Спросить
Войти

К истории традиционного народного календаря дагестанских горцев

Автор: указан в статье

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Исторические науки / Historical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 94(470.67) / UDC 94(470.67)

К истории традиционного народного календаря

дагестанских горцев

©2016 Гасанов М. Р.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: elmira.magomedova.73@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Разработка темы, посвященной народному календарю дагестанских горцев, имеет актуальное значение в научном и практическом отношении. Отдельные вопросы темы освещены в литературе. При написании статьи использованы разнообразные материалы, источники литературы, а также историко-этнографический материал, собранный в период экспедиций 1968-1972 гг. в различные районы Дагестана.

Формат цитирования: Гасанов М. Р. К истории традиционного народного календаря дагестанских горцев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 10. № 3. 2016. С. 5-9.

The History of the Dagestan Mountaineers&

Traditional Folk Calendar

© 2016 Magomed R. Gasanov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: elmira.magomedova.73@mail.ru

ABSTRACT. The development of theme dedicated to the Dagestan mountaineers& folk calendar, is relevant in scientific and practical terms. Single issues of the topic had been described in the literature. When writing the article the author used diverse materials, literature sources as well as historical and ethnographic material collected in the period of 1968-1972 expeditions in different parts of Dagestan.

For citation: Gasanov M. R. The History of the Dagestan Mountaineers& Traditional Folk Calendar. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. Vol. 10. No. 3. 2016. Pp. 5-9. (In Russian)

Изучение народного календаря дагестанских горцев имеет важное значение в научном и практическом отношении. На протяжении многовековой истории дагестанские народы выработали календарь, который является одним из компонентов

уровня их развития. Изучение данной темы диктуется также необходимостью раскрытия проблемы этногенеза и освещения связей народов Дагестана с различными народами и странами. Календарь сконцентрировал в себе опыт хозяйствования мно••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016

гих поколений дагестанских народов. На протяжении веков календарь дагестанских горцев впитывал в себя необходимые практические знания каждой новой эпохи. Этой проблеме посвящены статьи [4], сборники научных трудов [8], доклады на научных конференциях.

Большой интерес для освещения темы представляют труды Е. И. Каменцевой [5], А. П. Пронштейна, В. Я. Кияшко [6], Э. Би-керман [1] и др., в которых дается представление о лунном и солнечном исчислении времени, о мусульманской и других системах счета времени.

Данная статья, может быть, послужит стимулом активизации постановки темы дагестанского народного календаря.

Представление о времени у людей возникло на ранних этапах социального развития в связи с определенными климатическими, природными явлениями, а потребности хозяйственной жизни вызвали необходимость установления единиц времени и их учета. Люди всегда воспринимали течение времени, знали смену дня ночью, различали времена года. Первой единицей измерения времени в истории человечества были солнечные сутки, т. е. отрезок времени между двумя последовательными положениями Солнца в одной и той же точке.

Современное деление суток на часы, минуты и секунды ведет свое происхождение от древневавилонской двенадцатерич-ной системы счисления. Со временем были выработаны более крупные единицы измерения времени - десяти-, двадцатидневки и т. д. За единицу измерения времени был положен промежуток между двумя одинаковыми фазами Луны. Так как легче всего было заметить после безлунных ночей появление узкого лунного серпа, то этот момент был принят за начало нового месяца. Считалось, что в конце этого времени происходило сближение Солнца и Луны. Срок от новолуния до новолуния получил название синодического месяца (от греческого слова синодос - «сближение»). Этот месяц был равен примерно 29,5 суток.

Дальнейшее развитие земледелия и скотоводства вызвало потребность в учете времени по сезонам, определяемым летним и зимним солнцестоянием, весенним и осенним равноденствием. Регулярная смена времен года позволила уже древним астрономам установить связь сезонов с движением Солнца по звездному небу, а фактически - с движением Земли вокруг

Солнца. Так возникла еще одна единица измерения времени - год, соответствующая полному обороту земли вокруг Солнца. Продолжительность астрономического года определялась в 365 * суток.

Данные природой единицы исчисления времени - сутки, месяц и год - легли в основу древнейших календарей. Наиболее распространенные из них - лунная, где сутки согласуются с месяцем, лунно-солнечная, в которой сутки и месяц согласуются с годом, и солнечная, когда согласуются год и сутки.

Лунные календари, возникли в древнем Вавилоне в середине III тысячелетия до н. э. Ими же пользовались различные народы. По лунному календарю каждый месяц начинаясь с новолунья, длился попеременно 29 и 30 суток. 12 месяцев составляли лунный год, который равнялся 354 суткам. Поскольку фактически сутки несколько больше календарных, то синодический месяц тоже был больше календарного (на 44 минуты 2,9 секунды). Это делало необходимым через какое-то количество лет вставлять в календарный год один дополнительный день. Так как год по лунному календарю длился 354 (иногда 355) дня, то начало его опережало год солнечного календаря каждый раз на 11 суток. Делать прогнозы проведения сельскохозяйственных работ по такому календарю было практически невозможно. Следовательно, лунный календарь оказался неудобным для народов, переходивших к земледелию, и нельзя считать случайным тот факт, что постепенно они перешли на лунно-солнечный календарь. И только у мусульманских народов (по религиозным соображениям) лунный календарь сохранился вплоть до настоящего времени.

Стремление согласовать смену фаз луны с годичным движением Солнца выразилось в появлении лунно-солнечных календарей, в которых с этой целью периодически вставлялся дополнительный месяц. Впервые такой календарь был создан в Китае за три тысячи лет до нашей эры, затем, независимо от него, был введен в Вавилоне в XVIII в. до н. э. по приказу царя Хамму-рапи. Спустя тысячелетие он распространился в Ассирии, затем в других странах. В настоящее время лунно-солнечный календарь применяется только для расчета еврейских религиозных праздников.

Еще до возникновения лунного календаря, примерно за четыре тысячи лет до нашей эры, в древнем Египте возник сол-

нечный календарь. Он оказался наиболее удобным из всех календарей и постепенно распространился в большинстве стран мира. В Египте год состоял из 365 солнечных суток.

Уже в древнем Египте год стали делить на 12 равных месяцев, по 30 дней. Это составляло 360 дней. Чтобы уравнять такой год с астрономическим, через некоторое время к последнему месяцу стали добавлять еще по 5 дней, посвященных египетским богам.

Солнечный календарь распространился и на Кавказ, в том числе и в Дагестан. В дагестанских горах несколько десятилетий тому назад на скале обнаружен рисунок солнечного календаря, возраст которого составляет более 5 тыс. лет. Это наглядное подтверждение того, что в Дагестане уже тогда был в обиходе солнечный календарь [3].

Условия социально-экономической жизни дагестанских горцев вызвали появление у них, как и у остальных народов, своей системы исчисления времени и деление его на определенные промежутки, отрезки.

В древности в Дагестане в основном пользовались фенологическим календарем, который был непосредственно связан с трудовой деятельностью человека. Различные отрезки годового времени горцы характеризовали в соответствии с природными и климатическими явлениями.

Семидневная неделя, которая возникла в древнем Вавилоне, была заимствована жителями Кавказа, в том числе и Дагестана. Древние же вавилоняне семидневку установили в соответствии с лунными циклами.

Кроме того, они замечали, что в небе блуждают семь светил, которые позже были названы планетами. Это Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Так возникла и семидневная неделя. Местные названия дней семидневной недели не сохранились, но имеются их арабские названия: этни - понедельник, талат -вторник, гьербе - среда, хамис - четверг, джумя - пятница, киш - суббота. Ежегодно лунный год отставал от солнечного на 11 суток. Поэтому все события мусульманской религии наступали на 11 суток раньше, чем в прошлый год. Лунно-солнечным календарем руководствовались земледельцы и скотоводы. Эта система была перенята в древности арабами. Благодаря принятию ислама в Дагестан попал и лунный календарь.

Народы Дагестана исходили из того, что всегда солнце всходит с восточной стороны, заходит - с западной. Измерять время, т. е. промежутки времени, оказалось возможным, сопоставляя их с другими явлениями, которые повторялись периодически. Так, наблюдения за сменой дня и ночи дали горцам, как и другим народам, естественную единицу времени - сутки, наблюдения за сменой фаз луны, продолжительность месяцев; смену времен года, связанную с резким изменением природных условий и их периодическое повторение - тропический год. Народам Дагестана были знакомы и имели свои национальные названия такие элементы сферической астрономии, связанные с солнцем, как «зенит», «закат», «восход» и др., с луной - «новолуние», «полнолуние» и др.

Сама идея деления года на промежутки времени, различные по климатическим условиям, для народов Дагестана весьма древняя. Главным в установлении границ между отдельными промежутками для горцев было определение времени года, их начала и конца, их продолжительности.

У народов Дагестана функционировали лунный, лунно-солнечный и солнечный календари.

Как и остальным народам, горцам Дагестана были знакомы смены фаз луны. Год лунного календаря состоял из 354 дней: из 6 месяцев по 30 дней в каждом и 6 - по 29 дней.

На протяжении длительного периода истории преобладающим у дагестанских горцев был солнечный календарь, в основе которого лежала продолжительность года в 365,5 суток. Началом года считалось 22 марта. Этим календарем руководствовались дагестанские народы в своей хозяйственно- практической деятельности. В календарях народов древних стран Передней Азии, в частности, Египта, Вавилонии, Ассирии и др. отражалась хозяйственная направленность названий месяцев. Календари этих стран являлись основой народного календаря дагестанских и многих закавказских и северокавказских народов.

Год народов Дагестана, основанный на солнечном календаре, делился на четыре отрезка времени: весна, лето, осень, зима. Весна начиналась 22 марта со дня весеннего

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016

равноденствия и продолжалась до дня летнего солнцестояния, т. е. по 21 июня. 22 марта - начало календарного и сельскохозяйственного года. Эту дату горцы отмечали особенно торжественно. По народному календарю лето длилось со дня летнего солнцестояния (22 июня) до дня осеннего равноденствия (21 сентября). Это - период уборки урожая и сенокоса, вспашки полей. Осень начиналась со дня осеннего равноденствия, т.е., 22 сентября и продолжалась по 21 декабря, до дня зимнего солнцестояния. В этот период горцы завершали сев озимых, молотьбу хлебов, сбор урожая фруктов, заготавливали фрукты. Зима продолжалась с 22 декабря, со дня зимнего солнцестояния, до 22 марта, дня весеннего равноденствия. Это время, когда горцы занимались работами по дому. Ответственным был этот период для скотоводов, а также шла подготовка сельхозинвентаря к весенним полевым работам, горцы выносили удобрения на поля, готовили посевное зерно. Каждое время года состояло из трех месяцев. За отдельными месяцами закреплялись названия земледельческих и скотоводческих работ. Так, апрель у земледельцев - месяц пахоты, а у скотоводов -месяц выгона скота в поле; май - месяц цветов и месяц перегона скота и т. д.

Это свидетельствует о том, что вся производственная жизнь людей вытекала из сезонной смены времен года. Хозяйственная направленность названий месяцев характерна и древним календарям Двуречья, ставшим в последующем образцами для поздних календарей и других народов [2], они также целиком были связаны с особенностями быта древних жителей Месопотамии.

Традиция деления года на 12 месяцев сложилась в Древнем Египте, хотя наблюдения делались и в Шумере, Аккаде, Вавилонии. Как считают исследователи, деление произошло в эпоху неолита. Традиция делить год на 12 месяцев была заимствована жителями Месопотамии, Закавказья и других регионов.

Дагестанские народы, как и остальные, подвергались культурному влиянию более цивилизационных народов. Народный календарь дагестанских горцев, существо1. Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975.

вавший в древности, был заменен мусульманским. Развитая форма лунного календаря горцам Дагестана была привнесена мусульманской религией, использовалась ими для определения дат мусульманских религиозных праздников, совершения паломничества и т. д. Мусульмане-горцы и по сей день используют арабские названия месяцев: мухаррам, сафар, раби ал-аввал, раби ас-сани, джумада ал-уля, джумада ал-ахира, раджаб, шабан, рамазан, шаввал, зу-л-када, зу-л-хиджа. Что касается местных, народных названий месяцев календарного года, то они постепенно терялись и сейчас остались лишь в обиходе отдельных лиц пожилого возраста.

К народам Дагестана проникли нынешние названия месяцев вместе с юлианским календарем, особенно после присоединения к России и стали употребительными наравне с укоренившимися арабскими, проникшими сюда ранее, названиями месяцев.

Как видно из изложенного материала, календарный солнечный год горцев был распределен на периоды и подогнан к различным видам сельскохозяйственных работ. Виды работ и названия периодов свидетельствуют о преобладании земледельческой терминологии, о древности и ведущей роли земледельческого хозяйства населения Дагестана.

Возникновение народного календаря -это результат трудовой деятельности народа, развития его духовной культуры и представлений об окружающем мире. Календарь возник на ранних этапах развития человеческого общества как «свод указаний для практической деятельности человека, свод построений на основании длительного опыта» [7].

Общность исторических судеб, регулярные взаимосвязи и взаимовлияния породили однотипные календари дагестанских горцев еще с древнейших времен. Одинаковое социально-экономическое и политическое развитие порождало и одинаковое видение мира, а также мироощущение, мировоззрение, которое отчетливо отразилось в сельскохозяйственных календарях народов Дагестана.

2. Дьяконов И. М. Основы хронологии Вавилонии и Ассирии // Бикерман Э. Хронология

Литература

древнего мира. Ближний Восток и античность. М. 1975. 307 с.

3. Исрапилов М. И. Солнечные календари Кегерского нагорья. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991. 210 с.
4. Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Сборник статей. Махачкала, 1987. 315 с.
5. Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967. 160 с.
1. Bikerman E. Khronologiya drevnego mira. Blizhniy Vostok i antichnost& [Chronology of the ancient world. Middle East and Antiquity]. Moscow, 1975. (In Russian)
2. Dyakonov I. M. Osnovy khronologii Vavilonii i Assirii [Bases of chronology of Babylonia and Assyria] // Bikerman E. Chronology of the ancient world. Middle East and Antiquity. Moscow, 1975. 307 p. (In Russian)
3. Israpilov M. I. Solnechnye kalendari Keger-skogo nagor&ya [Solar calendars of Keger Upland]. Makhachkala, Dagknigoizdat Publ., 1991. 210 p. (In Russian)
4. Kalendar& i kalendarnye obryady narodov Dagestana [Calendar and calendar ceremonies of

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гасанов Магомед Раджабович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), г. Махачкала, Россия; e-mail: elmi-ra.magomedova.73@ mail.ru

Принята в печать 08.07.2016 г.

6. Пронштейн А. П, Кияшко В. Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1973. 248 с.
7. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX веков. М., 1957. 218 с.
8. Чурсин Г. Ф. Праздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана. Тифлис. 1927. 148 с.

the people of Dagestan]. Collected articles. Makhachkala, 1987. 315 p. (In Russian)

5. Kamentseva E. I. Khronologiya [Chronology]. Moscow, 1967. 160 p. (In Russian)
6. Pronstein A. P, Kiyashko V. Ya. Vspomo-gatel&nye istoricheskie distsipliny [Auxiliary historical disciplines]. Moscow, 1973. 248 p. (In Russian)
7. Chicherov V. I. Zimniy period russkogo narodnogo zemledel&cheskogo kalendarya XVI-XIX vekov [Winter period of the Russian national agricultural calendar of the 16-19th centuries]. Moscow, 1957. 218 p. (In Russian)
8. Chursin G. F. Prazdnik «vykhoda pluga» u gorskikh narodov Dagestana [A holiday of "a plow exit" of the Dagestan mountaineers]. Tiflis, 1927. 148 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Magomed R. Gasanov, Doctor of History, professor, the head of the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: elmira. magome-dova.73@mail.ru

Received 08.07.2016.

References

ДАГЕСТАН cЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ КАВКАЗ ЕГИПЕТ АССИРИЯ ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ ЛУННЫЙ И СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРИ ЗАКАВКАЗЬЕ ДАГЕСТАНСКИЕ ГОРЦЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты