Калачёв А.П. ©
Аспирант кафедры философии и политологии, Нижегородский институт управления
РАНХиГС
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ В СССР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Аннотация
Статья посвящена проблеме регулирования деятельности политических организаций в СССР. Выявлены основные законодательные акты по данной проблеме. Определена специфика эволюции таковых.
Как известно, длительное время в советский период деятельность каких-либо иных партий, кроме правящей (ВКП(б), затем КПСС), было запрещено. При этом подчеркнём, что в советских Основных законах имелось довольно мало упоминаний о Коммунистической партии. Так, в Конституции 1936 года говорилось: «Наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» [3, 28]. Конституция СССР 1977 года шла дальше - Статья 6, как известно, закрепляла положение о том, что компартия является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций [4, 6].
Наряду с правящей партией в СССР действовали общественные объединения. Их создание не должно было противоречить действующему законодательству и регулировалось «Положением о добровольных обществах и союзах», утверждённым ещё СНК РСФСР 10 июля 1932 года [7, 437-441] и действовавшем вплоть до 1980-х годов [1, 75]. Уже значительно позднее, в период перестройки (именно тогда стали достаточно заметными так называемые неформалы и, в первую очередь, политизированное их крыло, было принято 13 мая 1986 года «Положение о любительском объединении, клубе по интересам» [8, 26-28]. Именно оно отменило действие «Положения о добровольных обществах и союзах» и предоставило неформальным объединениям определённые права, в том числе и связанные с финансами.
Разумеется, эти правовые нормы мало способствовали становлению многопартийности, однако зарождавшиеся во второй половине 1980-х годов политизированные группы получали хотя бы минимальные возможности для становления и дальнейшей институализации. По данным официальной статистики, к 1990 г. В Советском Союзе было создано и функционировало 619 «неформальных» объединений, из них более 230 относились к организациям общественно-политической и гражданской инициативы [9, 26]. На основе некоторых из них и возникли политические партии.
Подчеркнём, что в концепцию перестройки была включена идея о перестройке деятельности общественных организаций применительно к новым условиям. Это означало
© Калачёв А.П., 2012 г.
передачу общественным организациям, в частности профсоюзам, некоторых функций, выполняемых государственными органами. ... В целом ставилась задача поддержать любые проявления народной самостоятельности [10, 88]. Активно развивавшееся в период перестройки неформальное движение вполне вписывалось в эту установку, в результате чего оно также получило возможность для функционирования.
Укажем, что 1990-й год имеет огромное значение в истории отечественной многопартийности, так как в ходе работы III съезда народных депутатов СССР 14 марта 1990 года был изменён текст ст. 6 и 7 Конституции СССР, фактически разрешавший деятельность не только КПСС, но и других партий, то есть, открыв путь к реальной многопартийности [6, 22]. В частности, статья 6-я Конституции была изложена в следующей редакции: «Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами». Таким образом, граждане СССР получили возможность создавать на легальной основе новые политические партии [13, 26]. Обозначенные изменения стали возможными по причине доминирования в обществе идеи о необходимости создания демократического правового государства, гражданского общества. Как следствие, признание принципа многопартийности было признано необходимым и естественным.
Затем, 9 октября 1990 года, был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», регламентировавший функционирование других политических объединений [11, 7]. Таким образом, именно начиная с 1990-го года можно вести речь о начале процесса институализации отечественных политических партий и движений. После этого начался бурный процесс создания в стране самих политических партий [12. 132]. Укажем, что легитимно существующая многопартийная система означает прежде всего признание наличия в данном обществе различных интересов и взглядов, предполагает обеспечение их сторонникам права выражать и защищать эти интересы, добиваться их реализации [5, 67].
Укажем, что Законом СССР «Об общественных объединениях» была осуществлена попытка детально регламентировать деятельность нарождающихся политических партий. Закон имел большое позитивное значение, но в нём понятие «политическая партия» было поглощено общим понятием «общественное объединение» и, как следствие, не учитывались особенности политических партий как особого института политической системы общества [12, 132]. Впрочем, нельзя никак игнорировать то обстоятельство, что в Законе «Об общественных объединениях» всё-таки содержалось несколько норм, специально относящихся именно к партиям.
В частности, было запрещено создание и деятельность объединений, имеющих целью или методом действий свержение, насильственное изменение конституционного строя или насильственное нарушение единства территории СССР, союзных и автономных республик, пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигания розни. Кроме того, устанавливался и количественный ценз - в политическую партию должно было входить не менее пяти тысяч граждан СССР (ст. 6). А создаваться объединения могли по инициативе не менее десяти человек. Содержалась также норма, согласно которой государственные органы получили право отказа в регистрации Устава объединения или партии.
Закон «Об общественных объединениях» 1990 года затронул и вопрос финансирования партий и объединений. По закону запрещалось финансирование государством деятельности политических партий и массовых движений, преследующих политические цели, исключением случаев финансирования избирательных кампаний в
соответствии с законодательством о выборах (ст. 5). Однако государство обязано было оказывать материальную, финансовую и налоговую поддержку молодежным и детским организациям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов объединений, размерами полученных ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством о налогах. Надзор за исполнением законов партиями и иными объединениями осуществляли органы прокуратуры.
В связи с процессом распада СССР Верховным Советом РСФСР 18 декабря 1991 г. было принято постановление «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе» [2, 376-378]. В нём закреплялось, что законодательство СССР об общественных объединениях (в том числе о политических партиях, профессиональных союзах) применяется в РФ постольку, поскольку оно не противоречит ее законодательству и общепризнанным нормам международного права. Впрочем, отметим, что указанный случай был отнюдь не единичным. Наоборот, советское законодательство продолжало действовать на территории Российской Федерации и после распада СССР. Это касается даже Конституции РСФСР 1978 года. Другое дело, что в законы (включая Основной) вносились многочисленные изменения и дополнения, порой кардинально менявшиеся смысл и содержание исходного текста.