Спросить
Войти

Исторический опыт России конца XIX – начала XX веков в развитии современного сельского хозяйства в условиях мирового финансового кризиса

Автор: указан в статье

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

© Алешин П.Н.1

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак

В данной статье отражены проблемы агротехнического развития России конца XIX - начала XX вв., определяется государственная политика этой сферы, исследуется ее взаимодействие с земствами, актуализируется полученный исторический опыт.

На сегодняшний день мир переживает глобальный экономический кризис. Пути выхода из него ищутся фактически всеми странами, так или иначе интегрированными в мировую экономику. Не стала исключением и Российская Федерация, где, примерно, в октябре-ноябре 2008 года начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест. Кризис стал сказываться на реальном секторе экономики. Финансовый кризис начал оказывать негативное влияние и на функционирование агропромышленного комплекса России. По словам экс-министра сельского хозяйства страны - Алексея Гордеева, ряд банков России, включая Сбербанк, стали повышать ставки и залог. Россельхозбанк, являющийся одним из основных кредиторов агропромышленного комплекса, продолжает кредитовать отрасль в прежнем режиме. По данным Гордеева, на этот банк приходится 60 процентов кредитов, но этих средств недостаточно. Сельскохозяйственный сектор также столкнулся с неплатежами и увеличением отсрочки платежей до 60 и 90 дней. Больше всего негативному влиянию финансового кризиса подвержены производители молока, мяса, зерна и продуктов его переработки. Со слов Гордеева, также, в России строится и реконструируется около трех тысяч животноводческих объектов [2]. Сейчас начинает ощущаться нехватка средств, необходимых для их успешного завершения. В данном случае стране может помочь исторический опыт земских органов самоуправления, столкнувшихся с похожей ситуацией в конце XIX - начале XX вв.

В начале 90-х гг. XIX века перед Россией также стояла задача ускоренного развития сельского хозяйства. На решительные действия страну подтолкнул голод 1891 г. [10, с. 368]. Стало ясно, что требовались как социально-политические меры, в частности изменение аграрных отноше-

1 Аспирант

ний и правового положения крестьян, так и агротехнические, предполагавшие значительные капиталовложения.

В сентябре 1892 г. министром финансов стал С.Ю. Витте, который считал вполне совместимыми политику ускоренного промышленного развития и предоставление сельскому хозяйству дешевого кредита. В то же время, дать полноценный ход реформам мешали разногласия в правящих кругах по вопросу об общем направлении экономического развития страны, в частности дворянства, которое доказывало, что «разорение дворянского землевладения есть, прежде всего, политическое несчастие России». Параллельно со спором Витте и поместного дворянства о неизбежности и правомерности капиталистической эволюции экономики России развертывался спор Министерства финансов и созданного в 1894 г. Министерства земледелия и государственных имуществ о формах и масштабах государственного воздействия на сельское хозяйство. Итогом стало принятие в 1895 г. под впечатлением голода 1891 г. и падения хлебных цен в 18931895 гг. закона об учреждениях мелкого кредита [4, с. 3]. Нормативный акт создал своеобразное кредитное товарищество, получавшее от Государственного банка ссуду на создание основного капитала и не требовавшее от участников паевого взноса. Эта форма в дальнейшем получила широкое развитие. Но в 90-е гг. распространению кредитных товариществ препятствовали правовые ограничения крестьян, ограниченность средств, отпускаемых Государственным банком, что впоследствии свело преобразования на нет. Сказывалась также и чисто практическая сторона проблемы: недостаточность исследований, связанных с мелиорацией, отсутствие необходимого числа специалистов, опытных станций и агрономов, консультирующих крестьян в агротехнических вопросах.

В начале XX века одним из главных вопросов экономики сельского хозяйства оставался вопрос о мелком кредите. В своих предложениях в этой области, Витте преследовал две цели: продемонстрировать непосредственную связь мелкого кредита с правовым и имущественным положением крестьянства и необходимость пересмотра крестьянского законодательства. В то же время сравнительно низкая доходность сельского хозяйства и дробность крестьянского землепользования затрудняли приток в земледелие частных капиталов, делая необходимыми государственные гарантии. Указ от 9 ноября 1906 г. выдвинул на первый план перераспределение крестьянского надельного фонда путем наступления на общину и создания класса мелких земельных собственников [3, с. 43]. Часть расходов по налаживанию агрономической помощи крестьянам на себя взяло земство - около 56,3 млн. руб. за 1909-1913 гг. За 1907-1915 гг. из бюджета ведомства крестьянам в губерниях Европейской России было выдано ссуд всего на 32,9 млн. руб. и безвозвратных пособий на 1,3 млн. Из фонда земельных улучшений Главного управления землеустройства и земледелия (с 1905 г. так стало называться бывшее Министерство земледелия и

государственных имуществ) с 1897 по 1913 г. крестьянскими обществами было получено 1,7 млн. руб. и какая-то часть из 3,6 млн. руб., выданных земствам как посредникам [3, с. 44].

Параллельно нашлось решение вопросов об оказании агрономической помощи населению. «Положением о земских учреждениях» от 12 июня 1890 года на земства была возложена забота о «воспособлении местному земледелию» [5, с. 61]. В качестве способов помощи предусматривалось открытие низших сельскохозяйственных школ, организация сельскохозяйственных складов, открытие земских товарных складов, которые были освобождены от торговых пошлин [7, с. 249]. В итоге, к 1 января 1898 г. в Российской Империи данных школ было 36 (к 1 января 1899 г. - 41), из них 5 устроены казной, 16 земствами, 4 разными обществами и 11 частными лицами [8, с. 4]. С 1909 по 1914 г. расходы на содержание сельскохозяйственных заведений возросли в 2,58 раза, в том числе за счет государственной казны - с 1929,5 до 6835,9 тыс. руб., или в 3,5 раза [9 с. 112]. Число учебных заведений Департамента Земледелия за период 1895-1913 гг. увеличивается с 82 до 360, число учащихся - с 4 до 18 тыс. человек. Число сельскохозяйственных чтений и курсов возросло с 11 в 1901 г. (1232 слушателей) до 868 в 1912 г. (57900 слушателей). К 1916 в ведении земств и на их содержании числилось 668 учебно-показательных мастерских и 24 показательных завода (отрасли кустарной промышленности и местные промыслы) [9, с. 4]. Также, при посредничестве земств и агрономических организаций, повсеместно проводились выставки, для повышения уровня знаний.

К началу XX века итог проведенных преобразований был следующим: в России существовали 105 низших сельскохозяйственных школ 1 и 2 разряда с 4-х летним и 2-х летним курсами, а также низшие лесные школы (в 1896 г. - 23) для подготовки помощников лесничих. Среднее сельскохозяйственное образование получали в училищах, таких училищ к началу 1898 г. было около 11 единиц [9, с. 6]. В то же время, стало ясно, что охватить широкие массы крестьян школьным сельскохозяйственным образованием было невозможно, векового крестьянского опыта уже недостаточно. Поэтому правительство, параллельно с земством, занялось внесением агрономической культуры в массы, посредством расширения сельскохозяйственного образования. Крестьянскому хозяйству была необходима прямая помощь человека, вооруженного знаниями. Такой человек -агроном, должен быть как можно ближе к населению, обслуживать не больше 2-3 волостей. Осуществление агрономической помощи крестьянскому населению стало проходить непосредственно под наблюдением губернского земского агронома. Реализация последнего принципа сиюминутно столкнулась с трудностями: недостаток агрономических кадров, нехватка средств у земств, отсутствие у земства низшего (волостного)

звена. Все же постепенно было найдено решение в виде сети участковых агрономов, опирающихся на сельскохозяйственные общества и кооперативы, а с начала XX века вводятся должности правительственных уполномоченных и инструкторов по сельскохозяйственной части. Они находились при губернских земствах и их функции были скорее административно информационные.

Главное внимание непосредственно земства было обращено на снабжение населения улучшенными семенами и сельскохозяйственными машинами и орудиями. На первом же году работы этой организации земскими агрономическими складами было отпущено товаров на сумму 220 тыс. рублей [1, с. 20]. В деле агрономической помощи крестьянам земства и правительство объединились следующим образом: правительство выделяло на развитие агрономической помощи столько средств, сколько выделяло конкретное земство. Это вызвало бурный рост земских ассигнований. С 1910 по 1913 г. земские сметы на поднятие экономического благосостояния выросли почти наполовину.

В начале 1910-х годов общественно-агрономическая картина Российской Империи представляла собой следующую структуру: в самом низу были многочисленные участковые агрономы, тесно сотрудничавшие с кооперативами, с крестьянскими сельскохозяйственными обществами, с общинами и земскими сельскохозяйственными школами. Помощь участковым агрономам оказывали агрономические старосты, помощники агрономов, заведующие сельскохозяйственными складами. На уровне уезда имелся уездный агроном, который координировал действия участковых агрономов, составлял сметы, отчеты, заведовал мероприятиями уездного масштаба (курсами, опытными полями, выставками и прочим), представлял уездную агрономическую организацию на губернском уровне. Губернская агрономическая организация (агрономическое совещание) состояла из представителей уездов. Она разрабатывала мероприятия губернского уровня, осуществляла посреднические функции в снабжении населения машинами, орудиями, семенами через сеть складов, распределяла местные и правительственные средства, выделявшиеся на агрономическую помощь.

Таким образом, государство, положительно взаимодействуя с земствами, фактически решило вопрос выхода сельского хозяйства из кризисного состояния - это подтверждается, к примеру, тем, что Россия стала производить зерна больше, чем основные ее конкуренты - США, Канада и Аргентина - вместе взятые. Стоит учитывать, что все эти годы были достаточно урожайные, а в 1909 и 1913 гг. вообще выдались рекордные урожаи, но столь разительные перемены положения дел в сельском хозяйстве все же напрямую связаны с проведенными реформами. В то же время половинчатость реформ - в частности сохранение правовых ограничений крестьян, огромная бюрократическая машина Российской империи, и все

же слабое финансирование в масштабах такой огромной страны притормаживало запущенные преобразования.

Исследование позволяет определить следующие выводы:

1. Государственной власти, несмотря на экономический кризис, не только не следует снижать финансирование данной области, а стоит его увеличить, что позволит создать новые рабочие места, и будет способствовать развитию АПК.
2. Учитывая, что малые формы хозяйствования агропромышленного комплекса производят около 60 % объема всей сельхозпродукции, а также имеют ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях, следует разработать программу развития сельских территорий в решении социальных проблем на селе и развития инфраструктуры, что сделает фермерство более привлекательным.
3. Внедрение органов местного самоуправления, вроде земств, позволило бы прислушаться к проблемам определенного региона: распределить средства по необходимости в ту или иную сферу, способствовать развитию агрономической помощи, консультированию населения в вопросах сельского хозяйства.
4. Согласно исследованиям статистических данных, наибольший процент открытия низших сельскохозяйственных школ приходится именно на земства. Специфика сельскохозяйственного производства придавала различные направления деятельности агрономов: к примеру, в одних регионах упор делался на введении травопольных севооборотов, в других - на введении рядового посева, а объекты агрономической помощи различались в зависимости от губернии, что немаловажно в развитии современного агротехнического комплекса.
5. На сегодня, в отличие от рассматриваемого исторического отрезка, большим плюсом для развития сети агрономического консультирования и начального агротехнического образования является то, что в районных управлениях сельского хозяйства и на сельскохозяйственных предприятиях уже имеются хорошо подготовленные опытные агрономические кадры.
6. В условиях экономического кризиса сельское хозяйство является наиболее привлекательной отраслью, поскольку спрос на ее продукцию поддерживается на достаточно высоком уровне. Оно напрямую получает субсидии из федерального бюджета России, также имеется льготная система налогообложения, создан механизм лизинга сельскохозяйственной техники, проводятся зерновые интервенции для регулирования цен. И если новому министру сельского хозяйства Елене Скрынник удастся решить спорные

вопросы, то этот аспект совершенствования государственной политики в аграрной области окончательно разрешит существующий в нашей стране финансовый кризис.

Список литературы:

1. Герасимов В.Ф. Очерк деятельности Уфимского губернского земства (К 50-летию введения земских учреждений). - Уфа : 1914. - 40 с.
2. Гордеев А. В. Финансовый кризис затронул сельское хозяйство России / А.В. Гордеев // Лента. Ру [Электронный ресурс]. - Лента новостей. -2008. - 10 сент. - Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2008/10/09/ gordeev.
3. Дякин В.С. Деньги для сельского хозяйства. Выбор пути экономического развития России 1892-1914 гг. // История СССР. - 1991. - № 3.
4. Корелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX - начале XX в. / А.П. Корелин / Под ред. В.И. Бовыкина (отв. ред.); Академия Наук СССР. Институт истории СССР. - М. : Наука, 1988. - 262 с.
5. Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт / под ред. А.Я. Сливы / Сборник документов (1861-1917 гг). - М. : МОНФ, 1998. - 300 с.
6. Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная политика и наука России (XVШ-XX вв.). - М. : Энциклопедия российских деревень, 1995. - 574 с.
7. Овчинцева Л. А. Общественная агрономия: вчера и сегодня // Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. - М., 1998. -302 с.
8. Положение о сельскохозяйственном образовании и его применение / Сост. И.И. Мещерский. 2 изд. - СПб., 1911 - 170 с.
9. Сельскохозяйственный промысел в России. - Петроград : Издание Департамента Земледелия. - 1914. - 254 с.
10. Хоскинг Дж. Россия и русские : в 2 кн. [пер. с англ.] / Джеффри Хоскинг. - М. : Транзиткнига, 2003. - 2 кн. Кн. 1. - 494 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты