Спросить
Войти

История становления и развития отделов безопасности исправительных учреждений

Автор: указан в статье

В КУРСЕ СОБЫТИИ

Генерал-майор внутренней службы

с. ю. Смирнов,

начальник управления режима и надзора ФСин россии

история становления и развития отделов безопасности исправительных учреждений

В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является основным средством исправления осужденных.

Для обеспечения режима в структуре любой ИК, ЛИУ ЛПУ и КП функционируют отделы безопасности, на которые возложены задачи по обеспечению установленных законом требований режима исполнения и отбывания наказаний, изоляции осужденных, надзора за ними, исполнения возложенных на них обязанностей, реализации их прав и законных интересов.

В современном виде отделы безопасности ИУ появились 20 лет назад - 15 декабря 1992 года и в настоящий момент включают в свою структуру: собственно инспекторский состав отдела безопасности (инспектор, старший инспектор, заместитель начальника, начальник отдела безопасности); группу надзора и дежурную часть. Поэтому обеспечение режима и осуществление надзора в ИУ - взаимосвязанные направления деятельности каждого учреждения.

В царской тюремной системе специальных служб, обеспечивающих режим в современном его понимании, не было. Вместе с тем режимно-правовую изоляцию и охрану осуществляли конвойная стража и надзиратели. Такой персонал, по сути, одновременно обеспечивал установленный порядок в тюрьмах, осуществлял контроль и наблюдение за арестантами, а также их изоляцию.

Генезис царской тюрьмы показывает, что в то или иное время установленный порядок исполнения и отбывания наказания и надзор в этих учреждениях обеспечивали:

недельщики - должностные лица, осуществляющие судебно-полицейские мероприятия и сыск(«Судебник» 1497 года);

тюремные сторожа и целовальники («Соборное уложение» 1649 года);

надзиратели (старшие и младшие надзиратели) из состава тюремной охраны и конвойной стражи, которые комплектовались старослужащими и нестроевыми солдатами (солдатами-инвалидами), и смотрители из числа полицейских чинов (ХУШ-начало ХХ веков).

В 1925 году заместителем наркома внутренних дел М. Болдыревым, начальником ГУМЗ РСФСР Е. Ширвиндтом была утверждена Инструкция по службе работников административно-строевого состава мест заключения. Она определила функциональные обязанности старшего надзирателя, старшего надзирателя по хозяйству, надзирателя, старшего надзирателя по работам, старшего надзирателя по корпусу, младших надзирателей, постовых

надзирателей и т. д. Организация службы суточного надзора возлагалась на дежурного помощника мест заключения.

Непрестижность тюремной службы, трудности комплектования состава учреждений, увеличение побегов и самовольных отлучек спецконтингента привели к тому, что функции надзора были частично переданы осужденным, пользующимся доверием у администрации учреждений. Однако эта мера в условиях роста численности лиц, лишенных свободы, не давала эффекта. Число побегов из лагерей возрастало.

С конца 30-х годов ХХ века функция надзора возлагалась на вольнонаемных работников. На лагерь численностью до 400 заключенных выделялось 5 старших и 20 младших надзирателей, а свыше 400 - добавлялось еще 4 младших надзирателя. Организация надзора возлагалась на дежурного помощника начальника лагеря.

Впервые прообразом для ныне действующих отделов безопасности ИУ послужили организованные в управлениях ИТЛ НКВД СССР отделы режима, а в лагерях численностью заключенных до 15 тыс. человек - отделения. Руководство отделами (отделениями) режима возлагалось на заместителя начальника лагеря по военизированной охране. В лагерях, где такие должности не были предусмотрены штатным расписанием, отделы (отделения) режима подчинялись непосредственно начальникам лагерей. В наиболее крупных лагерях, имеющих в структуре отделения, в штаты вводилась должность старшего инспектора по режиму. На низовом уровне (лагерные пункты, колонны) изменения в штатное расписание не вносились. Однако уже 7 февраля 1940 года вновь созданные отделы (отделения) режима были упразднены в связи с мерами по сокращению расходов на управленческие аппараты в стране.

С целью предупреждения преступности в местах лишения свободы устанавливался круглосуточный контроль за поведением

осужденных в жилых и производственных зонах. На основе этого опыта в декабре 1943 года приказом НКВД СССР «Об организации внутренней надзирательской службы в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД» произведены коренные изменения в организации надзора и надзирательской службы. Во всех ИТЛ и колониях за счет сокращения численности охраны, ранее выделявшейся для дежурства по ИТЛ (колониям) и производственным объектам, а также за счет увеличения численности надзирателей была создана внутренняя надзирательская служба. Надзор стал осуществляться круглосуточно служебным нарядом в составе старшего надзирателя (начальника дежурной смены надзирателей, дежурного надзирателя по штрафному изолятору, дежурных надзирателей по жилым баракам из расчета один надзиратель на 300 осужденных). Управление дежурной сменой возлагалось на начальника лагерного пункта и его заместителя по охране и режиму.

В послевоенные годы (с 1947 года) принимаются меры по реорганизации режима и дифференциации контингента. Они затронули и надзирательную службу, в результате чего она неоднократно переподчинялась различным отделам в составе управлений лагерей и колоний. В итоге это привело лишь к еще большему ослаблению режима содержания осужденных. В условиях военного времени организационные формы надзора за осужденными не изменились, в дальнейшем претерпели изменения только силы и средства надзора, а основные функции остались неизменными. Позднее, в 1954 году, надзира-тельная служба была передана в ведение военизированной стрелковой охраны.

В 1963 году вместо должности заместителя начальника по общим вопросам вводится должность заместителя начальника колонии по оперативно-режимной службе. Вместе с тем была введена штатная должность дежурного помощника начальника колонии

В КУРСЕ СОБЫТИЙ

вместо ранее сложившейся практики назначения дежурного по колонии.

В начале 1970-х годов пересматривается нормативная база обеспечения режима содержания осужденных. Кроме Правил внутреннего распорядка ИТУ введенных приказом МВД СССР № 20-1972, 9 февраля 1973 года приказом МВД СССР № 32 вводится в действие Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в ИТК. В ней отмечается, что надзор (равно как и охрана) осуществляется специальными воинскими подразделениями, находящимися в составе внутренних войск МВД СССР.

Совместным указанием ГУИТУ МВД СССР и ГУЛИТУ МВД СССР от 28 августа 1978 года была создана режимная служба в системе ИТУ и введено временное Примерное положение о режимной части исправительно-трудовой колонии.

Новая служба оказала положительное влияние на укрепление правопорядка в колониях. 28 мая 1982 года совместным указанием ГУИТУ и ГУЛИТУ МВД СССР было введено Положение о режимной службе ГУИТУ, Глав-спецлеса МВД СССР, ГУИТУ, УИТУ, ОИТУ МВД союзных и автономных республик, ГУВД, УВД крайоблгорисполкомов, УЛИТУ и исправительно-трудовых колоний.

В соответствии с этим Положением к режимной службе относились режимные отделы, отделения, группы и части, являющиеся структурными подразделениями соответственно ГУИТУ, ГУЛИТУ, УИТУ, ОИТУ, УЛИТУ, ИТУ.

Режимные части ИТУ в соответствии с Положением руководили службой войсковых нарядов, контролеров путем постановки перед ними конкретных задач по выполнению планов надзора и осуществляли контроль за выполнением этих планов.

Однако режимные части просуществовали недолго. В 1988 году приказом МВД СССР от 7 января был утвержден Перечень структурных подразделений и должностей системы ИТУ, в котором было предусмо-

трено объединение оперативной и режимной частей в оперативно-режимный отдел (группу). А в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.10.1992 № 812 «О первоочередных мерах по реализации Закона Российской Федерации "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"», осуществлена передача функций надзора за осужденными, отбывающими наказание в исправительно-трудовых колониях. Такие функции с внутренних войск были сняты и возложены на органы МВД России, исполняющие наказания.

Включение в отделы безопасности дежурных частей с персоналом надзора было правильной и в дальнейшем оправдавшей себя нормой, так как задачи по организации режима подразумевают, прежде всего, осуществление постоянного контроля за осужденными, слежения за местами их размещения и работы.

Действенность и своевременность предпринятых мер подтверждаются фактами: в 1992 году в учреждениях было совершено 2739 побегов, в том числе 335 - из-под охраны, а в 1993 году их было допущено уже 606, в том числе 149 - из-под охраны. Количество убийств за один год снизилось с 226 до 103, действий, дезорганизующих работу учреждений, - с 40 до 23.

В настоящий момент общая численность отделов безопасности ИК, ЛИУ, ЛПУ и КП составляет около 40 тыс. человек, работа которых во многом определяет порядок исполнения наказания в виде лишения свободы.

В свою 20-ю годовщину образования отделов, несмотря на всевозможные трудности объективного и субъективного характера, личный состав отделов безопасности с честью выполняет стоящие перед ним служебные задачи, умеет правильно ориентироваться во внезапно возникающих сложных ситуациях и принимать профессионально выверенные меры для их оперативного разрешения, вносит свой достойный вклад в укрепление правопорядка в УИС. ■

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты