Спросить
Войти

НОВОСИБИРСКИЙ ЦЕНТР ЭТНОГРАФИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Автор: указан в статье

ХРОНИКА

И. В. Октябрьская

НОВОСИБИРСКИЙ ЦЕНТР ЭТНОГРАФИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена истории становления этнографического направления в гуманитарных исследованиях Института истории, филологии и философии (ИИ-ФиФ) СО АН СССР, затем Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН. Его основы были заложены в ходе создания сибирского научного центра в 1960-е гг.; принципы развития предопределены комплексным подходом к изучению культур и народов Сибири в диапазоне от древности к современности. Изначально этнографические исследования в Сибирском отделении были неотделимы от исторических, археологических, фольклорно-лингвистических, социологических изысканий. Отдел этнографии выделился в структуре ИАЭТ СО РАН в 1992 г В настоящее время в его работе сочетаются прикладной и фундаментальный аспекты. Карта полевых маршрутов включает различные районы Западной Сибири, а также Восточную Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток. Аналитические исследования отдела опираются на полипарадигмальный подход, на современные теории этнологии, культурной и социальной антропологии. В рамках фундаментальных программ ИАЭТ СО РАН его исследовательский арсенал расширяется за счет методов естественных наук. Содержание работ определяется следующими направлениями: изучение этногенеза и этнической истории народов Сибири; оценка демографических процессов в среде народонаселения Сибири; сравнительный анализ традиций природопользования и жизнеобеспечения; оценка культурного наследия; изучение нормативной культуры в динамике; анализ современных этносоциальных и этноконфессиональных процессов в Сибири и т. д.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнография Сибири, становление этнографических исследований в СО АН СССР, отдел этнографии ИАЭТ СО РАН

УДК 908(571.14)

DOI 10.31250/2618-8600-2018-1-195-211

ОКТЯБРЬСКАЯ Ирина Вячеславовна — д.и.н., в.н.с., Институт археологии и этнографии СО РАН (Россия, Новосибирск) E-mail: siem405@yandex.ru

Становление этнографических исследований в Новосибирске опиралось на традиции академического сибиреведения, потенциал университетов и музеев Сибири, достижения и возможности регионального краеведения, теорию и практики сохранения культурного наследия (архитектуры, фольклора, промыслов). Определяющим в этом процессе стало создание сибирского научного центра.

Постановление «О создании Сибирского отделения Академии наук СССР» 1957 г. определило перспективы развития фундаментальных и прикладных исследований, способствующих освоению ресурсов и развитию производительных сил Сибири и Дальнего Востока. В июне 1958 г. был утвержден проект Новосибирского научного центра.

Один из инициаторов создания и первый председатель Сибирского отделения академик М. А. Лаврентьев сформулировал стратегические принципы его деятельности, выделив комплексность, фундаментальность, информационную обеспеченность и практическую значимость исследований. Единство науки, практик внедрения результатов и подготовки кадров стало известно как «треугольник Лаврентьева». Реализация этих принципов позволила привлечь в Новосибирск выдающихся ученых из академических и вузовских центров Ленинграда, Москвы, Свердловска, Томска и других городов. Базой для дальнейшего развития Сибирского отделения стал Новосибирский государственный университет (НГУ), созданный по Постановлению Совета Министров СССР от 9 января 1958 г-.

Первым шагом к созданию гуманитарного отделения в Новосибирском центре стало образование в 1959 г. при Президиуме Сибирского отделения АН СССР Постоянной комиссии по общественным наукам; затем в 1961 г. — сектора истории промышленности, а позже — отдела гуманитарных исследований при Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР. Его возглавил приглашенный из Ленинграда д.и.н. А. П. Окладников (1908-1981), руководитель масштабных археологических изысканий в Средней Азии, Сибири и Монголии. В 1966 г. уже в статусе члена-корреспондента (затем академика АН СССР, Героя Социалистического Труда) он стал директором нового Института истории, филологии и философии СО АН СССР.

Вместе с единомышленниками — крупнейшим специалистом по тунгусо-маньчжурским языкам, чл.-корр. АН СССР В. А. Аврориным (19071977) и известным философом, чл.-корр. Г. А. Свечниковым (1918-1974) — А. П. Окладников закладывал основы гуманитарного центра, ориентируясь на всесибирский, междисциплинарный характер исследований; считал необходимой взаимосвязь археологических, этнографических, филологических, исторических, историко-философских и социологических изысканий, ориентированных на выявление этногенетических, эт-ноисторических, социокультурных моделей развития региона.

В структуре Института изначально были выделены три отдела — истории, филологии и философии. К концу 1960-х гг. был открыт Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока. В основу создания его фондов и экспозиции были положены принципы комплексного подхода в изучении археологических и этнографических реалий. С 1970-х гг. музей включал постоянную экспозицию и историко-этногра-фический комплекс под открытым небом, где были спланированы, а затем воссозданы наиболее значимые археологические и архитектурные памятники Сибири разных эпох.

Реализованный в организации музея принцип непрерывности и взаимосвязи в изучении процессов антропо-, культуро- и этногенеза, этносоциальной и этнополитической истории Сибири определял деятельность института в целом. Комплексный диахронный подход стал основой исследовательских программ 1960-1980-х гг., в том числе определил содержание фундаментального пятитомного издания «История Сибири с древнейших времен до наших дней». «История Сибири...» вышла в 1968-1969 гг. и была отмечена Государственной премией СССР в 1973 г.

В ходе работы над ней, а также в последующие годы в число приоритетных направлений деятельности института вошла разработка таких проблем, как первоначальное расселение человека и распространение базовых культурных технологий в границах Евразии; древнейшие миграционные и культурные связи Азии и Америки; этногенез и история вхождения коренных народов Сибири в состав Российского государства; этапы и механизмы освоения макрорегиона русским (славянским) населением и другими народами России на протяжении ХУ1-ХХ вв. Органичной частью научных программ были исследования по проблемам интеграции Сибири в российское этнополитическое и социокультурное пространство, а также исследования по модернизации народонаселения региона.

В трудах первых сотрудников института в 1960-1970-е гг. были последовательно реализованы ретроспективно-аналитический, истори-ко-генетический, сравнительно-типологический и эволюционный подходы. В работах Е. И. Деревянко на основе археолого-этнографических исследований была воссоздана история и культура мохэ и чжурдженей. В серии публикаций А. Г. Малявкина (1917-1994) по материалам китайских хроник была представлена история уйгуров эпохи средневековья. Традиционной соционормативной и бытовой культуре алтайцев были посвящены работы к.и.н. Е. М. Тощаковой (1911-1994). В работах к.и.н. В. А. Тимохина (1929-1997) рассматривались проблемы советской национальной политики в Сибири и на Дальнем Востоке.

Изначально в работе Института большое место занимала этносоциальная проблематика. Еще в 1963 г. при Объединенном ученом совете СО АН СССР возникла Сибирская секция по проблемам развития национальных отношений под руководством В. А. Аврорина; развернулись

социолингвистические и социологические исследования. В 1968 г. по инициативе А. П. Окладникова был создан сектор комплексных исследований проблем развития народов Сибири, который возглавил к.филос.н., а позже чл.-корр. АН СССР В. И. Бойко (1926-2011). Содержание его трудов определили вопросы социальных трансформаций и форм социального управления в среде коренных народов Севера в условиях промышленного освоения территорий их обитания. Эти исследования укладывались в стратегию комплексного развития ИИФиФ.

Этнографические изыскания первых десятилетий были неотделимы от изучения истории земледельческого освоения Сибири, становления хозяйственных и духовных традиций сибиряков ХУИ-Х1Х вв. Подготовка фундаментального пятитомного издания, посвященного истории крестьянства, в Сибирском отделении АН СССР велась на протяжении 1960-1980-х гг. С реализацией этого долговременного проекта были связаны работы историков, археографов, этнографов. В трудах д.и.н. М. М. Громыко, а позже д.и.н. Н. А. Миненко, д.и.н. Т. М. Мамсик и их коллег выстраивались историко-этнографические и культурно-антропологические подходы к изучению сибирского крестьянства.

Системный характер приобрели комплексные историко-культурные экспедиции по Сибири. Их участниками были к.и.н. Л. М. Русакова (1936-2009), Ф. Ф. Болонев (1935-2018). Эти ученые стояли у истоков формирования русской коллекции Музея. Начав свою экспедиционную деятельность в отрядах с историками и археографами, они вскоре вели уже собственные изыскания; в их работах были воссозданы история, быт, праздничный календарь и народное искусство этнолокальных (этнокон-фессиональных) групп русских Алтая, Забайкалья, Восточного Казахстана. Кандидатская диссертация Ф. Ф. Болонева на тему «Народный календарь семейских Забайкалья второй половины XIX — начала XX в.», представленная к защите в объединенном диссертационном совете в 1974 г., стала, вероятно, первой квалификационной работой по специальности «этнография» в ИИФиФ; проблемы, поставленные в ней, получили развитие в докторской диссертации «Духовная культура русских крестьян-старожилов Юго-Восточной Сибири XVШ-XX вв. (Семейские Забайкалья)» 1996 г.

Этнографическое направление продолжало развиваться в 19701980-е гг. в неразрывной связи с изысканиями по истории Сибири. ИИФиФ пополнялся новыми кадрами, в числе которых были первые выпускники гуманитарного факультета НГУ и аспирантуры института. В работах начинающих, а затем титулованных исследователей д.и.н. А. Н. Сагайдачного (1946-2002), к.и.н. В. Н. Курилова (1947-2015), к.и.н. А. А. Люцидарской и других рассматривались проблемы освоения русскими Сибири, становления и развития первых поселений и городов, история локальных сообществ и социальных групп, особенности их демографии, жизнедеятельности, нормативной культуры. В работах А. Н. Сагайдачного впервые

в отечественном сибиреведении были применены информационные технологии для ретроспективного анализа демографии русских сел Сибири второй половины XIX в.

С 1970-х гг. все большее место в историко-этнографических проектах ИИФиФ стала занимать тема этнокультурных контактов. Позднее (уже в 2000-е гг.) она получила развитие в рамках междисциплинарных исследований по истории сибирского фронтира под руководством сотрудников ИИФиФ (а затем ИИ СО РАН) д.и.н. Д. Я. Резуна (1945-2012) и д.и.н. М. В. Шиловского.

Одновременно все большее место в работе подразделений института занимали проблемы оценки современных процессов в Сибири. В 1982 г. на базе нескольких отраслевых отделений АН СССР в ИИФиФ была организована Региональная межведомственная комиссия по координации комплексных социально-экономических, медико-биологических и лингвистических исследований проблем развития народностей Севера, которая была ориентирована на прикладные исследования с участием социологов, медиков, экологов и других. В рамках проекта «Народности Севера» 1987 г. комиссия предложила концепцию развития аборигенного сообщества региона до 2010 г. Ряд ее положений и сегодня не потеряли актуальности. В 1980-е гг. исследования по этносоциологии были дополнены социально-философскими изысканиями коллектива под руководством Ю. В. Попкова (ныне — д.филос.н.), который уже в 1990-е гг. возглавил Новосибирскую школу этносоциологии. Междисциплинарный, интегративный характер изначально определял развитие ИИФиФ.

В плане археологии и этнографии содержание работ по проблемам коренного населения Сибири в 1970-1980-е гг. (как и в последующие десятилетия) во многом определяла этногенетическая проблематика. Неслучайно первая докторская диссертация по этнографии была защищена одним из ведущих археологов института — Е. И. Деревянко («Племена Приамурья в I тыс. н. э. (очерки этнической истории и культуры)») в 1982 г.

С середины 1970-х гг. археолого-этнографические изыскания ИИФиФ стали обретать все более масштабный характер. Их развитие было связано с деятельностью В. И. Молодина, который, начав с аспирантуры у А. П. Окладникова, стал академиком РАН и создал научную школу, ориентированную на изучение древней истории, процессов культуро- и этногенеза Сибири. В своих работах В. И. Молодин сформулировал концепцию автохтонного происхождения обских угров, связав истоки их этногенеза с кулайской культурой. Археолого-этнографическое направление в деятельности ИИФиФ развивалось во взаимодействии с рядом университетских центров Сибири, прежде всего Томском и Омском.

Большое значение в развитии этногенетических исследований имело творчество д.и.н. Г. И. Пелих (1922-1999), которая, переехав из Томска, работала в институте с 1977 по 1981 г. Содержание ее программной

монографии «Происхождение селькупов» (1972) и последующих трудов определял ретроспективный подход, построенный на многофакторном анализе с опорой на полевой материал и с выделением субстратных компонентов в этногенезе селькупов; дальнейшее развитие в ее трудах получила методика этнической идентификации различных источников (включая бытовую культуру, орнаментику, мифологию и т. д.), актуальная для археолого-этнографических и палеоэтнографических изысканий последующих десятилетий.

Развитие угро-самодийской проблематики в ИИФиФ было продолжено И. Н. Гемуевым (1941-2005), который на долгие годы стал лидером формирующегося этнографического подразделения. Под руководством Г. И. Пелих он защитил кандидатскую диссертацию об институте семьи у селькупов и процессах ее трансформации на протяжении XIX в. С 1977 г. И. Н. Гемуев работал в ИИФиФ, пройдя путь от лаборанта до доктора исторических наук, заведующего отделом этнографии Сибири, заместителя директора Института археологии и этнографии СО РАН. Его работы 1980-2000-х гг., включая докторскую диссертацию «Религиозно-мифологические представления манси» (1991), были посвящены системной реконструкции традиционной картины мира обских угров и ее символическому выражению.

В 1980-е гг. возглавляемая И. Н. Гемуевым группа этнографов существовала в составе отдела палеометалла ИИФиФ под руководством В. И. Молодина. Одним из ведущих ее специалистов стал А. М. Сагалаев (1953-2002). Он являлся сотрудником института с 1981 по 1994 гг. В кандидатской диссертации «Ламаистские элементы в мифологии и традиционных культах алтайцев» (1981) и последующих работах (в том числе в докторской диссертации «Архаичное мировоззрение урало-алтайских народов Западной Сибири», 1992 г.) А. М. Сагалаев обосновал синкретичную природу традиционного мировоззрения народов Сибири; дал его характеристику как многокомпонентной системы, объединяющей архаичный (мифоэкологический) пантеизм, шаманизм и элементы мировых религий.

В 1980-е гг. этнографы Новосибирского центра активно экспериментировали с методами исследований, расширяли сферу научных поисков. Это совпало с новым этапом в истории ИИФиФ в целом. В 1983 г. институт возглавил чл.-корр., а затем академик АН СССР А. П. Деревянко — крупнейший специалист по древнейшим этапам антропо- и культуро-генеза, археолог с мировым именем. Под его руководством и при его участии на новый уровень вышли мультидисциплинарные исследования; был реорганизован музей, созданы Алтайский международный центр гуманитарных и биосферных исследований и ряд других новационных по функционалу и методам структур; продолжала развиваться аспирантура института и базовый гуманитарный факультет НГУ.

Основой деятельности ИИФиФ в эти годы по-прежнему оставалось единство дисциплин гуманитарного цикла. В рамках исторического направления все активнее разрабатывались этноисторические и этнополи-тические сюжеты. В 1989 г. в штат ИИФиФ после аспирантуры и защиты кандидатской диссертации под руководством выдающегося историка и археографа акад. Н. Н. Покровского (1930-2013) был принят к.и.н.

A. Х. Элерт. Защита его докторской диссертации «Народы Сибири в трудах Г. Ф. Миллера» (2000) вывела на новый уровень историческую этнографию и этнографическое источниковедение.

В 1980-е гг. в ИИФиФ было значительно расширено отделение языков, фольклора и литературы народов Сибири. В 1983 г. в Институт был приглашен д.ф.н. (затем чл.-корр. РАН) А. Б. Соктоев (1931-1998), который позднее стал первым директором Института филологии СО РАН. Вместе с коллегами — к.ф.н. (а затем д.ф.н.) Е. Н. Кузьминой и д.и.н. Н. А. Алексеевым (1939-2010) им была инициирована серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», отмеченная Государственной премией 2001 г. Подготовка 60-томного академического издания позволила объединить исследования фольклористов и этнографов и заложила основы полипарадигмального подхода.

Показательно, что в программных работах Н. А. Алексеева 19751984 гг., посвященных духовной культуре тюркских народов Сибири, как и в последующих сочинениях, был реализован концепт эволюции, предполагающий стадиальную типологию религиозных воззрений коренных народов Сибири начиная с архаичного анимизма.

Исследования И. Н. Гемуева и А. М. Сагалаева опирались на системный исторический подход. В коллективной трехтомной монографии «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири» (1988-1990), подготовленной на базе ИИФиФ при участии А. М. Сагалаева и коллег-этнографов (в то время работавших в ТГУ к.и.н. Э. Л. Львовой (1940-2014), к.и.н. М. С. Усмановой, И. В. Октябрьской), был последовательно использован структурно-семиотический метод, позволивший все многообразие представлений и ритуалов тюрков Южной Сибири свести в единую структуру, определяющими для которой были принципы взаимодействия человека, общества и природы в единстве реального и метафизического.

Вариативность методов и тем и обширность экспедиционного поля определяли особенности и перспективы этнографического направления ИИФиФ/ИАЭТ СО РАН на всем протяжении его развития.

Исследовательская проблематика и карта полевых маршрутов расширились с появлением в институте нового поколения ученых, ныне д.и.н. Е. Ф. Фурсовой, д.и.н. А. Ю. Майничевой, д.и.н. И. В. Октябрьской, д.и.н. А. А. Бадмаева, д.и.н. А. В. Бауло, к.и.н. Г. В. Любимовой, к.и.н.

B. А. Бурнакова. Их профессиональное становление в статусе кандидатов и докторов наук было неотделимо от истории сектора/отдела этнографии.

Он был создан под руководством И. Н. Гемуева в 1992 г. — год спустя после защиты им докторской диссертации.

Образование сектора/отдела совпало с реструктуризацией ИИФиФ. В 1990 г. он был преобразован в Объединенный институт в составе четырех ассоциированных институтов: археологии и этнографии; истории; филологии; философии и права. В 2001 г. ИАЭТ СО РАН окончательно обрел юридическую и научную самостоятельность. До 2015 г. ИАЭТ возглавлял акад. А. П. Деревянко; с 2015 — чл.-корр. М. В. Шуньков.

На протяжении 1990-2000-х гг. этнографическое подразделение постепенно расширяло свой состав. Была открыта аспирантура по специальности «Этнография». К выполнению проектов активно привлекались студенты НГУ и НГПУ, проходившие специализацию на базе отдела. Его основной образовательной площадкой стал гуманитарный факультет (ныне Гуманитарный институт) НГУ. В ходе совершенствования практик подготовки специалистов-этнографов в 2015 г. в рамках магистерской программы «Археология и этнография Северной и Центральной Азии» по направлению подготовки «История» был составлен и утвержден профиль «Этнография, этнология, антропология».

От десятилетия к десятилетию отдел этнографии наращивал кадровый потенциал. Появление новых сотрудников — д.и.н. Д. Г. Коровушкина, к.и.н. О. В. Мальцевой, к.и.н. А. Ю. Охотникова, к.и.н. Е. В. Самушкиной, к.и.н. В. В. Николаева, М. В. Красавиной (Москвиной), Н. В. Березикова и других — сделало возможным дальнейшее расширение спектра методов и тем этнографического, этносоциологического, культурно-антропологического поиска.

Еще в ходе реорганизации в институте, помимо отдела этнографии, была создана группа этносоциологических и демографических исследований при участии чл.-корр. В. И. Бойко, д.и.н. А. Н. Сагайдачного, к.филос.н. А. П. Чемчиевой и к.филос.н. В. В. Лыгденовой, которая в дальнейшем вошла в состав отдела этнографии. На протяжении 2000-х гг. продолжалась его трансформация. С 2006 г. отдел существовал как единая структура под руководством И. В. Октябрьской. С 2017 г. отдел возглавляет Е. Ф. Фурсова.

Исследования этнографической направленности были также представлены в ряде научных лабораторий ИАЭТ СО РАН, созданных на базе сибирских университетов. В структуру института в ходе реорганизации вошел Омский филиал во главе с д.и.н. Н. А. Томиловым; на протяжении многих лет в нем осуществлялись масштабные полевые и аналитические исследования по археологии, историческому музееведению и этнографии коренного и русского/славянского населения и диаспор Прииртышья. Особое место в деятельности филиала занимали и по-прежнему занимают этноархеологические и этногенеалогические исследования, а также исследования современных этнических процессов в Сибири.

Потенциал отдела этнографии был усилен совместными проектами с подразделениями ИАЭТ, НГУ, институтами СО РАН, другими академическими и вузовскими центрами Сибири.

В 2003 г. сотрудники отдела стали участниками энциклопедического издания «Новосибирск» (под редакцией директора ИИ СО РАН чл.-корр. В. А. Ламина). Это была первая за всю историю города посвященная ему энциклопедия.

В 2007 г. итогом совместных усилий ряда гуманитарных институтов РАН стало энциклопедическое издание «Сибирь. Атлас Азиатской России», подготовленное как современная версия одного из лучших справочных изданий России — «Атласа Азиатской России» 1914 г. Современная всеобъемлющая версия Атласа, включая, кроме прочего, данные по истории и этнографии территорий за Уралом, впервые в российской науке системно представила Сибирь как единую историко-культурную провинцию.

В 2009 г. была выпущена инициированная ИИ СО РАН «Историческая энциклопедия Сибири» в трех томах, где впервые в обобщающем академическом формате представлена история Сибири с древнейших времен до настоящего времени с включением этноисторических и этнополитических сюжетов.

На протяжении 2000-2010-х гг. на основе интеграции гуманитарных институтов СО РАН и, шире, РАН при поддержке региональных, российских и международных фондов были реализованы десятки проектов. В рамках проекта ИИ СО РАН начала 2000-х гг. и в последующих исследованиях, поддержанных Национальной академией наук Белоруссии, были воссозданы этапы появления белорусов в Сибири, охарактеризованы механизмы их адаптации, дана характеристика традиций как основы самосохранения народа. Многие авторы коллективных изданий, посвященных белорусам, в том числе Е. Ф. Фурсова и А. А. Люцидарская, в 2010 г. были отмечены премией академика В. А. Коптюга.

В ходе становления ИАЭТ СО РАН постепенно складывалась практика междисциплинарных исследований. Это направление стало определяющим в деятельности института в 2000-е гг. Оно продолжает эффективно разрабатываться в рамках действующих фундаментальных программ РАН. Их реализация расширяет исследовательский арсенал отдела этнографии за счет использования методов естественных и точных наук. Опыты в этом направлении (с участием демографов, социологов, специалистов в области популяционной генетики) были предприняты в 1990-2010-е гг. на материалах изучения тюркских сообществ Алтая И. В. Октябрьской, В. В. Николаевым и А. П. Чемчиевой; О. В. Мальцевой — на материалах коренных народов долины Амура.

Важным направлением в развитии интеграционных программ является разработка этносоциальной проблематики. В 2002-2014 гг. отдел

этнографии ИАЭТ совместно с Институтом экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) СО РАН реализовал серию проектов, этапными в развитии которых стали коллективные (под редакцией академика В. В. Кулешова) монографии «Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы» 2008 г. и «Перспективы и риски развития человеческого потенциала в Сибири» 2014 г. В них были обобщены теоретические подходы и методы оценки этнических рисков социально-экономического развития Сибири; в связи с проблемой миграции дана оценка вызовов на материалах этносоциологических исследований в Новосибирске и Новосибирской области.

Продолжением работы в этом направлении стало участие сотрудников отдела в проекте Сибирской академии государственной службы под руководством д.полит.н. Л. В. Савинова. Его результаты были обобщены в коллективной монографии «Анатомия этнополитики» (2015).

Начиная с 1990-х гг. значимое место в интеграционных проектах отдела этнографии заняла тема сохранения исторического, культурного и научного наследия, связанная с введением в научный оборот, систематизацией и каталогизацией исторических, этнографических, фольклорно-этнографических материалов. Под руководством А. В. Бауло совместно с Институтом систем информатики им. А. П. Ершова был реализован проект «Открытый архив СО РАН как электронная система накопления, представления и хранения научного наследия», который позволил обработать материалы полевых дневников В. А. Тимохина, И. Н. Гемуева, А. М. Сагалаева, Л. М. Русаковой 1960-1980-х гг.

В исследованиях А. В. Бауло, Е. Ф. Фурсовой, А. А. Бадмаева, Г. В. Любимовой, В. А. Бурнакова, А. А. Люцидарской, О. В. Голубковой, М. В. Красавиной и других на уровне монографий, каталогов и прочих публикаций были представлены культура, искусство и фольклор русского и коренных народов Сибири. Органичным для этого направления стало участие этнографов в подготовке продолжающегося свода «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

Особенно масштабный характер в связи с решением программных задач по сохранению и популяризации историко-культурного наследия приобрело изучение представлений угорских народов — хантов и манси Северного Приобья, обеспеченное давними исследовательскими традициями. На протяжении 1990-2000-х гг. в работах И. Н. Гемуева, А. М. Сагалаева, А. В. Бауло были введены в научный оборот уникальные материалы по культовым местам и домашним святилищам и осуществлена каталогизация сакральной атрибутики обских угров. Результаты их полевых и аналитических исследований вошли в фундаментальные издания «Мифология манси» 2001 г., «Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты» 2005 г. и др.

В качестве самостоятельного направления в деятельности отдела этнографии выделились работы по изучению крестьянского зодчества и традиций градостроения в Сибири. Работы А. Ю. Майничевой и ее коллег в области комплексного изучения архитектурных традиций стали основой взаимодействия с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, а также с профильными региональными, российскими и международными центрами. В 2012 г. ИАЭТ СО РАН стал одним из организаторов ежегодных «Баландинских чтений» — всероссийской конференции (памяти заслуженного архитектора РФ С. Н. Баландина), посвященной архитектурному наследию Сибири и Дальнего Востока, проблемам их изучения, сохранения и актуализации.

Прикладная и просветительская ориентированность характерна для деятельности отдела этнографии последних лет. Одной из ее составляющих является сотрудничество с административными и общественными структурами, ориентированными на решение проблем полиэтничного, поликультурного, поликонфессионального регионального сообщества Сибири. В рамках развития такого сотрудничества творческий коллектив под руководством И. В. Октябрьской совместно с Министерством региональной политики Новосибирской области в 2016-2018 гг. реализовал проект подготовки этноконфессионального атласа Новосибирской области. Сложившаяся в ходе этого проекта система взаимодействия с региональными музеями, домами народного творчества, фольклорными центрами определила (наряду с другими факторами) одно из направлений перспективного развития отдела этнографии ИАЭТ СО РАН.

В настоящее время деятельность отдела определяет широкий круг проблем, в том числе этногенез и этническая история народов Сибири и история этнических миграций; оценка демографических процессов в среде коренного населения Сибири в исторической ретроспективе и в условиях социальной модернизации; сравнительный анализ традиций природопользования и жизнеобеспечения народонаселения Сибири Х1Х-ХХ1 вв.; изучение культурного наследия (фольклора, искусства, архитектуры, сакральных практик) коренных народов Сибири, а также русского (славянского) населения региона и многочисленных диаспор; изучение традиционной и современной нормативной культуры народов Сибири, их ритуальных и символических практик в динамике от прошлого к современности; анализ современных этносоциальных и этно-конфессиональных процессов в Сибири; анализ процессов межэтнического взаимодействия в ХУ1-ХХ1 вв. и т. д.

Аналитические исследования отдела этнографии опираются на по-липарадигмальный подход, на современные теории этнографии, этнологии, культурной и социальной антропологии.

В ходе многолетних исследований сотрудниками отдела выявлены характеристики и механизмы формирования народонаселения

Сибири в широком временном диапазоне с XVII в. до современности. Реконструированы модели межэтнических взаимодействий в XVII-XIX вв.; выявлены особенности ментальности сибирского казачества в период его формирования.

В ходе комплексных исследований сельских поселений русских старожилов и переселенцев конца XIX — начала XX в. в Западной Сибири обоснованы модели адаптации исходных моделей жизнедеятельности; прослежены механизмы и результаты переноса в Сибирь русской, украинской, белорусской и иных традиций.

Проведено комплексное изучение исторического опыта природопользования коренных народов и русских сибиряков. Установлено, что вариативность и комплексный характер использования ресурсов обеспечивали устойчивость традиционных хозяйственно-культурных моделей региона; в ходе трансформации производственных и экологических традиций в XX в. повсеместно происходило изменение ценностей сельского населения, что во многом определяло современное состояние экологической культуры в различных регионах Сибири.

С использованием возможностей исторической этнографии и сравнительно-типологических исследований на примерах коренного и русского населения Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока показаны этапы становления и трансформации традиционной культуры; даны характеристики механизмов сохранения традиций бытовой и соци-онормативной культуры, а также религиозных и — шире — культурных ценностей в рамках локальных и региональных сообществ Сибири.

Выделены этапы демографического перехода у ряда коренных народов Сибири. Доказано, например, что модернизация демографической сферы коренного населения предгорий Северного Алтая сопровождалась ассимиляцией, аккультурацией и консолидацией. Установлено, что современную ситуацию среди автохтонов характеризуют кризисные демографические показатели в сочетании с растущей этнополитической активностью.

За два десятилетия работы проведен сравнительный анализ мифо-поэтических картин мира славянских, тюркских и финно-угорских народов; реконструированы представления, связанные с жизнью и смертью, почитанием природных сил и объектов. Дана сравнительная оценка и проведена типология сакральных мест славянских, тюркских, финно-угорских народов Западной Сибири. Прослежены механизмы включения традиционных сакральных объектов в современные рекреационные инфраструктуры Сибири.

История православия, ислама, буддизма, протестантизма в этноло-кальных сообществах Сибири стала одним из актуальных направлений исследований отдела этнографии на протяжении 2000-х гг. Развитию религиоведческих исследований способствовала научно-практическая

конференция «Сибирь на перекрестье мировых религий», которая регулярно проводилась на базе НГУ с участием ИАЭТ СО РАН в 2000-е гг.

С привлечением оригинальных полевых и музейных материалов была дана характеристика отдельных видов (ювелирные украшения, узорные войлоки, вышивка и роспись по дереву) традиционного и народного искусства коренных народов и русского населения Западной Сибири. Прослежены тенденции развития народных художественных промыслов региона конца XIX — начала XXI в. Обосновано их значение в формировании региональных брендов.

На основе полевых и архивных изысканий воссоздана история отдельных этнолокальных, этноконфессиональных, диаспораль-ных сообществ: старообрядцев (семейских) Забайкалья, старообрядцев Васюганья, казахов Алтая, немцев Северной Кулунды, мордвы Алтайского края, корейцев Западной Сибири, нанайцев долины реки Горин, переселенческих сообществ Западной Сибири XIX-XX вв.

На основе исторических и этносоциологических изысканий прослежены этапы этнонационального строительства тюркских народов Южной Сибири в XX — начале XXI в.; дана оценка структуры и содержания современного этнонационального дискурса Саяно-Алтая. Установлено, что важную роль в нем играло переосмысление культурных и исторических традиций.

На обширном материале проанализированы процессы социокультурных трансформаций народов Сибири и выявлены современные характеристики регионального полиэтничного сообщества в масштабах Новосибирской области и Сибирского федерального округа. В рамках исследований по городской этнографии прослежены механизмы интеграции полиэтничных структур сибирских регионов XX — начала XXI в.

Результаты работы отдела представлены в докторских и кандидатских диссертациях, в десятках монографий и сотнях публикаций в высокорейтинговых изданиях. На протяжении последних десятилетий отдел этнографии динамично развивался. В настоящее время он занимает одно из значимых мест в изучении полиэтничного сибирского региона и продолжает наращивать свой потенциал, является одной из эффективных структур Института археологии и этнографии СО РАН.

NOVOSIBIRSK CENTER OF ETHNOGRAPHY: THE PAST AND THE PRESENT

ABSTRACT. This paper is devoted to the formative years of ethnographic research in humanities at the Institute of History, Philology and Philosophy of the Siberian branch of the USSR Academy of Sciences (IHPP SB AS USSR), which later transformed into the Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian branch of RAS (IAET SB RAS). Its basis was formed during the early years of the Siberian Research Center in the 1960s; the guidelines

for its development stem from the multifaceted approach to studying Siberian cultures and peoples from ancient to modern times. Initially, ethnographic research at the Siberian branch was an integral part of historic, archaeological, folklore, linguistic, and sociological studies. The Department of Ethnography seceded as a separate entity within IAET SB RAS in 1992. Presently, it combines fundamental and applied studies/ research. Field route maps include different areas of West Siberia, East Siberia, the Transbaikal region, and the Far East. The Department conducts analytical research using a multiparadigmatic approach, relying on modern theories of ethnology, cultural and social anthropology. Some methods of natural science expand the research arsenal of fundamental programs of IAET SB RAS. The subject matter is varied and includes the study of ethnogenesis and ethnic history of Siberian peoples, assessment of demographic processes in Siberian population, comparative analysis of traditional use of natural resources and livelihood systems, assessment of cultural heritage, study of normative cultural dynamics, analysis of modern ethno-social and ethno-religious processes in Siberia, etc.

Irina V. OKTYABRSKAYA — Doctor of Historical Sciences, Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch of the RAS (Russia, Novosibirsk) E-mail: siem405@yandex.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИИФиФ АН СССР — ИАЭТ СО РАН

Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980.

Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX-XX вв. Новосибирск, 1975.

Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.

Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. Избранные труды. Новосибирск, 2008.

Анатомия этнополитики. Новосибирск, 2015.

Антропов Е. В. Новосибирск: этнические аспекты истории города Новосибирска. Новосибирск, 2014.

Бадмаев А. А. Традиционная утварь бурят в XIX — начале XX в.: технологический и мировоззренческий аспекты. Новосибирск, 2005.

Бауло А. В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. Новосибирск, 2004.

Бауло А. В. «Тобольс

ЭТНОГРАФИЯ СИБИРИ СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СО АН СССР ОТДЕЛ ЭТНОГРАФИИ ИАЭТ СО РАН СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ethnography of siberia formative years of ethnographic research in ihpp sb as ussr department of ethnography at iaet sb ras current status of ethnographic research
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты