Спросить
Войти

Медицинское обслуживание железнодорожников Сибири в конце XIX-начале XX вв. : социокультурный аспект (по материалам железнодорожной печати)

Автор: указан в статье

УДК 316.722(09):61:656.2(571.1/5)"19/20" Д. О. ШУПИКОВА

Омский государственный университет путей сообщения

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ СИБИРИ В КОНЦЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX вв.: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ (ПО МАТЕРИАЛАМ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕЧАТИ)____________________

В статье на материалах специализированной железнодорожной печати исследуется ряд основных социокультурных проблем медицинского обслуживания на железных дорогах Сибири в конце Х1Х—начале XX вв. Представлены различные точки зрения врачей и железнодорожников на спорные вопросы.

В конце Х1Х — начале XX вв. на железнодорожный транспорт значительно возросла нагрузка в области пассажиро- и грузоперевозок, весомая часть которой в годы русско-японской войны и Столыпинской реформы пришлась на Транссибирскую магистраль. В связи с этим важное значение приобрела проблема организации медицинского обеспечения на железных дорогах Сибири и недопущения развития эпидемиологической ситуации. Ее успешное решение в значительной степени определялось уровнем организации и культуры медицинского обслуживания.

Медицине на железных дорогах в дореволюционный период, несмотря на значимость проблемы, посвящено немного исследований. В трудах историков советского времени этот вопрос затрагивался в связи с рассмотрением социальных проблем железнодорожников, как одной из категорий рабочего класса. Были изучены вопросы страхования жизни, социальных льгот, пособий за увечья и ряд других [1 — 3]. В работах современных исследователей медицина на железных дорогах Сибири изучалась в плоскости создания социальной инфраструктуры отдельных областей [4], а также в связи с изучением проблемы переселенцев и их обслуживания [5]. Медицинское обеспечение на железных дорогах довольно полно, с точки зрения фактического материала, освещено в интернет-ресурсах [6]. Однако в целом труды, так или иначе затрагивающие эти вопросы, опираются, прежде всего, на разного рода количественные характеристики. При таком подходе проблемы взаимодействия врачебной службы с железнодорожниками, отношение последних к врачам, трудности организации и культуры здравоохранения и медицинского обеспечения на железных дорогах Сибири ускользают от взгляда исследователей. Между тем озвученные вопросы являются, безусловно, важными, поскольку, игнорируя их изучение, невозможно раскрыть условия жизни и труда железнодорожников Сибири, а также их культуру в досоветский период отечественной истории.

Тема медицинского обеспечения была одной из самых популярных на страницах специализированной железнодорожной печати — журналов

«Железнодорожник» и «Вестник Сибирской железной дороги». Именно здесь рабочие и служащие дороги могли высказывать свое отношение к врачебной службе, надеясь на отклик ее представителей и высших чинов управления. Неоднократно на страницах этих изданий возникала полемика между железнодорожниками и врачами, которые, со своей стороны, пытались отразить все нападки на работу своей службы. Изучение этих полярных точек зрения на вопросы медицинского обслуживания на Сибирской железной дороге позволяет увидеть спектр проблем врачебной службы, ее социокультурных аспектов в дореволюционный период.

Основные вопросы медицины на железных дорогах, интересовавшие сибирских железнодорожников в дореволюционный период, можно разделить на следующие группы:

1. Отношение докторов к пациентам. Государственная служба и частная практика железнодорожных врачей. Фельдшерский персонал.
2. Отпуск лекарств из железнодорожных аптек и бюрократическая волокита.
3. Предложение реформ в сфере медицинского обеспечения.
4. Социокультурный облик больниц и других медицинских учреждений.

Одной из главных проблем культуры медицинского обеспечения на железных дорогах Сибири было невнимание врачей к своим пациентам. В печати то и дело встречаются рассказы о различных случаях, когда врач не являлся по вызову даже к тяжело больным, отправлявшим красный бюллетень 1. В тех случаях, если врач не мог выехать на дом к пациенту, он отправлял к нему фельдшера, в обязанности которого входила постановка диагноза и назначение лечения. Подтвердить назначенное фельдшером лечение должен был врач, поставив свою подпись. Однако доктор часто не видел больного, а узнавал все только со слов фельдшера или вовсе, будучи загруженным всевозможной канцелярской работой, подписывал назначенное лечение не глядя. Поэтому неудивительно, что столько жалоб приходилось на врачебную службу в связи с неправильной постановкой диагноза, ведь уровень знаний фельдшера

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

был на порядок ниже, чем у врача. К тому же, работа фельдшера имела стационарно-разъездной характер, а это значило, что порой приходилось преодолевать огромные расстояния, навещая больных. Вот несколько штрихов к описанию фельдшерской работы, которые находим в печати: «С линии их то и дело бомбардируют телеграммами с требованиями навестить больных, почему фельдшеру приходится в сутки средним числом сделать не менее трех выездов, что составит приблизительно около 30 верст... иногда на три поездки приходится употребить десять часов — все зависит от количества и совпадения поездов. Спрашивается, как же можно при таких условиях требовать от всегда уставшего фельдшера аккуратного и добросовестного выполнения им своих обязанностей?» [7].

Распространение получила и практика так называемых летучих диагнозов [8]. Суть ее заключалась в том, что врач выставлял диагноз во время стоянок поезда, в котором он следовал. Железнодорожники выстраивались в очередь на платформе в ожидании поезда, и во время стоянки продолжительностью несколько минут врач, попросив их высунуть языки, диктовал диагнозы и лекарства находящемуся рядом фельдшеру. Информация о болезни выдавалась по ходу поезда или по адресу высылалось лекарство. В связи с этим возникало множество курьезов с такими быстро поставленными диагнозами.

Железнодорожная печать раскрывает также и такие социокультурные аспекты медицинского обеспечения, как частная служба железнодорожных врачей и связанное с ней невнимание к пациентам. Железнодорожники отмечали разное отношение к ним одного и того же врача, находящегося на государственной службе и принимающего больных частным образом. Многие именно в частной практике видели причину небрежного к ним отношения докторов железной дороги. Ведь врач, находящийся на государственной службе и согласно своим должностным обязанностям вынужденный лечить железнодорожников, не имел дополнительной мотивации, кроме собственного самоуважения выполнять свою работу на должном уровне. В то время как тот же врач, работающий частным образом, находился в ситуации своеобразной конкуренции, а потому отличался обходительным отношением с пациентами и наиболее тщательно выставлял диагнозы и назначал лечение. Среди других примеров сложившуюся ситуацию иллюстрирует журнал «Железнодорожник»: «Загляните в наш приемный покой, и вы увидите такую картину: перед врачом стоит больной и рассказывает о своих недугах. Врач рассеянно смотрит в окно, барабанит в стекло и апатично следит за полетом какой-то птички. Больной указывает место, где у него болит и замолкает. Доктор встает, диктует рецепт, считая совершенно излишним выслушивать пациента, и зовет следующего. Такое отношение докторов, конечно, обижает служащих. Придите. к тому же врачу на дом в качестве частного посетителя, и вы не узнаете доктора: он любезен, почтителен, внимателен. Он хорошо осмотрит вас, тщательно исследует и пропишет рецепт»[9].

Одной из социокультурных проблем железнодорожного здравоохранения Сибири, получившая освещение в печати, стала организация системы выдачи бесплатных лекарств, а также связанная с ней бюрократическая волокита. Правилами врачебно-санитарной службы Сибирской железной дороги были установлены нормы относительно отпуска лекарств из железнодорожных аптек [10]. Соглас-

но § 41 данных правил отпуск бесплатных лекарств осуществлялся только по рецептам железнодорожных врачей. По рецептам частных докторов лекарства могли отпускаться только в случае заверения их также и у железнодорожного врача. Исключение составляли лишь экстренные случаи с пометкой «тотчас ^аИт)!». Отсюда возникала бесконечная бумажная волокита с рецептами от частных докторов, нуждавшимися в подписи железнодорожного врача. Кроме того, по рецепту, подписанному частным врачом после одного часа дня, лекарство можно было получить после часа следующего дня, т.е. через сутки. Такой порядок вещей, разумеется, создавал определенные препятствия на пути пользования правом получения бесплатных лекарств в железнодорожной аптеке и вызывал недовольство рабочих и служащих.

Посредством печати сами железнодорожники пытались повлиять на некоторые проблемы культуры медицинского обеспечения, привлечь внимание начальства к нерешенным вопросам. Однако нечасто можно встретить конкретный план предложений по улучшению работы врачебной службы. Лишь в нескольких номерах журналов был предложен ряд мер по реформированию существующего порядка. На страницах «Железнодорожника» был поднят вопрос о целесообразности единой врачебной службы как системы. Было предложено полностью отказаться от существующей организации подачи медицинской помощи, переложив обязанность назначать докторов на отдельные службы, упразднив тем самым единую систему 2. Главной причиной взгляда автора заметки на медицину железных дорог как на учреждение ненужное и бесполезное 3 стало выделение врачебной службы в особый отдел при Управлении дороги с разделением медицинского персонала на старших и младших врачей, фельдшеров, акушерок и т.д. Согласно мнению автора, это служба, где царит «формализм и порядок, а нет только одного. скорой, верной и действительной медицинской помощи» [8]. Поэтому в своей заметке железнодорожник предлагает «уничтожить излишние инстанции и службы и оставить и установить живое дело во всех отраслях железнодорожного хозяйства» [8].

Такой взгляд на врачебную службу вызвал живой отклик других железнодорожников, считавших, что организация медицинской помощи на дорогах должна реформироваться, только изменения эти необходимо направить не на разрушение единой системы, а на ее создание и консолидацию: «Мы лично думаем даже, что службе этой [врачебной] должно быть предоставлено такое же самостоятельное и независимое положение, как службе полицейской» [11, с. 8]. Автор видит недостатки медицинского дела на железных дорогах не в разделении врачебного персонала на разные категории, а в его нехватке в целом [12]. В заключение своей заметки он делает вывод: «не отрицая необходимости реформ во врачебно-санитарной службе ж.д., мы находим, что реформы эти должны быть направлены совсем в другую сторону, — в сторону правильной организации, а не разрушения» [11, с. 8 — 9].

В одном из номеров «Железнодорожника» опубликована также заметка под названием «Как улучшить врачебную часть на дорогах» [13, с. 8 — 9] с пометкой «один из проектов, которым не суждено сбыться» [13, с. 8]. Очевидно, автор считает, что его предложения вряд ли будут рассмотрены. Основное недовольство железнодорожника вызывает низкий уровень образования медицинского персонала, его

неготовность к службе. Поэтому в заметке предлагается ряд мер по улучшению подачи медицинской помощи, а также повышению культуры медицинского обеспечения путем кадровых изменений.

Ввиду нехватки врачебного персонала на дорогу принимали далеких от медицины людей. Поэтому первое, что следует сделать, по мнению автора, это запретить доступ к службе на дороге ротным фельдшерам [13, с. 9]. Дело в том, что для получения должности фельдшера, необходимо было окончить гражданскую или фельдшерскую школу. Однако, вследствие недостатка персонала, на должность фельдшера на железной дороге принимались лица, имевшие звание ротных фельдшеров, несмотря на то, что это было запрещено правилами санитарной службы. Ротными фельдшерами были солдаты, отслужившие в строю не менее полугода, помогая опытным фельдшерам делать перевязки, промывать раны, бинтовать — иными словами, выполнять несложную работу под руководством своих более опытных коллег. После двух лет такой работы они сдавали экзамен и назначались ротными фельдшерами. К самостоятельной фельдшерской работе они готовы не были. Тем не менее железная дорога в обход запрещения назначала их на должности участковых. Таким образом, человек малограмотный по выходе с военной службы мог получить должность участкового фельдшера, не обладая при этом достаточными знаниями. Отсюда множество недоразумений в диагнозах и способах лечения и, как следствие, жалобы железнодорожников на врачебную часть. Поэтому дороге для улучшения организации медицинского обеспечения, по мнению автора, необходимо отказаться от приема на службу ротных фельдшеров.

Вторым предложением по повышению уровня и культуры медицинского обслуживания стало изменение отбора персонала на медицинскую службу. Предлагалось принимать только самых лучших выпускников фельдшерских школ. При оформлении на службу требовать от поступавших свидетельство о пяти- или шестилетней практике в лечебных заведениях или у известных врачей. В дополнение к этому фельдшеры должны получить право повышать уровень своих знаний путем командировок в университетские клиники для прослушивания лекций сроком на три года.

Эти меры, не требующие от дороги больших вложений, должны были привести, по мнению автора, к улучшению подачи медицинской помощи и повышению культуры медицинского обслуживания.

Последней группой проблем, обсуждаемых в печати, стала социокультурная характеристика железнодорожных больниц и других медицинских учреждений. Больницы зачастую представляли собой унылое место, где царила следующая атмосфера: «В саду. стояло довольно большое здание с надписью над входной дверью Железнодорожная больница. Скучно и жутко в этом убежище больных. Дни однообразны и коротки, а ночи — мрачны и продолжительны. С четырех часов дня в палатах зимою начинают сумерки и в коридорах уже зажигают лампы, слабое освещение которых придает больным, лежащим на койках, какой-то зловещий отпечаток» [14].

Помимо больниц в распоряжении дороги находились приемные покои и фельдшерские пункты для подачи амбулаторной помощи. Для этого квартиры фельдшеров должны были располагать специальными комнатами для приема больных и содержания аптечки. Однако такие комнаты были редким ис-

ключением, а прием, в основном, проводился в квартире фельдшера, на кухне. При этом кухня представляла собой некий перевязочный пункт со всеми сопутствующими материалами. Тут же находились и шкафы с необходимыми медикаментами.

Все претензии в адрес железнодорожных врачей вынуждали последних дать ответ на страницах печати и высказать свою точку зрения на существующую проблему. В силу своей службы врачи на железной дороге находились в весьма непростом положении: с одной стороны, администрация дороги вынуждала их сделать медицину как можно менее затратной, а с другой — служащие требовали большего расходования средств на их обеспечение. Таким образом, врачи находились меж двух огней, пытаясь угодить и тем и другим. Тем временем требования к ним предъявлялись очень высокие. В отличие от частного врача, который в случае усталости мог послать к другому доктору, железнодорожный так сделать не мог и обязан был принять пациента. Кроме того, рабочие и служащие дороги забывали, что у врачей есть разные специализации. А железнодорожный врач должен был быть «мастером на все руки и чуть ли не специалистом по всем болезням» [15, с. 7]. Врач почти никогда не находил сочувствия и поддержки среди железнодорожников, к которому обращались лишь в случаях болезни, когда он был обязан излечить больного. При этом мало кто считался с реальными силами железнодорожной медицины: «Они требуют, а врач обязан, вот и все, а до остального им дела нет. Управленские служащие живут по большим городам.. , где к услугам всегда много врачей-специалистов. Привыкая к специалистам, они... желали бы, чтобы дорога имела целый штат своих даровых специалистов. Управление кое-как заводит таких специалистов, даже как зубных врачей. Что получается от такого порядка, не буду подробно говорить, скажу только, что недовольства и жалоб много» [15, с. 8]. Заканчивает свой небольшой очерк о железнодорожной медицине врач обращением: «Гг. ж.-д. служащие и рабочие! Мы, врачи, ваши друзья, а не начальство. Вы должны нам доверять, ибо без доверия и взаимного уважения в нашей профессии нельзя действовать успешно. Ваши жалобы на медицину и врачей надо же когда-либо суммировать и решить этот вопрос. Он для нас небезразличен. И если мы страдаем душою, когда мучаются ваши жены и матери.., то еще более мучительно постоянное сознание, что массу жалоб и неудовольствия приходится нам выслушивать. только потому, что мы являемся козлами отпущения при несовершенстве постановки нашего дела и при взаимном непонимании» [15, с. 8].

Таким образом, анализ печати относительно железнодорожной медицины Сибири в досоветский период, позволяет выявить ряд ее социокультурных особенностей и характерных черт. На страницах журналов ставились и обсуждались недостатки и трудности деятельности медицинской службы железных дорог, пути повышения ее эффективности. Материалы прессы помогают глубже раскрыть такие социокультурные проблемы железнодорожного здравоохранения, как серьезная нехватка медицинских учреждений, врачей и других квалифицированных работников, недостаточный уровень их культуры и профессионализма. Особое возмущение железнодорожников вызывали факты невнимательного, а то и безразличного отношения врачей к пациентам, непродуманность организации медицинского обслуживания и выдачи лекарств. Тем не

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (119) 2013

менее печать также позволяет сделать вывод о том, что с постройкой Транссибирской магистрали в Сибири развернулся процесс становления системы медицинского обслуживания железнодорожников, который сопровождался важными социальными и культурными изменениями в их жизни. Более того, становление и дальнейшее развитие этой системы на сибирских железнодорожных линиях внесло заметный вклад в формирование социокультурного пространства Сибирского региона.

Примечания

1 Красный бюллетень отправляли в наиболее тяжелых случаях, когда больной нуждался в срочной медицинской помощи.
2 Цит. по: О железнодорожной медицине // Железнодорожник. — 1904. — № 36. — С. 8.
3 Там же.

Библиографический список

1. Земеров, Б. И. Социальное обеспечение железнодорожников Сибири (1897— 1917 гг.) / Б. И. Земеров // Из истории Сибири. — Вып. 14. Рабочие Сибири в период империализма. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1974. — С. 66 — 86.
2. Земеров, Б. И. К экономическому положению рабочих Сибирской железной дороги накануне революции 1905 — 1907 гг. / Б. И. Земеров // Из истории Сибири. — Вып. 8. — Томск : Изд-во Томского университета, 1973. — С. 117—130.
3. Зиновьев, В. П. Рабочие Сибири в 1907— 1917 гг. /

В. П. Зиновьев // Рабочие Сибири в период капитализма. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1973. — С. 3 — 38.

4. Вечер, Е. В. Влияние Транссибирской железнодорожной магистрали на развитие Томской губернии в конце Х1Х-нача-ле XX вв. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Е. В. Вечер. — Кемерово, 2004. — 204 с.
5. Смирнов, С. С. Врачебно-санитарное обслуживание переселенцев на железных дорогах Азиатской России в начале

XX века / С. С. Смирнов, В. Е. Смирнова // Вестник Челябинского университета. Сер. 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. Челябинск. — 2003. — № 2. — С. 182 — 200.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту [Электронный ресурс]. — — URL: http://www. epidemюlog.ru/org_catalog/?SECTЮN_ГО = ELEMENT_ ГО = 221 (дата обращения: 21.08. 2012).
7. Железнодорожные письма: Медицинские деятели // Железнодорожник. — 1904. — № 66. — С. 24.
8. О действительной медицинской железнодорожной помощи // Железнодорожник. — 1904. — № 39. — С. 9.
9. Обзор печати // Железнодорожник. — 1904. — № 64. — С. 16.
10. Правила Врачебно-Санитарной службы Сиб. ж. д. относительно отпуска лекарств из железнодорожных аптек // Вестник Сибирской железной дороги. — 1905. — № 11 — 12. — С. 19.
11. О железнодорожной медицине // Железнодорожник. - 1904. - № 36. - С. 8-9.
12. О железнодорожной медицине // Железнодорожник. - 1904. - № 43. - С. 9.
13. Как улучшить врачебную часть на дорогах // Железнодорожник. - 1905. - № 104. - С. 8-9.
14. Чудовище // Железнодорожник. - 1904. - № 74. -

С. 27-28.

15. Несколько слов о железнодорожной медицине и врачах // Вестник Сибирской железной дороги. - 1905. -№ 39. - С. 7-8.

ШУПИКОВА Анастасия Олеговна, аспирантка кафедры истории, философии и культурологии. Адрес для переписки: anastasiya-shup@mail.ru

Статья поступила в редакцию 9.10.2012 г.

© А. О. Шупикова

Книжная полка

Фёдоров, В. А. История России (1861-1917) : учеб. для бакалавров / В. А. Фёдоров. - М. : Юрайт, 2013. -494 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-9916-2319-3.

Книга является продолжением учебника под редакцией Н. И. Павленко «История России с древнейших времен до 1861 года». В учебнике излагаются события истории России 1861-1917 годов. Отличие издания в изложении материала по проблемно-хронологическому принципу. Помимо представления политической истории России автор использует новый подход в освещении таких важных вопросов, как развитие экономики и социальной структуры общества, достижения русской культуры конца XIX — начала XX века, культурные связи России с другими странами. Издание снабжено историко-географическими картами, схемами центральных и местных государственных учреждений, общественного и церковного управления. Учебник содержит хронологическую таблицу и библиографию (документальные публикации, монографии преимущественно последних лет), рекомендуемые студентам для более углубленного изучения курса и практических занятий. Об авторе: Фёдоров Владимир Александрович — доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН и академик Международной славянской академии культуры и искусства.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты