Спросить
Войти

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОНСКОМ РЕГИОНЕ

Автор: указан в статье

щение Кавказа в часть Российской империи неумолимо близилось к своему завершению, что с окончанием Большой Кавказской войны 21 мая 1864 г. получило свое легитимное подтверждение.

Литература

1. Арабоязычные документы эпохи Шамиля / под ред. Р. Ш. Шарафутдиновой. - М.: Восточная литература, 2001. - URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Arab_pisma_Samil_epoch/61-80/66.htm (дата обращения 19.02.2019).
2. Баширов, Л. А Мюридизм: история и современность // Вопросы научного атеизма. - М.: Мысль, 1989. - Вып. 39. - С. 47.
3. Гордин, Я. А. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX века. - СПб.: Звезда, 2000. - URL: http://budetinteresno.info/kraeved/kavkaz_gordin_4.htm (дата обращения 12.03.2019).
4. Дегоев, В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. - М.: Русская панорама, 2001. - 448 с.
5. Кидирниязов, Д. С., Лысенко Ю. М. Влияние Турции на распространение мюридизма на Кавказе (к истории вопроса) // Исламоведение. 2014. - № 1. - С. 30.
6. О мире между Россией и Персией // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. - Т. III. - СПб., 1830. - № 1794. - URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/search.php (дата обращения 20.03.2019).
7. Романовский Д. И. Кавказ и Кавказская война. - СПб.: Общественная польза, 1860. - 423 с.
8. Сотниченко, И. А. Северный Кавказ в сфере политического влияния османской империи в XIX - начале XX века: дисс... канд. ист. наук. - СПб., 2011. - 248 с.
9. Тимошенко-Оздемир, Е. Н. Северный Кавказ в международной политике во второй половине XIX века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - Сер. 13. - 2009. - Вып. 2. - С. 23-34.
10. Федосеева, Л. Д. Интересы России и Турции на Северо-Западном Кавказе в первой половине XIX века // Вестник Адыгейского государственного университета. 2007. - № 1. С. 19-34.

И.Н.Смирнов, Ю.А. Павлова

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ДОНСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация. Рассмотрена этноконфессиональная сторона развития образовательного пространства на Дону. В центре внимания были показатели грамотности представителей различных конфессий и этносов донского региона.

I.N. Smirnov, YU.A. Pavlova

ETHNO-CONFESSIONAL ASPECT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DON REGION

Abstract. The ethno-confessional aspect of the development of educational space on the Don is considered. The focus was on the literacy indicators of representatives of different faiths and ethnic groups of the Don region. Key words: city, of the don Cossack Region, power bodies, education, religion.

Исследователи истории донского края не раз замечали, что формирование образовательного пространства Области Войска Донского происходило при значительном влиянии социокультурных процессов в России. Между тем, нельзя не сказать, что образовательному процессу в регионе была свойственна своя специфика, которая была обусловлена историческими, демографическими и экономическими особенностями развития региона.

На процесс становления образовательной системы донского края повлияли интеграционные процессы взаимного проникновения, взаимного дополнения и взаимного обогащения систем ценностей и образа жизни всех народов и народностей, населявших Область Войска Донского. В течение долгого исторического времени переплелись элементы национальных культур (русских, малороссиян, армян, греков, евреев, немцев, калмыков и др.), повлияли друг на друга религиозные системы (православие в различных его формах, иудаизм, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам и др.), взаимно обогатились социальные культуры и субкультуры, отражавшие разный уклад жизни (городская и сельская, субкультура казачества и крестьянства, малых групп населения и др.).

Просвещение, образование жителей Области Войска Донского сложный и трудоемкий процесс. В первую очередь это было связано с полиэтничностью и поликонфессиональностью населения региона. Чтобы просветить «разноплановое», пестрое во всех отношениях население, необходимо было учитывать образовательные предпочтения самых разных людей, важно было научиться предугадывать возможные конфликты на образовательном поприще, по возможности предупреждать их, а если уж не удастся это сделать, то, как минимум не дать им перерасти в открытые формы противостояния. Столь сложная обстановка требовала особых усилий от областной казацкой администрации.

На Дону статистические органы, работавшие под «зонтиком» Областного Правления войскового наказного атамана, постоянно мониторили ситуацию, связанную с численностью разноплеменных народов, вероисповеданием людей, миграцией населения. Не будь этой работы на региональном уровне, областным

властям пришлось бы столкнуться с проблемами, которые оказались бы неожиданными и трудно решаемыми.

На Дону жители не были носителями одной религии. Данные первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. свидетельствуют о том, что в области по вероисповеданию 9 человек из 10 были православными, ок. 5 % были староверами различного толка, немногим более 1 % являлись армянами-григорианами, лютеранами и ламаитами (калмыки) [1]. Всего лишь 1,5 % всего населения края - это представители других конфессий [1]. Современники не раз говорили о том, что имевшийся на Дону перекос в сторону православия может быть признан положительным явлением. Будь картина иной, управлять краем было бы сложней.

По мнению таких исследователей не менее благоприятным с точки зрения эффективности управления регионом был национальный состав населения Области Войска Донского. Большая часть населения (свыше 95%) - русские, чуть больше 1 % - армяне, немцы и калмыки, и ок. 0,6 % - евреи [1]. Остальные народности незначительны по численности и с этнографической точки зрения имеют второстепенное значение.

Имевшиеся в краевой статистике данные, если они в некотором роде ошибочные (не всегда национальный состав населения был важен для статистов), вполне поддаются корректировке. Распределение населения по народностям и вероисповеданию вполне соответствует установившимся взглядам о принадлежности той или иной народности к известной религии. Иначе сказать, русские в то время автоматически считались православными, немцы «привязывались» к разным видам протестантизма, евреи относились к иудеям и т.д.

Резонно задать вопрос, как сильно принадлежность к той или иной религии влияла на грамотность человека, и на его желание учиться в образовательном заведении. Перепись 1897 г. предъявляет нам следующие цифры. Наиболее грамотными были иудеи (71,1 %), протестанты (67,7 %), католики (57 %), православные (34,2 %). Менее грамотными были магометане (22,2 %) и остальные нехристиане (9,8 %) [1, 9]. На Дону было больше славянского православного населения, но грамотностью оно не сильно выделялось по сравнению с представителями иных народностей и иной религиозной ориентации. Такая ситуация была устойчивой в течение долгого времени. Наиболее высоким показатель грамотности был у иудеев. Они же отличались более качественным образованием. В большинстве своем образование имели католики, протестанты и православные христиане. Самый низкий уровень грамотности наблюдался среди мусульман и «отсталых» христиан, к которым относили различных сектантов. Большой процент грамотных наблюдался среди немецких колонистов, проживавших на территории Области Войска Донского. 59 % немцев являлись грамотными. Немецкие колонисты по численности грамотных уступали лишь еврейскому населению (доля -68,5 %). Доля грамотных среди немцев, лиц мужского пола, была 61 %. Женщины немецкие не отставали. При этом они были самыми образованными среди всех женщин Дона - 56,6 %. Немцы главным образом проживали в сельской местности, а их доля в городах была незначительной. Немцы были увлечены процессом обучения (в сер. XIX в. этого еще не было). Школы они содержали, как правило, за свой счет. В школы принимали детей обоего пола. Иначе сказать, мальчики и девочки имели равный доступ к образованию. При этом школы в большинстве своем имели церковно-религиозный характер, располагались они в молитвенных домах. [2]

Конфессиональная и этническая принадлежность влияла на распространение образования на Дону в целом. Изначально любовь к грамоте прививали детям еще в семье. Тогда же ребенок получал первоначальное религиозное воспитание. Если это была православная семья, то он усваивал элементарные понятия об основах христианского вероучения, об отношении христианина к церкви и представителям иных конфессий. Дальнейшее религиозное образование он получал в школе и церкви. Конечно, самое важное влияние на ребенка оказывал храм Божий и его священнослужители. На Дону было большое количество религиозных сооружений, так что «спрятаться» от них у ребенка не было ни малейшей возможности. В 1881 г. в Донской области было 430 церковных сооружений, из них в г. Новочеркасске - 14, в Черкасском округе - 42, в 1-ом Донском - 49, во 2-ом Донском - 59, в Миусском округе - 66, в Донецком - 70, в Усть-Медведицком - 68, в Хоперском - 62 [3]. Священников в то время в области было 543 [3]. Проведя несложные математические вычисления, мы получаем в итоге следующее: на 1 священнослужителя в среднем приходилось 2 тыс. 372 прихожан. И церквей, и священников на Дону было более чем достаточно для того, чтобы охватить вниманием 1 млн. 288 тыс. 275 человек православного населения области [3]. При этом церкви, приходские училища не переставали строить, что вполне отвечало естественным потребностям донского населения. Другое дело в регионе было мало церковно-приходских деятелей, чтобы можно было всецело выполнить миссию учителя и проследить за религиозно-нравственным развитием молодого поколения в школах.

На Дону ребенок сильно окунался в мир религиозных ценностей. Местное православное духовенство старалось влиять на подрастающее поколение даже в светских народных училищах, которые имелись во всех станицах, хуторах, слободах и поселках [3]. В них дети, обучаясь, по ходу постигали азы религии, получали важное в то время религиозно-нравственное воспитание. Областное православное духовенство должно было быть удовлетворено результатами такой деятельности.

В то же время на Дону проживали раскольники, большей частью принадлежавшие к старообрядцам. Они имели свои молитвенные дома в городах Ростове и Новочеркасске. Раскольники делились на несколько

групп: поповщина, принимавшая беглых попов от греко-российской церкви, поповщина, принимающая австрийское священство, беспоповцы и самокрещенцы. Дела всех раскольников в связи с их религиозным обучением складывались крайне неудачно. Грамотность раскольников зачастую ограничивалась лишь умением читать церковно-богослужебные книги. Удивительным было то, что священники у раскольников могли быть ниже своих прихожан в нравственном отношении. Они могли при хороших доходах предаваться праздной жизни, например, злоупотреблять алкогольными напитками. При этом они не считали предосудительным это запрещать делать своим прихожанам. Отсюда следовали двойные стандарты. Получается, вся религиозная деятельность священников-раскольников сводилась лишь к сохранению и поддержанию обрядовой стороны, а духовно-нравственное развитие человека могло быть с легкостью отодвинуто в сторону.

Католики, протестанты и армяне-григориане были на Дону малочисленными. Некоторые из них в течение долгого времени не имели возможности посещать религиозные сооружения по месту жительства, которые им требовались в связи с их религиозной ориентацией. Выигрывали в этом отношении те из них, кто селился группами, компактно и желательно в городской черте. В таких городах, как Ростов и Таганрог, их религиозные чувства не были ущемлены, а религиозные потребности были в достаточной мере удовлетворены. Иное дело Новочеркасск или Нахичевань, где в первом случае более всего интересы местных органов власти были на стороне православных, а во втором случае - на стороне армяно-грегориан.

Дискриминация на Дону по религиозному признаку, безусловно, была. Как ее могло не быть, например, в обстановке времени Александра III? Она в первую очередь касалась иудеев. Небольшая часть евреев, проживавших в области, не имела своей синагоги, а ближайший раввин жил в городе Ростове, который находился за чертой оседлости еврейского населения. Но это обстоятельство не создавало особых трудностей евреям в плане овладения элементарными знаниями. У них была высока культура домашнего обучения. Почти все евреи, от мала до велика, были грамотными. После укрупнения в 1887 - 1888 гг. территории донского края, появления Области Войска Донского, у евреев бывшей Земли Войска Донского появилась возможность чаще и больше посещать синагоги, еврейские школы на территории присоединившихся населенных пунктов. Особенно была хороша для них почва на территории города Ростова и города Таганрога. Следует заметить, что на Дону евреи обладали наиболее высоким показателем грамотности среди мужчин и одним из наиболее высоких - среди женщин. На рубеже XIX - XX вв. этот показатель был фактически недосягаемым для остальных. Еврейские дети традиционно обучались в начальных школах - хедерах (в Ростове - с 1892 г.), где их учили чтению и письму на идиш, арифметике, основам иудаизма и еврейской истории. Хедеры, в свою очередь, подразделялись на частные платные и общественные бесплатные, так называемые талмуд-торы. Для получения высшего религиозного образования существовали ешиботы (иешива) - специальные учебные заведения (одно такое высшее религиозное учебное заведение располагалось в Ростове). Обучением еврейских детей занимались учителя - меламеды, как правило, на дому или в арендованных помещениях.

Со времени императора Николая I процесс формального обучения еврейских детей был поставлен под некоторый «христианский» контроль. Им занимались смотрители из числа христиан. Однако хуже от этого еврейским отпрыскам не стало. Все-таки право на учебу в школе у них не отбирали. В 1844 г. указ Николая I вводил обучение еврейских детей в казенных еврейских училищах 1 -го разряда для двухгодичного начального образования и 2-го разряда с трех- и четырехгодичной программой. Создаваемые заведения не были нищими. Содержались училища на средства из свечного и коробочного сборов, платы самих учащихся и пожертвований небедных попечителей, как выяснили некоторые исследователи [4].

Еврейские дети также имели возможность обучаться в специально созданных для них школах. Решением этого вопроса занималась едва ли не вся ростовская еврейская община при Главной хоральной синагоге. 17 января 1867 г. было учреждено казенное еврейское училище первого разряда - Талмуд-Тора [5]. Его руководителем был раввин Ф.О. Гнесин известный тем, что одно время представлял в городской Думе интересы евреев. Помощь в открытии училища оказал городской голова А.М. Байков. Будучи человеком широких знаний, он понимал, что необходимо поддерживать добрые отношения со всеми конфессиями города.

В 1872 - 1891 гг. в Ростове-на-Дону евреи обзавелись современным зданием Солдатской Синагоги. С южной ее стороны появилась двухэтажная пристройка, на первом этаже которой обучались дети бедных солдат, а на втором располагалась молитвенная школа. Проект постройки был одобрен в 1890 г. строительным отделением Областного Правления Войска Донского, что свидетельствовало об особом внимании краевых властей к образовательным делам в крупнейшем на Дону городе [6]. Иначе и быть не могло. Исторически вышло так, что в Ростове-на-Дону проживало заметное число евреев. Игнорировать их было невозможно. Достаточно сказать, что в ростовских гимназиях в 1883 - 1885 гг. евреи составляли в среднем 33,8 % всех учеников [4]. Между тем идеализировать положение еврейских детей в школах не нужно. В обстановке антисемитизма, когда евреи лишались многих прав, их норму пребывания в учебных заведениях поспешили уменьшить. После введения в 1887 г. процентной нормы (законодательное ограничение приема евреев в средние и высшие учебные заведения, действовавшее до 1917 г.) их численность в учебных заведениях заметно снизилась в Ростове, самом крупном городе на Дону. Ситуация временно улучшилась незадолго до начала первой мировой войны, как будто евреи спешили компенсировать потери времени, которые произошли ранее. К 1914 г. при главной синагоге были открыты вечерние женские курсы (с программой прогимназии), при главной и солдатской синагогах были открыты частное женское еврейское училище Е.А. Житомирской, 8 мужских и женских училищ 3 -го разряда, 3 училища двухстепенных частных одноклассных мужских и женских и 8 хедеров.

Еще одной конфессиональной группой, представленной на Дону, были магометане, проживавшие в Татарской слободке недалеко от Новочеркасска. Татары - магометане имели свою мечеть и были подведомственны оренбургскому муфтию. Однако в религиозных делах они были плохо осведомлены. Для просвещения мусульманских детей на Дону наряду с русскоязычными школами функционировали школы для казачьих детей из татар, башкир, ногайцев и т.д. Открытие подобных заведений диктовалось тем, что казаки -мусульмане, состоявшие на службе, держались своих обычаев и не знали русского языка, что, естественно, препятствовало их интеграции в казачью среду. Для устранения данного недостатка предпринимались многие шаги. Еще в последние дни царствования Николая I, а именно 12 февраля 1855 г., было принято специальное законодательное решение - «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия», регулирующее религиозный быт казаков-мусульман.

Видную группу населения области составляли калмыки, которые исповедовали буддизм в форме ламаизма. Калмыки имели 13 постоянных поселений калмыцкого духовенства. Это - много. Но ошибочно думать, будто при таком значительном числе духовенства калмыки хорошо усваивали правила своей религии. Член-секретарь Областного Войска Донского Статистического комитета С.Ф. Номикосов полагал, что этот народ был самым невежественным в деле религии [3]. Священные книги они не могли читать на «языке» буддизма. Обязанности по чтению молитв они легко возлагали на гелюнов, веря всему, что те им сообщали, и даже не думали о том, что во время проповедей могли быть какие-то ошибки. Гелюны были единственными толкователями священных текстов на тибетском и тунгусском языках.

Православное духовенство пыталось исправить ситуацию, сложившуюся у калмыков, путем пропаганды среди них христианского учения. С этой целью в 1871 г. в Новочеркасске был открыт миссионерский комитет, а в 1872 г. один из преподавателей Донской духовной семинарии был отправлен в калмыцкие поселения для исследования отношений калмыцкого народа к религии. В 1875 г. даже митрополит Киевский вошел в сношения с главой калмыцкого духовенства. Несмотря на предпринятые РПЦ меры, обращение ламаитов в православие шло медленно.

Немецкие колонисты на Дону представляли протестантскую религию лютеранского толка. В 16 немецких колониях Таганрогского округа они имели свои молельные дома. К таганрогскому лютеранскому приходу относились колонии Ростовского округа. Система устройства лютеранской общины на Дону была ясной и понятной. Таганрогский пастор утверждал в должности учителя выбранного колонистами человека. Так, например, поселенцы лютеранских колоний, - Блюменталь, Ольгенфельд и Руэнталь, - находились в подчинении у учителей, те в свою очередь подчинялись пробсту в Таганроге, который утверждал их в должностях. Были случаи (колонии Гринталь и Оффельзенталь), когда колонисты подчинялись пастору из Гру-науской волости в городе Мариуполе. Тот приезжал к своим прихожанам 2 раза в год, как правило, для крещения детей. В отсутствие пастора обязанности священника исполнял человек, избранный и утвержденный в должности учителя. Но имели место и исключительные случаи, когда колонисты-лютеране некоторых населенных пунктов обладали максимумом свободы. В частности в колониях Остгейм и Корнталь они составляли особую секту. Они сами выбирали учителя, который одновременно являлся пастором (никем не утверждался и никому не подчинялся) [7].

Этноконфессиональный аспект сильно влиял на образовательное пространство провинциальных городов XIX - начала XX в. Это было особенно заметно в таких крупных городах, как Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону и Таганрог на территории Области Войска Донского. Население и власти в этих городах демонстрировали удивительную толерантность. Подавляющая часть населения Области Войска Донского принадлежала к русской нации и обучение детей, понятное дело, проходило на русском языке. Но это обстоятельство никоим образом не мешало существованию школ на языке нацменьшинств. Более того, это право малых народов никем не ставилось под сомнение. Поэтому в начале XX в. на Дону функционировало 176 национальных школ: армянских, еврейских, калмыцких, татарских, греческих [8]. Делая ставку на народное образование, областная администрация войскового наказного атамана оказывала этому процессу посильную финансовую помощь, даже, как заметил исследователь К.П. Шовунов, в некоторых случаях брала на себя полное финансово-хозяйственное обеспечение ряда национальных школ [9].

Доказательства тому мы находим в образовательной сфере города Ростова-на-Дону. В этом городе был более чем себе можно представить пестрый этнический и конфессиональный состав населения (Таблица 1).

Таблица 1.

Население Ростова-на-Дону по вероисповеданиям, 1896 г.

Вероисповедание Мужчины Женщины Всего % от общего числа жителей

Православные 40075 37413 77488 77,4 %

Раскольники 279 286 565 0,5%

Иудеи 5688 8425 14113 14,09 %

Армяне-григориане 1819 1732 3551 3,5 %

Римо-католики 779 790 1569 1,5 %

Евангелисты-лютеране 261 272 533 0,5 %

Магометане 1036 633 1669 1,7 %

Остальные 324 311 635 0,6 %

Всего 50261 49862 100123 100 %

Источник: Весь Ростов-на-Дону: адрес-календарь, торгово-промышленная справочная книга на 1896 год. - Ростов н/Д, 1896. С. 101 - 102.

Из таблицы видно, что большая часть населения - это православные христиане. Остальная же часть населения, составлявшая примерно 23 % от общего числа жителей Ростова, исповедовали другую религию. Этого оказалось достаточно для того, чтобы нацменьшинствам было позволено иметь «свою» школу. В конце XIX - начале XX в. палитра религиозных образовательных заведений в городе выглядела красочно. Школы религиозной направленности располагались при православных церквях (их в городе было больше всего), католическое училище при костеле, евангелическо-лютеранское училище при кирке, еврейское училище при синагоге. Функционировали магометанская школа мектебе и 2-х классное греческое училище под покровительством Эллинского благотворительного общества [10].

В Ростове-на-Дону образовательная обстановка была удивительной еще и потому, что в религиозных образовательных заведениях встречались представители разных народов и народностей. Например, если речь идет о католическом учебном учреждении, то это не значит, что там могли быть только немцы или поляки. В 1884 г. в Ростове был открыт католический костёл в честь Святой Тайной Вечери в комплексе с домом священника и помещением для начального католического училища [11]. Как в костеле, так и в училище находились представители почти от всех европейских народов, исповедовавших католицизм. Ими были поляки, немцы, словаки, чехи и др.

Подвижки в образовательных делах деятелей от одной конфессии стимулировали активность представителей других конфессий. Еще в 1881 г. по просьбе общества лютеран Ростовская городская Дума постановила отвести общине место для постройки лютеранской церкви и школы. При этом, как сообщалось в местной прессе, городские власти потребовали сделать так, чтобы «обществом был устроен сквер, в который бы допускалась публика для гуляния беспрепятственно» [12]. В 1888 г. церковь была построена. При этом главное условие ее построения не было выполнено. Сквер не был построен. Здесь можно было бы местным властям проявить свою волю, как-то наказать за невыполнение обещаний. Но городская управа не стала обострять отношения, дабы не нервировать лютеран. Современники не брались утверждать, плохо ли или хорошо, что власти не проявили твердость. Может быть это был некий дальний расчет. Но известно, что со временем лютеранам позволили построить новое помещение, как писали в то время «для удовлетворения церковных надобностей», одна из которых - это организация учебных комнат для детей. В 90-е гг. XIX в. городские власти сумели «переиграть» лютеранских деятелей. После очередной просьбы евангелическо-лютеранского Церковного совета улучшить инфраструктуру религиозного комплекса, от него в обязательном порядке потребовали создать сквер. На этот раз лютеранам уже пришлось выполнить взятые на себя обязательства. В 1898 г. у них появились по соседству с лютеранской церковью двухэтажный каменный дом с бесплатной школой для мальчиков и девочек (училище 3-го разряда) [13]. Рядом с этим комплексом раскинулся роскошный сквер для обучающихся в школе. Школа действительно оказалась заметной в городе и за его пределами. Преподавателями были немецкие и русские учителя. Детей привлекали к участию в хоре, который по праздничным дням, с дозволения начальства, принимал активное участие в концертах, организованных евангелическо-лютеранской церковью.

В начале XX в. в Ростове себя комфортно чувствовали греки. Ими была построена Благовещенская церковь, а при ней двухклассное греческое училище Эллинского благотворительного общества. Наиболее значительные пожертвования на строительство храма и училища при нем были сделаны владельцем табачной фабрики А.Асланиди. Строительство храма было завершено в 1909 г. В числе прихожан церкви было много коммерсантов, предпринимателей, купцов с греческим подданством [14].

Ростов был некой площадкой, на которой происходило «броуновское» движение многих народов, проживавших на территории Области Войска Донского. В этой связи очень интересен этноконфессиональ-ный состав учащихся учебных заведений г. Ростова-на-Дону. Этот аспект с особой тщательностью изучил исследователь М.А. Гонтмахер. В 1878 г. количество учащихся одного из самых крупных учебных заведений города, Петровского реального училища, составляло 403, в числе которых учащихся православного вероисповедания было 284, иудейского - 67, армяно-григорианского - 33, римско-католического - 14, лютеранского - 5. Эта картина дополняется сведениями из истории Екатерининской женской гимназии. В 1882 г. в этом учебном заведении из 426 учащихся 100 воспитанниц, а это 26,6 %, были иудейского вероисповедания. Данные шестиклассной прогимназии совсем не оставляют сомнений в том, что еврейские дети были достаточно хорошо представлены в учебных заведениях Ростова. В 1883 г. в этом заведении обучалось 225

учащихся, 109 из которых были православные, 89 - иудеи, 15 - от римско-католического «сообщества», 9 -армяне-григориане, 3 - лютеране [4].

Факт присутствия еврейских отпрысков в школах на Дону не остался незамеченным местной прессой. При этом авторы многочисленных статей соглашались не раз с теми, кто с удивлением замечал, насколько невелика была доля евреев среди жителей того или иного населенного пункта, и насколько много еврейских детей в школах. Видимо, евреям было важно дать образование своим детям, чего нельзя сказать об остальных народностях. Корреспонденты газеты «Донская пчела» в статье под названием «Учебные заведения Екатеринославской губернии» за 25 августа 1883 г. писали следующее: «Еврейских частных училищ 23, одно караимское общественное мужское училище и 76 еврейских талмуд-тор и хедеров, содержащихся мела-медами. На 1909 учащихся средних учебных заведений православного вероисповедания в 1882 г. приходилось 953 человека иудейского вероисповедания или почти 50 %, между тем как общее число евреев, проживающих в 10 городах, в местечке Никополе и посаде Азов, по отношению к числу жителей православного вероисповедания, проживающих в тех же местах, составляет 16 %. В Павлоградской мужской прогимназии 44 ученика православного вероисповедания и 72 человека - иудейского. В Бахмутской мужской прогимназии 57 православных и 62 еврея. В Екатеринославском реальном училище 55 православных и 46 евреев. В Ростовской-на-Дону женской гимназии на 283 ученицы православного вероисповедания приходится 100 -иудейского вероисповедания. В Екатеринославской женской гимназии 337 учениц православного вероисповедания и 169 еврейского происхождения. В Екатеринославской мужской гимназии 301 учеников православного вероисповедания, 172 - еврейского происхождения. В Верхнеднепровской женской прогимназии 94 ученицы христианского и 43 иудейского вероисповедания. В Павлоградской женской прогимназии 28 христианок и 28 евреек. В Азовской мужской прогимназии 36 православных и 22 еврея. В Ростовской мужской прогимназии 108 православных и 89 евреев. В Новомосковской женской прогимназии 53 православных и 33 еврейки. В Екатеринославской женской бесплатной школе 84 православных и 36 евреек» [15].

При виде таких цифр, безусловно, укрепляешься в мысли о том, что образование для евреев имело первостепенное значение. Еще и еще раз удивляешься тому, как при невысокой доле присутствия евреев среди общей численности жителей края им удавалось заполнить своими детьми важнейшие и известнейшие учебные заведения, доводя показатель их присутствия до уровня сопоставимого с численностью в школах детей из православных семей, когда православное население всегда на Дону доминировало, господствовало, его всегда было больше. В некоторых случаях количество еврейских детей в образовательных заведениях даже превышало количество православных учащихся.

Таганрог в этноконфессиональном отношении мало отличался от Ростова. Единственное различие состояло в процентном соотношении представителей той или иной религии. На первом месте были православные (46591), второе место занимали иудеи (2931), третье место принадлежало римо-католикам (1027), на четвертом месте были армяне-григориане (252), на пятом - магометане (143) [1]. Представителями других конфессий можно пренебречь из-за их малочисленности. Атмосфера в городе была такой, что без школ, принадлежавших каждой этноконфессиональной группе обывателей, обойтись было нельзя. В Таганроге, также как и в Ростове, были православные церковно-приходские школы, еврейские училища, греческая школа и др.

Рано, еще в начале 40-х гг. XIX в., в городе Таганроге было открыто еврейское училище Талмуд-Тарах. Его содержали на средства еврейского коробочного сбора. Однако оно недолго просуществовало. Не смогли или же не пожелали организаторы этого учебного заведения выполнить требование министерства народного просвещения, суть которого сводилась к обязанности содержать должность учителя русского языка. Историк города Таганрога П.П. Филевский писал о непрестанном стремлении местных евреев образовывать своих детей, что, по его мнению, заслуживает всяческих похвал. Тем более местным евреям чудом удавалось находить разные источники финансирования им принадлежавшего заведения. 28 февраля 1853 г., благодаря стараниям директора Смоленского, в городе Таганроге было открыто казенное двухклассное еврейское училище с преподаванием русского языка. Училище содержалось на средства еврейского сбора (140 руб.), таганрогской гимназии (270 руб.), городской Думы (50 руб.), Керчьеникальского градоначальства (50 руб.) и Каменск-Подольской губернии (690 руб.) [16].

История еврейских учебных заведений вскоре получила свое продолжение. В 1868 г. местным раввином Г.Н. Зельцером был поднят вопрос об открытии Талмуд-Торы. Евреями были собраны денежные средства в размере 400 руб. Вся собранная сумма пошла на постройку синагоги, и в 1873 г. было открыто двухклассное училище. Однако просуществовало оно недолго. 1 сентября 1874 г. его закрыли. Еврейское общество, не смирившееся с закрытием училища, 17 октября 1877 г. на собственные средства открыло новое теперь одноклассное училище. Историк П.П. Филевский приводит любопытные данные о суммах, собранных для организации этого предприятия. На содержание училища выделялись следующие суммы: 837 руб. от еврейского коробочного сбора, 300 руб. - ежегодные взносы почетного блюстителя Я.С. Полякова, 100 руб. от взносов духовного правления и добровольные пожертвования. Училищем заведовал раввин Г.Н. Зельцер, он же преподавал русский язык и арифметику с годовым жалованием 400 руб. Преподавание еврейских предметов было поручено О. Ахиезеру и С. Рессеру с жалованием 300 руб. каждому.

В Таганроге вместе с православными храмами существовала греческая церковь Святых Константина и Елены, которую посещали исключительно греки, и богослужение в ней свершалось только на греческом языке. При церкви находилось большое одноэтажное здание школы, которая содержалась на добровольные пожертвования богатых греков-меценатов. Горожане, не имевшие возможность платить за обучение своих детей, отдавали их в греческую школу. Обучались в ней главным образом дети шкиперов, дрягилей, матросов, мелких маклеров, греков-ремесленников и вообще лиц низшего ранга. Материально обеспеченные греки своих детей в эту школу не отдавали.

Школа состояла из шести классов, включая подготовительный класс, где детей обучали греческой азбуке [17]. В первом классе ученики учились читать и писать, а в пятом изучали греческий синтаксис и историю Греции. Все шесть классов помещались в одной комнате. Преподавание вел только один учитель. По мнению современников ребенок в такой школе ничему не мог научиться. Слишком низким был уровень обучения детей в этой школе. Это, конечно, странно, ибо на содержание школы затрачивались немалые средства.

Дети богатых греков обучались в мужской Александровской гимназии, точнее в специально организованном греческом классе. Все предметы велись на родном им языке. Кроме того, процесс обучения предполагал изучение не только новогреческого, но и древнегреческого языка. Греческие дети не «жили» в учебном заведении изолировано. В гимназии существовала удивительная обстановка, редкая в то время, в которой свободно общались вне учебного процесса дети, имевшие отношение к самым разным конфессиям,

- православные, иудеи, римо-католики, лютеране. Необычность этого учебного заведения усиливалась еще и тем, что в нем обучались дети, родители которых были духовного звания, сельского сословия, мещанами и купцами, дворянами и чиновниками, даже иностранцами [18].

По соседству с Ростовом рос и развивался город Нахичевань-на-Дону. Его роль, его вклад в развитие образовательного пространства юга России переоценить трудно. Нахичевань представляла собой оазис армянской культуры, олицетворявший собой вторую родину крымских армян, испытавших многовековой турецкий гнет. История армян на Дону начинается со второй половины XVШ в. В соответствии с указом Екатерины II от 14 декабря 1779 г. крымским армянам для проживания было выделено 20 тыс. десятин земли на Дону, где появилось 5 армянских поселений, в том числе по соседству с Ростовом. В началеXIX в. в г. Нахичевани-на-Дону, самом крупном компактном месте «обитания» армян, проживало 23 тыс. русских и 7 тыс. армян. В течение всего XIX в. состав населения становился все более и более пестрым. Можно сказать, что Нахичевань стала городом интернациональным, в котором рядом жили люди разных национальностей: армяне, русские, малороссы, евреи, татары, осетины, грузины и немцы. Согласно данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в городе проживало православных - 19240, старообрядцев

- 34, армян-григориан - 8249, римо-католиков - 218, лютеран - 136, иудеев - 471 и др. [1].

Несмотря на разноплановый поликонфессиональный состав городских обывателей Нахичевани, армяне в образовательных делах города были, пожалуй, наиболее активными. В 1805 г. местным армянским обществом было открыто первое училище для купцов и мещан, для преподавания в котором были приглашены даже учителя из Константинополя. В 1811 г. открывается армянская приходская школа. С течением времени стало ясно, что одного учебного заведения для образования нахичеванцев будет явно недостаточно. Тогда общественность города под руководством городского главы А. Халибова подала ходатайство в вышестоящую инстанцию о преобразовании приходской школы в уездное училище [19]. Просьба нахичеван-цев была удовлетворена. В 1850 г. приходское училище было преобразовано в уездное. В последующие годы училище пережило несколько этапов реорганизации. Так, в 1877 г. оно было преобразовано в городское 3-х классное училище, в 1891 г. - в городское 4-х классное, а в 1912 г. - оно стало высшим начальным училищем.

На досоветском этапе развития образовательного пространства в городе Нахичевани появилось огромное количество армянских учебных заведений.

ГОРОД ОБЛАСТЬ ВОЙСКА ДОНСКОГО ОРГАНЫ ВЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЕ РЕЛИГИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты