Спросить
Войти

Окладникова Е. А. , щеброва С. Я. Военная символика древних кочевников Алтая: уч. -метод. Пособие. СПб. : Астерион, 2009. 204 с

Автор: указан в статье

КНИГИ

Окладникова Е.А., Щеброва С.Я. Военная символика древних кочевников Алтая: уч.-метод. пособие.

СПб.: Астерион, 2009. - 204 с.

Проблема военной символики древних кочевников в отечественной историографии не нова. Она активно разрабатывается разными специалистами - археологами, востоковедами, этнографами, историками, культурологами. Накоплен и опубликован обширный материал по европейским и азиатским территориям. В то же время, читая научную литературу, невольно обращаешь внимание, что специалисты говорят об одном и том же, но на разных языках, часто не понимая друг друга, - и это не позволяет всесторонне охватить проблему. Налицо терминологический и понятийный разнобой, что вполне естественно, поскольку для представителей разных научных дисциплин характерен свой, отличный от других терминологический аппарат. Однако наступает время, когда исследования достигают определенного уровня, требующего для дальнейшей успешной разработки проблемы терминологической корреляции и синтеза понятий. Тем более это важно для молодого поколения исследователей, в первую очередь для студентов, так как определенная научная база закладывается изначально. Не каждый специалист возьмет на себя труд выполнить такое многогранное исследование, требующее определенных навыков работы на междисциплинарном уровне. Отрадно видеть, что к установлению соответствий и корреляции между главными терминами, устранению терминологических разночтений и, наконец, выработке единого научного языка - приступили санкт-петербургские исследователи Е.А. Окладникова и С.Я. Щеброва, владеющие материалами и методологией нескольких научных дисциплин.

Проблема терминологической корреляции основных понятий, применяемых хотя и в смежных, но разных науках - вот тот круг вопросов, на которые нацелено учебное пособие этих авторов. Они с первых строк сосредоточивают внимание читателей на этой важной проблеме, наглядно демонстрируя, что без ее решения невозможен комплексный подход и полноценное использование достижений смежных дисциплин.

Исследователи выявляют взаимоотношения между понятиями, употребляемыми различными дисциплинами по отношению к одному и тому же объекту: культурологическим («месторазвитие культуры»), археологическими («культура» и «эпоха»), культурно-антропологическим («ареал культуры»), социально-антропологическим («пространственно-временной континуум») (с. 9). Подобная корреляция представляется здесь особенно важной, так как каждый постулат в данной работе рассматривается не просто с привлечением результатов исследований по вышеупомянутым дисциплинам, но с использованием этих дисциплин как равнозначного инструментария исследования.

Обращает на себя внимание системное изложение материала и выделение наиболее важных аспектов исследуемого типа культуры. Во «введении» обозначены три цели настоящего учебно-методического пособия: 1) исследовательская; 2) обучающая; 3) демонстрационная (с. 7). Примененная логика построения текста значительно облегчает усвоение материала и, соответственно, выполнение поставленной задачи обучения. К примеру, строго логично выстроены структурные компоненты как внутри разделов, так и между ними. Примером «вертикальной» логики может служить соподчиненное расположение взаимосвязанных параметров типа культуры древних кочевников Алтая в разделе 1: мобильность населения ^ наличие транспортных средств ^ хозяйство и т.д.) (с. 10-11). В русле логики доказательств располагается, например, описание погребального инвентаря непосредственно за характеристикой особенностей социальной структуры древних номадов Алтая, подтверждая и подробно разворачивая данную характеристику на конкретном археологическом материале (с. 14-20).

Авторы, на наш взгляд, выбрали удачную структуру для учебно-методического пособия. Она не жесткая и не однонаправленная, т.е. нацеленная на обоснование какого-то одного конкретного научного взгляда на проблему. Напротив, в исследовании приводятся отличные друг от друга концепции того или иного социального явления. Особенно заметно это в разделе «Война как образ жизни кочевников Алтая», где наряду с собственной трактовкой понятий «война» и «военная культура» авторы приводят трактовки других исследователей, рассматривающих эти понятия под иными углами зрения (с. 51, 53-56). Решая обучающую задачу данного пособия, авторы таким образом формируют у начинающих исследователей широту взглядов и показывают сложность изучаемого предмета. К несомненным достоинствам работы относится то, что круг охватываемых вопросов значительно шире, чем можно было предположить исходя из названия, причем без какого-либо ущерба для глубины исследования. Более того, представляется, что книга помимо научных предлагает и мировоззренческие взгляды на окружающую реальность. Это касается, в частности, таких вопросов, как исследование поведенческих стереотипов некоторых современных народов (например, некоторых народов Кавказа) сквозь призму понятий, составляющих феномен под названием «военная культура» (с. 52-53), представление «культуры войны» как культурно-философского понятия на современном этапе и, соответственно, представление этого понятия «культуры войны» не как антипода «культуры мира», а как единого процесса с диалектическими противоречиями (с. 54-55).

Следует отметить еще одно свойство работы: помимо теоретических постулатов и анализа археологического материала, книга предлагает инструментарий для исследования, подробно описанный в разделах 3-8. Логично и доступно излагается понятие о семиосфе-

120

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ • № 2 • 2010

[Рецензия на кн.:] Е.А. Окладникова, С.Я. Щербова

О. В. ДЬЯКОВА, С. В. ВАСИЛЕНКО

ре (с. 97) и ее структуре (с. 99), о структуре основных смысловых систем в контексте семиосферы культуры древних кочевников Алтая (с. 189). Также подробно описывается способ анализа археологического материала (военной символики) при помощи таких инструментов, как индекс встречаемости (количественный показатель) и семантический индекс (качественный показатель) (с. 102-106). Владение подобными инструментами усиливает возможности интерпретации известных фактов и осмысления новых. Так, по словам самих авторов, «выделенные на основе семиотического анализа признаки археологических артефактов позволили проследить смену типа культуры древних кочевников Алтая, т.е. смену языка автохтонных художественных образов языком пришлой, индоиранской скотоводческой кочевой традиции» (с. 197).

Таким образом, опубликованная работа ценна не только новым освещением вынесенной в заголовок проблемы, количеством и качеством проанализированного археологического материала, богатым иллюстративным материалом, но и являет собой хороший образец учебно-методического пособия по следующим пунктам: 1) корреляция основных терминов, использующихся в привлеченных дисциплинах; 2) широкий круг самих привлеченных дисциплин; 3) системное построение излагаемого материала и логичное его изложение; 4) широта охвата материала; 5) подробное изложение предлагаемого инструментария, прежде всего системы культурологических и семиотических принципов исследования археологического материала, демонстрация эффективности данного метода.

Что же касается исследовательской задачи данной работы, то она совпадает с заявленной авторами общей целью работы: «систематизировать накопленные знания по культуре древних кочевников Алтая и военной символике, составляющей ее мотивационное ядро» (с. 7). Задача, безусловно, выполнена, причем, как уже говорилось выше, подробно описанный процесс ее выполнения не менее важен в учебнм пособии, что имеет

отношение уже ко второй заявленной задаче - обучающей. Сюда же следует добавить обширную библиографию, представляющую основные научные публикации по теме.

Демонстрационная же задача очень удачно подкрепляет обучающую и исследовательскую, ибо иллюст-ративый материал, богато представленный и удачно размещенный, помогает усвоить излагаемый материал студентам и предлагает возможности исследователям для сопоставлений и выводов. Особенно интересен комплекс иллюстраций орнаментального материала.

Вышедшее в свет учебно-методическое пособие «Военная символика древних кочевников Алтая», выполненное Е.А. Окладниковой и С.Я. Щебровой, является первым шагом в исследовании проблемы корреляции терминологии смежных дисциплин и выработке единого понятийного языка и аппарата. Безусловно, такое начинание требует продолжения исследовательских корреляций на примере других материалов, что значительно облегчит комплексное осмысление проблемы специалистам смежных научных дисциплин.

О.В. ДЬЯКОВА, доктор исторических наук, заведующая лабораторией археологии Приамурья,

С.В. ВАСИЛЕНКО, лаборант лаборатории археологии Приамурья

(Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН, Владивосток)

Е-шай: save-62@mail.ru

2010 • № 2 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
121
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты