная практика продолжается и поныне. Управление разведки и исследований госдепартамента готовит ежедневные обобщенные сводки для госсекретаря, а также избранной читательской аудитории в Белом доме и других министерствах и ведомствах исполнительной власти.

При этом Трумэн резко отверг возражения госсекретаря Дж. Бирнса, что разведывательные сводки ЦРГ комментируют и суммируют информационные материалы других департаментов. Трумэн заявил, что это именно те материалы, в которых он нуждался и которые разведка готовит для него [5, р. 82].

Споры по данному вопросу завершились устным соглашением между госсекретарем Бирнсом и директором разведки о том, что разведсводки будут содержать только изложения фактов и не будут давать советы относительно реализации внешней политики [6, р. 202]. Но в Дэйли Саммари также отсутствовали другие важные категории разведывательной информации, такие как сводки радиоразведки (COMINT), обзоры научно-технической разведки, сообщения агентуры и доклады высокопоставленных военных. Несмотря на это, разведсводки удовлетворяли президента и были одними из первых документов, с которых он начинал свой рабочий день [7, р. 102]. Еженедельные сводки, выпуск которых был начат в июне 1946 г., также направлялись Трумэну [8, р. 34-35, 41].

Когда в 1947 г. ЦРУ заменило ЦРГ, публикации Дэйли Саммари были продолжены. Никаких изменений в формате, доступе к информации и сфере покрытия интересов сделано не было. Два года спустя, доклад Даллеса, появившийся 1 января 1949 г. подверг критике текущие разведывательные сводки ЦРУ за отсутствие в них реальной развединформации, которые были не более чем переписанными бюллетенями госдепартамента. Так называемый доклад Даллеса - Корреа - Джэксона был составлен группой разведывательных исследований, официально созданной Советом по национальной разведке 8 января 1948 г. В функции данной группы входила оценка изменений, произошедших в работе американской разведки после окончания войны, однако многие правительственные департаменты отказывались сотрудничать с ней. В связи с этим, работа группы ограничилась исследованием внутренних процессов, происходящих в ЦРУ. Ален Даллес, будущий директор центральной разведки и брат госсекретаря Джона Ф. Даллеса, был председателем. Матиас Корреа - прокурор Нью-Йорка, при министре обороны Д. Форрестале возглавлял ВМФ США, и был вовлечен в процесс инспекции предложений, касающихся организации центральной разведки после войны. Вильям Джэксон являлся членом группы по распоряжению министра Д. Форресталя и в 1950 г. был назначен заместителем директора ЦРУ [9, р. 206].

Третий директор разведки адмирал Р.Х. Хилленкоэтер настаивал на необходимости формата ежедневных и еженедельных разведсводок как специфического вида публикаций для президента, указывая, что только ЦРУ обладает необходимыми инструментами и адекватными методами для этой работы.

В ноябре 1950 г. руководителем созданного аналитического подразделения ЦРУ, на которое была возложена ответственность за публикацию ежедневных сводок, был назначен Р. Смит. Смит сократил штатную численность своего подразделения, попытался отменить издание еженедельников и сконцентрироваться на ежедневных сводках [10, р. 344]. Была, однако, внутренняя обеспокоенность тем, что разведсводки не удовлетворяли президента, прежде всего по причине отсутствия в них радиосводок, включавшихся в отдельную публикацию - Ситуационную сводку (Situation Summary), издававшуюся для доклада напрямую директору центральной разведки [11, р. 204].

В связи с этим было принято решение о замене Дэйли Саммари новой публикацией (на этот раз еженедельником) и 28 февраля 1951 г. первый выпуск Текущего разведывательного

бюллетеня был направлен президенту. Одобрение Трумэна текущего формата издания известно из его письма директору центральной разведки, генералу Вальтеру Беделлу Смиту: «Дорогой Беделл! Я прочитал Разведывательный бюллетень и весьма восхищен прочитанным» [12, р. 205].

Ответственность за выпуск Бюллетеня была возложена на Управление текущей разведки ЦРУ (УТР), объединившее функции Управления специальных операций (УСО) и ведомств, ответственных за добывание разведывательной информации на каналах связи [13, р. 205].

С дополнением ко всему этому подразделений COMINT был организован более структурированный процесс. Издательские функции были предоставлены Публикационной комиссии (Publication Board), состоящей из руководителей подразделений УСО. Бюллетень продолжил использовать формат выводов и комментариев, доставшийся ему от предшествующего издания: комментарии предназначались скорее для УСО, чем для ЦРУ, но в печатных копиях ничто не указывало на это [14, р. 204].

ЦРУ вновь учредило еженедельную публикацию, выходящую параллельно с Бюллетенем. Аналогично Бюллетеню это была публикация сведений, поступающих из всех источников. Вспомогательная секретная сводка — Daily Digest — завершала данную линию изданий.

Администрация Эйзенхауэра также использовала аналитическую работу специальных служб в качестве информационного канала для президента. Генерал Эндрю Гудпастер и полковник Джон Эйзенхауэр подготовили информационный пакет, включавший информационные сегменты от всех разведывательных служб, являющихся отельными пунктами Бюллетеня. Затем, в марте 1953 г., в недрах ЦРУ разгорелась дискуссия о необходимости создания нового ежедневного издания, базирующегося на всех источниках и предназначавшегося только для президента. Однако когда президент высказал свое предпочтение в получении сводок от всех департаментов для возможности их сравнения и сопоставления, данная идея была отложена [15, р. 41].

Два года спустя Генеральный инспектор ЦРУ предложил, чтобы текущие разведывательные публикации УТР были скоординированы с другими разведывательными службами и более тесно ориентировались на интересы президента.

В марте 1957 г. Комитет советников президента по внешней разведке после инспекции, изучавшей причины недостаточного информационного сопровождения событий перед Суэцким кризисом, выдвинул предложение о создании более скоординированного издания по текущей разведке. Через шесть месяцев план по замене Бюллетеня таким координированным изданием был реализован. Новое издание получило название «Бюллетень центральной разведки»; подготовка содержания осуществлялась под наблюдением экспертной группы, состоявшей из представителей всех агентств. Экспертная группа встречалась ежедневно, за исключением субботы, поскольку в воскресенье выпусков не было. Все разведывательные структуры согласились с тем, что директор ЦРУ сохранит за собой право окончательного решения по вопросам содержания, а само Управление продолжит выступать в качестве издателя. Директор ЦРУ Ален Даллес заявил членам Совета национальной безопасности, что обновленный сборник создан для обеспечения лиц, принимающих решения, своевременной и точной информацией. Различия во взглядах агентств отмечались в подстрочных примечаниях [16, р. 204]. Данное изменение вызвало большой интерес к изданию. Первый выпуск Бюллетеня увидел свет 14 января 1958 г. Впоследствии Бюллетень распространялся каждое утро в количестве примерно 100 экземпляров.

Поворотным пунктом для ежедневных публикаций ЦРУ по текущей разведке считаются события, связанные с провалом вторжения подготовленных ЦРУ кубинских эмигрантов в Заливе Кочинос в апреле 1961 г. Президент Кеннеди прекратил чтение Бюллетеня. Его военный советник генерал-майор Честер В. Клифтон и директор Управления центральной разведки Хантингтон Шелдон разработали план по обеспечению президента информацией посредством создания нового издания, предназначенного специально для интересов и нужд Кеннеди. Издание должно было доставляться ограниченному кругу лиц (сам президент и один или два его ближайших советника) и включать наиболее чувствительную информацию, по вопросам безопасности и конспирации не включавшуюся в Бюллетень. Данный сборник был назван «Президентский разведывательный перечень» (PICKL) [17, р. 66-69]. Кеннеди одобрил новый ежедневник, и шесть месяцев спустя после его первого выпуска (17 июня 1961 г.) он уполномочил осуществлять его рассылку также министру обороны и госсекретарю [18, р. 67]. С появлением PICKL, переименованного в Президентскую ежедневную сводку (ЕСП) в 1964 г., Бюллетень перестал быть президентской книгой, но его издание продолжалось для информирования высших государственных лиц страны (в это время он насчитывал примерно 200 читателей) [19, р. 149]. Кроме того, Бюллетень рассылался некоторым послам США в иностранных государствах.

Указанное разделение публикаций сохраняется и в настоящее время. Президентская ежедневная сводка имела наименее интересную историю: каждый президент имел различные

требования к сборнику и по-разному пользовался содержащейся в нем информацией, однако ключевой концепцией сборника всегда было именно удовлетворение нужд и интересов конкретного президента США. В своей идеологии ЕСП вновь вернулась к ограниченной читательской аудитории, как в первые дни существования Бюллетеня центральной разведки.

Совершенно другим было информационное обеспечение представителей высшего политического истеблишмента, не имеющих доступа к ЕСП. Бюллетень просуществовал еще семь лет после того, как РЮКЬ занял свое место в Овальном кабинете. В течение этого времени Управление текущей разведки боролось за определение роли Бюллетеня и его концепции. В результате была выработана схема изменений. Принципиальной проблемой, стоявшей даже перед издателями РЮКЬ/ЕСП был вопрос включения чувствительной закрытой информации, особенно полученной с помощью агентуры и новейших технических средств, в публикации для постоянно расширяющейся читательской аудитории, а также вопрос — каким образом в одном сборнике поместить информацию для специалистов и остальных читателей.

Решение, окончательно принятое в 1968 г. при одобрении других разведывательных ведомств, заключалось в том, чтобы заменить Бюллетень тремя альтернативными изданиями: «черной», «красной» и «белой» книгами, каждая из которых имела свой гриф секретности и свой читательский формат. Наиболее закрытой была «черная» книга, содержащая информацию, не включаемую в Бюллетень, имеющая примерно два десятка подписчиков. «Красная» книга, соответствующая Бюллетеню по охвату и сфере деятельности, имела около 140 получателей. И, наконец, схематичная «белая» книга обслуживала государственных чиновников, не имеющих доступа к особо секретной информации. Число их колебалось в районе 1 000 человек.

Однако данная классификация начала давать сбои уже несколько лет спустя и была связана с недовольством представителями других разведывательных служб качеством и фактурой публикуемых ЦРУ в Бюллетене материалов. В 1974 г. новое издание - Национальный разведывательный ежедневник (НРЕ) заменил «черную» книгу по требованию директора центральной разведки Уильяма Колби. Кроме того, он предложил использовать для НРЕ газетный формат, что должно было облегчить читателям быстрый поиск интересующих их материалов по сравнению с буклетным форматом Бюллетеня. Количество читателей также увеличилось от трех дюжин подписчиков «черной» книги до 90 адресатов. Кроме того, была разработана версия для зарубежных аппаратов, из бумажной версии которой были изъяты некоторые материалы. Было реализовано намерение о том, чтобы ежедневник был интересен и специалистам и остальным читателям. Версия «красной» книги Бюллетеня была переименована в Национальный разведывательный бюллетень (НРБ). В число его читателей вошли также чиновники, ранее получавшие «черную» книгу, но не получившие допуска для чтения нового НРЕ [20, р. 206]. Первый выпуск появился в июне и дошел примерно до 300 потребителей, главным образом в министерстве обороны. 1976 г. был наиболее плодотворным для ЦРУ - отношение конгресса и многочисленные публикации в прессе отразили изменившееся отношение и появление интереса конгрессменов к деятельности Управления. В апреле шесть комитетов конгресса начали получать НРЕ. Управление воспользовалось возможность приостановить публикацию Бюллетеня и в конгресс начали направляться ежедневные сводки. Формат также был возвращен к буклету.

В настоящее время ЕСП и НРЕ [21, р. 206] остаются преимущественно ежедневными сводками ЦРУ, хотя в начале 1990-х гг. дополнительно появился экономический ежедневник. Никаких кардинальных изменений в формате за эти годы сделано не было, хотя чувствительность информационных сообщений была различной, несмотря на сохранение самого высокого уровня секретности.

Руководители разведывательного сообщества США признают, что новые технологии и необходимость оптимального удовлетворения информационных потребностей заказчиков требуют пересмотра основных концепций публикуемых информационных изданий в XXI в., что становится императивом работы всего экспертно-аналитического комплекса американской разведки [22].

Ссылки:

1. Даллес А. Искусство разведки. М., 1992.
2. Darling Arthur B. The Central Intelligence Agency: As Instrument of Government, to 1950. University Park and London: The Pennsylvania State University Press, 1990.
3. Ibid.
4. Ibid.
5. Ibid.
6. Smith Michael D. CIA Publications: Serving the President with Daily Intelligence // International Journal of Intelligence and CounterIntelligence. 1999. Vol. 12, № 2.

References (transliterated):

1. Dalles A. Iskusstvo razvedki. M., 1992.
2. Darling Arthur B. The Central Intelligence Agency: As Instrument of Government, to 1950. University Park and London: The Pennsylvania State University Press, 1990.
3. Ibid.
4. Ibid.
5. Ibid.
6. Smith Michael D. CIA Publications: Serving the President with Daily Intelligence // International Journal of Intelligence and CounterIntelligence. 1999. Vol. 12, No. 2.
7. Ibid.

S. Smith R. Jack. The Unknown CIA. Washington: Per-gamon-Brassey&s International Defense Publishers, Inc., 19S9.

9. Ibid.
10. Darling Arthur B. The Central Intelligence Agency: As Instrument of Government, to 1950. University Park and London: The Pennsylvania State University Press, 1990.
11. Smith Michael D. CIA Publications: Serving the President with Daily Intelligence // International Journal of Intelligence and CounterIntelligence. 1999. Vol. 12, № 2.
12. Ibid.
13. Ibid.
14. Ibid.
15. Helgerson John L. Getting to Know the President: CIA Briefings of Presidential Candidates 1952-1992. Central Intelligence Agency, Center for the Study of Intelligence, 1995.
16. Smith Michael D. CIA Publications: Serving the President with Daily Intelligence // International Journal of Intelligence and CounterIntelligence. 1999. Vol. 12, № 2.
17. Helgerson John L. Getting to Know the President: CIA Briefings of Presidential Candidates 1952-1992. Central Intelligence Agency, Center for the Study of Intelligence, 1995.
1S. Ibid.
19. Smith R. Jack. The Unknown CIA. Washington: Per-gamon-Brassey&s International Defense Publishers, Inc., 19S9.
20. Smith Michael D. CIA Publications: Serving the President with Daily Intelligence // International Journal of Intelligence and CounterIntelligence. 1999. Vol. 12, № 2.
21. Ibid.
22. Официальный сайт ЦРУ США. URL: //https://www.cia.gov/offices-of-cia/intelligence-analysis/products.html
7. Ibid.
8. Smith R. Jack. The Unknown CIA. Washington: Per-gamon-Brassey&s International Defense Publishers, Inc., 19S9.
9. Ibid.
10. Darling Arthur B. The Central Intelligence Agency: As Instrument of Government, to 1950. University Park and London: The Pennsylvania State University Press, 1990.
11. Smith Michael D. CIA Publications: Serving the President with Daily Intelligence // International Journal of Intelligence and CounterIntelligence. 1999. Vol. 12, No. 2.
12. Ibid.
13. Ibid.
14. Ibid.
15. Helgerson John L. Getting to Know the President: CIA Briefings of Presidential Candidates 1952-1992. Central Intelligence Agency, Center for the Study of Intelligence, 1995.
16. Smith Michael D. CIA Publications: Serving the President with Daily Intelligence // International Journal of Intelligence and CounterIntelligence. 1999. Vol. 12, No. 2.
17. Helgerson John L. Getting to Know the President: CIA Briefings of Presidential Candidates 1952-1992. Central Intelligence Agency, Center for the Study of Intelligence, 1995.
1S. Ibid.
19. Smith R. Jack. The Unknown CIA. Washington: Per-gamon-Brassey&s International Defense Publishers, Inc., 19S9.
20. Smith Michael D. CIA Publications: Serving the President with Daily Intelligence // International Journal of Intelligence and CounterIntelligence. 1999. Vol. 12, No. 2.
21. Ibid.
22. Official site of CSI USA. URL: //https://www.cia.gov/offices-of-cia/intelligence-analysis/products.html
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты