Спросить
Войти

Нерчинская каторга в системе пенитенциарных учреждений России в конце XVIII - начале XX в

Автор: указан в статье

Других существенных изменений в функциях жандармских органов до их полной ликвидации в феврале-марте 1917 г. не осуществлялось.

1. Перегудова З.И. Политический сыск России 1880-1917 гг. М., 2000. С. 109.
2. Березнев А. Т. История органов внутренних дел России. Воронеж, 1998. С. 48.
3. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970. С. 168.
4. Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка, 16: Политический сыск при царях. М., 1993. С. 91.
5. Шинджикашвили Д.И. Сыскная полиция царской России в период империализма. Омск, 1973. С. 28.
6. Оржеховский И. В. Самодержавие против революционной России: 1826-1880. М., 1982. С. 110.
7. Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718-1917 гг.). Вып. 2. Полиция Российской Империи XIX -начала XX веков. М., 1992. С. 32.
8. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 гг. М., 1964. С.73.
9. Борисов А.В., Иваневский В.Е., Скрипилев А.Е. Полиция Российской империи. XIX - начало XX в. М., 2000. С. 35.
10. Спиридович А. Записки жандарма. Харьков, 1928. С. 120.
11. Тушканов И.В., Фастов А.Г. История органов внутренних дел России. Волгоград, 2000. С. 28.
12. Жилинский В.Б. Организация и жизнь охранного отделения во времена царской власти. М., 1918. С. 60.
13. Инструкция по организации наружного наблюдения. СПб., 1908. С. 1, 3.

Поступила в редакцию 6.04.2006 г.

НЕРЧИНСКАЯ КАТОРГА В СИСТЕМЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX в.

О.Б. Березина

Berezina O.B. Penal servitude of Nerchinsk in the system of penitentiary institutions of Russia at the end of XVIII - beginning of XX centuries. The article reveals basic tendencies of formation and development within the system of penitentiary institutions of Russia the penal servitude of Nerchinsk - one of the basic penitentiary institutions. The author analyzes the basic aspects of management, law regulations and organization of economical activities of this institution, and its place in the economical development of the region beyond the Baikal.

За последние годы в российской исторической науке стойко утвердилась тенденция пересмотра существовавших ранее взглядов и теорий по проблеме истории отечественной пенитенциарной системы. История государства и права России дает большой законодательный и правоприменительный материал, позволяющий проследить формирование и развитие пенитенциарной системы страны. В этой связи значительный интерес сегодня вызывает не получившая в советской науке объективной оценки история существования самого крупного в дореволюционной России пенитенциарного учреждения - Нерчинской каторги. История отдельных тюремных учреждений имперской России не отличается разработанностью и представляется одной из

актуальных задач современной историкоюридической науки.

Возникнув в рамках уголовного наказания в виде ссылки, каторга как самостоятельный вид наказания, пройдя долгий и самобытный путь развития, становится одним из самых востребованных видов уголовного наказания. Являясь одновременно и средством удаления преступника, и способом хозяйственного освоения новых территорий, с

XVIII в. каторга открывает возможности и для укрепления внешних восточных границ Российской империи. Постепенно каторга становится одним из основных механизмов колонизации окраинных регионов империи. С началом XVIII в. каторга сочетает в себе черты уголовного наказания и способа хозяйственного ведения работ, играя все более

значимую роль в деле государственного строительства. Военно-политические цели империи на Дальнем Востоке, ставшие первоочередными во внутренней и внешней политике России в XVIII-XX вв., определили сущность и значимость целенаправленной штрафной колонизации сибирского региона в целом и Забайкалья в частности.

Сложившийся в XVIII в. регион - Сибирь, в XIX в. был разделен на несколько административно-территориальных образований. В июле 1851 г. была образована Забайкальская область. Обладая специфичным географическим положением - не только близостью к Китайской империи, но и являясь промежуточным звеном между Сибирью и Дальним Востоком, Забайкальская область тем самым приобрела черты особого региона. В социально-экономическом отношении Забайкальская область обладала особенными чертами как регион, сочетающий наличие обширного торгово-промышленного производства и неимоверно обеспеченного купеческого сословия с низкой концентрацией промышленного производства, с чрезвычайно низким уровнем жизни и высоким уровнем преступности. Структура включала купцов, горожан, селян, казаков, а также каторжан, и ссыльнопоселенцев. В социокультурном и этноконфессиональном отношении Забайкалье выступало как уникальный регион, где смешанные между собой разнородные христианские концессии мирно уживались с разнообразными направлениями буддизма и мусульманства. Широко были распространены межнациональные браки с обращением одного из супругов в новую веру. Коренное население, состоявшее из тунгусов, эвенков, айнов, мирно уживалось с пришлым - монголоязычными и тюркоязычными бурятами, русскими, украинцами, китайцами и др. Население Забайкалья идентифицировало себя скорее не по национальному, а по территориальному признаку.

Необходимость формирования в Забайкальском регионе масштабного пенитенциарного учреждения была обусловлена несколькими взаимосвязанными факторами. Во-первых, специфика наказания в виде принудительного труда определяла необходимость поиска особых сфер деятельности для его применения, в роли которых и выступили рудные и приисковые работы на землях Нер-

чинского горного округа. Во-вторых, природно-климатические условия Забайкалья полностью соответствовали всем целям уголовного наказания в виде каторги (удалить и покарать преступника). Суровый климат, сложность и трудоемкость горных работ, отсутствие инфраструктуры определили месторасположение Нерчинской каторги. Третьим, не менее серьезным фактором, стало геополитическое расположение Забайкалья. Выступая в роли плацдарма для дальнейшего освоения восточных регионов, Забайкалье нуждалось также в массовом заселении русскоязычным населением как территория, привлекающая внимание политического конкурента - Китая.

Сформированная в Забайкальском регионе крупнейшая пенитенциарная единица Российской империи оказала серьезное влияние и на массовое принудительное заселение этих отдаленных территорий, и на формирование особой системы административного управления, что, в конечном счете, позволило включить приграничные с Китаем территории в единую политическую инфраструктуру империи. Обладая положительным значением для региона с точки зрения формирования административно-территориальной

целостности государства, Нерчинская каторга внутри самого Забайкалья имела не менее серьезное по значимости, но меньшее по масштабам распространения отрицательное морально-нравственное влияние на формирование психологического облика забайкальца.

Располагаясь на территории, значительно удаленной от центра России, управление Нерчинской каторги объективно не могло соответствовать всем требованиям, предъявляемым органами центрального управления. Наибольшее расхождение во взглядах на способы и формы реализации уголовного наказания в виде каторги между ведомственным и местным управлением Нерчинской каторги возникло в ходе разрешения проблемы соотношения в деятельности этого тюремного учреждения собственно пенитенциарных и экономических целей. Глубокая заинтересованность имперских органов управления в ужесточении тюремного режима и условий отбывания наказания так и не нашла понимания у местного управления каторги, которое в силу объективных трудностей

склонялось к расширению формы внетюрем-ного содержания арестантов, способствующего более эффективному ведению экономической деятельности.

Подобное положение дел в конечном итоге, после многочисленных попыток реформировать местную систему управления Нерчинской каторгой, привело к целому ряду нововведений, выразившихся, прежде всего, в более объективной оценке со стороны органов центрального управления каторгой, способов действия местных органов управления. К началу ХХ в. в рамках общегосударственной пенитенциарной политики России сложилась особенная система отношений с Нерчинской каторгой, которую можно охарактеризовать в виде понятия «региональная пенитенциарная политика», обозначающего систему мер, основанных на учете местных политических, экономических, социальных и климатических условий, с целью реализации уголовного наказания в виде каторги наиболее эффективным способом. Рассматривая деятельность Нерчинской каторги в контексте проводимой в Забайкалье региональной пенитенциарной политики, в управлении каторжными работами можно выделить финансово-хозяйственную, нормативно-правовую и организационную сферы.

Организация деятельности Нерчинской каторги возлагалась на ее Управление, структура и функции которого определялись структурой, особенностями месторасположения и необходимостью эффективной организации системы принудительного труда. Работа Управления включала взаимоотношения четырех уровней власти - тюремного района, Забайкальской области, Иркутского или Приамурского губернаторства и Российской империи. Среди вопросов финансовохозяйственной деятельности Управления наибольшее внимание уделялось вопросам финансирования и прибыли принудительных работ, общей стоимости содержания арестантов и заработка ссыльнокаторжных. Акцент в финансовой работе делался на необходимость достижения положительного соотношения прибыли и затрат, развитии системы учета государственных и личных денежных средств. Нормативно-правовая и организационные сферы деятельности Управления основывались на принципе сообразности целям наказания и отражали стремление

каторжной администрации учитывать региональные климатические, географические и геополитические особенности.

Ведущими направлениями деятельности Управления выступали все вопросы организации и регулирования принудительного труда арестантов, особое внимание уделялось вопросам финансового и правового обеспечения деятельности каторги. Общая цель деятельности Управления Нерчинской каторги определялась как достижение максимального снижения затрат на содержание ссыльнокаторжных.

Активное ведение принудительных работ на землях Кабинета способствовало раннему формированию системы конвойной стражи Нерчинской каторги, основанной на использовании системы охраны промыслов Нерчинского горного округа. С середины

XIX в. конвойная стража осуществляла свою деятельность в соответствии с общеимперскими законодательными актами, опираясь на принцип внутреннего тюремного районирования каторги. Являясь одной из наибольших статей расходов Нерчинской каторги, караульная служба вынуждена была привлекать к выполнению охранной функции казачьи приграничные полки и войсковые соединения, базировавшиеся в Забайкальской области.

Режим и условия содержания арестантов на Нерчинской каторге выстраивались в соответствии с существовавшими правовыми основами деятельности пенитенциарных учреждений России, но с учетом необходимости активного использования арестантов на принудительных работах. Происходил процесс взаимного влияния условий отбывания наказания и способов и методов организации принудительных работ. К середине XIX в. на каторге выстроились система производства работ, правила привлечения ссыльнокаторжных к принудительному труду, был отлажен механизм внутритюремной жизни, включавший строгий распорядок дня и систему наказаний ссыльнокаторжных за проступки.

Необходимость ведения различного рода работ, сложившаяся под давлением обстоятельств нужда в поддержании семей ссыльнокаторжных тюремного разряда, а также нехватка тюремных помещений привели к численному преобладанию арестантов вне-тюремного отряда. Это в свою очередь обу-

словило рост преступлений и проступков, заставляя администрацию каторги искать новые способы поддержания порядка. Приоритетное значение получили меры превентивного порядка, такие, как ужесточение режима, введение круговой поруки, изменение порядка вывода арестантов на внешние работы, нацеленные на предупреждение наиболее распространенного вида преступления - побега.

Анализ организации и характера производимых на Нерчинской каторге принудительных работ позволяет сделать вывод о наличии сложного эволюционного процесса в этой сфере, происходившего на рубеже XIX-XX вв. На начальном этапе основными видами принудительных работ выступали наиболее трудоемкие и неквалифицированные работы на приисках и промыслах Кабинета в Нерчинском горном округе. Дополнительным видом работ в этот период выступали строительные работы в пределах самой каторги. Начало строительства Забайкальской железной дороги в конце XIX в. заставило изменить формы и способы организации принудительных работ, переориентировав принудительный труд с рудничных работ на более квалифицированный труд по строительству железной и колесных дорог. Наконец, в первой четверти ХХ в. принудительный труд был обращен в сферу фабричного производства.

Завершение строительства Забайкальской железной дороги, позволившее включить регион в единую транспортную и экономическую инфраструктуру страны, привели к возможности использовать принудительный труд ссыльнокаторжных на Нерчин-ской каторге для разрешения экономических и хозяйственных проблем, имевших общегосударственное значение. Активное участие России в военных действиях на Дальнем Востоке и в ходе Первой мировой войны обусловили появление большого количества государственных заказов, исполнение которых должно было реализовываться с наименьшими экономическими затратами. В данной ситуации Нерчинская каторга, расположенная в районе массового овцеводства, способная предоставить максимально дешевый труд, обладала всеми возможностями для формирования фабричного производства. Наиболее значительный этап в развитии хозяйственных работ, приходится на 1909-

1917 гг., когда в отдельных тюремных районах происходит формирование специальных промышленно-заводских форм организации принудительного труда. Процесс этот был обусловлен возрастанием спроса на арестантский труд в связи с необходимостью обеспечения государственных военных заказов. Самым ярким примером такого рода деятельности служит учреждение шубного производства в Алгачинской тюрьме.

Существовавший небольшой овчинный завод был перестроен в 1914 г., в связи с возросшим спросом на его продукцию. Реконструкция завода заключалась в том, что в специальном помещении, занявшем три тюремные камеры, было увеличено число чанов для квашения шкур с 3-х до 6-ти, в конюшне было устроено временное сушильное помещение на 120 овчин. В третьем корпусе тюрьмы были выделены еще четыре камеры под швейные мастерские и раскройную. Всего ежедневно в работах было занято не менее 50 арестантов, изготавливавших за смену 200 выделанных овчин и 40 полушубков [1].

Производство полушубков оказалось выгодным не только с точки зрения занятости ссыльнокаторжных. Выделка овчин приносила значительную прибыль производством дополнительных товаров и послужила причиной создания целого комплекса сопутствующих производств в тюрьмах каторги. В связи с большим количеством бараньего жира, получаемого в процессе обработки шкур, в Мальцевской тюрьме, например, было налажено мыловаренное производство, которое только Алгачинской тюрьме позволило получить прибыль в 200 рублей от продажи 50 пудов жира. Установить, какое количество денежных средств было сэкономлено на приобретении мыла для тюрем Нерчинской каторги в связи с организацией его собственного производства, к сожалению, не представляется возможным. Вторым организованным в каторжных тюрьмах сопутствующим производством явилось пимокатное производство. Ежегодно, с 1914 г., производилось не менее 600 пар валенок из отходов шубного производства. Помимо этого в тюрьмах каторги занялись производством полушубков, чулок, варег и кожевенного товара для ремонта обуви. По данным военного губернатора Забайкальской области в 1915 г. на Алгачинском овчинно-шубно-пимотканном

заводе в качестве заказа на производство были приняты следующие цифры: полушубков до 15 тысяч, варег до 50 тысяч, тулупов до 2 тысяч, валенок до 6 тысяч и кожевенный товар до 8 тысяч комплектов [2]. В результате в условиях развития овчинно-перерабатывающего производства на Нерчинской каторге сложилась разветвленная сеть вспомогательных мелких производств, позволявших обеспечивать насущные бытовые нужды внутри каторги. Особенностью данных производств являлась сложившаяся специализация отдельных тюремных районов каторги в зависимости от их месторасположения по отношению к железнодорожным станциям и городам Забайкальской области.

Появление мелкофабричного производства в тюрьмах каторги явилось закономерным завершающим этапом становления и развития Нерчинской каторги как механизма освоения региона. Широкомасштабное выполнение военных заказов и заказов гражданского ведомства символизировало как включение Забайкалья в общегосударственную

экономическую инфраструктуру, так и определяло положение Нерчинской каторги не только в роли пенитенциарного, но в значительной степени и промышленного заведения.

Таким образом, делая вывод о значении и роли Нерчинской каторги в пенитенциарной системе имперской России, можно полностью согласиться с замечанием, высказанным еще в 1898 г. Начальником Главного тюремного Управления действительным Статским Советником Соломоном, инспектировавшим Нерчинскую каторгу: «...нерчинская каторга представляет собою такое огромное учреждение, с которым не сравниться ни одно из тюремных учреждений Европейской России.» [3].

1. Государственный архив Читинской области (ГАЧО). Ф. 113. Оп. 7. Д. 594. Л. 6.
2. ГАЧО. Ф. 113. Оп. 7. Д. 1006. Л. 10.
3. ГАЧО. Ф. 28. Оп. 3. Д. 12. Л. 302 об.

Поступила в редакцию 4.07.2006 г.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

О.П. Дамбаева

Dambaeva O.P. Classification of territories in the context of administrative and territorial structure of the Russian Empire in the XIX - beginning of the XX centuries. The article concerns with the place and role of the territories in the system of state structure of the Russian Empire, and with their classification features as the criteria for identification of the peculiarities of their foundation and management. The author tries to establish various criteria for “measuring” the territories from the point of view of different approaches to the territorial structure of the state management.

Вопрос о классификации областей как объекта управления предполагает комплексный подход не только к объектообразующим признакам, но и особенностям их зарождения, становления и развития. В этой связи представляется оправданным изучение не только истории становления областей как некоего исключения их общеустановленного порядка управления территориями в составе Российского государства, но и проблемы эволюции всего административно-территориального деления и управления в целом. В данном контексте, по мнению автора, видит-

ся два аспекта исследования: во-первых, это история развития государственного устройства России и, во-вторых, история становления и эволюции областей как административных единиц в составе империи.

Административное управление территориями Российского государства складывалось в четыре основных этапа: 1) период образования централизованного государства, характеризующийся неразвитостью государственно-правовых институтов управления на местах и представленный системой кормлений; 2) период с середины XVI до конца XVII в.,

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты