Герасимова Н. Р., Ломакина Д. В.
СТАНОВЛЕНИЕ МОРДОВСКОЙ МИЛИЦИИ КАК ОРГАНА ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
ПОРЯДКА В 1930-Е ГОДА
Герасимова Надия Рашидовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета.
Место работы: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
gerasimova_nr@mail.ru
Ломакина Дарья Валентиновна, студентка юридического факультета Место учебы: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
dari_lomakina@list.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается система органов милиции Мордовии в 30-е годы. Основные направления деятельности её органов, правовая структура.
THE EATABLISHMENT OF THE MORDOVIAN POLICE AS A BODY TO FIGHT WITH CRIME AND THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER IN THE 30-S
Gerasimova Nadiu Rashidovna, the candidate of legal sciences, Associate Professor of Theory and History of State and Law, Faculty of Law.
Place of employment: Mordovia State Universit N.P. Ogarev
gerasimova_nr@mail.ru
Lomakina Daria Valentinovna, a law student Study place: Mordovia State University N.P. Ogarev
dari_lomakina@list.ru
Abstract: In this article the system of the Mordovian police in the 30s, the main activities of its organs, the legal structure are shown Keywords: Mordovian police,the structure of the police, public order, crime control
Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика была образована как национальное советское государство трудящихся Мордовии. Ее правовое положение было аналогично правовому положению других автономных республик, входивших в состав РСФСР.
Под влиянием тоталитаризма, централизации правоохранительных органов, происходит реорганизация милиции путем включения ее в систему органов государственной безопасности.
а) обеспечение революционного порядка и государственной безопасности;
б) охрана общественной собственности;
в) запись актов гражданского состояния (запись рождений, смерти, бракосочетаний и разводов;
г) пограничная охрана.
НКВД СССР объединил главные управления; государственной безопасности, рабоче-крестьянской милиции, пограничной и внутренней охраны, пожарной охраны,
исправительно-трудовых лагерей, отдела актов гражданского состояния и административно-хозяйственное. С созданием общесоюзного НКВД милиция вошла составной частью в систему его органов [1 ,с.254].
В 1934 году Мордовский обком ВКП(б) обратился с ходатайством в Средне-Волжский крайком партии и ЦК ВКП (б) о преобразовании Мордовской автономной области в автономную социалистическую республику. С образованием МАССР руководство работой органов милиции республики осуществляло Управление НКВД по Мордовской АССР.
В состав Главного управления милиции НКВД ССР 3 июля 1936 года была создана Государственная автомобильная инспекция.
Во второй половине 30-х годов начинает приобретать все более важное значение задача охраны милиции социалистической собственности.
Именно в те годы возникла необходимость в специализированных самостоятельных подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями и 1 мая 1937 года МАССР создает отдел БХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляции)
В 1937 году были объявлены новые штаты УРКМ НКВД МАССР. Они включали следующие подразделения:
- руководство;
- оперативный сектрориат;
Социально-политические науки
- административно-хозяйственный отдел;
- отдел службы, который состоял из отделения службы и паспортного стола;
- отдел уголовного розыска, отделение БХСС;
- политаппарат;
- командное отделение;
- особую инспекцию;
- ГАИ;
- финансовое отделение;
- отделение милиции г. Саранска;
- конвойская команда.
Были сформированы штаты районных отделов милиции, которые подразделялись на две категории. К первой относились Ардатовское, Большеберезниковое, Зубово-Полянское, Инсарское, Ичалковское, Ковылкинское, Саранское, Торбеевское, Темниковское районные отделения милиции. Ко второй Атюрьевское, Атяшевское, Ду-бенское, Ельниковское, Большеигнатовское, Кочкуров-ское, Кадошкинское, Лямбирское, Ромодановское, Рыбинское, Старошайговское, Теньгушеское, Вертелимское, Ладское, Пурдошанские, Старосиндровское, Ширингуш-ское отделение милиции. Штат отделений первой категории состоял из 15 человек: начальник, оперуполномоченного, уполномоченного, участкового инспектора города, трех участковых сельской местности, двух милиционеров города, трех конных милиционеров, начальника паспортного стола, паспортистка и делопроизводителя. Во второй категории - начальник, уполномоченный, четыре участковых инспектора сельской местности, два сельских милиционера, два милиционера по конвоированию, паспортист, делопроизводитель.
Указом Президиума Верховного Совета Мордовской АССР от 26 марта 1946 года НКВД был преобразован в Министерство внутренних дел МАССР. А в октябре 1949 года решением предана из МВД в министерство государственной безопасности. Эта мера была вызвана временным расширением функции милиции по обеспечению государственной безопасности, необходимость обеспечивать боле тесное взаимодействие органов государственной безопасности и милиции в борьбе с преступностью [2,с. 115].
В связи с массовым раскулачиванием были распространены такие преступления как разбой, кража, хищение. Поэтому главной целью в 30-е годы было проведение мероприятий связанные с ликвидацией кулачества, депортация и репрессии «антисоветского элемента», некоторые авторы предполагают, что это было не изъятие кулачества как класса, а своеобразным образом ликвидация лиц, которые рассматривались как потенциальные противники большевиков [3,с.213]. Но были распространены преступления как кража, хищение личного имущества граждан, но самой большой угрозой было для граждан это кража скота. Так же присуще к этому времени ограбление и самих граждан[4,с.327].
Так же в это время были созданы несколько следственных групп по приказу НКВД МАССР от 22 марта 1937 года для ведения следствия «по вскрытой и ликвидированной церковно-фашистской организации»
[5,л.108]. Это было сделано в связи с контрреволюционными преступлениями, которые в эти года превышало все остальные преступления. Отделам полиции НКВД подчеркивался тот факт, что они должны в максимальный срок закрыть дела которые имели признак диверсии в области контрреволюционных преступлений. За раскрытие которых поощрялись и премировались.
Особое место среди законодательных актов занимают постановления, циркуляры, приказы, распоряжения центральных и местных органов милиции, стенографические отчеты о деятельности всероссийских съездов работников милиции. В работе использованы 18 фондов 7 архивохранилищ: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного военного архива (РГВА), Архива МВД Республики Мордовия (Архив МВД РМ), Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), Государственного архива Пензенской области (ГАПО), Государственного архива Тамбовской области (ГАТАО), Государственного архива Нижегородской области (ГАНО) [6,с.458].
Большую роль в раскрываемости преступлений играла кадровая политика, которая включала в себя подбор квалифицированного персонала, расстановка и подготовка его. Важным аспектом являлось формирование морально-нравственных качеств. Это происходило путем проведения целенаправленных воспитательных мероприятий. Важное значение при этом отводилось разработке нормативных актов и должностных инструкций [7,с.111].
Но так же создавались следственные отделы по уголовным делам, которые занимались раскрытием преступлений связанных с убийством, с угрозой убийства. Но оценить с объективной точки зрения это не возможно, так как большинство случаев совершенный в этой сфере расценивались как носящие «классовый характер», которые были типичны для этого времени [8,с.382].
Во второй половине 30-х годов вводиться новые функции милиции. При этом собственные функции милиции, как самостоятельного государственного органа, созданного для охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью отходили как бы на второй план [9,с.96]. Первичной же становилась функция силовой поддержки в решении политических, хозяйственных, организационных и других задач, стоящих перед другими ведомствами, да и всей исполнительной властью. Участие милиции в различных политических компаниях конечно отвлекало ее от основной работы и негативно сказывалось на выполнении функции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Таким образом, в 1930-е гг. основные направления деятельности милиции Мордовии, в частности борьба с преступностью, по-прежнему определялись правящей коммунистической партией и проводимым ей правительственным курсом на усиление тоталитарных тенденций в стране, ликвидацию любой оппозиции. Акцентирование внимания на «мнимых преступлениях», выполнение милицией множества несвойственных ей функций, слияние ее с репрессивным аппаратом обусловили низкую эффективность борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, свидетельство чему - возрастание напряженности в обществе, усиление криминогенной обстановки[10,с.506].
Так же существовали подразделения ГАИ, в полномочия которых входило регулирование уличного движения, надзор за безопасностью движения транспорта и пешеходов в городах и на транспортных магистралях. Работниками Госавтоинспекции предоставлялись все права, которыми обладали сотрудники милиции. В связи с появлением большого количества автомобилей, на сотрудников ГАИ возлагалась обязанность по его регистрации, контроля за его техническим состоянием [11 ,с.28].
Введением паспортной системы и обязательной прописки с декабря 1932 г. милиции было предписано осуществлять выдачу паспортов, их прописку и контроль за соблюдением паспортного режима[12,с.475].. Соответствующие структурные подразделения были созданы как в центре (Главном управлении милиции), так и на местах (паспортные отделы, отделения, группы, столы). Возло-
Герасимова Н. Р., Ломакина Д. В.
СТАНОВЛЕНИЕ МОРДОВСКОЙ МИЛИЦИИ КАК ОРГАНА ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
жение на милицию функций выдачи виз и контроля за пребыванием иностранцев привело к созданию Отделов виз и разрешений (ОвиР) [13,с.52].
В 1934 в уголовное право вводится статья посвященная измене Родине (действия, совершенные гражданами СССР в ущерб его военной мощи, государственной независимости или неприкосновенности его территории). С этого года в полномочия милиции входит обязанность поиск шпионов и дезертиров.
Существование в Мордовии крупного железнодорожного узла Рузаевки, множества железных дорог обусловили распространение «железнодорожных преступлений»
(спекуляции, мешочничества, разбоев) и значимость железнодорожной милиции. В 1937 году вновь создается отдел железнодорожная милиция, которая так же входила состав управления милиции НКВД СССР. На отдел возлагались обязанности по обеспечению общественного порядка на железнодорожных путях. В этом же году создают морские и речные отделения милиции, которые обеспечивали общественную безопасность на речных коммуникациях [14,с. 115].
В соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 года на органы милиции возлагалась обязанность осуществлять учет военнообязанных и призывников. Для этого во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы. В предвоенные годы они проделали значительную работу по систематизации и учету военнообязанных, организации и призыву на действительную военную службу в Красную Армию [15,с.215].
Таким образом можно сделать вывод, что в структуре и деятельности милиции Мордовии 1930-е года происходят большие изменения. В этом способствует реорганизация центрального аппарата органов внутренних дел и включении милиции в систему органов государственной безопасности. Все это послужило централизации аппарата милиции, привела к укреплению материальной база милиции, что привило к повышению уровня кадров, росту эффективности борьбы с преступностью.
Список литературы:
Reference list:
РЕЦЕНЗИЯ
Изучение работы на тему: «Становление Мордовской милиции как органа по борьбе с преступностью и охране общественного порядка в 1930-е года» дает основание сделать вывод о том, что рассмотренные в статье тезисы весьма актуальные.
Актуальность статьи заключается в формирование развитого правоохранительного органа в лице аппарата милиции. Рассматривается деятельность каждого отдела (отделения) входившие в состав органов общественной безопасности, а также влияние этих органов на общество. В работе отмечены региональные аспекты.
Данная статья, по своей актуальности, теоретической и практической значимости, обоснованности выводов в полной мере отвечает требованиям, предъявленным работам данного вида, поэтому статья рекомендуется для публикации в открытой печати.
Заведующий кафедрой теории и истории государства и права Мордовского гуманитарного института, кандидат юридических наук, доцент
Е.Ф. Усманова