Таким образом, в результате многих законодательных изменений и реорганизаций к настоящему времени в Кыргызской Республике сложилась довольно четкая вертикаль исполнительной ветви государственной власти, определены на всех уровнях ее задачи, структура, функции, полномочия, взаимоотношения ветвей власти друг с другом. В действующей Конституции Кыргызской республики оптимально решен вопрос о соотношении государственной власти и местного самоуправления, что дает возможность продолжить реформу местного самоуправления в сторону дальнейшей децентрализации государственной власти.
Структура власти в кыргызском обществе во 2-й половине ХТХ века Токтогулов А. А.
Токтогулов Алмаз Асылбекович / Toktogulov Almaz Asylbekovich - кандидат юридических наук,
доцент, заведующий отделом, отдел права,
Институт философии и политико-правовых исследований,
Национальная академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрено формирование властных отношений в
Кыргызстане во второй половине Х1Х века, связанные с вхождением в состав России. Ключевые слова: власть, манапы, бии, обычное право, присоединение Кыргызстана в состав России.
Характер и формы власти в истории кыргызского народа определялись кочевым образом жизни кыргызов и соответствующими данному образу жизни формами хозяйствования. Так, казахский ученый Т.С. Жумаганбетов писал, что общественная жизнь кочевых народов определялась патронимией - формой регулирования общественных отношений в социуме по признакам генеалогической близости и на патриархальных принципах отношений в семье, на основе семейно -родовых связей [5, с. 24].
До середины Х1Х в. Функции управления и судебная функции в кыргызских аилах находилась в руках биев, которые были общественными, а не государственными институтами, поскольку в коллективном обществе общественное мнение было сильнее принуждения государства. Это были особые институты общественной власти, признанные народом в силу своей мудрости, справедливости, честности, обладающие знанием норм обычного права и законов природы, истории своего народа, умевшие решать спорные вопросы и имевшие всенародное уважение и признание [4, с. 195]. В Х1Х веке в кыргызском обществе начал складываться институт манапства. [2, с. 136138; 3, с. 38-46]. Манап был особой фигурой, он являлся распорядителем земель, имущества, зачастую и судьбы членов его рода. Постепенно манапство приобретает династийный характер и становится правящей династийной прослойкой. Власть манапа поддерживалась баями, биями, духовными лицами, которые находились в его подчинении. Административные и полицейские функции выполняли джигиты. Таким образом, манап был политическим лидером кыргызского общества, имевшим в своих руках исполнительную и судебную власть. С возникновением института манапства, т.е. с середины Х1Х в., у биев остаются лишь судебные функции, а остальные переходят к манапам.
Наряду с добровольным подчинением простых членов рода уважаемому аксакалу, бию или манапу в обществе действовала также привычная моральная система принуждения, идущая от предшествующей традиции.
После вхождения Кыргызстана в состав России все общественные отношения начали регулироваться органами государственной власти царской России, началась административная реформа органов общественного самоуправления кыргызов, которая проводилась в несколько этапов. На первом этапе административной реформы с 1855-1866 гг. российские власти управляли местным населением через назначаемых старших манапов, имея при этом управляющего со стороны российской администрации.
На втором этапе реформы с принятием Временного положения об управлении Семиреченской и Сыр-Дарьинской областей 1867 наряду с местным управлением была принята модель военно-народного управления. Местное самоуправление для местного кочевого населения основывалось на адате, а для оседлого населения - на шариате. Царская администрация считала, что сохранение правовых норм, привычных для местного населения, позволит обеспечить порядок и стабильность и примирит с русской властью кыргызов, которым было обещано сохранить их традиционный уклад жизни.
В 1867 г. в управлении кыргызами родовое начало было заменено выборным. Волости стали управляться выборными волостными управителями, аулы и кишлаки -аульными старшинами. Низшим звеном административной системы стало местное самоуправление или так называемая «туземная администрация». Органы местного самоуправления в Кыргызстане состояли из двух уровней: у кочевников - аульные, волостные и чрезвычайные съезды; у оседлого населения - сельские сходы и частные сходы.
Аульные старшины проверяли податные переписи, созывали аульные съезды для проведения выборов, вели списки умерших, брачующихся и новорожденных, осуществляли контроль за общественными расходами, контролировали материальное положение кибитковладельцев и т.д.
Волостной управитель созывал и распускал волостные съезды, следил за точным исполнением решений волостных съездов, контролировал деятельность аульных старшин, сбор налогов, осуществлял финансовый надзор за расходами из общественной казны, отвечал за приведение дорог в исправное состояние, соблюдение правопорядка и др.
По Положению об управлении Туркестанским краем 1886 г. уезды, в которых проживал кочевой народ, подразделялись на волости (в них число кибиток составляло две тысячи), а волости - на аульные общества с числом кибиток - 200.
Со времени образования волостей родовое начало потеряло свое первоначальное значение. Сельские общины стали административными подразделениями, выполнявшими административные, судебные и фискальные функции, что изменило структуру власти и органы управления. Законоположения Российского государства 1867, 1886 и 1891 гг. превратили род и племя в бессословную общину (сельское общество), обеспечивая самостоятельность в принятии важнейших решений [6, 6667]. Туземная администрация, в состав которой входили манапы, руководствовалась обычным правом.
Таким образом, во второй половине Х1Х в. общественно-экономические, политические и правовые отношения кыргызов регулировались нормативно-правовыми актами Российского государства и источниками обычного права. Государственная власть России поддерживала обычно-правовую основу кыргызского общества.
Как пишет Б. И. Борубашов, «Основной целью Российских властей было подчинение кыргызского населения действию общих российских законов и серьезным препятствием на этом пути стала неприспособленность российских законов к кочевому образу жизни... Этим обусловливалась необходимость сохранения, по крайней мере, до окончательного перехода кыргызов к оседлому быту, их сложившихся тысячелетиями обычаев, путем санкционирования правительственной властью некоторых из них, которые могут быть терпимы в светском государстве. Считалось, что сохранение обычно-правовых норм, привычных для местного населения, позволит, во-первых, обеспечить порядок и стабильность, основанные на соблюдении обычаев, а во-вторых, примирить с российской властью кочевников, которым было обещано сохранение их кочевого уклада жизни» [6, с. 99].
Присоединение Кыргызстана к России сыграло важную роль в истории кыргызского народа, так как были проведены существенные экономические, социальные, политические и правовые преобразования во всех сферах общественной жизни, определившие ход его дальнейшего развития: были созданы новые государственные, административные и судебные учреждения, появились новые органы общественного самоуправления и была проведена систематизация обычного права кыргызов, все основные общественные отношения кыргызов начали регулироваться органами государственной власти.