Спросить
Войти

Проблемы снабжения населения Красноярского края продуктами питания в период продовольственного кризиса 1946-1947 гг

Автор: указан в статье

УДК 908(09)+94](571.51)

Н. В. ЧЕБЕРЯК

Красноярский государственный торгово-экономический институт

ПРОБЛЕМЫ СНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КРИЗИСА 1946-1947 гг.

В статье, на примере Красноярского края, анализируются проблемы снабжения населения продуктами питания в период продовольственного кризиса 1946—1947 гг. Итоги исследования, основанного на документах из фондов государственного архива Красноярского края, уточняют и дополняют отдельные положения отечественной исторической науки по данной теме. Анализ причин послевоенного продовольственного кризиса может быть учтен при разработке программ федерального и регионального уровня по обеспечению продовольственной безопасности населения РФ в современных условиях.

Завершение Великой Отечественной войны поставило перед государством необходимость скорейшего решения продовольственной проблемы. В четвёртом пятилетнем плане развития народного хозяйства было намечено в ближайшее время превзойти довоенный уровень потребления. Но вместо обещанного наступления продовольственного изобилия страну охватил тяжелейший продовольственный кризис 1946-1947 гг.

До конца 1947 г. в стране продолжала действовать система снабжения населения продовольствием по установленным нормам из централизованных фондов. К основным нормируемым продовольственным товарам относились хлеб, сахар, мясо- и рыбопродукты, растительные и животные жиры, крупа и макаронные изделия. Помимо них население Красноярского края обеспечивалось картофелем и овощами из местных ресурсов по нормам, устанавливаемым исполкомами местных советов. Снабжение хлебом отличалось от снабжения другими продуктами питания. Если хлебом по карточкам обеспечивалось все население всех без исключения городов и рабочих поселков, то на мясо, рыбу, крупу и макаронные изделия карточная система вводилась далеко не везде. Норма хлеба была дневной, а по всем остальным продуктам месячной и, в отличие от других продуктов

питания, хлеб никогда не выдавался в виде заменителей.

В планах и отчётах о реализации рыночного фонда хлеба последний делился на три части: городской, целевой и сельский фонды, которые, соответственно, направлялись на обеспечение трёх больших групп потребителей.

Данные о составе и численности контингента, состоявшего на государственном снабжении хлебом в Красноярском крае в период с января 1946 по январь 1947 гг. представлены в табл. 1. От общего количества в 1 223 418 человек, принятых на государственное снабжение хлебом в январе 1946 г., в городах и рабочих посёлках проживало чуть более одной трети контингента(34,0 %) [1]. Наиболее многочисленный контингент, снабжаемый по городским нормам, был сосредоточен непосредственно в краевом центре и на январь 1946 г. составлял 179 204 человека. Из фондов целевых организаций хлебом и продовольствием обеспечивались работники предприятий основных отраслей промышленности (военной, топливной, металлургической, энергетической, золотодобывающей, железнодорожного и водного транспорта), проживающие преимущественно в сельской местности. Численность этой группы потребителей в январе 1946 г. составляла 34,1 % от общего числа, состоящих

Численность контингента, принятого на снабжение хлебом в Красноярском крае по состоянию январь месяц 1946 и 1947 гг.» [22, 23]

Таблица 1

Контингент, принятый на снабжение хлебом по: Весь контингент В том числе

Работающие Иждивенцы Дети

1946 г. 1947 г. 1946 г. 1947 г. 1946 г. 1947 г. 1946 г. 1947 г.
1) городскому фонду 416491 523800 204119 261300 98016 85000 110442 177500
2) целевому фонду 417399 83624 173617 62945 110469 6770 133259 13909
3) сельскому фонду 389528 48926 162496 47451 87068 1475 127124 -

Всего по краю 1223418 656350 540286 371696 295553 93245 370825 191409

на нормированном снабжении хлебом [2]. По сельскому фонду хлебом снабжалась часть сельского населения, не связанного с сельским хозяйством (учителя, медработники, педагогический персонал детских внешкольных учреждений, совпартактив, гидротехники, инвалиды Отечественной войны и др.). В крае сельские жители составляли 31,8 % от общего числа обеспечиваемых хлебом за счёт государства [3]. Продовольственные карточки в сельских местностях не вводились, хлеб и другие продовольственные товары отпускались по талонам и спискам.

Для снабжения населения продуктами питания действовали четыре группы карточек: для рабочих, служащих иждивенцев и детей до 12 лет. Преимущество в снабжении продовольствием отдавалось трудящимся ведущих отраслей народного хозяйства. Так, на продовольственное снабжение в Красноярском крае в январе 1946 г. было принято 71 предприятие с общей численностью планового контингента в 611 787 человек [4].

Ряд российских историков, в том числе В. Ф. Зима, которому принадлежит наиболее обстоятельное исследование происхождения и последствий послевоенного голода, полагает, что таковой свирепствовал в СССР с ноября 1946 г. по август 1947 г. [5]. Однако документы местных архивохранилищ позволяют достоверно судить о том, что снабжение населения края продовольствием стало заметно ухудшаться уже в весной 1945 г. Продовольственный кризис был опосредован комплексом причин. Состояние сельского хозяйства в Красноярском крае в первые послевоенные было особенно тяжёлым. За годы войны площадь посева зерновых культур в крае сократились на 29 %, снизилась их урожайность. По сравнению с довоенным уровнем резко сократилось поголовье скота. Количество лошадей в 1945 г. составило 243,7 тыс. голов против 360,7 тыс. голов в 1940 г., свиней — 171,9 тыс. голов против 339,8 тыс. голов, овец и коз 1097,1 против 1565,1 тыс. голов соответственно [6]. Весной

1945 г. в сельских районах Красноярского края были зафиксированы первые вспышки голода и распространение сопутствующих ему заболеваний. Тогда же в крайком ВКП(б) стали поступать сообщения «об исключительно тяжёлом состоянии с продовольствием у колхозников». Получив от 0,1 до 0,3 кг хлеба в оплату трудодней в период хлебозаготовительной компании 1944 г., колхозники израсходовали его уже осенью, после чего они питались только овощами и картофелем из собственных огородов, когда и эти скромные запасы иссякли, люди стали есть траву и опухать от голода. Случаи опухания людей были отмечены в колхозах Алтайского, Боградского, Болыне-Муртинского, Назаровского, Пировского и других районах Красноярского края [7]. В конце 1945 г. в двадцати районах Красноярского края и девяти районах Хакасской автономной области зарегистрировано около 22 случаев дистрофии как среди взрослого населения, так и среди детей [8].

Лето 1945 г. в Красноярском крае оказалось засушливым. В этот год колхозники края собрали самый низкий за последние 9 лет урожай [9]. Но даже в этих условиях план хлебозаготовок краем был перевыполнен за счёт сдачи государству зерна из семенного фонда и фонда, распределяемого среди крестьян в форме натуроплаты за трудодни.

В 1946 г. Красноярский край не пострадал от природных катаклизмов, охвативших зерновые районы европейской части России и соседние с краем территории (Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую и Омскую области). Однако правительство, при-

бегнув к методам продразвёрстки, принудило колхозников края сдать в закрома Родины 31 млн пудов хлеба. Осенью 1946 г. в связи с неурожаем правительством было принято решение с 1 октября 1946 г. перейти на режим «экономии в расходовании хлеба», который предполагал сокращение контингентов снабжаемого населения, проживающего в сельской местности, и снятие с пайкового снабжения хлебом в городах и рабочих поселках части неработающих взрослых иждивенцев. В целом по стране контингенты населения, снабжаемого хлебом, были ограничены до 60 млн чел. [10]. «Режим экономии», прежде всего, коснулся восточных регионов страны. С октября по декабрь 1946 г. с в Красноярском крае с централизованного снабжения хлебом было снято 648 524 человека, или 52 % получавших до этого хлеб по карточкам (табл. 1). Сокращение контингента, состоящего на нормированном снабжении, способствовало расширению географии голода и его последствий.

В 1945 г. продовольственный кризис затронул не только сельских жителей края, но и городское население, находящееся на нормированном снабжении, включая тружеников ведущих отраслей народного хозяйства, рабочих оборонных заводов и контингент социально-бытовых учреждений (детские дома, дома инвалидов, больницы, лечебницы для туберкулёзных больных и другие закрытые учреждения), снабжению которых государство традиционно уделяло повышенное внимание. Уже весной 1945 г. рабочие промышленности испытывали трудности с отовариванием карточек. Так, например, с апреля по июнь 1945 г. не отоваривались продовольственные карточки работников Лебяжинского химлесхоза, одного из самых крупных предприятий Красноярского края в отрасли химической промышленности [11]. Причиной нехватки продовольствия в городе стал срыв поставок продовольствия в регион. Объёмы выделяемых продовольственных фондов были невелики и практически никогда не отоваривались полностью. В годы войны в Красноярском крае был создан мощный оборонный комплекс, стимулирующий рост городов, поэтому при общем сокращении населения края, численность городского населения постоянно увеличивалась [12]. Как показал анализ документов, степень недопоставки продовольствия по централизованным фондам была весьма существенной и в 1945 г. составляла в среднем одну четверть от общего объёма фонда (табл. 2). Наибольшие недопоставки продовольственных товаров имели место в IV квартале 1945 г. Поэтому даже нормированное снабжение не обеспечивало потребностей городского населения в продуктах питания.

В это же время повсеместно распространилась выдача продуктов в виде заменителей даже социально-бытовым учреждениям и магазинам, обслуживающим совпартактив [13].

Причины задержек и срывов отоваривания фондов объясняются не только отсутствием продовольствия, но и отсталостью инфраструктуры торговли (неразвитость оптово-розничных звеньев и транспортных коммуникаций). Нередко поставщики, мотивируя недостатком транспорта, перекладывали всю заботу по организации грузоперевозок продовольствия из глубинок на фондодержателей, в том числе мелких, ограничившись при этом выдачей распоряжения на отпуск продукции с заводов, находившихся порой за сотни километров от железных дорог и водных магистралей. Продукты не доходили до потребителя, поскольку портились на складах и уничтожались во время транспортировок [ 14]. В г. Артёмовске Красноярского края из-за отсутствия транспорта

Обеспечение населения Красноярского края по рыночному фонду основными видами продовольственных товаров (в тоннах) [24]

Наименование продуктов Отоваривание фондов за 1945 г. Отоваривание фондов за IV квартал 1945 г.

Выделено по плану Фактически получено Соотношение плановых и фактических поставок,% Выделено по плану Фактически получено Соотношение плановых и фактических поставок, %

Молоко - - - 2900 900 31,0

Растительные жиры 1081 772 71,5 313 58 18,5

Рыбопродукты - - 75,5 6130 3570 51,2

Рыба 4611 3449 74,6 1210 927 42,1

в местном отделении Красторга, организующего снабжение населения, в течение 1945 года не было завезено никаких продуктов, даже поставки хлеба проходили с перебоями в 10 — 15 дней. Имело место, когда инвалиды войны избивали совпартактив, а жёны фронтовиков бросали своих детей в райкоме и уходили [15].

Из-за ограниченности фондов продовольствие распределялось по торговой сети неравномерно. В первую очередь продукты поступали в магазины, к которым для снабжения были прикреплены совпартактив и члены их семей, инвалиды Отечественной войны. Другие магазины снабжались по остаточному принципу. По свидетельству документов в ряде магазинов Минусинска, не относящихся к числу «привилегированных», карточки на хлеб не отоваривались по 4 —5 дней. Только за две недели декабря

1946 г. жители Минусинска не смогли выкупить по карточкам 13 248 кг хлеба [16].

Значительная часть продуктов, выделяемых по фондам, уходила в сферу теневой экономики. В период действия карточной системы всевозможные махинации с карточками: незаконная их выдача и хищение из карточных бюро, предприятий и типографий, подпольное печатанье карточек были широко распространены и служили одним из каналов теневого перераспределения продовольствия. Только август 1946 г. на Красноярском паровозостроительном заводе было украдено 36 тонн хлеба, путём незаконной выдачи карточек лицам, не работающим на заводе и не имеющим право на их получение. Для сравнения: месячная потребность в хлебе города Артё-мовска, где на снабжении состояло 3240 человек, составляла 28,5 тонны [17]. За период с октября 1946 г. по март 1947 г. прокуратурой края было заведено и расследовано 204 уголовных дела о «разбазаривании» и расхищении хлебных и продовольственных фондов и злоупотреблении продовольственными карточками. В результате к уголовной ответственности были привлечены 382 человека.

Широкому распространению хищений в карточной системе способствовало и то, что в годы войны не было выработано надёжной системы контроля за правильным отовариванием карточек, расходованием хлеба и других продуктов. В послевоенное время правительство поставило задачу в ближайшее время отменить карточную систему распределения, а потому не видело смысла в её реформировании. В то же время контроль государства функционированием механизма распределения продовольствия значительно ослаб. Так, например, в 1944 году из 33 действовавших

по краю карточных бюро госторгинспекцией было обревизовано только 14 [18].

Сами карточные бюро, возложенные на них контрольно-ревизионные функции по установлению правильности принятия на снабжение контингентов в организациях, предприятиях и домоуправлениях выполняли весьма посредственно. Причину этого сибирский исследователь А. В. Шалак видит в малочисленности аппарата карточных бюро [ 19]. Материалы архивохранилищ Красноярского края подтверждают эту точку зрения. Вплоть до октября 1946 г. численность населения, состоящего на государственном снабжении хлебом, постоянно увеличивалась. Проверка контингентов, принятых на снабжение, и правильности отнесения данного контингента к одной из категорий снабжения, приём и погашение карточек, ревизия магазинов находились в ведении неопытного и чрезмерно загруженного персонала. Аппарат большинства городских и районных карточных бюро и карточноучётных бюро, состоящий из 3 — 4 человек, не справлялся со своими обязанностями. Так, абаканским карточным бюро за три месяца 1946 года из трёхсот подконтрольных организаций не проверено ни одной [20].

Безусловно, государство пыталось бороться с теневым перераспределением товаров, однако делало это руками тех, кто сам непосредственно участвовал в махинациях продовольствием. Как показал анализ документов, значительная часть хищений совершалась работниками карточных бюро. Только за месяц работы краевой комиссии по проверке аппарата карточной системы, учрежденной в рамках мероприятий по выполнении. Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) «Об экономии в расходовании хлеба», были привлечены к уголовной ответственности и приговорены к наказанию за нарушение правильности выдачи карточек 83 работника карточных и учётных бюро [21].

Таким образом, продовольственный кризис в Красноярском крае обозначился раньше, чем в центральных регионах России и был опосредован комплексом причин. Наряду с резким сокращением продовольственных ресурсов в результате кризисного состояния сельского хозяйства, причиной голода стали неверные действия властей по организации снабжения региона продовольствием, неразвитость инфраструктуры торговли, существование теневого распределения товаров и ресурсов. Названные явления в распределительных отношениях коренились в политико-экономических основах советского государства, а потому их невозможно было искоренить за короткий срок.

Библиографический список

1. КГБУ ГАКК. Ф.П-26, Оп. 16. Д. 632. Л. 50.
2. КГБУ ГАКК. Ф.П-26, Оп. 16. Д. 632. Л. 44, 45
3. КГБУ ГАКК. Ф.П-26, Оп. 16. Д. 632. Л. 44, 45.
4. КГБУ ГАКК. Ф.П-26, Оп. 16. Д. 632. Л. 65.
5. Зима, В. Ф. Голод в СССР 1946—1947 годов: происхождение и последствия / В. Ф. Зима. — Москва : Ин-т российской истории РАН, 1996. — С. 65.
6. КГБУ ГАКК. Ф.П-26. Оп. 15. Д. 15. Л. 285.
7. Ценюга, И. Н. Сельское хозяйство Красноярского края в послевоенный период / И. Н. Ценюга// Красноярский край — 70 лет исторического пути: матер. V Краеведческих чтений. Красноярск, ноябрь 2004 г. / Ред. В. И. Фёдорова, Т. Л. Савельева. — Красноярск, 2005. — С. 57.
8. КГБУ ГАКК. Ф.П-26. Оп. 15. Д. 16. Л. 59.
9. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 123. Д. 348. Л. 29.
10. Орлов, И. Б. Советская повседневность: исторические и социологические аспекты становления/И. Б. Орлов. — М., 2008. — С. 131.
11. КГБУ ГАКК. Ф.П-26. Оп. 16. Д. 637. Л. 60.
12. КГБУ ГАКК. Ф.П-26. Оп. 15. Д 15. Л. 57.
13. КГБУ ГАКК. Ф.П-26. Оп. 15. Д. 12. Л. 66. Ф.П-26. Оп. 15. Д. 470. Л. 7
14. КГБУ ГАКК. Ф.П-26. Оп. 15. Д. 480. Д. 4, 4об.
15. КГБУ ГАКК. Ф.П-26. Оп. 15. Д. 476. Л. 164, 165.
16. КГБУ ГАКК. Ф. П-26, Оп 16. Д. 626. Л. 14, 44.
17. КГБУ ГАКК. Ф.П-26. Оп. 16. Д. 632. Л. 5.
18. КГБУ ГАКК. Ф.П-26. Оп. 16. Д. 632. Л. 5.
19. Шалак, А. В. Социальные проблемы населения Восточной Сибири: (1940-1950гг.)/А. В. Шалак. - Иркутск: ИГЭА,2000. -С. 97.
20. МУ «Архив г. Ачинска» Ф. 513. Оп. 1. Д. 3. Л. 46, 46, об.
21. КГБУ ГАКК. Ф.П-26. Оп. 16. Д. 632. Л. 67.
22. КГБУ ААКК. П-26. Оп. 16. Д. 632. Л. 44, 48, 49, 50, 74
23. КГБУ ААКК. П-26. Оп. 15. Д. 472. Л. 22
24. КГБУ ААКК Ф.П-26. Оп. 16. Д. 624. Л. 4, 23, 56

ЧЕБЕРЯК Наталья Васильевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук.

Адрес для переписки: e-mail: che-tasha@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2010 г.

© Н. В. Чеберяк

УДК 001.89 057.875(47+57) Ю. В. БЕЛЯНИНА

«1946/55»

Омский государственный технический университет

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

РУКОВОДСТВО, ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ (1946-1955 гг.)________________________

В статье на основе законодательных и нормативных актов, а также архивных материалов рассматриваются основные формы организации научных исследований студентов, ее функции и результаты; руководство и финансирование студенческой науки.

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса и, следовательно, быстро адаптироваться к условиям развития современной экономики.

Законодательно эта форма работы студентов была заложена в 1950-е гг., когда вышло «Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений», утвержденное в декабре 1953 г. [ 1 ], подкрепляемое инструктивным письмом о проведении городских смотров студенческих научных работ [2]. В 1940-е годы научная деятельность студентов регламентировалась «Положением о научно-исследовательской деятельности высших учебных заведении» 1944 г. [3].

Обращаясь к историографии вопроса, следует отметить, что разработка этой проблемы отличается невысокой степенью изученности.

К исследованиям, рассматривающим развитие вузов и конкретно студенческую науку, можно от-

нести монографии В. П. Елютина, Е. В. Чуткерашвили, Г. А. Будник, К. Т. Галкина и других [4 — 7].

Серьезное обсуждение научно-исследовательской деятельности студентов в 1940 — 1950 годы происходило на страницах журнала «Вестник высшей школы» [8—10]. Данные работы дают ценный материал о структуре, функциях и методах работы научных кружков, основных проблемах студенческой науки и способах их решения.

Студенческая научная работа, ее задачи и формы наиболее полно описаны в монографии Л. Г. Квитки-ной [11]. Деятельность комсомольских организаций по усилению научной деятельности студентов и ее руководстве рассматривается в справочниках о работе комсомольских организаций в высших учебных заведениях [12,13].

Основной целью научно-исследовательской работы студентов является формирование и усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование форм привлечения молодежи к научной, конструкторской и творческой деятельности, что обеспечивает единство учебного, науч-

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты