Спросить
Войти

БОЛЬШЕВИСТСКИЕ "ЩЕПКИ" "ВЕЛИКОГО ЛЕСА" РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ ВЕЛИКОЙ СОВЕТСКОЙ СТРОЙКИ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО ДЛЯ РОССИИ

Автор: указан в статье

А.В. Шолохов, Ю.А. Зуева, О.А. Курилкина

БОЛЬШЕВИСТСКИЕ «ЩЕПКИ» «ВЕЛИКОГО ЛЕСА» РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ ВЕЛИКОЙ СОВЕТСКОЙ СТРОЙКИ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО ДЛЯ РОССИИ

Аннотация. В настоящей статье авторы предприняли анализ такого неоднозначного в истории российского государства явления как белая эмиграция и её составляющей, получившей своё название «философский пароход». Авторы приходят к выводу, что белая эмиграция, составившая значительную часть разделенного русского народа, не смотря на все разногласия и противоречия со своей советской частью, тем не менее, продолжала оставаться частью именно русского культурного сообщества. А та её часть, которая противопоставила себя, объединившись с германским государством в борьбе, как им казалось советской идеологией и властью, в конце концов, была отринута и красной частью российского народа, и его белой частью за рубежом, утратив в первую очередь не язык, а связь с народом.

A. V. Sholokhov, A. Yu. Zuev, O. A. Kurilkin

BOLSHEVIK "CHIPS" OF THE "GREAT FOREST" OF THE RUSSIAN EMPIRE ON THE OTHER SIDE OF THE GREAT SOVIET LIGHT-FUTURE CONSTRUCTION FOR RUSSIA

Abstract. In the present article, the authors have made an analysis of such an ambiguous phenomenon in the history of the Russian state as white emigration and its component, which received its name "philosophical steamer". The authors come to the conclusion that the white emigration, which made up a significant part of the divided Russian people, despite all the differences and contradictions with its Soviet part, nevertheless, continued to be part of the Russian cultural community. And that part of it which opposed themselves, together with the German government in the struggle, as they thought the Soviet ideology and power, in the end, was cast out and the red part of the Russian people, and his white part abroad, having lost in the first place is not a language, but a connection with people.

Период русских революций 1917 года и последующей гражданской войны отдалён от настоящей нам современности почти вековой временной дистанцией. Но для многих наших соотечественников поколений старшего и среднего возрастов, не живших в ту эпоху, тем не менее, эти события прочувствованы ими как часть их настоящей жизни, поскольку в раннем детстве и в школьные годы они были участниками праздников, в том числе юбилейных дат и других событий, связанных с Великой Октябрьской социалистической революцией и Гражданской войной 1918 - 1922 г.г., в которых они участвовали во встречах с живыми ещё тогда участниками революции и гражданской войны. Это во многом способствовало включению этой части истории страны в структуру жизненного мира советских граждан. Тем более, этому психологическому восприятию способствовала интенсивная идеологическая пропаганда и влияние талантливых художественных произведений поэзии, кинематографа, живописи и др. видов искусства. Именно поэтому во многом для значительного числа людей, особенно старших возрастов, вековой интервал, разделяющий сегодня ту революцию, воспринимается как часть их жизненной истории. В отличие от событий Первой Мировой войны, в которой Россия участвовала не менее интенсивно, чем в революционных процессах, последовавших после неё, но которая для многих, если не для практических всех, действительно, рассматривается как историческое прошлое, а не прошлое своей жизни. В этой связи, следует обратить внимание на феномен исторической памяти поколений, прямо и контекстуально отмечаемый в своих исследованиях историками таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ) [1, 2].

Рассмотренное нами обстоятельство актуализирует проблему оценки Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны и переноса её значения и смысловой положительной или отрицательной нагруженности на содержание социальной практики гражданами именно этого поколения, поскольку именно это поколение в настоящее время составляет основу правящих групп высших ступеней властной иерархии в государственном институте (впрочем, как и других институтах российского общества).

Кстати, примечательно отметить, что в первые годы становления советского государства (примерно около десяти лет) это событие в истории России определялся как октябрьский переворот, что практически дословно и обозначает слово «революция» (revolution англ. сущ. - революция, переворот, восстание - прим. авторов). И, только потом, постепенно формировалось окончательное советское «каноническое» название этого события. События грандиозного не только в истории нашего российского социума, но и всемирного масштаба.

Тривиально утверждение, что только с высоты пройденных лет, десятков лет, а теперь и сотен можно более объективно оценить значение того или иного исторического события для судеб страны, имея в

виду те последующие изменения и их последствия, которое вызвало данное событие. Так и с Великой Октябрьской социалистической революцией.

Можно спорить (и многие продолжают спорить) о том, была ли она социалистической не по планам, а по результатам, то есть, был ли построен именно социализм как первая фаза строительства коммунизма именно в том смысле, в котором понимали его основоположники марксизма. Но то, что она была великой по масштабам протекания и по охвату социальных структур российского общества, по глубине влияния на ход их трансформации и дальнейшего развития страны по тому, какое воздействие она оказала на характер последующих социально-политических и экономических изменений, в так называемых развитых странах -это, несомненно. И это отмечают её политические и теоретические противники. Есть в целом положительные оценки, и есть в целом отрицательные. Есть сугубо отрицательные, и есть сугубо положительные. Оценивают все заинтересованные субъекты, и все в достаточной мере образованные люди, чтобы понять уровень значимости этого события.

Наше современное российское общество - это постсоветское общество. И отношение его граждан (особенно поколений старшего и среднего возрастов) к Великой Октябрьской социалистической революции в целом понятно и известно именно вследствие и существующего ещё достаточного уровня образования, и массового открытого обсуждения в средствах массовой информации.

Представляется интересным, исходя из многих аспектов, проанализировать отношение и оценку В е-ликой Октябрьской социалистической революции с точки зрения так называемой «другой стороны». Такой стороной для советских граждан и нынешних российских постсоветских является российская белая эмиграция, то есть потерпевшая поражение в гражданской войне сторона. То есть та часть народа, вынужденно покинувшая родину и ставшая смотреть на неё с другой стороны в буквальном смысле слова.

Население Российской империи на 1914 год - около 165-167 млн. чел. В эмиграцию по итогам гражданской войны выехало около 3-х млн. чел. Ниже приводиться таблица с данными о численности населения стран, сопоставимым с численностью послереволюционной российской эмиграции. И по социальному составу это представители практически всех слоёв населения. Большая часть - это те, кто активно боролся на стороне Белого движения и члены их семей.

Таблица 1.

Численность населения стран мира [3].

1.

Монголия

Армения

3 051 900
3 031 670

Албания

2 911 428

Литва

2 830 582

Ямайка

2 813285

Намибия

2 568 569

Ботсвана

2 343 981

Катар

2 338 085

Лесото

2 185 159
10.

Гамбия

2 120 418
11.

Македония

2 083 308
12.

Словения

2 071252
13.

Латвия

1 944 565
14.

Гвинея-Бисау

1 932 871
15.

Габон

1 801232
16.

Бахрейн

1 418 895
17.

Тринидад и Тобаго

1 369 157
18.

Свазиленд

1 320 356
19.

Эстония

1 305 755
20.

Маврикий

1 281 353
21.

Тимор-Лешти

1 237 251

Но и после гражданской войны активно и принудительно высылались из России «классово враждебные элементы». Например, знаменитый «философский пароход». Изгнанию подлежали представители, прежде всего, творческой интеллигенции: учёные, философы, педагоги, врачи, поэты, писатели, деятели искусства. "Философский пароход" превратился в символ эмиграции интеллигенции. И это ещё самый гуманный вариант избавления от «буржуазии» как класса. В 1922 году, 29 сентября, пароход "Обербургомистр Хакен" (на фото ниже) отошел от Петроградского причала. 16 ноября в направлении к Германии отправилась "Пруссия" - ещё один "философский пароход". Эмиграция интеллигенции продолжилась. 9 сентября, когда из Одессы в Константинополь проследовало очередное судно. Из Севастополя был отправлен пароход "Жанна" 18 декабря. Кроме того, поездами высылались за рубеж: из Москвы - в Германию и Латвию, а также через Финляндию, Польшу и афганскую границу поезда отправлялись в другие страны. Уникальный груз вёз "философский пароход" 1922 года - славу нашей страны: философов и профессоров с мировым именем, труды которых считались в Европе и в мире вершиной научной и философской мысли; врачей, учителей, а также других представителей интеллигенции.

„& Т . "л Рис. 1. Пароход "Обербургомистр Хакен"

По распоряжению главы советского правительства Ленина высылались они без суда и следствия, так как судить было не за что. Лев Троцкий писал, что интеллигенция была выслана потому, что не было повода её расстрелять, но невозможно было терпеть.

Как оценивали Октябрьскую революцию 1917 года российские люди, выехавшие в эмиграцию по численности примерно равной населению целых стран, и превосходя по численности население некоторых других стран?

Подавляющее большинство эмигрантов оценивали Октябрьскую революцию как катастрофу для России по тому результату, который Россия получила по окончании Первой Мировой войны как главная страна-участница, понесшая при этом самые тяжёлые потери и в людях и в ресурсах, и по результату окончания гражданской войны. И это не удивительно, а ожидаемо и понятно. Но вот в дальнейшем оценки Советского государства как главного следствия Октябрьской революции начинают претерпевать изменения в части российской эмиграции. Особенно сильное влияние на само начало переоценки у части эмиграции и появление в ней некоторых позитивных составляющих оказала Вторая Мировая война. Эта война разделила русскую эмиграцию. Более того, скорее здесь более точным будет термин - «расколола». Часть особенно непримиримой эмиграции, по сути, заняли ту же позицию, что и большевики в ходе участия России в Первой Мировой войне, заявившие, что они желают поражения российскому государству (и будут способствовать поражению России в войне), поскольку это простимулирует возникновение революционной ситуации в социуме и облегчит победу социалистической революции в стране. Непримиримая часть эмиграции также рассчитывали на поражение СССР в войне с нацистской Германией, а в его лице - большевиков как зла большего, чем фашизм и немецкие нацистские оккупанты. Ирония истории состояла в том, что Германия опять выступала союзником для противников теперь уже советского государства как продолжателя государственности России. Но в последнем случае вопрос стоял не о поражении и потерях России, а вопрос стоял о самой возможности сохранения российским обществом своей государственности и, более того, самом существовании русского и других этносов, составлявших советскую политическую общность - так называемый советский народ. То есть, несмотря на некоторую схожесть ситуации взаимодействия с врагами российского государства, в последнем случае непримиримая эмиграция, по сути, становилась пособником физического истребления своего же народа, не говоря уже об уничтожении государственности. То есть она выводила себя из состава самого народа.

Представители другой части российской белой эмиграции, продолжая быть непримиримыми противниками коммунистической идеи, встали в ряды борцов с нацизмом, и помогали СССР в войне. Первые стали сотрудничать и воевать вместе с нацистами против большевиков, а оказалось - против Родины. А вторые, поступившись личными и политическими соображениями воевать против нацистов, объективно помогая советскому государству, потому что именно это государство, защищало по факту Родину от внешнего врага.

Таким образом, оказав помощь в борьбе с внешним врагом, эта часть эмиграции невольно и какой-то мере вынужденно, но признала за советским государством представительство русской цивилизации перед другими культурами и государствами. Коллаборационисты потеряли всякие моральные и политические права и надежды на реванш и, в итоге исчезли, как некая самостоятельная политическая сила.

Продолжая не признавать оправданность и целесообразность Октябрьской революции, продолжая обвинять советское коммунистическое руководство в неоправданно завышенных жертвах народа и в войне, и в мирное время, русская эмиграция, не сотрудничавшая с нацистами, начинает признавать сам факт революции в качестве великого поворота в истории российского народа, который открыл дорогу российскому народу к великим достижениям. Это и космос, и атомная энергетика, и достаточно мощная промышленность, и наука мирового уровня, и значительные социальные достижения, прежде всего, в сфере образования и здравоохранения. Именно Великая Победа и социально-экономические и культурные достижения российского народа в рамках советской государственности позволили в отсутствии реальных альтернатив русской эмиграции и её потомкам признать за Советским государством ВОЗМОЖНОСТЬ представлять российский народ и его интересы. Такое вынужденное признание есть признание огромного значения Октябрьской революции. Мы не оцениваем эмоционально-психологический и правовой компоненты такого вынужденного признания, но сам факт такового, несомненно, следует зафиксировать. Это признание послужило в дальнейшем основанием признания русской эмиграцией новой российской государственности, которая в ходе своего учреждения заявила о правопреемственности в отношении СССР.

Русская белая эмиграция сыграла огромную роль в сохранении российским народом своей исторической памяти, во многом сохранив колоссальную интеллектуальную и художественную компоненту русской культуры, которая, несомненно, могла быть утраченной (и многое было, действительно, утрачено) в ходе революционного неистовства и просто банального разграбления.

Литература

1. Смирнова, В.К. Формирование стереотипов исторического сознания советского человека в 1920-е годы // Вестник Российского нового университета. - 2009 - № 1 С.С. 64-71.
2. Зеленская, Т.В. Некоторые аспекты научного осмысления истории гражданской войны на Дону. В сборнике: Вектор развития (материалы международной научно-практической конференции). София: Изд-во «СОРоС». - 2016. С.С. 50-55.
3. Список из 194 стран по численность населения на 2018 - 2019 г.г. URL: https://all-populations.com/ru/list-of-countries-bypopulation.html. Режим доступа - свободный. Дата доступа - 15.04.2019 г.
РЕВОЛЮЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ЭМИГРАЦИЯ ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты