Спросить
Войти

Структура власти в кыргызском обществе во 2-й половине ХІХ века

Автор: указан в статье

Таким образом, в результате многих законодательных изменений и реорганизаций к настоящему времени в Кыргызской Республике сложилась довольно четкая вертикаль исполнительной ветви государственной власти, определены на всех уровнях ее задачи, структура, функции, полномочия, взаимоотношения ветвей власти друг с другом. В действующей Конституции Кыргызской республики оптимально решен вопрос о соотношении государственной власти и местного самоуправления, что дает возможность продолжить реформу местного самоуправления в сторону дальнейшей децентрализации государственной власти.

Литература

1. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года.
2. Закон «О Правительстве Кыргызской Республики» от 18 июня 2012 года // Нормативные акты Кыргызской Республики. - 2012. - 9 июля. - С. 5-20.
3. Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» (в ред. законов КР от 25 ноября 2011 г. - 10 авг. 2012 г.) [Текст] // Нормативные акты Кыргызской Республики. - 2012. - №39. - С. 4-10
4. Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации». 19 июня 2012 г. [Текст] // Нормативные акты Кыргызской Республики. - 2012. - № 27. - С. 6.
5. Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении»: (в ред. Законов КР от 30 нояб. 2011 г. - 10 авг. 2012 г.) [Текст] // Нормативные акты Кыргызской республики. - 2012. - №39. - С. 10-32.
6. Положение о Полномочном представителе Правительства Кыргызской Республики в области», утвержденном 17 июля 2012 г.
7. Дуйсенов Э.Э. Реформа местного самоуправления в Кыргызстане (правовое регулирование) [Текст]. - Ош., 2003. - 146с.

Структура власти в кыргызском обществе во 2-й половине ХТХ века Токтогулов А. А.

Токтогулов Алмаз Асылбекович / Toktogulov Almaz Asylbekovich - кандидат юридических наук,

доцент, заведующий отделом, отдел права,

Институт философии и политико-правовых исследований,

Национальная академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрено формирование властных отношений в

Кыргызстане во второй половине Х1Х века, связанные с вхождением в состав России. Ключевые слова: власть, манапы, бии, обычное право, присоединение Кыргызстана в состав России.

Характер и формы власти в истории кыргызского народа определялись кочевым образом жизни кыргызов и соответствующими данному образу жизни формами хозяйствования. Так, казахский ученый Т.С. Жумаганбетов писал, что общественная жизнь кочевых народов определялась патронимией - формой регулирования общественных отношений в социуме по признакам генеалогической близости и на патриархальных принципах отношений в семье, на основе семейно -родовых связей [5, с. 24].

143

До середины Х1Х в. Функции управления и судебная функции в кыргызских аилах находилась в руках биев, которые были общественными, а не государственными институтами, поскольку в коллективном обществе общественное мнение было сильнее принуждения государства. Это были особые институты общественной власти, признанные народом в силу своей мудрости, справедливости, честности, обладающие знанием норм обычного права и законов природы, истории своего народа, умевшие решать спорные вопросы и имевшие всенародное уважение и признание [4, с. 195]. В Х1Х веке в кыргызском обществе начал складываться институт манапства. [2, с. 136138; 3, с. 38-46]. Манап был особой фигурой, он являлся распорядителем земель, имущества, зачастую и судьбы членов его рода. Постепенно манапство приобретает династийный характер и становится правящей династийной прослойкой. Власть манапа поддерживалась баями, биями, духовными лицами, которые находились в его подчинении. Административные и полицейские функции выполняли джигиты. Таким образом, манап был политическим лидером кыргызского общества, имевшим в своих руках исполнительную и судебную власть. С возникновением института манапства, т.е. с середины Х1Х в., у биев остаются лишь судебные функции, а остальные переходят к манапам.

Наряду с добровольным подчинением простых членов рода уважаемому аксакалу, бию или манапу в обществе действовала также привычная моральная система принуждения, идущая от предшествующей традиции.

После вхождения Кыргызстана в состав России все общественные отношения начали регулироваться органами государственной власти царской России, началась административная реформа органов общественного самоуправления кыргызов, которая проводилась в несколько этапов. На первом этапе административной реформы с 1855-1866 гг. российские власти управляли местным населением через назначаемых старших манапов, имея при этом управляющего со стороны российской администрации.

На втором этапе реформы с принятием Временного положения об управлении Семиреченской и Сыр-Дарьинской областей 1867 наряду с местным управлением была принята модель военно-народного управления. Местное самоуправление для местного кочевого населения основывалось на адате, а для оседлого населения - на шариате. Царская администрация считала, что сохранение правовых норм, привычных для местного населения, позволит обеспечить порядок и стабильность и примирит с русской властью кыргызов, которым было обещано сохранить их традиционный уклад жизни.

В 1867 г. в управлении кыргызами родовое начало было заменено выборным. Волости стали управляться выборными волостными управителями, аулы и кишлаки -аульными старшинами. Низшим звеном административной системы стало местное самоуправление или так называемая «туземная администрация». Органы местного самоуправления в Кыргызстане состояли из двух уровней: у кочевников - аульные, волостные и чрезвычайные съезды; у оседлого населения - сельские сходы и частные сходы.

Аульные старшины проверяли податные переписи, созывали аульные съезды для проведения выборов, вели списки умерших, брачующихся и новорожденных, осуществляли контроль за общественными расходами, контролировали материальное положение кибитковладельцев и т.д.

Волостной управитель созывал и распускал волостные съезды, следил за точным исполнением решений волостных съездов, контролировал деятельность аульных старшин, сбор налогов, осуществлял финансовый надзор за расходами из общественной казны, отвечал за приведение дорог в исправное состояние, соблюдение правопорядка и др.

144

По Положению об управлении Туркестанским краем 1886 г. уезды, в которых проживал кочевой народ, подразделялись на волости (в них число кибиток составляло две тысячи), а волости - на аульные общества с числом кибиток - 200.

Со времени образования волостей родовое начало потеряло свое первоначальное значение. Сельские общины стали административными подразделениями, выполнявшими административные, судебные и фискальные функции, что изменило структуру власти и органы управления. Законоположения Российского государства 1867, 1886 и 1891 гг. превратили род и племя в бессословную общину (сельское общество), обеспечивая самостоятельность в принятии важнейших решений [6, 6667]. Туземная администрация, в состав которой входили манапы, руководствовалась обычным правом.

Таким образом, во второй половине Х1Х в. общественно-экономические, политические и правовые отношения кыргызов регулировались нормативно-правовыми актами Российского государства и источниками обычного права. Государственная власть России поддерживала обычно-правовую основу кыргызского общества.

Как пишет Б. И. Борубашов, «Основной целью Российских властей было подчинение кыргызского населения действию общих российских законов и серьезным препятствием на этом пути стала неприспособленность российских законов к кочевому образу жизни... Этим обусловливалась необходимость сохранения, по крайней мере, до окончательного перехода кыргызов к оседлому быту, их сложившихся тысячелетиями обычаев, путем санкционирования правительственной властью некоторых из них, которые могут быть терпимы в светском государстве. Считалось, что сохранение обычно-правовых норм, привычных для местного населения, позволит, во-первых, обеспечить порядок и стабильность, основанные на соблюдении обычаев, а во-вторых, примирить с российской властью кочевников, которым было обещано сохранение их кочевого уклада жизни» [6, с. 99].

Присоединение Кыргызстана к России сыграло важную роль в истории кыргызского народа, так как были проведены существенные экономические, социальные, политические и правовые преобразования во всех сферах общественной жизни, определившие ход его дальнейшего развития: были созданы новые государственные, административные и судебные учреждения, появились новые органы общественного самоуправления и была проведена систематизация обычного права кыргызов, все основные общественные отношения кыргызов начали регулироваться органами государственной власти.

Литература

1. Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями 25 марта 1891 года [Текст] // Древний мир права казахов. Материалы, докум. и исслед. - Алматы, 2005. - Т.5. - С. 500-518.
2. Айтбаев МТ.Социально-экономические отношения в киргизском аиле в Х1Х и начале ХХ веков [Текст]. - Ф., 1962. - 195 с.
3. Нурбеков К. История государства и права Киргизской ССР [Текст]. - Изд. 2-е. - Б.: КГУ, 1999. - 129 с.
4. Розакунова Н.Р. Дореволюционное развитие государства и права Кыргызской Республики [Текст]. - Б., 2005. - 251 с.
5. Жумаганбетов Т.С. Проблемы формирования и развития древнетюркской системы государственности и права У1-ХШ вв. [Текст]. Автореф. дис д-ра юр. наук. -Алматы, 2004. - С.24
6. Борубашов Б.И. Государственно-правовое регулирование общественных отношений кыргызов в составе Российского государства (1855-1917): Историкоправовое исслед. [Текст]: Дис....д-ра юрид. наук. - Б., 2009. - 320 с.
145
ВЛАСТЬ МАНАПЫ БИИ ОБЫЧНОЕ ПРАВО ПРИСОЕДИНЕНИЕ КЫРГЫЗСТАНА В СОСТАВ РОССИИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты