Спросить
Войти

Судьба фабричной девчонки

Автор: указан в статье

УДК 947:355/359 ББК 63.3 (2)

Гагин Владимир Владимирович, кандидат исторических наук, председатель Воронежского Русского Военно-исторического общества

(г. Воронеж)

СУДЬБА ФАБРИЧНОЙ ДЕВЧОНКИ

Аннотация. Обыкновенная, каких были тысячи и тысячи, судьба советского человека, женщины, провела полковника бронетанковых войск Л.И. Калинину от рабочей московской окраины до небоскребов Манхэттена; от промасленной спецовки слесаря в цехе до бальных платьев и шляп с вуалью в дипломатических кругах Западного Берлина; от рычагов танковых фрикционов на Южном фронте до микрофильмов с секретными материалами, добытыми нелегальным путем в США.

Людмила Ивановна Калинина, в девичестве - Люда Сухарева, в первом браке - Старшинова (с 1932 по 1944 г.), родилась 8 сентября 1915 г. в городе Уфе, в Башкирии.

Отец, имея 4-классное образование, работал счетоводом-бухгалтером. Был заядлым картежником и играл очень хорошо. Мама - домохозяйка. Брат Анатолий Иванович - заслуженный метростроевец.

До 4-го класса Люда училась в начальной школе в Уфе. Переехала в Москву вместе с родителями в 1927 г., пошла в 6-й класс 18-й школы ФЗС. Ее «семилетка» была за Абельмановской заставой. Жили на Таганке.

Биржа труда в 1929 г. направила ее на завод АМО, будущий автомобильный гигант «ЗИЛ», учеником слесаря. Училась в ФЗУ на вечернем рабфаке. Работала слесарем по ремонту американских механо-сборочных автоматов «Цинцинатти», «Браун-Шарп». Людмила Ивановна говорила про них: «Помнится, что производительность болтов у импортных станков была фантастическая...» [1].

Здесь, среди шумливых токарных и фрезерных станков, среди автоматов, обслуживаемых умелыми руками опытных слесарей, Людмила впервые столкнулась с ремонтным делом. Вскоре она убедилась в том, как нужны стране люди этой профессии, вводившие в строй капризничавшие или одряхлевшие станки, оживлявшие ценные для производства агрегаты. Вероятно, это-то и помогло ей потом в работе по ее военной специальности — инженера по ремонту танков. А чем обернулось знакомство с американским оборудованием после войны! Но об этом - потом.

.В комсомоле Людмила активно участвовала во всех на свете мероприятиях - даже тренировалась в морском полуэкипаже учебного корабля на Москва-реке. Потом занимались на броневике - в учебном бронедивизионе, прыгала с парашютом. Получила значки ГТО I ступени и «Ворошиловский стрелок» I ступени. Добилась больших успехов в плавании, даже ездила в Ленинград на соревнования по прыжкам с 10-метровой вышки.

Модница!? Да какие тогда были наряды... Весь гардероб: три майки - красная, голубая и сиреневая, и одна юбка (майки - с физкультпарадов).

Автозаводская комсомольская организация была очень развита - спорт, общественная работа. Стадион завода АМО был тогда напротив парка Горького. Волейбол, теннис, лыжи, коньки. Посещали все театры - завод закупал на всех билеты. Когда Людмила стала слесарем 4-го разряда и заканчивала рабфак, пришли «купцы» набирать в Академию Механизации и Моторизации РККА им. Сталина.

Ребята записались, а Люда? - «Пусть приходит, - сказали военные. - Если пройдет экзамены по здоровью. Все сдала и прошла - шел 1934 год. И вот тогда было принято решение: все академии подчинить Наркомтяжпрому.

А нарком тяжелой промышленности, С. Орджоникидзе, отдал приказ - женщин не принимать. Ребята уже поехали на курсы «Выстрел», они размещались там, где гребной канал - Рублевское шоссе теперь. «Где же равноправие? - возмущалась Людмила, - из всяких институтов приняли, а я на грани непринятия!» Ребята знакомые за нее заступились, и комиссар Петухов сказал: «Всю плешь проела! Пусть приходит - приказ есть».

В академии тогда были командный и инженерный факультет. Обмундирование - шинель б/у короткая, широкая, сапоги - самый маленький 39

размер (а нужен-то 37!). В Кунцево - летний лагерь - ходили строем. Зато, как летали на планере!

Майор Важоров - начальник курсов (кавалерист). Вождение, пешим по танковому, тактика, уставы, 20-км походы. Жила курсант Старшинова в палатке со штабными женщинами, а ребята - в казарме. Училась хорошо. Настала пора - сдала на два кубика (получила звание лейтенант) и на петлицах буквы - ВА (военная академия). Командиры ставили девчонку в пример: «Чистить сапоги - как она, бриться - как она!».

Про личную жизнь. Замуж впервые вышла в 1932 году за знатного токаря завода АМО Ивана Старшинова - в 19 лет он стал кавалером ордена Ленина. Вся родня была за него - мама, папа, дядя. Все хотели выдать дочку и племянницу замуж поскорее. Все. За нравственность. Можно сказать, под напором родни Людмила поехала с ним в качестве невесты в Крым, хотя никакой любви, по сути, к Старшинову не испытывала. Поселились они в разных комнатах и в компании сталинградских комсомольцев весело проводили время. А муж Иван - уж слишком он был прост, взросл и скучноват. Учился он в Промакадемии.

На заводе был отдел, в котором Флоринский (из «бывших», работник МИДА) преподавал будущим инженерам и производственникам иностранный, да и русский, язык, этикет, манеры, обычаи. Там познакомились с Коллонтай. Часто пили чай с вишневыми пирогами. «Побросал мой Ваня ключи гаечные - начал расти, как организатор производства». Прожили они вместе 4,5 года. Заканчивали академии. Тут Ваню вызывают в ЦК партии и направляют «укреплять» кадры в НКВД. Время - самое то - конец 1937 года. Вселились в 5-комнатную квартиру, бывшую Максима Максимовича Литвинова. Ване сразу дали капитана и выбрали секретарем партбюро следственного отдела НКВД.

Он (наивный!) стал бороться с пытками и несанкционированными арестами. Его предупредили, чтобы не «мешал» следствию. Как-то Иван говорит, мол, сегодня буду на партконференции выступать на эту тему. Пришел поздно, сам не свой. А вечером ему звонок - немедленно приезжайте на службу. Он уехал и больше не вернулся.

А у нее (Л.И.) - госэкзамены, она уже кандидат в ВКП(б), был 1938 год. Месяц проходит, другой. Нет и нет мужа. Просто пропал. Добилась ответа от «органов», только когда предъявила «аргумент»: «Что на своей службе-то сказать?» «Говорить - муж в загранкомандировке». Училась из последних сил. Помнится «Т-26» - называли «поросенок», из-за специфических кронштейнов ходовой части. Учеба

давалась трудновато, но ребята помогали по черчению, по химии...

Людмила Ивановна законно гордится тем, что на курс - 100 с лишним человек - 1 женщина. Именно она. Участница трех московских парадов. На мотоциклах среди 1500 мужчин одна женщина -она! - по Красной площади! Незабываемо.

А его, Ивана Старшинова - били, били 8 месяцев подряд, добиваясь признательных показаний.

Вообще жизнь была кипучая. Парашют выбрала вместо трамплина в бассейне. Прыгала с парашютом в Тушине. Не забывали и о культуре. Рядом филиал Малого театра - был на Таганке, молодая Гоголева там блистала. «Было очень много евреев на курсе. Смотришь сейчас нашу газету «Сталинец» - тогда это как-то не бросалось в глаза, а с годами - удивительно: Докторман, Ротенберг, Фор-стен, Берман, Бумштейн, Кильмансон, Беркович, Гурман, Певзнер, Розенфельд...» [2].

5 мая 1939 года - выпуск академии был в Георгиевском зале, а потом банкет - в Грановитой палате. Старшинова должна была на банкете сидеть за одним столом с Вождем, как отличница и комсомолка, но оказалась аж за восьмым столом от Сталина. По всему была видна рука чекистов. Оказывается, ее сначала зачислили в разведку, потом (из-за мужа) она попала под бдительное «пролетарское» недоверие. Направили к комкору Павлову - начальнику автобронетанкового управления. Тот «загнал» ее в Реутово, начальником склада механизации ГСМ. Еще та работка! Занималась всем подряд. Даже преподавала штыковой бой.

Еще на первом курсе Людмила познакомилась с курсантом, его звали Борис Павлович Калинин -и, наконец, влюбилась по-настоящему. Красивый, умный, крепкий физически - легко крутил солнышко на турнике, но при том очень интеллектуальный и привлекательный.

Чувство это не освобождало ее от душевной обязанности и человеческого долга хлопотать за мужа. Пробилась к директору автозавода, к Ивану Алексеевичу Лихачеву. Выяснилось немного - оказалась статья «бытовая», 3 года, высылают в Забайкалье ее мужа. Какая-такая «бытовая»!? Пошла к Георгию Михайловичу Попову - главный парторг Москвы, он поднял документы. Выяснилось, что Иван подписал протоколы, что был «связан» с Флоринским «как мужчина с мужчиной». Смешно! Ее-то Ваня, с которым она вместе и одновременно целоваться училась!? (Впоследствии выяснилось, что «извращенскую» статью Иван Старшинов подписал намеренно, выбирая наименьшее зло из возможных от «десяти лет без права переписки» до очень скорого расстрела). На свидания к нему -

чуть не врагу народа - в тюрьму ходила и передачи носила в военной форме. Из принципа.

В ЗАГСе, по ее заявлению, их развели. Разошлась, потому что умудренный жизненным и, главное, партийным, опытом Попов сказал - найдешь еще себе мужа, не ломай свою судьбу. Не сразу, но восстановили в партии. Пошла в округ, добиваться настоящей должности, боевой. В штабе округа заявила - я инженер, закончила Военную Академию

- и была направлена комиссией для выбора мест для размещения бензохранилищ (Чехов, Лопасня) -председателем комиссии!

1940 год - объединились с Борисом Павловичем и прожили с ним 53 года. Жениться Борис Павлович приехал зимой, в начале года, он был зампотехом артполка на Дальнем Востоке. Такое рассказывал! Там он еще и врачом был, как единственный человек с высшим образованием(!). Воентехник-то I ранга! Использовал, в основном, «народные» методы - клизмами лечил «сачков», например.

В это время начальник бронетанкового управления штаба Московского округа Четвериков (он был на этой должности перед Соколовским) вызвал к себе и наградил Людмилу Старшинову знаком «Отличник РККА».

В сентябре Людмила Калинина была уже в танковом управлении. Тогда московский завод № 37 собрал первые 4 легких танка Т-40. Генерал Федо-ренко, главный тогда танкист, после Сталина, конечно, (шутка), дал команду испытать. Назначили пробег. Рекордно-испытательный. Возглавлял пробег майор Парчинский (потом встречались в Германии, он возглавлял техчасть танкового корпуса) [3].

Соня Халецкая - тоже выпускница ВА - поставила вопрос о женских экипажах, но Федорен-ко оставил только один. В нем Людмилу Ивановну назначили механиком-водителем, а Полина Володина (болгарка), отец ее воевал в Испании - стала командиром экипажа (она в Испании танки ремонтировала). Ругалась болгарка по-русски, матерно

- виртуозно, безобразно и с удовольствием. За что Людмила нередко ее корила: «Полина, мы ведь инженеры III ранга! Не матерись!»

«Длина пробега - 3,5 тыс. км. Подвеска ходовой части на Т-40 была очень жесткая. Набили себе об железки синяков и шишек так, что бабы в житомирской бане просто рыдали, увидев наши синяки и ссадины - думали, что это мужнины побои».

Тяжелый эпизод был, когда в плавун на Днепре попало два танка. Чуть не утопили, но разобрались быстренько - примчавшемуся командованию Киевского округа не дали посмотреть, как Т-40 засосало в прибрежные пески.

«Конечно, масса бытовых неудобств, типа: мужчины - в мужские кусты, женщины - в женские кусты!»

Маршрут: Москва - Смоленск - Минск - Белая Церковь - Киев. В Киеве - 7-дневная остановка

- баня, ресторан, осмотр двигателя. И в обратный путь. Форсировали Днепр, Десну и с закрытыми люками по лесу! Перед Москвой - устроили 18-часовой марш. Спали на ходу, ведя машину по очереди. Полный танк угарного газа - во сне чуть-чуть не задохнулись.

Сам Лебедев И.А. встречал под Москвой -начальник главного бронетанкового управления и бывший начальник Академии (ВАММ РККА им. Сталина, потом им. Р.Я. Малиновского), а теперь

- в составе Академии им. Фрунзе. После войны Полина в Болгарской народной армии стала генералом и героем Болгарии. (Тут Людмила Ивановна преувеличенно грустно вздыхала, мол, а я так и не стала.). Ей вручили почетный знак - этот знак «За отличное вождение танка» давали только испытателям, а Людмиле Старшиновой - после этого рекордного пробега. До сих пор в душе Людмила Ивановна считает этот значок главной своей наградой.

В газете «Сталинец» от 5 мая 1939 года была статья про их выпуск. С ними училась Лена Запо-роженко, потом она служила в разведке, также -известный разведчик Зорин - закончил он в министерстве торговли у Патоличева. Потом Людмила должна была испытывать Т-34, но начальник ГБТУ отказал - сказал: «пусть работает».

Подготовка к Параду. В Кузьминках - макет Красной площади. Там же раньше тренировались на мотоциклах. Костюмы - все из черной кожи. Инженеры - на мотоциклах «НАТИ», а «командники»

- на мотоциклах «Л-300», «элки» еще назывались, или «зажигальщики». На параде также были чисто «женские» проблемы, ведь даже просто пописать женщине среди 1500 мужиков, и то проблема. Ребята становились в круг и спинами загораживали...

1941 год. Летом - в Доме отдыха «Судак». 16-го июня. Теннис, плавание, преферанс. Отдельно апартаменты не давали. «Б.П.», так Людмила Ивановна называет мужа, служил тогда в Виноградов-ском (по фамилии командира), 7-м мехкорпусе. 21 июня - вечером на море сильнейший шторм. Сердце как чуяло, а перед сном - «телеграмма» - немедленно явиться к месту службы. Людмила предположила: «Может учения?» А утром - радио, Молотов: «Война!» Поехали в Москву. «Дан приказ ему на Запад, ей в другую сторону»: муж - в Смоленск, жена - к генералу Штевневу Андрею Дмитриевичу. Неплохой мужик, огромный, здоровый, мощный, сильный, а волей случая погиб в 1942 году нелепо,

даже позорно глупо. Был бабник, жизнелюб, эдакий ухарь вообще, а попал в плен, слепо доверившись водителю своей «эмки», поехал без охраны, заблудился и был расстрелян из пулеметов прорвавшимися немцами вместе со своим «энша» Ефимовым.

Штаб бронетанковых войск Южного фронта в Виннице нашли на пятый день войны вместе с капитаном Стрюгановым, Героем Советского Союза. Этот Стрюганов научил ее обращаться с наганом. Классный мужик, опытный и храбрый офицер. Из-за глаза (у него одного не было) его не взяли на фронт. Переживал и ругался.

Как военинженер III ранга, Людмила Ивановна «выписала» себе на фронт мужа. Дело было так. Послал ее Штевнев в Москву (там же Борис Павлович появился после разгрома штаба 7-го мех-корпуса) к Федоренко - достань танки и запчасти! Командарм впоследствии 4-й воздушной армии, Вершинин дал самолет в Москву, а с ней летел мужик из ЦК партии, вот с ним она и добралась до центра на машине, до самых Красных ворот.

«Звоню домой тете Тоше, а по телефону услышала голос мужа!

Должность у меня была - старший помощник начальника отдела. Прорвалась к Федоренко - ком-кор - простецкий и славный мужик был Яков Николаевич, не то, что Павлов - за глаза его звали «фон барон».

- Расскажи, как обстановка. Рассказала.

- Дам тебе две танковые бригады.

- И запчасти ... Ладно.

- 4-й вопрос: рваческий - Б.П. Калинина направляют во вновь сформированное управление по подготовке танкистов, а нам бы его в штаб! Я его люблю .

- Эх! Со своим самоваром - на фронт?

- У своего самовара теплее.

- Иди ко мне в ГБТУ.

- Получится, что я сбежала с фронта.

- Тогда будь по твоему.

И мужа с тыла на фронт отправила! Резолюция: «Объединить!»

Сколько самолетов достанешь, - говорит Кокорев, - столько дам запчастей!

Она звонит в ЦК новому знакомому: «Дай самолетов». «Я же тебя познакомил в министерстве гражданской авиации?!» А я: «Три, ну ладно - два самолета! Добро получено и я - скорее, скорее -базу шевелить: «Доставляйте на аэродром, и - в Покровское, на юг!»

Так Людмила Ивановна стала старшим помощником начальника отдела ремонта и эвакуации танков Южного фронта, командовал фронтом сначала Еременко, а потом - Малиновский. Он говорит: «Прилетайте с Борисом Павловичем в По-кровское (Украина)». И муж стал ее начальником. Как начальник, Борис Павлович поблажки не давал даже жене. У Бориса Павловича: отдел ремонта и эвакуации - Старшинова, отдел эксплуатации - Бу-трин, отдел снабжения - Косицкий» [4].

Для гражданского человека такие понятия, как «инженер», «ремонт», звучат весьма прозаично, совсем не воинственно. Так и кажется, что инженер - значит обычный труженик завода, фабрики, но никак не боец, воевать ему не приходится. Действительно военные ремонтники не воины, но и не тыловые труженики. Без них на войне не обойдешься, так же как без врача или санинструктора, без связиста или дорожника. Заклинило в танке на поле боя башню, разорвало траки гусеницы, разбило мотор - пропадать машине, если не восстановят ее боевую силу ремонтники. В особенности, когда бои непрерывны, а каждая машина на счету - новых сразу не получишь и на завод не отправишь -все должно решаться на месте, чуть-чуть в стороне от поля боя.

Как бывшему офицеру рембата, автору статьи известно: в уставных прописях предусматривается, что средний ремонт танка следует производить в походных мастерских ремонтных батальонов -СППМ, размещаемых не ближе 20 километров от передовой линии. Но жизнь часто вносила свои поправки. В первые дни войны, когда танков не хватало, каждый из них был очень дорог Красной армии. Разве уведешь поврежденный танк далеко от бригады, когда над головой склонившегося к машине ремонтника стоит распаленный боем экипаж и страстно умоляет, требует: «Давай, давай быстрее».

Так и родилось фронтовое правило: ремонтники прибывали на своих машинах - ПАРМах, оборудованных станками, снабженные запасными частями, в расположение боевых танковых бригад. Всячески маскируясь, тут же, в пяти-восьми километрах от противника, ремонтники заваривали броню, обували танки в новые гусеницы, заменяли моторы. И пусть сыпятся минометные осколки, пусть свистят над головой бомбы, проносятся артиллерийские снаряды - ремонт не приостанавливался.

Таким ремонтником, и не рядовым, а одним из руководителей, была и военный инженер третьего ранга Людмила Калинина. Но ей приходилось заниматься не только ремонтом: на войне трудно сохранить строгую специализацию.

Л.И. Калинина вспоминала:

«Политотделец Л.И. Брежнев, хороший, простой мужик, балагур и весельчак... Летали по фронту на двух У-2 - на одном Б.П., а на другом, на коленках у фельдъегеря, я, майор Калинина.

Отступая, мы очень быстро «добежали» до Черного моря - наши рембаты уже размещались в Сочи, в Лиселидзе. Зато при отступлении из моих никто не попал в окружение, хотя связи - ни радио, ни телефона - не было! Только легковушка «М-1». Ну я и моталась! На Северном Кавказе - в подчинении около 3,5 тысяч человек (а водитель, по фамилии Сафаров, был трусоват, «тормозил», как теперь говорят - иногда приходилось и револьвером пригрозить).

Однажды ночью едва вырвались из Александрова - немецкий десант. Наши войска отступали так быстро, что возвращалась в свой штаб - а его уже нет! Муж при переездах штаба втихую оставлял записки, куда направляется.

Жена была подчиненной мужа. Сколько разговоров за спиной! Да еще у полковника Борейко жена - машинистка. И у Калинина жена - помощник. Аморалка! «Доброжелатели» подняли такой хай! Чуть не госкомиссия, дошло до самого Малиновского. А Родион Яковлевич и говорит: «Так они же - законные жены! Пусть так и будет, и на фронте живут живые люди!»

Ноябрь 1941 г., под Николаевым - орден Красной Звезды. За что дали? «Когда Южный фронт отступал от Винницы, командующий фронтом Еременко приказал создать заслон и от немцев, и от бегущей массы солдат. Руководил организацией заслона его «зам» - «энша» фронта, целый генерал. Этот генерал - молодец - все им дали, что смогли, танков собрали немного, а от ГБТУ Штевнев выделил Людмилу Старшинову. «И вот тебе - 20 грузовиков. Организуй снабжение, командование, открывай любые склады, доставай наган, в ресторанах бутылки для горючей смеси, со складов - вооружение тащи любое. Любой ценой».

Валились с ног. Смотрю - бежит Борька Мельников, друг мужа, назначен комиссаром. Говорит мне: «Сейчас достану питание - поешь хоть!»

В августе сорок первого года штаб Южного фронта отходил на Николаев. Чтобы не нарушить управление войсками, надо было во что бы то ни стало задержать стремительный бег фашистских орд на юг, дать штабу возможность спокойно работать. С этой целью командование фронта решило выставить под Новой Одессой заслон, чтобы задержать гитлеровцев.

Все штабные подразделения свели в один отряд (с фронта войска не отвлечешь), ему придали несколько танков, артиллерию. Командиром отряда назначен был заместитель начальника штаба фронта генерал-майор Федор Михайлович Харитонов, будущий командующий 9-й армией, той самой доблестной армией, которая в ноябре того же года во

взаимодействии с другими соединениями отбила у фашистов захваченный ими Ростов-на-Дону».

Калинина не была назначена в этот отряд. Но танки, бывшие при нем, были на ее попечении. Трое суток без сна провела она с отрядом, ремонтируя танки на ходу, доставляя запасные части, а заодно продукты и все, в чем нуждалась эта импровизированная часть.

Отряд с честью выполнил свою задачу. В этом был труд и танкового инженера. Командование фронта оценило боевые действия Калининой, наградив ее первым орденом - Красной Звездой.

Представление подписал Еременко, а в кадрах заартачились - это же не бой, можем только медаль «За боевые заслуги», но член Военного Совета Фронта Корниец настоял - все-таки орден [5].

В конце октября Калининой снова не было на фронте. На этот раз Людмила Ивановна оказалась в Сталинграде. Здесь она руководила учебой ремонтного батальона. Вместе с его командиром подполковником Сергеем Поповым, получившим боевую закалку еще на Халхин-Голе, она учится сама и с помощью гостеприимных хозяев - рабочих и инженеров тракторного завода, обучает солдат батальона тонкой и сложной работе - капитальному ремонту танков. Дело в том, что танкисты Южного фронта, оторванные от крупных предприятий, решили сами заниматься капитальным ремонтом даже самых сложных агрегатов танка.

На тракторном заводе ремонтники-танкисты осваивали тончайшую доводку, чистоту сборки, испытание агрегатов. По существу ремонтный батальон превратился в походный завод, который, возвратившись на фронт, выручал танкистов в трудную минуту. С этой поры возросла постоянная боевая готовность танковых экипажей. И опекала этот завод на автомобильных колесах та же Калинина. С ним она выезжала на передовую, эвакуировала с поля боя поврежденные танки, что особенно трудно, когда машины остаются на «ничейной» территории.

Зная, какой опасности подвергаются в таких случаях ремонтники, командующий черноморской группой войск генерал Иван Петров, прославленный защитник Одессы и Севастополя, упорно отказывал танковым начальникам в их просьбе утвердить Калинину начальником отдела ремонта.

Позднее, однако, когда генерал Петров, уступив настойчивым ходатайствам, все же утвердил в этой должности Калинину, он не жалел о своем решении. Присуждение ей второй премии за отличную организацию и проведение ремонта танков во фронтовых условиях по конкурсу Вооруженных Сил в 1943 г. свидетельствовало, что начальник отдела ремонта Калинина законно занимала свое место.

Ей, между прочим, в соответствии с Положением о конкурсе, причиталась довольно крупная сумма, но, по ее предложению, деньги были разделены между тремя начальниками отделов. Калинина считала, что так будет справедливее - ведь все три начальника способствовали организации ремонтного дела.

В наградном листе, когда Людмилу Ивановну представляли ко второй Красной Звезде, командующий бронетанковыми и механизированными войсками (БТиМВ) Северо-Кавказского фронта указывал: «Работая старшим помощником начальника отдела ремонта и эвакуации, военинженер 2 ранга Л.И. Калинина с апреля по июль 1943 года обеспечила возврат в строй 1 525 танков. Из них капитально было отремонтировано более 700. Только с 22 по 30 июля под ее руководством отремонтировали 236 танков и эвакуировали 241» [6].

Ратный труд Людмилы Калининой на фронте и в мирное, но очень неспокойное и нередко опасное время «холодной войны» отмечен боевым орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны и двумя - Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и множеством других.

Как мы уже знаем, на Южном, а затем на Северо-Кавказском фронте Людмила Ивановна руководила восстановлением боевой техники.

Сразу после войны окончила вместе с мужем Борисом Калининым Высшие курсы ГРУ Красной Армии - читай: они стали разведчиками. Супругов направили под «крышу» «АМТОРГа» - Закупочной комиссии Министерства внешней торговли СССР в Вашингтон [7].

Американские спецслужбы нисколько не заблуждались по поводу рода деятельности супругов Калининых - слежка была неусыпной, а порой - неотступной и откровенной. И все же - где «по правилам», а где - и без всякого соблюдения американских законов; когда посулами, когда и (чего греха таить) - подкупом или обманом - добывали Калинины открытую, закрытую и секретную информацию -чертежи узлов и агрегатов, новейшие американские технологии в области машиностроения и другие, так необходимые для ВПК Советского Союза секреты.

О том, в каких условиях приходилось работать членам Закупочной комиссии, можно судить по вот такому документу:

«Документ № 46. Отчет о работе Амторга за 1949 г. 13.02.1950. Секретно

Министру товарищу Меньшикову М.А.

Представляю Вам отчет о работе Амторга за 1949 год. Председатель Амторга А. ЗАХАРОВ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА К СВОДНОМУ ОПЕРАТИВНОМУ ОТЧЕТУ АМТОРГА ЗА 1949 ГОД

I. ОБЩИЕ ИТОГИ ТОРГОВЛИ

За 1949 год Амторгом продано со складов и поставлено фирмам по договорам товаров на 17 299 тыс. долларов против 39 178 тыс. долларов за 1948 год. Кроме того, в 1949 году поставлено товаров по сделкам, подготовленным Амторгом, но оформленным от имени объединений, на 13 568 тыс. долларов против 14 880 тыс. долларов за 1948 год. Следовательно, общая сумма экспорта товаров из СССР через Амторг (т. е. без прямых сделок объединений с американскими фирмами) в 1949 году составила 30 867 тыс. долларов вместо 54 058 тыс. долларов за 1948 год.

.Объем торговли за послевоенные годы, в частности за 1949 год, отражает политические отношения СССР с США. Сокращение торговли СССР с США является следствием проводимых на протяжении последних трех лет американскими властями дискриминации и сознательного подрыва торговли с СССР.

Прямое запрещение вывоза оборудования в СССР, настойчивые попытки расстроить в законодательном порядке экспорт пушнины из СССР, клеветнические выступления официальных лиц и печати США в отношении СССР, непрекращающаяся разнузданная клевета на Амторг в печати и, наконец, судебное преследование против Амторга и его должностных лиц, предпринятое властями США в октябре - всем этим определялись условия работы Амторга, которые в 1949 году стали еще более тяжелыми, чем за предыдущие 2-3 года.

.По аннулированным заказам на оборудование, запрещенное к вывозу в СССР, Амторгом достигнуто в течение года соглашений с фирмами на 988 тыс. долларов. По этим заказам возвращено фирмами средств 224 тыс. долларов, а наши потери 4 тыс. долларов.

На 1 января 1950 года имеется заказов, аннулированных нашими односторонними заявлениями, на 18 149 тыс. долларов. Эта сумма по основным фирмам распределяется следующим образом (в тыс. долларах):

а) заказы Машиноимпорта 12 571

в т. ч. по основным фирмам:

Дженерал Электрик 6 200

Бодинсон 937

Кейстон 814

Вестингауз 665

Экко 439

Юба 326

Эймко 362

Вэу сити шовел 483 Браунхойст 322 Аэтна 580 Маккей 524 Бадд 313

Ингерсол Ранд 159

б) заказы Станкоимпорта 2 775 в т. ч. по основным фирмам: Кларк 688

Бонот 182 Цинцинати 141 Джонс Ламсон 111 Гишолт 369 Шенгерсол 129 Бардонс Оливер 149 Блисс 411

Нэйшенл машинери 152 Аллайенс машинери 89

в) заказы Технопромимпорта 2 716 в т. ч. по основным фирмам: Гертнер саентифик 122 Дженерал электрик 77 Волборд машинери 585

Амслер мортон 394 Миле принтинг 240 Р С А 86

Стасси Дрессер 982

В связи с ликвидацией заказов на оборудование возникли и ведутся судебные дела со следующими американскими фирмами:

а) дела, возбужденные фирмами, сумма иска (в тыс. долл.)

Бардонс оливер 69,5 Кларк 100,0 Экко 515,0

Кале инжиниринг 27,2 Магнетик инжиниринг 24,7 Миле принтинг 184,8 Волборд машинери 412,0

б) дела возбужденные Амторгом: Кларк 725,0

Тэйт Джонс 200,4 Амслер Мортон 546,1 Всего исков: 2804,7

По аннулированным нашими односторонними заявлениями заказам не возвращено американскими фирмами средств 3 037 тыс. долларов.

Как указано выше, некоторые фирмы в связи с аннулированием заказов предприняли судебные действия против Амторга, вследствие чего по судебным решениям арестовано денежных средств 850 тыс. долларов.

На начало 1949 года в порту имелось готового оборудования, запрещенного к вывозу в СССР, на

1 255 тыс. долларов. Амторгу удалось договориться с тремя фирмами (Дженерал электрик, Вестингауз и Аэтна) о возврате им оборудования на 763 тыс. долларов. Ввиду отказа остальных фирм взять оборудование из порта пришлось встать на путь продажи такого оборудования.

За годы было продано оборудования из порта, контрактная стоимость которого равна 386 тыс. долларов. За это оборудование выручено 51 тыс. долларов, или 13%; потери составили 335 тыс. долл. Такие большие потери объясняются тем, что проданное оборудование состояло главным образом из разрозненных частей к машинам или представляло собой отдельные части комплектного агрегата».

Почти два года подполковники Калинины проработали в Штатах. И не без пользы для Родины, что подтверждают их награды той поры.

А потом мужа перевели из США в Германию, начальником Штаба объединенной комендатуры союзных войск в Берлин. Там они служили до 1950 г. Какие там были балы и приемы!

Но до этого - была война, и Людмила Ивановна всегда помнила о ней.

Уход в запас не изменил Людмилу Ивановну, привыкшую всегда ощущать пульс жизни. Она считала всегда, что если здоровье не позволяет систематически трудиться, то она, как коммунистка, всегда может вести общественную и партийную работу. К тому же тогда она была еще и мать одиннадцатилетней Люды, которой она теперь была в состоянии уделять больше времени. А воспитать человека значительно сложнее, чем отремонтировать танк.

Легендарная личность, одна из двух женщин в нашей стране, имеющих звание полковника танковых войск - Людмила Ивановна Калинина. Это человек необычной и яркой судьбы. На ее жизненном пути было много тяжелых препятствий и испытаний, но несмотря ни на что, она была бодрым, энергичным человеком. Как человеку, перенесшему все ужасы и тяготы войны, ей не безразлична судьба будущих поколений, и Людмила Ивановна вела активную работу с молодежью, прививая ей идеи мира и братства, любви к Родине.

Людмила Ивановна Калинина - кавалер 8 орденов, среди них 2 ордена Красной Звезды, орден Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны

2 степени, орден Почета, 30 медалей и других наград. Американская Ассоциация ветеранов Второй мировой войны наградила ее медалью «60 лет Победы».

Л.И. Калинина являлась членом Международной комиссии Российского Комитета ветеранов

войны, почетным гражданином района Гольяново Восточного административного округа г. Москвы, активно выступала перед молодежью и сотрудничает с 10 московскими музеями.

Последний раз она управляла танком в 2003 г. в музее бронетанковых войск в Кубинке, куда незадолго до этого привезли в подарок отремонтированный танк Т-70, поднятый из болот в районе Великих Лук. Людмила Ивановна проехала на этом танке 5 км. Ей было в это время 87 лет [8].

Умная и красивая, смелая и энергичная, деятельная и патриотичная - Людмила Ивановна Калинина была вполне типичной советской женщиной, как бы сошедшей к нам в жизнь с киноэкрана вместе с героинями Любови Орловой.

Такие, как они, могли все - и «в горящую избу», и водить танки, и рожать детей, и стоять у станка.

Людмила Ивановна Калинина умерла в декабре 2014 г., совсем немного не дожив до своего столетия.

Примечания:

1. Из интервью Л.И. Калининой автору статьи. 3 февраля 2006 г.
2. В первых рядах. Газета «Сталинец». Орган ВАММ. 5 мая 1939 года. - С.2.
3. Карпенко, А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники. Санкт-Петербург, «Невский бастион», 1996. - С.206.
4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Действующая армия. Научно-справочное издание. - Жуковский; М.: Кучково поле; Animi Fortitudo, 2005. - 664 с.
5. Наградной лист. Приписка от руки полковника Попкова от 20.12.71 года: Постановление Военкома Военного Совета Южного Фронта от 6 ноября 1941 г. № 023 в части награждения Старшиновой Л.И. медалью За боевые заслуги отменено постановлением того же фронта № 079 от 7 февраля 1942 г. и этим же постановлением наградил ее орденом Красной Звезды.
6. ЦАМО РФ, фонд. 30574, оп. 6860441, д. 399, л.125.
7. Генерал-лейтенант Вартанян А.А. Эл. сайт Migalki. ru. Дата обращения: 6.5.2012.
8. Документы и фотографии из личного архива Л.И. Калининой.

Капитан Калинина перед войной

Подполковник Калинина в США

Полковник Калинина. 1956 г.

Л.И. Калинина. Портрет Л.И. Калининой 87 лет. В Кубинке

Л.И. Калинина и автор статьи В.В. Гагин

полковник Л.И. Калинина Южный фронт рекордный танковый пробег парад на Красной площади НКВД репрессии маршал Еременко маршал Малиновский Л.И. Брежнев АМТОРГ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты