Спросить
Войти

РОЛЬ УЧЕБНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ КУСТАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX В

Автор: указан в статье

БОЬ 10.21603/2078-8975-2019-21-4-948-961

оригинальная статья УДК 94 (470+571)+377 (091)

Роль учебно-показательных мастерских в развитии профессионально-технического образования и подготовки кадров для кустарной промышленности Томской губернии в начале XX в.

Владислав А. Овчинников а @

а Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ rpcsib@rambler.ru

Поступила в редакцию 13.08.2019. Принята к печати 01.10.2019.

Аннотация: В статье представлены результаты исследования деятельности учебно-показательных кустарных мастерских Томской губернии начала ХХ в. Цель - определить общий ход, особенности создания, результаты деятельности мастерских, сыгравших наряду с другими учреждениями Томского государственного кустарного комитета (музеи, склады, библиотеки) существенную роль в процессе модернизации технологий и в развитии кустарных промыслов в регионе. Мастерские стали важной частью инновационного для того времени механизма создания системы профессионально-технического образования. Основную роль в создании сети мастерских на российском уровне сыграли Главное управление землеустройства и земледелия и Императорское Русское техническое общество, в Томской губернии - Томский губернский кустарный комитет и Томское отделение Русского технического общества. К 1917 г. в 17 населенных пунктах шести уездов губернии действовало 17 мастерских по 9 направлениям кустарного производства. Преобладали ткацкие и тележные мастерские и мастерские сельскохозяйственного машиностроения. Они стали центрами развития профессионально-технического образования и распространения новых технологий. На их основе были реализованы новые проекты: создание учебно-вспомогательных мастерских для взрослого населения, продажа современных механизмов и материалов, организация складов для продажи кустарных изделий и ремонтных мастерских, открытие инструкторских школ. Сеть мастерских вместе с профессионально-техническими учебными учреждениями стала основой для создания советской системы профессионального образования Сибири в послереволюционный период. Исследование основано на анализе научных трудов ученых-историков и комплексе письменных источников. Данные, полученные в ходе исследования, позволили заполнить пробелы в истории профессионального образования юга Западной Сибири.

Для цитирования: Овчинников В. А. Роль учебно-показательных мастерских в развитии профессионально-технического образования и подготовки кадров для кустарной промышленности Томской губернии в начале XX в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 4. С. 948-961. БО!: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-948-961

Введение

В конце XIX - начале XX в. Российская империя вступила в стадию монополистического капитализма, превращаясь из аграрной в аграрно-индустриальную державу. Одной из особенностей ее экономического развития являлась многоукладность экономики, в которой значительное место занимало мелкотоварное (кустарно-ремесленное) производство, дававшего около 30 % всей выпускаемой продукции. Поэтому для индустриальной революции и социально-экономического развития страны, где около 90 % населения проживало в сельской местности, необходимыми условиями являлись создание системы профессионально-технического образования для крестьян и развитие кустарного производства на современной технологической основе (особенно на Урале и в Сибири).

В начале XXI в. в условиях попыток перманентной модернизации экономики задача создания эффективной

системы профессионального образования остается все такой же актуальной, как и в конце XIX - начале XX в. Отечественный опыт внедрения новых результативных механизмов, особенно на региональном уровне, недостаточно изучен. Отсутствуют единые концепции, подходы к изучению российского профессионального образования, не устоялся набор методов и приемов исследования проблемы. Реформирование профессионального образования в начале XXI в. продолжается в рамках традиционного для России ресурсно-мобилизационного типа, когда граждане рассматриваются как ресурс, а система профессионального образования как механизм, перерабатывающий и обогащающий данный ресурс для пользы государства [1; 2]. В то же время еще в начале XX в. предпринимались попытки изменения этой парадигмы, нацеленные на внедрение механизмов профессионального обучения для создания слоя технически грамотных ремесленников-кустарей, которые своим трудом

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-948-961

могли бы обеспечить не только себя и семью, но и развитие промышленности в целом, а также стать социальным слоем, обеспечивающим стабильность в государстве.

Деятельность по развитию кустарной промышленности, в том числе работа учебно-показательных кустарных мастерских (УПМ), на юге Западной Сибири в отличие от европейской части Российской империи и Урала изучена недостаточно полно, что требует устранения лакун как с позиции исследования социально-экономической истории региона, так и истории профессионального образования.

Методология. В статье поставлена задача определить общий ход, особенности создания и результаты деятельности УПМ, которые создавались для улучшения техники и развития промыслов в Томской губернии в начале XX в. и являлись составляющей частью инновационного для того времени механизма решения задач по созданию системы профессионально-технического образования, обеспечивающей социально-экономическое развитие страны. Выводы основаны на анализе научных работ предшественников и письменных источников: организационно-правовых документов (положений, уставов), отчетов, докладов, статистических данных - с помощью историко-генетического и историко-сравнительного методов, метода структурно-функционального анализа.

Создание системы профессионально-технического образования в России в конце XIX в.

В России в 1880-1890-е гг. совместными усилиями государства и общества начала создаваться многоуровневая система профессионально-технического образования [3-5]. В 1883 г. при Ученом комитете Министерства народного просвещения было учреждено особое отделение по техническому и профессиональному образованию1 [6, с. 62]. И. А. Вышнеградский, выдающийся ученый-механик, являясь членом Совета при министре народного просвещения, разработал «Общий нормальный план промышленного образования в России» (1884), стал первым программным документом, определившим основные принципы и мероприятия формирования данной системы. Впоследствии, будучи назначенным в 1886 г. членом Государственного совета и Комитета финансов, а в 1887-1892 гг. министром финансов, он активно способствовал претворению плана в жизнь.

В плане была подробно описана система многоуровневой подготовки технических кадров: современных инженеров, руководителей промышленного дела, техников, мастеров,

рабочих для нужд развития промышленности. В нем был предложен механизм внедрения ручного труда в различных типах учебных заведений, специального образования рабочих и обучения подростков приемам ремесел. Одной из основных стала идея создания новых специализированных учебных мастерских, т. к. «сознание существующих недостатков ученичества привело во многих местах к мысли заменить ученичество в мастерских устройством особых

школ с учебными мастерскими для приготовления рабочих

2

к занятиям специальными ремеслами»2.

Следующим шагом в создании специального технического образования в России стало принятие «Основных положений о промышленных училищах» (1888), которые определяли основные пути подготовки квалифицированных рабочих, мастеров, техников, вводили профессионально-технические учебные заведения в общую систему учреждений образования. Для установленных законом различных типов учебных заведений были разработаны примерные учебные планы и программы. Примерные программы определяли минимум знаний, умений и навыков, который должен иметь выпускник соответствующего специального учебного заведения. Этому способствовало утверждение уставов средних, низших технических училищ и ремесленных школ (1889). Позднее были созданы более упрощенные и дешевые типы профессионально-технических учебных заведений: школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные мастерские, которые, однако, можно рассматривать как один тип - ремесленные учебные заведения, т. к. они имели общие определяющие характеристики и задачи. Уже к 1888 г. в России действовало 88 средних и низших профессиональных училищ, в которых состояло более 5 тыс. учащихся3.

В государственном плане развития профессионально-технического образования особое место занимало создание развернутой сети низшего уровня подготовки кадров для мелкого и кустарного производства [7; 8]. Задача преодоления отставания профессиональной школы от требований быстрого роста экономики страны решалась в том числе и путем законодательного утверждения профессиональных учебных заведений упрощенного типа: в 1893 г. - школ ремесленных учеников, в 1895 г. - низших технических школ, в 1902 г. - ремесленных и технических учебных мастерских. Это должно было обеспечить быстрое развертывание сети ускоренного профессионально-технического образования и обеспечить внедрение новых технологий4.

Развитие начального (низшего) уровня профессионально-технического образования стало приоритетным, т. к. могло

1 Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. Вып. II. СПб., 1895. С. III.
2 Там же. С. 21; Сборник статистических сведений о состоянии среднего и низшего профессионального образования России. СПб., 1910. Ч. 2. С. 185.
3 Сборник статистических сведений... С. 185.
4 О школах ремесленных учеников (извлечение). 20 декабря 1893 г. // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы. Т. 2: Систематизированный сборник нормативных документов (1888-1999). М., 1999. С. 66-67; О низших ремесленных школах. Закон от 24.04.1895 г. // Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. 12. СПб., 1896. С. 1872; Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. 13. СПб., 1898. С. 1315-1346; О низших технических школах (извлечение). Закон от 24.04.1895 г. // Профтехобразование России. С. 74-78; О технических и ремесленных учебных мастерских и курсах (собрание узакононений 7 мая 1902 г., № 45). // Профтехобразование России. С. 97-102.

БОЬ 10.21603/2078-8975-2019-21-4-948-961

обеспечить быстрый рост кустарного и ремесленного производства и создать основу для дальнейшего становления средней и высшей ступеней профессионально-технических учебных заведений. В 1913 г. государственные чиновники отмечали, что рост высших и средних профессиональных училищ значительно уступает росту низших школ, процесс увеличения которых превосходил рост средних профессиональных училищ почти в 5 раз. Несмотря на это, существующие профессионально-технические учебные заведения не могли полностью удовлетворить потребность развивающейся сельскохозяйственной, фабрично-заводской и ремесленной промышленности в мастерах, низших и средних техниках и рабочих, что требовало дальнейшего развития сети средних и низших профессиональных училищ5.

Роль Императорского Русского Технического общества в развитии профессионально-технического образования

К решению этой задачи подключилось общество. Основные положения организации профессионально-технического образования, его методика, вопросы воспитания и физической подготовки учащихся были выработаны на съездах «русских деятелей по техническому и профессиональному образованию» России в 1889-1904 гг., созываемых Императорским Русским техническим обществом (РТО). РТО, одной из задач которого являлось распространение технического образования, было дано право открывать училища двух видов для взрослых рабочих и их детей: школы и специальные классы по различным отраслям производства с учебными мастерскими и общеобразовательные школы с курсом начального общего и элементарного технического обучения. Всего специальной Постоянной Комиссией по техническому и профессиональному образованию РТО было открыто 55 учебных заведений [9, с. 14]. С конца XIX в. территориальные отделения РТО начали создавать в губерниях и крупных городах Российской империи (в 1899 г. их было 7, в 1903 г. - 27, в 1905 г. - 38), что способствовало развитию профессионально-технического образования в регионах. РТО при помощи земств и общественных объединений распространяло элементарные технические знания и развивало низший уровень профессионально-технического образования, в том числе путем открытия ремесленно-промышленных мастерских и УПМ с учетом потребностей развития местных промыслов. К 1916 г. в ведении земств было 668 ремесленных мастерских, 98 мастерских находилось в ведомстве Министерства торговли и промышленности, которое являлось одним из инициаторов создания данных заведений [10, с. 17]. Чтобы создать условия для обучения детям из бедных семей в европейской части Российской империи, губернские и уездные земства открывали при большинстве УПМ общежития, организовывали бесплатное питание

для учеников и выдавали денежные пособия. В соответствии с постановлением губернских земских собраний контроль над работой УПМ возлагался на кустарные отделы губернских земств.

В 1915 г. Государственная дума одобрила «Проект законоположения о профессиональном образовании в империи», который был направлен на активизацию участия частных лиц и общества в деле открытия профессионально-технических школ и курсов. В 1916 г. был утвержден Совет по делам профессионального образования России под председательством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева. К сожалению, Совет провел только одну сессию, и вскоре планы развития профессионально-технического образования прервали революционные события, смена форм государственного устройства и правления в России.

Начальный этап создания Главным управлением землеустройства и земледелия учебно-показательных мастерских в России

В составе Главного управления землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) (1905-1915), созданного в результате реорганизации Министерства земледелия и государственных имуществ, продолжил работу министерский отдел сельскохозяйственной экономии и сельскохозяйственной статистики (создан в 1894 г.). Двумя особыми направлениями работы отдела стали кустарное дело и сельскохозяйственная статистика. При отделе был создан Кустарный комитет как особый совещательный орган, который взаимодействовал с земствами, сельскохозяйственными обществами и созданными в отдельных губерниях кустарными комитетами [11]. 1909 г. был охарактеризован ГУЗиЗ как «год особого значения» - с этого момента правительственная программа борьбы с аграрным кризисом стала реализо-вываться как комплекс мероприятий, включающий меры по распространению технического образования и обучению ремеслам6. Учитывая слабое развитие кустарной промышленности в Сибири и низкое качество кустарных изделий, ГУЗиЗ возложило на губернские кустарные комитеты обязанность по открытию учебных мастерских [12; 13].

В начале XX в. в различных губерниях Российской империи стали открывать именно УПМ, главной целью которых являлась практическая подготовка к самостоятельным занятиям ремеслом и кустарным производством [14; 15]. В мастерских обучали ремеслам, наиболее востребованным и перспективным для регионов. ГУЗиЗ следовало двум основным правилам: «В каждом крупном районе есть свой центр тяжести, свое сельскохозяйственное призвание, свои наиболее острые потребности; на них и надо сосредоточить средства и силы, помня, что однообразной, универсальной сельскохозяйственной программы для всей России нет

5 Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1913 г.». Пг., 1914. С. 283-290.
6 Обзор деятельности ГУЗиЗ за 1909 г. СПб., 1910. С. 147.

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-948-961

и быть не может»; «Кустарное дело... должно получить более широкую постановку»7.

Особенностью данной формы обучения было функционирование УПМ не только как учебных, но и частично как обычных кустарных мастерских на коммерческих началах. Создание сети УПМ было направлено на решение задач развития низшей ступени технической школы для подготовки кадров для кустарного производства, что должно было привести к решению проблем занятости и роста благосостояния населения в сельской местности, развитию кустарных промыслов и в конечном итоге способствовать социально-экономическому развитию регионов страны. По мнению Н. М. Ядринцева, это была «огромная мужицкая фабрика, существующая издавна и сама себя поддерживающая». Он считал, что кустарная промышленность для народной жизни, особенно в Сибири, исторически играет более важную роль, чем мануфактуры. Ее особая роль и должна была обусловить успех дела «при учреждении ремесленного обучения в селениях»8.

В 1910 г. ГУЗиЗ начало работу по развитию кустарной промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке «с целью вызвать к жизни местную промышленность, наиболее отвечаемую местным нуждам» [11, с. 146]. Планировалось открыть примерно 7 УПМ в Западной Сибири по ткацкому, дереводельному, гончарному, скорняжному, кожевенному промыслам [16, с. 162].

Характеристика профессионально-технического образования Томской губернии в начале ХХ в.

Исследователи отмечают низкий уровень развития профессионально-технического образования в регионе в изучаемый период [17-20]. Открытие низших профессионально-технических школ и УПМ было актуально для Томской губернии начала XX в., население которой только за 1897-1915 гг. увеличилось за счет переселенческого движения более чем в два раза - до 4,227776 млн человек, из которых 4,020138 млн человек составляли сельские жители. О низком уровне профессионально-технического образования в Томской губернии свидетельствуют данные отчета о состоянии образования за 1908 г.: всего в 1561 учебном заведении обучалось 89,876 тыс. человек обоего пола. Из них в селах -67,901 тыс. человек, что составляло 2,4 % от сельского населения губернии. Профессиональных учебных заведений в 1908 г. насчитывалось всего 16 (13 в Томске и 1 в Каинске, 2 в других населенных пунктах), в них обучались 898 человек (1 % от числа всех учащихся в губернии). При этом большинство профессиональных школ не имели отношения к техническому образованию. В списке значились повивальный институт - 1, акушерско-фельдшерская школа - 1,

зубоврачебные школы - 3, музыкальные школы и классы - 3, техническое железнодорожное училище - 1, ремесленные училища - 3, школы рукоделия - 2, лесная школа в Боготоле - 1, школа молочного хозяйства в Каинске - 19.

До середины 1890-х гг. во всей Западной Сибири работали только 5 профессиональных низших и средних учебных заведений, к 1910 г. их количество увеличилось до 27, к 1916 г. - до 36. 22 из 36 профессиональных учебных заведения были открыты с 1900 г. по 1914 г. При этом доля профессионально-технических заведений была мала - примерно 20 %: среднее механическо-техническое училище с 4-летним сроком обучения и ремесленной школой при нем в г. Барнаул, низшее механическо-техническое училище в г. Омск, два ремесленных училища в Томске, железнодорожные училища в Омске и Томске. В 1917 г. в Бийске была открыта низшая ремесленная школа.

По профилю подготовки 36 профессиональных учебных заведений распределялись следующим образом: 8 - учительские, 8 - медицинские, 8 - сельскохозяйственные, 5 - торгово-промышленные, 5 - технические, 2 - железнодорожные. В Томской губернии в 1916 г. работали 17 из 36 профессиональных учебных заведений Западной Сибири, большинство из них были сосредоточены в г. Томск (7 средних и 4 низших) [21, с. 13-15; 22].

Очевидно, что указанное количество профессиональных училищ не могло удовлетворить потребности развития региона. Одной из причин слабого развития профессиональной школы было недостаточное государственное финансирование, в этой ситуации значительная роль в развитии системы профессионального образования принадлежала местной власти и обществу.

Открытие первых учебно-показательных мастерских в Томской губернии

ГУЗиЗ для развития в Томской губернии кустарного производства командировало туда весной-летом 1910 г. специалистов отдела сельской экономики и сельскохозяйственной статистики: инженера-технолога Н. П. Первушина (деревообработка), профессора А. М. Соколова (гончарное и скорняжное производство), С. В. Романенко (ткачество), Ю. А. Вейса (сельскохозяйственное машиностроение) -для ознакомления с кустарным производством в губернии и его развития путем устройства УПМ в тех районах, где они слабо развиты и где имелись перспективы их развития10.

Губернатор Е. Н. Извеков провел совещание, на котором присутствовали крестьянские начальники и податные инспекторы, члены Крестьянского присутствия, чиновники Казенной палаты, представители общества. По итогам работы был сделан вывод о недостаточности сведений

7 Главное управление землеустройства и земледелия. Итоги работ за последнее пятилетие (1909-1913 гг.). СПб., 1914. С. 20, 38.
8 Ядринцев Н. М. Кустарные промыслы в Сибири и значение их // Русская мысль. 1881. Кн. 10. С. 46-72.
9 Обзор Томской губернии за 1908 год. Томск, 1909. С. 54.
10 Положение кустарного дела в Томской губернии в 1911 и 1912 г., виды его и возможное развитие в будущем // Памятная книжка Томской губернии на 1913 год / под ред. П. Т. Виноградова. Приложение. Томск: Типография Губернского управления, 1913. С. 2.

БОЬ 10.21603/2078-8975-2019-21-4-948-961

о кустарном производстве и намечен ряд населенных пунктов для открытия первых УПМ11.

Н. П. Первушин уже в октябре 1910 г. открыл мебель-но-столярную мастерскую в с. Петропавловском вблизи г. Томск. Были намечены площадки для открытия мастерских А. М. Соколовым в с. Боготол, Ю. А. Вейсом в г. Бийск, С. В. Романенко в с. Беловское (Бийский уезд).

В конце 1910 г. начала работу мастерская по сельскохозяйственному машиностроению (г. Бийск), в начале 1911 г. -ткацкая мастерская в с. Беловское и тележная мастерская в с. Болотное. В январе 1912 г. - гончарная мастерская в с. Боготол12. Таким образом, пять первых УПМ были организованы командированными специалистами отдела сельской экономики и сельскохозяйственной статистики ГУЗиЗ практически в течение одного года.

Отметим, что попытки открытия учебных мастерских в регионе предпринимались и ранее. Еще после неурожая 1901 г. кружок трудовой помощи организовал раздачу льна на пряжу и ткание холстов в Каинском уезде и открыл ткацкую учебную мастерскую в г. Колывань. Она просуществовала больше 10 лет и была закрыта в 1912 г. из-за отсутствия средств на содержание и обучающих мастеров.

Детальное исследование кустарных промыслов было поручено местному отделению Императорского Русского технического общества. Томское отделение РТО (ТО РТО) было создано в 1902 г. в числе немногих в Азиатской России13 [23]. Несмотря на то, что около 1913 г. оно прекратило свою работу, за 10 лет был проведен ряд исследований кустарных промыслов Томской губернии, образована комиссия по техническому образованию, разработана программа вечерних и воскресных классов для мастеровых и ремесленных учеников, открыты УПМ. Деятельность отделения характеризовалась нестабильностью, что было связано с общественно-политической активностью его председателя Е. Л. Зубашева, первого директора Томского технологического института. В 1905-1908 гг. произошел перерыв в деятельности отделения, который был связан с вхождением в 1905 г. Е. Л. Зубашева в состав комитета Томского отделения партии конституционных кадетов, а затем его высылкой из г. Томск временным генерал-губернатором, оставлением им поста директора института

и последующей болезнью. В 1909 г. деятельность РТО в Томске была возобновлена: 27 января 1909 г. на общем собрании членов Томского отделения председателем вновь был избран Е. Л. Зубашев. ТО РТО сразу подключилось к решению задачи по содействию развитию кустарных промыслов Западной Сибири14. На совещаниях, проведенных губернатором Томской губернии Н. Л. Гондатти, открытие УПМ было признано наиболее целесообразным для развития кустарных промыслов. Но так как первоначально места их открытия были определены случайным способом, то для создания эффективной сети мастерских было решено провести детальное исследование, чтобы получить точные сведения о состоянии кустарных промыслов15. Решение этой задачи было возложено на ТО РТО, которое организовало анкетный опрос и сбор образцов кустарных промыслов16. Но в 1912 г. Е. Л. Зубашев был избран членом Государственного совета и переехал с семьей в Санкт-Петербург, после чего ТО РТО прекратило свою деятельность.

Открытие Томского губернского кустарного комитета и его роль в создании сети учреждений для развития кустарных промыслов

Поскольку работа по развитию кустарного производства в губернии, как уже отмечалось, проходила под руководством ГУЗиЗ, то эта задача изначально была возложена на местное управление переселением, а затем губернское управление земледелием и государственными имуществами. Но вскоре дело было передано созданному в 1911 г. одним из первых в Азиатской России Томскому губернскому кустарному комитету (ТГКК) (положение о комитете было утверждено 18 июля 1911 г.), целью которого являлось содействие развитию промыслов в губернии17, а одной из задач - «подготовка кустарей и сообщение им лучших приемов работы путем устройства учебно-показательных мастерских и музеев»18. К 1914 г. за Уралом действовали Акмолинский, Тобольский и Дальневосточный (г. Харбин) комитеты19.

В Томской губернии дальнейшее обследование кустарных промыслов и их развитие также было поручено ТГКК, который финансировался отделом сельскохозяйственной экономии и сельскохозяйственной статистики ГУЗиЗ20.

11 Зубашев Е. Л. Краткий очерк кустарной промышленности в Томской губернии и деятельности Томского Губернского Кустарного комитета // Труды Ш-го Всероссийского съезда деятелей по кустарной промышленности в С.-Петербурге. 1913 г. Вып. 1. СПб., 1913-1914. С. 108.
12 Там же. С. 108-109.
13 Труды Томского отделения Русского технического общества. Томск, 1911. 204 с.
14 Отчет о деятельности Томского отделения Императорского Русского технического общества за 1909 год. Томск, 1910. С. 13.
15 Там же. С. 16.
16 Труды Томского отделения ...
17 Положение о Томском губернском кустарном комитете. Томск, 1911. С. 1-4.
18 Зубашев Е. Л. Краткий очерк... С. 110.
19 Азиатская Россия. Т. 2. Земля и хозяйство. СПб., 1914. С. 404.
20 Отчеты по обследованию гончарного, ткацкого и кожевенного кустарных промыслов, произведенному в 1912 году в отдельных районах Томской губернии состоящими при Томском губернском кустарном комитете специалистами Отдела сельской экономии и сельскохозяйственной статистики. Томск, 1913; Материалы анкетного обследования кустарно-ремесленной промышленности в Томской губернии. Томский губернский кустарный комитет. Томск, 1915.

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-948-961

Успешности работы комитета способствовало то, что по положению в его состав входили губернатор Томской губернии как попечитель, управляющий земледелием и государственными имуществами, управляющий переселением Томского района, губернский агроном, один из крестьянских начальников, один из членов присутствия по крестьянским делам, представители от университета, технологического института, ТО РТО. Должность управляющего делами во вновь созданном ТГКК в 1911 г. по приглашению ГУЗиЗ занял председатель ТО РТО Е. Л. Зубашев. За время его руководства комитетом до 31 октября 1912 г. в Томской губернии было открыто 6 УПМ для «улучшения техники» и «насаждения того или иного промысла» и разработаны планы открытия в 1913 г. еще 5 мастерских. В 1917 г. в губернии работало уже 17 УПМ21.

Из анализа сведений, собранных в ходе анкетных опросов, следовало, что основной причиной слабого развития кустарного производства являлся малый спрос, что напрямую связано с качеством продукции. В основном изделия изготавливались для собственных нужд или для соседей. Всего кустарным промыслом в 1910 г. занималась 1,3 % сельского населения. Открытие УПМ должно было привести к внедрению современных технологий и улучшению качества изделий, что, несомненно, должно было повысить спрос на них. В то же время занятие промыслами, по мнению чиновников, не должно было отвлекать крестьян от сельского хозяйства, но давать возможность заработка в свободное от занятия сельским хозяйством время. В районах, неблагоприятных для занятия сельским хозяйством, кустарная промышленность должна была стать основой хозяйства населения. Предполагалось открывать УПМ не только в переселенческих поселках, но и в старожильческих населенных пунктах, в основном в сельских районах,

22

и только в исключительных случаях - в городах22.

Характеристика первых учебно-показательных мастерских Томской губернии

Работа пяти УПМ, открытых в октябре 1910 - январе 1912 г., выявила проблемы в их организации и необходимость корректировки дальнейшего плана развития. Курс обучения в УПМ составлял 1-3 года. Например, в мебельно-столярной мастерской (открыта 08 октября 1910 г., с. Петропавловское), мастерской по сельскохозяйственному машиностроению (24 ноября 1910 г., г. Бийск), тележной мастерской (24 января 1911 г., с. Болотное) учились три года, а в ткацкой мастерской (январь 1911 г., с. Беловское) только один год. В целом проблемы с набором учеников в УПМ не было. Так, в мебельно-столярной мастерской (с. Петропавловское) в 1913 г. училось 30 человек, из них 40 % - дети жителей села, в основном кустарей. Из 61 хозяйства с. Петропавловское 31 принадлежало кустарям, изготавливающим мебель. Промысел

был распространен и в окрестных селах. Другие УПМ также были популярны у населения. Большой конкурс был в УПМ г. Бийск, в котором не было ремесленного училища. Ткацкая мастерская (с. Беловское) пользовалась популярностью у населения, т. к. была единственной мастерской, где обучали девочек (в 1913 г. - 13 человек: 7 местных и 6 из других сел). Конфликтная ситуация, произошедшая в с. Боготол, где после открытия УПМ местные кустари-гончары, увидев в ней конкурента, начали бойкотировать отправку своих детей на обучение, разрешилась к концу 1912 г.

Среди проблем, которые возникли при организации УПМ, одной из самых сложных была неграмотность большинства учеников. Так, в УПМ с. Петропавловское было около 60 % неграмотных. Исключение составляла УПМ в г. Бийск, где все ученики закончили начальную школу, а многие - двухклассное училище. Но т. к. она не решала задачу подготовки сельских кустарей (из УПМ выходили городские ремесленники), было принято решение перевести мастерскую из города в одно из сел Бийского уезда.

Большое значение для подготовки детей из разных населенных пунктов и бедных семей имело наличие общежитий и стипендий. Например, в тележной мастерской (с. Болотное) ученики-крестьяне из окрестных сел не задерживались дольше, чем на полгода. Поэтому курс обучения невозможно было завершить. В УПМ в основном обучались дети торговцев и железнодорожных служащих, которые в будущем не готовы были стать сельскими кустарями или ремесленниками. После строительства общежития ТГКК ситуация кардинально изменилась. В 1913 г. общежития имели УПМ в с. Петропавловское, с. Боготол, с. Болотном.

В общежитиях УПМ с. Петропавловское, с. Болотное ученики находились на полном содержании за исключением одежды. В мастерской г. Бийск 480 руб. ежегодно расходовалось на стипендии беднейшим ученикам, в с. Беловское стипендию 5 руб. в месяц получали ученицы из других сел и беднейших семей23. Эти меры позволяли сохранить контингент учащихся и обеспечить дополнительную мотивацию.

Основной задачей на первом этапе организации УПМ было строительство или аренда помещений и оборудование мастерских. УПМ с. Боготол, с. Болотное располагали собственными помещениями и общежитием, в с. Петропавловское часть помещений была арендована, но начато строительство собственных. В двух других УПМ мастерские находились в арендованных помещениях.

Сельские общества и организации в отдельных случаях оказывали помощь. По их запросам также происходила корректировка программ обучения. Так, общество с. Болотное ходатайствовало об обучении учеников в тележной мастерской ремонту сельскохозяйственных машин и передало ТГКК 3900 руб. на организацию литейной мастерской.

21 Марков М. П. Доклад Томскому Губернскому народному собранию первой сессии 1917 года. Томск, 1917. С. 3.
22 Зубашев Е. Л. Краткий очерк. С. 111, 114.
23 Там же. С.111-114.

БОЬ 10.21603/2078-8975-2019-21-4-948-961

Программа обучения была рассчитана на три года: 1-й год обучение шло в столярной мастерской, 2-й год - в кузнечном отделении, 3-й год - в слесарно-токарном отделении. В результате выпускники могли самостоятельно изготавливать телеги на железных осях. Кроме того, они обучались тигельному литью в литейной мастерской и ремонту сельскохозяйственных машин. Подобный трехгодичный курс был и в мастерской по сельскохозяйственному машиностроению (г. Бийск), где в течение 1-го года ученики работали в столярном отделении, 2-й год - в кузнице и сле-сарно-токарной мастерской, 3-й год собирали и ремонтировали сельскохозяйственные машины: веялки, сортировки, конные приводы. Программа обучения с первых дней предусматривала самостоятельное изготовление учениками простых изделий.

В ткацкой мастерской с. Беловское, где было развито льноводство, ученицы в течение одного года прослушивали курс теории ткачества и анализа тканей, учились работать на автоматических ткацких станках-самолетах, изготавливать узорчатую ткань на жаккардовом ткацком станке (шафт-машине), изучали на практике ковровое плетение, отбеливание и окрашивание пряжи и ткани, а также

24

ее сортировку и нумерацию24.

Задачей УПМ было не только обучение населения передовым приемам ткацкого производства, но и оказание технического и экономического влияния на развитие ткачества в населенных пунктах в районе мастерской (снабжение кустарей орудиями труда по льготной цене и материалами по ценам заготовки, посредничество между кустарями и рынком сбыта). Стояла также задача изготавливать изделия исключительно из местного сырья25.

Оценив положительный опыт работы УПМ, сельские и волостные сходы, сельские общества и кредитные товарищества подали в ТГКК восемь заявлений об открытии УПМ в 1912-1913 гг. (кожевенной, гончарной, по изготовлению черепицы, сельскохозяйственного машиностроения, по обработке дерева, скорняжной, тележной) с предложением выделения земли и денег. Например, Верх-Чебулинское кредитное товарищество выделяло под тележную мастерскую землю и помещения, Поломошнинское и Балтинское сельские общества передавали 3000 руб. и 2000 руб. соответственно, Барнаульская городская управа - 5000 руб.

Все заявки ТГКК не мог удовлетворить. После обследования районов специалистами ТГКК было принято решение о первоочередном открытии четырех УПМ: белодеревной и игрушечно-токарной мастерской в феврале 1913 г. в с. Таловское Томского уезда, а осенью того же года кожевенной УПМ в с. Алтайское Бийского уезда, ткацкой УПМ в с. Трубачево Томского уезда, тележной УПМ

в с. Верх-Чебула. Планировалось открыть также гончарную УПМ в с. Сузун, центре гончарного промысла, для повышения качества изделий и противостояния вытеснению с развитием маслоделия гончарной посуды низкого качества металлической эмалированной посудой; ткацкую УПМ в с. Усть-Чарышская пристань Бийского уезда как отделение мастерской с. Беловское. Таким образом, в планах ТГКК было открытие к осени 1913 г. шести мастерских, из них три ткацких. План был почти полностью осуществлен. На апрель 1917 г. не была открыта только УПМ в с. Сузун.

В рамках реализации плана в 1914 г. в с. Верх-Чебула Мариинского уезда была открыта УПМ по тележному производству и совместному ремонту сельскохозяйственных машин и орудий. В 1915 г. началось возведение зданий для мастерских, которое было завершено в 1916 г. В мастерских действовало три отделения: кузнечное, слесарное, столярное. Курс обучения составлял три года, каждый ученик в течении года обучался на всех трех отделениях, где за год получал одну профессию. В ученики набирались дети крестьян не моложе 13 лет, им выплачивалась стипендия. Отдельно финансировалось профессиональное обучение детей-сирот. Окончившие курс получали инструмент и материалы в счет будущей оплаты за изделия26. Это было значительным достижением для образования населения Мариинского уезда, в котором на 1 января 1916 ?

УЧЕБНЫЕ МАСТЕРСКИЕ СИБИРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА КУСТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ educational workshops siberia vocational school handicraft production
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты