Спросить
Войти

Чешская шляхта на заключительном этапе гуситских войн

Автор: указан в статье

21 См.: Гейвандов Я.А. Указ. раб; Он же. Правовое положение ЦБ РФ // Государство и право. 1997. № 11. С. 79; Он же. ЦБ РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 1997. С. 17 - 26.

22 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Указ. раб.
23 См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю, Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1999. С. 54.
24 См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2002. С. 25.
25 См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Хими-чева. М., 2003. С. 142.
26 См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004. С. 553.
27 См.: Павлодский Е.А. ЦБ: особенности правового статуса // Право и экономика. 2001. № 6.
28 См.: Маслов А.В. Конституционно-правовой статус Банка России // Деньги и кредит. 2001. № 12. С. 57.
29 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российс-кой Федерации: Учебник для юрид. вузов и фак-тов. М.,
2000. С. 343.
30 См. подробнее: Пастушенко Е.Н. Юридическая доктрина публичного статуса ЦБ РФ // Российская юридическая доктрина в XXI в.: проблемы и пути их решения: Науч.-практич. конференция (3 - 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 173; Неверова Н.В. Полномочия территориальных учреждений ЦБ РФ в области валютного контроля. Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 14.
31 См.: Братко А.Г. ЦБ в банковской системе России. М.,
2001. С. 129.
32 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 21. Ст. 1919.
33 См.: Розенберг А.М. Правовые основы банковской системы в России // Банковское право. 2001. № 1. С. 7.
34 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Ч. 1. Сущность и основные черты административного права: Учебник. М., 1995. С. 15 - 16.
35 См.: Павлодский Е.А. Указ. раб.
36 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2002 г. № КА-А41/2404-02 // Гарант - СПС.
37 См.: Старилов ЮН. Административное право: В 2 ч. Ч. 2. Кн. 2. Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001. С. 41 - 46; Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2004. С. 256; Гришковец А.А. Правовое положение служащих Банка России // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 52 - 64.
38 См.: Асадов А.М. Правовое положение ЦБ РФ (административно-правовой аспект): Автореф. ... канд. юрид. наук, Екатеринбург, 1997. С. 12.
39 См.: Решение арбитражного суда Омской области от 28.01.2005 г. по делу № 22-1471/04, подтвердившего право территориального учреждения Банка России на льготу по освобождению от уплаты транспортного налога как территориального органа федерального органа исполнительной влас -ти, оставленного в силе постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2005 г., постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2005 г.
40 См. подробнее: Шпитко О.Ю. Административно-правовое регулирование в структуре российского банковского права. Дисс. ... канд. юрид. наук, Воронеж, 2004. С. 123 - 125.
41 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. №11. Ст. 945.
42 См.: Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М., 1997. С. 131 - 132.

УДК 94/94

ЧЕШСКАЯ ШЛЯХТА НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ГУСИТСКИХ ВОЙН

А.П. Пашинин,

старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

К началу 1430-х гг. экономическая и политическая ситуация в Чехии была очень сложной. Десятилетие иноземных вторжений и внутренних войн истощило экономические ресурсы. Кризисные явления в чешской экономике не только не исчезли, но, напротив, еще более усилились.

Сократились площадь обрабатываемых земель и поголовье скота1, ухудшилось качество обработки почвы2. Положение усугублялось еще и рядом неурожайных лет.

Экономическая блокада Чехии, начавшаяся в 1420 г, привела к прекращению торговых связей с соседними странами и росту цен на товары. Торговые пути, ранее проходившие по территории Чехии, были нарушены 3. На протяжении всего периода гуситских войн продолжалось падение курса чешского гроша. Содержание серебра в чешской монете постоянно уменьшалось, и падала его меновая стоимость. Во второй половине 1420-х гг. выпуск серебряной монеты был приостановлен, чеканилась в основном мелкая монета.

В условиях экономического кризиса все более широкую поддержку среди различных слоев населения получила идея заключения компромиссного мирного соглашения с королем Сигизмундом при условии признания им произошедших перемен в политической и экономической сферах.

В годы гуситских войн дворянство значительно увеличило свои земельные владения, причем в большинстве случаев - за счет земель, принад-

лежавших церкви. Так, рыцарь Ян из Смиржицы захватил поместья Роуднице, Хоштка и Хелфенбурк, принадлежавшие архиепископу и Пражскому диоцезу Он также захватил Естржеби, принадлежавшее ранее пану-католику Берке из Дубы4. Другой представитель низшей шляхты, Якоубек из Вржесовиц, присвоил себе крупные поместья, принадлежавшие в догуситское время Милевскому монастырю. Земельные владения обоих рыцарей стали настолько велики, что позволили им получить панский титул.

Равным образом увеличились и панские имения. Паны из Находа умножили свои земли за счет имений монастыря в Брумове. Пан Ольдржих из Рожмберка компенсировал потери в борьбе с таборитами, захватив земли Златокорунского монастыря в Милевске, Зви-гове и Седлчанах.

Низшая шляхта в годы гуситских войн стала принимать активное участие в политической жизни страны. Рыцарство получает широкое представительство в сеймах - как гуситских5, так и католических. На католичес -ком сейме в Брно в 1421 г 1/2 мест принадлежала представителям рыцарства6. Хотя представительство панства на гуситских сеймах на первых порах снизилось, к началу 1430-х гг. их роль снова возрастает7. Таким образом, основные цели дворянства как в политической, так и в экономической сферах были достигнуты.

Оставалась нерешенной задача юридического закрепления сложившегося положения. В этом отношении союзником шляхты стало бюргерство, которое также добилось выполнения значительной части своих требований и теперь склонялось к компромиссу с королем Сигизмундом8.

С другой стороны, блистательная победа гуситов при Домажлице, другие военные успехи таборитов и сирот ясно показывали, что феодально-католической Европе подавить «гуситскую ересь» силой оружия по крайней мере в ближайшее время не представляется возможным. Поэтому на Базельском соборе было принято решение пригласить гуситов для переговоров9.

Делегация гуситов прибыла на собор в начале 1433 г. Длительные диспуты между гуситскими и католическими теологами никаких результатов не дали. Было принято решение о переносе переговоров в Прагу10.

В ноябре 1433 г в Праге собрался Святомартинский сейм. Целью его работы была подготовка соглашения с королем Сигизмундом и католической церковью. В работе сейма принимали участие 42 пана и 52 рыцаря11. Если сравнить состав участников Святомартинского сейма с составом других сеймов гуситской эпохи (как гуситских, так и католических), то можно отметить ряд интересных особенностей.

Во-первых, обращает на себя внимание само число участников. Столь широкое представительство шляхты на этом сейме показывает, что основная часть шляхты была заинтересована в заключении мира. Большинство других сеймов гуситской эпохи не отличались такой многочисленностью представителей дворянства.

Политические и религиозные воззрения участников сейма были различны. Наряду со сторонниками чаши в работе сейма принимали участие шляхтичи - сторонники католического лагеря. В частности, на сейме были паны из Коловрат в качестве представителей Пльзень-

ского ландфрида. Точно оценить количественное соотношение гуситов и католиков на сейме не представляется возможным. Братства таборитов и сирот на сейме вообще не были представлены. Преамбула решений сейма показывает изменившееся соотношение сословий. Не упоминается ни одного имени представителя города. Сами города и общины упоминаются лишь в самом конце, после панства и рыцарства, в то время как для сеймов периода гуситских войн был характерен другой порядок. В преамбуле к решениям Часлав-ского сейма на первое место были поставлены общины и коншелы и лишь затем паны и рыцари.

Регентом Чешского королевства и Моравского маркграфства был избран пан Алеш из Бржештова и Ри-зенбурка. При нем был создан совет из 12 человек. В первой статье святомартинских соглашений на него возлагается обязанность охранять мир и покой земель, т.е. на первом месте стоит требование обеспечить порядок в стране. При этом полученные права и свободы не должны быть ущемлены. К теме порядка и мира в стране сейм возвращается и позднее.

Пану Алешу из Бржештова и совету предоставляются широкие полномочия, начиная от вызова в суд и заканчивая применением вооруженной силы. В тексте документа прямо не указывается на то, от кого ожидалось противостояние решениям сейма, однако здесь, по всей видимости, подразумевались полевые войска братств. Этот вывод можно сделать из того факта, что пан Алеш из Бржештова имел право собрать для борьбы с чинящими мятеж и препятствия ополчение края или же всего королевства. Следует учесть, что для пресечения межпанских столкновений или простых разбойничьих нападений не было никакой необходимости использовать силы всего королевства.

Ряд решений касается религиозных вопросов. Провозглашаются свобода причащения под обоими видами и проповеди. Весьма показательно, что вопрос о чаше и других аспектах церковной реформации стоит на втором месте, в то время как решения предыдущих гуситских сеймов обычно начинались именно с этого. Как представляется, такая постановка неслучайна. Она отражает общее настроение шляхты, для которой первостепенное значение приобрели вопросы урегулирования сложившейся ситуации и завершения борьбы.

В решениях сейма были заложены основы компромисса с католической церковью. Именно так можно расценивать положение об искоренении смертных грехов и пророчеств. Уступкой католической церкви было и признание ее права на владение собственностью. Указывается лишь, что священникам «закона нового» неприлично владеть имуществом. Тем не менее возвращать уже захваченные церковные земли никто не собирался. Владельцы всех бывших церковных и монастырских имений должны были заявить об этом и заплатить по10 коп грошей, но захваченные имения церкви должны были остаться за их новыми владельцами. Такое же решение было принято и по отношению к королевским землям.

Святомартинский сейм закрепил и сохранение церковного суда. Правда, под его юрисдикцию попадали исключительно лица духовного звания, миряне же должны были обращаться в светский суд.

Регент и совет получили также право назначать регентов для управления краями чешского королевства. Регенты краев наделялись исполнительной и судебной властью. Со значительной долей уверенности можно утверждать, что регенты назначались из числа шляхты. Управляющие должны были выступать судьями в спорах между панами, рыцарями или паношами, и трудно представить, что подобные функции могли быть возложены на представителей других сословий.

Таким образом, решения Святомартинского сейма в основном отвечали интересам дворянства. Во главе государства встал представитель панского сословия, на сейме ведущую роль играла шляхта. Практически вся власть оказалась сосредоточена в руках шляхты. Признание католическим духовенством чаши и, соответственно, существования гуситской церкви было серьезным ударом по авторитету католической церкви. Сосуществование в стране католической и гуситской церквей и потеря католической церковью большинства своих имений влекли за собой резкое ослабление политической власти духовенства.

Подобные компромиссные решения Святомартинского сейма в целом устраивали руководителей Базель-ского собора, таборитам же и сиротам было предложено распустить войска и разойтись по домам12. Братства отказались признать компактаты. До тех пор пока в стране существовали сильные Таборский и Сиротский союзы, власть правительства пана Алеша из Бржештова оставалась неполной. Не могло быть и речи об установлении в королевстве прочного мира при наличии достаточно сильных полевых войск, готовых продолжать борьбу Таким образом, перед умеренным крылом гуситов встала необходимость нанесения решительного военного поражения радикалам.

В начале 1434 г был создан панский союз, направленный против таборитов и сирот. Точных сведений о численности этого союза нет13. Поскольку действия союза были направлены на выполнение решений Свято-мартинского сейма, можно предположить, что шляхтичи, участвовавшие в работе сейма, вошли и в союз. Кроме того, союзу оказали поддержку пан Ольдржих из Рож-мберка, Ян Швиговский из Ризмберка, Зденко Дршков, Ян из Швамберка, братья Ян и Буриан из Гутштейна14. Именно панские дружины составили ядро войска.

Армия панского союза была усилена отрядами из Праги и Мельника. Общая численность войск панского союза составила 660 - 720 боевых возов, 12 240 -12 960 пехоты и 1200 всадников. Верховным гетманом был избран рыцарь Дивиш Боржек из Милетина. Такая, достаточно высокая, численность войск указывает на то, что большая часть шляхты примкнула к панскому союзу

В сражении при Липанах 30 мая 1434 г. армия панского союза нанесла поражение объединенному табо-ритско-сиротскому войску После победы при Липанах панский союз стал безраздельно господствующей силой в стране. Была продолжена подготовка условий окончательного соглашения с Базельским собором и королем Сигизмундом.

Королю Сигизмунду были предъявлены требования от чешских сословий, причем отдельно от шляхты и городов, несмотря на то что и те, и другие принадлежали к единому лагерю умеренных гуситов15. В годы

гуситских войн все требования и решения сеймов подавались совместно, от политических союзов, без сословного деления. В этом, как представляется, проявилось политическое преобладание шляхты над горожанами.

Требования шляхты, как и решения Святомартинского сейма, начинаются отнюдь не с вопроса о чаше. В первую очередь паны требовали не преследовать дворян, выступавших против короля. В второй статье содержалось требование признания права на причащение мирян под обоими видами.

Большое внимание в дворянских требованиях уделялось вопросу о земельной собственности. В пятой статье было указано, что записями в земских и дворских досках должны ведать не только паны, как это было при короле Вацлаве IV, но и рыцари. Эта статья отражает возросшее политическое влияние низшей шляхты, ее стремление принимать участие в деятельности органов государственного управления. В этом требования шляхты расходятся с требованиями горожан, которые также добивались контроля за земскими досками.

Восьмая статья содержит требование не признавать продажи и наследования имений, если они не подтверждены земскими досками. Эта статья отражает интересы панства, которое стремилось вернуть собственные земельные владения, потерянные в годы войн. Захваченные же королевские замки и земли должны были сохраниться за их новыми владельцами, которые должны были держать их как королевские слуги. Кроме того, король не должен был требовать возвращения монастырских и церковных имений. Их возвращение оставлялось на усмотрение самих шляхтичей. Таким образом, статья закрепляет захваченные в годы гуситских войн королевские и церковные земли за их новыми владельцами.

Девятая статья также расходится с интересами горожан. От короля требовалось впредь не предоставлять панским городам прав королевского города.

В области политических требований шляхта добивалась подтверждения всех старых привилегий. Кроме того, король лишался права на одурмть. Высказывалось также требование, чтобы впредь государственные посты должны были занимать только чехи и моравы. Моравское маркграфство должно было вернуться в состав Чешского королевства.

На этих условиях дворянство соглашалось принять Сигизмунда в качестве чешского короля. Он был вынужден выполнить эти требования.

Таким образом, заключительный этап гуситских войн характеризуется, с одной стороны, политическим преобладанием шляхты над бюргерством, а с другой - постоянным сближением гуситской и католической шляхты. Именно шляхта взяла в свои руки управление страной в 1433 г Шляхта сыграла главную роль в победе умеренных гуситов над полевыми войсками таборитов.

1 См.: Рубцов Б.Т. Гуситские войны. М., 1955. С. 274; Мацек Й. Гуситское революционное движение. М., 1954. С. 158 - 159.
2 См.: Рубцов Б.Т. Указ. раб. С. 275.
3 См.: Мацек Й. Указ. раб.
4 См.: Klassen J.M. The Nobility and the Making of the Hussite Revolution. N. Y., 1978. Р 140.
5 См.: Мацек Й. Указ. раб. С. 162.
6 См.: Archiv Cesky. Praha, 1844. Dil. III. S. 345.
7 См.: Озолин А.И. Бюргерская оппозиция в гуситском движении. Саратов, 1973. С. 95 - 96.
8 См.: Мацек Й. Указ. раб.
9 См.: Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в. М., 1990. С. 64.
10 См.: Там же.
11 См.: Archiv Cesky. S. 415 - 417.
12 См.: Рубцов Б.Т. Указ. раб. С. 286.
13 См.: Boubin J. Vznik panskych jednot // Mediaevalia Histórica Bohémica. Praha, 1991. S. 220.
14 См.: Cornej P. Lipanska krizovatka. Priciny, pruben a historicky vyznam jedne bitvy. Praha, 1992. S. 185 - 187.
15 См.: Archiv Cesky. S. 419.

УДК 94(470)

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НЕМЕЦКИХ КОЛОНИЙ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ГОЛЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Первая мировая война оказала серьезное влияние на экономическое развитие всех регионов обширной Российской империи. Не были исключением и немецкие селения Нижнего Поволжья, в полной мере ис -пытавшие на себе давление военного времени. Развивающаяся здесь ситуация находилась в прямой зависимости от начала реализации программы государственного регулирования внутреннего рынка. Это проявлялось в назначении твердых цен, поэтапно вводившихся на различные виды сельскохозяйственной продукции.

Направление политики государства по этому вопросу было четко сформулировано уже в первые дни войны. 30 июня 1914 г. Совет министров издал постановление, согласно которому в стране вводились прямые го -сударственные закупки зерна1. Однако первые правительственные ре -шения были довольно осторожны и во многом декларативны. Только с 1915 г. начинается упорядочивание системы государственных закупок зерна. Вместо общих пожеланий разрабатывается и конкретный меха -низм их проведения.

Главная роль здесь отводилась Министерству земледелия с сетью своих региональных представителей - «уполномоченных», которыми стали председатели губернских земских управ. В начале 1915 г. все колонии правобережья получили уведомления Н.К. Гримм о строгом выполнении правительственных решений «в деле закупки хлеба для армии»2. А все заволжские селения были отнесены к территории деятельности уполномоченного по Самарской губернии г. Башкирова3. Необходимость полного контроля ситуации в важнейших хлеботорговых районах заставила выделить дополнительно в рамках института уполномоченных штат особых представителей, обладающих всей полнотой власти в принятии решений. Куратором территории «Ровное - Покровск - Дергачи», на которой распо -лагались традиционные рынки сбыта продукции заволжских колоний, был официально назначен непременный член самарского губернского присутствия А.И. Самойлов4.

Важнейшим аспектом экономического развития являлось то, что в отличие от русской деревни мобилизационная кампания 1914 г. не получила в немецких селениях широкого масштаба, вырвав лишь 7,5 - 9,5% трудо -способного населения5. Внутренние резервы колоний, учитывая проблему их аграрного перенаселения, полностью восполняли число ушедших на фронт Сохранение стабильности в вопросе продажи зерна в комплексе с обеспеченностью хозяйств работоспособным населением привело к тому, что и посевные площади весны 1915 г. не испытали серьезных изменений. В колонии Зауморье Новоузенского уезда яровыми хлебами было засеяно 1800 десятин, что было даже на 25 десятин больше, чем в 1914 г6. В то же время баланс посевных площадей немецкой деревни представлял собой более сложную структуру. При сохранении общего уровня возделываемых площадей происходит внутреннее перераспределение соотношения между культурами, регулируемое рыночной конъюнктурой.

Д.Г. Решетов,

соискатель

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты