Спросить
Войти

Книжники ИЗ ПЕЧОРСКОГО РОДА дуркиных (ПО материалам Архивов и БАНКА ДАННЫХ «ПЕЧОРСКАЯ КниЖность»)

Автор: указан в статье

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4(28). 258-268

УДК 929.522

Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10409

Т. Ф. Волкова, Т. Д. Вокуева

книжники из печорского рода дурКиных (по материалам архивов и банка данных «печорская книжность»)*

Аннотация. В статье характеризуется вклад печорских крестьян из старинного рода Дуркиных в создание и сохранение печорской рукописно-книжной традиции. Род Дуркиных принадлежит к старейшим на Печоре. Впервые фамилия Дуркин зафиксирована в слободке Усть-Цилемской в Платёжнице с Пустозерских дозорных книг 1574 г., в которой перечисляется все мужское население Пустозерского уезда, в том числе и слободки Усть-Цилемской. Среди записанных представителей крестьянского сословия один принадлежал к роду Дуркиных. Дальнейшее распространение фамилии Дуркиных отражено в переписной книге Пустозерского уезда 1679 г., где в слободке Усть-Цилемской среди крестьян указано уже 4 человека с прозвищем Дуркин. Источниками для статьи послужили материалы электронной базы данных о книжниках Нижней Печоры, созданной филологами Сыктывкарского университета. В ней используются архивные документы, отчеты об археографических экспедициях в Усть-Цилемский район Республики Коми, экспедиционные полевые дневники, устные рассказы печорских крестьян, записанные археографами. В статье приводятся владельческие и читательские записи представителей фамилии Дуркиных, оставленные ими на рукописях, хранящихся в печорских собраниях Санкт-Петербурга и Сыктывкара, при этом кратко характеризуются и сами книги, попавшие в поле зрения крестьян Дуркиных. Кроме того, в статье приводятся сведения о происхождении рода Дуркиных и об истории отдельных его ветвей, основанные на архивных документах и устных источниках. Особый раздел статьи составляет информация о последних владельцах рукописных и старопечатных книг из рода Дуркиных, которые пере* Статья написана по материалам доклада на международной конференции «VIII Уральские археографические чтения» (Екатеринбург, 11-13 октября 2018 г.).

258 © Т. Ф. Волкова, Т. Д. Вокуева, 2019

дали археографам часть своих личных собраний, доставшихся им от их предков. Соединенные вместе, материалы об отдельных книжниках рода Дуркиных дают более четкое представление о тех, кто внес свой вклад в сохранение ценнейших источников по истории старообрядческой книжной культуры. Данная статья послужит основой для задуманного нами справочника — «Словаря книжников и книжности Нижней Печоры».

Цитирование. волкова т. ф., вокуева т. Д. Книжники из печорского рода Дуркиных (по материалам архивов и банка данных «Печорская книжность») // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 258-268. Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10409

Данная статья продолжает серию наших публикаций о вкладе отдельных печорских семей в создание и сохранение рукописно-книжной традиции на Нижней Печоре1. Эти публикации мы рассматриваем как подготовительные материалы для давно задуманного издания «Словаря книжников Нижней Печоры» 2.

Род Дуркиных принадлежит к старейшим на Печоре. Впервые фамилия Дуркин зафиксирована в слободке Усть-Цилемской в Платёжни-це с Пустозерских дозорных книг 1574 г.3, в которой перечисляется все

1 волкова т. ф. Мяндины — переписчики, хранители и читатели старинной книги // Вторые Мяндинские чтения: мат-лы всеросс. научн.-практ. конф. 11-12 июля 2010 г., с. Усть-Цильма. В 2 т. Сыктывкар, 2010. Т. 1. С. 86-98; она же. К вопросу о крестьянских старообрядческих книжных собраниях на Нижней Печоре: род Чупровых. (По материалам Банка данных «Печорская книжность») // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1 (7). Екатеринбург, 2014. С. 193-205.
2 волкова т. ф. «Словарь книжников Печоры» (задачи и проблемы издания) // Мир старообрядчества: сб. научн. тр. М., 1998. Вып. 4: Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. мат-лы междунар. научн. конф. (Москва, МГУ 21-24 ноября 1995 г.). С. 116-122; она же. Родовые библиотеки печорских крестьян: итоги изучения и задачи создания Словаря книжников Нижней Печоры // Имена и судьбы в родовой памяти и генеалогии: мат-лы межрегион. научн.-практ. конф. Финальная часть цикла «Родословные земляческие чтения», посвященного 95-летию Республики Коми. Москва, 19 ноября 2016 года. М., 2016. С. 59-65.
3 садиков П. а. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950. С. 481.

мужское население Пустозерского уезда, в том числе и слободки Усть-Цилемской. Среди записанных представителей крестьянского сословия один принадлежал к роду Дуркиных — «Сенка Павлов сын Дуркин». Дальнейшее распространение фамилии Дуркиных отражено в переписной книге Пустозерского уезда 1679 г.4, где в слободке Усть-Цилемской среди крестьян указано уже 4 человека с прозвищем Дуркин: «Филька Васильев, у него два сына Васька да Сазонка, Федотка Васильев сын Дуркин, да двор пуст бывшего пономаря Баженка Дуркина, а он, Баженка, умре»5. В одной из помет на втором листе Переписной книги 1679 г. упомянут еще один Дуркин — «пустозерский стрелец Фролко Дуркин»6. В Переписной книге 1722 г. приводятся сведения из «сказки» 1719 г. о 23-х Дуркиных: «Козма Лаврентьев сын Дуркин, Василей Филипов, Устин Якимов, Дмит-рей Галахтионов и брат его Тимофей Галахтионов, все имеют семьи»7. Из сравнения материалов Переписной книг Пустозерского уезда 1679 г. и ревизской «сказки» 1719 г. выясняется, что все Дуркины являются потомками попа Иоакима Васильева и церковнослужителей8. Таково было начало рода Дуркиных. Позднее он разветвился на несколько родовых ветвей9 и соединился посредством брачных союзов с другими печорскими родами: Булыгиных, Носовых, Вокуевых и целым рядом других.

Сведения о Дуркиных-книжниках в основном относятся к более позднему времени — к XVШ-XX вв. Источниками для их выявления являются в первую очередь записи на рукописных и старопечатных книгах, отчеты об археографических экспедициях и отдельные публикации

B. И. Малышева, открывшего Нижнюю Печору как уникальный книжный центр, отчеты и полевые дневники археографических экспедиций филологов Сыктывкарского университета в Усть-Цилемский район Рес4 См.: Мацук М. А. Коми край от Бориса Годунова до Петра I: Очерки истории коми крестьянства конца XVI-XVII вв. Сыктывкар, 1993. С. 148.

5 Там же. С. 166-167.
6 Там же. С. 150.
7 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 1. Д. 157. Л. 20, 20 об., 23.
8 См. подробнее в ст.: Вокуева Т. Д. Дуркины, род Анхиных и встреча потомков Анфи-ма // Северные родословия: сб. ст. / сост. и отв. ред. Л. Д. Попова. Архангельск, 2008.

C. 127-139.

9 Одна из них — род Анхиных, — восходящая к Анфиму Яковлевичу Дуркину (1815 — до 1897) была восстановлена по архивным документам Т. Д. Вокуевой, одной из представительниц этого рода (см.: Вокуева Т. Д. Дуркины, род Анхиных...).

публики Коми, а также устные рассказы печорских крестьян, записанные археографами. Все эти материалы были внесены нами в электронный Банк данных «Печорская книжность» и являются основой данной публикации. В этих материалах содержатся сведения о 45-ти представителях рода Дуркиных, в той или иной степени связанных с книжной культурой Усть-Цилемского края: о владельцах книжных собраний и отдельных рукописных и кириллических книгах, о переписчиках и читателях рукописей. Охарактеризуем вкратце вклад этого печорского рода в создание и сохранение рукописно-книжной традиции края.

Во-первых, в книжных хранилищах Института русской литературы (далее — ИРЛИ) и Научной библиотеки Сыктывкарского государственного университета (далее — НБ СыктГУ) сейчас находится 71 книга, связанная с родом Дуркиных, в том числе 61 рукопись и 10 книг кириллической печати. По владельческим записям известны пятеро Дуркиных, 16 представителей этого рода стали последними владельцами старинных книг, передавшими их петербургским и сыктывкарским археографам. Как читатели старинных книг известны 5 человек, оставивших свои читательские записи и пометы на рукописных и старопечатных книгах, 4 имени нам известны по пометам, свидетельствующим лишь о том, что книга побывала в руках данного человека. Целый ряд имен Дуркиных-книжников выявил В. И. Малышев по архивным документам и устным рассказам устьцилёмов, с которыми он общался во время экспедиций. Рассмотрим наиболее интересные из перечисленных свидетельств об участии крестьян Дуркиных в сохранении старинной книжности на Нижней Печоре.

Писцовых записей представителей рода Дуркиных на книгах печорских собраний нами не обнаружено, но В. И. Малышев в своих публикациях называет несколько имен писцов и владельцев рукописей из числа Дуркиных. Писцами в ХУШ-Х1Х вв., согласно спискам В. И. Малышева, были И. А. Дуркин10, Андрей Иванович Дуркин, Артемий Григорьевич Дуркин, Василий Петрович Дуркин11; как владельцы наиболее заметных собраний рукописей в конце XIX — первой трети XX в. В. И. Малыше10 Малышев в. и. Список лиц, занимавшихся в XIX — первой трети XX в. перепиской рукописей на территории Усть-Цилемского района Коми АССР // Он же. Усть-Цилемские рукописные сборники XУI-XX вв. Сыктывкар, 1960. С. 16-18.

11 Малышев в. и. Переписка и деловые бумаги усть-цилемских крестьян XУIII-XIX вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 455-457.

вым названы Дуркины: Никифор Прокопьевич (с. Усть-Цильма) и Василий Никифорович (д. Уег), Марфа Васильевна (д. Карпушовка)12. Некоторые имена Дуркиных-книжников упомянуты В. И. малышевым в его отчетах об экспедициях в Усть-Цилемский район. К их числу относятся В. А. Дуркин13, И. П. Дуркин14, И. Ф. Дуркин (из д. Гварево)15. Некоторые представители фамилии Дуркиных известны по дневникам археографических экспедиций Сыктывкарского государственного университета как владельцы старинных книг: Акулина Яковлевна, Анастасия Григорьевна, Анна Дмитриевна, Тимофей Иванович, Елизавета Денисовна. Последняя фигурирует и как переписчица рукописей.

О владельцах и читателях старинных книг из рода Дуркиных свидетельствуют и оставленные ими записи на рукописных и старопечатных книгах. Некоторые из них носят шутливый характер. Таковы, например, записи Алексея Игнатьевича Дуркина (деревенское прозвище «Мишкиных»). Он был внуком основателя ветви «Мишкиных» — Михаила Дуркина. Судя по записям, оставленным А. И. Дуркиным, он интересовался старинными книгами, покупал их и читал. Так на «Поморских ответах» конца XVIII в. (ИРЛИ. УЦ. 214) А. И. Дуркин оставил запись о покупке ее у Ивана Мяндина «1865 года июня 27» «за 4 руб. сереб[ром]» (л. 539 об.). Возможно, в приведенной записи как продавец фигурирует известный усть-цилемский книжник Иван Степанович Мяндин, имевший большое собрание рукописных книг16. На правах владельца Алексей Игнатьевич позволял себе оставлять на некоторых книгах шутливые пометы. Например, на тех же «Поморских ответах» он написал «1878 года месяца марта 8 числа потписалъ Алексей Игнатьевичь Дуркинъ. Руку приложилъ, ногу протянул» (л. 538 об.). На нижней корке другой рукописной книги — Азбуки учебной Николая Попова конца XIX в. (ИРЛИ. УЦ н. 224) Алексей

12 Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники. С. 24-26.
13 Малышев В. И. Сведения о собраниях рукописей и старопечатных книг в некоторых городах северных областей // ТОДРЛ. М.; Л., 1940. Т. 4. С. 252.
14 Малышев В. И. Отчет о командировке в село Усть-Цильму Коми АССР // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т. 7. С. 473.
15 Малышев В. И. Сочинения протопопа Аввакума в собрании Пушкинского дома АН СССР // ТОДРЛ. Л., 1971. Т. 26. С. 314.
16 Волкова Т. Ф. Усть-цилемский книжник И. С. Мяндин: итоги изучения рукописного наследия // Первые Мяндинские чтения: мат-лы республ. научн.-практ. конф. С. Усть-Цильма. 12 июля 2008 г. Сыктывкар, 2009. С. 52-66.

Игнатьевич написал: «Милостивому моему государю Алексей Дуркинъ руку приложил, глаза выторощилъ...».

Оставил владельческие записи и Трифон Иванович Дуркин. Например, на рукописном Ирмологии XVII в. (ИРЛИ. УЦ. 411), на л. 115 об. читается его запись, написанная полууставом: «Книга Трифана Иванова Дуркина о[т] Проко[пи]я Евла[мпи]ева [Чупрова]». А на Часослове XIX в. (ИРЛИ. УЦ н. 205) сохранилась запись о принадлежности книги другому Дуркину — Нифонту Михайловичу: «Сей Часословъ принадлежим Нифонту Михайловичу Дуркину» (л. 168 об.). Александра Ивановна Дуркина дважды подтвердила принадлежность ей сборника сер. XIX в. (ИРЛИ. УЦ н. 7), содержащего «слова» Евагрия мниха «о умилении души», «на Преображение Господне», «о бесстрастии души и тела», духовные стихи: «Сия книга принадлежит Александра Ивановна Дуркиной» (обклейка верхней крышки переплета), во второй раз на л. 1 об. уточнив свое социальное положение: «Сия книга принадлежыт крестянк[е] Александре Ивановной Дуркиной». Аналогичную запись Александра Ивановна оставила и на рукописи нач. XVШ в. (ИРЛИ. УЦ н. 22), содержащей старообрядческий синодик, месяцеслов, чин исповеди, уставы «о постах» и «о искушении скитских инок».

Сохранились на печорских рукописях и читательские записи Дуркиных. Большим успехом у них пользовался литературный сборник-конволют XVI-XX вв. (ИРЛИ. УЦ. 2), содержавший Повесть о Темир-Аксаке, чудо от иконы знамения Богородицы в Новгороде (из Сказания о битве новгородцев с суздальцами), Духовную Иосифа Волоцкого, Страсти Xри-стовы, ряд популярных в старообрядческой среде эсхатологических сочинений. На рукописи сохранилось 16 записей, в том числе 4 записи представителей рода Дуркиных. Одна принадлежит уже упоминавшемуся выше Алексею Игнатьевичу: «Сию книгу читывалъ Алексей Игнатьевичь Дуркинъ» (л. 1). Помимо владельческих записей и шутливых помет, приведенных выше, Алексей Игнатьевич оставил на рукописи «Поморских ответов» (ИРЛИ. УЦ. 214) и ряд читательских записей: «Сию книгу читы-валъ Алексей Дуркинъ, руку приложилъ 1878 года» (л. 539 об.); аналогичная запись читается и на л. 534 об.; а в записи на л. 538 об. он указал и на прежнего владельца книги: «Ета книга дяди Вани Золотеревых». Другой Дуркин — Павел Федорович — также читал «Поморские ответы» «очень внимательно и понималъ» (л. 1); сохранилась читательская помета Павла

Федоровича и на полемическом сборнике конца XVII — начала XVIII в. из фондов НБ СыктГУ (УЦ р. 256): «Сию книгу читалъ Павелъ Федоровъ господинъ Дуркинъ», а на припереплетном листе нижней крышки переплета он указал и дату прочтения — «7 апреля 1894 г.».

Целый ряд записей содержит имя Ивана Федоровича Дуркина. На вышеупомянутой рукописи «Поморских ответов» (ИРЛИ. УЦ. 214) он написал: «Читал ету книгу Иван Федоров господин Дуркинъ» (л. 1), а на л. 2 он еще раз отметил факт чтения книги уже с датой и характеристикой самого процесса чтения: «Читал сию книгу Иван Федоровичь Дуркинъ со страстью 12 апреля 1908 г.». Читал он и другой сборник (ИРЛИ. УЦ. 52), также содержавший «Поморские ответы» и ряд других старообрядческих сочинений, связанных с Выго-Лексинским общежительством (запись на обклейке верхней крышки переплета). Познакомился Иван Федорович и с «Апологией восьмиконечного креста» Семена Денисова по рукописи кон. XVIII в. ИРЛИ. УЦ. 159: на л. 1 об. им оставлена аналогичная читательская запись. Читал эту книгу и его родственник (возможно, его отец) Федор Иванович Дуркин: «Сию книжицу читал усть-цилемсково Запе-чорского ведомства Устьцелемского волосного правления ... единоверческой церкви Федор Иванов Дуркин в 1877 году» (л. 2). Знаком был Федор Иванович и с рукописными сборниками И. С. Мяндина. На одном из них (ИРЛИ. УЦ. 66), содержащем целый ряд литературных переработок Мян-дина17, на л. 478 об. он записал: «Сию книгу читалъ крЪстьянинъ Федоръ Ивановъ Дуркинъ ми[сяца] д[екабря] 31 чи[сла]. Читалъ, умомъ росмыс-лялъ...». Две читательские пометы оставил Михаил Дуркин на сборнике кон. XVIII в. (ИРЛИ. УЦ. 43), содержащем подборку сочинений эсхатологической тематики и выписки из разных сборников нравственно-поучительного характера (Пролога, Скитского патерика, Пчелы, Великого Зерцала, Маргарита). На л. 57 над киноварным заголовком он кратко записал карандашом: «Читано Михаеломъ», а на л. 74 об. под текстом рукописи еще раз подтвердил факт ее прочтения уже с указанием своей фамилии: «Читалъ Дуркин Миха[ил]».

Для оценки вклада печорского рода Дуркиных в сохранение старинной книжности в Усть-Цилемском крае важной представляется и информация о последних владельцах рукописных и старопечатных

17 См. о сборнике: Волкова Т. Ф. Рукописные сборники печорского книжника И. С. Мян-дина // Вестник НГУ Сер.: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 8: Филология. С. 202-203.

книг, которые передали их археографам. Всего в нашей базе данных таких людей из рода Дуркиных насчитывается 10. К сожалению, не всегда археографами проводилась фиксация, от кого получена та или иная книга. Учитывая это, должны признать, что наш список людей с фамилией Дуркин, передавших книги из своих личных крестьянских библиотек ученым, далеко не полон. Тем более считаем важным сейчас назвать тех представителей рода Дуркиных, имена которых как дарителей книг в государственные хранилища зафиксированы археографами. Благодаря им стали доступны для научного изучения 44 рукописные и 8 старопечатных книг. Это Денис Иванович Дуркин (9 ркп.), Иосиф Иванович Дуркин (8 ркп.), Агафья Игнатьевна Дуркина (6 ркп.), Марфа Павловна Дуркина (6 ркп.), Екатерина Петровна Дуркина (4 ркп.), Иван Федорович Дуркин из д. Гарево (3 ркп.). По книге передали археографам Иван Степанович Дуркин, И. С. Дуркин, А. В. Дуркина, Агафья Антоновна Дуркина, Василиса Игнатьевна Дуркина. Интересную информацию несут и записанные учеными устные рассказы печорских крестьян о местных книгочеях, владельцах и читателях старинных книг. Но это материал отдельной статьи.

Сведения об авторах. Волкова Татьяна Федоровна — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской филологии Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина (Россия, г. Сыктывкар). E-mail: volkiovatf777@gmail.com Вокуева Татьяна Дмитриевна — председатель московского представительства Межрегионального общественного движения «Русь Печорская», член московского Историко-родословного общества (Россия, г. москва). e-mail: vokuevatd@mail.ru

Список литературы

1. вокуева т. Д. Дуркины, род Анхиных и встреча потомков Анфима // Северные родословия: сборник статей / сост. и отв. ред. Л. Д. Попова. Архангельск, 2008. С. 127-139.
2. волкова т. ф. К вопросу о крестьянских старообрядческих книжных собраниях на Нижней Печоре: род Чупровых. (По материалам Банка данных «Печорская книжность») // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2014. № 1 (7). С. 193-205.
3. волкова т. ф. Мяндины — переписчики, хранители и читатели старинной книги // Вторые Мяндинские чтения: материалы всероссийской научно-практической конференции. 11-12 июля 2010 г., с. Усть-Цильма. В 2 т. Сыктывкар, 2010. Т. 1. С. 86-98.
4. Волкова Т. Ф. Рукописные сборники печорского книжника И. С. Мяндина // Вестник НГУ Серия: История, филология. Новосибирск, 2011. Т. 10, вып. 8: Филология. С. 201-215.
5. Волкова Т. Ф. «Словарь книжников Печоры» (задачи и проблемы издания) // Мир старообрядчества: сборник научных трудов. М., 1998. Вып. 4: Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. Материалы международной научной конференции (Москва, МГУ 21-24 ноября 1995 г.). С. 116-122.
6. Волкова Т. Ф. Усть-цилемский книжник И. С. Мяндин: итоги изучения рукописного наследия // Первые Мяндинские чтения: материалы республиканской научно-практической конференции. С. Усть-Цильма. 12 июля 2008 г. Сыктывкар, 2009. С. 52-66.
7. Грушко е. А., Медведев Ю. М. Фамилии. М., 1998. (Энциклопедии).
8. Малышев в. и. Переписка и деловые бумаги усть-цилемских крестьян XVIII-XIX вв // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 442-457.
9. Малышев в. и. Сведения о собраниях рукописей и старопечатных книг в некоторых городах северных областей // ТОДРЛ. М.; Л., 1940. Т. 4. С. 247-253.
10. Малышев в. и. Отчет о командировке в село Усть-Цильму Коми АССР // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т. 7. С. 469-480.
11. Малышев в. и. Сочинения протопопа Аввакума в собрании Пушкинского дома АН СССР // ТОДРЛ. Л., 1971. Т. 26. С. 312-315.
12. Мацук М. а. Коми край от Бориса Годунова до Петра I: Очерки истории коми крестьянства конца XVI-XVII вв. Сыктывкар, 1993.
13. садиков П. А. Очерки по истории опричнины. М.; Л., 1950.

Tatiana F. Volkova, Tatiana D. Vokueva

BIBLIOPHILES FROM THE PECHORA CLAN OF DURKIN&S (BASED ON THE ARCHIVES AND THE "PECHORA BOOKLORE"

DATABANK)

Abstract. The article describes the contribution of the Pechora peasants from the old Durkin family to the creation and preservation of the Pechora manuscript-book tradition. The clan of Durkin belongs to the oldest in the Pechora. For the first time, the surname Durkin was recorded in the Oust-Tsylma settlement in the Cadastres book from the Pustozersk sentinel books of 1574, which listed the entire male population of Pustozersk district, including the settlement of Oust-Tsylma. One of the recorded representatives of the peasant estates belonged to the Durkin family. Further distribution of the Durkin family name is reflected in the Pustozersky uyezd census book of 1679, where four people with the nickname Durkin are already indicated among the peasants in the settlement of Oust-Tsylma. Sources for the article were the materials of the electronic database of the Lower Pechora bibliophiles, created by philologists of the Syktyvkar University. It uses archival documents, reports on archaeographic expeditions to the Oust-Tsilemsky district of the Komi Republic, field expeditions& diaries and oral stories of Pechora peasants recorded by archaeographers. The article contains owners& and readers& notes of the representatives of the Durkin family, left on the manuscripts which are kept now in the Pechora collections of St. Petersburg and Syktyvkar; the books owned by the Durkin peasants are also briefly described. In addition, the article informs on the origin of the Durkin family and on the history of its individual branches, based on archival documents and oral sources. A special section of the article is dedicated to the last owners of handwritten and old-printed books from the Durkins, who donated to the archeographers some of the personal collections, inherited from their ancestors.

Together, the materials about individual bibliophiles of the Durkin family provide a clearer picture of those who contributed to the preservation of the most valuable sources on the history of the Old Believers& book culture. This article can constitute a basis for the reference book conceived by the authors — the Dictionary of Scribes and Booklore of the Lower Pechora.

Citation. Volkova T. F., Vokueva T. D. Knizhniki iz pechorskogo roda Durkinykh (po mate-rialam arkhivov i banka dannykh «Pechorskaia knizhnost&») [Bibliophiles from the Pechora Clan of Durkins& (Based on the Archives and the "Pechora Booklore" Databank)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2019, no. 4 (28), pp. 258-268. DOI: 10.24411/2224-5391-2019-10409

About the authors. Volkova Tatiana Fedorovna — Dr. Hab. (Philology), Associate Professor of Syktyvkar University (Russia, Syktyvkar). E-mail: volkiovatf777@gmail.com Vokueva Tatiana Dmitrievna — Chairman of the Moscow office of the Inter-Regional Public Movement "Russia Pechorskaya", member of the Moscow Historical and Family Tree Society (Russia, Moscow). E-mail: vokuevatd@mail.ru

References

1. Grushko E. A., Medvedev Yu. M. Familii... (Entsiklopedii) [Surnames ... (Encyclopedias)]. Moscow, 1998.
2. Malyshev V. I. Otchet o komandirovke v selo Ust&-Tsil&mu Komi ASSR [Report on a Business Trip to the Village of Oust-Tsylma, Komi ASSR. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury [Proceedings of the Old Russian Literature Department]. Moscow; Leningrad, 1949, vol. 7, pp. 469-480.
3. Malyshev V. I. Perepiska i delovye bumagi ust&-tsilemskikh krest&ian XVIII-XIX vv. [Correspondence and Business Papers of Oust-Tsylem Peasants of the 18th-19th Centuries]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury [Proceedings of the Old Russian Literature Department]. Moscow; Leningrad, 1962, vol. 18, pp. 442-457.
4. Malyshev V. I. Sochineniia protopopa Avvakuma v sobranii Pushkinskogo doma AN SSSR [Protopop Avvakum Works in the Pushkin House Collection of the USSR Academy of Sciences]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury [Proceedings of the Old Russian Literature Department]. Leningrad, 1971, vol. 26, pp. 312-315.
5. Malyshev V. I. Svedeniia o sobraniiakh rukopisei i staropechatnykh knig v nekotorykh goro-dakh severnykh oblastei [Information about the Collections of Manuscripts and Old Printed Books in Some Cities of the Northern Regions]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury [Proceedings of the Old Russian Literature Department]. Moscow; Leningrad, 1940, vol. 4, pp. 247-253.
6. Matsuk M. A. Komi Krai ot Borisa Godunova do Petra I: Ocherki istorii komi krest&ianstva kontsa XVI-XVII vv. [Komi Region from Boris Godunov to Peter I: Essays on the History of the Komi Peasantry at the End of the 16th-17th Centuries]. Syktyvkar, 1993.
7. Sadikov P. A. Ocherki po istorii oprichniny [Essays on the History of the Oprichnina]. Moscow; Leningrad, 1950.
8. Vokueva T. D. Durkiny, rod Ankhinykh i vstrecha potomkov Anfima [The Durkins, the An-khins& Family and Anfim&s Descendants Meeting]. Severnye rodosloviia: sbornik statei [Northern Genealogies: digest of articles]. Ed. L. D. Popova. Arkhangelsk, 2008, pp. 127-139.
9. Volkova T. F. «Slovar& knizhnikov Pechory» (zadachi i problemy izdaniia) [«The Dictionary of the Scribes of Pechora» (The objectives and problems of publication)]. Mir staroo-briadchestva: sbornik nauchnykh trudov [World of Old Believers: a collection of scientific works], vol. 4. Zhivye traditsii: rezul&taty i perspektivy kompleksnykh issledovanii russkogo staroobriadchestva. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Moskva, MGU, 2124 noiabria 1995 g.) [Living Traditions: Results and Prospects for Comprehensive Studies of Russian Old Believers. Materials of the International Scientific Conference (Moscow: Moscow State University, November 21-24, 1995)]. Moscow, 1998, pp. 116-122
10. Volkova T. F. K voprosu o krest&ianskikh staroobriadcheskikh knizhnykh sobraniiakh na Nizhnei Pechore: rod Chuprovykh. (Po materialam Banka dannykh «Pechorskaia knizh-nost&») [On the Question of Old Believers& Peasant Book Collections on the Lower Pechora: the Chuprovs Family. (According to the materials of the data bank «Pechora books»). Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2014, no. 1 (7), pp. 193-205.
11. Volkova T. F. Miandiny — perepischiki, khraniteli i chitateli starinnoi knigi [The Myan-dyns — Scribes, Custodians and Readers of Old Books]. Vtorye Miandinskie chteniia: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 11-12 iiulia 2010 g., s. Ust&-Tsil&ma. V 2 t. [The Second Myandin Readings: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. July 11-12, 2010, village Oust-Tsylma. In 2 vols.]. Syktyvkar, 2010, vol. 1, pp. 86-98.
12. Volkova T. F. Rukopisnye sborniki pechorskogo knizhnika I. S. Myandina [Handwritten Collections of the Pechora Scribe I. S. Myandin]. Vestnik NGU. Seriia: Istoriia, filologiia [Bulletin of Novosibirsk State University. Series: History, Philology]. Novosibirsk, 2011, vol. 10, no. 8: Philology, pp. 201-215.
13. Volkova T. F. Ust&-tsilemskii knizhnik I. S. Miandin: itogi izucheniia rukopisnogo naslediia [Oust-Tsylemsky Scribe I. S. Myandin: Results of the study of the manuscript heritage]. Per-vye Miandinskie chteniia: materialy respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. S. Ust&-Tsil&ma. 12 iiulia 2008 g. [First Myandin Readings: materials of the Republican Scientific and Practical Conference. Village of Oust-Tsylma. July 12, 2008]. Syktyvkar, 2009, pp. 52-66.
Усть-Цильма старообрядческая книжность печорские книжники род Дуркиных oust-tsylma old believers booklore pechora bibliophile the durkin family
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты