Спросить
Войти

Содержание и структура финансового механизма пенсионной системы России

Автор: указан в статье

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Д.Ю. ФЕДОТОВ

кандидат экономических наук, докторант

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Эффективность функционирования любой финансовой системы во многом определяется качеством построения ее финансового механизма. Это в полной мере справедливо и для пенсионной системы Российской Федерации.

Крупнейшим внебюджетным фондом нашей страны является Пенсионный фонд. Его ресурсы составляют 6-7% ВВП России. Принимая во внимание то, что пенсионная система страны решает важнейшие социальные задачи, перераспределяя при этом значительный объем финансовых ресурсов, чаще всего не включенных в иные сферы экономических отношений, следует настаивать на наличии у пенсионной системы собственного финансового механизма.

Финансовый механизм пенсионного страхования представляет собой сложившуюся в государстве систему, включающую формы, виды и способы организации финансовых отношений по поводу формирования целевого финансового фонда и использования его средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан страны.

Качество функционирования финансового механизма любой экономической категории во многом определяет уровень развития соответствующей сферы экономических отношений. Особую актуальность это приобретает в период системных реформ и формирования новых экономических институтов, как вполне справедливо отмечает В.И. Самаруха: «Переход на рыночную экономику выдвинул новые требования по совершенствованию и развитию финансового механизма. В ходе реформирования экономики страны объективно происходит смена финансового механизма. Это болезненный и сложный процесс,

который требует постоянного внимания органов власти»1.

Проблемы обеспечения эффективности функционирования финансового механизма в условиях переходной экономики в полной мере характерны и для пенсионной системы России, которая в период рыночных реформ стала формироваться по абсолютно иным принципам, чем в советское время. Издержки становления нового финансового механизма пенсионной системы России в настоящее время влияют на большую часть пенсионеров страны.

Финансовый механизм пенсионного страхования, являясь своеобразным инструментом управления финансами пенсионной системы страны, состоит из ряда взаимосвязанных подсистем. Он включает в себя следующие составляющие: информационный блок, блок планирования, нормативно-правовой блок, блок регулирования, блок контроля, блок оперативного управления.

Качество управления любыми экономическими процессами в значительной степени определяется уровнем достоверности используемой в ходе управления информации. Информационный блок финансового механизма пенсионного страхования снабжает всех его субъектов данными, необходимыми для осуществления пенсионного страхования. Социально-финансовый характер пенсионных отношений предопределил разделение информации, используемой в процессе функционирования финансового механизма пенсионного страхования, на две группы — социальную и финансовую.

В группе социальной информации преобладают демографические показатели: численность трудящихся (являющихся застрахованными либо плательщиками пенси© Д.Ю. Федотов, 2007

онных взносов), численность пенсионеров, соотношение количества пенсионеров и трудящихся, половозрастная структура населения (определяющая демографические перспективы развития пенсионной системы государства). Для российской пенсионной системы демографические показатели удручающие: 38,3 млн пенсионеров приходится на 68,6 млн занятых в экономике2, т.е. на 1 пенсионера приходится 1,8 трудящихся. В группе социальной информации присутствуют и показатели уровня жизни населения, так как пенсионное обеспечение, с одной стороны, представляет собой один из важнейших источников дохода значительной части населения. С другой стороны, источником формирования доходной базы пенсионной системы чаще всего выступают доходы работающего населения. Поэтому важнейшими социальными показателями, используемыми для оценки качества функционирования финансового механизма пенсионного страхования, являются размер среднемесячной оплаты труда, среднедушевых доходов населения, величина прожиточного минимума населения, покупательная способность среднемесячной пенсии.

Группа финансовой информации содержит исключительно финансовые показатели пенсионных отношений — доходы и расходы пенсионной системы (как совокупные, так и в разрезе видов и источников), а кроме того, и данные о субъектах финансовых отношений по поводу формирования пенсионного фонда и использования его средств: участвующих в формировании фонда (плательщиках страховых взносов, учредителях и вкладчиках негосударственных пенсионных фондов), бенефициариях (пенсионерах), прочих субъектах, выполняющих регулирующие, информационные, посреднические и иные функции в процессе функционирования финансового механизма пенсионного страхования страны.

Источниками формирования информационного блока финансового механизма пенсионного страхования являются официальная информация государственных органов статистики, бухгалтерская, финансовая, оперативная отчетность субъектов пенсионных отношений. Важнейший источник информации — такие официальные документы, как

бюджет Пенсионного фонда России и отчет о его исполнении.

Центральное место в финансовом механизме пенсионного страхования занимает блок планирования. В процессе планирования (прогнозирования) всесторонне оценивается состояние финансов пенсионной системы, определяется потенциал увеличения ее ресурсов.

Эффективность функционирования финансового механизма пенсионного страхования в значительной степени зависит от качества составленного прогноза формирования доходов Пенсионного фонда и осуществления выплат из него. Непременным атрибутом пенсионного страхования является специальный механизм прогнозирования состояния финансов пенсионной системы — актуарное оценивание. Актуарное оценивание представляет собой комплекс экономико-математических расчетов пенсионных обязательств в пенсионной системе, ставящих своей целью сбалансирование уже аккумулированных в пенсионном фонде финансовых ресурсов и предполагаемых к поступлению пенсионных взносов с запланированными в долгосрочной перспективе пенсионными выплатами. Планирование в краткосрочной перспективе принято детально осуществлять ежегодно и сводить его результаты в ежегодный бюджет пенсионного фонда.

Особое место в финансовом механизме пенсионного страхования занимает нормативно-правовой блок. Этот блок включает в себя совокупность правовых норм в области пенсионного страхования, на основе которых регулируются все финансовые отношения в рамках пенсионной системы.

Среди законодательных актов нормативно-правового блока выделяется Конституция РФ. Важность качественного управления пенсионными рисками обусловлена тем, что право на пенсионное обеспечение и его гарантии в России установлены главным законодательным актом страны — Конституцией РФ, в ст. 39 которой определено, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

Д.Ю. ФЕДОТОВ

Практически все нормы финансовых отношений в сфере добровольного пенсионного страхования закреплены в нормативно-правовых актах хозяйственного права, и прежде всего в Гражданском кодексе Российской Федерации. Финансовые отношения в рамках обязательного пенсионного страхования в значительной степени регламентируются следующими федеральными законами: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3, «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 11-ФЗ — и рядом других законов и подзаконных актов. Большинство регламентирующих норм, касающихся добровольного пенсионного страхования, приведено в законе РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ.

Блок регулирования обеспечивает определенный уровень воздействия финансового механизма пенсионного страхования на жизненно важные социально-экономические процессы в государстве. Финансовый механизм пенсионного страхования использует традиционные для финансов инструменты регулирования: финансовые рычаги, тарифную политику, лимитирование величины финансовых выплат (пенсий) и т.д.

Финансовый механизм пенсионного страхования обеспечивает прежде всего регулирование социальных процессов в государстве. Исходя из выбранной модели построения пенсионной системы степень ее влияния на них может быть либо выше, либо ниже. Например, в странах Юго-Восточной Азии преобладают родовые механизмы поддержки людей в старости, поэтому через пенсионную систему перераспределяется незначительный объем финансовых ресурсов, а степень ее влияния на социальные процессы относительно невелика. В нашей стране пенсионное страхование играет важную роль в социальных процессах. Для многих пенсионеров (составляющих четверть населения страны) пенсия является основным,

а для кого-то и единственным источником средств к существованию. Поэтому финансы пенсионной системы представляют собой один из инструментов политики государства в сфере обеспечения уровня жизни значительной части населения.

Финансовый механизм пенсионного страхования регулирует многие аспекты социальных отношений, стимулируя их развитие либо препятствуя ему. В частности, уровень пенсионного обеспечения влияет на трудовые процессы: в зависимости от того, насколько пенсия замещает предыдущий заработок пенсионера, данный пенсионер решает, стоит ли ему оставить рабочее место и передать его молодому поколению. В 50-60-х гг. XX в. после введения в СССР ограничений на выплату пенсий работающим пенсионерам численность таких пенсионеров резко сократилась (с 60% в 1956 г. до 9% в 1962 г.). Одновременно был повышен размер пенсий. Сейчас же около половины российских пенсионеров продолжают трудовую деятельность, тем самым в немалой степени препятствуя нормальному процессу обновления трудовых ресурсов страны и снижению уровня безработицы.

Значительна роль финансового механизма пенсионного страхования в экономических процессах. С его помощью осуществляется перераспределение существенной доли ВВП любой страны — в среднем около 10% (в 90-х гг. XX в. она составляла: в Италии — 14,2%, во Франции — 13,3%, в Германии — 12,3%, в Швеции — 11,3%, в США — 6,9%, в Великобритании — 6,4%, в Канаде — 6,0%, в Японии — 5,7%3; в России — около 6,5%). Финансовые изъятия в пенсионную систему негативно влияют на экономику предприятий, повышая стоимость выпускаемой продукции на сумму пенсионных взносов и снижая тем самым ее конкурентоспособность. Это дает повод представителям бизнеса регулярно настаивать на снижении ставки взносов на обязательное пенсионное страхование.

Велико влияние финансов пенсионного страхования на инвестиционные процессы в стране. Из долгосрочных финансовых ресурсов пенсионные резервы наиболее привлекательны. В США частные пенсионные фонды являются активнейшими участниками

Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)

фондового рынка, управляя четвертью акций страны. Роль отечественных негосударственных пенсионных фондов в развитии инвестиционных процессов в стране гораздо скромнее. Однако начавшийся с 2002 г. приток части средств обязательного пенсионного страхования (накопительной составляющей) на рынок ценных бумаг позволил несколько повысить значимость пенсионных институтов в инвестиционных процессах.

Блок контроля охватывает деятельность субъектов пенсионной системы по проверке и обеспечению правильности и законности осуществления всех финансовых процессов в рамках финансового механизма пенсионного страхования. Контрольными функциями в сфере финансовых отношений пенсионного страхования наделены специализированные государственные органы: Пенсионный фонд России, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам.

Блок оперативного управления содержит комплекс мероприятий по обеспечению текущего процесса маневрирования финансовыми ресурсами пенсионной системы. Ключевые субъекты процесса пенсионного страхования — пенсионные фонды (прежде всего Пенсионный фонд России) — осуществляют управление денежными потоками, движением финансовых ресурсов и организуют финансовые отношения в рамках пенсионной системы.

Финансовый механизм пенсионного страхования по своей природе отличен от финансовых механизмов других экономических систем, что предопределяет его функционирование вне иных форм финансовых отношений; при этом он самостоятельно организует систему управления входящими в него элементами. От органичности взаимодействия всех субъектов финансового механизма пенсионного страхования зависит эффективность управления данным механизмом и, как следствие, всем процессом пенсионного страхования.

Примечания

1 Самаруха В.И., Козлов A.A., Самаруха И.В. Развитие финансов Иркутской губернии: ист. очерк. Иркутск, 2002. С. 251.
2 По официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ за 2005 г. www.gks.ru.
3 Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / М.Э. Дмитриев и др. СПб., 1998. С. 80.

Н.П. ШЕРСТЯНКИНА

старший преподаватель

ВЫЧИСЛЕНИЕ ФОНДОВЫХ ИНДЕКСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ ОБЪЕМОВ ТОРГОВ*

В настоящее время в России и во всем мире различными агентствами рассчитывается большое количество фондовых индексов. Каждый разработчик индекса пытается учесть при его вычислении всевозможные факторы, максимально отражающие текущее состояние рынка ценных бумаг. Как правило, к этим факторам относятся рыночная цена акции, количество выпущенных акций, общее или с учетом доли свободного обращения, доля акций каждой компании в объеме суммарной капитализации компаний, входящих в базу расчета индекса. В некоторых индексах участвует коэффициент,

учитывающий выплату дивидендов, так как существует мнение, что стоимость акции снижается на величину дивиденда в день его выплаты. Но не все разработчики с этим согласны, потому что считается, что дивиденд меньше, чем скачки цены акции в течение торговой сессии.

В проведенных ранее исследованиях нами были проанализированы и сгруппированы по методам расчета зарубежные и российские фондовые индексы1. Было выявлено, что ни один из разработчиков индексов не учитывает в расчетах результаты объемов торгов, хотя они представляют

* Работа поддержана грантом Лаврентьевского конкурса молодежных проектов СО РАН (постановление Президиума СО РАН от 26 января 2006 г. № 32).

© Н.П. Шерстянкина, 2007

ПЕНСИЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ pension russian pension system financial mechanism
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты