Спросить
Войти

Армения и Арминийа в составе умаййадского халифата

Автор: указан в статье

А. К. Шагинян

АРМЕНИЯ И АРМИНИЙА В СОСТАВЕ ‘УМАЙЙАДСКОГО ХАЛИФАТА

После завершения покорения Армении и стран Южного Кавказа арабами около 701 г.1 иракский историк Халифа ибн Хаййат (ум. в 854 г.) под 82 г. х. (701/2 г.) пишет о назначении первого правителя провинции Арминийа (т. е. Армении, Картли и Албании), Набиха ибн ‘Абд Аллаха ал-‘Анази (701-702). А после его убийства восставшими армянами в 83 г. х. (702/3 г.) туда одновременно были отправлены два новых правителя—Абу Шайх ибн ‘Абд Аллах ал-Ганави и ‘Амру ибн ас-Сади ал-Ганави (702-703)2. Сразу же после назначения они задержали некоторых представителей местной высшей знати и духовенства и отправили их в Дамаск. Среди них, по сообщению Йовханнэса Драсханакертци, были первенствующий князь (ишхан) Армении Смбат Багратуни (693-702) и католикос Саак III Дзорапореци (677-703)3.

Таким образом, арабский халиф ‘Абд ал-Малик (685-705) изменил политический курс своих предшественников по отношению к Армении: они довольствовались лишь сбором налогов в обмен на особые грамоты, в которых гарантировались устоявшиеся традиционные и наследственные права армянской знати и духовенства4. Возможно, имели место и религиозные притеснения. Как увидим далее, перед смертью Саак III обратится с грамотой к наместнику провинций Севера (Арминийи, Адзарбайджана и ал-Джазиры), Мухаммаду ибн Марвану (693-710), в которой он попросит обеспечить свободу вероисповедания и признать права Армянской церкви. Тяжелое положение Арминийи не скрывают даже мусульманские авторы5.

Новая репрессивная политика халифата стала причиной созыва тайного наха-рарского феодального собора по возвращении Смбата Багратуни. У армянского историка второй половины VIII в. Гевонда говорится, что нахарары, посоветовавшись «как бы им избавиться, наконец решили оставить Армению и отправиться к государю греческому»6. Из контекста первоисточника следует, что собор состоялся на 18-м году правления и за 3 года до смерти халифа Абдл-Мелика (‘Абд ал-Малика (702/3 г.))7. Что имеет в виду историк, о каком «избавлении» идет речь, а самое главное, с какой целью они решили направиться к императору? Это было не просто бегство из опасения коварных действий со стороны арабов (у Гевонда на этот счет есть прямой намек8); очевидно, нахарары преследовали цель получить помощь в соответствии с некой предварительной договоренностью. На эту мысль наводят нас источники. Так, например, у византийца Феофана (752-818) читаем, как мятежные армяне «...тот час отправили послов к Апсимиару, и приняли в страну свою Римлян»9.

Согласно арабоязычному автору ал-Куфи (ум. в 926 г.), ‘Убайд Аллах ибн Аби Шайх во главе 10-тысячного карательного отряда10 начал преследовать армян в количестве 2 тыс.11 от села Акори до села Варданакерт12 на (левом) берегу замерзшей реки Араке. Стороны вступили в переговоры, в ходе которых армяне уверяли, если верить Гевонду, что не намерены поднимать мятеж, а только собираются уйти за границу (в пределы Византии). При этом историк добавляет, что нахарары, узнав о карательном

© А. К. Шагинян, 2008

арабском отряде, не сразу вступили с ним в контакт, а ускорили свое передвижение. Между тем переговоры зашли в тупик и завершились сражением, в котором армяне одержали победу13. Согласно ал-Куфи, мятежники перебили всех муслимов (мусульман) до одного. Погиб и сам ‘Убайд Аллах14. Победе армянам, безусловно, способствовала морозная погода: в источниках говорится о том, что Араке замерз.

В научной историографии сражение при Варданакерте обычно датируется 703 г.15 Лео, а затем и А. Тер-Гевондян, утверждая, что льда в декабре быть не могло, предлагают временем битвы считать январь — февраль16. Однако это время следует ограничить двумя первыми декадами января 703 г. Дело в том, что Халифа ибн Хаййат помещает рассказ о восстании армян и убийстве двух правителей Арминийи под 83 г. х. (4 февраля 702 г.—23 января 703 г.)17. Это согласуется и с вышеупомянутой датой Гевонда (18-й год правления и за 3 года до смерти ‘Абд ал-Малика (702/3 г.)) и не противоречит хронологии Феофана, у которого отклики этих событий мы нашли под 6195 г. от сотворения мира, 695 г. н.э. (+7/8 = 702/3 г.).

Точно определив время сражения, мы можем установить и время созыва тайного нахарарского собора, предшествующего битве. 18-й год правления ‘Абд ал-Малика соответствует периоду между маем 702 г. и апрелем 703 г., а 3-й год до его смерти— между 10 октября 702 г. и 9 октября 703 г. Датировка же Феофана соответствует периоду с 1 сентября 702 г. по 31 августа 703 г. Из всего этого следует, что собор имел место в ноябре—декабре 702 г.

В связи с этим не понятно, почему убийство правителя Арминийи (Абу Шайха ибн ‘Абд Аллаха) А. Тер-Гевондян связывает не с этим сражением, считая, что последний был убит до битвы, примерно в конце 702 г., не уточняя, при каких обстоятельствах18.

Тем временем, Смбат Багратуни (703-726) отправил часть трофеев императору (Тиверию III (698-705)), за что тот утвердил его на должности патрика (ишхана) Армении и наградил титулом «куропалата». Очевидно, что император был готов оказать помощь восставшим. И процитированная выше фраза «и приняли в страну свою Римлян» из «Летописи» Феофана свидетельствует о военной помощи Византии. Однако Смбат, как ни странно, направился в область Тайк и укрылся в крепости Тухарк19. Видимо, он опасался мести и ожидал удобного случая, чтобы начать борьбу. Тем не менее восстание получило широкое распространение в округе Рштуник (области Васпуракан), где был разбит арабский отряд20. После этого халиф отправил в Арми-нийу 40-тысячное войско во главе с наместником Мухаммадом ибн Марваном21.

Армянская историческая традиция, как было выше отмечено, связывает с этим походом обращение католикоса Саака III к наместнику халифа: «И вот... делаю с тобой договор...: сотвори мир народу моему и будет (он—А.Ш.) служить тебе и платить подати. Отврати меч твой от крови, и руки твои от грабежа, и будут (армяне—А.Ш.) служить тебе от всего сердца; но чтобы в отношении к вере нашей мы были властны сохранить все, во что мы веровали и что исповедовали; чтобы никто из ваших нас не принуждал изменять вере нашей». Махмет (Мухаммад), по выражению Гевонда, выдал армянам «письменную клятву» о готовности исполнить эту просьбу-завещание католикоса22.

В арабоязычной историографии, в которой подтверждается факт заключения на условиях армян соглашения, говорится, что якобы грамота была выдана после разгрома Мухамадом ибн Марваном восставших23. Не мог наместник халифа, победив войско мятежных армян, вступать с ними после этого в переговоры, да еще на их же условиях. Какой смысл в этом, когда повстанцы уже разбиты? К подписанию настоящего соглашения (к выдаче грамоты) в 703 г., когда уже вся Арминийа была окончательно включена в состав халифата, вынудил Мухаммада ибн Марвана, на наш взгляд,

полный разгром мусульман во главе с полководцем ‘Убайд Аллахом ибн Аби Шайхом. По словам ал-Куфи, прибывший в Арминийу наместник халифа «боялся опозориться и оказаться побежденным»24. Даже в начале X в. арабы все еще помнили это позорное поражение: «Да не напомнят нам битву при Варданакерте»,—так говорили, по свидетельству католикоса-историка Йовханнэса Драсханакертци (898-929), сами арабы25. Следовательно, эта грамота, или «письменная клятва», на просьбу-завещание католикоса была выдана до сражения, которое будет иметь место в округе Вананд вследствие нарушения армянской стороной перемирия.

По-видимому, ко времени этого перемирия следует отнести назначение следующего правителя провинции Арминийа ‘Усмана ибн ал-Валида ибн ‘Укбы ибн Аби Му‘айта (703-705), о котором упоминает арабоязычный автор из Египта ал-Баладзу-ри (ум. в 890 г.)26.

Император Юстиниан II (705-711), вернув себе власть, сразу же оказал военную помощь Смбату (куропалату) Багратуни по его просьбе. Но для наместника халифа это не стало неожиданностью. Махмет (Мухаммад), по словам Гевонда, «твердо хранил клятву им данную, но тайно наблюдал за нахарарами армянскими»27. Видимо, поэтому он провел в Арминийи все лето 704 г. и зиму 704-705 гг.28

Смбат Багратуни, по свидетельству Гевонда, во главе 50-тысячной армии на 1-м году правления халифа (ал-)Валида I (705-715) проник в округ Вананд. Здесь у села Драш-пет он потерпел поражение от Махмета (Мухаммада)29. Последний, согласно ал-Куфи, выступил против румов (византийцев) и армян где-то в центре Арминийи (Армении) во главе 40 тысячной армии. И «Аллах Всевышний обратил язычников в бегство...»30. Сражение должно было произойти не ранее второй половины октября 705 г., поскольку коронация ал-Валида, на что ссылается современник тех событий, согласно ал-Иа‘куби, имела место в середине, т. е. 15 числа месяца шаввал 86 г. х. (9 октября 705 г.)31.

Мухаммад ибн Марван после своей победы, видимо, решил не упустить шанс окончательно рассчитаться с мятежными нахарарами. Ведь соглашение о перемирии нарушили они, а в документе, как мы видели, и речи не было о нахарарских домах.

Под предлогом внесения армянской знати в список для получения жалованья эмир Нахчавана Касим32, по приказу наместника халифа, вызвал их к себе вместе со всадниками. Разделив нахараров на две части, схватил их, запер в церквях Нахчавана и села Храм (расположенного на противоположном берегу реки Араке) и предал огню. По сведениям армяноязычного историка из Албании, Мовсэса Каганкатваци, в Нахиджеване (Нахчаване) погибли 800 человек, а в Храме — 40033. Об этом трагическом событии подробно рассказывают не только христианские34, но и мусульманские авторы35. При этом ал-Куфи добавляет, что Мухаммад ибн Марван обманом уговорил нахараров войти в церкви: «Я не уверен в вас и поэтому войдите в эти ваши церкви и там дайте мне клятву верности в том, что вы не нарушите свои обязательства...». Далее он продолжает: «Когда они вошли в церкви, чтобы поклясться, ...он приказал закрыть двери, ..., облить нефтью и поджечь». Эти церкви, как утверждает историк начала X в., до сих пор называются «сожженными». Один из информа-. торов Халифы ибн Хаййата тот год называет «годом пожара».

На наш взгляд, сценарий этого кровавого события, которое возможно произошло в самом конце 705 г., фактически был заимствован у самих повстанцев. В сочинении Гевонда мы обращаем внимание на один отрывок, который следует за рассказом об уходе Смбата в Тайк. Так вот, в селе Гуганк округа Рплуник, «не имея иной возможности к истреблению укрывшихся в церкви неприятелей (арабского отряда численностью в 280 человек—А. Ш.), армяне хотели зажечь саму церковь». Помешал этому злодеянию

один из Васпураканских князей, Смбат, сын Ашота (Багратуни), который смог отговорить восставших от осуществления их плана и вывести арабов из церкви; хотя в итоге все мусульмане до единого «сделались добычею армянского меча»36.

После этих событий Смбат в течение 6 лет жил в городе Пойт (Поти) в Егерии (Лазике)37, принадлежавшей Византии. Правителем провинции Арминийа был назначен ‘Абд ал-‘Азиз ибн Хатим ибн ан-Ну‘ман ал-Бахили (706-717). Согласно Гевонду, «он возвратил пленных, которых увел из Армении после сожжения нахараров, Мах-мет»38. По всей видимости, от смерти в 705 г. спаслись некоторые нахарары или члены их семьей.

В трагедии 705 г. современные историки находят связь с событиями 703 г., однако датой восстания они считают только 703 г. Анализируя все имеющиеся у нас сведения о первых годах арабской власти в Арминийи, вполне можем оспорить утвердившееся в научной историографии мнение. Первое восстание армян против халифата началось с созыва в крепости Даруйнк тайного нахарарского собора в конце 702 г. Иначе как мятеж нельзя охарактеризовать такого рода совещание под руководством первенствующего князя страны, на котором принимается решение отправиться за помощью к императору?! Последующие события, в том числе оба сражения, тесно переплетаются. Трагедия конца 705 г. является, в первую очередь, актом мести за мятеж нахараров, но именно ее следует считать полным завершением восстания. Арабская администрация ждала удобного случая для ликвидации нахарарского строя в покоренной Армении. Высказывание халифа ал-Валида: «они [нахарары] будут препятствием и соблазном нашему владычеству»39,— явное доказательство тому.

Таким образом, первое восстание армян против власти халифата продолжалось не один год, как до сих пор было принято считать, а целых три: с конца 702 г. по конец 705 г.

В связи с этим в мусульманской средневековой историографии этому восстанию уделяется больше внимания, чем походу Мухаммада ибн Марвана 700-702 гг., в результате которого Армения, Картли и Албания были завоеваны и включены в состав Арабского халифата.

Провинция Арминийа наряду с другими административными единицами Северного наместничества в течение всей первой половины VIII столетия превратится в важнейший плацдарм для арабов в их борьбе с самыми опасными врагами халифата—Византийской империей и Хазарским каганатом.

Арабо-византийские войны, которые шли с перерывами начиная с 630-х гг., возобновились после возвращения Юстиниана II к власти. Внутриполитическая ситуация в империи благоприятствовала арабам, которые во главе с наместником Севера Масла-мой ибн ‘Абд ал-Маликом (710-722)40, полукровным братом четырех халифов, сыновей ‘Абд ал-Малика (ал-Валида I (705-715), Сулаймана (715-717), Йазида II (720-724) и Хишама (724-743)) почти каждый год совершали походы на Византию. Они предпринимались два раза в год; с каждым разом мусульмане все ближе подходили к Константинополю. Однако новая серия арабо-хазарских войн, начавшаяся в этот период, оттянула все силы халифата на север и дала возможность союзнице каганата Византии оправиться от угрозы окончательного разгрома.

По сообщению Мовсэса Каганкатваци, военные действия начали хазары, которые в 158 г. арм. эры (709/10 г.) вступили в Албанию с 80-тысячным войском41. М. Артамонов и 3. Буниятов рассматривают это вторжение хазар как ответный удар42. Исследователи основываются на сообщении арабоязычного историка из Табаристана, ат-Та-бари (838-923). Он упоминает о двух походах на ал-Баб (Дербент) в 89 г. х. (707/8 г.) и 91 г. х. (709/10 г.) Масламы ибн ‘Абд ал-Малика.

Однако выводы этих ученых нам не кажутся достаточно убедительными. Вся Албания до Дербента находилась в руках у арабов. Тем более у ат-Табари и Ибн ал-Асира в связи с этими походами Масламы говорится, что для достижения ал-Баба (Дербента) со стороны Адзарбайджана наместнику пришлось завоевывать на своем пути многочисленные города-крепости43, по всей вероятности, Албании. Так что, только под натиском наступающей хазарской армии арабы могли отступить и оказаться так далеко от северных рубежей халифата—в Адзарбайджане. Отметим также, что сообщение албанского историка перекликается и с рассказом ал-Куфи о том, что Маслама ибн Марван выступил «походом на ал-Баб, чтобы сразиться с хазарами», которые численностью в 80 тыс. осели там. Далее арабоязычный автор подробно рассказывает, с каким трудом наместнику удалось взять ал-Баб (Дербент). Однако вскоре город-крепость была взята хазарами вторично44. Что же касается кратких рассказов ат-Табари и Ибн ал-Асира о походе Масламы ибн ‘Абд ал-Малика против турок (хазар) со стороны Адзарбайджана в 89 г. х. (707/8 г.), то они почти дословно повторяются у них под событиями 91 г. х. (709/10 г.). В связи с этим мы считаем, что речь идет об одном и том же ответном походе мусульман в 710 г. против хазар, вторгшихся в пределы халифата в 709 г. Мы учитываем и тот факт, что 91 г. х. соответствует периоду с 9 ноября 709 г. по 28 октября 710 г.

Гевонд утверждает, что в ответ на вторжение гуннов (хазар) Мелим (Маслама) на 2-м году правления (халифа) Сулэймана (Сулаймана (716/7 г.)) начал свой поход на Дар-банд (Дербент)45. Но у Мовсэса Каганкатваци читаем: «Через два года (т. е. в 158+2= 160 г. арм. эры (711/2 г.)—А.Ш.) прибыл в Агванию Абдлазиз и остановился в Партаве... через 3 года Маслиман прибыл, разорил Дарбанд, вступил в Хазарию»46.

Таким образом, правитель Арминийи ‘Абд ал-‘Азиз ибн Хатим ал-Бахили приступил к освобождению всей Албании летом 711 г., а наместник Севера Маслама ибн ‘Абд ал-Малик начал свой поход против хазар в 714 г. Рассказ албанского историка согласуется и с сообщениями некоторых мусульманских авторов, согласно которым Маслама достиг ал-Баба (Дербента) в 91-92 гг. х. (709/10-710/11 гг.), но овладел городом-крепостью лишь в последний год правления ал-Валида I (714/5 г.)47. Получается тот же 714 г., т. к. этот халиф скончался 13 числа месяца джумада II 96 г. х. (23 февраля 715 г.)48.

Несмотря на достигнутые успехи, Маслама был вынужден отступить в Картли. Хазары, преследовавшие мусульман, не замедлили вновь вторгнуться в пределы халифата, и в первый год правления халифа ‘Умара II (717-720), в 99 г.х. (717/8 г.) «...хазары,—как пишет Халифа ибн Хаййат,—вторглись в Арминийу и Адзарбайджан». Однако, правителю ‘Абд ал-‘Азизу ибн Хатиму ибн ан-Ну‘ману ал-Бахили удалось разбить их и освободить эти страны49. Так что, на этот раз хазары хозяйничали не только в Албании (Арминийи I), но и вторглись в пределы соседней провинции Адзарбайджан.

Наши источники за этот период упоминают нескольких правителей Арминийи. В связи с этим следует обратить внимание на их хронологию. Так, согласно ал-Баладзури, при халифах Сулаймане и ‘Умаре II правил в Арминийи ‘Ади ибн ‘Ади ибн ‘Умайра ал-Кинди, а при халифе Йазиде II — недолго Ма‘лак ибн Саффар ал-Бахрани50. Однако у Халифы ибн Хаййата ‘Ади ибн ‘Ади (по прозвищу Нахр ‘Ади) был назначен только при ‘Умаре, а при Сулаймане все еще продолжал править ‘Абд ал-‘Азиз ибн Хатим ан-Ну‘ман51. А Ма‘лак ибн Саффар ал-Бахрани назначен халифом Йазидом в 103 г. х. (721/2 г.) и уволен в 104 г. х. (722/3 г.)52.

Из армянских источников мы узнаем еще об одном правителе—Влите (ал-Валиде). Он сопровождал армянского католикоса св. Йовханннэса Одзнеци (717-728) в Дама-скос (Дамаск)53. Это могло произойти сразу после созыва знаменитого VI Двинского

собора 720 г. Очевидно, прав армянский историк XII в. Самуэл Анеци, датируя отправление католикоса к амирапету (халифу) 172 г. арм. эры (723/4 г.)54.

Следовательно, хронологию правителей Арминийи того времени можно восстановить следующим образом: ‘Ади ибн ‘Ади ибн ‘Умайра ал-Кинди (717-720); ал-Валид (720); Ма‘лак ибн Саффар ал-Бахрани (721-722)55.

Согласно подробным рассказам арабоязычных авторов, хазары в месяце рамадан 103 г. х. (22 февраля—23 марта 722 г.) в количестве 30 тыс. воинов вновь вторглись в Арминийу. В местности Мардж ал-Хиджара они разбили мусульман во главе с Ма‘лаком ибн Саффаром. Против врага 3 числа месяца раби‘1 104 г. х. (21 августа 722 г.) по приказу халифа выступил только что назначенный наместник Севера ал-Джаррах ибн ‘Абд Аллах ал-Хаками (722-725) с 25-тысячным войском. Хазары отступили до Баб ал-Абваба (Дербента), а ал-Джаррах взял Бардза‘а (Барду), затем переправился через реку Арран-ал-Курр (Кура) и разгромил в сражении 40-тысячную вражескую армию во главе с сыном хакана (кагана) Барджиком. Затем арабы продолжили путь на север, захватив Хамзин, Баланджар и другие крупные города Хазарии56. Ал-Джаррах намеревался даже идти на бывшую столицу каганата Самандар. Однако, узнав о запланированном контрнаступлении хазарских войск, вернулся зимовать (в 722-723 гг.) в Бардза‘а (Барду) и ал-Байлакан (Пайтакаран), взяв с собой множество жителей из захваченных городов. Если верить ал-Баладзури, ал-Джаррах заселил их в «окрестностьях Хайзана, отведя им два селения»57.

Не получив помощи от Хишама, ал-Джаррах, как говорится у Халифы ибн Хаййа-та, в месяце рамадан 105 г. х. (2 февраля—2 марта 724 г.) был вынужден вступить в тяжелое сражение с турками (хазарами), вторгшимися в Арминийу. Оно произошло в местности аз-Зам, в междуречье ал-Курры (Куры) и ар-Раса (Аракса)58. Далее, по рассказам арабоязычных историков, в 105 и 106 гг. х. (723/4 и 724/5 гг.) ал-Джаррах совершил два похода на ал-Лан (Аланию), обложив местных жителей джизей и хараджом59.

По мнению М. Артамонова, целью похода (ал-)Джарраха на алан было предотвращение хазарских набегов через их территорию60. Правда, из рассказа Ибн ал-Аси-ра под 103 г. х. (721/2 г.) следует, что турки (хазары) в свою очередь совершали походы против алан61.

В 107 г. х. (725/6 г.) халиф Хишам сместил ал-Джарраха ибн ‘Абд Аллаха ал-Хаками и вновь назначил наместником Масламу ибн ‘Абд ал-Малика (725-729)62, который направил против хазар нового правителя Арминийи Хариса ибн ‘Амру ат-Та‘и (725-729). Последний, согласно Абу Халиду, в 108 г. х. (726/7 г.) разбил сына хакана (кагана) Мар-тика в районе Варсана на территории Адзарбайджана и отбросил его за реку ар-Рас (Араке)63, т. е. в Албанию.

У ал-Иа‘куби в 109 г. х. (727/8 г.) Маслама совершил поход до Баб ал-Лан (Аланские ворота), преградив путь хазарам в их новом походе на Арминийу64. Однако у Халифы ибн Хаййата в 109 г. х. (727/8 г.) Маслама ибн ‘Абд ал-Малик демобилизовал войска, размещенные в Адзарбайджане. Поход же на Баб ал-Лан (Аланские ворота) иракский историк датирует 110 г. х. (728/9 г.) и дает нам точную дату сражения с хазарами— 7 число месяца джумада II 110 г. х. (17 сентября 728 г.)65. Судя по контексту рассказа Абу Халида, этот поход против хазар оказался безрезультатным. «Они сражались, пока не разлучила их ночь...»,—говорит информатор Халифы ибн Хаййата. Вероятно, это и послужило поводом для халифа вернуть в 111 г. х. (729/30 г.) к власти ал-Джарраха ибн ‘Абд Аллаха ал-Хаками (729-730)66.

Нас удивляет то, что Мовсэс Каганкатваци умалчивает об этих походах и вышеупомянутых военных действиях между арабами и хазарами после 714 г. А ведь

в результате их Албания неоднократно переходила из рук в руки и становилась плацдармом для хазарских набегов на соседнюю Армению и даже провинцию Адзарбайджан.

Только под 178 г. арм. эры (729/30 г.) албанский историк пишет: «Джарах во второй раз по Абхазии вступил в Хазарию»67. Согласно все тому же Абу Халиду, в 111 г. х. (729/30 г.) ал-Джаррах, «находясь в Тифлисе, осуществил нападение на хазарский город под названием ал-Байд‘а. Взяв его, затем он вернулся (благополучно—А. Я/.)»68. В ответ огромная армия сына кагана (Барджика, или Тармача69) в количестве 300 тыс. (цифра явна завышенная) проникла в пределы Арминийи одновременно через Дербентские и Дарьяльские ворота. Ал-Джаррах был вынужден отступить сначала к Барде, а затем еще южнее — к Ардабилу. Таким образом, не встретив никакого сопротивления, хазары, в очередной раз покорив Албанию, переправились через Араке и направились прямо в сердце Адзарбайджана. В сражении под Ардабилем (в Мардж Сабалане) они наголову разбили мусульманское войско, сам ал-Джаррах был убит. Затем хазары, занимая один за другим крупные города Адзарбайджана, достигли областей Диар Бакр и Мосул в провинции ал-Джазира.

Наши источники довольно единогласно датируют крупнейшее наступление сына кагана 112 г. х., 179 г. арм. эры., и 1042 г. селевк. эры. Все три датировки соответствуют 730/1 г.70 Абу Халид, хотя и утверждает, что хазары вторглись в Арминийу в 111 г. х. (729/30 г.), говорит об этом сражении и убийстве ал-Джарраха под 112 г. х. (730/1 г.). Более того, он знает точную дату битвы—8 (день) до окончания, т. е. 23 число месяца рамадан 112 г. х. (9 декабря 730 г.)71.

Эта дата, а также сопоставление всех трех вариантов датировок (112 г. х. наступил 26 марта 730 г., 179 г. арм. эры—28 мая 730 г., а 1042 г. селевк. эры—1 октября 730 г.) дают нам возможность отнести поход ко второй половине осени 730 г.

Без сомнения, внезапный успех хазарской армии можно объяснить, в первую очередь, ее существенным перевесом в численности, а также предательством первенствующего князя Картли: в арабоязычной историографии прямо говорится, что Барджик постоянно получал сведения от батрика Джурзана (эриемтавара Картли) о положении дел в провинциях Северного наместничества и о размещении мусульманских войск72.

После убийства ал-Джарраха халиф вернул к власти в 113 г. х. (731/2 г.) Мас-ламу ибн ‘Абд ал-Малика (731—732)73, который направил против хазар нового правителя Арминийи Са‘ида ибн ‘Амру ал-Хараши74.

Согласно подробным рассказам ал-Куфи, получив от халифа 100 тыс. дирхемов, Са‘ид во главе 50-тысячной армии прибыл в Арминийу и начал освобождать города Хилат (Хлат), Бардза‘а (Барда), ал-Байлакан (Пайтакаран) и Варсан (Варданакерт). Против него выступил Барсбек (сын кагана) со 190-тысячным войском (в том числе 10 тыс. пленных мусульман; и эта цифра явно завышенная), но был разбит в битве на берегу реки Мукан (Араке?), сам он был ранен. Муслимы (мусульмане) начали преследовать отступающих хазар до места слияния рек ал-Курра (Куры) и ар-Раса (Аракса), а затем до Ширвана75.

Вскоре в Арминийу прибывает Маслама. Ал-Куфи приводит подробный рассказ о том, как между ним и Са‘идом выявились большие разногласия. Наместник Севера даже заключил Са‘ида в тюрьму, но по требованию халифа вскоре освободил его и наградил76.

Сам же Маслама в 113 г. х. (731/2 г.) взял ал-Баб (Дербент) и заселил его сирийскими арабами, затем, вступив в пределы Хазарии, заключил мир с местными правителями и дошел до Баланджара. По сообщению мусульманских авторов, хазары начали контрнаступление, но у ал-Баба (Дербента) были разбиты77. Эти события нашли отражение и у христианских историков78. Снова нас удивляет молчание Мовсэса

Каганкатваци о таких важных событий. Ат-Табари говорит, что Маслама оставил в Баб ал-Абвабе (Дербенте) Хариса ибн ‘Амру ат-Та‘и79. Как нам кажется, последнего он вновь утвердил на должности правителя Арминийи, а сам вернулся в Дамаск.

Новый наместник Севера, двоюродный брат халифа Марван ибн Мухаммад (732-744), назначенный в 114 г. х. (732/3 г.)80, понимал необходимость организации большого похода на Хазарский каганат, чтобы раз и навсегда обезопасить северные рубежи халифата. Об этой большой военной кампании, сыгравшей решающую роль в истории арабо-хазарских войн, сохранилось много интересных сведений и у мусульманских, и у христианских авторов раннего средневековья.

Перед началом решающего похода Марван приступил к усилению и упрочнению власти халифата во всей Арминийи. Первым делом, прибыв в центр провинции— город Двин, он пригласил к себе Ашота Багратуни, сына Васака, даруя ему власть патрика (ишхана) и спарапета (главы войска) Армении и «оказывая большие почести». Интересен тот факт, что во время переговоров в столице (Дамаске), куда прибывает Ашот после своего назначения, халиф удовлетворяет просьбу ишхана о выплате 3-летнего жалованья армянской коннице. У Гевонда речь идет о сумме в 300 тыс. дирхемов81.

Таким образом, Ашот Багратуни (732-749) после смерти Смбата Багратуни (726 г.) становится первым официально назначенным арабской администрацией правителем Армении. Ведь Смбат Багратуни начал свою карьеру (в 693 г.) еще до окончательного установления в стране власти халифата, будучи патрикием византийской ориентации, и позднее, в 703 г., как было сказано выше, вновь был утвержден на этой должности императором. Назначение же Ашота Багратуни после долгого перерыва ишханом и спа-рапетом можно с уверенностью охарактеризовать как изменение репрессивной политики халифата в отношении традиционных и наследственных прав армянских нахараров (как это проявлялось в период первого восстания 702-705 гг.) с целью, как увидим, привлечь последних к борьбе против хазар.

Получив от Хишама 120-тысячную армию82, Марван решил наказать восставших картлийцев. В сочинении грузинского историка Джуаншира (VIII в.) рассказывается о том, как в результате военной кампании Мурвана, сына Момада (Марвана ибн Мухаммада), по прозвищу Кру-Глухой, были разрушены многие города и крепости как Картли (Восточной Грузии, входившей в состав провинции Арминийа), так и Эгриси (Западной Грузии—Лазики в пределах Византии): «Обошел Глухой все земли Кавказа, ...сокрушил все города и большинство крепостей в пределах Картли. И узнавши, что цари картлийские со всей родней ушли в Эгриси, а оттуда скрылись в Абхазию, стал преследовать их по пятам и сокрушил все города и крепости страны Эгрисской»83. Видимо, потому, что в это время Византия отдала эрисмтавару Картли—Арчилу управление Западной Грузией, как считают некоторые современные грузиноведы84.

Известный ученый С. Джанашиа предлагает датировать этот поход Мурвана ибн Мухамеда (Марвана ибн Мухаммада) на Грузию 736-738 гг.85, что не кажется нам убедительным. К нашему большому сожалению, об этом походе Марвана ибн Мухаммада на Картли, Лазику и Абхазию сохранились сведения только в грузинской средневековой историографии, что и затрудняет установление его точной даты. Однако у ат-Табари под 114 г. х. (732/3 г.) встречается упоминание об одном походе наместника Севера на Баланджар, получившем название «грязный поход». Из-за сильных дождей на продолжении всей кампании «...Марван был вынужден отдавать приказ отрезать хвосты у лошадей, потому что к ним прилипала грязь»86. То же самое сообщается и у ал-Куфи. Согласно ему, этот «грязный поход» имел место зимой при сильных холодах87.

Не это ли имеет в виду Джуаншир, который рассказывает о непрекращающихся ливнях во время похода Мурвана, сына Момада (Марвана ибн Мухаммада) на Эгриси (Лазику), в результате которых поднялся уровень рек и многие районы были затоплены?! Более того, грузинский историк почти дословно повторяет слова арабоязычных авторов: «Но прежде поотрубили они (арабы—А.Ш.) хвосты коням своим, потому как тяжело было [лошадям] от прилипшей [к хвостам] грязи»88. Так что, ат-Табари и ал-Куфи могли перепутать поход в Западную Грузию с походом на Северный Кавказ. В таком случае этот поход Марвана ибн Мухаммада в Картли, а затем в Лазику и Абхазию следует датировать концом 732 г., учитывая факт, что 114 г. х. завершился 20 февраля 733 г., а сезон ливневых дождей в этом регионе возможен лишь поздней осенью и ранней зимой.

Весной следующего, 733 г., Са‘ид ибн ‘Амру ал-Хараши после освобождения из тюремного заключения, был возвращен на должность правителя Арминийи. Из контекста рассказа ал-Куфи следует, что он оставался у власти до начала крупнейшей в истории арабо-хазарских войн серии походов Марвана ибн Мухаммада на каганат89, которые, как будет показано ниже, начались в 735 г.

В 117 г. х. (735/6 г.) наместник Севера совершил еще один поход в сторону ал-Лан (Алании), завладев там тремя крепостями90. В 118 г. х. (736/7 г.) он разгромил Вартаниса-Варниса (владельца страны Лакзов)91.

Марван ибн Мухаммад таким образом обезопасил свой тыл и подчинил себе даже некоторые страны, находившиеся в вассальной зависимости от каганата. Обласкав армянскую знать, пополнив ряды своей армии армянской конницей во главе с иш-ханом Ашотом92 и доведя ее численность до 150 тыс., наместник мог начать широкомасштабное наступление на Хазарию. Марван осуществил вторжение одновременно по двум традиционным путям из стран Южного Кавказа на территорию Северного Кавказа—через Дербентские и Дарьяльские ворота.

Крупнейший в истории арабо-хазарских войн поход мусульман привел к полному разгрому хазарской армии. Согласно подробному рассказу ал-Куфи, из Самандара Марван достиг новой столицы Хазарии—города ал-Байд‘а (Итиля, в нижнем течении Волги). Затем он двинулся на север вслед за сбежавшим из города хаканом (каганом)93. Полный и последовательный рассказ ‘Али ибн Мухаммада, а также краткие заметки других мусульманских историков относительно этого крупнейшего похода приводятся под 119 г. х. (737 г.)94. М. Артамонов в своем труде по истории хазар показывает, что мусульмане преследовали отступающего кагана на протяжении не менее, чем 600 км к северу от столицы95. Побежденный каган не только просил мира, но даже, по утверждению некоторых арабоязычных авторов, согласился принять ислам96.

Одним из спорных вопросов периода арабо-хазарских войн является дата назначения Марвана ибн Мухаммада и, соответственно, подготовки и осуществления им большой военной кампании на Хазарию. С. Джанашиа датирует назначение наместника 732 г. Затем ученый предлагает его поход в Армению датировать 732 г., в Хазарию — 735 г., в Грузию —736-738 гг. и в Кавказскую Албанию — 737-738 гг.97 3. Буниятов, основываясь на сообщении ат-Табари, считает, что Марван выступил в поход сразу после своего назначения в 114 г. х. (732/3 г.)98. С. Мелик-Бахшян, ссылаясь на ал-Иа‘куби, считает, что только в 122 г. х. (739/40 г.) Марван стал наместником, и Ашот—первенствующим князем99.

С. Джанашиа, 3. Буниятов, С. Мелик-Бахшян и другие исследователи, пользовавшиеся только скудными рассказами широко известных арабских авторов, не могли точно представить ход событий, связанных с походом Марвана ибн Мухаммада. С. Джанашиа и 3. Буниятов, конечно, правы, что Марван был назначен в 732 г. Это, как

увидели выше, подтверждают мусульманские авторы. Но начать свое широкомасштабное наступление против хазар он смог, как мы определили, только в 737 г., после основательной подготовки. (В ходе этой подготовки наместнику удалось привлечь на свою сторону армянскую знать и конницу в 732 г., усмирить в тылу восставших грузин в конце того же года и, наконец, совершить походы против аланов в 735 г. и лакзов в 736 г.). Описание этих событий, например, 3. Буниятов, вероятно, считает лишним и вовсе опускает. Походы на Армению и Албанию, о которых пишет С. Джанашиа, мы вообще не встретили в источниках.

Что же касается Ашота Багратуни, то он мог быть назначен правителем Армении только до похода, в котором он сам принимал активное участие. По свидетельству Гевонда, «войска исмаильские и Мерван с Ашотом, обремененные несметною добычею, возвратились из стран гуннских, торжествуя славную победу»100.

После большого похода Марван ибн Мухаммад переселил в долины рек Кура и Самур свыше 40 тысяч пленных хазар101. Согласно арабоязычной историографии, наместник Севера осуществил еще два похода: против одиннадцати «царей гор», или «царей горы ал-Кабк» (владетелей (Северного) Кавказа) в 121 г. х. (738/9 г.)102.

Марван, очевидно, рассчитывал, что обращение кагана в ислам позволит удержать хазар в повиновении, но для этого было необходимо оставить в покоренном государстве огромную армию. Осуществить этот план он, конечно, не мог, поэтому, по выражению М. Артамонова, «эффектное завоевание Хазарии оказалось эфемерным»103.

Можно предположить, что мусульмане не планировали, по крайней мере на тот момент, включить в состав халифата земли, расположенные к северу от Большого Кавказского хребта. Дело в том, что власть их к югу от хребта, т. е. в провинции Арминийа, не была прочной. Зато можно утверждать, что широкомасштабное наступление Марва-на заставило хазар впоследствии проявлять осторожность и осмотрительность в военнополитических отношениях с халифатом и в притязаниях на страны Южного Кавказа.

Источники сообщают еще о двух нашествиях хазар в 760-е гг. и об одном их вторжении в пределы Арминийи в 790-е гг. Тем не менее поход Марвана ибн Мухаммада мы можем с уверенностью охарактеризовать как последнюю крупную военную операцию в ходе многолетних арабо-хазарских войн, которые с перерывами продолжались с 709 по 737 гг.

Хотя по возвращении в Армению правитель страны Ашот Багратуни закрепил свои позиции и авторитет, феодальная междоусобица и соперничество между двумя крупнейшими нахарарскими родами Багратуни и Мамиконеан сильно обострились. Последние имели провизантийскую ориентацию и были крайне недовольны, что вот уже несколько десятилетий Багратиды удерживали почти в наследственной власти высшие государственные посты—ишхана и спарапета. Вскоре против власти Ашота, по свидетельству Гевонда, выступили двое братьев из рода Мамиконеан — Григор и Давит, за что они по доносу Марвана были схвачены и направлены в Эманскую (Йеменскую) пустыню104.

В 126 г. х. (743/4 г.), узнав об убийстве нового халифа ал-Валида II (743-744), Марван ибн Мухаммад поспешил в Сирию, которая в то время была охвачена борьбой за верховную власть в государстве. За год на престоле сменились еще два халифа—Йа-зид III и Ибрахим. 7 числа месяца сафар 127 г. х. (18 ноября 744 г.) Марван победил второго и стал последним халифом из династии ‘Умаййадов—Марваном II (744-750).

В шестилетний период правления Марвана II в халифате продолжалась третья гражданская война: восстание шиитов в Ираке, хариджитов в Иране и Южной Аравии, междоусобицы среди арабских племен в ал-Джазире и т. д.105

Халифа ибн Хаййат под 126 г. х. (743/4 г.) сообщает, что Марван ибн Мухаммад перед возвращением в столицу назначил правителем Арминийи и Адзарбайджана ‘Аси-ма ибн ‘Абд Аллаха ибн Йазида ал-Хилали (744)Ш6. Ал-Йа‘куби, подтверждающий это назначение, говорит также о том, что в ал-Баб ал-Абвабе (Дербенте) Марван оставил эмиром Исхака ибн Муслима ал-‘Укайли. Но после убийства ‘Асима местными жителями правителем всей провинции стал Исхак ибн Муслим (745)107. А у Халифы ибн Хаййата сначала был назначен некий ‘Абд Аллах ибн Муслим (745 (вероятно брат того Исхака)) и т

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты