© Епифанов А.Е., 2014
УДК 34(091):(47+57) ББК 67.3(2)61
ИЗ ПРАВОВОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЙСКОВЫХ ФОРМИРОВАНИЙ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1920 гг.)
Епифанов Александр Егорович
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета mvd_djaty@mail.com, kmp@volsu.ru
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлен комплексный историко-правовой анализ вопросов, касающихся организации и деятельности советских Вооруженных сил по борьбе с внутренними контрреволюционными выступлениями в 1917-1920 годы. Работа представляет собой попытку с позиции подхода отечественного государства и права дать развернутую характеристику войсковых формирований специального назначения, поставленных на страже внутренних интересов советского государства. При этом раскрываются регламентация и практика формирования войсковых подразделений чрезвычайных комиссий, продовольственных органов, путей сообщения и пр. В статье с использованием историко-правового метода показаны организационные и правовые основы создания и деятельности войск внутренней охраны советского государства, послуживших прообразом действующих ныне Российских внутренних войск.
На этапе становления советского государства с особой остротой стоял вопрос об организационных формах подавления контрреволюционных выступлений, о силах, которые наряду с Красной армией и флотом следовало использовать с этой целью. Дальнейшее развитие событий показало, что решение подобных задач было невозможно без специальных органов по обеспечению госбезопасности и наделения их вооруженными формированиями. В этой связи в 1917-1919 гг. руководством советского государства были предприняты меры по формированию так называемых внутренних войск [8, с. 15]. Их основу составили войска ВЧК, формирование отрядов которых началось с конца 1917 года. В марте
Одной из первых боевых операций, наглядно продемонстрировавшей актуальность формирования частей внутренних войск, а также их эффективность на практике, явилось разоружение анархистских банд в Москве, Петрограде, Воронеже, Саратове, Нижнем Новгороде, Самаре и других городах весной 1918 года. Так, в ночь на 12 апреля этого года отряды ВЧК совместно с частями московского гарнизона при личном участии Дзержинского окружили занятые анархистами особняки и арестовали около 600 из них [9, с. 149]. Ликвидация анархистских банд способствовала укреплению советской власти, обеспечила спокойствие и безопасность граждан.
Организационные и правовые основы строительства войск ВЧК были заложены I Всероссийской конференцией чрезвычайных комиссий, состоявшейся 11-14 июня 1918 года. Прежде всего на ней была признана необходимость создания особого корпуса войск, способного защищать советскую власть от посягательств внутренних врагов. За основу на конференции был принят принцип территориального размещения войск ВЧК. При этом было предписано в стратегическом отношении части корпуса распределять по политическим центрам страны таким образом, чтобы в распоряжении местных ЧК находились силы, прямо пропорциональные размаху контрреволюционных выступлений. Руководство корпусом было поручено председателю ВЧК и оперативному штабу. Командирами местных подразделений назначались члены территориальных ЧК. Резолюция Конференции особо подчеркивала, что корпус находится в исключительном распоряжении ВЧК и строится на принципах железной революционной дисциплины и централизации.
Формирование корпуса войск ВЧК регламентировалось специальным положением от 15 июля 1918 г. и осуществлялось по принципу классового отбора. Его численность и состав определялись самой ВЧК. На службу в корпус принимались исключительно рабочие и беднейшие крестьяне по рекомендации партийных большевистских организаций, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, комбедов, а также не менее двух коммунистов. Каждый боец корпуса давал подписку беспрекословно выполнять все приказы советской власти, строго соблюдать революционную дисциплину, решительно подавлять всякое посягательство на советскую власть.
Отступление от названных принципов приводило подчас к тяжелым последствиям. Характерно, что отряд ВЧК под командованием своего сподвижника Попова использовали левые эсеры в ходе июльского мятежа
Корпус войск ВЧК делился на отдельные батальоны по 750 человек, состоящие из трех пехотных рот, кавалерийской и пулеметной команд, подразделений связи и артиллерии. Он был усилен за счет отделений бронеавтомобилей.
Отметим, что активным противником образования войск ВЧК являлся наркомвоен-мор Троцкий, который предлагал возлагать выполнение их функций на территориальные части РККА. Справедливость мнения Дзержинского была подтверждена последующими событиями по ликвидации разного рода контрреволюционных мятежей, некоторые из которых зрели в самой Красной армии. Так, наиболее крупной заслугой ВЧК и ее войск в
Еще одной составной частью советских внутренних войск явились части созданной по инициативе Ленина продовольственной армии, призванные осуществлять принудительное изъятие продовольствия и его охрану. Их формирование из матросов и рабочих началось в ноябре 1917 г. по решению Петроградского военно-революционного комитета и Центрального комитета Балтфлота. Тогда же руководство этими отрядами было передано СНК Наркомпроду. 14 января 1918 г. Ленин выступил с предложением активизировать направление в деревни многочисленных вооруженных отрядов для принятия «самых революционных мер» по сбору и транспортировке хлеба, а также беспощадной борьбы со спекулянтами и саботажниками вплоть до их расстрела на месте [6, с. 314]. Развернувшееся весной и летом 1918 г. массовое направление в деревню продотрядов было вызвано той угрозой советской власти, которую представляли собой антисоветские восстания на почве голода. 9 мая 1918 г. ВЦИК и СНК РСФСР был принят декрет, предписывавший продотрядам применять вооруженную силу.
Декретом ВЦИК и СНК от 30 мая 1918 г. закреплялась организация при местных продовольственных органах особых вооруженных отрядов из рабочих. Главной их задачей была «организация трудового крестьянства против кулаков» [2, с. 310]. Программа создания массовой продармии была разработана лично Лениным в июне 1918 года. Согласно ей все фабрики обязаны были направить в продармию каждого 25-го рабочего. Регистрировали ее бойцов фабрично-заводские комитеты, ручаясь при этом в их личной добросовестности и революционной дисциплинированности [7, с. 431]. Для руководства создаваемыми по всей стране продотрядами, их обучения и вооружения в мае 1918 г. при Наркомпроде было создано специальное управление. Все продотряды были объединены в единую продовольственно-реквизиционную армию. Каждый из них насчитывал не менее 75 человек и имел по 2-3 пулемета. Во главе отрядов ставились назначаемый главным комиссаром по формированию продотрядов начальник и утверждаемый Наркомпродом комиссар. Особое внимание уделялось укреплению дисциплины и революционной законности. Инструкция Нар-компрода продотрядам от 20 августа 1918 г. требовала расстрела всех застигнутых на месте преступления бойцов, допустивших кражи, вымогательство, мародерство, взяточничество и т. п.
Размещенные на территории уезда продотряды дислоцировались таким образом, чтобы при необходимости объединиться с 23 отрядами для совместных военных действий. С этой целью между ними устанавливалась непрерывная кавалерийская связь. Тем самым наряду с массовым формированием продотрядов большое внимание уделялось централизации управления, насаждению воинской организации. В результате в августе 1918 г. численность продармии достигла 6 218 человек. Несмотря на это, продовольственное положение в стране резко ухудшилось, что потребовало организации новых продотрядов и совершенствования методов их работы. В августе 1918 г. при ВЦСПС было создано Центральное военно-продовольственное бюро, в уездах и губерниях - продбюро. Им было поручено сформировать и отправить в деревню продотряды нового типа. В отличие от прежних, передававших весь изъятый хлеб в распоряжение государства, отряды Во-енпродбюро половину его оставляли в распоряжении своих предприятий. К концу 1918 г. в продармию и отряды Военпродбюро были направлены 72 тыс. рабочих. Если в течение первой половины 1918 г. продотряды заготовили 28 млн пудов хлеба, то за вторую половину того же года - 67 млн пудов [7, с. 312].
В годы Гражданской войны во внутренние войска входили и другие части вспомогательного назначения. К их числу следует отнести войска охраны железных дорог, водных путей сообщения, сахарного производства и некоторых других жизненно важных для РСФСР объектов. Так, в условиях Гражданской войны общегосударственное значение приобрела охрана железных дорог. Летучие отряды из рабочих и солдат по борьбе с контрреволюцией на железных дорогах были созданы сразу после революции [1, док. № 8]. Военная обстановка и катастрофическое состояние транспорта потребовали перехода к постоянным мерам охраны путей сообщения. 30 января 1918 г. декретом об охране дорог СНК была образована Всероссийская межведомственная чрезвычайная комиссия по охране железных дорог. Согласно Положению о ней вся железнодорожная сеть страны, все шоссейные дороги и водные пути были поделены на участки. Каждый из них находился под охраной необходимого количества вооруженных отрядов во главе с начальником охраны участка.
бойцов, набранных по рекомендации рабочих, профсоюзных и крестьянских организаций.
В конце 1918 г., учитывая активизацию контрреволюции на транспорте, выразившуюся в диверсиях на его объектах, советское правительство приняло решение о полной передаче охраны железных дорог Наркомату по военным делам, что было закреплено Положением о железнодорожной охране от 18 февраля 1919 года [3, с. 409-410]. С этих пор на военное ведомство была возложена внешняя охрана всей железнодорожной сети, водных путей, телеграфных линий, воинских складов на железнодорожных станциях, а также воинских эшелонов. Для этого использовались как прежняя железнодорожная охрана, так и части РККА. Так, в декабре 1918 г. для охраны железных дорог центра России были сформированы 14 пехотных полков и 9 отдельных пехотных батальонов железнодорожной охраны [1, док. № 58]. К июню 1919 г. численность внутренних войск данной категории достигла 102 тыс. человек [1, док. № 114].
Большое значение в годы Гражданской войны приобрело производство и распределение сахара, что, в свою очередь, потребовало действенных мер со стороны центрального руководства страны по их вооруженной охране. Первый вооруженный отряд по охране сахарного производства из 100 человек был создан в июне 1918 г. Московским окружным военкоматом по просьбе Главного сахарного комитета Великорусского района (Главсахара). Сформированному таким образом «Московскому летучему отряду» было поручено вывезти сахарные запасы из прифронтовой полосы, а также обеспечить их вооруженную охрану. Впоследствии Главсахаром вооруженная охрана сахарного производства постоянно увеличивалась. При этом в сахаропроизводящих районах (Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерниях) были созданы резервные отряды по 117 человек во главе с губернскими штабами, на сахарных заводах - команды по 25 охранников. Часть сахарной охраны при этом была конной. Декретом СНК от 19 августа
Наряду с перечисленными категориями внутренних войск свои вооруженные формирования имели такие центральные советские ведомства, как Центротекстиль, Главнефть и др. К июню 1919 г. они насчитывали 260 тыс. человек [1, док. № 114]. В годы Гражданской войны внутренние войска выполняли важные задачи по охране тыла РСФСР, своевременно используясь в качестве надежного средства вооруженного вмешательства центрального руководства. Вместе с тем существенными препятствиями к выполнению внутренними войсками возложенных на них задач были их ведомственная разобщенность, несогласованность в действиях и разнотипность организационной структуры. Наряду с большим некомплектом сказывались «партизанщина» в организации войск, слабая политработа и материальное обеспечение.
Наиболее ответственные задачи по борьбе с контрреволюцией возлагались на части ВОХР, приданные ЧК. К весне 1920 г. они составляли 1/4 всех войск ВОХР. При этом каждой губернской ЧК передавалось по одному батальону. В оперативном отношении они подчинялись руководству ЧК по территориальности, в строевых, хозяйственных и политических вопросах - своим старшим войсковым начальникам. Руководство бригад и секторов ВОХР не могло использовать переданные Губ-чека батальоны без их согласия. На случай обострения обстановки в подверженных контрреволюционным проявлениям регионах создавались войсковые резервы ВОХР [8, с. 46]. 1 сентября 1920 г. постановлением СТО войска ВОХР были преобразованы в войска внутренней службы Республики (ВНУС). При этом они были значительно усилены за счет передачи им караульных войск, частей железнодорожной обороны, а также железнодорожной и водной милиции. Из войск ВНУС были сформированы дивизии, отдельные бригады
и полки. В части выполнения возложенных на них специальных задач войска ВНУС подчинялись НКВД, по остальным вопросам - Главкому Наркомата по военным делам. В аналогичном двойном подчинении находился и командующий войсками ВНУС.
В результате названных преобразований руководству советского государства удалось сосредоточить охрану важнейших объектов страны от контрреволюционных выступлений в ведении единых войск. Однако существенным недостатком продолжала оставаться ведомственная разобщенность в руководстве ими. На предмет его преодоления вместо существовавших ранее секторов были организованы штабы командующих войсками ВНУС соответствующих округов и фронтов. В ноябре 1920 г. их обязанности были возложены на командующих войсками военного округа.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
ВЧК - ОГПУ - НКВД - МВД / В. Ф. Некрасов. - М. : Воениздат, 1983. - 368 с.
REFERENCES
FROM THE LEGAL EXPERIENCE OF USING TROOP FORMATIONS AS A MEANS OF ENSURING DOMESTIC SECURITY IN THE PERIOD OF ESTABLISHMENT OF SOVIET GOVERNMENT (1917-1920)
Epifanov Aleksandr Egorovich
Doctor of Juridical Sciences, Professor,
Department of Constitutional and Municipal Law,
Volgograd State University mvd_djaty@mail.com, kmp@volsu.ru
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article presents the complex historical and legal analysis of the issues concerning the organization and activity of the Soviet armed forces on fight against internal counterrevolutionary military actions in 1917-1920. The research work represents the attempt to give the detailed characteristic of the troop formations of special purpose put on the guard of domestic interests of the Soviet state. The article reveals the regulation and practice of forming the military divisions of the extraordinary commissions, food bodies, communication lines and so on. On the basis of historical and legal method the author reveals the organizational and legal bases of formation and activity of domestic protection armies of the Soviet state, which served as a prototype of currently acting Russian internal troops.