Спросить
Войти

Историко-правовая характеристика магдебургского права в г. Киеве

Автор: указан в статье

Очевидной отрицательной чертой курса Анны Иоанновны, направленного на восстановление сильной самодержавной власти явилось, как известно, его претворение собранной в рамках государственного аппарата бюрократией, представленной государственными деятелями иностранного происхождения. Это явно подрывало исконные основы национального государственного единства в борьбе за установление государственного порядка и общественной безопасности.

Список литературы:

1. Манифест «Об уничтожении Верховного Тайного Совета и Высокого Сената, и о восстановлении по прежнему Правительствующего Сената» от 4 марта 1730 г. // ПСЗРИ. - изд. 1-е. - СПб.: тип. Втор. Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канц., 1830. - Т. 8. - Ст. 5510.
2. Именной, данный Сенату указ «Об учреждении при Дворе Его Императорского Величества Кабинета» от 10 ноября 1731 г. // ПСЗРИ. - изд. 1-е. -СПб.: тип. Втор. Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канц., 1830. - Т. 8. - Ст. 5871.
3. Высочайшая резолюция на доклад Полицмейстерской Канцелярии «Об учреждении полиции в городах» от 23 апреля 1733 г. // ПСЗРИ. - изд. 1-е. -СПб.: тип. Втор. Отд. Собств. Его Имп. Вел. Канц., 1830. - Т. 9. - Ст. 6378.
4. Прокопович Ф. История о избрании и восшествии на престол бла-женныя и вечнодостойныя памяти государыни императрицы Анны Иоан-новны самодержицы Всероссийския (1730 год) / Ф. Прокопович. - СПб.: тип. Н. Греча, 1837. - С. 13-14.
5. Курукин И.В. Бирон (Жизнь замечательных людей: Сер. Биогр.; Вып. 968) / И.В. Курукин. - М.: Молодая гвардия, 2006. - С. 279
6. Книга записная имянным письмам и указам императриц Анны Иоанновны и Елисаветы Петровны Семену Андреевичу Салтыкову (1732-1741 гг.) / Предисл. А. Кудрявцева. - М.: б.м., 1899. - С. 89.

ИСТОРИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАГДЕБУРГСКОГО ПРАВА В Г. КИЕВЕ

© Забашта А.С.*

Частное учреждение образования «БИП - Институт правоведения», Республика Беларусь, г. Гродно

В статье автор освещает вопросы, связанные с введением магдебург-ского права в г. Киеве.

* Студент. Научный руководитель: Скютте Д.Н., старший преподаватель кафедры Теории и истории права.

Магдебургское право было одним из самых наиболее применяемых систем городского права на восточнославянских землях. Оно стало правовой базой развития городов Восточной Европы в средние века.

Вопрос о дате введения в Киеве магдебургского права находится в поле зрения исследователей уже несколько столетий. Историки и правоведы, отстаивая свою точку зрения, приводят разнообразные доводы и аргументы. Предпринимались даже попытки высчитать эту дату просто математически. Думается, что на данном этапе невозможно определить точную дату получения Киевом магдебургского права из-за недостатка дошедших до нас ис-торико-правовых памятников. Поэтому датой наделения Киева магдебург-ским правом можно считать период с 1494 года по 1499 год, по другим данным - по 1498 год [10, с. 88].

Киев - колыбель вечевых традиций и, по сути, прообраз самоуправления на украинских землях. Древнейшее документальное упоминание, свидетельствующее о существовании в Киеве должности войта, зафиксировано в великокняжеском привилее Александра от 26 мая 1494 года. В нём определены права и обязанности войта в городе, который был обязан наблюдать за поддержанием мира, заботиться о пожарной безопасности, следить, чтобы жители Киево-Подола не жгли свечей в своих деревянных жилищах. Войт имел право штрафовать нарушителей.

Наделение магдебургским правом Киева было одним из способов возродить город после разрушительного набега крымского хана (1482 год). Для улучшения экономического развития и укрепления оборонных ресурсов магдебургское право дало киевским мещанам больше самостоятельности в управлении городом, облегчило и уменьшило натуральные налоги. Выдача городской общине привилея на самоуправление по магдебургскому праву привела к конфликту с киевским воеводой - главным представителем верховной власти в Киеве [5, с. 138]. Привилеем от 3 декабря 1503 года Киев был освобождён от последних элементов судебного подчинения воеводе, а привилей Сигизмунда I от 29 марта 1514 года подтверждал первый приви-лей, значительно его расширил, дал полное магдебургское право всем мещанам православной и католической веры.

12 января 1516 года привилеем Сигизмунда I был окончательно завершён процесс формирования магдебургского права в Киеве. Данный привилей был наиболее объёмным и наделял горожан широким кругом прав по отношению к другим городам Великого княжества Литовского. Часть городского населения освобождалась из-под власти и судебной компетенции воеводы и его наместников и переходила в подчинение новой городской власти во главе с войтом. Ремесленные цеха также переходили из-под замковой юрисдикции в городскую, устанавливалось монопольное право для мещан производить и реа-лизовывать вино-водочную продукцию, а также пользоваться землями вокруг города и проводить две ярмарки в год 6 января и 8 сентября [1, с. 127].

Изменялся социальный статус киевского мещанства, оно имело свои органы самоуправления и собственный суд. Магдебургское право устанавливало порядок и процедуру выборов городских органов власти, определяло их полномочия и функции, основные нормы гражданского и уголовного права, а также освобождало жителей города от значительной части обязанностей.

Городскими делами Киева ведал магистрат, во главе которого стоял войт, избираемый мещанами. По традиции в него избиралось 12 человек. К середине XVII века их число возросло до 18. Ежегодно избирался действующий орган магистрата - «Новая рада», в состав которой входили «годовые урядники»: бурмистр «годовой», 2-3 радца и столько же лавников. При отсутствии в городе «годового» бурмистра, его замещал старший радец. Другие урядники - 3 радца, 2 лавника - назывались «урядниками второгодичными» и составляли «Старую раду». Большинство из них оставалось на своих должностях пожизненно. Они наделялись некоторыми властными полномочиями, могли принимать участие в заседаниях рады, заверяли своими подписями документы и прошения мещан. В отличие от польских городов, где бурмистры после окончания срока пребывания в должности, получали звание «радцы Старой рады» и не принимали участие в управлении городом. В Киеве за такими урядниками закреплялся пожизненно титул «бурмистры Старой рады» с правом совещательного голоса. Эти почётные служащие нередко становились лентвойтами (т.е. замещали войтов в случае их отсутствия на рабочем месте), а их влияние на деятельность «Новой рады» было довольно значительным. Таким образом, органы городского самоуправления в Киеве сформировались не только под действием магдебургского права и на примере Вильно, но и под влиянием местных обычаев, порядков и особых обстоятельств приграничной жизни [1, с. 129].

В период пребывания украинских земель в составе Великого княжества Литовского на Киев распространилась практика наделения великим князем привилеем на войтовство в большинстве случаев в награду за воинскую службу. Привилей от 28 мая 1570 г. дал право мещанам свободно выбирать из четырёх кандидатур на должность войта с последующим утверждением одной из них на этой должности королём. Так, должность войта стала выборной и временной. С тех пор на эту должность избирали знающих и опытных в городском управлении горожан, которые прошли дорогу от лавника или радца до «годового» бурмистра и были, кроме всего, достаточно зажиточными людьми [6, с. 349].

Длительное время войтами выбирали представителей таких зажиточных семей, которые сделали карьеру в органах городского самоуправления и занимали высшие должности в магистрате. Среди них были войты: Иван (в 1528 г.), Василь (в 1566-1567 гг.) и Фёдор Черевчеи (в 1576-1580 гг.), Семён (в 1581-1587 гг.) и Артём Конашковичи (в 1625-1628 гг.), Яцко Балыка (в 1593-1612 гг.) и его сын Сазон (в 1628-1629 гг.), Фёдор Ходыка (в 1612-1625 гг.)

и его сыновья Иосиф (в 1633-1641 гг.) и Андрей (в 1644-1650 гг.). В большинстве случаев войты считали себя «шляхетными» и женились прейму-щественно на шляхтянках [2, с. 197].

Однако войтовская должность в Киеве не была предметом купли-продажи, передачи в аренду, в залог или по наследству, как это происходило в большинстве городов Речи Посполитой. В Киеве с конца XVI в. эта должность являлась пожизненной, хотя в случаях массового недовольства городского населения войтом, его недееспособности или из-за внешних факторов имели место единичные случаи снятия его с должности.

Характерной чертой этнического состава городской власти в Киеве выступала её почти полная однородность. Это же касается и вероисповедания её членов. В городскую власть входили, главным образом, мещане украинского происхождения. Процент представителей других этносов и наций среди представителей основного состава урядников был незначительным. В отличие от западнобелорусских и западноукраинских городов, где около половины городского управления составляли католики, киевский магистрат преимущественно состоял из лиц православной веры.

Магистрат имел две коллегии: представительский орган городской власти (законодательной и административной) - раду, и судебный орган - лаву. Деятельность киевского магистрата, как и большинства других городов государства, была направлена на защиту интересов населения и охватывала широкий круг вопросов. Магистрат выступал политико-правовым оплотом мещанства, которое находилось под его юрисдикцией и пользовалось ма-гдебургским правом. Основными функциями и направлениями деятельности магистрата выступали:

1. Представление интересов мещан вне города.
2. Принятие в городское право.
3. Судопроизводство на основе норм магдебургского права.
4. Контроль за торговой и промышленной жизнью в городе.
5. Контроль за деятельностью цеховых организаций, утверждение цеховых статутов.
6. Ведение финансовой политики в городе (обеспечение доходов местной казны, контроль за расходами, распределение среди жителей города общегосударственных и общегородских налогов).
7. Контроль за поддержанием порядка и благоустройством города.
8. Благотворительная деятельность.

В состав рады изначально входили один бурмистр и пять радцев (рай-тманов, позже - ратегеров), которых выбирали ежегодно. В состав рады входили также шафари, которые следили за хозяйством; инстигатор, контролировавший прибыль городской казны и сборы налогов; писарь и другие чиновники. Как главная власть города рада ведала вопросами городского хозяйства и управления. Нормотворческая деятельность рады реализовывалась в её вилькерах, которые принимались совместно со всеми национальными общинами, проживающими в Киеве. Вилькер, который хранился в городе один год и один день, согласно требованиям магдебургского права, имел обязательную силу закона.

В финансовой сфере рада распоряжалась всем городским имуществом и выдавала распоряжения. Она решала вопросы, связанные с установлением налогов и определением их размера, уплатой долгов, сборов, городских оплат за выработку воска, за городские весы (ваги), за торговлю солью и др. Собранные деньги шли на оплату служащих, на строительство дорог, мостов, бань, школ, административных зданий, на развитие торговли. Деятельность рады была направлена также на поддержание чистоты в городе.

Она контролировала деятельность цехов, выдавая им цеховые статуты, и следила, чтобы мещанам поставлялись хорошие по качеству, размерам, форме и весу, а также по установленной цене, товары. За тяжкие проступки рада наказывала исключением из цехов, запретом самостоятельно заниматься ремеслом и даже изгнанием из города. Рада утверждала результаты ежегодных выборов руководителей цехов, принимала у них присягу и т.д. Её прерогативой была выдача городского гражданства.

К специфическим чертам киевского местного самоуправления уместно отнести наличие в городе двух цеховых организаций под двумя присудами -замковым и магистратским. Эта удвоенная форма организации ремесленничества, очевидно, была заимствована от Вильно, где она сложилась раньше. Королевский привилей 1516 г. узаконил существование в городе двух цеховых систем, подчиняющихся воеводе и магистрату, вследствие чего уже тогда закладывалась основа для будущих конфликтов между ними. В 1591 г. цеховыми статутами киевские замковые ремесленники были уравнены в правах с магистратскими. Законодательно было подтверждено завершение формирования двух отдельных цеховых систем под разными юрисдикциями.

Королевский строй в одинаковой мере «протежировал» как замковым ремесленникам, так и магистратским, создавая экономические стимулы, поддерживая тем самым «баланс» сил и власти между обоими строями в городе -воеводской администрацией и магистратом. Это создавало немало проблем мещанам магдебургской юрисдикции и было одной из основных причин конфликтов между ними. Такая ситуация сохранялась до начала 30-х гг. XVII в. и свидетельствовала о том, что киевский магистрат на протяжении довольно длительного времени не был полноправным «хозяином» в городе, что объясняется также спецификой приграничного расположения Киева, где в течение почти всего XVI в. доминирующие позиции в управлении принадлежали воеводе. Однако на обеспечение оборонных потребностей замка мещане магистратской юрисдикции обязаны были не только выделять значительные суммы, но и считаться с существованием замковых ремесленников.

Рада была наделена и некоторыми судебными полномочиями. Она рассматривала гражданские и административные дела о нарушении общественного порядка и безопасности жителей города. Все другие гражданские дела рассматривала лава. Она же занималась уголовным судопроизводством. Кроме того, лавники проводили предварительное следствие. По магде-бургскому праву они должны внимательно выслушивать стороны судебного процесса, хорошо разбираться в сути дела, которое рассматривается, придерживаться требований городского права. Лава «казнила и миловала», владея правом на жизнь и смерть, держала виселицу и палача с орудием смерти и наказания. Лавников выбирали жители города [7, с. 106]. Все чиновники получали денежные оклады.

Магистрат возглавлял войт, избираемый общиной, он утверждался великим князем литовским, королём Речи Посполитой, а позже, российским императором. Войт был главой города, обладал административной и судебной властью, получал в пользование так называемые ранговые земли: городской хутор с винокуренным заводом и рыболовное озеро. В его пользу шла треть всех судебных штрафов, вносимых населением, и часть торговых сборов.

На правовой статус киевского войта необходимо обратить особое внимание: именно его должность возникла ещё до наделения города магдебург-ским правом, о чём мы упоминали выше. В отличие от польских городов, где войты появлялись сразу после локации или вместе с наделением магде-бургским правом и возглавляли только судебную коллегию - лаву, киевские войты, кроме судебных функций, постепенно взяли в свои руки всю административную власть, возглавили магистрат, и таким образом установили контроль над всеми сторонами жизни городского населения. Длительное время войтами выбирали представителей таких зажиточных семей, которые сделали карьеру в органах городского самоуправления и занимали высшую должность в магистрате [2, с. 197].

Все чиновники, кроме писаря, назывались реестровыми и составляли Товарищество Золотой Хоругви - городскую кавалерию во время торжественных церемоний. Начальники цехов - цехмистры - в необходимых случаях выступали как вооружённая пешая милиция. Была также милиция церемониальная. Кроме этого, город имел своё войско.

Говоря о развитии местного самоуправления города Киева, нельзя не отметить роль и значение герба в жизни города. Важнейшей общественно-политической функцией герба в этот период являлась роль символа самоуправления города. На практике она сводилась главным образом, к использованию герба на городской печати. Городской герб также использовался на флагах, крышах, ставился на мерных ёмкостях, им помечали топлёный воск и различные изделия, известно его использование на водных знаках и т.д. [3, с. 150].

К особенностям местного самоуправления в Киеве необходимо отнести отсутствие постоянно действующего органа, состоящего из представителей от «поспольства», который мог контролировать деятельность городских чиновников. Речь идёт о «коллегии 40 мужей» во Львове и «третьем ордынке» в польских городах.

Несмотря на официальное наделение города магдебургским правом, власть Киевского магистрата распространялась не на всё население города. Параллельно с созданной в конце XV - начале XVI веков магистратской юрисдикцией в городе сохранялась замковая юрисдикция под властью воеводы и его наместников, а также существовали монастырские и шляхетские юридики. Очень часто между городским правительством и воеводской администрацией происходили конфликты из-за сбора налогов с питейных заведений и нарушения монопольного права киевских мещан на пивоварение и торговлю спиртным.

27 марта 1645 года король польский, великий князь литовский Владислав IV выдал грамоту жителям Киева о разрешении им принимать в городское гражданство всех приезжих из разных «мест, местечек, сёл», которые находятся в городе давно, недавно или только собираются приехать. Они получали все городские права, в том числе, право на безопасность, защиту и торговлю. Данная грамота способствовала увеличению населения города и упрощала процесс получения городского гражданства, поскольку отменяла ценз оседлости и имущественный ценз. Основой получения гражданства было желание проживать в городе и торговать в нём [4, с. 73].

Со временем в управлении городом происходят изменения. Война под командованием Богдана Хмельницкого, отразилась на положении Киева. В 1652 году город получил гетманскую охранную грамоту, согласно которой казакам запрещалось заезжать в город и пользоваться перевозом через Днепр. После Переяславской Рады 1654 года Киев оказался под властью московского царя Алексея Михайловича и получил сразу пять грамот, подтверждающих прежние права, в том числе, безмытную торговлю, цеховое устройство города, а также частичное освобождение от налогов. В 1655 году гетман Богдан Хмельницкий выдаёт киевским мещанам охранную грамоту, которой подтверждает запрет «войсковым старшинам, казакам и посланцам» при переходе через Киев требовать у жителей подводы и притеснять их. Те же, кто ослушается, могут быть строго наказаны «паном полковником» Киева [8, с. 95-96].

26 июля 1658 года гетман Выговский выдал киевским мещанам охранную грамоту, которой подтвердил все предыдущие права и освободил их от содержания войсковых «посланцев и гонцов» [9, с. 105].
7 февраля 1670 года Универсал гетмана Многогрешного предоставил киевским мещанам право свободной торговли в Украинских городах с освобождением от платежа так называемой «индукты» [11, с. 133].

Автор отмечает, что в период с середины XVII века одним из источников «местного магдебургского права» становятся охранные грамоты и универсалы украинских гетманов. Данный процесс был обусловлен историческими и политическими факторами, среди которых следует отметить «разгул казацкой вольницы», укрепление и развитие торговли на территории

Украинских. В это время, несмотря на грамоты, в административном устройстве Киева произошли изменения. Из прежних административных органов сохранился только магистрат, рядом с ним начали функционировать воеводское и сотенное управление.

Пётр I и его последователи несколько раз официально подтверждали права Киева на самоуправление. На практике многое из этого не признавалось, потому что противоречило основным принципам Российской империи. К этому прибавлялось прямое вмешательство высшей власти и генерал-губернатора в действия магистрата и войта. В 1766 году во время выборов нового войта Екатерина II пожелала, чтобы на эту должность был избран прокурор губернской канцелярии Пивоваров. Но этого не произошло. Тогда по приказу императрицы генерал-губернатор собрал городскую общину, прилюдно порвал протокол голосования в магистрате, назначил повторные выборы, на которых Пивоварова избрали единогласно.

23 декабря 1834 года Николай I полностью отменил в Киеве магдебургское право.

Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что магдебургское право в Киеве было представлено в полном объёме. Уникальностью функционирования данного права в городе явилось то, что, несмотря на полную его отмену на территории Российской Империи в 1795 году, в Киеве оно действовало до 1834 года. По некоторым данным, нормы магдебургского права на территории города сохраняли свою силу ещё около полувека в виде элементов городского обычая.

Список литературы:

1. Бшоус Н.О. До питання про запровадження магдебурзького права в Кие-вi / Н.О. Бшоус // Украшський кторичний журнал. - 2008. - N° 1. - C. 123-134.
2. Бшоус Н.О. Особливосп самоврядувания Киева на магдебурьзькому правi XVI - першо1 половини XVII ст. / Н.О. Бшоус // Украшський юторич-ний журнал. - 2009. - № 3. - C. 194-204.
3. Гречило А. Магдебурзьке право та питання герба мюта Киева (шнець XV - 80-п рр. XVIII ст.) / А. Гречило // Самоврядування в Кшш: iсторiя та сучаснють: матерiали мiжнародноï конференций, присв. 500^ччю надання Кшву магдебурзького права, Кшв, 26-27 листопада 1999 р. - Кт&в, 2000. -С. 147-154.
4. Жалованная королевская грамота Юевскимъ жителямъ, 27 марта 1645 г. // Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 5. - СПб.: Въ типогра-фш Эдуарда Праца, 1853. - С. 73.
5. Капраль М. Самоврядування Киева та Львова к. 15 - 1 п. 17 ст.: регю-нальна специфша / М. Капраль // Самоврядування в Ктш: iсторiя та сучас-тсть: матерiали мiжнародноï конференцiï&, присв. 500^ччю надання Киïву магдебурзького права, Кив, 26-27 листопада 1999 р. - Кив, 2000. - С. 137-143.
6. Кобилецький М. Магдебурзьке право в УкраМ XIV - I пол. Х1Х ст: кторико-правове дослщження / М. Кобилецький. - Львiв: Па1с, 2008. - 406 с.
7. Котенко Т. Становлення та розвиток мiсцевого самоврядування м. Киева (IX-X[X ст. ст.) / Т. Котенко // Вюник Кшвського нацiонального ушверси-тету iменi Тараса Шевченка. - 2007. - № 74-76. - С. 103-107.
8. Охранная грамота гетмана ХмЪльницкаго Юевскимъ мЪщанамъ, 26 ноября 1655 г. // Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 5. - СПб.: Въ типографш Эдуарда Праца, 1853. - С. 95-96.
9. Охранная подтвердительная грамота гетмана Выговскаго Юевскимъ мЪщанамъ, 26 июля 1658 г. // Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 5. - СПб.: Въ типографш Эдуарда Праца, 1853. - С. 105.
10. Русина О. До проблеми початюв Кшвсько! магдебурги / О. Русина // Самоврядування в Кшш: iсторiя та сучасшсть: матерiали м1жнародно! конференций, присв. 500^ччю надання Кшву магдебурзького права, Кшв, 26-27 листопада 1999 р. - Кшв, 2000. - С. 88-101.
11. Универсалъ гетмана Многогр&Ьшнаго Кiевскимъ мЪщанамъ, 7 февраля 1670 г. // Акты, относящиеся к истории Западной России. Т. 5. - СПб.: Въ типографш Эдуарда Праца, 1853. - С. 124-125.

МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО Г. ЛЬВОВА КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ПРАВА

© Забашта А.С.*

Частное учреждение образования «БИП - Институт правоведения», Республика Беларусь, г. Гродно

В статье автор анализирует процесс возникновения и развития ма-гдебургского права в г. Львове и формирования на его основе особого вида городского права - львовского городского права.

В Украине магдебургское право распространилось в X[V-XV веках. Процесс наделения городов магдебургским правом был неравномерен и неоднороден по своей сути. Это было обусловлено экономическими, политическими и географическими факторами. В связи с этим на территории государства не было двух городов с «одинаковым» магдебургским правом.

Киев на востоке и Львов на западе сыграли ключевую роль в истории украинских земель в эпоху средневековья. Львов - фортеция и город на водоразделе бассейнов рек Днестра и Буга, Чёрного и Балтийского морей, пре* Студент. Научный руководитель: Скютте Д.Н., старший преподаватель кафедры Теории и истории права.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты