Позиция
Борис БАЗАРОВ
К ПРОБЛЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ: СУДЬБА БУРЯТСКОЙ АВТОНОМИИ
В статье рассматриваются особенности монгольской государственности, распад которой в XVI-XVII вв. способствовал закреплению ряда монгольских племен в составе Российского государства. На примере бурятской автономии показано развитие государственности монгольских народов в XX - начале XXI в.
The article considers the specificities of Mongolian statehood, whose collapse in the 16th-17th centuries contributed to the transfer of some Mongolian tribes into Russian allegiance. The development of the Mongolian peoples& statehood in the 20th - early 21st centuries is showed on the example of the Buryat autonomy.
монгольский мир, национальная государственность, Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика, Российская Федерация, Республика Бурятия; Mongolian world, national statehood, Buryat-Mongolian Autonomous Soviet Socialist Republic, Russian Federation, Republic of Buryatia.
Входе драматической истории XV—XVII вв. остатки монголь -ской государственности были рассеяны, и некогда великая страна была поглощена различными странами и государ -ствами на пространствах Евразии. Значительная часть монгольского мира попала под протекторат и прямое управление маньчжурского государства, давшего начало китайской империи династии Цин, а северные территории мира монгольских народов отлегли в состав нарастающего Российского государства. Основная масса племен и родов этих территорий сделали самостоятельный исторический выбор в условиях войны, разразившейся в Великой степи, и закре -пили свое положение в составе Российского государства, а затем и империи1. Таким образом, де - юре и де - факто была завершена дра -матичная история Монгольской империи, а вместе с ней и Великой степи как эпохи безраздельного господства кочевой цивилизации.
До начала XX в. монгольский мир не знал собственной государ -ственности. Несколько веков потребовалось миру монгольских народов для того, чтобы оправиться от шока тяжелейшей деста -билизации, адаптироваться в мире нового социального прогресса, определиться в догоняющем развитии. Стагнация, а затем револю -ционный распад евразийского мира немало способствовали новому взгляду передовой элиты монгольских народов на вопрос о своей самоидентификации в современном мире.
Отметим, что формирование и развитие государственности мон -гольских народов — этот важнейший политический процесс XX в. — стали результатом их самостоятельного исторического творче -ства. Десятки поколений, жаждущих самостоятельного развития, вскормили свою мечту мифами и легендами, преданиями и сказ -ками, стихами и прозой. Они закалили ее идеей общей политиче ской консолидации и объединения, выдвигая реальных борцов за идею и поддерживая их громкой славой. Они стремились найти все более древние корни своей истории, черпая в ее сладкой грезе силы для настоящего исторического творчества.
Исследования большого круга ученых, не утратившие своего зна -чения даже в условиях смены эпох, показали, что становление госу -
БАЗАРОВ
Борис
Ванданович— член-корреспондент РАН, председатель президиума Бурятского научного центра СО РАН, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
bazarov60@mail.ru.
дарственности в Бурят - Монголии было обеспечено рядом объективных и субъ-ективных обстоятельств, что вытекало из объективной логики развития территорий бывшей Северной Монголии.
• Экономика и хозяйственный уклад населения уже достигли того пика раз -вития, когда существовавшие условия тормозили возможности роста. Прежняя административная система управления вместе с утратившими значение и устра ненными государством степными думами перестала отвечать требованиям развития.
• Ослабление Китая в начале XX в. и падение Маньчжурской династии дето нировали процесс борьбы за самостоя -тельность всех монгольских народов. Без сомнения, идея единого монгольского пространства, позднее получившая печально известное название панмонго лизма, овладела настроениями всех веду щих сил монгольского мира. Коснулась она и умов революционно -демократической интеллигенции бурятского сообщества, феодальных групп ноенской знати, кото -рые стали ведущей силой в бурятских пле менах и родах.
• Социальное брожение в Европе и России, ярко проявившееся в ходе рус -ских революций и мировой войны, борьба значительных групп народов мира за свою эмансипацию в современном мире стали толчком к росту самосознания окраинных народов.
• Передовая общественная мысль России отточила формулы самостоя тельности и вооружила локальные элиты новым видением исторической перспек тивы.
• Сама формула советского социали -стического строя с господствовавшей марксистской идеей равноправия наций стала благодатной основой нового диалога народов и государства.
Сегодня есть настоятельная необходи мость осветить основные этапы станов -ления бурят монгольской государствен ности в XX в.
В борьбе за установление автономии бурятских территорий большую роль сыграли объективные процессы, и прежде всего революции 1917 г. В начале марта 1917 г. в Чите начал работу Временный организационный комитет по созыву общенационального съезда бурят Забайкальской области и Иркутской губернии, состоявшегося 23—25 апреля
Большое влияние на развитие нацио нального движения оказывала группа б ол ьшев иков из бурятской бедноты и учащейся молодежи. В нее входили М.М. Сахьянова, М.Н. Ербанов, Г.Г. Данчинов, С.Х. Николаев, Ф.М. Осодоева1.
После победы Октябрьской револю -ции советская власть признает Бурнацком органом бурятского самоуправления. Но первый период советской власти был короток. С лета 1918 г. Сибирь оказалась под властью адмирала Колчака. У лиде -ров бурятского национального движения появилась надежда на получение автоно мии для бурят у Сибирского правитель ства А.В. Колчака, которой не суждено было сбыться. К самой идее бурятской автономии колчаковская администрация отнеслась отрицательно, усмотрев в ней попытку разрушения унитарного государ ства.
Попытка японцев с помощью атамана Г.М. Семенова создать независимое феде -ративное Великое монгольское государ ство также не увенчалось успехом. Его противниками были не только ведущие державы мира, но и Внешняя Монголия.
После разгрома иностранных интервен тов и внутренней контрреволюции совет ская власть уделила большое внимание национально- государственному строи -тельству. 14 октября 1920 г. Политбюро ЦК
РКП(б) приняло постановление «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточ -ными народами», о предоставлении авто -номии бурятскому и калмыцкому наро дам. В 1921 г. в составе Дальневосточной республики была создана Бурятская автономная область, а в 1922 г. такая же область была создана в составе РСФСР После окончания Гражданской войны и иностранной военной интервенции на Дальнем Востоке Дальневосточная респу блика вместе с Бурятской автономией вошла в состав Советской России. 20 ноября 1922 г. Бурят Монгольский обком РКП(б) высказался за объединение двух автономных областей и создание авто номной республики.
Советов Бурят Монгольской АССР, кото рый избрал ЦИК БМАССР На первой сессии был образован Президиум ЦИК, председателем которого был избран М.И. Амагаев. Сессия ЦИК образовала правительство под председательством М.Н. Ербанова. Тем самым было завер -шено образование БМАССР, формирова -ние ее органов власти и управления. Была создана единая автономная республика, получившая совершенно новое содер жание национальных и межэтнических отношений, гарантом которых выступала система социализма1.
В 1927 г. БМАССР состояла из 16 айма -ков и 374 сомонных (сельских) Советов, в т.ч. 140 чисто бурятских, 159 русских, 16 эвенкийских, 1 украинского и 68 смешан -ных; в 1936 г. — из 21 аймака и 252 сомон -ных (сельских) Советов и 1 поселкового.
В апреле 1927 г. III съезд Советов БМАССР принял Конституцию Бурят -Монгольской АССР Но она, как и консти -туции других республик, не была утверж дена ВЦИКом и съездом Советов РСФСР. Поэтому жизнедеятельность республики в это время продолжала определяться конституциями СССР и РСФСР, а также Положением о государственном устрой стве БМАССР
В 1936 г. после реорганизации Восточно Сибирского края в Восточно Сибирскую область БМАССР, выйдя из его состава, получила самостоятельность. 11 августа 1937 г. чрезвычайный VII съезд Советов Бурят -Монгольской АССР утвердил Конституцию, разработанную на основе новых конституций СССР и РСФСР и в полном соответствии с ними2. В ней было записано, что БМАССР является социа -листическим государством. Конституция закрепила статус республики, завоеванные ею достижения. Статья 15 Конституции утверждала, что ее границы не могут быть изменены без согласия самой республики. Но 26 сентября 1937 г. ВЦИК СССР и ЦИК РСФСР приняли постановление о передаче 6 бурятских аймаков в состав вновь образуемых Иркутской и Читинской областей, о создании в их составе Усть -Ордынского и Агинского бурятских наци ональных округов. После этого активное национально государственное строитель
ство было свернуто. Утвердился курс на унификацию и интернационализацию всех сторон общественной жизни много национального государства. В стране вновь возобладали имперские черты: унитарность и экономический центра лизм, ассимиляторские тенденции в национально культурной сфере, велико державный шовинизм в идеологии. В этот период прекратили свое существование съезды Советов. В качестве высших орга нов власти был утвержден Верховный Совет БМАССР
В эти же годы зарождается новая эконо -мика Бурятии: если в 1923 г. в республике было всего 17 предприятий, на которых работали 854 чел., то в 1937 г. в БМаСсР насчитывалось 140 крупных и средних промышленных предприятий, на которых трудились 17 тыс. рабочих, 1 523 инженера и техника. Среди них особенно выделя лись 3 крупных предприятия: стекольный (1932 г.), паровозовагоноремонтный завод (1937 г.) и мясокомбинат (1938 г.), кото -рые стали флагманами промышленности республики1.
Тогда же осуществлялась коллективи зация сельского хозяйства, которая, к сожалению, привела к сокращению пого ловья скота и ликвидации многих сотен трудовых крестьянских хозяйств. Хотя появились первые крупные коллективные хозяйства, и создавалась их материально техническая база.
Серьезные успехи были достигнуты в культурном строительстве: осуществля лась ликвидация неграмотности насе ления, вводилось всеобщее начальное образование, проходила подготовка кадров специалистов и научных работ ников, осуществлялись развитие художе ственной литературы и профессиональ ного искусства, рост числа культурно просветительных учреждений, развитие книжно издательского дела, стала появ ляться национальная интеллигенция.
В годы Великой Отечественной войны Бурятия внесла достойный вклад в победу над врагом: 120 тыс. чел. — уро -женцев БМАССР воевали на фронтах Отечественной войны. Из них 40 тыс. погибли на полях сражений, 6,5 тыс. вер нулись с войны инвалидами, 43 уроженца республики удостоились звания Героя
Советского Союза, 11 воинов удостоились 3 степеней ордена Славы2.
С середины 1980 -х гг. началась пере -стройка в политической, социально экономической и духовной жизни. В этих условиях автономии РСФСР стали все острее ощущать ограниченность своих прав и полномочий, к тому же не осущест -влявшихся в полной мере. 8 октября 1990 г. II сессия Верховного Совета Бурятской АССР признала статус автономии не отвечающим целям и задачам государ ственного, социально экономического и культурного развития Бурятии и при няла Декларацию о государственном суверенитете республики. В ней полу чили закрепление новые концептуальные положения, касающиеся народовластия, государственной власти в республике,
территориальной неприкосновенности, экономической самостоятельности, эко логической безопасности и национально культурного развития народов Бурятии. Наряду с союзными республиками она стала субъектом союзной федерации. Бурятская АССР стала Бурятской ССР1, а народ Бурятии стал носителем сувере нитета и единственным источником госу дарственной власти в республике. С уче -том происшедших перемен Верховный Совет республики внес в текст действую щей Конституции ряд поправок, направ ленных на закрепление и развитие демо кратических преобразований. Был рас ширен круг вопросов, решавшихся парла ментом, усилены его контрольные функ ции. Однако провозглашение суверени тета произошло не в результате созревших политических и экономических условий в республике, а под влиянием политиче ских событий, происходивших в стране в начале 1990 х гг.
Самый трудный этап в развитии респу блики пришелся на 1992—1994 гг. Это были первые годы либеральных реформ в экономике с высокими темпами инфля -ции, полным обесцениванием сбере жений граждан и изъятием оборотного капитала предприятий. Это была ломка человеческих судеб: люди лишались устоявшегося образа жизни, потеряли привычную работу. В 1990 -х гг. Бурятия по основным параметрам социально экономического развития была в ряду замыкающих. Экономические преобра -зования сопровождались значительным спадом промышленного производства. Либерализация цен, неразвитость инфра -структуры рынка привели к разрушению сложившихся ранее хозяйственных связей в аграрном секторе Бурятии. Экономика Бурятии потеряла более 85 тыс. чел. вслед ствие миграции экономически активного населения. С точки зрения экономиче
ских показателей эта цифра превышает потери республики в годы войны. Регион в своих показателях опустился до уровня начала 1950 х гг.
Тем не менее эти годы стали важным этапом становления Республики Бурятия как субъекта РФ со своей кон ституцией, гербом, гимном и флагом, со своим законодательством. 22 февраля 1994 г. Верховный Совет принял новую Конституцию Республики Бурятия, кото рая основывалась на ценностях демо кратии. Конституция Республики Бурятия закрепила кардинальные изменения обще -ственного и государственного строя респу -блики. Принципиальным изменением в государственном устройстве республики стало то, что новая Конституция опреде -лила в качестве источника власти весь многонациональный народ Республики Бурятия.
Таким образом, на рубеже ХХ—ХХ! вв. осуществлялось совершенствование госу дарственности и федеративных отноше ний. Сегодня Республика Бурятия демон стрирует большой политический, эконо мический и социальный потенциал обще государственного федерализма, который будет постоянно развиваться и совершен ствоваться.
Кардинальное изменение баланса сил на Дальнем Востоке, связанное с превра щением Азиатско Тихоокеанского реги она в новый, динамично растущий центр мирового развития, во многом опреде лило и развитие монгольских народов. В этом отношении показателен рост эко -номических показателей Монголии, и особенно Внутренней Монголии КНР. Начало XXI в. вдохнуло новую энергию не только в экономическую жизнь, но и в процессы нациестроительства, форми рование нового уровня национальной мечты. Несмотря на то что монголоязыч ные народы находятся в разных истори чески сложившихся обстоятельствах, они приобретают общие черты в современных условиях глобализационного развития.