Спросить
Войти

Некоторые аспекты формирования и деятельности местных органов ВЧК в 1917 - 1922 гг. (на материалах Орловской губернии)

Автор: указан в статье

УДК 947.084.5

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЧК В 1917 - 1922 ГГ.

(НА МАТЕРИАЛАХ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)

A.C. Щербаков

Статья посвящена деятельности местных чрезвычайных комиссий. К вопросам, которые затрагивает данная статья, относятся основные тенденции формирования местных органов Всероссийской Чрезвычайной Комиссией по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности, проблемы, которые возникали в процессе их формирования, взаимоотношения местных чрезвычайных комиссий с другими государственными органами, а также, некоторые вопросы, связанные непосредственно с деятельностью местных органов ВЧК.

Петроградский военно-революционный комитет стал первым временным, чрезвычайным органом, работавшим под руководством ЦК РСДРП(б) и Совета Народных Комиссаров. К многочисленным направлениям деятельности ВРК относились, и создание новых органов власти, и организация снабжения городов и армии продовольствием, и реквизиция у буржуазии товаров, и многое другое. Одной из его важнейших задач была охрана правопорядка и борьба с контрреволюцией. Однако, совершенствование нового государственного аппарата было невозможно осуществить без усложнения его форм. С появлением новых комиссариатов деятельность ВРК постепенно ограничилась борьбой с контрреволюцией и саботажем.

Между тем, политическая обстановка в стране накалялась. 6 декабря СНК рассмотрел вопрос "О возможности забастовки служащих в правительственных учреждениях во всероссийском масштабе". В конце ноября (начале декабря) 1917 г. Ф.Э. Дзержинским на заседании Военно-революционного комитета был поставлен вопрос о создании особого органа по борьбе с контрреволюцией.

В результате, было принято решение создать особую комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой путем самых энергичных революционных мер под председательством Ф.Э. Дзержинского, которому Совнарком к следующему заседанию поручил представить список членов комиссии и разработать меры борьбы с саботажем.

1 декабря 1917 года ВЦИК рассмотрел вопрос о реорганизации Военно-революционного комитета и образовании вместо него отдела по борьбе с контрреволюцией. 5 декабря Военно-революционный комитет объявил о прекращении своего существования и о передаче дел в соответствующие органы государственной власти.

Основная задача комиссии была сформулирована 7 декабря на первом заседании следующим образом: "Пресекать в корне все контрреволюционные и саботажные дела и попытки к ним по всей России, предавать суду революционного трибунала контрреволюционеров и саботажников, выработать меры борьбы с ними и беспощадно проводить их в жизнь. Комиссия должна вести только предварительное следствие" [1].

Тогда же Совет Народных Комиссаров принял постановление о создании ВЧК: «Назвать комиссию Всероссийской Чрезвычайной Комиссией при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем и утвердить ее.» [2]

В первой половине 1918 года происходит процесс формирования местных органов ВЧК. С февраля 1918 года на основании декрета СНК "Социалистическое отечество в опасности" чекисты получили чрезвычайные полномочия и право применять высшую меру без суда и следствия (вплоть до расстрела на месте), которое было подтверждено постановлением СНК от 5 сентября 1918 года "О красном терроре". Уже к середине 1918 года на местах действовало 40 губернских и 365 уездных ЧК, были сформированы органы

ЧК в Красной Армии, на транспорте, на государственной границе.

Особенно остро протекает этот процесс в Западных губерниях. Это связано, в первую очередь, с осложнением военной обстановки и переходом германской армии в наступление. Часть западной территории России оказывается под контролем кайзеровской армии. Демаркационная линия проходит по территории западных уездов Орловской, Смоленской и Черниговской губерний. Это осложняет процесс формирования местных ЧК, в связи с чем, часть местных ЧК на некоторое время получает полномочия пограничных ЧК. Так, Суражская уездная ЧК в октябре-ноябре 1918 года получает функции пограничной, однако с февраля-марта 1919 года вновь получает статус уездной чрезвычайной комиссии [3].

Помимо этого, в процессе формирования местных ЧК возникали чисто технические трудности, что, в немалой степени, было вызвано некоторым противодействием со стороны местных исполнительных органов. Дело в том, что часть мест в местных Советах занимали представители левых эсеров и меньшевиков-интернационалистов и, опасаясь ослабления своего влияния в государственном аппарате, они не приветствовали создание чрезвычайных органов, контролировать которые практически не могли.

Ярким примером может служить Брянская уездная ЧК. Процесс создания комиссии в г. Брянске протекал довольно тяжело. Лишь в сентябре 1918 года, Брянский уездный исполком Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял постановление о создании ЧК [4]. При этом не исключено, что этот процесс мог затянуться еще дольше, если бы в августе в Брянск не приехал Игнатий Визнер - один из членов центральной ВЧК, руководитель Уголовного подотдела Отдела по борьбе с преступлениями по должности [5]. Брянская уездная ЧК была создана 20 августа 1918 года на правах отдела ВЧК. Временное руководство осуществлял представитель центрального аппарата ВЧК И. Визнер.

5 сентября 1918 года Постановлением Брянского уездного Исполнительного комитета была создана местная комиссия. Первым председателем ЧК был назначен комиссар по гражданским делам уисполкома Александра Медведева. Изначально комиссия была утверждена в составе председателя ЧК А.Н. Медведева, членов - тов. Кулькова и Новикова, атакже временно прикомандированного сотрудника тов. Переверзева [6].

Указанная дата (20 августа 1918 года), однако, может подвергаться некоторому сомнению, так как уже в июле 1918 г. на заседаниях Брянского уездного исполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов не раз поднимались вопросы по деятельности ЧК.

В частности, в протоколе № 46 заседания Брянского районного Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов от 22 июля 1918 г. содержатся сведения об обсуждении заявления тов. Морозова об отозвании его из состава Комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. По данному заявлению было принято положительное решение, и на его место был делегирован т. Ксенофонтов [7].

Также небезынтересен протокол № 54 заседания Брянского районного Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов от 15 августа 1918 г., в котором действия ЧК признаны правильными и отменено Постановление Совета от 13 августа 1918 г. [8] При этом, сам протокола № 53 от 13 августа 1918 г. в архивных фондах отсутствует, что вызывает некоторые вопросы. Какие конкретно действия ЧК и, почему они были негативно оценены на заседания Брянского районного Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов 13 августа 1918 г. неизвестно. К сожалению, сведения об этом заседании в настоящее время еще не рассекречены и в настоящее время не представляется возможным дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. Тем не менее, данные факты ставят под сомнения дату образования Брянской уездной чрезвычайной комиссии.

По всей видимости ЧК была образована несколько раньше общепринятой даты образования, и комиссия первое время действовала без соответствующего постановления Брянского районного Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов.

Что касается противодействия местных Советов, то такое противодействие имело место,

как на этапе формирования местных ЧК, так и в процессе их деятельности. В ходе работы местных комиссий периодически возникали трения по различным вопросам, относительно их деятельности, между ЧК и местными Исполнительными комитетами, и, в общем, можно говорить о своеобразном противоборстве ЧК и Исполкомов. Так как последние осуществляли функции руководства на местах, то они стремились подчинить себе ЧК, которые обладали некоторой свободой.

Большой интерес представляет резолюция, принятая 1-м Съездом Председателей Губсовдепов и Заведующих отделами управления Губисполкомов. В этой резолюции Съезд полагает необходимым включить губернские и уездные ЧК в отделы управления местных Советов на правах подотделов [9].

В г. Брянске, на местном уровне была принята резолюция, в соответствии с которой, Брянской ЧК предписывалось осуществлять вызов сотрудников Советских учреждений для дачи показаний исключительно с ведома заведующих или ответственных членов коллегии [10].

Противоборство органов ВЧК и местных Советов проявлялось не только в организационной плоскости. Были случаи прямых столкновений. Так, согласно телеграмме Иногороднего отдела ВЧК от 19 ноября 1918 г., в г. Почепе членами Исполкома Пухманом и Кругликовым была арестована вся ЧК во главе с председателем. При этом, арест был произведен без соответствующего постановления всего состава Исполкома [11].

Деятельность органов ВЧК в первые месяцы ее создания, вообще вызывала довольно большую волну критики Советского правительства.

Такое негативное отношение к ЧК, сложившееся не только у противников Советской власти, но и в среде красноармейцев послужило, в частности, одной из причин реорганизации ВЧК [12]. 20 января 1919 г. Президиум ВЦИК принял постановление об упразднении уездных ЧК, которым определялись порядок и сроки передачи дел в губернские ЧК.

Однако говорить о том, что это послужило главной причиной реорганизации ЧК нельзя. Реформирование органов ВЧК помогло улучшить кадровый состав ЧК, избежать «чрезвычайшины» и своевластия сотрудников местных ЧК, которые не всегда понимали роль и место аппарата ЧК в системе государственного управления, считая свое положение и работу «особыми».

При этом важно помнить о том, что далеко не все местные ЧК были ликвидированы в процессе реорганизации ВЧК. Продолжала свою деятельность Трубчевская УЧК, Суражская ЧК, действовавшая на правах пограничной.

Неоднократно возникал вопрос о ликвидации Брянской ЧК. Согласно протокола № 100 от 27.01.1919 г. заседания Брянского районного Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов содержит резолюцию о ликвидации Брянской ЧК на основании декрета центра [13]. Речь видимо идет о постановлении Президиума ВЦИК от 20 января 1919 г. «Об упразднении уездных ЧК». Весьма интересна телеграмма от 3 февраля .1919 г. Особой Инспекции Южфронта во исполнение Циркуляра ВЧК № 132. В данном документе предписывается создать ликвидационную комиссию для проведения ликвидации Брянской уездной ЧК [14].

Однако процесс ликвидации Брянской УЧК видимо затянулся, так как 17 февраля 1919 г. на заседании Брянского районного Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов рассматривался вопрос о довольстве сотрудников ЧК [15].

17 марта 1919 г. в Брянский районный Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов поступило заявление члена Уисполкома т. Самсонова о сложении с него обязанности заведующего отделом здравоохранения ввиду производства у него на квартире обысков сотрудниками ЧК [16]. Обыски проводились не только у т. Самсонова, но и у других сотрудников Уисполкома - членов Брянской организации СДРП (меньшевиков). Эти обыски, которые проводились все той же Брянской ЧК, были вызваны восстанием в частях местного гарнизона. Как следует из информационного доклада представленного на заседании Брянского районного Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов от 15 марта 1919 г. «...имело место контрреволюционное

движение, созревшее на почве далеко не удовлетворительного материального положения, а так же отсутствия спаянности между командным составом и красноармейскими комиссарами...» В результате этого восстания был убит только один человек - комиссар 3-й Бригады т. Жилин, который накануне, 10 марта 1919 г. отправился в гарнизон со сводной бригадой для постановки пьес и чтения лекций. Однако ситуация была видимо настолько острой, что подобная инициатива лишь усугубила кризис, который и вылился в восстание.

Примерно в это же время, 10 марта 1919 г. ВЧК проводила полную проверку деятельности Брянской уездной ЧК. Для этого в г. Брянск были направлены инструкторы ВЧК тов. Верзе(м)нек и Зинде.

В акте обследования по результатам проверки деятельности Брянской уездной ЧК также указывается, что комиссия была организована 20 августа 1918 г. И.А. Визнером.

На момент проведения проверки, комиссия состояла из секретно-оперативного, комендантского отделов, коллегии следователей и общей канцелярии. В составе ЧК работало тридцать сотрудников [17].

Важным моментом, отмеченным в отчете, является вопрос о ликвидации ЧК. В протоколе № 20 заседания коллегии Брянской уездной ЧК совместно с представителями ВЧК от 11.03.1919 г. отмечено, что «особой нужды в существовании ЧК не чувствуется, но чувствуется острая необходимость иметь здесь сильную агентурную сеть до выяснения вопроса о Брянской губернии...» [18]

В самом акте обследования деятельности указано, что Брянская уездная ЧК не может быть ликвидирована, во-первых, до согласования этого с ВЧК, а, во-вторых, до выяснения вопроса о создании Брянской губернии [19].

При изучении данного документа напрашивается вывод о том, что основным направлением деятельности комиссии может быть признана борьба с меньшевистскими и эсеровскими агитаторами [20]. Это подтверждается и тем, что при ликвидации местных ЧК агентурный аппарат сохранялся. Часть сотрудников переводили в губернские органы, а часть продолжала негласную работу [21]. Однако нельзя признать, что политическая борьба была основной задачей местных органов ВЧК. Дело в том, что помимо борьбы с меньшевистскими и эсеровскими агитаторами комиссии на местах часто занимались типично уголовными преступлениями, фактически дублируя работу органов охраны правопорядка.

Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод, что большой процент, рассматриваемых ЧК дел - общеуголовные преступления. Особенно отчетливо это проявилось в работе местных Чрезвычайных комиссий, которые занимались как оперативной, так и следственной работой.

После подавления явлений саботажа, с августа 1918 года ВЧК именуется Всероссийской чрезвычайной комиссией при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности. Появилась острая необходимость пресечений не только контрреволюционных выступлений, но и контроля за деятельностью нового, только что созданного бюрократического аппарата. Участились случаи злоупотреблений среди чиновников различных уровней. Более того, злоупотребления выявлялись и в работе самой ВЧК.

В соответствии с Положением о Чрезвычайных комиссиях на местах принятым на Всероссийской Конференции Чрезвычайных Комиссий 11 июня 1918 года чрезвычайные комиссии работают в тесном контакте со всеми губернскими советскими учреждениями и оказывает им всяческое содействие "Если где в советских органах замечено будет злоупотребление и упущение, то Комиссия немедленно принимает соответствующие меры. Если будут обнаружены злоупотребления и непорядки в самой Комиссии, то губернский Совет или Исполнительный Комитет принимает меры против этого, вплоть до ареста и предания суду членов Комиссии [22]."

Исследуя архивные данные о работе Брянской уездной ЧК, Суражской уездной ЧК и Трубчевской уездной ЧК, можно сделать вывод, что существенная доля всех рассматриваемых ЧК дел приходилась, в том числе, и на преступления по должности, и

соответственно борьба с коррупцией являлась одним из главных направлений работы ЧК. Так, на общеуголовные преступления и преступления по должности приходится около трети всех дел, рассмотренных Суражской уездной ЧК. Такая же ситуация по Трубчевской и Брянской ЧК.

Особое внимание в деятельности местных органов ВЧК уделялось контролю за соблюдением законности ее сотрудниками. Такой контроль обеспечивался несколькими способами.

Во-первых, в местных ЧК очень часто осуществлялась ротация кадров и, в первую очередь, руководителей местных комиссий.

Во-вторых, по каждому из фактов нарушений проводилась тщательная проверка, вплоть до расследования в Ревтрибунале. Следует отметить, что Брянским Ревтрибуналом рассматривалось довольно много дел, как о незаконных действиях Брянской ЧК, так и о нарушениях отдельных ее сотрудников [23]. В частности, в отношении первого председателя ЧК А.Н. Медведева Брянским Революционным Трибуналом рассматривалось несколько уголовных дел о превышении полномочий [24].

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить несколько важных моментов, характеризующих особенности организации и деятельности местных ЧК.

Местные комиссии нередко сталкивались с противодействием со стороны местных исполнительных органов, в том числе и в процессе формирования «чрезвычаек» на местах.

Одной из особенностей деятельности местных органов ВЧК являлось то, что данные органы были не только инструментом политической борьбы большевиков, но и осуществляли строго практические функции по борьбе с преступностью во всех ее проявлениях.

Что касается «чрезвычайности» методов работы комиссий, то жесткость этих методов несколько преувеличена. В пользу этого говорит тот факт, что за период с марта по ноябрь 1919 года Суражской УЧК было расстреляно только 13 человек, большинство из которых убито при попытке бегства [25].

This article is settled out of the problems of The Local Extraordinary Commissions. To the questions which this article is settled out, we can refer the main tendentions of The All Russian Local Extraordinary Commissions&s organization in the struggle with the counterrevolution, sabotage and the official offences, and the problems which were raised in the process of their formulating between The Local Extraordinary Commissions and the other state institutions, and also, some questions, which the activity of The Local Extraordinary Commissions.

The key words: All Russian Local Extraordinary Commissions, Local Extraordinary Commissions, sabotage, official offences, revolutionary tribunal.

Список литературы

1. Мазохин О.Б. Обрязование, развитие сил и средств экономических подразделений ВЧК-ОГПУ /О Б. Мазохин. М.: 2005.
2. «Правда», 1927 г., № 290.
3.Государственный архив Брянской области. Ф. 1781. Оп. 1. Д. 18. Л. 45.
4. Государственный архивБрянскойобласти. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 75. Л. 59.
5. Капчинский О.И. ВЧК: организационная структура и кадровый состав. 1917-1922 гг. О.И. Капчинский// Дис. канд. ист. наук. М.: 2005. С. 43.
6. ГосударственныйархивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 75. Л. 69.
7. ГосударственныйархивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 75. Л. 40.
8. ГосударственныйархивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 75. Л. 46.
9. ГосударственныйархивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 123. Л. 174.
10. ГосударственныйархивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 134. Л. 45.
11. ГосударственныйархивБрянской области. Ф. 1781. Оп. 1. Д. 3. Л. 68.
12. Государственный архив РФ. Ф. 130. Оп.3. Д. 170. Л. 45-48.
13. ГосударственныйархивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 134. Л. 13.
14. ГосударственныйархивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 122. Ч. 2. Л. 255.
15. Государственный архивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 134. Л. 21.
16.Государственный архив Брянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 134. Л. 30.
17. Государственный архивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 122. Ч. 2. Л. 422.
18. Государственный архивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 122. Ч. 2. Л. 423.
19.Государственный архив Брянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 122. Ч. 2. Л. 422.
20. Государственный архивБрянской области. Ф. 1616. Оп. 1. Д. 122. Ч. 2. Л. 422.
21. Петров М.Н. Формирование и деятельность органов ВЧК - ОГПУ. 1917 - сер. 1920 гг. (на материале Северо-Запада) / М.Н. Петров. // Дис. д-ра ист. Наук. СПб.: 1995.С. 49.
22. Государственный архивБрянскойобласти. Ф. 1781. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
23. Государственный архивБрянскойобласти. Ф. 594. Оп. 1. Д. 1506. Л. 8.
24. Государственный архивБрянской области. Ф. 594. Оп. 1. Д. 1492. Л. 7.
25. Государственный архивБрянской области. Ф. 1781. Оп. 1. Д. 25. Л. 7-34.

Об авторе

Щербаков A.C. - аспир. Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты