Спросить
Войти

Экономические аспекты правоохранительного воздействия на развитие региональных строительных комплексов

Автор: указан в статье

УДК 338.45 М266

Маркова Светлана Владимировна

соискатель кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета МВД России

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Аннотация:

В статье отмечается, что решение актуальной социально-экономической задачи расширения жилищного строительства в России в значительной степени связано с противодействием криминальной инвестиционной экспансии в региональных строительных комплексах. Активное участие правоохранительных органов в этом процессе позволит снизить себестоимость жилищного строительства, повысить его эффективность и одновременно содействовать скорейшему решению жилищной проблемы.

Сдерживание криминальных тенденций в региональных строительных комплексах должно опираться на систему противодействия криминальной инвестиционной экспансии организованных преступных групп, реализуемую правоохранительными органами.

Основная цель этого противодействия - лишить криминальные группы финансовой и материальной базы для совершения любых масштабных действий.

Важнейшие задачи, которые необходимо решить при создании такой системы:

- воспрепятствовать расходованию (расхищению) финансовых средств и материальных ресурсов, идущих по линии региональных бюджетов;

- прекратить поступление финансовых и материальных ресурсов в организованные преступные группы;

- выяснить конкретные механизмы поступления средств из легальных предприятий криминальным группам (юридические и физические лица, способы доходов, расходуемых на эти цели, масштабы имеющихся капиталов и совершаемых операций), а также каналы переброски финансовых и материальных ресурсов;

- перекрыть неконтролируемые и неофициальные каналы движения финансовых и материальных ресурсов в Россию и из России;

- прервать финансовые связи - разделить на отдельные несвязанные блоки хозяйственные группы предпринимательских субъектов (юридических и физических лиц);

- обеспечить поступление на предприятия инвестиций только из законных источников и по контролируемым каналам;

- ограничить возможности криминальных операций в России и за рубежом с полученными незаконным образом доходами в форме финансовых и материальных ресурсов;

- сделать невозможным личное и клановое обогащение ряда криминальных лидеров за счет коммерческих (криминальных и некриминальных) операций через попавшие под их контроль предприятия;

- выявить и ликвидировать (лишить возможности совершения финансово-хозяйственных операций) с помощью официальных мер юридические лица - инфраструктуру организованных преступных групп, сформированных как криминальные корпорации.

Для выполнения вышеназванных задач необходим сбор, обобщение и анализ информации о материальных и финансовых потоках внутри России и за ее пределами.

Обобщение и анализ этих данных в единой электронной базе данных и потом с разбивкой по регионам России позволит выявить юридические лица (фирмы, банки, транспортные предприятия), наиболее активно участвующие в криминальных финансово-хозяйственных операциях, что явится основой для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению криминальных аспектов.

При осуществлении одновременно учета, систематизации и анализа данных, создается возможность выявить в России и за рубежом:

- связи криминальных лидеров в России и иных странах;

- фирмы, находящиеся под контролем организованных преступных группировок (даже оформленные на подставных лиц);

- суммы финансовых средств и материальных ресурсов, находящихся в распоряжении организованных преступных сообществ;

- направления расходования финансовых средств и материальных ресурсов;

- каналы переброски финансовых средств и материальных ресурсов;

- источники получения финансовых средств;

- партнеров, сотрудничающих с криминальными лидерами при осуществлении операций.

Полученная информация позволяет осуществить комплекс мер сдерживания криминальной экспансии организованных преступных групп, затрудняя в России и за рубежом их финансовые операции, в том числе:

- привлечение внимания российских и зарубежных правоохранительных и налоговых органов к криминальному бизнесу - юридическим и физическим лицам;

- уведомление властей, добросовестных банков и компаний о криминальном происхождении средств у имеющих отношения с ними фирм, находящихся под контролем организованных преступных групп;

- выявление нарушений законодательства при регистрации и деятельности фирм под контролем организованных преступных сообществ;

- ряд других официальных и неофициальных мер, а также оперативно-розыскных мероприятий.

Рассматривая итоги развития региональных строительных комплексов под влиянием криминальных инвестиций, необходимо сделать следующие выводы:

- криминальных инвестиций в целом вложено значительно больше, чем безболезненно может себе позволить российское государство;

- криминальные инвестиции вкладывались в отрасли и объекты, наиболее прибыльные и значимые для региональных интересов;

- криминальные инвестиции вкладывались в формах и на условиях, как правило, максимально выгодных криминальным инвесторам;

- криминальные инвесторы часто действовали практически бесконтрольно, негативно влияя на региональное и экономическое развитие, сейчас в регионах не существует достаточно эффективного механизма контроля и борьбы с криминальным инвестиционным влиянием организованных преступных групп.

Негативные факторы влияния криминальных инвестиций в условиях, когда криминальные инвестиции являются составной частью процессов экономического развития региональных строительных комплексов, требуют мер адекватного воздействия со стороны правоохранительных органов.

Такие действия должны исходить из следующих принципов:

- гарантированности обеспечения приоритетов развития региона;

- вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и создаваемых систем контроля криминального инвестиционного оборота;

- создания единой информационно-финансовой базы контроля операций на инвестиционном рынке;

- единства организационных, технических, технологических и иных принципов построения систем контроля криминальности инвестиционных операций;

- максимального использования существующих систем и функционирующих структур правоохранительных органов.

Важнейшими целевыми показателями здесь являются:

- создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения экономических и социальных потребностей развития региона;

- создание единого поля контроля региональных правоохранительных органов и органов управления в строительном комплексе региона;

- разработка и внедрение унифицированной комплексной системы информационного мониторинга развития регионального строительного комплекса.

В зависимости от направлений негативного влияния криминальных инвестиций необходимо формирование регионального механизма контроля криминальности процессов развития регионального строительного комплекса, который позволил бы должным образом защитить

экономические интересы некриминальных предприятий, а также государственные интересы в сочетании с интересами региона.

В таблице 1 приведена система необходимых, по нашему мнению, критериев защиты некриминальных предприятий от негативного влияния криминальных инвестиций.

Таблица 1 - Система критериев защиты некриминальных предприятий от негативного влияния криминальных инвестиций

Виды негативного влияния криминальных инвестиций Критерии защиты от негативного влияния криминальных инвестиций

Снижение степени подконтрольности регионального строительного комплекса. Активная роль правоохранительных органов, приоритет государственных интересов над интересами отдельных субъектов экономики.

Захват рынков в отраслевом и региональном масштабе. Обеспечение приоритета некриминальных предприятий на отраслевых и региональных рынках.

Изменение системы технологических связей, цепочек и циклов регионального строительного комплекса. Сохранение сбалансированной структуры некриминальных производственных связей и технологических циклов регионального строительного комплекса в отраслевом и территориальном аспектах.

Использование в своих целях местных финансовых ресурсов. Обеспечение независимости финансовой инфраструктуры от криминального контроля.

Установление контроля над наиболее прибыльными или стратегически важными местными предприятиями. Сохранение в собственности федеральных и местных властей имущества наиболее прибыльных и стратегически важных предприятий регионального строительного комплекса.

В условиях осуществления криминальной инвестиционной экспансии организованных преступных групп, главным критерием защиты некриминальных предприятий является активная роль правоохранительных органов.

Соответственно главенство роли правоохранительных органов подтверждается характером происходящих сейчас процессов и тенденций развития разных стран с точки зрения влияния на них криминальных инвестиций.

В связи с этим при складывающемся порядке региональные экономические комплексы создают не свою финансовую (инвестиционную) базу, а базу организованных преступных групп, сформированных как криминальные корпорации, которые, инвестируя финансовые средства, высасывают финансовые и материальные ресурсы из предприятий регионов. На основе укрепления собственности финансовой базы организованные преступные сообщества затем инвестируют эти средства в иные предприятия, все больше ставя под контроль региональные строительные комплексы.

Необходимо разделять, кто является собственником предприятий - материальной базы и кто является собственником инвестиций - финансовой базы, и, соответственно, кто и как пользуется плодами того, как материальная база - предприятия - отрабатывают и возвращают ресурсы финансовой базе - инвестициям. Практика такова, что, кто дает инвестиции, тот и получает львиную долю от результатов их работы, оставляя реальному работнику, создающему продукт, жалкие крохи. Но в то же время нельзя забывать, что реальную продукцию создают именно производственные предприятия, а не финансы. Поэтому, инвестиционные игры, конечно, являясь необходимым компонентом производственного процесса, тем не менее, не могут считаться решающим звеном производства продукта.

Необходимо наибольшим образом опасаться не самого проникновения криминальных инвестиций в региональные экономические комплексы (так как полностью избежать его невозможно), а прежде всего захвата криминальными структурами важнейших объектов в регионах. Именно эти ключевые предприятия в регионах и будут во многом определять, как и в чьих интересах будет осуществляться экономическое развитие региональных строительных комплексов.

Ситуация складывается так, что наиболее крупные организованные преступные группы все больше присутствуют в региональных строительных комплексах через подконтрольные предприятия, которые в реальности контролируются и действуют в интересах криминальных инвесторов.

С этой же точки зрения большое значения имеет такой критерий при развитии региональных строительных комплексов, как сохранение в собственности федеральных и местных властей имущества наиболее прибыльных и стратегически важных предприятий. В современной ситуации в региональных строительных комплексах России многие из российских предприятий, выросшие за счет значительных затрат государственных ресурсов и являвшиеся цветом российской строительной индустрии, гордостью всего народа, сейчас за копейки скупаются криминальными инвесторами.

Необходимым условием устойчивого развития региональных строительных комплексов и одновременно критерием защиты некриминальных предприятий является сохранение сбалансированной структуры некриминальных производственных связей и технологических циклов строительного комплекса.

Таким образом, именно установка необходимых приоритетов и нацеленность на достижение критериев защиты предприятий от криминального воздействия должны лечь в основу формирования и реализации деятельности правоохранительных органов по противодействию экспансии организованных преступных групп.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КРИМИНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КРИТЕРИИ ЗАЩИТЫ ОТ КРИМИНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты