Спросить
Войти

Регулирование занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда

Автор: указан в статье

© 2005 г. Ф.Н. Муслимова

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНАХ С НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

Исследование рынка труда и предпринимательства позволило сделать следующие выводы:

- рынок труда, функционируя в едином экономическом пространстве и следуя в целом рыночным законам, тем не менее отличается от других товарных рынков в связи с наличием социальных и социально-психологических факторов;

- на рынке труда функционирует все экономически активное население (занятые плюс безработные), ибо носитель (владелец) рабочей силы, будучи занятым, не может считаться окончательно вышедшим за рамки рынка в силу ряда свойств. Будучи проданной, рабочая сила остается принадлежностью наемного работника, который может подыскивать новое место работы, оставаясь в трудовых отношениях с работодателем;

- функцией рынка труда является соединение личных и вещественных факторов производства, формирование эффективного механизма их соединения в конкурентной борьбе за лучшие условия реализации интересов наемного работника и работодателя. Занятость в части наемного труда отражает конечный результат распределения (перераспределения) работников между работодателями (рабочими местами).

Все множество факторов, влияющих на формирование занятости, можно свести к двум группам: одна определяет динамику числа и структуру рабочих мест; вторая - динамику численности экономически активного населения и его структуру. Значение первой группы факторов определяется тем, что система рабочих мест является первичным структурообразующим элементом. Совокупность рабочих мест представляет собой «пространство» существования объема занятости, и его изменения определенным образом воздействуют на пропорции занятости. Численность и структура экономически активного населения определяется характером воспроизводства трудовых ресурсов (суженное, простое, расширенное) и долей трудоспособных лиц, занятых на учебе с отрывом от производства. Своеобразие советского опыта 20-х гг. прошлого века позволяет увидеть, что в определенных социально-экономических условиях мелкая промышленность может сыграть гораздо большую роль как средство расширения занятости и обеспечения населения товарами первой необходимости. Значение малого предпринимательства особенно существенно с позиций активизации регионов, отсталых в социально-экономическом развитии. Эта отсталость обусловлена многими причинами, имеющими различные корни: здесь и истощение природных ресурсов, и сокращение спроса на продукцию местных производителей, и демографические особенности, выражающиеся в высоких темпах роста населения и трудовых ресурсов [4].

Таким образом, роль малого предпринимательства в трансформационных процессах на рынке труда проявлялась в том, что именно благодаря этой сфере было создано подавляющее число рабочих мест в частном секторе экономике и, следовательно, именно благодаря этому сектору безработица не поднялась еще выше. Однако региональный анализ экономики и занятости населения позволяет выделить субъекты РФ, слаборазвитые в экономическом отношении, а среди них - регионы с высоким уровнем безработицы, сохраняющемся на протяжении последнего десятилетия.

В результате анализа региональных особенностей развития экономики и занятости в Северо-Кавказских республиках выявлено следующее:

Региональной экономической политикой в широком смысле можно считать такую систему целей, задач и действий органов государственной власти и корпоративных структур, которая реализует интересы государства и предпринимательства на региональном уровне в интересах всех участников экономических отношений [2, 3].

Во второй половине 90-х гг. феномен депрессивности территорий стал привлекать особое внимание. По нашему мнению, депрессивными регионами, могущими претендовать на особую государственную поддержку, следует считать только те темпы спада и уровень производства, уровень жизни, занятость и состояние экологии которых оказались хуже как общероссийских, так и макрорегиональных (уровень федерального округа). Сюда следует добавить и уровень дотационности регионального бюджета - если он составляет 50 % и более, то регион высокодотационный, их состав и перечень приводится в федеральном бюджете для финансовой помощи.

Таким образом, депрессивными регионами следует считать экономически слаборазвитые субъекты РФ, характерной чертой которых является значительное и устойчивое отставание от других регионов и среднероссийского уровня по основным макроэкономическим показателям — производство валового регионального продукта на душу населения, уровень безработицы, уровень бедности населения, уровень дотационности бюджета [4]. В числе основных причин депрессивного состояния региона выделяется исходный уровень социально-экономического развития.

Из всей совокупности факторов, оказавших определяющее воздействие на данный уровень, ранее недооценивавшийся в региональной политике, выделяется демографический фактор. Он, проявляясь через трудовые ресурсы, лимитирует либо при определенных условиях (инвестиции) способствует расширению производства, а через динамику численности населения и его структуру в соотношении с темпами экономического роста формирует уровень доходов и потребления жителей региона.

Государственная промышленная политика в том или ином регионе не должна консервировать пропорции между отраслями. С ее помощью целесообразно подтолкнуть структурную перестройку промышленного комплекса субъекта РФ в пользу прогрессивных производств, отказавшись от

поддержки «старых» отраслей, менее эффективно проедающих ограниченные ресурсы территории. Одно дело старопромышленные регионы (центрально-промышленные, уральские и др. субъекты РФ), другое - регионы с промышленностью, созданной в 70-80-е гг. ХХ в., и быстрорастущими трудовыми ресурсами (Северо-Кавказские республики) [5]. Следовательно, в первой группе регионов потребуется осуществлять промышленную политику с учетом лимитирующего фактора трудовых ресурсов, а во второй - расширять промышленную деятельность для поглощения быстрорастущих трудовых ресурсов. Региональные власти при разработке промышленной политики должны учитывать лимитирующий характер демографического фактора с тем, чтобы ускорить процесс структурной перестройки промышленного комплекса и на этой основе способствовать переливу рабочей силы из одной отрасли в другую.

В результате рыночных преобразований существенно изменились масштабы занятости населения Дагестана и ее структура по отраслям экономики и формам собственности. Существенные сдвиги произошли в значениях производственных отраслей: промышленность потеряла одну треть среднегодовой численности (с 142,4 тыс. в 1990 г. до 85,5 тыс. в 2004 г.), а удельный вес снизился (с 20,3 до 12,2 %). Институциональные изменения в структуре собственности таковы, что на предприятиях и в организациях частной формы собственности трудятся 54,8 % численности занятого населения: сами работодатели, наемные работники, самозанятые, помогающие, родственники в семейном бизнесе, члены производственных кооперативов.

Устойчиво высокий уровень общей и зарегистрированной безработицы в ряде регионов побудил федеральное правительство принять постановление о ежегодном определении начиная с 2000 г. и утверждении Минтрудом России по согласованию с Минэкономразвития России и Госкомстатом России перечня территорий (субъектов РФ) с напряженной ситуацией на рынке труда [6]. В числе постоянных членов ежегодного перечня последних лет - Дагестан, Кабардино-Балкария и Калмыкия.

По результатам исследования обоснованы рекомендации по совершенствованию механизмов регулирования экономики и занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда: разработка «Федеральной целевой программы социально-экономического развития регионов с напряженной ситуацией на рынке труда на 2006-2008 годы и на период до 2015 года», а также признания по совершенствованию финансовой базы и налогового механизма поддержки малого предпринимательства.

Литература

1. Паспорт федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 годы / Протокол заседания Правительства РФ от 22.02.2001 г. №7.
2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 14.07.1995 г. № 88-ФЗ.
3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Дагестан: Постановление Правительства Республики Дагестан от 02.02.1996 г. №20.
4. Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы. Распоряжение Правительства РФ от 6.05.2003 г. № 568-р.
5. Конвенции и рекомендации МОТ по вопросам регулирования отношений на рынке труда // Вопросы экономики. 1991. № 9.
6. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы). Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2003 г. № И 63-р.

Дагестанский государственный технический университет 10 августа 2005 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты