Спросить
Войти

Репрезентации советского в российской блогосфере: социологический взгляд

Автор: указан в статье

40_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2011. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 316.32(045) Р.Н. Абрамов

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОВЕТСКОГО В РОССИЙСКОЙ БЛОГОСФЕРЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Исследуется феномен ностальгии по позднему советскому времени. Использованы результаты наблюдений автора за жизнью ностальгического сегмента российской блогосферы. Теоретической основой работы являются концепции прошлого, коллективной памяти и ностальгии, развитые М. Хальбваксом, Д. Лоуэнталем, С. Бойм.

Одним из ключевых вопросов социальных наук стран Восточной Европы является вопрос о том, закончилась ли «постсоветская» эпоха, своими идеологическими, институциональными и повседневными практиками укорененная в советскую эпоху. Преодоление «советского» идёт с неодинаковой скоростью в разных странах: порой, приходиться возвращаться и проживать советский опыт уже не в качестве серьезного идеологического или культурного проекта, но как элемента карнавала, бесконечной игры с недавним прошлым, как фарс. Подобно тому, как «Титаник» окончательно стал историей вместе со смертью последней пассажирки этого лайнера1, наверное, постсоветское окончательно превратиться в античный миф, когда последний, родившийся в этот исторический период, отойдет в мир иной.

Концепт ностальгии тесно связан с идеей исторической памяти и утопического конструирования прошлого. С. Бойм определяет ностальгию следующим образом: «Ностальгия (от греч. nostos -возвращение домой, и algia - тоска) - это тоска по дому, которого больше нет, или, может быть, никогда не было. Это - утопия, обращенная не в будущее, а в прошлое, а также проекция времени на пространство. Ностальгия - это попытка преодолеть необратимость истории и превратить историческое время в мифологическое пространство. Однако сама потребность в ностальгии исторична» [1].

Н. Самутина развивает это определение с позиции переживания истории как травматического опыта, нуждающегося в терапии: «Это понимание ностальгического как особого способа отношения к прошлому, характеризующего различные воображаемые сообщества и несущего различную идеологическую нагрузку в зависимости от того, кто его в данной ситуации переживает» [4. С. 33].

В приведенных определениях ностальгии крайне важным для нас является эскапистская функция ностальгии - в эпоху перемен реализуется миф о вечном возвращении в «прекрасное далёко». Ухрони-ческий2 характер мышления в современной России проявляется через ностальгические грезы об ушедшей эпохе позднего советского прошлого - преимущественно семидесятых годов, которые многим видятся идеальной эпохой безвременья, когда, казалось, не будет конца застывшим и предсказуемым практикам повседневной жизни. В мангеймовской классификации эта форма ностальгии может рассматриваться как «ложное сознание», основанное на «несовременных» моделях мышления3.

1 «Будущее окончательно отпочковалось от прошлого. Тихо, незаметно еще один кусочек настоящего времени превратился в то, что называют История. В воскресенье, 31 мая, в Великобритании на 98-м году жизни скончалась последняя пассажирка лайнера «Титаник» Мильвина Дин... Всё, последняя зацепка, которая соединяла сегодня со вчера, расцепилась. Будущее окончательно отпочковалось от прошлого. Гибель «Титаника» превратилась в исторический эпизод». См. [5].
2 Ежи Шацкий в своей работе «Утопия и традиция» ухрониями называл утопии времени - «они рисуют счастливо "когда-то" или "когда-нибудь". Такие утопии - это не локализованные однозначно пункты линеарного времени, но, как правило, острова во времени, нам не известном или же (если речь идет о прошлом) известном не слишком хорошо» [9. С.55, 77-98].
3 «Носителями этой "идеологической" функции могут в первую очередь оказаться устаревшие и потерявшие свое значение нормы и формы мышления, а также интерпретации мира; они не только не уясняют совершенные действия, данное внутреннее и внешнее бытие, но скрывают их подлинный смысл. В качестве примера ложного сознания на уровне самоуяснения могут служить те случаи, когда человек скрывает исторически уже "возможное" "истинное" отношение к самому себе или к миру, искажает переживание элементарных данностей человеческого существования, "овеществляя", "идеализируя" или "романтизируя" их, короче говоря, когда посредством всевозможных приемов бегства от себя и от мира он достигает ложных интерпретаций опыта.

Как отмечают исследователи, «одной из составляющих сегодняшнего феномена "постсоветской ностальгии" является тоска не по государственной системе или идеологическим ритуалам, а по реалиям человеческого существования. Ленинградский художник и фотограф заметил, что через несколько лет после "крушения коммунизма", которое он воспринял с восторгом, он вдруг почувствовал, что вместе с тем политическим строем из его жизни исчезло и что-то иное, более личное, чистое, исполненное надежды, "безоглядной искренности и подлинности"» [11].

Отражение в новых медиа ностальгии по советскому

Российские медиа приняли активное участие в производстве ностальгического присутствия. Помимо сериалов и художественных фильмов, где события происходят в шестидесятые-восьмидесятые, в течение последних лет возникли серийные телепрограммы, в которых воскрешается дух эпохи через нарративы свидетелей, зачастую привязанные к материальным объектам, отражающим повседневность того времени. Самым масштабным медиапредприятием, эксплуатирующим тему ностальгии по позднему советскому времени, стала продолжающаяся серия проектов «Намедни», инициированных известным российским журналистом Л. Парфеновым. В конце девяностых на НТВ был показан документальный сериал «Намедни 61-91», где Л. Парфенов стремился реконструировать дух времени, следуя год за годом по волнам памяти последних десятилетий советской эпохи. Наряду с «большими» политическими событиями, такими как ввод советских войск в Афганистан, в каждой серии не меньшее внимание уделялось «малым» событиям повседневной жизни - появлению синтетических мужских рубашек, цветного телевидения или массовому увлечению лечением мумиё в начале семидесятых. Идеология этого сериала заключается в уравнивании Истории и истории, в применении оптики «обычного человека» для которого поиски финских зимних сапог в 1977 г. не менее важны, нежели принятие новой Конституции СССР в том же году. Также Л. Парфенов почти следует концепции М. Хальбвакса о локализации воспоминаний через социальные рамки памяти, где вещи, принадлежащие своему времени, нанизанные на нитку памяти, складываются «словно жемчужины в ожерелье»[8. С. 138], формируя непрерывный поток ностальгии по недавнему прошлому. Продолжая развитие проекта «Намедни» в 2007-2009 гг. Л. Парфенов работал над публикацией трех иллюстрированных альбомов, посвященных трем последним десятилетиям СССР. Параллельно с этим был запущен интернет-блог «Намедни: образы утраченного времени»4, где авторы проекта обращаются к блогерам за помощью в поиске артефактов из позднего советского периода. Выпуск каждого тома становится событием на российском издательском рынке, что свидетельствует об интересе читателей к теме ностальгии по недавнему советскому прошлому. Наконец, апофеозом отражения темы ностальгии в медиа стало появление нишевого телеканала «Ностальгия». Сетка вещания этого телеканала представляет собой попурри из передач советского телевидения, специальных программ, посвященных воспоминаниям о жизни в СССР шестидесятых-восьмидесятых и клипов зарубежной музыки того периода.

Границы ностальгической блогосферы

Теперь перейдем к описанию методики исследования и обзору ностальгических ЖЖ-сообществ, которые были включены в исследовательскую панель. Выбор именно ЖЖ-сообществ как объекта исследования был не случайным. Прежде всего, ЖЖ-сообщества представляют собой форму интерактивной коммуникации, где производство дискурса носит коллективный характер в противоположность тематическим сайтам, чаще всего разработанным одним или несколькими пользователями Интернета5. В отличие от форумов и других форм обмена сообщениями в Интернете блоги предоставляют больше возможностей для размещения визуальной информации - сканированных письменных документов, фотографий, видеосюжетов. Довольно много сообществ ностальгического характера существует в массовой социальной сети «Вконтакте.ру» (www.vkontakte.ru). Наблюдения за

Ложным поэтому является и стремление скрыть растущее беспокойство с помощью отживших абсолютных ценностей (т.е. веры в мифы, грез о "величии как таковом", претензий на "идеалистичность") и фактически шаг за шагом прятаться от самого себя под весьма прозрачной маской "бессознательности"». См. [3].

4 URL: http://community.livejoumal.com/namedni_60e_90e/
5 В настоящее время в рунете существует более полусотни интернет-сайтов, посвященных советской эпохе. Ссылки на основные из них собраны в отдельный список на сайте «Наша Родина - СССР». URL: http://back2cccp.ru/links.html
42_Р.Н. Абрамов_
2011. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

активностью этих сообществ показывают, что записываются в них иногда тысячи людей6, хотя реальная активность коммуникационного обмена намного ниже, чем в блогосфере.

Российская блогосфера, и особенно зона «Живого журнала» www.livejournal.com, стала чем-то большим, чем новый вид коммуникации: «живой журнал» рассматривается как медиа, предоставляющее его пользователям и читателем дополнительный уровень свободы обмена информации, по сравнению с федеральными телеканалами и печатной прессой, где существуют элементы политической цензуры. Таким образом, российская блогосфера получила дополнительное влияние на общественное мнение, что радикальным образом отличает её от сетевых сервисов, подобных «одноклассни-кам.ру» или «вконтакте.ру». По разным оценкам в российской части Интернета существуют около 3,8 млн. блогов, что составляет около 3% от мировой блогосферы. Более 75% всех русскоязычных дневников находятся на пяти хостингах: LiveInternet.ru, LiveJournal.com, Blogs@Mail.ru, Diary.ru и LovePlanet.ru7. Для анализа «ностальгического» блока отечественной блогосферы важно подчеркнуть, что авторами блогов являются люди в возрасте до 35-40 лет, для которых советское время - это период детства, отрочества, юности. И поэтому может происходить удвоение ностальгии - тоска по утраченному детству накладывается на теплые воспоминания о «советском».

Наше исследование проводилось в формате наблюдения за активностью выбранных «ностальгических» ЖЖ-сообществ через подключение к ленте сообщений этих сообществ в качестве «френ-да»-читателя. Наблюдение велось с сентября 2008 г. по апрель 2010 г. Отдельно анализировалось содержание сообществ за более ранний период их существования. В исследовательскую панель было включено двенадцать «ностальгических» ЖЖ-сообществ8 и два индивидуальных блога, где воспоминание о советском стало важной темой обсуждения блогеров9.

Обращение к самоописанию изучаемых сообществ поможет лучше понять, почему именно они были отобраны как «ностальгические» по своему характеру. Внимание читателя ЖЖ-сообществ акцентируется на личном характере воспоминаний, связанных с событиями своей биографии или семейной истории10.

Некоторые самоописания изучаемых ЖЖ-сообществ представляют собой микшированный список артефактов, призванных не только задать границы периода, которому посвящено сообщество, но стимулировать ассоциативное мышление читателя, погрузить его в материальный и символический контекст того времени11.

6 Например, в сообществе «NOSTALGIE CLUB» (http://vkontakte.ru/club1054876) записано более 3500 участников, а в сообществе «СовДеп» (http://vkontakte.ru/club57837) около 6500 участников.
7 Подобнее см. Портрет российского блогера от «Яндекс». URL: http://www.rb.ru/inform/73027.html; Исследование блогосферы. Весна 2008 г. // URL: http://blogbook.ru/2008/04/18/issledovanie-blogosferyi-vesna-2008/
8 62_69, 76_82, back_in_ussr, born_in_ussr, cccp_foto, gdr_ddr, komu_za_29, nashe_detstvo, ru_museum70, soviet_life, cccp_foto, ru_1950s
9 URL: http://allan999.livejournal.com/, http://germanych.livejournal.com/
10 URL: http://community.livejournal.com/soviet_life - «предметы советской жизни в фотографиях, картинах советских художников и в ваших воспоминаниях. Вещи, предметы быта, мебель, кухонная утварь, скамейки во дворе, дом, в котором вы жили, детский сад, игрушки, автомобили тех лет, будильники, телефоны, косметика, флакончики, баночки, ценники, проездные билеты, театральные программки, косынки, шапки, пальто, вешалки, удостоверения, значки, марки, этикетки, пионерские галстуки, школьные дневники - все советские предметы. И, конечно, ваш комментарий-воспоминание».

URL: http://community.livejournal.com/ru_1950s/profile - «50-е годы - это не одна эпоха, а две. Первая - поздний Сталин, от победы в Великой Отечественной войне до марта 1953 года. Вторая - все, что началось после смерти Сталина, и закончилось - условно - снятием Хрущева с поста. Это сообщество посвящено второй эпохе и охватывает период с 1953 до 1964 года. Хотелось бы видеть описания повседневной жизни обычных людей, их судеб и типичных событий эпохи, в которых они участвовали. Пишите о том, что вы видели сами или слышали из первых рук (от родителей, родственников или знакомых)...»

URL: http://community.livejournal.com/50s60s_ru/ - «все о советской жизни 50-60-х годов. Ваш семейный архив. Ваши воспоминания».

11 URL: http://community.livejournal.com/1970_ru - «все кто родился в 1970 (и около), зажигал на танцах в пионерлагере под Бони М, Чингиз Хан и Юрия Антонова... Кто помнит похороны Брежнева. Кто заканчивал школу в самом начале Перестройки, ходил на концерты в рок-клуб, тусовался в Сайгоне, на Маяке и Климате, помнит времена когда милиция задерживала за «внешний вид», фанател от New Wave, не пропускал ни одной передачи Севы Новгородцева, и полностью поддался «тлетворному влиянию запада».

Наконец, ностальгический характер исследуемых сообществ проявляется в ходе анализа содержания сообщений и комментариев, значительная часть которых ориентирована на практики эмоционального погружения в ушедшую эпоху, связанную с детством или юностью, где общий ностальгический потенциал может рассматриваться как совокупность импульсов памяти, испускаемых каждым из участников ЖЖ-сообщества.

Для целей нашего исследования была проведена граница между блогами, посвященными исторической и ностальгической тематике. Нужно сказать, что, несмотря на кажущуюся произвольность критериев такой классификации, подобное разделение важно для понимания различий между ностальгией как особой социально-психологической практикой и увлечением историческими событиями. Итак, сначала обратимся к примерам сугубо исторических ЖЖ-сообществ: в основном они представляют собой виртуальные клубы по интересам, где аккумулируются факты и ссылки по теме сообщества. Такими сообществами являются: «Крымская война 1853 - 1856 гг»12, «Гражданская война в России»13, «Проект "1812 год" и не только...»14, «Оборона Севастополя 1941-1942 гг.»15 и др. В описании сообществ подчеркивается внимание к историческим деталям интересующей эпохи с документированной аргументацией:

• «Данное сообщество ставит своей задачей освещать интересные события и любопытные факты, происходящие в мире, связанные с именами Наполеона I, эпохой того времени и людьми, окружавшими его». (http://community.livejournal.com/ru_1812/);

• «Здесь воспроизводится хронология событий Гражданской войны. Даётся анализ тактических операций на фронтах, действий властей в районах, захваченных противоборствующими сторонами, приводятся биографии полководцев и простых участников революции и Гражданской войны, и прослеживаются их судьбы после окончания военных действий, боевой путь отдельных частей». (http://community.livej oumal. com/ru_civil_war/).

Помимо фокусировки на значимых событиях или периодах, исторически ориентированные блоги отличает временная удаленность обсуждаемых событий от участников ЖЖ-сообществ, что оказывает доминирующее влияние на их позицию: никто из них не являлся очевидцем обороны Севастополя или Гражданской войны в России. Поэтому никто не может апеллировать к личному опыту или собственными воспоминаниям. В этих сообществах ведутся жаркие споры как по идеологическим основаниям, так и по фактологии интересующих событий, однако несмотря на возможную пристрастность, отсутствие личной вовлеченности в обсуждаемый временной период ограничивает возможности легитимации знания через личный опыт. Другая ситуация с ЖЖ-сообществами, которые мы обозначили как «ностальгические»: участники исследуемых сообществ позиционируют себя в качестве экспертов по вселенной недавнего советского прошлого. Базой легитимации экспертного статуса является не наличие специального исторического образования или знание библиографических источников, а личное участие в советской жизни последних десятилетий. Личностное обыденное знание о советском - вот главный источник экспертной власти на ностальгических блогах. То есть участники ЖЖ-сообществ являются «выращенными экспертами» в терминологии С. Тернера [17. Р. 128]. Соответственно, в отличие от участников «исторических» ЖЖ-сообществ, участники «ностальгических» ЖЖ-сообществ предпочитают обращаться к собственной памяти и устным семейным нарративам как источнику релевантной информации. Некоторые из «ностальгических» сообществ прямо заявляют о миссии создания «народной истории» - альтернативы истории «академической», «официальной». Специфика «ностальгических» ЖЖ-сообществ заключается в том, что, во-первых, в дискуссиях участники предпочитают обращаться к личному опыту и устным семейным нарративам в отличие от участников «исторических» ЖЖ-сообществ обращающихся к историческим документам и публикациям; во-вторых, участники «ностальгических» ЖЖ-сообществ позиционируются как очевидцы, тогда как участники «исторических» ЖЖ-сообществ по понятным причинам очевидцами быть не могут; в-третьих, экспертный статус участника «ностальгического» ЖЖ-сообщества укоренен в его личный опыт пребывания в советскую эпоху, чего по понятным причинам не может быть с экспертным статусом участника «исторических» ЖЖ-сообществ.

12 URL: http://community.livejournal.com/crimean_war/
13 URL: http://community.livejournal.com/ru_civil_war/
14 URL: http://community.livejournal.com/ru_1812/
15 URL: http://community.livejournal.com/sevastopol41_42
2011. Вып. 1

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Ностальгические блоги: деконструкция контента

Важнейшим инструментом коллективного конструирования воспоминаний служат обращения к персонифицированным микроисториям, реанимирующим советскую повседневность. Это позволяет вернуть ускользающую реальность, поскольку воссоздание прошлого будет тем более аутентичным, «чем больше письменных или устных свидетельств окажется в нашем распоряжении»[8. С. 125]. Какие кирпичики составляют виртуальную стену памяти о советской повседневности? Ими являются вещи и социальные практики. Вещи рассматриваются не просто как предметы советского быта, но и как якоря, присоединяющие к себе цепочки воспоминаний о приобретении этих вещей, их использовании и их социальном значении. Становясь социальными рамками памяти или «якорями повседневной памяти»16, вещи призваны реконструировать прошлое не только фактически, но в первую очередь эмоционально - погрузить рассказчика и участников сообщества непосредственно в то время, с его осязательными ощущениями, запахами и созерцанием себя как участника событий. Подобно симпатической магии, когда предполагалось, что манипуляции с вещами отразится на состоянии их вла-дельца17, ностальгическое обращение к вещам также подразумевает возможность непосредственного проникновения в ту эпоху и повторного переживания уже давно ушедшего. Обращение к вещам как сосудам памяти в блогах происходит в двух форматах: либо в формате размещения изображения вещи и прилагаемого короткого комментария, либо в формате рассказа о вещи с последующим обсуждением. Порой оба формата смешиваются, как в случае обсуждения видов советских новогодних гирлянд на сообществе «soviet_life», где участник jean-christophe18 разместил несколько фотографий имеющихся в его распоряжении гирлянд и приложил к ним небольшой комментарий, что открыло новую ветку обсуждений:

«Хочу представить вам некоторые наиболее интересные экземпляры елочных гирлянд из собственной коллекции. Наверняка, многие узнают тут свои и вспомнят детство! :))) Это самая старая гирлянда в моей коллекции: "Космос" (думаю, середина 60-х). Сделаны в Киеве, на заводе "Укрка-белъ"... Это одна из последних по-настоящему красивых советских гирлянд - "Золотой фонарик". Делались на воронежском заводе в начале - середине 80-х. Фонарики из тоненькой жести, поэтому очень хрупкие: одно неверное движение, и фонарик всмятку. У меня была такая в детстве - прожила очень мало, этот экземпляр я раздобыл совсем недавно». Комменты:

gala v У меня были «Золотые фонарики». Почему-то гирлянда очень быстро вышла из строя и эти цветные прозрачные «стекла» я в дальнейшем использовала для придания цвета другой советской гирлянде, которая жива и используема до сих пор :)

jean christophe Ну да, "Золотые фонарики" - очень хрупкая красота. Пока ищешь перегоревшую лампочку, можно помять фонарики.

nikitushay меня ленинградского производства фонарики - наилюбимейшие. По воспоминаниям -где-то в 78-79гг. были приобретены. Самое в них неудобное - последовательное соединение. Стоит одному перегореть - и вся гирлянда не работает.

gala v Есть, работает, покупала в 1986 году. В неё, кстати, китайские диоды подходят. mistle real У меня есть гирлянда "Астероид", произведена в начале 80-х.

mistle real Сфотографирую-выложу, отличная сохранность. Рабочая. Выглядит: разноцветные пластиковые цилиндры, из которых "хаотично" торчат пластиковые же "лучи". jean christophe А как выглядит примерно?

gala vСлvчайно не большие такие прозрачные многолучистые? Если эти - то именно в них я засовывала цветные пленки из "Золотых фонариков" :)

16 «Часто одни и те же элементы и приметы прошлого приводят к очень разным ностальгическим нарративам. Например, советский флаг, что вполне очевидно, может стать метафорой старого режима и символом его возрождения или свержения. Флаг - шелковисто-красный, с неровной бахромой и следами перегретого утюга -может также служить якорем повседневной памяти о веселых праздниках и отгулах, которые законно присуждались знаменосцу, пришедшему на ноябрьскую демонстрацию в семь утра» [1].
17 Джеймс Фрезер развивая классификацию первобытной магии пишет о контактной магии как примере магии подобия: «ошибка контактной магии заключается в допущении, что объекты, некогда находившиеся в физическом контакте друг с другом, пребывают в контакте постоянно». Цит. по: [10. С. 164, 165].
18 URL: http://jean-christophe.livejournal.com/

jean christophe А, кажется, понял. По другим данным она называется "Комета". Похожи на те, что в комментариях выше, только намного крупнее

jean christophe#еm, тарелки - это такие желтенькие, летающие. Хотя гирлянда делалась в разной комплектации, возможно, у вас вместо тарелок - желтенькие астероиды (угловатые такие). А Сатурны тоже бывали двух видов: с красным и с синим кольцом.

Представленный фрагмент ветки комментариев поста, посвященного советским елочным гирляндам, позволяет зафиксировать несколько дискурсивных планов ностальгии. Прежде всего, дискурсивный план «аутентичности» - в большинстве исследуемых сообществ советские вещи репрезентируются как аутентичные - не копии, но оригинальные произведения советской промышленности, что придает им дополнительную ценность. Аутентичность устанавливается коллективно и эта процедура схожа с работой археологов по датировке обнаруженного на раскопках артефакта - например, некоторые из участников сообществ относят обсуждаемые гирлянды к произведенным в шестидесятых годах, тогда как другие - к произведенным в семидесятых-восьмидесятых. Не менее важен дискурсивный план «функциональности» - насколько вещь советского периода оказывалась удобной/неудобной в использовании, долговечной/недолговечной, соответствовала/не соответствовала зарубежным аналогам своего времени. Зачастую дискуссии о функциональности вещей переводятся в идеологический контекст, касающийся отсталости или прогрессивности советской промышленности и соответственно всей системы управления советской экономикой. Аргументом в пользу продукции советской индустрии служит то, что участники сообществ этими вещами пользуются и сейчас. Следующий дискурсивный план, «эстетический» - рассматривается, до какой степени дизайн советских вещей был привлекательным или отталкивающим. Здесь опять возникает спор об «убогости» или «оригинальности» советского дизайна бытовой техники, одежды. Например, блогер «germanych»19 потратил немало времени на демонстрацию неудачного дизайна одежды и товаров народного потребления, сделанных в СССР: в его блоге были размещены тематические подборки фотографий с обширными комментариями. Результатом стали баталии о преимуществах и недостатках советского дизайна, развернувшиеся в комментах. Далее, важным дискурсивным планом является «эмоциональное узнавание» - участники сообществ опознают в представленных на обсуждение вещах те, которые они видели в своем детстве или юности. Узнавание открывает дверь для проникновения в атмосферу эпохи и, начав с обсуждения, например, школьной формы, участники сообществ в своих комментариях воссоздают пространство советской школы со всем её миром - запахами, звуками, дисциплинарными практиками, пионерскими линейками и проч. Для многих эмоциональное узнавание становится формой биографической ретроспекции, возвращением в личное прошлое20.

Воспоминание о социальных практиках - это другой путь погружения в советскую повседневность. Следуя современной теории практик, будем считать единичной социальной практикой то, как её определяет Андреас Реквиц - «рутинизированный тип поведения», включающий элементы - форм телесных действий, форм ментальных действий вещей и их использования, а также фонового знания в виде эмоций и мотиваций»[12. Р. 245; 2. С. 31]. Наряду с ностальгической другой важной интенцией производства воспоминаний о советских социальных практиках для участников ностальгических ЖЖ-сообществ является стремление архивировать позднюю советскую повседневность. Рассматривая себя в качестве хранителей аутентичного знания о советском, блогеры полагают, что профессиональные историки могут «забыть» о быте той эпохи, поскольку в основном занимаются Большой Историей политических, идеологических, экономических институтов. И тогда миссия народной историографии ностальгических блогов - быть достоверной летописью советского мира, рассказать о том, как было «на самом деле». Интерес участников ностальгических сообществ вызывают самые разные практики советского: оформление загранпаспорта, выезды на картошку и овощебазу, детские дворовые игры, ношение детьми ключей от квартиры на шее, потребление газированных напитков в автоматах, проведение семейных и государственных праздников, покупка мебели по записи и продуктовые спецзаказы на предприятиях. Тема советского детства занимает заметное место в реконструкции практик повседневности, что, впрочем, не удивительно, учитывая возрастные рамки активной интер-

19 См. например: «Во что одевалась советская молодежь». URL: http://germanych.livejoumal.com/130938.html
20 В академическом дискурсе примером такой биографической ретроспекции может служить эссе А.М. Сологу-бова, основанное на проживании своей профессиональной социализации в области фотографии через череду воспоминаний о фотоаппаратах, которыми на протяжении своей жизни владел автор [6. С. 75-103].
2011. Вып. 1

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

нет-аудитории. Выступая в роли исторических социологов, участники ностальгических ЖЖ-сообществ стремятся к полному описанию той или иной социальной практики: выясняют причины и хронологию её возникновения, генезис, степень распространенности, функции и схему реализации, включая воспоминания о личных ощущениях, например, тяжести висящего на шее ключа от квартиры. Внимание к деталям, порой доходящее до маниакальности, - заметная характеристика обсуждений ностальгических ЖЖ-сообществ.

По сути, благодаря хаотичности размещения постов и разнообразию обсуждаемых артефактов советского, тематические ЖЖ-сообщества превращаются в блошиные рынки или лавки старьевщиков, где настольный бюст В.И. Ленина соседствует с книгами А. Гайдара и пылесосом «Ракета». Ностальгия в этом контексте может рассматриваться не только как бегство от реальности или возвращение к прошлому, но и как винтажная модель потребления, ставшая популярной последние десять лет благодаря глянцевым московским журналам «Вещь», «Большой город», «Что купить», «Афиша» и др. Секонд-хенды, «комиссионки», блошиные рынки, бабушкины сундуки позиционируются как источники вдохновения денди двухтысячных.

Остаются ли виртуальные фабрики ностальгии только лишь невинным увлечением мечтателей о «прекрасном далёко»? Анализ содержания тематических ЖЖ-сообществ показывает, что они представляют собой площадки идеологической борьбы, связанной с оценкой позднего советского периода. Артефакты прошлого заставляют блогеров вольно или невольно проговаривать собственную позицию в отношении советского периода, называя его «убогим совком» или «лучшей эпохой с отдельными недостатками». И то, с каким жаром ведутся такие дискуссии, можно считать ответом на вопрос о том, расстались ли мы с «советским» или нет. Справедливости ради нужно отметить, что в самоописании («user info») большинство ностальгических ЖЖ-сообществ подчеркивают собственную невовлеченность в дискуссии о месте советского времени в истории21, однако на практике дистанцироваться от идеологии не удается. Например, в конце мая 2009 г. в сообществе soviet_life22 разгорелся скандал между «просоветской» и «антисоветской» группами читателей. Скандал завершился тем, что одна и «смотрителей» сообщества «levkonoe»23 была идентифицирована как настроенная «антисоветски» и исключена24. Соответственно победу одержало «просоветское» лобби под руководством модератора сообщества «vorontsova-nvu»25, предпочитавшего ностальгически-позитивные воспоминания о советском. Ностальгия о советском индуцирует бои, по своей ожесточенности и бескомпромиссности напоминающие виртуальную гражданскую войну. И все же по своей распространенности «тотальная ностальгия» в ЖЖ-сообществах уступает «иронической рефлексированной ностальгии», где имеет место «двойное зрение, игра со временем и ритуальной реальностью памяти». Такую ностальгию «интересует не предмет, а процесс, воспоминание как таковое, любование ускользающей деталью, фрагментом. Метонимическая деталь является якорем памяти, а не эмблемой прошедшего золотого века. Ирония и остранение не чуждо ностальгии второго типа» [1].

Концепция М. Хальбвакса связывает социальные рамки памяти в первую очередь с детскими воспоминаниями, возвращение в которые является специфической формой эскапизма. «Советское детство» по праву занимает ключевое место в ностальгических ЖЖ-сообществах. Народная антропология советского детства также раскрывается через обращение к вещам и социальным практикам. Отдельная большая тема ностальгии - советские детские игрушки. В марте 2009 г. было создано специализированное ЖЖ-сообщество «ussr_toys»26, посвященное «игрушкам, сделанным в СССР и все, что с ними связано». На страницах этого ЖЖ-сообщества обычно вывешивается фотоизображение игрушки советского периода шестидесятых-восьмидесятых, вокруг которого строится нарратив уча-

21 Пожалуй, только сообщество «Родившиеся в СССР» (http://community.livejournal.com/born_in_ussr) прямо указывает на свою «просоветскую» позицию в описании: «Мы назвали наше новое комьюнити born_in_USSR, поскольку все мы действительно родились в СССР, всего два десятилетия назад - развитом, хоть и социалистическом, государстве, превратившемся ныне в отсталую и растерзанную, хоть и капиталистическую, страну».
22 См. URL: http://community.livejournal.com/soviet_life/504704.html?page=1#comments
23 URL: http://levkonoe.livejournal.com/
24 Обстоятельства скандала подробнее см. URL:

http://community.livejournal.com/soviet_life/504704.html?page=1#comments;

URL: http://community.livejournal.com/soviet_life/505679.html; http://sirjones.livejournal.com/581119.html

25 URL: http://vorontsova-nvu.livejournal.com/
26 URL: http://community.livejournal.com/ussr_toys

стников. Многие испытывают ностальгическое умиление, узнавая знакомые вещи, другие заняты ностальгической археологией, выясняя, где, в какое время и по какой цене продавались подобные игрушки.

В заключение тезисно остановимся на некоторых функциях ностальгических ЖЖ-сообществ. Участники этих сообществ заняты архивацией прошлого - их интенция заключается в максимально точном и детальном описании советской повседневности семидесятых. Накопление знания о советском центрировано на бытовых мелочах и иногда принимает гипертрофированные формы тотального складирования фактов, практик, вещей.

Связанной с архивацией является функция колонизации прошлого - расширения территории знания о советском посредством коллективной активности всех участников тематических сообществ. Свою миссию они видят в устранении «белых пятен» истории советской повседневности последних десятилетий существования СССР. Имеются в виду не закрытые страницы политической или экономической истории, а лакуны в описании практик, стилей жизни, языка, вещей, относящихся к поздней советской эпохе.

Другой важной функцией является эскапизм - через эмоциональное погружение в ностальгические грезы многие участники ЖЖ-сообществ вновь и вновь возвращаются в период семидесятых. Для одних это время безоблачного детства или юности, для других образец духовности. В ностальгических сообществах неоднократно возникала тема особых человеческих отношений, существовавших в советское время, - их участники полагают, что в советское время люди были более открыты, искренни, расположены помочь в сложную минуту, а дружба основывалась не только на взаимной выгоде, но и на бескорыстном интересе друг к другу. Фактически, советское время оценивается как время доминирования Gemeinschaft в противоположность современности, в которой главенствуют Gesellschaft социальные отношения [7].

Идеологическая борьба «антисоветчиков» и «просоветчиков» формирует следующую функцию ностальгических блогов - стремление той или иной стороны расставить собственные исторические акценты в оценке советского прошлого. Фотоматериалы, описание вещей, фактов, быта используются как оружие идеологической борьбы тех, кто оценивает позитивно советский период, и тех, кто считает его провалом истории страны.

Довольно часто участниками ностальгических ЖЖ-сообществ являются молодые люди, родившиеся после 1985 г. Они могут только по рассказам родителей, кинофильмам, оставшимся вещам и книгам судить о советском периоде. Между тем многие из представителей этой возрастной группы не только проявляются интерес к последним советским десятилетиям, но вместе с более взрослой аудиторией участвуют в ностальгических радениях. Они готовы к эмпатическому погружению в ностальгию по советскому, хотя это уже не связано с их личными воспоминаниями или идеологической борьбой. Молодых привлекает винтажный дух эпохи, выраженный в забавных вещах, милых странностях социальных отношений и принадлежности этого времени к юности родителей.

Если опираться на анализ ностальгической блогосферы России, то ответ на вопрос о расставании с советской эпохой очевиден. Расставания не произошло, да и не могло произойти - слишком многое из той эпохи не завершилось, осталось частью повседневной жизни, а то и институциональным основанием общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойм С. Конец ностальгии? Искусство и культурная память конца века: случай Ильи Кабакова // Новое литературное обозрение. 1999. № 39.
2. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб: ЕУ в СПБ, 2008.
3. Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
4. Самутина Н.В. Идеология ностальгии: проблема прошлого в современном европейском кино. Препринт WP6/2007/01. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
5. Сны пассажиров «Титаника» // Независимая газета. 2009. 24 июня.

6. Сологубов А.М. Фотог

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты