Спросить
Войти

Бюро расследований в период Первой мировой войны: кратковременное могущество

Автор: указан в статье

История спецслужб

УДК 94 UDC 94

БЮРО РАССЛЕДОВАНИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: КРАТКОВРЕМЕННОЕ МОГУЩЕСТВО

Я.А. Левин

ФГОУ ВПО «Самарский государственный социально-педагогический университет» (СГСПУ). Россия, 443099, Самара, Максима Горького, д.

65/67

E-mail: yaroslavlevin1992@mail.ru Авторское резюме:

В статье рассматриваются мероприятия Федерального Бюро расследований США (до 1935 г. Бюро расследований, БР) по обеспечению национальной безопасности США в период Первой мировой войны (1914 - 1918 гг). Рассмотрен кадровый состав и финансирование организации. Делаются выводы о контрразведывательной работе. Проанализированы наиболее значимые акции Бюро в период войны, а также причины смещения акцентов в работе Бюро расследований на политический сыск в отношении социалистов и анархистов. Статья базируется на архивных источниках и литературе по истории Бюро. Ключевые слова: Первая мировая война, БР, ФБР, Американская Лига Защиты, Юджин Дебс, А. Брюс Биласки, контрразведка, политический сыск.

THE BUREAU OF INVESTIGATIONS DURING THE FIRST WORLD WAR: A SHORT-RUN POWER

Y.A. Levin

Samara State Social and Pedagogical University (SSSPU)

Russia, 443099, Maksim Gorky str., bld. 65/67 E-mail: yaroslavlevin1992@mail.ru

Abstract: The article dwells to the activities of the Federal Bureau of Investigation (until 1935 Bureau of Investigation, BOI) to ensure US national security during the First World War, 1914 - 1918. The personnel, structure and financing of the Bureau

are considered at the article. The author analyzes most significant cases of the Bureau during the war, makes conclusions about counterintelligence work and shows the reasons of Bureau shift to the political spying on socialists and anarchists. The article is based on archival sources and literature on the history of the Bureau.

ФБР - один из столпов внутренней безопасности США. По мнению одного из авторитетнейших авторов по истории ФБР Этана Теохариса, особую роль на пути к становлению Бюро в качестве главной контрразведывательной организации сыграла Первая мировая война (Theoharis 2000: 27). С этим мнением трудно не согласиться. Тем не менее, несмотря на влияние, которое оказало это глобальное противостояние на Бюро, в его историографии эта взаимосвязь изучена довольно слабо. Её можно разделить на два направления: апологетическое и критическое. Апологетические работы начали создаваться в конце 30-х гг. XX века. Тогда на волне укрепления ФБР в качестве федеральной полиции, появились исследования, прославляющие эту организацию и деятельность её директора Джона Эдгара Гувера. Для таких книг было характерно стремление преувеличить успехи службы и показать в максимально выгодном свете её работу. Так, Кортни Райли Купер сделал упор на противостоянии преступности, в том числе, и в период Первой мировой войны. При этом он практически ничего не говорит о контрразведывательной работе ведомства в это время(Cooper 1935: 43). Герберт Кори, в отличие от Купера, коснулся и противодействия разведкам иностранных государств. Однако он отметил, что молодое Бюро оказалось ограничено в своих возможностях из-за недостаточного финансирования и малого количества по-настоящему опытных агентов. Ещё одной причиной неудач он видел соперничество БР с более опытной Секретной службой и отсутствие главенствующей роли у Бюро в контрразведке. В этих, наиболее ранних работах делался акцент на преодолении небольшой спецслужбой целого ряда преград. В целом, авторы апологетического

направления историографии ФБР отмечают, что хотя Бюро расследований не смогло в полной мере проявить себя во время этой войны, оно делало всё от него зависящее, чтобы выполнить возложенные на него задачи (Corey 1936: 58). Учитывая пропагандистский характер этих работ, Первая мировая война, со всеми неудачами БР как бы противопоставляется успехам этой службы при новом директоре, а неудачи в борьбе с диверсантами Тройственного союза противопоставляются успехам в борьбе с гангстеризмом 30-х, чтобы ещё ярче показать достижения этой службы под руководством Джона Эдгара Гувера.

Более пристальное внимание влиянию Первой мировой войны на будущее ФБР было уделено уже в 1950-х гг., когда помимо апологетических работ появились первые критические исследования по истории этой спецслужбы. Стоит отметить и более высокий профессиональный уровень работ середины ХХ века, которые уже меньше походили на рекламу и приобретали всё больше признаков научного исследования. Наиболее важной книгой этого периода стала работа Макса Лоуэнталя «Федеральное Бюро Расследований», заложившая основы критического направления в историографии Бюро. Лоуэнталь связывал провалы контрразведки этого ведомства в Первую мировую войну с непрофессионализмом агентов и коррупцией, по его мнению, поглотившей Бюро с первых дней существования. Основное же внимание в его работе уделено политическому сыску в ФБР, зарождение которого приходится на Первую мировую войну. Зачастую он списывает все ошибки проведённых в то время акций с дилетантизмом агентов и стремлением БР во чтобы то ни стало доказать свою значимость, а также с установившейся в стране атмосферой ксенофобии и шпиономании (Lowenthal 1950: 83). Хотя книга Лоуэнталя богата фактологическим материалом и послужила основой для важного в историографии направления, автор, тем не менее, излишне критичен к ФБР, особенно в описании его ранней истории. Зачастую списывает все ошибки раннего Бюро на коррупцию или непрофессионализм. В противовес книге Лоуэнталя (в рамках апологетического направления) вышла работа Дона Уайтхеда «История ФБР: отчёт народу». Если Лоуэнталь видел в Первой мировой войне рубежный момент повернувший работу Бюро расследований в русло политического сыска, то Уайтхед отмечал успехи этого периода

и важность проведённой будущим ФБР работы. В целом, продолжая линию работ 30-х Уайтхед, тем не менее, признаёт влияние взяточничества внутри Бюро на его деятельность во время войны, однако серьёзно преуменьшает её объёмы и влияние (Whitehead 1956: 103). По мнению Уайт-хеда, переход БР к борьбе с социалистами и эмигрантами был связан с той опасностью, которую представляли их идеи и деятельность в условиях войны. Кроме этого, автор пытался обосновать внимание БР к социалистам в связи с их возможной связью с Тройственным союзом. Однако в свете сегодняшних достижений историографии подобный тезис выглядит малоубедительным. Также в этой работе более аргументированно и взвешено повторяется тезис об «униженном положении» Бюро в связи с соперничеством с более опытной Секретной службой. Важным достижением Уайтхеда стал более пристальный анализ отношений БР и Конгресса. Именно в недоверии Конгресса Уайтхед и другие авторы апологетического направления видят основную причину малого финансирования Бюро, вынужденного, в итоге, сотрудничать с общественными патриотическими организациями для увеличения своей материальной базы и лучшего исполнения возложенных на него задач (Whitehead 1956: 113).

Период 1950-х - 1960-х годов характерен соперничеством апологетического и критического направлений. Авторы этого времени стремились дополнить выводы Уайтхеда и Лоуэнталя и расширить источниковую базу (Cook 1964: 100; Peterson 1968: 29).

Новый всплеск интереса к изучению деятельности Бюро расследований в период 1914-1918 гг. пришёлся на начало 70-х гг. XX века. Он был вызван смертью Эдгара Гувера и последовавшей волной критики ФБР из-за многочисленных фактов нарушения гражданских прав и «Уотергейтским делом». Доминирующим в это время стало критическое направление. Представители этого течения были сконцентрированы на противодействии ФБР социалистам и эмигрантам, показывая его как исключительно негативный процесс, связанный с ксенофобией внутри Бюро, влиянием на БР сотрудничества с патриотическими организациями, коррумпированностью ведомства и общим провалом его контрразведывательной работы (Watters 1973: 150). Хотя за период главенства критического направления было введено в оборот множество новых документов и раскрыты новые аспекты, данному направлению было присуще крайне однобокое восприятие ФБР и его работы, что негативно сказалось на общих выводах. Доминирование критического направления продлилось с 70-х до конца 90-х гг. XX века, когда вновь начали появляться работы апологетического направления и, началось формирование нового направления в историографии ФБР (Kessler 1993: 80).

Начало XXI века в американской историографии отмечено появлением первых больших обобщающих работ по истории спецслужбы, ставших основой нового направления в историографии, которое можно условно назвать «умеренным». Эти труды характеризуется стремлением к объективности и изучению различных направлений деятельности ФБР Особо среди этих работ стоит выделить книги Этана Теохариса, Тимоти Вейнера и др. Первая мировая война в их трудах оценивается как период, когда Бюро могло преодолеть сдерживающие его ограничения и закрепиться в системе внутренней безопасности США, однако не смогло этого сделать. Работы умеренного направления видят целый комплекс причин подобного результата. Так, соглашаясь с апологетами, умеренные авторы признали недоверие и пренебрежение к Бюро расследований со стороны Конгресса, жёсткое соперничество БР с более опытной Секретной службой и ту опасность, которую представляли некоторые социалисты и анархисты. Из критического направления умеренные авторы взяли тезис о высоком уровне коррупции в Бюро, осложнявшем контрразведывательную деятельность, а также о многочисленных нарушениях гражданских прав в сфере политического сыска (Theoharis 2000: 80; Weiner 2012: 147).

Таким образом, изучение деятельности Бюро расследований в Первую мировую войну зародилось в 30-х гг. XX века в недрах апологетического направления и стало одним из факторов рекламы обновлённого Эдгаром Гувером ФБР В дальнейшем, с генезисом критического направления, изучение деятельности Бюро в 1914 - 1918 использовалось для поиска и доказательства противоправной деятельности службы с первых лет ее существования. Господство апологетического направления с 1930-х до начала1970-гг. было связано с авторитетом Эдгара Гувера и могуществом самого ФБР, которое щедро помогало авторам в прославлении Бюро и, наоборот, всячески

ограничивало деятельность критиков, не давая доступа к наиболее важным документам, вмешиваясь в вопросы издания нелицеприятных трудов. Изменение оценок исследователей было связано с ослаблением позиций спецслужбы, прошедшей ряд кризисов и утратившей былой авторитет. В итоге, все авторы получили равный доступ к документам Бюро, которые позволили критикам ФБР более активно заявить о себе. С начала 1970-х и вплоть до 1990-х критическое направление занимало главенствующие позиции как в целом, в историографии Бюро, так и в анализе его развития в годы Первой мировой войны. Но ни апология, ни резкая критика исследователями прошлого ФБР не привела к рассекречиванию широкого массива документов о деятельности Бюро в годы Первой мировой войны в рамках «Закона о свободе информации» (Freedom of Information Act, FOIA) действующего с 1966 г. Равный доступ к документам, публикация огромного количества эмпирического материала и односторонняя его трактовка предшествующими авторами привели к появлению умеренного направления. Его представители с началом XXI в. заняли господствующие позиции в историографии Бюро. Ее основными чертами на сей день являются упорядочивание выводов предшественников, а также изучение новых аспектов темы.

Мероприятия Бюро накануне вступления США в войну

Бюро расследований появилось в 1908 г. Причиной для создания отдельной полицейской службы стали земельные махинации конгрессменов. Вовлечение чиновников высокого уровня в преступную деятельность является переходом от организованных преступных групп (ОПТ)1 к организованным преступным сообществам (ОПС)2 для борьбы с которыми обычные службы охраны правопорядка не годятся в силу высокого положения многих участников таких сообществ, а также их деятельности на уровне нескольких штатов или общефедеральном (Основы 2007: 130). Поэтому организация отдельного ведомства на федеральном уровне, прежде всего, была направлена на избежание влияния конгрессменов и других чиновников на ход расследований и преодоление разграничения юрисдикции полиции по

1 Основы 2007: 27
2 Основы 2007:30

штатам. Естественно, Конгресс чутко отреагировал на подобные инициативы президента Теодора Рузвельта и его генерального прокурора Чарльза Бонапарта и сделал всё, чтобы не только не допустить создания новой полицейской службы, но и максимально ослабить министерство юстиции. Тем не менее, в 1908 г. воспользовавшись каникулами Конгресса, Бонапарт воплощает свой проект в жизнь. В результате закулисных переговоров с Конгрессом генеральному прокурору удалось сохранить новое подразделение министерства юстиции, однако законодатели, понимали с какой целью создано новое ведомство и максимально ограничили его полномочия, финансирование и штат. Кардинальные перемены в судьбе и статусе молодой спецслужбы произошли в связи с началом Первой мировой войны.

БР начало работу по предотвращению внешних угроз уже в 1914 г. С этого года, по распоряжению руководителя Бюро расследований Александра Брюса Биласки, начали собирать информацию о связях и политических предпочтениях немецких промышленников и интеллигенции, проживавших в США (Batvinis 2007: 121). Подобная «настороженность» к немцам и всем, связанным с ними, была присуща не только Бюро расследований. Как отмечают современные авторы, с началом Первой мировой войны в американских средствах массовой информации наметился крен в одностороннем освещении этого глобального конфликта, под влияние которого попали как рядовые граждане, так и Конгресс (Суржик 2014: 13). По совету генерального прокурора Томаса Грегори Бюро расследований становится «союзником Конгресса» и на сенатских слушаниях подкомитета по судебным делам его руководитель свидетельствует о пронемецких настроениях среди крупнейших пивоваров, докторов, части интеллигенции и некоторых профсоюзных деятелей (NARA). Эти слушания помогли выявить ограничения в деятельности Бюро и снять их, расширив юрисдикцию подчиненных Биласки. Вслед за слушаниями, Конгресс принял новый бюджет гражданских проектов на 1916 г., согласно которому: «Бюро расследований должно проводить работу по запросу госсекретаря и с одобрения генерального прокурора, даже если указанные в запросе действия не являются федеральными преступлениями» (Hearings 1915: 1183). Это стало важным достижением. Теперь деятельность БР не ограничивалась рамками уго-

ловного законодательства и, при получении соответствующего запроса от госсекретаря и генпрокурора, лоббирующего детище своего ведомства, Бюро могло разрабатывать любого человека или организацию. Бюджет вступал в силу с 1 июля 1916 г. В полученном от Госдепартамента запросе помимо требования противодействия шпионам и саботажникам Бюро предписывалось противодействовать и немецкой пропаганде.

Таким образом, Бюро расследований ещё не имевшее своей чёткой «специфики» и ясного места в системе внутренней безопасности рассматривалось Конгрессом как своеобразный «резерв» детективов, работу которых законодательная власть в случае необходимости могла направлять на любое необходимое ей направление. Тем не менее, 1914-1916 гг. заложил основы по сотрудничеству БР и Конгресса, несмотря на недавнее жесткое противостояние. К этому сотрудничеству Конгресс подталкивало само Бюро, тонко сыгравшее на страхах законодателей, и министерство юстиции, стремившееся таким неявным способом развивать своё ведомство. Подобной тактики в отношениях с Конгрессом в будущем будет придерживаться и директор ФБР Эдгар Гувер с началом Второй мировой войны, представлявший конгрессменам картины засилья в США шпионов Германии, и тем самым укреплявший положение реформированной им службы, а также расширявший её штат и финансирование. Ещё одной причиной, по которой обеспокоенный Конгресс пошёл навстречу столь не любимой им службе, стало то, что увеличивая обязанности Бюро на направлениях, которые законодатели считали необходимыми, они, тем самым, отводили Бюро как можно дальше от возможности проведения расследований в отношении самих конгрессменов.

Контрразведка

С вступлением США в апреле 1917 г. в Первую мировую войну администрация Вудро Вильсона увеличила нагрузку на Бюро по «Закону о шпионаже», принятому 15 июня 1917 г. и «Закону о мятеже», принятому 16 мая 1918 г. Если первый акт предписывал всем правоохранительным структурам Соединённых Штатов сосредоточиться на противодействии шпионажу и саботажу со стороны Германии и её союзников, то второй, предусматривающий ответственность за «не"if

лояльные, грубые или оскорбительные слова по отношения к правительству США, их флагу или народу» стал основой для политического сыска в этот период. Помимо этого, приравнивание «нелояльности» и «оскорбления флага» к федеральным преступлениям стали ещё и одним из проявлений информационной кампании по нагнетанию патриотической истерии и подготовке добровольцев в «корпус Першинга» (Суржик 2013: 89).

Если в 1908 - 1914 гг. основными направлениями деятельности БР были борьба со случаями нарушения антимонопольного законодательства, нарушениями законов о почте и банках, пресечение преступной деятельности направленной против федерального правительства и расследование преступлений совершённых на территории индейских резерваций, то с началом Первой мировой войны полномочия Бюро значительно расширились. Теперь в обязанности БР стали входить борьба со шпионажем, воинский учёт, борьба с саботажем по соответствующему закону и помощь министерству труда в проверке иностранцев въезжающих на территорию США из вражеских стран (Batvinis 2007: 119).

Первая мировая война повлияла на структуру БР. Руководство, исходя из опыта 1914 - 1916 гг. и из двухлетних переговоров с Конгрессом по прояснению его потребностей создаёт в апреле 1917 г. отдел Зарубежной контрразведки (англ. Foreign Counterintellegence, FCI), куда и отправляется вся собранная ранее информация. Данный отдел активно проработает до 1919, затем его деятельность будет заморожена. В своей работе этот контрразведывательный центр Бюро столкнулся с рядом серьёзных проблем: в проверках и сборе информации ему часто мешала контрразведка Секретной службы и другие органы правопорядка США. Так, в бюджете 1916 помимо разрешения для Бюро работать по запросам Госдепартамента значилось, что Госдепартамент возглавляет и направляет всю контрразведывательную деятельность в Штатах. Однако внешнеполитическое ведомство поначалу вообще отказывалось работать с ЗКР и в контрразведывательной деятельности опиралось на свои небольшие представительства в Нью-Йорке и Вашингтоне либо на Секретную службу. Ещё одной проблемой Бюро того периода был малый контрразведывательный опыт. Так, БР ещё в 1915 г., занимаясь сбором информации о немцах в США, выяснило, что известный дипломат Генрих Альберт был агентом Тройственного союза, однако пока специалисты БР собирали улики и другие доказательства, Секретная служба арестовала Альберта (Jeffreys-Jones 2007: 137).Специалисты по истории ФБР также отмечают, что Секретная служба, будучи на тот момент по штату и финансированию несколько меньше, чем Бюро расследований, в некотором смысле конкурировала с БР, опасаясь полной передачи функций контрразведки в Бюро и возможности поглощения. Громкий успех Секретной службы позволил министру финансов Уильяму Мак-Эду выступить с предложением о создании «Бюро разведки» подчинённого либо министерству финансов, либо Госдепартаменту. Такое предложение вызвало негативную реакцию прокурора Грегори и, лишь благодаря близким контактам с президентом, оно было отклонено (Holden 2008: 16). В целом, деятельность Биласки положительно повлияла на работу Бюро расследований. Методом проб и ошибок в условиях отсутствия единства функций и постоянного соперничества с другими службами Бюро приобретало опыт в контрразведовательной деятельности.

Существенную помощь Бюро расследований оказала патриотическая организация «Американская Лига Защиты» (англ. American Protective League, APL), состоящая из крупных бизнесменов консервативных взглядов. Начало полноценному сотрудничеству Бюро расследований и АЛЗ было положено в феврале 1917 г., когда основатель и руководитель Лиги Альберт Бриггс на встрече с руководителем Бюро Брюсом Била-ски договорился о сотрудничестве (Jensen 1962: 230). Благодаря АЛЗ, в которой числилось более 250 000 человек, Бюро смогло организовать развитую сеть по сбору данных состоящую из бесплатных информаторов. Члены «Лиги Защиты» наравне, а иногда и вместо агентов проводили допросы, собирали сведения, искали документацию. Получали информацию из банков, телефонных компаний, агентств по недвижимости и.т.д. (Jensen 1962: 231). Подобная выпиющая для демократической страны практика ясно показывает лицемерное отношение к закону, установившееся в Бюро с первых дней. В зависимости от обстоятельств оно менялось от беспрекословного соблюдения до полного пренебрежения.

Поднятая в США волна шпиономании привела к неразберихе. Контрразведкой в отношении германских и австрийских агентов занимался Госдепартамент, Разведывательное управление

ВМС (РУ ВМС), Управление военной разведки (УВР), Секретная служба, служба федеральных маршалов, полиция крупных городов и даже некоторые непрофильные службы. Большинство этих органов соревновалось между собой и Бюро и, естественно, не предоставляло БР - новому и малоопытному игроку - никаких сведений. У Бюро расследований в этот период отсутствовали какие-либо значимые контакты с разведками стран Антанты, чья информация существенно могла бы облегчить работу агентов. С подачи Конгресса информация о провалах в работе Зарубежной контрразведки БР была придана огласке и в отсутствии видимых результатов, а также с учётом довольно плохой репутации Бюро получила негативные оценки в прессе. Бюро и лично Биласки обвиняли в контрпродуктивности в условиях войны, расизме, использовании проверок с целью вымогательства денег у граждан немецкого происхождения (Holden 2008: 16). Всё это привело к общему провалу контрразведывательных мероприятий БР и вынудило его искать другие пути одобрения Конгресса и Белого дома.

Противостояние социалистам

С началом революции в России общественное мнение США серьёзно обеспокоилось той опасностью, которую могли представлять социалисты и анархисты. Особую роль в этом сыграли «документы Сиссона» (The German-Bolshevik 1918). С их появлением гонения на социалистов и анархистов стали частью государственной политики США и проводились целым рядом ведомств. Не осталось в стороне и Бюро расследований. Крупный бизнес близко связанный в тот момент с Бюро через АЛЗ также опасался социалистов занимавших видное место в профсоюзном движении США (Weiner 2012: 155). В итоге руководство Бюро расследований решило переориентироваться на противостояние социалистам.

С подачи крупного капитала из «Американской Лиги Защиты» БР начало расследование в отношении Юджина Дебса, создателя социалистической организации «Индустриальные рабочие мира»3, одного из основателей Социалистиче3 Индустриальные рабочие мира (англ. Industrial Workers of the World, IWW. Также использовалось неофициальное название вобблис (англ. Wobblies) -международная рабочая организация. Основана в 1905 г. в Чикаго (шт. Иллинойс). Во время своего наивысшего

ской партии США баллотировавшегося от неё несколько раз в президенты и активно высказывавшегося за ограничение влияния крупного бизнеса. В 1917 г. Дебс, сам имевший немецкие корни, высказывался за уравнивание в правах рабочих эмигрантов из Германии и других стран с американскими. В июне 1918 г. произносил антивоенную речь перед рабочими г. Кантон (шт. Огайо). За неё и предшествующую деятельность он был арестован агентами Бюро и полицией. По приговору суда был осуждён на 10 лет по «Закону о шпионаже» (Jensen 1962: 233). После безуспешной попытки обжалования в Верховном суде, который оставил приговор в силе Дебс был помещён в тюрьму 13 апреля 1919 г. Стоит отметить, что он не был жёстко изолирован в заключении, и продолжал писать статьи, а также давать интервью насыщенные критикой власти и крупного капитала. В 1920 г., все еще находясь под стражей, Дебс принял участие в выборах президента в качестве кандидата от Социалистической партии. В 1921 г. помилован президентом Гардингом и лишён гражданства США.

Другим примером сотрудничества Бюро и АЛЗ против социалистов стала сомнительная облава, проведённая в сентябре 1918 г. Бюро по наводке АЛЗ устроило в Нью-Йорке рейд по поиску нарушителей закона «О призыве в армию». Во время этой операции было арестовано почти 1000 человек. В большинстве своём это были рабочие - члены профсоюзов предприятий входивших в Лигу.

Таким образом, Бюро расследований, по сути, использовалось бизнесменами для борьбы с профсоюзами с одобрения самого БР, которому таким образом было проще показать свою эф-расцвета в 1923 году организация насчитывала приблизительно 100 000 членов, и располагала поддержкой примерно 300 000 рабочих. ИРМ исходила из того положения, что все рабочие должны быть объединены как класс, и что система наемного труда должна быть ликвидирована. Они известны тем, что выступали за прямую рабочую демократию на рабочем месте (Wobbly Shop model of workplace democracy), когда рабочие выбирают подлежащих отзыву по первому требованию делегатов, наделенных императивным мандатом, а также другие нормы прямой демократии (самоуправления). С началом Первой Мировой войны подверглась репрессиям со стороны властей США за активную антивоенную позицию. В 1920-х оказалась в числе организаций, по которым был нанесён удар во время «рейдов Палмера». После серии процессов и высылки многих наиболее видных членов, а также внутреннего раскола в 1924 г. потеряла популярность.

фективность и заработать расположение власти. Наиболее же вызывающим во время этой облавы было то, что рядовые члены АЛЗ участвующие в ней проводили аресты наравне с агентами Бюро и выдавали себя за агентов Секретной службы. Тем не менее, никакого наказания или порицания в адрес Бюро и АЛЗ властью высказано не было, несмотря на общественный резонанс, поднявшийся в прессе, в основном профсоюзных и «левых» газетах (Ackerman 2005: 126). В целом, за период Первой мировой войны БР добилось осуждении более чем 2000 человек. Однако среди них не было ни одного завербованного немецкой разведкой гражданина или иностранного агента. 95% осуждённых были представителями профсоюзов, членами Социалистической партии или активистами немецкого и ирландского4 национальных движений. Немецкие же агенты беспрепятственно осуществляли диверсии в США, самой известной из которых стал подрыв склада боеприпасов на острове Блэк Том (шт. Нью-Йорк). Бюро расследований объявило этот взрыв несчастным случаем и лишь после войны нехотя признало факт диверсии (The FBI 2008: 15). Таким образом, вместо своих прямых обязанностей Бюро выступало скорее в роли «дубинки», которой крупный бизнес расправлялся с рабочими, отстаивавшими свои права.

Что касается отношений с «Американской Лигой Защиты», то сразу после войны они были разорваны, хотя Бюро потрудилось над тем, чтобы получить большую часть собранной этой организацией за годы войны информации в свои руки (Jensen 1962: 247; Greenberg 2012: 89).

Хотя Конгресс крайне жёстко раскритиковал контрразведку БР, и он, и министерство юстиции отметили успехи Бюро расследований в противодействии социалистам (Holden 2008: 16).

В условиях постоянного соперничества с целым рядом служб и отсутствия чёткой позиции в системе внутренней безопасности Бюро расследований смогло с помощью сотрудничества с «Американской Лигой защиты» выстроить мощную агентурную сеть. Однако, работа данной сети была направлена не столько на противодействие немецким шпионам, сколько на противодействие социалистам и лидерам профсоюзов, которых Бюро и Лига посчитали угрозой для американской экономики и более лёгкой целью (The FBI 2008: 47). Благодаря войне, Бюро смогло времен-4 Ackerman 2005: 43

но расширить сферу своей деятельности. Однако, не смогло закрепить достигнутое положение. Революция в России всколыхнула радикалов по всему миру, в том числе и в США. В ответ на это генеральный прокурор Александр Митчелл Палмер в 1919 г. сменивший Томаса Грегори на посту, организовал серию рейдов на представителей коммунистических и социалистических организаций вошедшие в историографию как «рейды Палмера». Бюро, снова воспользовавшись страхами общественности, приняло в них активное участие. В ходе данных рейдов, поначалу благосклонно встреченных американцами, вскрылись многочисленные факты превышения полномочий допущенных БР. «Рейды Палмера» отрицательно сказались на авторитете Бюро в глазах граждан и Конгресса, поэтому с возвратом страны к «норме» при президенте Уоррене Гардинге в 1921 г., Бюро расследований возвратилось к своей довоенной роли в борьбе с несколькими федеральными преступлениями. В этой связи в 1921 - 1922 гг. резко сократилось финансирование Бюро (Theoharis 2000: 4, 73).

Финансы и кадры

Расширение полномочий, более активное взаимодействие с другими органами власти потребовали увеличить бюджет Бюро. Если в 1914 г. Конгресс выделил БР скромные 455 558 долларов, то уже к 1918 ассигнования на работу этого агентства достигли 1 746 224 доллара. Таким образом, полноценный переход Бюро расследований к контрразведке стал результатом дополнительного финансирования (Holden 2008: 39). В эти годы не только возрос опыт агентов в следственной работе, но и пополнился штат. С 1917 г. к Бюро присоединились специалисты по незаконной миграции из министерства труда и агенты, хорошо владеющие иностранными языками (Crewe 2010:

9).

Стремясь закрепить рост своего авторитета в условиях германофобии и шпиономании, охвативших страну, Бюро расследований пошло на сотрудничество с патриотическими общественными организациями (Война и общество 2008: 318). Наиболее продуктивной стала работа с «Американской Лигой Защиты». Лига с самого начала щедро жертвовала Бюро денежные средства, снабжала организацию автомобилями и предоставила дополнительный людской ресурс.

По оценкам исследователей только за 1917 г. АЛЗ передала Бюро расследований от 250 до 300 000 долларов и несколько десятков автомобилей, что значительно улучшило материально-техническое оснащение этой службы (Jensen 1962: 390). Хотя Конгресс увеличил финансирование Бюро, он не посчитал нужным расширить штат этой организации. Так в период с 1917 по 1919 гг. общая численность персонала увеличилась с 570 до 630 человек (из них лишь 301 - агенты). Такое пренебрежение к Бюро расследований было связано как с причинами экономического плана (Конгресс считал более приоритетными расходы на боевые действия), так и с уверенностью законодателей во временном характере расширения функций, а также всё ещё сохранявшимися у них опасениями насчёт БР (Greenberg 2012: 21). Также деятельность БР серьёзно осложняло то, что многие дела о шпионаже или пропаганде срывались вследствие подкупа агентов (Jeffreys-Jones 2007: 137).

Выводы

Таким образом, Первая мировая война стала важной вехой в развитии Бюро расследований. БР, играя на антигерманских настроениях в Конгрессе, смогло получить новые функции, немного расширить свой кадровый состав и получить дополнительное финансирование. Тем не менее, дополнительных средств и людей оказалось явно недостаточно для выполнения новых глобальных задач, возложенных на эту организацию. Вместе с неопытностью, конкуренцией с другими службами и коррупцией внутри самого Бюро привело к фактическому провалу БР в качестве контрразведывательной организации во времена Первой мировой войны. Проблема коррупции в Бюро появилась практически с момента его основания, большинство агентов составляли либо ставленники конгрессменов, в БР защищавшие интересы своих покровителей, либо молодые юристы в большинстве случаев также попавшие в ряды этой службы по знакомству и работавшие в ней ради получения отметки о наличии юридической практики в органе федеральной власти. Высшее руководство БР никак не боролось с коррумпированными агентами ни во время войны, ни после неё. В итоге борьба с коррупцией в Бюро расследований и создание отдела внутренней безопасности представленного институтом инспекторов

начнётся лишь после 1924 г. во время реформ Эдгара Гувера (Theoharis 2000: 89). Не имевшее ни авторитета, ни полновесной юрисдикции, Бюро расследований было вынуждено искать альтернативные пути для выполнения своей работы. Таким путём стало сотрудничество с АЛЗ, за счёт которой Бюро смогло выстроить сеть по сбору данных в масштабах всей страны. В результате сотрудничества с АЛЗ Бюро переориентировалось на политический сыск. Работа БР в этом направлении тесно переплелась с глобальной информационной кампанией по вовлечению США в войну, чему способствовал «Закон о мятеже» и предписание для Бюро бороться с пропагандой Германии и её союзников.

Став одним из звеньев этой компании Бюро не удалось создать собственный благоприятный имидж. В итоге, наиболее заметные акции этой службы времён войны и сразу после неё получили в обществе и Конгрессе, в основном, негативную реакцию. После войны БР официально утратило свои контрразведывательные полномочия, а вместе с ними - дополнительные ассигнования и места в штате. Окончательно закрепиться в качестве сначала федеральной полиции, а затем и контрразведывательной службы Бюро сможет лишь в конце 1930-х - начале 40-х гг. благодаря мероприятиям министерства юстиции и Белого дома, деятельности директора Бюро Дж. Эдгара Гувера и обострению международной ситуации.

Литература:

Ackerman 2005 - Ackerman K. Young J. Edgar Hoover, the Red Scare, and the Assault on Civil Liberties. NY: Viral History Press, 2005. 480 p.

Batvinis 2007- Batvinis R.J. The Origins of FBI Counterintelligence. Lawrence, Kansas: University Press of Kansas, 2007. 344 p.

Cook 1964 - Cook F. J. The FBI Nobody Knows. N.Y.: Pyramid Books, 1964. 414 p.

Cooper 1935 - Cooper C.R. Ten Thousand Public Enemies. Little.: Blue Ribbon Books, 1935. 356 p.

Corey 1936 - Corey H. Farewell, Mr. Gangster! N.Y.: D. Appleton-Century, 1936. 297 p.

Crewe 2010-Crewe S. A History of the FBI. Bromall, Penn.: Mason Crest Publishers. 2010. 70 p.

Greenberg 2012 - Greenberg I. Surveillance in America: Critical Analysis of the FBI, 1920 to the Present. Lanham.: Lexington Books, 2012. 398 p.

Hearings 1915- Hearings before Subcommittee of House Committee on Appropriations, Sundry Civil

Appropriation Bill for 1916. Washington, 1915.

Holden 2008 - Holden H. FBI 100 Years. Minneapolis: Zenith Press, 2008. 252 p.

Jeffreys-Jones 2007 - Jeffreys-Jones R. FBI: A History. N.Y.: Yale University Press, 2007. 320 p.

Jensen 1962 - Jensen J.M. The American Protective League, 1917-1919. Washington (D.C.)., Government Printing Office, 1962. 300 p.

Kessler 1993 - Kessler R. The FBI: Inside the World&s Most Powerful Law Enforcement Agency. N.Y.: Gallery Books, 1993. 528 p.

Lowenthal 1950- Lowenthal M. The Federal Bureau of Investigation. N.Y.: Greenwood Press, 1950. 559 p.

NARA - National Archives and Records Administration. Record Group 60.Department of Justice, File 44-3-11-3, Section 2.

Peterson 1968 - Peterson H.C. Opponents of War, 1917 - 1918. Seattle.: University of Washington Press, 1968. 402 p.

The FBI2008 - The FBI: A Centennial History, 1908 - 2008. Washington (D.C.)., Government Printing Office, 2008. 126 p.

The German-Bolshevik 1918- The German-Bolshevik conspiracy. Washington (D.C.)., Government Printing Office, 1918. 30 p.

Theoharis 2000 - Theoharis A. The FBI: A Comprehensive Reference Guide.N.Y.: Greenwood, 2000. 861 p.

Waiters 1973 - Watters P., Gillers S. Investigating the FBI: A Tough, Fair Look at the Powerful Bureau - Its Present and Future. N.Y.: Ballantine Books, 1973. 518 p.

Whitehead 1956- Whitehead D. History of FBI: A Report to the People. Washington.: Ishi Press, 1956. 390 p.

Weiner 2012 - Weiner T. Enemies: A History of the FBI. N.Y.: Random House, 2012. 560 p.

Война и общество 2008 - Война и общество в XX веке: в 3 кн. Кн.1: Война и общество накануне и в период Первой мировой войны / науч. рук. Золотарев В.А.; отв. ред. Листиков С.В. - М.: Наука, 2008. 611 c.

Основы 2007 - Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел /под ред. Ю.А. Агафонова. Краснодар, КрУ МВД России, 2007. 223 c.

Суржик 2013 - Суржик Д.В. Англо-германская информационная война в США в годы Первой мировой войны // Пространство и время, 2013, № 1. С. 88 - 93.

Суржик 2014 - Суржик Д.В. Первая мировая (информационная) война в США // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология, 2014, № 2. С. 11-25.

References:

Ackerman 2005 - Ackerman K. Young J. Edgar Hoover, the Red Scare, and the Assault on Civil Liberties. NY: Viral History Press, 2005. 480 p.

Batvinis 2007- Batvinis R.J. The Origins of FBI Counterintelligence. Lawrence, Kansas: University Press of Kansas, 2007. 344 p.

Cook 1964 - Cook F. J. The FBI Nobody Knows. N.Y.: Pyramid Books, 1964. 414 p.

Cooper 1935 - Cooper C.R. Ten Thousand Public Enemies. Little.: Blue Ribbon Books, 1935. 356 p.

Corey 1936 - Corey H. Farewell, Mr. Gangster! N.Y.: D. Appleton-Century, 1936. 297 p.

Crewe 2010-Crewe S. A History of the FBI. Bromall, Penn.: Mason Crest Publishers. 2010. 70 p.

Greenberg 2012 - Greenberg I. Surveillance in America: Critical Analysis of the FBI, 1920 to the Present. Lanham.: Lexington Books, 2012. 398 p.

Hearings 1915- Hearings before Subcommittee of House Committee on Appropriations, Sundry Civil Appropriation Bill for 1916. Washington, 1915.

Holden 2008 - Holden H. FBI 100 Years. Minneapolis: Zenith Press, 2008. 252 p.

Jeffreys-Jones 2007 - Jeffreys-Jones R. FBI: A History. N.Y.: Yale University Press, 2007. 320 p.

Jensen 1962 - Jensen J.M. The American Protective League, 1917-1919. Washington (D.C.)., Government Printing Office, 1962. 300 p.

Kessler 1993 - Kessler R. The FBI: Inside the World&s Most Powerful Law Enforcement Agency. N.Y.: Gallery Books, 1993. 528 p.

Lowenthal 1950 - Lowenthal M. The Federal Bureau of Investigation. N.Y.: Greenwood Press, 1950. 559 p.

NARA - National Archives and Records Administration. Record Group 60.Department of Justice, File 44-3-11-3, Section 2.

Peterson 1968 - Peterson H.C. Opponents of War, 1

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА БР ФБР АМЕРИКАНСКАЯ ЛИГА ЗАЩИТЫ ЮДЖИН ДЕБС А. БРЮС БИЛАСКИ КОНТРРАЗВЕДКА ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты