Спросить
Войти

Таримская впадина и трансформация ее ландшафтов

Автор: указан в статье

АРИДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ, 2019, том 25, № 3 (80), с. 19-29

————— СИСТЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АРИДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ —==———

УДК 913. 94

ТАРИМСКАЯ ВПАДИНА И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕЕ ЛАНДШАФТОВ

© 2019 г. Т.Н. Прудникова

Убсунурский международный центр биосферных исследований Сибирского отделения РАН

Россия, 667007, г. Кызыл, ул. Интернациональная, д. 117а. E-mail: tprudnikova@inbox.ru

Поступила в редакцию 20.08.2018. После доработки 21.09.2018. Принята к публикации 22.10.2018

Изучение древнего земледелия на аридных территориях Центральной Азии (Тувинская, Убсунурская котловины, Центральная Монголия) позволило выявить особенности палеогеографии исследуемых регионов - присутствие лесостепной растительности на пустынных ныне ландшафтах. Главная причина изменения природной среды, по мнению авторов, антропогенная, в первую очередь - сведение человеком лесного покрова, повлекшее понижение уровня грунтовых вод и последующее опустынивание.

Исследование с позиции полученных результатов ландшафтов Таримской впадины предполагает антропогенный фактор, как определяющий в опустынивании ее территории.

Природные особенности впадины и ее окружения (высокогорный рельеф, ледники, как источник воды, действующие вулканы, плодородные подгорные равнины, полезные ископаемые, климат), экономически выгодное расположение на пересечении важных торговых путей, предопределили, по нашему мнению, образование крупного очага формирования азиатских этносов на этой территории, что способствовало мощному антропогенному воздействию на экосистемы впадины, приведшему в конечном итоге к деградации ландшафтов, образованию пустынь (Такла-Макан). Специфические особенности рельефа - весьма значительный перепад высот бортов и днища впадины, ее бессточный характер, а также катастрофические природные явления, связанные с таянием ледников и извержением вулканов, незначительное количество осадков, способствовали усилению процессов опустынивания.

По мнению российских исследователей, в далеком прошлом время от времени из крупных очагов развития древних цивилизаций из-за большой численности населения, человеческой энергетики и социальных проблем в целом, происходило выплескивание народов и переселение их на другие территории (Гумбатов, 2018).

Одним из таких «выплесков», по мнению авторов, был выход племен из скудеющего котла Таримской впадины в монгольские степи. Подтверждением этому может служить создание у монгольских племен священного образа Одугена в области современного вулканизма Восточного Саяна и Хангая, сохранившееся, по мнению авторов, с давних пор и связанное с обожествлением действующих вулканов горного обрамления Таримской впадины - хребта Куньлунь. Другой волной часть населения опустыненной Таримской впадины, по мнению авторов, переместилась в долину Инда, где, в симбиозе с коренным населением, дало начало ведической эпохе. Чрезмерная антропогенная нагрузка на окружающую среду в долине Инда и прилегающих территориях способствовала формированию новых пустынных ландшафтов (пустыня Тар). Предлагаемый материал отчасти можно рассматривать как рабочую гипотезу. Ключевые слова: Таримская впадина, Тарим, Тараа, очаг формирования этносов, опустынивание, Такла-Макан, антропогенный фактор, современный вулканизм хребта Куньлунь, священный Одуген, долина р. Инд, пустыня Тар. DOI: 10.24411/1993-3916-2019-10061

Дистанционные исследования на аридных, традиционно скотоводческих территориях, Тувинской, Убсунурской котловин, Монгольского плато, позволили обнаружить здесь обширные площади древних агро-ирригационных ландшафтов, неизвестные ранее земледельческие города и поселения - следы исчезнувших земледельческих цивилизаций (Прудникова, 2014, 2017).

Палеоботанические исследования на древних агроландшафтах показали присутствие лесостепной растительности на опустыненных ныне территориях. Вместе с комплексом лесостепной

растительности были обнаружены культурные злаки пшеницы. Совместное присутствие культурных злаков и лесостепной растительности говорит о том, что лесостепи существовали на опустыненных территориях в недалеком прошлом во время развитого земледелия (Прудникова, 2017). Важнейшую роль в опустынивании ландшафтов, по мнению авторов, имеет сведение леса, влекущее за собой понижение уровня грунтовых вод.

Полученные результаты позволили по-новому рассматривать эволюцию ландшафтов аридных территорий Центральной Азии, в частности, Таримской впадины.

Материалы и методы

Территорией исследований является Таримская впадина и ее горное обрамление хребет Куньлунь, северо-западная, центральная части п-ова Индостан, долина р. Инд, пустыня Тар.

Материалы: космоснимки ресурса Google Earth, Совзонд, географические, геологические, топографические карты, исторические справки, научные публикации, литературные источники, ресурсы интернета.

Работа осуществлялась по разработанной автором методике комплексного исследования древнего земледелия на аридных территориях Центральной Азии, проведенной на стыке геологических, географических, исторических наук и основанной на дистанционных методах исследования (дешифрирование космических снимков, дистанционное зондирование), геологической изученности территории (исследование геологического строения, изучение геологических формаций и фаций и связанных с ними полезных ископаемых; особенностей гидрологического режима, тектоники и неотектоники исследуемой площади), ландшафтные, палеоботанические исследования, а также исторические, археологические, этнографические методы, сравнительный анализ и радиоуглеродное датирование.

Среди дистанционных методов был использован преимущественно ландшафтный метод дешифрирования аэрофотоснимков (визуальное дешифрирование), основанный на изучении по фотоизображению общих закономерностей ландшафта и индикационных связей между отдельными природными элементами.

Для дешифрирования применено сочетание полевых и камеральных работ. Камеральное дешифрирование заключается в определении объектов по их дешифровочным признакам, логическом анализе изображения с использованием комплекса дешифровочных признаков (визуально -логический вариант). В процессе дешифрирования использовались вспомогательные материалы (топографические, геологические карты, исторические, археологические, архивные материалы и др.). При полевом дешифрировании опознание объектов производилось на местности путем описания и сравнения объекта в натуре с его изображением на снимке, изучением почвенных разрезов. Полевое дешифрирование производилось также для создания дешифровочных эталонов (эталонный вариант) на типичные ключевые участки, которые использовались при камеральном дешифрировании.

Разработанная методология была успешно применена автором при исследовании ландшафтов Тувинской впадины, Убсунурской котловины, Центральной Монголии (Прудникова 2017, 2018).

На основе предложенной методологии - дистанционные наблюдения территории, изучение геологического строения, исторических материалов, сравнительный анализ - была предпринята попытка исследования Таримской впадины и эволюции ее ландшафтов. Частично проведены исследования долины р. Инд и прилегающих к ней территорий полуострова Индостан.

При ландшафтном методе дешифрировании Таримской впадины, полуострова Индостан были использованы визуально-логический, эталонный варианты. Проверка дешифрирования на местности полевыми методами не производилась.

Результаты и обсуждение

Таримская впадина. Рассматривая аридные территории Центральной Азии нельзя обойти вниманием Таримо-Лобнорскую впадину с пустыней Такла-Макан, являющейся одной из крупнейших песчаных пустынь мира. Впадина находится в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на крайнем западе Китая (рис. 1).

Таримская впадина образовалась в результате подвижек земной коры в карбоновую и пермскую геологические эпохи в результате столкновения фрагментов древних континентов, в период

формирования континента Евразии. Впадина является крайне засушливой местностью без вытекающих из нее рек, простирающейся с востока на запад на 1500 км, а с севера на юг на 600 км. С востока впадина ограничена относительно низкими горами, по другим направлениям окружена многочисленными высокими горными хребтами с крупными ледниками. На севере возвышается Тянь-Шань, на западе - Памир, на юго-западе - Каракорум, на юге - Куньлунь.

Рис. 1. Таримо-Лобнорская впадина (Таримская впадина, 2018а).

Специфическая география территории, в пределах которой горы гигантскими дугами окаймляют межгорную впадину со стабильным тектоническим режимом, и ее бессточность, усиление эрозионной деятельности ледниковых вод в результате поднятия мобильных горных сооружений -все это способствовало выносу колоссального количества рыхлого материала (Григорьев, 2018). Флювиогляциальные образования, отложения ледниковых озер (их спуск в периоды климатических оптимумов, землетрясений), продукты абразии, аллювиальные, пролювиальные отложения, сформировали мощный рыхлый чехол впадины.

На высокогорных плато хребта Куньлунь имеют место проявления современного вулканизма (по последним данным, около 70 вулканических конусов). Последнее извержение происходило в середине XX в. (Куньлунь, 2018). Извержения вулканов провоцировали землетрясения, таяние ледников, приводящие в конечном итоге к катастрофическим явлениям, продукты которых увеличивали массу рыхлых отложений котловины. Местные легенды гласят о некогда происходящих здесь катастрофах (Аренский, 1931).

Крупной рекой впадины является р. Тарим, образующаяся после слияния рек Аксу, Хотан и Яркенд. Длина ее (от истока р. Яркенд) - 2030 км, площадь бассейна - около 1 млн. км2. Протекает река главным образом по северной окраине Таримской равнины, часто меняет направление (рис. 1). В прошлом в Тарим впадали рр. Кашгар, Тизнаф и Керия, воды которых ныне полностью разбираются на орошение или теряются в песках. Питание реки снегово-дождевое, в верховьях также ледниковое; половодье - с мая по сентябрь. Чрезмерное использование вод реки Тарим для орошения полей в начале 1970-х гг. привело к иссушению нижних притоков и исчезновению деревьев, высыханию оз. Лоб-Нор. Базовые высоты равнины - 800-1500 м н.у.м. БС (Таримская впадина, 2018а, 2018б).

Название главной реки впадины «Тарим» согласуется с тюркским «Тараа», словом, символизирующим почти у всех народов евразийского континента «зерно, хлеб, плодородие». В названиях мест, рек, связанных с древним земледелием на территории Тувы и Монголии часто присутствует топоним «Тараа», обозначающий эту сферу деятельности. Так, например, река

Тарлашкин или «Тараа ишкен» - напоенное зерно. В долине этой реки, расположенной на склоне северного горного обрамления Убсунурской котловины, присутствуют следы многоярусной оросительной системы, возраст которой определен в 2110±50 лет (Прудникова, 2015). В Монголии присутствуют земледельческие поселения «Тарялан» с обширнейшими орошаемыми угодьями (Прудникова, 2017).

По нашему мнению, «Тарим» есть производное и измененное со временем от «Тараа» (зерно), и поэтому реку справедливо называть «Хлебной», кормившей не одно тысячелетие своих насельников.

После окончания ледникового периода (около 10 тыс. лет назад) еще не высохшая территория Таримской впадины была весьма благоприятна для проживания человека, достаточно увлажнена, почвы, не тронутые человеком, не развеяны. Стекающие с гор реки, питаемые ледниками, были намного полноводнее. По результатам дешифрирования космических снимков современные ледники сильно уступают по размерам плейстоценовым ледникам, границы ледниковых морен которых опускались ниже современных на 10 и более км. Размеры ледниковых озер были значительно больше современных. Все это способствовало достаточному увлажнению, закреплению лесной растительности во впадине, удерживающей влагу.

Предгорные равнины с обильным количеством воды, плодородные почвы способствовали активному освоению этого региона, возникновению земледелия, развитию скотоводства. Обособленная в климатическом отношении от восточных областей, Таримо-Лобнорская котловина отличается более ранними и теплыми веснами, что благоприятствует земледелию. Эта территория так же, как и предгорья Копетдага (джейтунская культура ранних земледельцев, культура анау; Ставиский, 1966), по мнению авторов, была одним из ранних очагов его развития, вероятно, еще в неолите.

Развитию региона способствовало также присутствие многочисленных коренных и россыпных месторождений драгоценного по тому времени нефрита1, рассеянных на большом протяжении на северных и южных склонах Куньлуня от притоков р. Яркенд на западе до провинции Гань-Су на востоке. Особенные свойства нефрита привлекало внимание человека с древнейших времен (Бируни, 1963; Горная энциклопедия, 1987). Нефрит особенно ценится в Китае и других странах.

В странах Востока нефрит издавна играл особую роль культового камня. В Китае он известен под названием «священный Юй», в Иране - «иашм», в Монголии и Туркестане - «каш». Из него вырезались ритуальные сосуды, фетиши, священные музыкальные инструменты, а также знаки отличия, монеты и художественные изделия. Главным центром добычи нефрита является Центральная Азия, область Куньлуня (Певцов, 2018).

К началу XX в. месторождения нефрита были описаны по рекам Яркенд, Тизнаб, Дува, Кара-Каш, Юрун-Кащ, Чира, Керия и др. Месторождения нефрита значительно истощены и многие из них выработаны.

Нефритовые россыпи известны и на субаэральных дельтах - областях разлива выходящих из гор рек, весьма благоприятных для орошаемого земледелия. Здесь закладывались первые поселения древних земледельцев, здесь находятся современные оазисы с городами Яркенд, Каргалык, Хотэн, Керия и др. В районах этих городов распространены ландшафты каменистой пустыни, а также имеют место техногенные ландшафты, которые получились за счет многих сотен лет разработки приповерхностных залежей нефритоносных галечников (Хэн, 2016).

В отдельных случаях в россыпях нефрита, формирующихся в горах и предгорьях, также присутствует золото, которое образует и самостоятельные россыпи (рр. Каракаш и Юрункащ (бассейн р. Хотэн), Керия). Согласно историческим справкам, «жители города Кериа занимались добычей золота и ежегодно сдавали дань 20 лаков золота» (Бичурин, 1829). В месте выхода р. Юрункаш из гор на равнину Такла-Макан ранее совместно добывались нефрит и золото (Хэн, 2016).

Богатые природные ресурсы способствовали активному развитию региона, увеличению

1 Нефрит является разностью минерала актинолита. Нефрит представляет собой очень плотную, мелкокристаллическую массу спутанно-волокнистого строения, которое обусловливает его необычайную вязкость и механическую прочность; встречается различных, очень красивых оттенков - от зеленого до молочно-белого. В неолитическом веке нефрит имел большое значение как минерал для изготовления различных хозяйственных орудий и оружия.

численности населения. В целом, огромная территория впадины, вмещающая в прошлом многочисленные народы, должна быть очень заселена. Развитое земледелие, скотоводство, ремесла, горно-рудное производство (добыча рудных полезных ископаемых, нефрита; присутствие нефрита обязательно отмечается в исторических летописях А.Р. Бируни (1963) и Р. Хеннига (1961)), а также прохождение важных торговых путей через впадину в Фергану, Иссыкуль, Семиречье, Переднюю Азию и другие предполагает весьма значительную численность населения на ее территории. Сосредоточение большого количества людей, их деятельность (разработка нефритовых россыпей) производили мощное воздействие на окружающую среду: уничтожение лесного покрова, разрушение почвенно-растительного слоя, основу которого в большей степени должна составлять псаммитовая составляющая (водно-ледниковый, аллювиальный, эоловый генезис рыхлых отложений). Супесчаные почвы в большей степени подвергаются разрушению, дефляции, что при мощном антропогенном прессинге приводит к эрозии, дефляции и, в конечном счете, опустыниванию ландшафтов.

В конце I тыс. до н.э. был открыт Шелковый Путь, соединяющий Китай с районами Передней Азии и Средиземного моря. Многочисленные торговые караваны, останавливающиеся во впадине после трудных горных переходов, усугубляли негативное воздействие на окружающую среду -эрозию почв, сведение остатков леса, что приводило к усилению процессов опустынивания ландшафтов. Чжан Цянь при описании своего путешествия в западные области Центральной Азии упоминает присутствие городов по берегам Соленого озера - Лобнор (Хенниг, 1961). По преданиям, между Хотаном и Лоб-нором было некогда 360 поселений и 23 города (Аренский, 1931), так что путник мог бы пройти эту дорогу по крышам погребенных под песками домов.

С давних времен близ южной окраины пустыни среди песков сохранились редкие развалины древних поселений, некогда основанных в сухих речных долинах. Самые известные - Марин и Гаочан. Последний некогда был процветающим городом-крепостью (даже название его переводится как «высшее процветание»), был основан правителями кочевого народа хунну в I в. до н.э. (Таримская впадина, 2018а, 2018б).

Антропогенный прессинг, послеледниковое иссушение климата, уменьшающееся количество осадков привело к превращению некогда цветущего края в пустыню. Крупнейшая пустыня впадины -Такла-Макан.

«Такла-Макан»: заимствование из арабского: такла от ^^ тарк «оставлять, покидать» и уйгурского макан «кров, обиталище», то есть «заброшенное, покинутое место».

Такла-Макан - брошенное жилище. Название пустыни, «брошенное жилище», говорит о том, что насельники этой территории ушли. Уходили они, вероятно, постепенно, отсылая «разведчиков» для поиска благоприятных для проживания территорий.

Можно предположить, что «исход» какой-то части таримского населения произошел уже около 4000 лет назад, об этом могут свидетельствовать некоторые косвенные данные. Около II тыс. до н.э. в долину Инда (п-ов Индостан) проникают чужеродные племена ариев, выходцев из Центральной Азии (Древняя Индия ..., 1997). И в это же время в Таримской впадине появляются представители древних индоевропейцев (Таримские мумии, 2018).

Мумифицированные тела индоевропейцев XVIII века до н.э. - II века н.э., сохранившиеся в засушливых условиях пустыни Такла-Макан были обнаружены в Таримской впадине близ Лоуланя. Также мумии были найдены на восточном конце бассейна реки Тарим вокруг Турфана, близ Нии, Черчена и вдоль южного края Таримского бассейна (Таримские мумии, 2018).

В погребальном инвентаре мумий эпохи бронзы были обнаружены зерна пшеницы. Краниометрические данные свидетельствуют об антропологическом сходстве таримских мумий с носителями андроновской (федоровской) культуры Южной Сибири. О широком распространении европеоидов во Внутренней Азии 2000-3000 лет тому назад свидетельствуют данные пазырыкской и таштыкской культур, а также некоторые письменные источники (Таримские мумии, 2018).

По мнению авторов, европеоиды пришли на уже опустевшую территорию. Хорошо сохранившиеся мумии свидетельствуют о том, что пустыня уже существовала. Куда же ушли жители Таримской впадины?

Далее хотелось бы более подробно остановиться на процессах современного вулканизма, имеющих место на просторах Куньлуньского хребта, отраженных в мифах древнего Китая. Сведения об этих природных явлениях открывают в какой-то степени взгляд на древнюю историю этого края.

Современный вулканизм хребта Куньлунь и его роль в мировоззрении древнего населения Таримской впадины. Хребет Куньлунь образовался в результате столкновения в Позднем Триасе (ок. 250 млн. лет назад) Киммеритовой плиты с континентом Лавразия. Куньлунь простирается от Памира на восток, протяженность хребта составляет около 800 км. Высоты увеличиваются с востока на запад. Хребет состоит из отдельных, беспорядочно расположенных массивов с уплощенными вершинами, покрытыми каменными развалами. Наиболее высокие массивы покрыты ледниками. Подножие полого спускается к высоким (4500-5000 м н.у.м. БС) равнинам с многочисленными озерами, отчего система в целом не производит впечатления высокогорья. Основной тип ландшафта -высокогорная холодная пустыня.

На плоскогорьях Куньлуня расположено большое количество современных вулканических центров. Фактически, это самое высокое вулканическое образование в Азии - 5808 м н.у.м. БС (по результатам дешифрирования космоснимков - всего лишь в 50 км к югу от верховий р. Керия находится лавовый котел площадью около 150 км2).

Большинство из вулканов Куньлуня расположены на плато Губайлык. Последнее известное извержение произошло 27 мая 1951 года (Куньлунь, 2018).

Согласно древнекитайским сочинениям «Хайнэй цзин» - «Книги земель внутри морей» (История древнего мира ..., 1998; Мифология, 2018а, 2018б), Куньлунь был известен как нижняя столица небесного властелина Шан-ди, в которой были висячие сады (сюаньпу), нефритовый пруд (яочи), нефритовый источник (яошуй). Высочайшая вершина горы (Куньлуня) доходит до небесного дворца, добраться до которого можно только по небесным лестницам духам, шаманам и бессмертным ... По преданию, подножье горы окружено стремительной рекой и огненными горами (то бишь, вулканами (прим. автора)). На самой вершине Куньлуня днем пряталась луна, а ночью - Солнце.

Исследователи древних китайских рукописей считают, что названия местностей Куньлуня, связанные с ними мифологические образы, есть сильно искаженные в веках имена неких прообразов языческого мира Куньлуня, сопоставимые в целом с мифологией древнейших цивилизаций, имеющих мировое значение, объясняющие в целом представление древних о мироздании (История древнего мира ., 1998).

Древние мифы, уделяющие такое внимание Куньлуню и его окрестностям (обожествляющие Куньлунь), говорят о том (подтверждая, тем самым, наше предположение), что Таримская впадина, простирающаяся у его подножий, представляла в прошлом обжитую и очень значимую территорию, погребенную впоследствии песками.

По результатам дешифрирования космических снимков в западной оконечности Куньлуня в районе поселения реки Кала Зуке (Kala Zucke River), приуроченного к очагам современной вулканической деятельности, присутствуют следы участков древнего земледелия (рис. 2). А в районе озера Цзинъюй (Jingyu Lake, хребет Кукушили, южный отрог Куньлуня) дешифрируются элементы ландшафтов, весьма схожие с обширными земельными наделами, также приуроченные к областям современного вулканизма (36° 29& 02.33&& с.ш., 89° 29& 57.57&& в.д.). Возможно, повышенный тепловой поток вулканических зон и даже просто долго остывающие горячие вулканические лавы давали возможность заниматься земледелием на высокогорных участках и легенда о висячих садах имеет реальную основу.

В связи с поклонением вулканам Куньлуня важно вспомнить священный Одуген Хангая в Монголии (Прудникова, 1997, 2017; Дробышев, 2014) и предположить, что корни поклонения вулканам (поклонение прообразам языческого мира) у центрально-азиатских кочевников, выплеснувшихся, по мнению авторов, из очага Таримской впадины, берут начало именно у подножий Куньлуня. Вероятно, важно отметить, что к современным вулканам Монголии также тяготеют обширные земледельческие угодья.

По нашему мнению, пустынная ныне территория Таримской впадины была в прошлом очагом развитой древней культуры, густозаселенной и очень значимой в азиатской ойкумене, оставившей свой яркий след в более поздних мифах и летописях. Возможно, именно здесь был один из очагов формирования азиатских этносов (тюрок), из которого появились племена, ушедшие одни - в монгольские степи и сохранившие поклонение вулканам, другие - в более благоприятные места.

Древние насельники Таримской впадины, забираясь в поднебесные высоты по небесным лестницам, пасли на плоскогорьях скот, охотились, приходили к вулканам (для совершения обрядов,

поискам и заготовки нефрита), а значит, хорошо ориентировались на территории горных хребтов, что позволило им, в конце концов, выбраться к истокам Инда. На юго-западном обрамлении Таримской впадины, высоко в горах, на подходе к Инду, присутствует многочисленная группа современных вулканических центров - объектов поклонения древних таримцев. После опустынивания Таримской впадины часть ее населения, по мнению автора, ушла в долину Инда.

Рис. 2. Земельные наделы в районе реки Кала Цуке (Kala Zucke), 31.10.2012. Условные обозначения: координаты срединной точки выделенной линии 39° 01& 24.49&& сш., 74° 29& 12.67&& в.д. (Google Earth, 2018).

Полуостров Индостан. Пустыня Тар. Географически Индия отчетливо делится на 2 основные части: южную - полуостровную и северную - материковую. Границей между ними служат горы, состоящие из широтных хребтов (Виндхья - крупнейший из них), покрытых в древние времена дремучими лесами. Упомянутая горная область была значительным препятствием для сообщения между севером и югом страны, что явилось причиной некоторой исторически сложившейся обособленности их друг от друга (История древнего мира ..., 1998). Материковая Индия разделена пустыней Тар, к которой прилегают полупустынные пространства. В западной части Индостана в обширной древнеаллювиальной равнине Инда располагаются еще две пустыни - Тхал и небольшая песчано-глинистая пустыня Пят (Бабаев и др., 1986). В пустынях Тар и Тхал было развито орошаемое земледелие (рис. 3).

Произведенные в долине Инда археологические исследования показали, что здесь в III-II тыс. до н.э. существовала самобытная автохтонная урбанистическая, технически развитая цивилизация. Культуру обнаруженных городских поселений назвали культурой Хараппы. Расцвет Харапской культуры приходится на конец III тыс. до н.э. (Древняя Индия ..., 1997). Более ранние этапы ее развития пока не достаточно изучены. Древние насельники Инда были в первую очередь земледельцами, вели активную торговлю с Месопотамией, Ираном, Египтом. Коммуникационные системы древних городов Хараппы представляют образец высочайшего технического мастерства, превосходящие все достижения Древнего Востока того времени. «Водоснабжение и системы

очистных сооружений были на высоком уровне и не имели аналогов в обществах доклассовой древности» (Древняя Индия ..., 1997). Предполагается, что Индия, коренным населением которой были народы, говорящие на дравидских языках, когда-то подверглась нападению так называемых «ариев», говорящих на языке индоевропейской семьи. На основании предположения о приходе индоевропейских племен в Индию, была создана теория «арийского завоевания Индии». К сожалению, предложенная гипотеза не дает конкретного ответа, откуда пришли арии и в какой форме происходило их вторжение (История древнего мира ..., 1998). Тем не менее, согласно археологической изученности, враждебные племена ариев появились вначале небольшими группами на северо-западе Индии в долине Инда 1800 лет до н.э. (3800 лет назад). Историки утверждают, что это были племена кочевников (Древняя Индия ..., 1997; История древнего мира ..., 1998).

Рис. 3. Пустыня Тар (Google Earth, 2018).

По мнению авторов, пришедшие могли оказаться жителями Таримской впадины, которая к тому моменту претерпела экологическую катастрофу и превратилась в пустыню в результате мощного антропогенного прессинга. Расстояние от верховий Тарима (р. Яркенд) до Инда в сравнении с другими объектами древних цивилизаций (Шумеры, Египет, Семиречье и др.) - минимальное: нужно было лишь перевалить по известным тропам через перешеек хребтов Кара-Корума и Гиндукуша.

Цивилизация Хараппы оказала свое негативное воздействие на окружающую среду; тем не менее, долина реки Инд и ее окрестности (Педжаб, Сатледж) были еще достаточно плодородны и пришедшие таримцы дали этой земле (с благодарностью!), по нашему мнению, то же название «Тараа», символизирующее милосердие и плодородие, что дошло до наших времен, преобразованное в «Тар»2.

2 Пустыня Тар, также известная как Большая Пустыня Тар, расположена в западной Индии и юго-восточном Пакистане. Находится главным образом в индийском штате Раджастхан и простирается в южную часть Харьяна и Пенджаба и в северный Гуджарат. В Пакистане покрывает восточную область Синда и юго-восточную часть области Пакистанского Пенджаба. На северо-западе ограничена рекой Сатледжа, на востоке - горной цепью Аравалли, на юге - соленым болотом Качский ранн (части которого иногда включаются в Тар) и на западе -рекой Инд. В зависимости от того, какие области включены или исключены, номинальный размер пустыни может значительно изменяться (Происхождение пустыни, 2018).

Таримцы постепенно перебрались в долину Инда, а их опустыненная обитель стала назваться «Такла-Макан» - «брошенное жилище».

Неразумное и чрезмерное использование аллювиальных почв долины Инда (как чрезмерная распашка, так и выпас скота) привели к опустыниванию и этой территории (рис. 4), давшей тысячелетия назад до прихода ариев (таримцев!) начало удивительной высокоразвитой цивилизации Хараппы, угасшей к моменту прихода пришельцев (Древняя Индия ..., 1997). Угасание культуры, возможно, и послужило недостаточному сопротивлению пришельцам и практически беспрепятственному их проникновению на территорию Индии.

Одной из причин опустынивания послужило (и, может быть, это главная причина) сведение леса. Непроходимые леса Виндхья так же, как и впоследствии леса долины Ганга были уничтожены. Индия - морская держава, и большое количество леса, помимо привычного его использования в континентальных районах, уходило на постройку судов. Морская торговля Хараппы с Мессопотамией, континентальной Африкой, происходила еще в III тыс. до н.э. (Древняя Индия ..., 1997; Бацалев, Варакин, 1999).

Рис. 4. Пустыня Тар, очертания полей, 08.11.2017. Условные обозначения: координаты н.п. Джейзала 27° 16& 13.14&& с.ш., 72° 56& 02.80&& в.д. (Google Earth, 2018).

Уничтожение лесного покрова очень серьезным образом сказывалось на общей экологической ситуации территории. Так, по исследованиям авторов, лесные ландшафты, опустыненные в результате древней горно-металлургической деятельности, во многих районах Центральной Азии зачастую не были восстановлены (Прудников, Прудникова, 2015).

Дешифрирование космических снимков поверхности Индостана позволяет увидеть неутешительные последствия антропогенной деятельности на этой территории. Здесь практически отсутствуют описанные ранее непроходимые джунгли и леса вообще, и поверхность земли представляет собой огромное лоскутное одеяло, состоящее из бесчисленного количества полей, частично заброшенных. Сведение леса провоцирует понижение уровня грунтовых вод, предполагает увеличение опустыненных территорий, разрастание площадей пустынь.

Согласно дешифрированию, современные земельные наделы поднимаются высоко по горным склонам, при этом, опять же вырубается лесная растительность, что в конечном результате приводит к обмелению рек. Развитое скотоводство в полной мере завершает эрозию и дефляцию почв. Можно ожидать, что современные активные темпы освоения полуострова Индостан приведут к увеличению

пустынных территорий, образованию новых пустынь.

Выводы

Проведенные исследования позволяют предположить принадлежность Таримской впадины, расположенной в весьма выгодном географо-экономическом положении с богатыми минеральными ресурсами, к очагам зарождения древних цивилизаций, территории формирования азиатских этносов, выплеснувшихся впоследствии за ее пределы. Главная причина трансформации ландшафтов, опустынивания ее территории - мощное антропогенное воздействие, усиленное природными факторами.

Антропогенное воздействие: распашка пашен, стравливание пастбищ с последующей эрозией почв, вырубка леса, а также разрушение почвенного покрова при поисках и добыче нефрита еще на ранних этапах развития человеческой цивилизации, оставивших до настоящего времени пустынные техногенные ландшафты, превратило некогда процветающий край в пустыню.

Территория Таримской впадины или Восточного Туркестана вместе с Джунгарией к III-II векам до н. э. попала в зависимость от хунну; в III-VI веках - под контроль сянби и затем - жужаней, а со второй половины VI века - тюрков, создавших каганат; в VII века - временно была под властью китайской империи Тан, а в 670-х годах южная часть была захвачена Тибетом. В середине IX века в Восточном Туркестане и Джунгарии поселились уйгуры, которые в начале Х века образовали Турфанское государство (с XII века - вассал каракитаев). В XIII-XV веках территория находилась под властью монгольских ханов, после чего в XV веке здесь сформировалось несколько государств. На севере в 1630-х годах образовано Ойратское (Джунгарское) ханство. В 1750-е годы Восточный Туркестан и Джунгария были завоеваны Китаем и получили название Синьцзян. В 1867 г. Якуб-бек провозгласил создание независимого уйгурского государствава Джетышаар - «Семиградье», которое было ликвидировано в 1878 г. (Таримская впадина, 2018а, 2018б).

В настоящее время на этой территории проживают преимущественно уйгуры - замечательные земледельцы, возможно, являющиеся потомками представителей исчезнувшей культуры Таримской впадины, сохранившие талант и трудолюбие, не утратившие в веках свое имя и на ранних этапах развития человеческой цивилизации превратившие эту землю в пустыню, а в раннем средневековье -азиатские просторы от Каспия до Китая в цветущий сад. Уйгурский каганат (745-840 гг.) в середине VIII века вызвал не только неожиданный, скачкообразный взлет собственной культуры, но и придал мощное ускорение культурному развитию соседних народов Южной Сибири и Центральной Азии. Уйгурам удалось впервые перевести в оседлое состояние часть скотоводческого населения страны. Это сопровождалось невиданным до того размахом строительства городов, замков, стационарных поселений, храмов и монастырей, широким развитием земледелия (Кызласов, 1998).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бируни А.Р. 1963. Собрание сведений для познания драгоценностей. Ленинград: Изд-во АН СССР. С. 184-186, 466-467.

Аренский П. 1931. Пржевальский. Его жизнь и путешествия. М.-Ленинград: ОГИЗ-Молодая Гвардия. С. 106116.

Бабаев А.Г., Дроздов Н.Н., Зонн И.С., Фрейкин З.Г. 1986. Пустыни / Ред. Э.М. Мурзаев. М.: Мысль. С. 38-122. БацалевВ., Варакин А. 1999. Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий. М.: Вече. 416 с. Бичурин Н.Я. 1829. Описание Чжуньгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. СПб. С. 251.

Горная энциклопедия. 1987. М.: Советская энциклопедия. Т. 3. 592 с.

Григорьев А.А. 2018. Древнее оледенение Центральной Азии. [Электронный ресурс http://big-archive.ru/geography/ development_and_transformation_of_the_geographical_environment/14.php (дата обращения 06.02.2018)].

Гумбатов Г. 2018. Таримцы - первые древние тюрки на Востоке. [Электронный ресурс http://www.proza.ru

(дата обращения 06.02.2018)]. Древняя Индия: страна чудес. 1997. М.: Терра. 168 с.

Дробышев Ю.И. 2014. Человек и природа в кочевых обществах Центральной Азии (III в. до н.э. - XVI в. н.э.).

М.: Изд-во Института востоковедения РАН. 605 с. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. 1998 / Ред. А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Мн.: Харвест. 848 с.

Куньлунь. 2018. [Электронный ресурс http://geosfera.org/aziya/kitaj/1805-kunlun.html (дата обращения 10.01.2018)].

Кызласов Л.Р. 1998. Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии // Вестник Московского университета // Серия 8. История. № 3. С. 8-36.

Мифология. 2018а. [Электронный ресурс http://myihology.info/myth-plases/kunlun.html (дата обращения 06.02.2018)].

Мифология. 20186. [Электронный ресурс https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1537146 (дата обращения 06.02.2018)].

Певцов М.В. 2018. Путешествие в Кашгарию и Кун-Лунь [Электронный ресурс http://rulib.3dn.ru/publ/pevcov_mikhail _vasilevich_puteshestvie_v_kashgariju_i_kun_lun_stranica_ (дата обращения 06.07.2018)].

Происхождение пустыни. 2018. [Электронный ресурс https://www.turkaramamotoru.com/ru 4176.html (дата обращения 06.02.2018)].

Прудников С.Г. Прудникова Т.Н. 2015. Копто-Байсютский горно-металлургический район древней Тувы // Успехи современного естествознания. № 12. С. 164-168.

Прудникова Т.Н. 1997. Древние культы, мифы и загадки Тувы // Устойчивое развитие малых народов Центральной Азии и степные экосистемы. Кызыл-М. Т. 2. С. 294.

Прудникова Т.Н. 2014. Древние земледельческие поселения Северо-Западной Монголии // Природа. № 12. С. 69-75.

Прудникова Т.Н. 2015. Земледелие эпохи гуннов на территории Центральной Азии (новые данные по результатам радиоуглеродного датирования) // Материалы XV совещания географов Сибири и Дальнего Востока, г. Улан-Удэ, 10-13 сентября 2015 г. Иркутск: Издательство Института географии им. В.Б.

Таримская впадина Тарим Тараа очаг формирования этносов опустынивание Такла-Макан антропогенный фактор современный вулканизм хребта Куньлунь священный Одуген долина р. Инд
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты