Спросить
Войти

Ученики П. Г. Виноградова

Автор: указан в статье

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 115-147 Б01: 10.15382Миг11201989.115-147

Цыганков Дмитрий Андреевич, канд. ист. наук; доцент кафедры истории России XIX века - начала ХХ века Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4;

ст. научный сотрудник лаборатории социально-антрпологических исследований, Факультет исторических и политических наук, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Российская Федерация, 634050, Томск, пр. Ленина, 36 tsdm@yandex.ru ОИСГО: 0000-0003-3005-503Х

Наумов Павел Юрьевич, аспирант кафедры истории России XIX века - начала XX века Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4;

мл. научный сотрудник лаборатории социально-антрпологических исследований исторического факультета, Факультет исторических и политических наук, Национальный исследовательский Томский государственный университет Российская Федерация, 634050, Томск, пр. Ленина, 36 pavel_fcsm_1922@mail.ru ОЯСГО: 0000-00024353-8711

Ученики П. Г. Виноградова* Д. А. Цыганков, П. Ю. Наумов

Аннотация: Огатья посвящена проблеме взаимоотношений профессора Московского университета П. Г. Виноградова и его учеников. В годы работы на кафедре всеобщей истории историко-филологического факультета Императорского Московского университета профессор Виноградов имел возможность предлагать кандидатуры для оставления при университете с целью подготовки к профессорскому званию. Нами выявлено 14 случаев, когда Виноградов выступал с подобной инициативой. Номинантами всегда были хорошо известные профессору студенты. Знакомство с ними происходило в семинарах по всеобщей истории, которые вел Виноградов, под его руководством они писали вы* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №18-1800121).

пускную работу. Два ученика Виноградова — А. Н. Савин и М. М. Хвостов — стали профессорами русских университетов, защитив магистерские и докторские диссертации в дореволюционную эпоху. Преподавание в Московском университете вел и Д. Н. Егоров, который получил должность ординарного профессора летом 1917 г. Большая часть учеников Виноградова не преодолела рубежа магистерских экзаменов. Однако некоторые из учеников при советской власти продолжили заниматься научной и преподавательской деятельностью, став заметными в науке фигурами в новую эпоху. В статье выявлены все ученики Виноградова в Московском университете (два ученика не были оставлены для подготовки; один, считаясь учеником Виноградова, формально был оставлен В. И. Герье), дано представление об их дальнейшей карьере, вскрыты характерные черты и особенности стиля работы профессора с подопечными.

Обращение к теме «П. Г. Виноградов и его ученики» в современной историографии вполне объяснимо. С одной стороны, возрос интерес к личности Виноградова, исследование биографии которого благодаря работам А. В. Антощенко1 вышло на новый уровень. С другой стороны, изучение историков круга В. И. Герье, коммуникационных особенностей внутри этой школы2, поставило на повестку дня вопрос о педагогических доктринах всеобщих историков Московского университета. В настоящее время исследована история диалога с учениками Герье. Появилась работа, посвященная коммуникационным практикам Р. Ю. Виппера3. Понятно, что последний фактически отказался от той системы отношений с молодыми историками, которая была свойственна Герье, поставив под угрозу традиции, существовавшие ранее. Каковы же были особенности педагогического процесса у Виноградова?

Кружок историков П. Г. Виноградова

Первым учеником, оставленным Виноградовым для подготовки к профессорскому званию на кафедре всеобщей истории, был Сергей Павлович Моравский4. Он был сыном хирурга университетской клиники Киевского университета (Павел Григорьевич Моравский; 1832—1868). Отец умер, когда мальчику было

1 См. обобщающие работы: Антощенко А. В. Русский либерал-англофил Павел Гаврилович Виноградов. Петрозаводск, 2010; Он же. Профессор Московского императорского университета Павел Гаврилович Виноградов (очерки жизни и деятельности). Б.м. 2015. (рукопись). Работа была размещена в сети интернет, но не существует в печатном виде.
2 Мягков Г. П., Иванова Т. Н. Школа В. И. Герье: основные черты и место в научном пространстве России // Диалог со временем. 2013. Вып. 44. С. 165—185.
3 Наумов П. Ю. Ученики Р. Ю. Виппера // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 77—92.
4 А. А. Кизеветтер в воспоминаниях упоминает об Александре Алексеевиче Кудрявцеве (1862—1893), окончившем университет в 1884 г., и считает его учеником Виноградова. Однако формально Кудрявцев оставлен Герье. Центральный государственный архив города Москвы

два года, и его образованием занималась мать (в девичестве А. Картамышева). Он учился во 2-й киевской гимназии, Евангелической школе города Йера5, коллеги Павла Галагана (в последнем учебном заведении его одноклассниками были будущий профессор кафедры всеобщей истории Московского университета Дмитрий Моисеевич Петрушевский и студент-юрист Владимир Эммануи-лович Грабарь). В 1885 г. Моравский поступает на историко-филологический факультет Московского университета, где занимается в семинаре профессора П. Г. Виноградова. Впоследствии он отметит, что семинары Виноградова давали ученикам возможность пройти «прекрасную методологическую школу»6.

Изначально Моравский собирался заниматься на кафедре русской истории, и именно Виноградов сыграл решающую роль в том, что студент изменил свой выбор. В письме будущей жене О. П. Шеленковой в 1887 г. Моравский описывает это следующим образом: «Накануне был у Виноградова и имел с ним очень любопытный разговор; он говорил о моих занятиях, о том, чтб намерен делать в будущем, и между прочим сообщил, что оставит меня с большим удовольствием при университете, если только я захочу посвятить себя всеобщей истории. Такое открытое заявление было для меня довольно неожиданно и, правду сказать, поставило меня в тупик: когда я поступал в университет, у меня был план, от которого я и до сих пор не хотел отказываться. Я хотел за 4 года пребывания в Университете основательно заняться всеобщей историей, познакомиться с жизнью и развитием западно-европейских народов, с различными историческими явлениями и процессами вообще, пройти возможно лучшую школу, чтобы овладеть вполне научным методом, и затем уже, вооружившись таким общим образованием, приступить к специальному изучению русской истории. В этом я видел свой долг, долг развитого русского интеллигента, не обделенного природой и избравшего для своей деятельности науку, историю»7. Занятия русской историей более подходили для служения стране и выполнения долга интеллигента: «Я твердо верил (и теперь верю), что русское общество более всего нуждается не только в отчетливом знании и понимании своего прошлого, в самосознании в самом широком и лучше смысле этого замечательно хорошего слова, но и в общем политическом и общественном развитии, в том особом просвещении, которого могут быть сплошь и рядом чужды люди умственно очень развитые и которое делает невозможными целый ряд безобразных и возмутительных явлений, повторяющихся у нас на каждом шагу»8.

(далее — ЦГАМ). Ф. 418. Оп. 476. Д. 12. Л. 4 об., Л. 21. об. См.: Кизеветтер А. А. На рубеже двух столетий: Воспоминания. 1881-1914. М., 1997. С. 186-187.

5 Моравская А. C. Сергей Павлович Моравский // Московский журнал. 2000. № 2. URL: http:// http://mosjour.ru/2017061670/ (дата обращения: 19. 06. 2019).
6 Архив Российской Академии наук (далее — АРАН). Ф. 1830. Оп. 1. Д. 10. Л. 1. Черновой вариант статьи Моравского о Виноградове для энциклопедического словаря. Крайняя дата — октябрь 1900 г. В списке печатных работ, составленных самим Моравским (Ф. 1830. Оп. 1. Д. 53.), эта статья не указана.
7 АРАН. Ф. 1830. Оп. 1. Д. 100. Л. 71-71 об.
8 Там же. Л. 69.

Занятия всеобщей историей представлялись Моравскому «очень неприятной альтернативой»9, но личностный фактор сыграл решающую роль: Виноградов был гораздо ближе по духу студенту, чем профессор кафедры русской историей В. О. Ключевский: «Чуть ли не самое главное, это мои отношения к Ключевскому, с которым я, впрочем, пока еще почти не знаком лично: я очень уважаю его как крупного и талантливого ученого, как выдающегося профессора, могущего создать свою школу, но я не могу разделять многие его взгляды и тенденции: особенно противны мне некоторые его отношения, которые делают его моим принципиальным врагом, именно его враждебное отношение не только к современному общественному движению в Малороссии, но и вообще к ее прошлому, ее истории и даже историографии, т. е. к деятелям южнорусской историч[еской] науки. А быть учеником человека, основных взглядов которого не можешь разделять, очень тяжело»10.

Особое отношение Моравского к Малороссии можно понять из письма-завещания матери (скончалась в 1889 г.): «Знайте, что мать Ваша любила свою дорогую Малороссию выше всего на свете, и простите, дорогие, я любила ее одинаково, как Вас, а может быть, и больше; и кто из Вас уважает меня, пусть любит ее, дорогую, по-моему. Даю Вам честное слово, что это была единственная любовь, ради которой любовь к Вам отходила назад или, лучше сказать, ослабевала. Понимаете, если б сказали: "Отдай всех четырех сыновей для блага родины, но знай, что они все погибнут", наверное, отдала бы. Вот единственный секрет в моей жизни, все прочие слабости мои вы знаете, я их никогда не скрывала»11.

В 1889 г. Сергей Павлович окончил университет с дипломом 1-й степени и серебряной медалью и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Виноградов подготовил мотивированный отзыв об оставлении к заседанию Совета факультета 18 апреля 1890 г. и просил оставить Моравского с министерской стипендией12: «Окончивший курс в 1889 году и выдержавший в настоящее время экзамен в Испытательной комиссии Сергей Моравский, — писал в рекомендации Виноградов, — в течение Университетского курса ревностно занимался историческими предметами и в особенности всеобщей историей. Занятия его на семинариях выразились отчасти в прилагаемых письменных работах о политических союзах у галлов, о сословном разделении германцев в эпоху Тацита, о Карле V и о наказах 1789 года. Как в этих работах, так и в устных сообщениях Моравский обнаружил не только редкое трудолюбие, начитанность, основательность разработки, но и способность к самостоятельному и тонкому анализу исторических явлений, ввиду этого я прошу факультет ходатайствовать об оставлении Моравского при Московском университете на два года для приготовления к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории»13. О раз9 АРАН. Ф. 1830. Оп. 1. Д. 100. Л. 70 об.

10 Там же. Л. 68, 70.
11 Моравская А. С. Указ. соч.
12 ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 476. Д. 17. Л. 14.
13 Там же. Оп. 59. Д. 162. Л. 3.

решении министерства стало известно на заседании 5 сентября. Правда, Моравского оставили без стипендии14.

На годы магистерской подготовки Моравского выпала активная деятельность кружка молодых ученых под руководством Виноградова15. Моравский отметит, что этот кружок, весьма оживленно действовавший, внес вклад в образование в 1893 г. Исторического общества при московском Университете16. Дочь историка назовет отца одним из самых активных деятелей этого кружка17.

Кружок дал как интересных академических ученых, так и деятелей просвещения. Жизненный путь Моравского оказался типичным для последних. Из-за материальных проблем (рано женился, содержал все более разраставшуюся семью) молодой историк вынужден был одновременно преподавать в нескольких средних учебных заведениях Москвы18 и все более удалялся от академического мира, несмотря на попытки Виноградова ему административно помочь (продлен срок оставления на кафедре, решался, правда неудачно, вопрос о стипендии). Как следствие, центром коммуникации Моравского с учителем оставались научные организации рядом с университетом, в которые входил и Виноградов, и молодой магистрант.

В 1900 г. Моравский был избран председателем Исторического отделения Педагогического общества при Московском университете (институция создана при активном участии Виноградова)19. С этого же года Сергей Павлович занимал также пост председателя Учебного отдела Общества распространения технических знаний (ОРТЗ)20. Особенную популярность приобрело организованное и редактируемое Моравским издание «Русская история в картинах» (четыре издания с 1904 по 1914 г.).

Таким образом, к началу XX в. Моравский имел, по словам С. П. Мельгу-нова, славу одного «из лучших и известнейших московских преподавателей»21, сохранив связь со своим учителем на поприще совместной работы над различными вопросами преподавания истории в средней школе22.

14 ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 476. Д. 17. Л. 24.
15 О кружке см.: Богословский М. М. П. Г. Виноградов // Он же. Историография, мемуаристика, эпистолярия. М., 1987. С. 85—87.
16 АРАН. Ф. 1830. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.
17 Моравская А. С. 130 лет со дня рождения Сергея Павловича Моравского (1866—1942) // Бюллетень Всероссийской Ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени. 1997. № 8. С. 31. Среди других членов она отмечает А. А. Кизеветтера, М. К. Любавского, А. А. Мануйлова, П. Н. Милюкова, Д. М. Петрушевского, С. Н. Трубецкого.
18 Моравская А. С. Сергей Павлович Моравский.
19 См., например: Зубков И. В. Научные педагогические общества. Педагогическое общество при Московском университете // Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII — начале ХХ в. / отв. ред. А. С. Туманова. М., 2011. С. 651—661.
20 О связи последнего с кружком Виноградова см.: Богословский М. М. П. Г. Виноградов. С. 87-88.
21 Мельгунов С. П. Воспоминания и дневники... С. 209.
22 Письма П. Г. Виноградова ученикам // Мир историка. Вып. 3. Омск, 2007. С. 334-376. О педагогической и общественной деятельности С. П. Моравского см.: Забугина Е. И. Педагогическая и общественная деятельность историка С. П. Моравского // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. Т. 23. № 1. 2017. С. 21-25.

В 1904 г. жизненные обстоятельства вынудили Моравского отказаться от руководства делами Педагогического общества: у семилетнего сына был обнаружен туберкулез в тяжелой форме, умер отец жены, тяжело заболела ее мать, нужно было помогать братьям23.

В 1907 г. Моравского приглашают в Ростов Великий директором строящейся там мужской гимназии (деньги были выделены ростовским купцом Алексеем Леонтьевичем Кекиным в память скончавшегося его сына Максимилиана). На руководящем посту в школе (до 1917 г. — директором, потом — заведующим) Моравский оставался до 1923 г.

После 1923 г. Сергей Павлович вернулся в Москву, где вновь занялся академической деятельностью. Так, Моравский активно сотрудничал с Институтом истории РАНИИОН в составлении пособий для вузов («История в источниках. Социальная история Средневековья» / под ред. А. Д. Удальцова. М., 1927) и в переводе II и III томов «Всеобщей истории хозяйства» Г. Кунова.

С 1935 г. Моравский — переводчик исторической редакции издательства «Соцэкгиз». Одновременно он участвовал в подготовке к публикации исторических документов в сборнике «Древние германцы» (серия «Документы к материалам по Всеобщей истории») и в «Хрестоматии по истории средних веков» (1937 и 1939 гг.). Переводы Моравского из Цезаря и Тацита о древних германцах стали классическими24.

В 1939—1941 гг. Сергей Павлович член коллектива издающейся Институтом истории АН СССР «Всемирной истории» (период Средневековья). Историк скончался 22 февраля 1942 г.

Что же типичного в биографии Моравского для учеников Виноградова? Во-первых, явно восходящий к виноградовскому кружку дух просветительства. Интересно отметить, что одним из преподавателей университета, создававшего атмосферу этого кружка, был Павел Николаевич Милюков25, об оппозиционности которого — реальной или мнимой — было хорошо известно. Вовсе не случайно поэтому, что для студентов Московского университета, испытавших влияние этого дружеского объединения, был характерен приоритет идеи общественного служения или — если сказать мягче — подчинения задач науки решению социальных проблем. А. А. Кизеветтер, бывший членом кружка, говорил об органичном сочетании «служения научной истине с служением общественному благу»26.

Во-вторых, стоит помнить, что многие студенты Виноградова были критически настроены по отношению к самодержавию из-за их индивидуальных и часто национальных особенностей, сталкивающих их с всесильным государством. Если Моравский всю жизнь помнил отношение матери к малороссийскому вопросу, то М. О. Гершензон (студент 1889—1893 гг., подробнее ниже) и Н. Б. Гольденвейзер (студент 1889—1893 гг., подробнее ниже) были евреями, которые остро

23 Моравская А. С. Сергей Павлович Моравский.
24 Там же.
25 См.: Милюков П. Н. Воспоминания. М., 1991. С. 116-121.
26 Кизеветтер А. А Московский университет и его традиции // Он же. Исторические отклики. М., 1915. С. 322; см. также: Шаханов А. Н. Русская историческая наука второй половины XIX — начала XX века. М., 2003. С. 177-184.

чувствовали несправедливость процентной нормы в университетах, а первый так и вовсе не сумел стать академическим ученым из-за негласного запрета оставить его для приготовления к профессорскому званию опять-таки из-за происхождения (об этом ниже). Продолжению академической карьеры В. П. Потемкина (подробнее ниже) помешала его активная политическая позиция. В 1896 г. за участие в студенческих волнениях он был заключен в Бутырскую тюрьму и оставлен в университете при содействии Виноградова. А затем на публичном заседании Педагогического общества и учебного отдела Общества распространения технических знаний в память одного из пионеров внешкольного образования для рабочих — П. В. Беневоленского — произнес речь, которая вызвала недовольство помощника попечителя Московского учебного округа В. Д. Иса-енкова, что привело к проблемам в его преподавательской деятельности. Другим обстоятельством, осложнившим взаимоотношения Потемкина с руководством учебного округа, было издание сборника «Помощь» (СПБ, 1901; вышел под редакцией Потемкина и с его предисловием). Сборник стал демонстрацией протеста против антисемитизма со стороны крупнейших русских и иностранных писателей и ученых, среди которых были М. Горький, В. Г. Короленко, Б. Н. Чичерин, А. И. Чупров, Э. Золя, Г. Брандес и многих других.

В просветительской работе социально ориентированные ученики Виноградова стремились уделять внимание прежде всего обездоленным, формируя у них тягу к просвещению. Так, тот же Потемкин долго работал в Музее содействия труду, редактировал еженедельник профессиональной жизни «Семь дней». В качестве лектора он преподавал на Бутырских и Пречистенских рабочих курсах, в кружках марксистской молодежи. По приглашению партийных организаций Нижнего Новгорода, Саратова, Вологды, Костромы он выезжал с лекциями по политическим вопросам.

Некоторые из учеников Виноградова в начале ХХ в. после манифеста 17 октября 1905 г. отдались во власть политики. М. Н. Коваленский (студент в 1894— 1898 гг., подробнее ниже) придерживался левых взглядов. По словам Мельгуно-ва, он называл себя «социал-демократом»27. В 1905 г. сблизился с большевиками еще один ученик Виноградова — Н. М. Никольский (студент в 1896—1900 гг., подробнее ниже), оказавшийся под влиянием И. И. Степанова-Скворцова и М. Н. Покровского. Он участвовал в работе лекторской группы Московского комитета РСДРП, активно сотрудничал в большевистской печати — газетах «Борьба» и «Светоч» (главным образом по литературной части, под псевдонимом З. Антонов), предоставил свою квартиру для заседаний МК РСДРП.

Практически все ученики Виноградова активно сотрудничали с научными обществами просветительского характера, близко стоявшими к университету, особенно с Историческим (создано в 1893 г., Виноградов занимал в нем должность товарища председателя), Педагогическим (создано в 1898 г., Виноградов был председателем общества). Также они тесно взаимодействовали с Обществом распространения технический знаний (историческая комиссия) и Комитетом грамотности. Многие поучаствовали в проекте Виноградова, связанного с созданием многотомной хрестоматии для чтения по всеобщей истории для

27 Мельгунов С. П. Воспоминания и дневники. С. 97.
121

средней школы28. Так, в работе Общества по распространению технических знаний и Комитете грамотности под руководством Виноградова участвовал М. О. Гершензон. В Историческую комиссию учебного отдела Общества распространения технических знаний, которую возглавлял Виноградов, входил Коваленский29, который затем также участвовал в деятельности Педагогического общества, активно занимался просветительской деятельностью, например на Пречистенских рабочих курсах. В 1905-1906 гг. Коваленский был одним из руководителей левого по идеологии Всероссийского союза учителей и деятелей средней школы. На II съезде учителей (проходил в Санкт-Петербурге в июне 1906 г.) он выступил с докладом «Об ассоциациях для устройства свободной средней школы». Как и все ученики Виноградова 1890-х гг., Коваленский разрабатывал проблемы методики преподавания истории в школах различного уровня. Наиболее известен учебник Коваленского по русской истории30 и связанная с ним хрестоматия31.

Ученики Виноградова 1890-х гг. часто испытывали материальные сложности при обучении в «аспирантуре», поскольку не имели финансирования из министерских и университетских фондов. Косвенно это могло сказаться на том факте, что никто из ранних учеников Виноградова так и не приступил к сдаче магистерских экзаменов. При этом, правда, практически все продолжали заниматься интеллектуальным творчеством, имели опубликованные статьи, монографии, школьные учебники, хрестоматии. Именно сохранявшиеся связи с университетской наукой позволили Коваленскому, Потемкину и Никольскому стать крупными организаторами советской исторической науки. При этом их творческий почерк кардинальным образом отличался от методологических установок, например, М. Н. Покровского, также работавшего с Виноградовым.

Чуть более подробно остановимся на тех, кто вышел из кружка Виноградова в 1890-е гг.

В 1892 г. Виноградов предложил к оставлению на кафедре Василия Ивановича Розанова и Федора Александровича Смирнова32. В представлении факультету Виноградов отметил занятия Розанова на его собственных семинарах и занятиях В. И. Герье, а также выпускное сочинение о Карле V, которое свидетельствует о «большом прилежании автора, а также о его твердом намерении и способности продолжить начатое в университете историческое образование»33. В аналогичном прошении о Смирнове Виноградов отметил, что он с особым успехом изучал византийские источники, и, по отзыву протоиерея Александра Михайловича Иванцова-Платонова, сочинение Смирнова «Церковь и общество в эпоху Каролингов» было удостоено золотой медали34. Виноградов сначала в самом представлении, а затем несколько месяц спустя отдельным прошением

28 Богословский М. М. П. Г. Виноградов. С. 89-90.
29 Ситник В. С. М. Н. Коваленский — историк и педагог. Воронеж, 1976.
30 Коваленский М. Н. Учебник русской истории. М., 1912-1913. Ч. 1-3.
31 Хрестоматия по русской истории. М., 1914-1915. Ч. 1-3.
32 ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 476. Д. 19. Л. 30
33 Там же. Оп. 59. Д. 162. Л. 82.
34 Там же. Л. 119.

совместно с Герье ходатайствовал о назначении Смирнову стипендии С. М. Соловьева35. По истечении срока получения стипендии в продолжение двух лет, согласно прошению Виноградова, стипендия назначалась Розанову36. Виноградов также добился продления срока обучения для Смирнова и Розанова еще на один год37, однако оба так и не приступили к магистерским экзаменам. Об их дальнейшей академической карьере сведений нет.

В 1893 г. Виноградов оставил на кафедре Николая Борисовича Гольденвейзера (1871 — 1924). Молодой магистр происходил из семьи известного еврейского адвоката, выпускника юридического факультета Московского университета, по долгу службы долго проживавшего в Кишиневской губернии, где и родился Николай. На рубеже 1880—1890-х гг. отец Николая переехал в Москву, где сотрудничал в качестве журналиста с «Русскими ведомостями». Его брат Александр Борисович стал известным музыкантом, профессором Московской консерватории, одним из ближайших сподвижников Л. Н. Толстого в последние годы жизни писателя, свидетелем составления Толстым завещания. У Николая была родная сестра Мария, ставшая женой Михаила Осиповича Гершензона, однокурсника Николая38.

В представлении Гольденвейзера для оставления к подготовке к профессорскому званию Виноградов писал: «Окончивший курс в текущем 1893 году с дипломом первой степени Гольденвейзер заявил себя в течение университетского курса способным и трудолюбивым работником. Предметом своих специальных занятий он избрал всеобщую историю и на семинариях по этой науке выделился законченностью, добросовестностью и осторожностью своих сообщений. В 1892 г. ему присуждена была факультетом золотая медаль за сочинение "Об императоре Тиберии"39. Позволяю себе ходатайствовать перед факультетом об оставлении Гольденвейзера при Университете на 2 года для приготовления к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории»40.

Изначально в ходатайстве об оставлении Гольденвейзера было указано, что его предлагают оставить без содержания из сумм министерства народного просвещения, но благодаря Виноградову ему была присуждена премия А. А. Сази-ковой41.

После окончания университета Гольденвейзер стал преподавателем Московского Императорского лицея в память цесаревича Николая, перевел книгу

35 ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 476. Д. 20. Л. 4 об.
36 Там же. Д. 22. Л. 4-4 об.
37 Там же. Л. 9.
38 В студенческие годы оба были награждены книгами из премии Внуковского (ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 476. Д. 20. Л. 5).
39 Отзыв о сочинении на тему «Характеристика императора Тиберия», поданное под девизом из Ливия <^аСшите орегае ргейиш и т. д.» был написан В. И. Герье. По вскрытии конверта (сочинение было подписано девизом; в отдельном конверте хранился девиз и настоящее имя автора) автором оказался студент VII семестра Николай Гольденвейзер. ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 476. Д. 19. Л. 34.
40 ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 62. Д. 365. Л. 2, 13.
41 Там же. Оп. 476. Д. 20. Л. 43.

«Заговор Катилины» (М., 1916). Он умер в 1924 г. и похоронен на Ваганьковском

кладбище42.

В 1894 г. Виноградов не сумел, хотя и хотел оставить на кафедре Михаила Осиповича Гершензона. Талантливый студент происходил из семьи мелкого коммерсанта, жившего в губернском Кишиневе. Он не должен был стать историком и по настоянию отца после окончания 1-й Кишеневской гимназии (1877; золотая медаль) отправился учиться в Королевскую высшую техническую школу в Берлине. Пользуясь нахождением в центре мировой гуманитарной науки, он посещал лекции по истории и философии. Одновременно Михаил добивался разрешения МНП поступить на историко-филологический факультет Московского университета, что ему удалось сделать в 1889 г. В университете Гершензон слушал курсы Виноградова (история Греции и Средних веков), Герье (история Европы ХУП-ХГХ вв.; римская история; история политических теорий XVIII в.), М. С. Корелина (история Древнего Востока), В. О. Ключевского (история России и источниковедение), П. Н. Милюкова (Петр I) и других профессоров43. Под впечатлением курса Герье и работ Л. Ранке и Ф. Гизо Гершензон увлекся историей Англии XVII века. Впоследствии определяющим для становления молодого человека стало влияние Виноградова, работать с которым молодой человек начал на его семинарах. В специальном семинаре Виноградова Гершензон изучал «Афинскую Политию» Аристотеля и в 1893 г. подготовил работу «Об отношении между изложением Аристотеля в его Политии и Историей Эфора», в которой восстановил философию истории своего источника и доказал, что она была заимствована у Эфора — автора IV в. до н. э. Работа была удостоена Исаковской премии44. По представлению Виноградова45 работа была напечатана в Ученых записках Московского университета. За сочинение «Отношение цитат из Аристотелевой яоХп^а в биографиях Плутарха к изданному Британским музеем под этим же названием трактата» Гершензон был удостоен Большой золотой медали (1893) и премии Сазиковой (1894)46.

Медальные сочинения давали Гершензону право быть оставленным в университете, однако ему было отказано даже в просьбе подать документы для продолжения учебы. Чтобы поддержать юношу, Виноградов предложил ученику работу личным секретарем, а затем снабжал многочисленными переводами, за счет которых тот содержал фактически три семьи: родителей, брата и себя самого47.

В 1895 г. декан Казанского университета Д. Ф. Беляев обратился к Виноградову с просьбой указать кандидатуру на кафедру древней истории в Казани48.

42 Богинский А. В. История семьи Гольденвейзер: XIX—XX вв. // Научные труды по иудаике. Материалы XIX Международной конференции по иудаике. М., 2012. Т. III. Вып. 42. С. 218-234.
43 См.: Гершензон М. О. Письма к брату. М., 1927.
44 ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 476. Д. 20. Л. 15 об.
45 Там же. Л. 16 об.
46 ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 476. Д. 20. Л. 15 об., Л. 42; Ф. 418, Оп. 476., Д. 21. Л. 35.
47 Дневниковые записи М. О. Гершензона (1894-1895, 1906/1907) / публ. А. Л. Соболева // Литературный факт. 2016. № 1-2. С. 9.
48 Письмо М. О. Гершензона родным от 1 мая 1895 года // Гершензон М. О., Гершензон М. Б. Переписка, 1895-1924 / Публ., вступ. ст. А. Л. Соболева. М., 2018. С. 97.

Виноградов указал на Гершензона, и Беляев собирался в Петербурге добиться его назначения, однако это ему также не удалось49.

Сблизившись с С. Т. Солдатенковым и братьями Сабашниковыми, Гершензон в их издательствах занимался переводами и рецензиями. Осознав, что в античной и средневековой истории не хватает источников для понимания внутреннего мира личности в ее неповторимости, Михаил Осипович увлекся изучением биографий представителей русской культуры XIX в., став известным историком русского общества, стоявшим у истоков создания нашумевшего сборника «Вехи» (1909).

Неудачу потерпела попытка Виноградова оставить на кафедре и Василия Алексеевича Маклакова. Подготовленная в семинаре работа Маклакова «Избрание жребием должностных лиц в Афинском государстве», посвященная разбору «Афинской политии» Аристотеля, наряду с сочинением Гершензона, была представлена Виноградовым к напечатанию в Ученых записках Московского университета. В воспоминаниях Маклаков отзывался о Виноградове очень тепло: «Всем, что мне дал исторический факультет, я обязан был П. Г. Виноградову. Он меня чуть не сделал историком. В моей памяти он и сейчас сохранился как идеал университетского преподавателя»50.

Согласно воспоминаниям, против оставления Маклакова решительно выступил попечитель университета Н. П. Боголепов, с которым у него в студенческие годы произошел конфликт51. По словам Маклакова, Виноградов уговаривал его «не смущаться отказом и готовиться к магистерскому экзамену»52, однако он осознал, что не является «кабинетным ученым»53, и не пытался продолжить академическую карьеру.

Первые защитившиеся

Первым учеником Виноградова, защитившим магистерскую диссертацию, стал Александр Николаевич Савин. Будущий историк родился в селе Кондрово Медынского уезда Калужской губернии. Его отец служил старшим фельдшером на писчебумажной фабрике. С 1883 по 1891 г. Савин учился в Калужской гимназии. Выпустившись с золотой медалью, он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил весной 1895 г. Как уже отметила А. В. Шарова, знакомство Савина и Виноградова состоялось на втором курсе во время семинарских занятий54. Кроме медального сочинения55 в годы учебы Савин написал работы «Положение земледельческого класса Византии по

49 Письмо М. О. Гершензона родным от 1 мая 1895 года... С. 98.
50 Маклаков В. А. Из воспоминаний. Уроки жизни. М., 2011. С. 174—175.
51 Там же. С. 191. Маклаков передает его слова следующим образом: «Пока я попечителем, Маклакову кафедры не видать».
52 Там же. С. 193.
53 Там же. С. 196.
54 Шарова А. В. Александр Николаевич Савин: неизвестная жизнь известного историка // Одиссей: человек в истории. М., 2012. С. 219.
55 Как отметил А. В. Антощенко, Виноградов, в отличие от Герье, в силу ряда причин не уделял большого внимания такой форме обучения, как конкурсные сочинения, и все время предлагал один и тот же сюжет (Общественный строй Иерусалимского королевства), когда ему предоставляли право назначения темы для конкурсных сочинений (см.: Антощенко А. В.

юридическим источникам V—VII вв.», «Критика политических воззрений Платона в «Политике» Аристотеля (реферат), «Дипломатические сношения Москвы с Литвою при Иоанне III и Василии III» (реферат).

В ходатайстве об оставлении Виноградов написал: «Честь имею ходатайствовать перед факультетом об оставлении при Университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории окончившего курс в нынешнем году с дипломом I степени Александра Савина. Г. Савин обнаружил своими университетскими работами по истории ясный ум, добросовестное и трудолюбивое изучение источников, способность хорошо излагать свои мысли. В прошлом академическом году он был удостоен золотой медали за сочинение под заглавием «Общественный строй Иерусалимского королевства». В настоящее время я ходатайствую об оставлении г-на Савина при Университете на 2 года без стипендии, но в случае освобождения стипендии Данилова прошу назначить ее Савину, который, как калужанин, имеет преимущественное право воспользоваться ей. Г. Савин хорошо знает французский, немецкий, английский и итальянский языки»56.

Вопрос о стипендии для Савина был решен фактически без участия учителя. Дело в том, что вскоре после оставления Савина Виноградов уехал в заграничную командировку и в письме к магистранту писал, что «с моей стороны было бы бестактно вмешиваться в этот вопрос из Норвегии»57. Виноградов посоветовал «прямо изложить дело в письме к В. И. Герье»58. Савин последовал совету учителя и подробно изложил авторитетному профессору факультета, что он вправе претендовать на стипендию Данилова, которая назначалась калужанину по происхождению59. Благодаря ходатайству Герье и Корелина вопрос на заседании совета историко-филологического факультета был решен положительно60. После знакомства с Савиным Герье стал привлекать магистранта к заседаниям в Историческом обществе при Московском университете61.

На исходе третьего года пребывания в числе «оставленных» Савин приступил к сдаче магистерских испытаний62. Процедура заняла время с февраля по декабрь. По всем трем периодам всеобщей истории Савин отвечал Виноградову и Герье: сначала была сдана средневековая (вопрос о Генеральных штатах, оценка «весьма удовлетворительно»63), затем за одно заседание древняя (Политическая теория Аристотеля, «весьма удовлетворительно») и новая история (О Ришелье — «удовлетворительно»)64. На экзамене по русской истории Ключевский

Профессор Московского императорского университета Павел Гаврилович Виноградов (очерки жизни и деятельности). 2015. С. 149).

56 ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 4. Д. 366.
57 Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (далее — НИОР РГБ). Ф. 263. К. 30. Ед. хр. 6. Л. 1 об.
58 Там же.
59 Там же. Ф. 70. К. 51. Ед. хр. 68. Л. 3-4.
60 ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 476. Д. 23. Л. 14.
61 НИОР РГБ. Ф. 70. К. 51. Ед. хр. 68. Л. 5.
62 ЦГАМ. Ф. 418. Оп. 476. Д. 26. Л. 3.
63 Там же. Л. 4.
64 Там же. Л. 10.

предложил вопрос о реформах центрального управления при Петре Великом и поставил оценку «весьма удовлетворительно»65. Завершило экзамен испытание по политической экономии, где А. А. Мануйлов после ответа Савина на вопрос о заработной плате также поставил высшую оценку66.

Вскоре Виноградов предложил факультету ходатайствовать о заграничной командировке для Савина, охарактеризовав его как человека «с выдающимися дарованиями для научной работы», ум которого «направлен к точному и всестороннему исследованию фактов, совершенно чужд риторики, но чужд и бесцельному перерыванию материала: он всегда стремится к определенным и хорошо контролируемым выводам». Виноградов также отметил быструю подготовку к сдаче магистерского экзамена и появление первых печатных работ: перевод труда Джона Локка «О разумении» и рефераты, сделанные в Историческом и Юридическом обществах о Жозефе де Местре и о последних трудах по истории Английского права67. Прошение было удовлетворено, и Савин с министерской

П. Г. ВИНОГРАДОВ УЧЕНИКИ ВИНОГРАДОВА СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ИСТОРИКОВ НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУЧНЫЙ ПРЕЕМНИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ p. g. vinogradov vinogradov’s students system of training of historians
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты