Спросить
Войти

ВИАМ: у истоков (1924-1935 гг. ). Четыре неизвестных факта

Автор: указан в статье

УДК 629.7:620.22

Е.Н. Каблов, И.М. Демонис, В.Г. Дворяшин, А.Р. Нарский

ВИАМ: У ИСТОКОВ (1924-1935 гг.). ЧЕТЫРЕ НЕИЗВЕСТНЫХ ФАКТА

На основе документальных материалов РГАЭ, РГВА, ГАРФ, филиала РГАНТД в г. Самаре рассмотрено несколько интересных и неизвестных фактов из истории образования и первых лет существования ВИАМ, уточнена дата выпуска приказа о его создании. Статья иллюстрирована копиями различных документов и одной фотографией.

Принятые сокращения: Ф. - фонд, оп. - опись, д. - дело, л. - лист, лл. - листы, об. -оборот, РГАЭ - Российский государственный архив экономики, РГВА - Российский государственный военный архив, ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации, РГАНТД - Российский государственный архив научно-технической документации.

Известно, что Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) был организован в составе Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП) приказом №435 от 28 июня 1932 года, на базе Отдела испытаний («испытания») авиационных материалов (ОИАМ) Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и Отдела технологии испытаний («испытания») авиационных материалов Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ).

Тем не менее, процесс сбора историко-архивных документов при подготовке сборника к 80-летию института показал, что история даже первых лет существования ВИАМ таит в себе немало неожиданных, а порой и необъяснимых фактов.

Попытки создания в 1924 году прообраза ВИАМ -«Государственного института испытания материалов»

В 20-е годы XX века руководством страны неоднократно рассматривался вопрос создания единого государственного учреждения по испытанию материалов. Так, решением президиума Госплана 19 января 1924 года (протокол № 7) [1] научно-техническому отделу (НТО) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), которому тогда подчинялся ЦАГИ, предписывалось разработать концепцию организации центрального института по исследованию металлов и строительных материалов с расчетом на комплексное обслуживание ряда наиболее важных отраслей промышленности (рис. 1).

При детальном обсуждении НТО ВСНХ, ориентируясь на мнение Коллегии ЦАГИ (под председательством профессора С.А. Чаплыгина), счел приоритетным «создание подсобных отделов по испытанию материалов при каждом научно-исследовательском институте», а также использование и развитие уже существовавших лабораторий [2]. Такими были механическая и химическая лаборатории Секции испытаний («испытания») материалов (далее - Секция) ЦАГИ. Спектр проводимых Секцией исследований, - связанных с налаживанием металлического авиастроения, созданием новых полуфабрикатов, сплавов, клеев, аэролаков, изучением авиаконструкций, составлением технических условий, проведением государственных экспертиз, - постоянно расширялся. Это вызывало крайнюю заинтересованность в развитии Секции не только со стороны самого института, но и государственных авиазаводов и Научного комитета Главного управления военных воздушных сил (УВВС). От работ Секции напрямую зависело становление отечественного опытного самолетостроения. Коллегия ЦАГИ сочла, что необходимо «раз и навсегда отказаться от постройки универсальных институтов»: наряду с необходимостью больших капитальных затрат для их сооружения, практически нереально было найти высококвалифицированных специалистов сразу по всем отраслям промышленности.

к» -йurUiUtt.ii £ 7

мс«аш Прв»кяи}к1 Госвдиа Ь-го янма 192« года.

паче* »асвданд* о 12 ч.дш. июшаквв " - 7 ч.М

Пр«М£аткпу.л: Г.Ь.араиовскв! * /с п.2Ь/

Прмутммм: «».¿уадс^Ы&вд» к.и.осидч*!.

&»Лею.; Зрммуьц - л.Г.догьа,

ЫХОВ. Л.к.Ацш», Ьл&.длексан^», й..к.Ц)ДЬГЫ1, ¿.Т.МЦкШИ /С 04.МА./ Чмаь Госса-ЬЛ: «.а.Раивнн. &^ены-сотрудили: ¿.П.вувкисю.1. ¿.ваковский, ¿.а.^ервауаН. и.«..&.о;1»ко*о*

ио**ч, и.|..квгсьвр, к.н.воговбг.;», к.^.к.лм» /с з.2Ь/, т.Ьаышк» 1с а. 2/. т .квдовкч /с 4 ч./, в.Г.Гроьаи /с 4 ч.25 а./, |<Чм| /с с.ед, сыев /с а.25/.

5. О проекте построю; >ят-сммюго Ъре-Й^-ескогс ¡не-.*- г Стр-&азкцм Госплана по проеп

в/ Сдоврт мм ччвик« ^

Двквзчмс !&, д. 1лг: КНИГ КОЯ •

ергаивмц«* II ю ооорудом * азст;еЕку ЦАГЕ.

в/ Считая ьесыи валил сюр см ссу-всшвнве йввшоро ).»-стпута 1 дели созданы как со«

ьвнноГ аако-арогяиекяоетн, так

ов;усиого I чад», врт« ншЗхОдяцв- нлоддетш;&. агисту» ОрГ^ННойЦКК « построРкв Ы-лгщ в/ Правиать, что средства, к oir.o-.mie пострига ЦйСТКПИ «°* "«ь извлеки к« еявалы». иор? ^вда, огпушнчоро драв«я» спо* иа раввитк* Шопронщд». ксстя V еоаятшюгс <>;ота. Лору-чт т.т./ор«ву II аогданову ле:«. скотств ас-нгвоьашм на вовдуа-яы? &».&.от к авкоп^ьменносп с целы и^еиенм средств, несз«;, »•кх на постройку в о»сруАоааш 1 нстута._

г/ Прввиап ввобходкнш.

чип в текут квартане асс/гно». ш на Иостро-Чку Института до сСС.ОСС руб.

^рмнатьсвоеврекекннк и*,» вт на равраоотку вопрос оо ;ч;е денвм гасударскьекниго -иь.ани нога анотнт)» ¡л нашкОюкшь

а Здьъ.вдьыл »а-^вь.ал да* оосх)»«л11«» наьиод«« ыиш! О&, ли» Н£. одного л.*|ства( ароьшыности/в мъ ч«с*а .-о*и* в ибктропдннчбеков/, срансаор-та. цтаоатьгветм и ¡иеятрНтНха-а». Цроксюсии драсту*

ПИТ» К ро«|ШОТ1Н| ¿ТОГО и0.1;0Сй СЧши, ЧМ1 .«».Вйиа^дьаи. «Ч§|.»а этого «нет») «а .аиис* м> ЗДратори »сйтини »а?»гаадоа цвГа.

Рис. 1. Протокол заседания президиума Госплана от 19.01.1924 года (фрагменты)

Тогда ВСНХ принял решение о выделении средств на строительство здания для Секции [2]. Первый корпус, в котором разместились несколько ее лабораторий, а впоследствии ОИАМ, был построен в конце 1924 года (рис. 2). Он существует и сегодня (корпус №1), но в несколько перестроенном виде.1

Рис. 2. Корпус Секции испытаний материалов (середина 20-х годов XX в.)

Возможность выделения ОИАМ из ЦАГИ в 1930-1931 годах

К 1930 году назрел вопрос масштабного расширения ЦАГИ, состоявшего к тому времени из шести (помимо ОИАМ) крупных отделов (общетеоретического: экспериментально-аэродинамического; винтомоторного («винто-моторного»); ветряных двигателей; авиации, гидроавиации и опытного строительства; гидравлического [3]), некоторые из которых вскоре выделились в отдельные институты. При этом признавали, что в 1923 году при начале проектирования и строительства ЦАГИ «была совершена большая историческая ошибка», ввиду того, что изначально не были ясны «... ни пути, ни методы, ни конечный размах работы ЦАГИ». Очевидной стала необходимость вывода ЦАГИ из Москвы и строительства отдельного комплекса, однако полностью освободить территорию на улице Радио было невозможно, так как на ней находился гидроканал. Все другие здания предполагалось занять под мастерские, отдать одному из втузов или даже разместить в них выставочные или спортивные залы [4].

16 апреля 1931 года на заседании Бюро партколлектива ячейки ЦАГИ при обсуждении результатов обследования ОИАМ комиссией УВВС было отмечено, что ОИАМ перерос «свои прежние рамки» ввиду охвата им большого круга решаемых задач. Но, в то же время, некоторые недостатки в его работе позволили характеризовать отдел «как не отвечающий полностью задачам обороны сегодняшнего дня». Таким образом, выделение ОИАМ из ЦАГИ сочли преждевременным [4].

Дата создания ВИАМ - 29 июня 1932 года?

Приказ Народного комиссара тяжелой промышленности С. Орджоникидзе №435 о создании ВИАМ, а точнее, заверенная копия приказа [5], находящаяся на государственном хранении в РГАЭ, датирована не 28, а 29 июня 1932 года (рис. 3).

п ? а к а з

НДОДШУ КОЯШРКАТУ TilFSIOt* ПРОШИЛО!ПОСТУ И 435

Копия.

г. москвв

29 вш 193? г.
5 I.

В целях создания Научно-Исследовательского Центра по авиационнш материала»» п их технологии ПР.1КА2НВАЕ: организовать, в состпре Главного Управления Авиационной Пробившей ности ЬсЕП0и:^1ЫЙ Н A7II10-ИП ^ ЕЛОВ АТС Л Ь nCi i! ИНСТИТУТ ШЦИ0Н-Ж VATER&АЛОВ / B.ÜJ.V,/.

На B.H.A.V. воахогить: научение авиационных материалов: изучение пролвводствп полуфабрикатов; изучение сырьевых бв&з; изыскание новых материалов я внедрение иг в прочзвод-ство св»олетов и "оторов; разработку технологически* процессов по производству и по применению »ате риалов и полуфабрикатов в самолето, »otodo, диринвбле* и авиаоприборо-стпоеним; рвзоабстку стандартов на авиационные &«втериалы и руководство научно-исследовательскими работами по авиапи-он1№» материалам& во все* Науно-Исследов^тельских, учебных и проызволственчыг лабораториях Нарко"ТЯ»про»а.

Средства и ?онды, отпущенные для СИАМ"а ЦАГ.1 и 0Т!Ш*а Щ1АМ а на* капитальнее строительство, расходовать по ранее утвервденюм титульным списка» строительств, указанных институтов на 193Й г.. и по вюнчании постройки зданий, предназначенных для 0Ш4а ЦАГ.1 и ОТИГа Щ1АИ в - предоставить их во рременное пользование ВНАУ у впредь до перехода К/У* а на новую территорию.

В.И.А.V."у/свою деятельностью вести на основании утвер?де кого начальников ПАП поломния.

ншьет главного тгавпиАвдаию:: прошниюли

назначить руководящий состав ЕШГа и обеспечить ОДАМ всеми необходад"И средствами на капитальное строительство, операти вные ну*дн, отечественное и импортное оборудование.

тШ& КО&.ИСПР Г^ЕЛО!1

ПР0?ШЕ1П?0СГ::: С.ОРГШЮТ

ВЕРНО:

Рис. 3. Копия приказаНКТП об организации ВИАМ от 29.06.1932 года (фрагменты)

Тяжелой Промышленности

ПОСТАНОВЛЕНИИ и ПРИКАЗОВ

29 июня—9 июля 1932 г.

Прнк. 433—466

СОДЕРЖАНИЕ

433 — .Меры к развертыванию рационализаторской работы в аппарате НКТП; заведение в главках н секторах книг жалоб и рацпредложений.
434 — Присвоение флотацроннной серной ф-ке в Шор-Су имена т. Орджоникидзе.
435 — Организация в составе Глававнапроиа Всесоюзного научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ).
436 — Образование в составе Главэнергопрома группы по балансу знергооборудовання.
437—Назначение руководящего состава строительства завода им. Ворошилова; мероприятия по обеспечению строительства Ворошиловской электростанции.
438 — Образование н состав комиссии при НКТП по размещению А&чрсжденнй и предприятий, подведомственных НКТП, расположенных в пределах г. Москвы.

М 435 —Москва. 29 нюня 1932 г.

в »•

В целях создания иаучио-исслс-доватедьского центра по авиационным материалам и их технологи» приказываю: организовать в составе Главного управления авиационной промышленности Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ).

На ВИАМ возложить: изучение авиационных материалов; изучение производства полуфабрикатов; изучение сырьевых баз; изыскание новых материалов и внедрение нх а производство самолетов и моторов, разработку технологических процессов по производству и по применению материалов и полуфабрикатов в еамолето-моторо-дмри-жабле-и авиаприборостроенне; разработку стандартов иа авиационные материалы и руководство «а-учио-исслеловательстп«« рйотщи по авиационным материалам во все* научно - исследовательских, учебных и производственных лабораториях Наркомтяжпрома

В основу организации ЬИАМа положить: Отдел испытаний авиацч-онных материалов ЦАГИ и Отдел технологии испытания авиационных материалов — ЦИАМ со всеми принадлежащими им зданиями, по-мешеииями, оборудованием, материалами, запроектированным для иих жилищным фондом, транспортники средствами, сметными ассигнованиями на капитальное строительство и др. расходы со всеми заказами и аимпортиое и отечественное оборудование, в равно н всем личным составом.

К ВИАМ также переходят все обязательства, принятые на себя ОИАМ&ом ЦАГИ. и ОТИМ ом ЦИАМ.

Возложить иа ВИАМ организацию в кратчайший срок лаборатории для обслуживания опытного строительства ЦАГИ и ЦИАМ.

Начальнику Главного управления авиационной промышленности определить сроки и порядок организации 9тих лабораторий.

§ 5Для обеспечения надлежащего развертывания работы, ВИАМ немедленно приступить к проектированию, строительству и оборудованию лабораторий, производственных, административных и обслуживающих зданий, изыскав для ятого необходимый участок.

8 6.

Средства и фонды, отпущенные для ЭИАМ&а ЦАГИ и ОТИМ» ЦИАМ на капитальное строительство, расходовать по ранее утвержденным титульным спискам строительств указанных институтов на 1932 г, и по окончании постройки зданий. предназначенных для ОИАМ ЦАГИ я ОТИМ ЦИАМ — представить их во временное пользование ВИАМ, впредь до перехода ВИАМ на новую территорию.

356

ВИАМ >ес1и свою деятельвэсть на основании > тверждекаого начальником ГУАП поджения.

Начальнику Главного управлеят авиационной промышленности назначить руководящий состав ВИАМ и обеспечить ВИАМ всеми необходимыми средствами на капитальное строительство, оперативные нужд*, отечественное и импортное оборудование.

Народный комиссар ТП _С Орджоникидзе.

Рис. 4. Содержание «Сборника постановлений и приказов по НКТП» (фрагмент) и опубликованный приказ об организации ВИАМ (1932 год)

АЛЬФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

кпришш по «.всюсшппзамгод

Институты Н. И. Порядок открытия.

528 29АЧ1 —сб. 27. Перевод на хозрасчет 22 20Л — гЛ. 2.

Установление систематической связи между Головными центрами и отраслевыми Н. И. Институтами.-— НИС— 185/5230 22/1X.

Разработка планов научно-■сследовательских учреждений на 1 квартал 1933 г. НИГ 185/6705 • ЗШ1.

Возвращение в Н. И. институты аспирантов, перешедших иа другие работы, и запрещение снятия аспирантов с учебы й научной работы 808 19/Х1-СЙ. 44

Об&ем годового отчета за 1932 г

ОЭС 10692 1/Х11-32 г

Организация Научно-исследовательского института авиационных материалов «ВИАМ». 435 29Л/1 — сб. 23.

Рис. 5. Ссылка на приказ об организации ВИАМ в Алфавитно-предметном указателе (1932 год)

СПРАВКА

Подлинник !и Н,Г№ ¿у

передан в Комиссию ЦК ВКП(6) но приему архина тов. С. Орджишишда«.

Рис. 6. Справка о передаче подлинника приказа об организации ВИАМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № Ш.

Совета народных комиссаров Союза ССР

М--Ы 1«абр1 19321. .Иоогм. hftJUi

О рсгтаквкх.&ри сотя нйтшо-ясследо-вареж>срях юсглтутоБ laroiHoro Ко-нассаттга ТдхсдоД ПрошАлстпося.

РЛЫК&фШП* t^OTKT7TTf » *milW»nî, лгвптп ISOTO"&)!

з&-т-тзг ю ВТТЗ&а im я-*1.« вау&шо-всслраоимеяьег** с. тспоя. с*-»гич пг-идлт» кгхи » оелпулавйм» в ово^петот» 1 Bit« 37/?N.-

В цо.ш дйльнеКмго рттстя г чметтят нпучпо-яссда-|ожгсл1ско|1 тботн я тщиильворо построеявя сети псучно-»кдедогмольсш *игт7мв Народного Koimoco.tinm Пржишгенкостя, Созот бродят Коиссаров Corasn ССР ПСЯЧ-НМСЯТ: роочтнизовп?ь следутдш образов суцзстауж^ув соть «аучно-ясслог.оватвлюиа юсетт/тов йародиого-Яоютлт?® ТпвлоЯ П-ошш?япост»:

мвщ вмКноот&-овям

ssuunxis пап у , &

Щд^иетГ сшзд T&^/t-s- ■ У

(л аоотхаз)

8. Сохтаяхи cm гущи 9 bbctttjwi вв ry;zas втгетат? тов la. По* елтгкшв тетгт? m твчояптт, по мои отгсячнаапогсгхтв aoaainu:« аиетитути »»сто в кадпем*, обсг^дошпиои * госкгть1) ZennuiBif вястатут ВМШИЯЧОМ& И чптмлоз (ми « него CWTO- хоховло" офботя г гит-ти-тт-мпН« еакто- и ^ m.awx,

ttCTtrçv rpwrO* У ИЖГТГИ&ЧТО!, в ТСЯЖЙ СЖГО* ХОЛОДВОР 00jeUoTrjp i> «нететуте мкотахиогв мвяпосг/оапа«). Z) квствт/т ставков ври завом

3 Зеиттмштя ааво-пточх» го овтаацш птг гест*
4 Ябрао-вттот-ехтЬчм? «нствтуТ > -ожве
5 IniTimt? »игг*ттт a lewirrr»

s; 3 к т г

7 1!азт»г;т мтвчвтест-сеяи Ç) "вствтут в.х. маяйост&овя«.» » "ос;яв 9 Xanatosciair 1в:т»т7т с.в. ивлввост-ли 1С bteotaf ,4i»m внсгвт/те е.х. иаМнос 11 исетттт етхост-oemt» в Лмявтдв 15) йютят» пЧвочбетюеич в -оскве У Хввгтт вамкост-оввм пягвоГ лчкапааавостт 14& ¡¡вовсгх? впствт-? utaraxrwnn с ткдовои х». жатIBCCT-oeniT

Яксятут твкстахыюго игвхяосттоящр! Каггитт» н^Чмого о5о~ггсаят* i> aaxjtt Меям хвахчвсхоге иатгсост-чжявя в -лсгв» ввсяттт йГввио-трвасво^яаХ еосг-тмив* в внутризаводского T-tmewrfcs о дишмви в ирисов«.

Ьгхввдвровап i cxwt» по группе ВИСТ*Т7Т0В нмввосвроеni вяститге:

1) Лвтотректорк? «вствт^т в Челтвяассв с прворадея**!! в ваволгпгв лг.вот.тстп» с"» вазоне
2) УЬмвскн" *BCfir/i мшисстроашт г птв-гирткю в B»|<0T1 уог«х пча вкспвтшвптп.^яо« »."Oj« З-гмёгяЬгчл

?) 5Wjnro.1v ЧВТОТ&ТЧГТП-ИОГО TPCtlT-re « ..»«ne в [ouo:t 4) *"спгг"- jt4»?vor»T>neT-oCTta« (laioTy по мохтрозовм в тепгововел венедам лг.Зогг.торюи соот»вт:твуяи* асводоа)

о) «оскоасйй BBCT1TJT вагоност&ював« - уортянповйп я вроектио-техапоохов Нюто в-* вьэолв&

6; 1!вот»т;т aaiaowbmnà ыл?«тиоа - ахт а ЦЦг

Рис. 7. Постановление СНК СССР о реорганизации сети институтов НКТП (фрагменты) (1932 год)

Установление расхождения в датах создания ВИАМ повлекло проведение дополнительного поиска с целью выяснения истинной даты издания приказа.

Для этого были тщательно проработаны печатные источники, а точнее «Сборники постановлений и приказов по НКТП», которые выпускались в издательстве газеты «За индустриализацию» (орган НКТП). Так, сборник №23 [6] за 1932 год (29 июня - 9 июля) содержит опубликованные в полном виде (без сокращений) приказы НКТП - с №433 по №466. Из него ясно, что интересующий нас приказ №435 был датирован именно 29 июня 1932 года (рис. 4).

Подтверждением, которое исключило возможность ошибки, послужил еще один небольшой справочник [7] - «Алфавитно-предметный указатель к приказам по бывшему ВСНХ и НКТП за 1932 год», в котором под рубрикой «Институты научно-исследовательские» значится: «Организация Научно-исследовательского института авиационных материалов «ВИАМ», №435 от 29/У1 - сборник 23» (рис. 5).

Что же могло привести к тому, что дата основания ВИАМ была несколько искажена? Видимо, та копия приказа, которой руководствовались все 80 лет, оказалась с опечаткой (копии в то время перепечатывались на машинке). В настоящее время она хранится в фонде ВИАМ Самарского филиала РГАНТД [8].

Окончательно точку в этой истории мог бы поставить оригинал приказа НКТП с подписью наркома - С. Орджоникидзе. Несмотря на проведенные авторами широкомасштабные поиски в государственных архивах, к сожалению, неизвестно, сохранился ли подлинник приказа и где может находиться в настоящее время. Найдена лишь справка (рис. 6), сообщающая о том, что «подлинник приказа по НКТП от 29.06.1932 г. за №435 передан в Комиссию ЦК ВКП(б) по приему архива тов. С. Орджоникидзе» [5].

16 января 1935 года - второй день рождения ВИАМ?

В соответствии с постановлением №1910 Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 26 декабря 1932 года (рис. 7), подписанным председателем В.М. Молотовым, была реорганизована сеть научно-исследовательских институтов НКТП «в целях дальнейшего укрепления и развития научно-исследовательской работы...» [9]. В рамках этого «рационального построения сети» через полгода после создания «Институт авиационных материалов» был «влит в ЦАГИ» (!).

Затем приказом по НКТП №1520, подписанным 3 декабря 1934 года, приказ

№435 об организации ВИАМ был вообще исключен из числа действующих (в числе сотни других приказов и циркуляров по бывшему ВСНХ СССР и НКТП) как «утративший в настоящее время свое значение» [10]. Лишь 16 января 1935 года было выпущено постановление №99 СНК СССР [11], подписанное заместителем председателя В.В. Куйбы-шевым, в котором сообщалось о восстановлении ВИАМ в системе НКТП в качестве самостоятельной научно-исследовательской организации (рис. 8).

Удивительно, но анализ приказов и других докуПОСТ/.НОКЛЕНИЬ *

Совета Народных Комиссаров Союза ССР

я а л а ¡1 л

/93Ь I Мхсм!, А^ШШ

иСыКВД»Ш! ъ свг?еие Гд*ПТ Есссоктого

Г.1 уш0-ЖС С.Л>;■ СГ&ЛЧ Г.НСГПТ7Т". ПЕПГЛ-11-«к Н»Г(.т«ЫГ1& II ГйЧьСГЬк С-Щ осямйтодглпв __

©•&■»Г Гвгюдйд ¿¡ЛУЕоса}юэ Соме ОСР ШЛАКЕ Х-СТ:

Об ииеыееш! иостглэплспш; Сймт» НПТСДНИ БчЛсоврои исваа ОСР от ¿.&б.И.Мг. С" 1610 1 ВсессегааЛ Н^тг^селсхгвйК-лгекй ?нс-егут Адеагксгмаи ыаусроидгв (ЗЬМО^т^Га-гь а сегумш ЛЕЕ а ео&лятло са»сстж?1Ш«п( нчутне—«езмхопмгч» ока I оглкпв-заджж.

Пргдссдаг^лг. Сл»ТД Ввр&ДИЭС Кзкюевроб Оотеч ССРпа(

: п-г-глгтп^! ^ -•схя.Ооветс

рсЕЖЗ йлшс«рср Совоа СО

" • аиЛа/

Рис. 8. Постановление СНК СССР о восстановлении ВИАМ в качестве самостоятельного института (1935 год)

ментов по ВИАМ за период с 1932 по январь 1935 года с привлечением специалистов из Самарского филиала РГАНТД, в фондах которого хранится управленческая документация ВИАМ, не выявил ни единого упоминания о том, что более двух лет ВИАМ входил в структуру ЦАГИ. Постановления СНК СССР не только никак не отразились на работе института, но и оказались не отмеченными ни в одном внутреннем документе. Ответ на этот вопрос еще предстоит выяснить историкам науки и техники.

Литература

1. РГАЭ, ф. 4372, оп. 1, д. 178, лл. 338, 339 об., 340, 373, 373 об. (1924 г.).
2. РГАЭ, ф. 3429, оп. 7, д. 1670, лл. 67-75 (1924 г.).
3. РГВА, ф. 4, оп. 1, д. 1468, л. 7 (1930 г.).
4. РГВА, ф. 29, оп. 76, д. 2882, лл. 90, 91а-101 (1930-1931 гг.).
5. РГАЭ. ф. 7297, оп. 1, д. 5, лл. 104-106 (1932 г.).
6. РГАЭ, ф. 7297, оп. 44, д. 1, лл. 176-177 об. (1932 г.).
7. РГАЭ, ф. 7297, оп. 44, д. 3, лл. 2, 10 об. (1932 г.).
8. Филиал РГАНТД (г. Самара), ф. Р-124, оп. 1-6, д. 1, лл. 1-2 (1932 г.).
9. ГАРФ, ф. 5446, оп. 1, д. 706, лл. 274-282 (1932 г.).
10. РГАЭ, ф. 7297, оп. 1, д. 63, лл. 139-142 (1934 г.).
11. ГАРФ, ф. 5446, оп. 1, д. 95, л. 224 (1935 г.).
АВИАЦИОННОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ aviation materials science ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ all-union research institute of aviation materials ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ central institute of aerohydrodynamics
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты