Спросить
Войти

АЛЕКСАНДР I И ВУЗОВСКОЕ МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Автор: указан в статье

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 351.85+008 (091)

DOI: 10.29003/m828.0514-7468.2018_41_4/430-439

АЛЕКСАНДР I И ВУЗОВСКОЕ МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

М.И. Бурлыкина1

Высшее образование и музейное дело в эпоху правления Александра I отмечены активным развитием. В первой четверти XIX в. в стране возникли шесть из тринадцати классических университетов дореволюционной России, повсеместно создавались и развивались музеи различного профиля, в т. ч. в высших учебных заведениях. Была разработана система поощрения меценатов и пожертвовате-лей, благодаря которой музейные фонды пополнялись богатейшими коллекциями и редкими артефактами. Многие вузовские музеи по формам деятельности, богатству экспонатов считались лучшими музеями Европы.

Ссылка для цитирования: Бурлыкина М.И. Александр I и вузовское музейное дело // Жизнь Земли. 2019. № 4. С. 430-439. DOI: 10.29003/m828.0514-7468.2018_41_4/430-439

Поступила 24.09.2019/ Принята к публикации 06.11.2019

ALEXANDER I AND HIGH SCHOOL MUSEUM BUSINESS

M.I. Burlykina, Dr. Sci (Art) Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar

Higher education and museum business during the reign of Alexander I are marked by active development. In the first quarter of the 19th century six of the thirteen classical universities of pre-revolutionary Russia emerged in the country, museums of various profiles were created and developed everywhere, including in higher education institutions. A system of encouragement of patrons and donors was developed thanks to which museum funds were supplemented with rich collections and rare artifacts. Many university museums according to forms of activity and wealth of exhibits were considered the best museums in Europe.

1 Бурлыкина Майя Ивановна - д-р культурологии, профессор Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, mayya.burlykina@mail.ru.
430

Жизнь Земли 41(4) 2019 430-439

Введение. Александр I (1777-1825) сохранился в памяти своих современников приветливым и внимательным человеком с высокой и величественной фигурой, благородными правильными чертами лица, с живыми умными глазами цвета безоблачного неба. Эпоха его правления (1801-25) стала одной из ярчайших страниц мировой истории, отмечена победами в Северной и Отечественной войнах, присоединением к России значительных территорий, другими масштабными проектами. Александру I удалось внести исключительный вклад в развитие науки, культуры и образования страны. Взойдя на престол, император тщательно проанализировал состояние образования в стране, отметил отсутствие сильной базы высшей школы и приложил максимум усилий, чтобы исправить это положение. Из 13 классических университетов, созданных в дореволюционный период в России, шесть были открыты по его инициативе и при активном содействии. С целью координации науки, культуры, образования Александр I учредил Министерство народного просвещения, которое в 1802-10 гг. возглавлял граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812) - член Непременного совета. Этот совещательный орган, существовавший при Александре I в 1801-10 гг., подготовил ряд важных реформ. В стране были учреждены учебные округа, изданы уставы университетов, возникли гимназии как всесословные учебные заведения.

Александр I активно поддерживал отечественные музеи. С его участием и постоянной поддержкой были созданы многие музеи России. К примеру, Музей древностей в крымской Феодосии был учреждён Указом императора 8(20) ноября 1810 г. Позднее он неоднократно бывал в этом городе, непременно посещал музей, заботился о его развитии [17].

Значительное внимание Александр I уделял музеям при высших учебных заведениях: финансировал, преподносил коллекции, отдельные артефакты. Он поощрял щедрых по-жертвователей, которым лично вручал бриллиантовые кольца, золотые портсигары, другие подарки. Кроме того, имена дарителей публиковались в основанном в 1803 г. журнале «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения». В эпоху Александра I вузовские музеи обладали высоким престижем: считалось весьма почётным принимать участие в их развитии, дарить богатые коллекции и ценнейшие экспонаты.

Университеты, созданные в эпоху правления Александра I. Первым университетом России XIX в. стал Дерптский (в 1893-1918 гг. - Юрьевский, с 1918 г. - Тартуский), предшественником которого являлась Академия Густавиана, существовавшая в 1632-65 и 1690-1710 гг. На торжествах открытия 21-22 апреля 1803 г. присутствовал Александр I. Первый ректор университета, профессор физики Георг Фридрих Паррот (1757-1862, на русский манер именовался Егором Ивановичем) - человек высокообразованный, неистощимой энергии, «богатых умственных дарований» и к тому же с благородными чертами характера - произнёс яркую, образную речь, чем сразу же привлёк внимание императора [16]. Это положительно отразилось на дальнейшем развитии вуза, поставленного в особые условия финансирования. В Уставе Дерптского университета предусматривались различные музеи и кабинеты музейного типа, в т. ч. Музей искусств (Музей художеств), который состоял под управлением и «главным смотрением» профессора истории искусств и эстетики Карла Моргенштерна (1770-1852), руководившим музеем около 30 лет. Коллекции комплектовались из лучших художественных произведений по строго намеченному плану. В 1804 г. в музее хранилась коллекция эстампов из 1200 листов (итальянские и другие известные школы), собрание подлинных художественных полотен, более 700 древних монет и медалей, ряд гипсовых фигур. В 1810 г. в журнале Министерства народного просвещения отмечалось: «Музей художеств обогащён разными предметами, медалями и проч., которые директор музея профессор Моргенштерн покупал за сходные цены при случаях» [9, с. 10]. В первой трети XIX в. Музей считался лучшим среди подобных и послужил образцом при формировании других вузовских музеев изящных искусств, предусмотренных вторым университетским Уставом 1835 г. (рис. 1).

Рис. 1. Музей искусств Тартуского университета (см. цв. фото на 3 с. обложки). Fig. 1. Tartu University Museum of arts.

Наряду с Музеем искусств в Дерптском университете существовала рисовальная школа, которую с момента создания (в 1803-38 гг.) возглавлял воспитанник Дрезденской академии художеств профессор Карл Август Зенфф (1770-1838). Многие предметы в коллекции были изготовлены его руками. О качестве работ можно судить по такому факту: в 1818 г. Александр I пожаловал мастеру бриллиантовый перстень за выгравированный на меди портрет легендарного генерала-фельдмаршала князя Михаила Богдановича Барклая-де-Толли [3].

Проявлял заботу о музеях Дерптского университетах и младший брат Александра I Великий князь Константин Павлович (1779-1831), положивший начало основанию Музеума натуральной истории (Музея естественной истории). Он пожертвовал собрание минералов, раковин, кораллов и небольшого числа древних произведений из царства животных [13].

По аналогии с Дерптским университетом в 1803 г. по Указу Александра I на базе Главной школы г. Вильны (основана в 1579 г.) был учреждён Виленский университет с четырьмя отделениями: физических и математических наук, врачебных или медицинских знаний, наук нравственных и политических, словесных наук и свободных или изящных художеств [18]. Одновременно с вузом открылся Музей естественной истории, где минералогический отдел был «хорош и заключает достаточное число видов для порядочного преподавания минералогии» [8, стр. 396]. Музей причислялся к лучшим университетским музеям Европы. Дары преподносили многие меценаты. Так, пожертвования графа Михаила Валицкого университету превысили сумму в два миллиона злотых. Ценные экспонаты преподнесли наследники профессора Романа Симоновича, венгерский геолог и минералог Христиан Ципсер (он обогатил коллекциями и другие вузовские музеи России). Портреты дарителей висели на почётном месте в вестибюле университета. Все дарители были поощрены также Александром I. В 1832 г. университет был упразднён, коллекции поступили в Виленскую медико-хирургическую академию (основана на базе медицинского факультета университета).

Опыт работы Дерптского университета лёг в основу общероссийского Устава - закона университетской жизни. Он был учреждён Александром I в 1804 г. Россия разде-432

лилась на шесть учебных округов: Московский, Виленский, Дерптский, Санкт-Петербургский, Казанский, Харьковский. Университеты стояли во главе этих округов и направляли деятельность всех учебных заведений, что предусматривало принцип преемственности. Устав предоставил университетам автономию: установил выборность ректора, деканов, профессоров, дал право учреждать новые кафедры, утверждать в учёных степенях, создавать учёные общества, печатать научные труды и периодические издания и т. д. Связующим звеном между Министерством народного просвещения и университетом стал попечитель учебного округа, как правило, избираемый из числа ведущих профессоров. Устав узаконил наличие музеев (кабинетов музейного типа) в структуре каждого университета. На содержание музеев естественного профиля выделялась обязательная сумма 600 рублей, художественного - 2 тысячи рублей.

Самый восточный университет России того периода - Казанский - был создан в 1804 г. в составе четырёх отделений: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных или медицинских наук, словесных наук с кафедрой восточного языка. Среди его первых музеев -Музей естественной истории, в составе которого действовал Минеральный кабинет. Наиболее крупное приобретение было сделано при содействии Александра I - систематизированная коллекция минералов действительного статского советника, камергера Николая Петровича Свистунова (1770-1815), состоящая из 6300 штуфов. Коллекция за 30 тыс. рублей была приобретена в 1822 г. у вдовы Марии Алексеевны Свистуновой, урождённой Ржевской (1778-1866). К покупке был приложен точный и подробный систематизированный каталог с указанием видов, отличий и мест нахождения штуфов. Специалисты полагали, что действительная цена коллекции гораздо выше. С приобретением коллекции Свистунова (привезена в Казань в сентябре 1823 г.), содержавшей минералы всех частей света, в 1824 г. Минеральный кабинет был обособлен от Музея естественной истории.

Харьковский университет, созданный по Указу Александра I в 1805 г., состоял из четырёх отделений: словесное, этико-политическое, математическое, врачебное. Нумизматический музей (минц-кабинет) вуза обладал самым богатым в Европе собранием. Основанием послужила коллекция попечителя учебного округа графа Северина Осиповича Потоцкого (1762-1829), подарившего 533 древних и 307 новейших медалей (820 серебряных и 20 золотых изделий). Александр I побывал в университете в 1817 г., осматривал зоологический, минералогический и нумизматический музеи [12]. В нумизматический в 1817 г. по Высочайшему повелению были переданы 16 больших золотых, 18 серебряных и 5 бронзовых медалей и пробный рубль 1806 г. - величайшая нумизматическая редкость; в 1825 г. - медальон из красного сердолика в золотой оправе работы художника Брауна с портретом Александра I (выполнен в 1813 г.), а также 4 золотых, 3 серебряных и 35 бронзовых медалей.

В 1815 г. к России было присоединено герцогство Варшавское, Александр I признан царём Польским. В 1816 г. он учредил Университет в Варшаве, названный Королевским или Царским. В 1830 г. вуз переименован в Александровский (в честь Александра I). Университет сформировался как научный и просветительский центр Царства Польского - одного из регионов России. Зоологический музей вуза, основанный при поддержке императора, на протяжении всего дореволюционного периода являлся одним из лучших по постановке работы и экспозиционному решению.

Шестым университетом Александра I стал Гельсингфорский (Хельсинкский), организованный в Финляндии (вошла в состав России в 1809 г.). Университет был открыт в 1827 г., после кончины императора, и назывался в честь него Александровским.

Позднее дата его создания была изменена: за основу взята школа в г. Або (ныне Турку), учреждённая в 1640 г. Александр I курировал Абоскую школу, построил для неё новое здание, пополнял музеи коллекциями.

Развитие музейного дела в отраслевых вузах. При Александре I были открыты также другие учебные заведения высшего типа с музеями различного профиля.

В основанном в 1809 г. «для образования способных исполнителей» Петербургском институте инженеров путей сообщения был сформирован самый крупный вузовский технический музей в дореволюционной России [15].

Для Музеума, созданного для хранения моделей всех важных в России и за границей сооружений, из-за границы выписывались физические инструменты и модели наиболее известных сооружений. Так, в 1809 г. с разрешения Александра I приобретены инструменты во Франции [10].

В 1811 г. основан Царскосельский лицей с правами университета (шестилетнее обучение), который в 1844-1918 гг. назывался Александровским в честь Александра I. В Минералогический музей лицея в 1819 г. от имени императора преподнесён дар - большое собрание минералов, раковин и камней, принадлежавших дворцовому садовому мастеру Бушу: 2500 номеров различных каменных пород и металлов и 500 номеров раковин на солидную сумму - 5 тыс. рублей. Заведующий кабинетом профессор Яков Иванович Карцев (1784-1836) составил опись минералогического отдела и удостоился за труд высочайшей награды [4].

Высшие учебные заведения, возникшие ещё до правления Александра I, также удостаивались его высочайшего внимания.

В XIX в. получил дальнейшее развитие музей Академии художеств (основана в 1757 г., до 1764 г. находилась в ведении Московского университета). В музее формировались произведения живописи, прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, нумизматики. Первая коллекция (101 произведение искусства) поступила в 1758 г. от графа Ивана Ивановича Шувалова (1727-97) - основателя Московского университета и Академии художеств. Музей стал первым по времени и значимости хранилищем произведений русского искусства, содержал также произведения зарубежных мастеров. Музейные коллекции размещались в центральной части здания Академии художеств на трёх этажах. Пожертвования в первой четверти XIX в. носили массовый характер, поступали от представителей самых разных сословий. Александр I подарил великолепную коллекцию, приобретением которой занимался его отец Павел I. Собрание было сформировано венецианским священником Филиппо Фарсетти, специально построившим в 1758 г. виллу-музей, и включало живописные картины и рисунки, бюсты, статуэтки и рельефы из терракоты, гипса, мрамора, бронзы, слепки с античных скульптур. Уже после смерти Филиппо Фарсетти (1774 г.) его наследники издали в 1778 и 1788 гг. каталоги («Музей глубокоуважаемого дома Фарсетти в Венеции»). В 1782 г. в Венеции побывал царевич Павел, будущий император, который начал переговоры о приобретении коллекции для России. В 1799 г. Антонио Франческо Фарсетти ввиду тяжёлого финансового положения отправил фамильную коллекцию в Санкт-Петербург. Она поступила двумя партиями. Первая включала 12 гипсовых статуй и 124 формы статуй, бюстов, несколько крупных рельефов. Вторая - 644 скульптуры: 13 мраморных произведений, 26 бронзовых, 71 терракоту, 246 гипсовых памятников и 188 произведений из глины [14]. Оригинальные произведения экспонировались в Музее Академии художеств в стеклянных шкафах на первом этаже (рис. 2).

В Академии художеств формировалось также собрание архитектурных моделей, составлявшее к концу XVIII в. своеобразный музей ввиду «исключительной ценно-434

Рис. 2. Г.М. Михайлов. Рафаэлевский зал (Музей Академии художеств). Fig. 2. G. M. Mikhailov. Raphael hall (Museum of the Academy of arts).

сти». В 1800 г. будущий император Александр I преподнёс роскошный дар. Он включал модель Исаакиевского собора Огюста Монферрана, над которой трудились Брюлловы - сын Карл (внутренняя роспись) и отец Павел (резьба), а также замечательную коллекцию пробковых моделей - архитектурных зданий древнего Рима и Греции, созданных в 1773 г. итальянским архитектором Антонио Кики (1743-1816). Они являлись образцами виртуозного мастерства. Эти и другие модели приобретались Екатериной II в Италии и служили учебным пособием малолетнему Александру.

Созданный в 1773 г. в Санкт-Петербурге Музей Горного института (Горное училище, Горный кадетский корпус, Корпус горных инженеров) содержал практически всё самое ценное и важное с научной точки зрения из области минералов, обнаруженных в России и за её пределами. Он считался главным минералогическим музеем страны («из российских и иностранных минералов и ископаемых тел кабинет»). В том, чтобы все образцы минералов сосредотачивались главным образом в одном месте, проявлял заинтересованность Александр I, который всячески этому содействовал. В начале XIX в. было построено главное здание Горного кадетского корпуса, в котором сразу же предусматривались фондохранилища и экспозиционные залы для музея (рис. 3). Богатая внутренняя отделка помещений музея осуществлена архитектором А.И. Постниковым, потолок двухсветного колонного зала украшен знаменитым плафоном, выполненным живописцем Д.Б. Скотти. Роскошному помещению соответствовала и специальная музейная мебель, выполненная крупнейшими мастерами К. Мейером, Т. Чиппендейлом и А.И. Постниковым. В 1802 г. в музей за 50 тыс. руб. приобретено великолепное минералогическое собрание зарубежных месторождений английского коллекционера Якоба Форстера (1739-1806) при содействии Александра I. В 1816 г. император преподнёс коллекцию миРис. 3. Музей Горного института (см. цв. фото на 3 с. обложки). Fig. 3. The Museum of the Saint-Petersburg Mining University

нералов (4113 экз.) и зоофитов (200 экз.) вместе с великолепными шкафами. В 1825 г. он подписал Указ, в соответствии с которым все золотые самородки, поступавшие в Монетный двор, стали храниться в Музее Горного института. Музей открывался для публики: летом с 9 до 16 часов, зимой - с 10 до 14 часов. Посетившая музей в 1822 г. императрица Мария Фёдоровна отметила богатство коллекций и экспозиционное великолепие. К этому времени Музей вполне мог соперничать с лучшими музеями Европы.

Музеи Санкт-Петербургского и Московского университетов в эпоху Александра I. Основу музеев Санкт-Петербургского университета, созданного в составе Академии наук в 1724 г., составляли уникальные предметы, когда-то принадлежавшие петровской Кунсткамере. В 1819 г., после воссоздания университета вне академической структуры, в музейные фонды вошла часть экспонатов Педагогического института. В их числе - полученный в 1808 г. великолепный подарок от придворного советника, в будущем профессора Московского университета, директора Нежинского и Ришельевского лицеев Ивана Семеновича Орлая (1770/1771-1829) - рисунки птиц, выполненные с использованием натуральных перьев и имитирующие живых птиц «со всеми внешними частями» [7].

Александр I, всемерно поддерживающий благородные порывы своих соотечественников, даровал жертвователю бриллиантовый перстень. Этот факт свидетельствовал о качестве и незаурядности преподнесённого И.С. Орлаем собрания рисунков.

Особое внимание Александр I уделял Московскому университету (создан в 1755 г.) и его музеям. Мы назовём лишь некоторые примеры. Музей естественной истории (Кабинет натуральной истории), основанный одновременно с вузом благодаря пожертвованиям горнопромышленников Демидовых, в 1802 г. по Указу императора пополнился богатейшей коллекцией. Это был известный в Европе Кабинет натуральной истории, принадлежавший покровительнице наук и искусств польской герцогине 436

Анне Паулине Яблоновской (1728-1800). 24 января 1802 г. Александр I лично ознакомился с содержанием каталога объёмом 36 листов и высоко оценил великолепное собрание, состоявшее из четырёх частей: царство минералов, царство растений, царство животных, древности. 12 февраля император дал указание передать коллекцию Московскому университету («всемилостивейши пожаловали мы этот кабинет Московскому университету») [1].

В 1803 г. Павел Григорьевич Демидов (1798-1840) подарил Московскому университету свой частный музей, который формировал более 40 лет (оценен в 250 тыс. руб.). Он состоял из Кабинета натуральной истории (рис. 4), Минц-кабинета (медали и монеты почти всех европейских государств), коллекции художественных редкостей. П.Г. Демидов также преподнёс деньги (100 тыс. руб.) на обучение студентов за границей и содержание «одного из лучших профессоров натуральной истории и минералогии». Александр I издал Указ, повелевавший выбить золотую медаль с изображением П.Г. Демидова, ибо «отличные подвиги граждан, содействующих великому благу отечества, должны пребыть незабвенны от рода в род» [6].

На деньги, выделенные П.Г. Демидовым, в университет был приглашён на должность профессора и директора Музея естественной истории крупный учёный Григорий Иванович (Иоганн Готтгельф, Готхельф) Фишер фон Вальдгейм (1771-1853), занимавший кафедру и руководивший музеем в 1804-32 гг. Он же был организатором Общества испытателей природы (1804), которое в 1807 г. получило покровительство Александра I и стало именоваться Императорским.

25 октября 1805 г. Музей естественной истории открылся для публики - первый в Москве. К этому времени был издан иллюстрированный каталог коллекций. В 1821 г. Александр I наградил Г.И. Фишера орденом «за существенную пользу Московскому университету как умножением его Музея, так и распространением славы оного в учёном мире» [11].

Александр I оказал поддержку Московскому университету в приобретении в 1805 г. Ботанического сада, который прежде принадлежал Медико-хирургической академии. Ботанические коллекции университета во многом формировались за счёт растений этого сада.

В годы Отечественной войны наиболее ценные музейные экспонаты Московского университета были эвакуированы, часть погибла во время пожара в Москве. 18 августа 1816 г. император в очередной раз посетил вуз, после визита вновь последовали его дары. Александр I неоднократно выделял значительные средства на приобретение особо ценных коллекций. Так, благодаря Его Величеству было принято решение о покупке у баварского учёного барона Иоганна Пауля Карла фон Молля библиотеки (20 тыс. томов), а также собрания минералов (свыше 5 тыс. штуфов), гербария (более 6000 растений). В 1818 г. Александр I для Московского университета приобрёл богатое собрание анатомических препаратов доктора медицины и хирургии Христиана Ивановича Лодера (1753-1832) за 125 тыс. руб. и пожаловал университету [2]. Среди других даров императора Московскому университету - поступившее в 1823/24 учебном году богатое художественное собрание художника и путешественника Логгина Андреевича Хориса (1795-1828), на пейзажах которого изображалась жизнь дикарей Америки, Азии, Африки, Полинезии [5]. Кроме того, в 1825 г. по решению Александра I нумизматическое собрание Московского университета пополнилось уникальной коллекцией: 68 золотниками серебряных монет первого русского царя (с 1613 г.) из рода Романовых Михаила Фёдоровича (1596-1645).

Рис. 4. Музей естественной истории Московского университета. Fig. 4. The Museum of natural history of Lomonosov Moscow State University.

Заключение. Перечень славных дел Александра Павловича можно было бы успешно продолжить. Но даже приведённые в данной статье факты дают возможность утверждать о его значительной роли в становлении и развитии вузовского музейного дела. Благодаря богатейшим коллекциям в музеях осуществлялась эффективная исследовательская, образовательная, просветительская деятельность. Вузовские музеи эпохи Александра I являлись признанными центрами науки, культуры, образования, оказывали положительное влияние на развитие страны в целом. Многие из них по составу коллекций и экспозиционному оформлению считались лучшими в Европе. Пожалуй, ни до, ни после Александра I никто из императоров так системно и последовательно не занимался вопросами музейного дела, как он.

Литература

1. Ананьев В.Г. О некоторых источниках по истории формирования музейной коллекции Московского университета в начале XIX века // Музеология - музееведение в XXI веке: сборник статей. СПб, 2009. С. 321-327.
2. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорскаго Московского университета за истекающее столетие со дня учреждения января 12-го 1755 года по день сто-летняго юбилея января 12-го 1855 года, составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 году, и расположенный по азбучному порядку / Под ред. С. Шевы-рева. М., 1855. Ч. 1. С. 469-472.
3. Биографический словарь профессоров и преподавателей Юрьевского, бывшего Дерпт-ского университета за сто лет его существования (1802-1902) / Под ред. Г.В. Левицкого. Юрьев, 1902. Т. 1. С. 463.
4. Исторический очерк бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 год / Сост. И. Селезнев. СПб, 1861. С. 78.
5. Краткая история Московского университета с 4 июля 1823 года по 4 июля 1824 года / Сост. И. Двигубский. М., 1824. 18 с.
6. Периодическое сочинение об успехах народного просвещения. 1803. № 2. С. 158-171.
7. Периодическое сочинение об успехах народного просвещения. 1808. № 20. С. 277.
8. Периодическое сочинение об успехах народного просвещения. 1808. № 21. С. 396-397.
9. Периодическое сочинение об успехах народного просвещения. 1810. № 25. С. 10.
10. Государственный исторический архив (РГИА). Ф. 446. Оп. 5, кн. 5. Л. 4 об.
11. РГИА. Ф. 733. Оп. 28. Д. 359. Л. 1.
12. РГИА. Ф.733. Оп. 49. Д. 294. Л. 22.
13. РГИА. Ф. 733. Оп. 155. Д. 774. Л. 232 об.
14. РГИА. Ф. 789. Оп. 1, ч. 1. Д. 1580. Л. 58.
15. РГИА. Ф. 1341. Оп. 11. Д. 777. Лл. 1-6.
16. Сумцов Н.Ф. Столетие Дерптского университета. Отчёт о праздновании. Харьков, 1902. С. 2.
17. Трифильев Е.П. О Феодосийском музее древностей. Одесса, 1916. 6 с.
18. Учебные заведения Западных губерний. 1802-1804 гг. СПб, 1897. С. 81.

REFERENCES

1. Ananiev V.G. On Some Sources on the History of Formation of the Museum Collection of the Moscow University in the Beginning of the 19th Century. Museology - Museum in the 21st Century: Collection of Articles. P. 321-327. (SPb, 2009) (in Russian).
2. Shevyrev S. (ed.). Biographical Dictionary of Professors and Teachers of the Moscow University for the Past Century from the Date of Establishment of January 12th 1755 to the Day of the Centennial Anniversary of January 12th 1855, compiled by the Works of Professors and Teachers Who Occupied the Departments in 1854, and Located in the Azbuchy Order. Part 1. P. 469-472 (Moscow, 1855) (in Russian).
3. Levitskij G.W. (ed.). Biographical Dictionary of Professors and Professors of Yurievsky, the former University of Derpta in the Hundred Years of its Existence (1802-1902). V.1. P. 463 (Yuryev, 1902) (in Russian).
4. Seleznyov I. (ed.). Historical essay of the former Tsarskoselski, now Alexandrovsk lyceum for its first fiftieth anniversary, from 1811 to 1861. P. 78 (SPb, 1861) (in Russian).
5. Dvigubsky I. (comp.). Short history of the Moscow university from July 4, 1823 to July 4, 1824. 18 р. (Moscow, 1824) (in Russian).
6. Periodic essay on the successes of public education. 2, 158-171 (1803) (in Russian).
7. Periodic essay on the successes of public education. 20, 277 (1808) (in Russian).
8. Periodic essay on the successes of public education. 21, 277 (1808) (in Russian).
9. Periodic essay on the successes of public education. 25, 10 (1810) (in Russian).
10. State Historical Archives (RGIA). F. 446. Op. 5, kn. 5. L. 4 (in Russian).
11. RGIA. F. 733. Ор. 28. D 359. L. 1 (in Russian).
12. RGIA. F.733. Ор. 49. D 294. L. 22 (in Russian).
13. RGIA. F. 733. Ор. 155. D 774. L. 232 (in Russian).
14. RGIA. F. 789. Ор. 1, p. 1. D 1580. L. 58 (in Russian).
15. RGIA. F. 1341. Оp. 11. D 777. Ll. 1-6 (in Russian).
16. Sumtsov N.F. Centennial of Derpt University. Celebration report. P. 2 (Kharkov, 1902) (in Russian).
17. Trifilev E.P. About Theodosian Museum of Antiquities. 6 р. (Odessa, 1916) (in Russian).
18. Educational institutions of Western provinces. 1802-1804. P. 81 (SPb, 1897) (in Russian).
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТ МУЗЕЙ КОЛЛЕКЦИИ ПОЖЕРТВОВАТЕЛИ АЛЕКСАНДР i higher educational institution university museum collections
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты