Спросить
Войти

Великая греческая колонизация: экономические и политические мотивы (на примере ранней колонизационной деятельности Афин)

Автор: указан в статье

И.Б. Суриков

ВЕЛИКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ (на примере ранней колонизационной деятельности Афин)*

При интерпретации причин такого сложного, комплексного явления, каким была Великая греческая колонизация УШ-У1 вв. до н.э.1, более всего неуместен редукционизм. Думается, все согласятся (по крайней мере, в теории) со следующими базовыми тезисами: в ходе «кристаллизации» феномена и далее по мере его эволюции действовал ряд факторов самого различного характера и, что немаловажно, различной направленности; в разных регионах греческого мира эти факторы находились в неодинаковом соотношении, что придавало общей картине дополнительную пестроту; кроме того, причины колонизационного движения как такового и причины колонизационной активности того или иного конкретного полиса - не одно и то же, эти аспекты необходимо отделять друг от друга.

На практике, однако, обнаруживаем, что понимание феномена порой обеспечивается за счет разного рода упрощающих схем. К числу таковых, в частности, следует отнести чрезвычайно популярную тенденцию обозначать какую-либо исследуемую апойкию как «аграрное» или «торговое» поселение2. В каких-то случаях подобный подход,

Работа выполнена при поддержке РГНФ (исследовательский проект 08-01-00080а).

1 Великая греческая колонизация неоднократно и углубленно изучалась в мировой историографии; можно сказать, что это одна из приоритетных тем современного антиковедения. Укажем ряд классических исследований по данной проблематике: Bérard J. La colonisation grecque de l&Italie méridionale et de la Sicile dans l&Antiqité: l&histoire et la légende. P., 1957; Graham A. J. Colony and Mother City in Ancient Greece. Manchester, 1964; BoardmanJ. The Greeks Overseas: Their Early Colonies and Trade. 4th ed. L., 1999 (из многочисленных изданий этой знаменитой книги, впервые вышедшей в 1964 г., указываем последнее по времени, с каким нам доводилось работать). Отметим также недавнюю монографию: Miller Th. Die griechische Kolonisation im Spiegel literarischer Zeugnisse. Tübingen, 1997 (ее примечательной чертой является то, что автор, в отличие, например, от Дж. Бордмана, уделяет основное внимание не археологическим памятникам, а данным нарративной традиции).
2 См., например: Wilson J.-P. The Nature of Greek Overseas Settlements in the Archaic Period: Emporion or Apoikia / / The Development of the Polis in Archaic Greece. L.; N.Y., 1997. P. 199-207.

возможно, и оказывается корректным, но чаще он способен только внести путаницу. Как будто в так называемых «торговых» колониях не практиковалось сельское хозяйство - основа экономики любого полиса3, - а жители «аграрных» колоний, в свою очередь, не занимались торговлей! Повторим и подчеркнем: только постоянный учет многофакторности и даже многовекторности рассматриваемого процесса может помочь верной, а не превратной реконструкции.

О каких же факторах идет речь? Традиционно акцент делается прежде всего на факторах экономического порядка, которые сами по себе представляют довольно сложный, запутанный комплекс; некоторые элементы этого комплекса даже не всегда осознаются как экономические. Мы бы попытались провести дальнейшую градацию и разделить данную группу факторов на экономико-демографические и экономико-коммерческие.

К первой подгруппе относится пресловутая стенохория, недостаточность территориальных ресурсов хоры многих полисов для элементарного жизнеобеспечения быстро прираставшего в течение архаической эпохи населения4. С этим всё более или менее ясно; ситуация не порождает существенных сложностей. Стенохория как один из «корней» колонизации - факт, подмеченный уже античными авторами, нашедший хорошее отражение в источниках.

Говоря же об экономико-коммерческих факторах, то есть о таких, которые связаны с интересами торговли, уже необходима дальнейшая нюансировка. Торговля в древнегреческих полисах была ориентирована преимущественно на импорт, а не на экспорт5; главной проблемой являлась не проблема сбыта произведенных жителями полиса товаров с целью получения денег, а проблема получения тех товаров или сырья, которые отсутствовали в полисе. Данный момент тесно связан с экономическим идеалом автаркии, в высшей степени свойственным греческому миру. На практике полная автаркия была недостижима практически ни в одном государстве Эллады, особенно учитывая их

3 Исходим из того, что типичная колония (о клерухиях пока речь не идет) возникала сразу как полис. Аргументацию этого положения (на материале апойкий в регионе Боспора Киммерийского) см.: Кузнецов В.Д. Полис на Бое-поре (эпоха архаики) //ДБ. 2001. Вып. 4. С. 237-253.
4 Демографический взрыв в архаической Греции (на него впервые было обращено должное внимание в работе: Snodgrass A. Archaic Greece: The Age of Experiment. L., 1980) отнюдь не является историографическим мифом, хотя и были попытки отрицать это. Допустим, масштабы «взрыва» были первоначально чрезмерно завышены Снодграссом (наиболее подробный разбор проблемы см. в монографии: Morris I. Burial and Ancient Society: The Rise of the Greek City-State. Cambr., 1987). Но все равно нельзя закрывать глаза на сам факт резкого роста населения - если не в 7 раз за 60 лет, как считалось ранее, то, во всяком случае, примерно в 3 раза по самым минималистским оценкам (Tandy D.W. Warriors into Traders: The Power of the Market in Early Greece. Berkeley, 1997. P. 19 ff.), что тоже очень много.
5 Austin М.М., Vidal-Naquet P. Economic and Social History of Ancient Greece: An Introduction. Berkeley, 1977. P. 113 ff.

малые размеры и скудость природных ресурсов. Чтобы быть автар-кичным, полису неизбежно приходилось восполнять имевшиеся недостатки в том или ином продукте; для этого-то и вступали в торговые отношения с соседями либо более отдаленными партнерами. Присутствовал еще и такой компонент (пока не оцененный по достоинству в науке об античности), как престижная экономика; но на этом сюжете мы не можем здесь останавливаться, поскольку это увело бы нас слишком далеко в сторону, он настоятельно требует специального рассмотрения.

В связи с колонизацией из сказанного вытекает, что если колония основывалась при решающем действии экономико-коммерческих факторов, то под этим следует понимать не поиск рынков сбыта (таковые могли возникать, но как вторичное, производное явление), а поиск сырьевых баз, которые в потенциале могли бы работать на снабжение метрополии6, а также стремление утвердиться на торговых путях - с той же целью получать необходимое сырье и/или товары.

От экономических переходим теперь к факторам политического характера. Этим последним в исследовательской литературе далеко не всегда уделяют должное внимание (более того, случается, что их просто игнорируют); однако они, как нам уже неоднократно приходилось писать7, тоже играли далеко не последнюю роль. Необходимо дальнейшее подразделение и этой группы факторов - на внутриполитические и внешнеполитические. Вначале - несколько слов о первых.

Одной из самых рельефных и неотъемлемых реалий внутренней жизни архаических (формирующихся) греческих полисов был постоянный стасис - борьба за власть между различными аристократическими группировками8. Сплошь и рядом перипетии этой борьбы становились непосредственным поводом к выведению колонии. Для «проигравших» зачастую просто не оставалось иного выхода, кроме как покинуть родной полис, иначе их судьба была плачевной: политическая борьба архаической эпохи отличалась крайней жестокостью и

6 Первая греческая колония на западе (Питекуссы) была основана с целью добычи металлов. См.: Osborne R. Greece in the Making, 1200-479 B.C. L.; N.Y., 1996. P. 114.
7 Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 152-153; он же. Черноморское эхо катастрофы в Сардах (Персидское завоевание державы Мермнадов и колонизационная политика Гераклеи Понтийской) // Античная цивилизация и варвары. М., 2006. С. 47-72; онже. Остракизм в Афинах. М., 2006. С. 219.
8 Hansen М.Н. The Hellenic Polis //A Comparative Study of Thirty City-state Cultures. Copenhagen, 2000. P. 173. Под этим углом зрения архаическая и классическая греческая история рассмотрена в работах: Lirctott A. Violence, Civil Strife and Revolution in the Classical City, 750-330 B.C. Baltimore, 1982; Gehrke H.-J. Stasis: Untersuchungen zu den inneren Kriegen in den griechischen Staaten des 5. und 4. Jahrhunderts v. Chr. München, 1985.

беспощадностью9, ее исходом могло стать даже полное, поголовное истребление побежденных победителями10.

В любом случае, группировка, не сумевшая добиться успеха «у себя дома», всегда имела хорошую возможность - уйти в апойкию и там утверждать свою власть уже беспрепятственно. Лидер такой группировки становился основателем и руководителем нового поселения -ойкистом (ктистом); таким образом он достигал на новом месте того высокого положения, в котором ему было отказано на родине. В роли ойкистов выступали, практически без исключений, знатные аристократы, выходцы из древних родов. После смерти ойкист, как правило, героизировался, то есть причислялся к существам сверхчеловеческого порядка; его могила, находившаяся обычно на агоре, становилась объектом религиозного почитания11.

Безусловно, односторонний акцент на вышеописанном политическом факторе колонизации тоже был бы неоправданным, как и любая крайность. Для того, чтобы колонизационное мероприятие осуществилось, была необходима либо совокупность не только политических, но и экономических предпосылок (группировка политиков-аристократов могла, естественно, основать жизнеспособную колонию только в том случае, если ее сопровождала достаточно значительная в количественном отношении группа рядовых граждан, по той или иной причине заинтересованных в переселении), либо ситуация должна была быть крайне острой, просто не оставлявшей для какой-то части населения реальной возможности остаться на родине (например, если в ходе стасиса одна группировка полностью побеждала и поголовно изгоняла другую, что случалось все-таки далеко не всегда). Сделанная здесь оговорка была необходима, но в целом следует отметить, что в историографии скорее наблюдается не переоценка, а, напротив, недооценка политического фактора, так что к выявлению его истинной (по нашему мнению, весьма значительной) роли еще предстоит идти.

В связи со сказанным, наверное, не лишним будет напомнить, что не нужно видеть в каждой колонизационной акции обязательно централизованное, организованное полисными властями мероприятие. Нередко следует вести речь о частной инициативе кого-либо из аристократических лидеров12, который рекрутировал будущих апойков,

9 Ср.: Forsdyke S. Exile, Ostracism, and the Athenian Democracy / / ClAnt. 2000. Vol. 19. No.2. P. 232 ff.
10 В политическом дискурсе архаической эпохи доминировали эпические парадигмы. В связи с этим напомним известный эпизод из «Одиссеи»: подробно описываемое жестокое истребление Одиссеем аристократов, сватавшихся в его отсутствие к Пенелопе.
11 Morris I. Ор. cit. Р. 68; Суриков И.Е. Status versus charisma: сакрализация правителя в Греции и греческом мире I тыс. до н.э. // Сакрализация власти в истории цивилизаций. М., 2005. Ч. 2-3. С. 11-12. Каких бы то ни было других граждан, кроме ойкиста, хоронить на агоре решительно запрещалось. В целом об ойкистах см.: Leschhorn W. «Gründer der Stadt»: Studien zu einem politisch-religiösen Phänomen der griechischen Geschichte. Stuttgart, 1984.

!2 Graham A.J. Op. cit. P. 33.

очевидно, из числа своих политических приверженцев и отправлялся с ними в колонизационную экспедицию. Как раз в истории ранней афинской колонизации, о которой подробнее будет говориться ниже, есть несколько случаев, которые должны быть однозначно трактованы именно в таком духе.

На внутриполитическую борьбу, приводившую к основанию колоний, часто оказывала решающее влияние внешнеполитическая ситуация (внешнеполитические и внутриполитические дела вообще постоянно переплетались в реальной действительности эпохи). В другой работе мы указали несколько примеров подобного рода, а один из них - колонизационную активность Гераклеи Понтийской в 540-х гг. до н.э. - рассмотрели подробно13. В этих случаях важнейшим политическим вопросом была выработка некоего modus vivendi по отношению к только что вышедшей на греческие рубежи Персидской державе; это вело к возникновению противостоявших друг другу «проперсид-ских» и «антиперсидских» группировок. Их борьба могла приводить к различному исходу. Одним из вариантов, и не столь уж редким, оказывался полный раскол гражданского коллектива, когда симпатизировавшие персам или нейтрально относившиеся к ним граждане оставались на месте, принимали тиранами персидских ставленников и переживали прочие перипетии персидской политики, а решительные противники подчинения Ахеменидам покидали родные места. Так складывались события в Теосе, Фокее, Византии, Калхедоне и др.

Внешнеполитические факторы колонизации могли действовать и независимо от внутренней междоусобной борьбы, в отсутствие последней. Так, ряд колоний, выведенных при тиранах, был основан не только и не столько в экономических (торговых и проч.) целях, а скорее из чисто политических амбиций - для улучшения геостратегического положения, в конце концов, ради укрепления мощи и престижа тирана и его города.

Упомянув о престиже, мы органично выходим на еще одну группу факторов колонизационного движения. Эти факторы, которые можно определить как ментально-идеологические, в исследовательской литературе находятся уже в полном небрежении, на них обычно просто не обращают внимания. Это, судя по всему, связано с общей и давней тенденцией преуменьшать значение всего, что связано со сферой сознания, менталитета, идей. А по нашему глубокому убеждению, идеи вполне могут править миром, особенно на переломных этапах истории, - а именно таковым была, несомненно, архаическая эпоха, в которую осуществлялась Великая колонизация.

Какие важнейшие факторы ментального порядка следует перечислить? В науке нашел широкое признание совершенно правомерный тезис об атональном характере древнегреческого социума. Причем в период архаики этот атональный дух был как раз особенно силен. Полисы - во всяком случае, те, которые развивались достаточно быстрыми темпами, - включились в интенсивное соревнование

13 Суриков И.Е. Черноморское эхо... С. 47-72.

друг с другом буквально на всех поприщах общественной жизни. Создается впечатление, что это была самая настоящая «борьба за первенство», стремление не отстать от других. Начинают в каких-либо полисах создаваться первые своды письменных законов - и тут же эстафету подхватывают другие города, тоже назначающие своих законодателей, а то и переманивающие их от соседей. Появляются такие вещи, как фаланга, чеканная монета и т.п., - и тут же начинают победное шествие по греческому миру, новые и новые полисы перенимают эти новшества. Даже тирания, подобно какой-то эпидемии или пожару, быстро переметывалась из одного эллинского государства в другое.

Та же состязательность не могла не действовать и в сфере колонизационной активности. Собственно, тут не нужно каких-то априорных домыслов: на материале источников это можно наблюдать невооруженным взглядом. «Пионерами» Великой греческой колонизации, стоявшими у ее истоков, были эвбейцы14. В эпоху ранней архаики города Эвбеи - рано погибший Лелант (Левканди)15, а затем унаследовавшие его достижения Эретрия и Халкида - находились во главе развития всего греческого мира, являлись первейшими греческими экономическими, политическими, культурными центрами, не имевшими себе равных. Эвбейцы в VIII в. до н.э. устремляются на запад, основывая колонии в Италии и на Сицилии. Но практически сразу же там появляются и коринфяне, и мегаряне, и ахейцы, и выходцы из ряда других государств Балканской Греции. Как нам представляется, не всегда и не во всем это соперничество можно трактовать как проявление чисто экономической конкуренции; здесь, помимо прочего, находил свое выражение и вышеупомянутый атональный дух.

Аналогичная картина - и на северо-восточном направлении, в зоне Черноморских проливов. Безусловно, здесь первенствовал в основании апойкий Милет16. Однако наряду с милетскими в регионе активно появлялись лесбосские, самосские, мегарские колонии. А как активно, едва ли не отталкивая друг друга, греческие полисы устремились в египетский Навкратис, где, впрочем, в связи с особыми ус14 Jeffery L.H. Archaic Greece: The City-States с. 700-500 B.C. L., 1978. P. 50, 63 f.

15 Идентификацию поселения в Левканди как древнего Леланта см.: Thomas С.G., Conarct С. Citadel to City-State: The Transformation of Greece, 1200-700 B.C. Bloomington, 1999. О необычайно раннем по греческим меркам развитии этого центра свидетельствует открытие в нем уникальной перипте-рально-апсидной постройки X в. до н.э., по своим размерам (45x10 м) совершенно беспрецедентной для этого времени. См.: Popham M., TouloupaE., Sackett L.H. The Hero of Lefkandi // Antiquity. 1982. Vol. 56. No. 218. P. 169-174; Mazarakis-Ainian A. Contribution à l&étude de l&architecture religieuse grecque des Âges obscures // AC. 1985. Vol. 54. P. 5-48.
16 CookJ.M. The Greeks in Ionia and the East. L., 1962. P. 50 ff.

ловиями, продиктованными фараонами, им приходилось не только соперничать, но и сотрудничать...17

Отметим еще один фактор ментального порядка. В VIII в. до н.э. -именно тогда, когда начиналась Великая колонизация, - происходят интересные изменения в греческой религиозно-культурной традиции. Резко обостряется интерес к легендам героического цикла, в связи с этим возрастает место эпоса в общественной жизни. Фигура эпического героя активно актуализуется, он становится примером для подражания. Всё, о чем мы сейчас говорим, - вещи, в общем-то, достаточно известные: феномен «героического ренессанса» архаической эпохи неоднократно рассматривался в историографии18. А нам хотелось бы в данной связи лишь отметить, что среди деяний и подвигов героев немаловажное место занимали дальние, полные приключений морские путешествия. Достаточно вспомнить о странствиях Одиссея, походе аргонавтов, да и о том, что сама Троянская война, как она описывалась в мифах, началась с экспедиции объединенного ахейского флота. Даже такой, казалось бы, сугубо «сухопутный» персонаж легендарной традиции, как Геракл, согласно ряду мифов, отправлялся в плавания (в страну амазонок, в Трою и др.). В этих условиях «уподобление героям»19 для греческого аристократа должно было включать в себя в качестве одного из важных элементов интерес к подобного же рода предприятиям.

Говоря о ментальных факторах колонизации, невозможно не упомянуть и о влиянии Дельфийского оракула20. Тут мы выходим на проблему сложную, многократно дискутировавшуюся и пока не получившую однозначного разрешения. Насколько можно судить, это связано, помимо прочего, с тем, что не всегда эта проблема «Дельфы и колонизация» рассматривается под правильным углом зрения, в корректном историческом контексте. Преимущественно роль оракула в колонизационном движении признается в лучшем случае служебной: государства, выступавшие инициаторами выведения колоний, обращались к дельфийским жрецам как к своего рода «экспертам», а те, обладая разветвленной «агентурой» и владея большим количеством релевантной информации, давали соответствующие рекомендации.

17 См.: BowdenH. The Greek Settlement and sanctuaries at Naukratis: Herodotus and Archaeology // More Studies in the Ancient Greek Polis. Stuttgart, 1996. P. 17-37.
18 SnodgrassA. Op. cit. P. 68 ff.; HurwitJ.M. The Art and Culture of Early Greece, 1100-480 B.C. Ithaca, 1985. P. 120; Polignac F. de. Cults, Territory and the Origins of the Greek City-state. Chicago, 1995. P. 128 ff.; Tandy D.W. Op. cit. P. 231; Грант M. Греческий мир в доклассическую эпоху. М., 1998. С. 61.
19 Об этом феномене см., в частности: Андреев Ю.В. Тираны и герои. Историческая стилизация в политической практике старшей тирании / / ВДИ. 1999. № 1. С. 3-7.
20 О Дельфийском оракуле и Великой греческой колонизации см.: Палъце-ваЛ.А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПб., 1999. С. 209-229; Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII-V вв. до н.э.). СПб., 2001. С. 129 сл.

Здесь, как нам представляется, имеет место модернизация мировоззрения людей ранней античности: не учитывается, что их сознание было еще всецело религиозным, чуждым какого-либо скептицизма в этой области21. Авторитет великих оракулов был безусловным. Не то чтобы хитроумные греки, уже приняв решение о проведении колонизационной акции, отправляли посольство в Дельфы лишь для получения подобающей религиозной санкции, то есть, в сущности, из чисто прагматических побуждений. Нет, случалось, что повеление, данное устами пифии, оказывалось для них самих неожиданным, - но при этом подлежало беспрекословному выполнению.

Хорошей иллюстрацией подобного положения дел может служить подробный, опирающийся на достоверную традицию рассказ Геродота (IV. 150 sqq.) об основании Кирены выходцами с острова Фера. Этот рассказ заслуживает того, чтобы его ключевые моменты были здесь процитированы: «...Когда царь ферейцев Гринн стал вопрошать оракул о различных делах, Пифия повелела основать город в Ливии... По возвращении на родину царь и его спутники пренебрегли изречением оракула: они не знали, где находится Ливия, и не решились наудачу отправить поселенцев. После этого бог семь лет не посылал дождя на Феру, и на острове засохли все деревья, кроме одного. Тогда ферейцы вопросили об этом оракул, и Пифия вновь повелела выслать колонию в Ливию... Ферейцы решили отправить туда по жребию от всех семи общин на острове по одному из двух братьев, а предводителем и царем избрали Батта. Затем они отправили на Платею (остров у берегов Ливии - И.С.) два 50-весельных корабля» (Геродот здесь и далее цитируется в пер. Г.А. Стратановского).

Нельзя не обратить внимания на некоторые характерные нюансы. Изначально жители Феры вовсе не намеревались основывать колонию, что и не удивительно: гражданский коллектив острова был очень невелик, ощущался скорее недостаток, чем избыток людей. Инициатором выведения колонистов в Африку выступил всецело Дельфийский оракул, который фактически принудил к этому ферейцев вопреки их воле. Последним мероприятие далось с большим трудом: несмотря на то, что при наборе апойков были приняты экстраординарные меры, близкие к военной мобилизации (во всех семьях, где имелись два брата, один из них обязательно должен был покинуть родину), едва-едва удалось отправить около 200 человек22. Но воле божества нельзя было прекословить!

Таково сложное переплетение факторов, влиявших на проведение Великой греческой колонизации. Естественно, в различных полисах и регионах соотношение этих факторов было не одинаковым по силе воздействия. Могло получаться так, что политические и идеологические предпосылки колонизационной активности были уже налицо, а экономические еще не назрели, или наоборот. В каждом конкретном

21 Ср.: Frost F.J. Faith, Authority, and History in Early Athens // Religon and Power in the Ancient Greek World. Uppsala, 1996. P. 83-89.
22 Суриков И.Е. Античная Греция... С. 43.

случае неповторимое сочетание факторов давало свою картину. Мы считаем (хотя, безусловно, отнюдь не настаиваем на собственной точке зрения как единственно истинной), что учет всего этого - необходимое условие для целостной и связной реконструкции колонизации, позволяющее уйти от упрощающей альтернативы «аграрная колония -торговая колония».

Попытаемся проиллюстрировать такой подход на конкретном примере - ранней афинской колонизации23. При этом, несомненно, следует учитывать, что колонизационная деятельность Афин не может быть признана типичной. Афины и в подавляющем большинстве других отношений были, так сказать, полисом-исключением. Не укладываются в нормальные для греческого мира рамки и афинские колонии. Но в исследовании подобного рода нетипичных явлений тоже есть свой смысл: возможно, исключение поможет лучше понять норму.

В чем конкретно заключается специфика афинского варианта колонизации? Прежде всего в том, что уже с весьма раннего времени афиняне практиковали выведение колоний принципиально нового типа, а именно клерухий24. Их отличие от традиционных колоний, апойкий, заключалось в том, что клерухия не становилась независимым полисом, ее жители не приобретали нового гражданства, а сохраняли афинское. Иными словами, клерухии были как бы заморскими «отростками» афинского государства. Почему афиняне избрали именно такую практику? Возможно, дальнейшее рассмотрение фактов позволит сделать какие-то наметки к решению этого вопроса. В любом случае нужно учитывать, что колонизационная деятельность афинян никогда не ограничивалась только клерухиями; создавали они и обычные апойкии25.

23 Проблемами ранних афинских колоний наиболее углубленно занималась отечественная исследовательница H.A. Касаткина. См., в частности, из ее работ: Касаткина H.A. Ранние военно-земледельческие поселения афинян (VI в. до н.э.) // Страны Средиземноморья в античную и средневековую эпохи. Горький, 1985. С. 4-8; она же. Эксплуатация афинянами земельных владений на Эвбее в V в. до н.э. / / Проблемы антиковедения и медиевистики. Нижний Новгород, 1999. С. 24-26; она же. Афинские владения на северном берегу Геллеспонта // XII чтения памяти профессора С.И. Архангельского: Материалы международной конференции. Нижний Новгород, 2001. Ч. 1. С. 56-65; она же. Солон Афинский и остров Саламин / / АКРА. Сборник научных трудов. Нижний Новгород, 2002. С. 59-70.
24 О клерухии как институте, характерном именно для афинской колонизации, см.: Romilly J. de. Rencontres avec la Grèce classique. P., 1995. P. 219-220. См. также в целом о клерухиях: Gschnitzer F. Abhängige Orte im griechischen Altertum. München, 1958. S. 89 ff.; Brunt P.A. Athenian Settlements Abroad in the Fifth Century B.C. // Ancient Society and Institutions. Oxf., 1966. P. 71-92; Gauthier P. A propos des clérouquies athéniennes du Ve siècle// Problèmes de la terre en Grèce ancienne. P., 1973. P. 163-178.
25 Так, в ходе понтийской экспедиции Перикла (ок. 437-436 гг. до н.э.) в Синопе была основана клерухия, а в соседнем Амисе, насколько можно судить, - апойкия. Мы только упомянем об этом факте, а подробно рассматриКлерухии ассоциируются обычно с Афинской архэ. И действительно, именно в период Пентеконтаэтии их россыпь покрыла Эгеиду и вышла даже за ее пределы. Но афинские клерухии появлялись и раньше; именно на этих ранних поселениях мы остановимся в рамках данной статьи.

Еще одной специфически афинской чертой является то, что этот полис весьма поздно включился в Великую колонизацию, - в сущности, тогда, когда многие другие видные греческие центры уже завершили свою колонизационную деятельность. Каковы причины этого? Сразу напрашивается ответ в экономическом русле: никто не сомневается в том, что одной из важнейших предпосылок колонизации была стенохория, а от нее-то как раз архаические Афины не страдали. Обладая огромной по греческим меркам хорой, они в то время - даже несмотря на довольно крупное население - испытывали недостаток не в земле, а наоборот - в рабочих руках, необходимых для обработки этой земли26. Понятно, что оттоку населения это никоим образом не способствовало.

Сказанное представляется верным. Но в таком случае встает вопрос: почему же архаические Афины вообще включились в колонизацию (а ведь когда они сделали это, их участие в основании колоний было не таким уж и малозначимым)? Ведь от стенохории афинский полис, в общем-то, не страдал и тогда. Очевидно, роль данного фактора (в начале статьи мы обозначили его как экономико-демографический) для ранней колонизационной активности афинян была минимальной, можно сказать, близкой к нулевой. Таким образом, уже первые, пока еще обобщенные и неконкретизированные, наблюдения над феноменом, позволяют высказать определенные концептуальные соображения. Нельзя ли в таком случае предположить для афинской колонизации достаточно видную роль политических факторов? Это должен прояснить анализ фактического материала, содержащегося в источниках.

Самая ранняя колонизационная экспедиция афинян27 была направлена в северо-восточный «угол» Эгейского моря, в то место, где начинаются Черноморские проливы. Афинская колония была основавать его не будем, поскольку он выходит за хронологические рамки нашего исследования.

26 HurwitJ.M. Op. cit. P. 80; Rihll Т.Е. EKTHMOPOI : Partners in Crime? // JHS. 1991. Vol. 111. P. 102; Osborne R. Op. cit. P. 221. Никак не можем согласиться с теми исследователями, которые считают, что в архаической Аттике имела место стенохория (Manville Ph. В. The Origins of Citizenship in Ancient Athens. Princeton, 1990. P. 122; Блаватская T.B. Черты истории государственности Эллады (XII—VII вв. до н.э.). СПб., 2003. С. 313, 315): это никак не подтверждается фактами.
27 Самая ранняя, о которой нам известно, - оговаривает В. Эренберг (Ehrenberg V. Polis und Imperium: Beiträge zur alten Geschichte. Zürich; Stuttgart, 1965. S. 222). Но по соображениям общего контекста вряд ли можно предполагать какие-то более ранние афинские колонизационные экспедиции, не отразившиеся в источниках.

на в Снгее - в Троаде, у входа в Геллеспонт. И интерес к этому региону, обладавшему в античности (как и позже) огромным стратегическим значением, уже сам по себе знаменателен.

Древнейший автор, пишущий о колонии афинян в Сигее, - Геродот. Он сообщает (V. 94-95): «...Митиленцы и афиняне из городов Ахиллея28 и Сигея вели постоянные войны друг с другом. Митиленцы требовали назад Сигейскую область, а афиняне оспаривали их право на нее, указывая, что на земли древнего Илиона эолийцы имеют отнюдь не больше прав, чем они, афиняне, и другие, кто помогал Мене-лаю отомстить за похищение Елены. Во время этих войн в битвах случилось много замечательных происшествий. Между прочим, после одной стычки, в которой победили афиняне, поэт Алкей спасся бегством, но его оружие попало в руки афинян, и они повесили его в храме Афины в Сигее. Алкей же воспел это событие в песне и послал ее на Митилену, чтобы сообщить о несчастье своему другу Меланиппу. Ми-тиленцев же с афинянами примирил Периандр, сын Кипсела, которого они выбрали посредником. А примирил он их вот на каких условиях: каждая сторона получала то, что у нее было. Так-то Сигей остался за афинянами».

Геродот на протяжении своего труда еще несколько раз упоминает о Сигее и афинском поселении в нем (IV. 38; V. 65; V. 91)29 - в различных контекстах, чаще всего в связи с повторной колонизацией этого места Писистратидами. Местами «отец истории» выражается не вполне ясно, что может вести к хронологическим затруднениям в вопросе о конкретном времени захвата Сигея афинянами. Однако не следует забывать о ссылке Геродота на Алкея. Более аутентичный источник просто трудно представить: лесбосский поэт сам участвовал в афино-митиленских войнах за Сигей. Стало быть, к его времени афиняне уже обосновались в названном городе. А это указывает на конец VII в. до н.э. как на время колонизационной экспедиции. О том же свидетельствует и сообщение о посредничестве коринфского тирана Периандра.

Информация, предоставляемая более поздними авторами, подкрепляет этот вывод. Страбон в своей «Географии» подробно описывает Троаду, останавливаясь в том числе и на Сигее. Он говорит (XIII. 599-600): «...Передают, что митиленец Археанакт возвел из камней, взятых оттуда (с развалин древней Трои - И.С.), стену вокруг Сигея. Этот город захватили афиняне, которые послали туда Фринона, победителя на Олимпийских играх, хотя лесбийцы добивались обладания почти всей Троадой. Действительно, большинство поселений в Троаде основано лесбийцами (некоторые из них существуют и теперь, другие

28 Создается впечатление, что, говоря о «городе» (ттоХт?) Ахиллее, Геродот не вполне точен. Речь, судя по всему, идет о святилище Ахилла, находившемся близ Сигея (Э^аЬо. XIII. 596; 600); при нем существовало лишь маленькое поселение.
29 В одном месте (IV. 38) Геродот эксплицитно называет город «троянским Сигеем» (5луе1ои тоО ТршСкоО).

же исчезли). Питтак Митиленский, один из так называемых Семи Мудрецов, отплыл с кораблями против стратега Фринона и некоторое время воевал с ним, плохо справляясь с делом и терпя неудачи. В то время и поэт Алкей, как он сам говорит, в одной схватке попал в тяжелое положение, так что ему пришлось, бросив оружие, бежать... (далее следует цитата из Алкея - И.С.) Позднее, когда Фринон вызвал его на единоборство, Питтак, взяв рыбацкую сеть, напал на противника; он накинул на него сеть и убил, заколов трезубцем и кинжалом. Но так как война продолжалась, то обе стороны выбрали посредником Периандра, который и положил ей конец. По словам Деметрия (Скеп-сийского - И.С.), сообщение Тимея о том, что Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, чтобы помочь войску Питтака, неверно. В действительности это место, как он говорит, было укреплено митиленцами против Сигея, но не этими камнями и даже не Периандром. Да и как же можно было выбрать посредником лицо, принимавшее участие в войне?» (пер. Г.А. Стратановского).

Этот интереснейший рассказ во всех деталях совпадает со свидетельством Геродота (у Страбона мы также встречаем и Алкея, и Периандра), а, кроме того, вносит ряд новых немаловажных нюансов, подтверждающих датировку афинской экспедиции в Сигей концом VII в. до н.э. Выясняется, что митиленским командующим был знаменитый Питтак - современник и «заклятый друг» Алкея. Названо и имя главы афинских колонистов. Это - Фринон, видный борец-панкратиаст, одержавший победу на Олимпийских играх 636 г. до н.э.30 Он, несомненно, принадлежал к высшей аристократии Афин.

О событиях, связанных с Питтаком и Фриноном, а также в целом с разбираемой здесь войной между Афинами и Митиленой, упоминает также Диоген Лаэртский (I. 74), повествуя о жизни митиленского мудреца: «...Когда афиняне воевали с митиленянами за область Ахиллеи-тиду, то Питтак начальствовал над митиленянами, а Фринон, олимпийский победитель-панкратиаст, - над афинянами; Питтак вызвался с ним на поединок и, спрятавши под щитом своим сеть, набросил ее на Фринона, убил его и тем отстоял спорную землю. Однако и после этого (говорит Аполлодор) афиняне с митиленянами тягались за ту землю, а решал тяжбу Периандр, который и отдал ее афинянам» (пер. М.Л. Гаспарова с нашими поправками). Тот же эпизод с Питтаком и Фриноном сохранен еще в некоторых источниках (например: Polyaen. I. 25), но без каких-либо новых деталей. Неожиданно информативным оказывается свидетельство такого позднего памятника, как византийский лексикон X в. «Суда» (s.v. Шттако?): в нем приводится даже довольно точная датировка: «Питтак... в 42-ю олимпиаду (612/611 -609/608 гг. до н.э. - И.С.) убил Меланхра, тирана Митилены, а также сразил в поединке Фринона, полководца (сттратт|у0у) афинян, который вел войну из-за Сигея. Питтак набросил на него сеть». Интересно, что

30 Moretti L. Olympionikai, i vincitori negli antichi agoni Olimpici. R., 1957. P. бб; Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох. М., 2000. С. 35.

это единственное конкретное событие, подробно пересказанное автором словаря в биографии такого крупного исторического деятеля, как Питтак; очевидно, единоборство с Фриноном всегда считалось одним из самых славных его деяний31. Что же касается датировки, то мы, конечно, не можем быть уверены, что источник, отделенный от описываемого факта временным промежутком более чем в полтора тысячелетия, дает ее абсолютно точно. Тем не менее в свете вышеизложенного хронологического контекста афино-митиленских дел в Сигее эта датировка не вызывает абсолютно никаких возражений: мы остаемся в рамках конца VII в. до н.э.

Нам представляется несомненным, что в связи с той же экспедицией Фринона следует рассматривать одно несколько испорченное в рукописной традиции место из перипла Псевдо-Скимна (707-708), где при описании Херсонеса Фракийского говорится буквально следующее: е^т]? &ЕХаюО?, &Аттику атгонаау ехоиста, ФОРВОСЖ т^у аиуонааси 8океТ.

Указание на то, что апойкия в Элеунте была афинской (аттической), вполне однозначно. А вот вопрос об основателе этой апойкии более темен. Личное имя Фор.Зошу, упомянутое здесь, не существует и явно представляет собой продукт какого-то искажения переписчиками (к тому же оно еще и не укладывается в метр стиха Псевдо-Скимна). Небезосновательно было предложено считать, что изначально в тексте стояло Фриуыу32. Тогда перевод цитируемого текста будет следующим:

Вот Элеунт; афинская колония

Здесь есть, и, говорят, Фринон - ойкист ее33.

Элеунт по отношению к Сигею находится на противоположном, европейском берегу Геллеспонта, в южной части полуострова Херсо-нес Фракийский. Страбон (VII. й\ 51; XIII. 596) специально отмечает, что Элеунт (Элеусса) и Сигей расположены напротив друг друга, и расстояние между ними - всего лишь 40 стадиев34.

Основание Фриноном двух афинских поселений, как бы фланкировавших вход в Геллеспонт, со стратегической точки зрения выглядит вполне закономерным; это, кстати, заставляет задуматься о целях всего мероприятия, к чему мы скоро перейдем, но предварительно коснемся еще двух обстоятельств. Во-первых, обратим внимание на то, что интерес афинян к Херсонесу Фракийскому, как выясняется,

31 Диоген Лаэртский (I. 75) отмечает, что именно после этого события Питтак стал пользоваться в Митилене большим почетом и получил власть.
32 Graham A.J. Op. cit. P. 33; Jeffery L.H. Op. cit. P. 89; Isaac B. The Greek Settlement in Thrace until the Macedonian Conquest. Leiden, 1986. P. 161.
33 В переводе намеренно употребляем термин «ойкист», дабы адекватно отразить наличие в греческом тексте однокоренного глагола (tuvolk:l£w.

34 О местоположении Элеунта см.: Meritt B.D., Wade-Gery Н.Т., McGregor M.F. The Athenian Tribute Lists

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты