УДК 908(09)+94](571.51)
Н. В. ЧЕБЕРЯК
Красноярский государственный торгово-экономический институт
ПРОБЛЕМЫ СНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ В ПЕРИОД ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КРИЗИСА 1946-1947 гг.
В статье, на примере Красноярского края, анализируются проблемы снабжения населения продуктами питания в период продовольственного кризиса 1946—1947 гг. Итоги исследования, основанного на документах из фондов государственного архива Красноярского края, уточняют и дополняют отдельные положения отечественной исторической науки по данной теме. Анализ причин послевоенного продовольственного кризиса может быть учтен при разработке программ федерального и регионального уровня по обеспечению продовольственной безопасности населения РФ в современных условиях.
Завершение Великой Отечественной войны поставило перед государством необходимость скорейшего решения продовольственной проблемы. В четвёртом пятилетнем плане развития народного хозяйства было намечено в ближайшее время превзойти довоенный уровень потребления. Но вместо обещанного наступления продовольственного изобилия страну охватил тяжелейший продовольственный кризис 1946-1947 гг.
До конца 1947 г. в стране продолжала действовать система снабжения населения продовольствием по установленным нормам из централизованных фондов. К основным нормируемым продовольственным товарам относились хлеб, сахар, мясо- и рыбопродукты, растительные и животные жиры, крупа и макаронные изделия. Помимо них население Красноярского края обеспечивалось картофелем и овощами из местных ресурсов по нормам, устанавливаемым исполкомами местных советов. Снабжение хлебом отличалось от снабжения другими продуктами питания. Если хлебом по карточкам обеспечивалось все население всех без исключения городов и рабочих поселков, то на мясо, рыбу, крупу и макаронные изделия карточная система вводилась далеко не везде. Норма хлеба была дневной, а по всем остальным продуктам месячной и, в отличие от других продуктов
питания, хлеб никогда не выдавался в виде заменителей.
В планах и отчётах о реализации рыночного фонда хлеба последний делился на три части: городской, целевой и сельский фонды, которые, соответственно, направлялись на обеспечение трёх больших групп потребителей.
Данные о составе и численности контингента, состоявшего на государственном снабжении хлебом в Красноярском крае в период с января 1946 по январь 1947 гг. представлены в табл. 1. От общего количества в 1 223 418 человек, принятых на государственное снабжение хлебом в январе 1946 г., в городах и рабочих посёлках проживало чуть более одной трети контингента(34,0 %) [1]. Наиболее многочисленный контингент, снабжаемый по городским нормам, был сосредоточен непосредственно в краевом центре и на январь 1946 г. составлял 179 204 человека. Из фондов целевых организаций хлебом и продовольствием обеспечивались работники предприятий основных отраслей промышленности (военной, топливной, металлургической, энергетической, золотодобывающей, железнодорожного и водного транспорта), проживающие преимущественно в сельской местности. Численность этой группы потребителей в январе 1946 г. составляла 34,1 % от общего числа, состоящих
Численность контингента, принятого на снабжение хлебом в Красноярском крае по состоянию январь месяц 1946 и 1947 гг.» [22, 23]
Таблица 1
Контингент, принятый на снабжение хлебом по: Весь контингент В том числе
Работающие Иждивенцы Дети
Всего по краю 1223418 656350 540286 371696 295553 93245 370825 191409
на нормированном снабжении хлебом [2]. По сельскому фонду хлебом снабжалась часть сельского населения, не связанного с сельским хозяйством (учителя, медработники, педагогический персонал детских внешкольных учреждений, совпартактив, гидротехники, инвалиды Отечественной войны и др.). В крае сельские жители составляли 31,8 % от общего числа обеспечиваемых хлебом за счёт государства [3]. Продовольственные карточки в сельских местностях не вводились, хлеб и другие продовольственные товары отпускались по талонам и спискам.
Для снабжения населения продуктами питания действовали четыре группы карточек: для рабочих, служащих иждивенцев и детей до 12 лет. Преимущество в снабжении продовольствием отдавалось трудящимся ведущих отраслей народного хозяйства. Так, на продовольственное снабжение в Красноярском крае в январе 1946 г. было принято 71 предприятие с общей численностью планового контингента в 611 787 человек [4].
Ряд российских историков, в том числе В. Ф. Зима, которому принадлежит наиболее обстоятельное исследование происхождения и последствий послевоенного голода, полагает, что таковой свирепствовал в СССР с ноября 1946 г. по август 1947 г. [5]. Однако документы местных архивохранилищ позволяют достоверно судить о том, что снабжение населения края продовольствием стало заметно ухудшаться уже в весной 1945 г. Продовольственный кризис был опосредован комплексом причин. Состояние сельского хозяйства в Красноярском крае в первые послевоенные было особенно тяжёлым. За годы войны площадь посева зерновых культур в крае сократились на 29 %, снизилась их урожайность. По сравнению с довоенным уровнем резко сократилось поголовье скота. Количество лошадей в 1945 г. составило 243,7 тыс. голов против 360,7 тыс. голов в 1940 г., свиней — 171,9 тыс. голов против 339,8 тыс. голов, овец и коз 1097,1 против 1565,1 тыс. голов соответственно [6]. Весной
Лето 1945 г. в Красноярском крае оказалось засушливым. В этот год колхозники края собрали самый низкий за последние 9 лет урожай [9]. Но даже в этих условиях план хлебозаготовок краем был перевыполнен за счёт сдачи государству зерна из семенного фонда и фонда, распределяемого среди крестьян в форме натуроплаты за трудодни.
В 1946 г. Красноярский край не пострадал от природных катаклизмов, охвативших зерновые районы европейской части России и соседние с краем территории (Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую и Омскую области). Однако правительство, при-
бегнув к методам продразвёрстки, принудило колхозников края сдать в закрома Родины 31 млн пудов хлеба. Осенью 1946 г. в связи с неурожаем правительством было принято решение с 1 октября 1946 г. перейти на режим «экономии в расходовании хлеба», который предполагал сокращение контингентов снабжаемого населения, проживающего в сельской местности, и снятие с пайкового снабжения хлебом в городах и рабочих поселках части неработающих взрослых иждивенцев. В целом по стране контингенты населения, снабжаемого хлебом, были ограничены до 60 млн чел. [10]. «Режим экономии», прежде всего, коснулся восточных регионов страны. С октября по декабрь 1946 г. с в Красноярском крае с централизованного снабжения хлебом было снято 648 524 человека, или 52 % получавших до этого хлеб по карточкам (табл. 1). Сокращение контингента, состоящего на нормированном снабжении, способствовало расширению географии голода и его последствий.
В 1945 г. продовольственный кризис затронул не только сельских жителей края, но и городское население, находящееся на нормированном снабжении, включая тружеников ведущих отраслей народного хозяйства, рабочих оборонных заводов и контингент социально-бытовых учреждений (детские дома, дома инвалидов, больницы, лечебницы для туберкулёзных больных и другие закрытые учреждения), снабжению которых государство традиционно уделяло повышенное внимание. Уже весной 1945 г. рабочие промышленности испытывали трудности с отовариванием карточек. Так, например, с апреля по июнь 1945 г. не отоваривались продовольственные карточки работников Лебяжинского химлесхоза, одного из самых крупных предприятий Красноярского края в отрасли химической промышленности [11]. Причиной нехватки продовольствия в городе стал срыв поставок продовольствия в регион. Объёмы выделяемых продовольственных фондов были невелики и практически никогда не отоваривались полностью. В годы войны в Красноярском крае был создан мощный оборонный комплекс, стимулирующий рост городов, поэтому при общем сокращении населения края, численность городского населения постоянно увеличивалась [12]. Как показал анализ документов, степень недопоставки продовольствия по централизованным фондам была весьма существенной и в 1945 г. составляла в среднем одну четверть от общего объёма фонда (табл. 2). Наибольшие недопоставки продовольственных товаров имели место в IV квартале 1945 г. Поэтому даже нормированное снабжение не обеспечивало потребностей городского населения в продуктах питания.
В это же время повсеместно распространилась выдача продуктов в виде заменителей даже социально-бытовым учреждениям и магазинам, обслуживающим совпартактив [13].
Причины задержек и срывов отоваривания фондов объясняются не только отсутствием продовольствия, но и отсталостью инфраструктуры торговли (неразвитость оптово-розничных звеньев и транспортных коммуникаций). Нередко поставщики, мотивируя недостатком транспорта, перекладывали всю заботу по организации грузоперевозок продовольствия из глубинок на фондодержателей, в том числе мелких, ограничившись при этом выдачей распоряжения на отпуск продукции с заводов, находившихся порой за сотни километров от железных дорог и водных магистралей. Продукты не доходили до потребителя, поскольку портились на складах и уничтожались во время транспортировок [ 14]. В г. Артёмовске Красноярского края из-за отсутствия транспорта
Обеспечение населения Красноярского края по рыночному фонду основными видами продовольственных товаров (в тоннах) [24]
Наименование продуктов Отоваривание фондов за 1945 г. Отоваривание фондов за IV квартал 1945 г.
Выделено по плану Фактически получено Соотношение плановых и фактических поставок,% Выделено по плану Фактически получено Соотношение плановых и фактических поставок, %
Молоко - - - 2900 900 31,0
Растительные жиры 1081 772 71,5 313 58 18,5
Рыбопродукты - - 75,5 6130 3570 51,2
Рыба 4611 3449 74,6 1210 927 42,1
в местном отделении Красторга, организующего снабжение населения, в течение 1945 года не было завезено никаких продуктов, даже поставки хлеба проходили с перебоями в 10 — 15 дней. Имело место, когда инвалиды войны избивали совпартактив, а жёны фронтовиков бросали своих детей в райкоме и уходили [15].
Из-за ограниченности фондов продовольствие распределялось по торговой сети неравномерно. В первую очередь продукты поступали в магазины, к которым для снабжения были прикреплены совпартактив и члены их семей, инвалиды Отечественной войны. Другие магазины снабжались по остаточному принципу. По свидетельству документов в ряде магазинов Минусинска, не относящихся к числу «привилегированных», карточки на хлеб не отоваривались по 4 —5 дней. Только за две недели декабря
Значительная часть продуктов, выделяемых по фондам, уходила в сферу теневой экономики. В период действия карточной системы всевозможные махинации с карточками: незаконная их выдача и хищение из карточных бюро, предприятий и типографий, подпольное печатанье карточек были широко распространены и служили одним из каналов теневого перераспределения продовольствия. Только август 1946 г. на Красноярском паровозостроительном заводе было украдено 36 тонн хлеба, путём незаконной выдачи карточек лицам, не работающим на заводе и не имеющим право на их получение. Для сравнения: месячная потребность в хлебе города Артё-мовска, где на снабжении состояло 3240 человек, составляла 28,5 тонны [17]. За период с октября 1946 г. по март 1947 г. прокуратурой края было заведено и расследовано 204 уголовных дела о «разбазаривании» и расхищении хлебных и продовольственных фондов и злоупотреблении продовольственными карточками. В результате к уголовной ответственности были привлечены 382 человека.
Широкому распространению хищений в карточной системе способствовало и то, что в годы войны не было выработано надёжной системы контроля за правильным отовариванием карточек, расходованием хлеба и других продуктов. В послевоенное время правительство поставило задачу в ближайшее время отменить карточную систему распределения, а потому не видело смысла в её реформировании. В то же время контроль государства функционированием механизма распределения продовольствия значительно ослаб. Так, например, в 1944 году из 33 действовавших
по краю карточных бюро госторгинспекцией было обревизовано только 14 [18].
Сами карточные бюро, возложенные на них контрольно-ревизионные функции по установлению правильности принятия на снабжение контингентов в организациях, предприятиях и домоуправлениях выполняли весьма посредственно. Причину этого сибирский исследователь А. В. Шалак видит в малочисленности аппарата карточных бюро [ 19]. Материалы архивохранилищ Красноярского края подтверждают эту точку зрения. Вплоть до октября 1946 г. численность населения, состоящего на государственном снабжении хлебом, постоянно увеличивалась. Проверка контингентов, принятых на снабжение, и правильности отнесения данного контингента к одной из категорий снабжения, приём и погашение карточек, ревизия магазинов находились в ведении неопытного и чрезмерно загруженного персонала. Аппарат большинства городских и районных карточных бюро и карточноучётных бюро, состоящий из 3 — 4 человек, не справлялся со своими обязанностями. Так, абаканским карточным бюро за три месяца 1946 года из трёхсот подконтрольных организаций не проверено ни одной [20].
Безусловно, государство пыталось бороться с теневым перераспределением товаров, однако делало это руками тех, кто сам непосредственно участвовал в махинациях продовольствием. Как показал анализ документов, значительная часть хищений совершалась работниками карточных бюро. Только за месяц работы краевой комиссии по проверке аппарата карточной системы, учрежденной в рамках мероприятий по выполнении. Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) «Об экономии в расходовании хлеба», были привлечены к уголовной ответственности и приговорены к наказанию за нарушение правильности выдачи карточек 83 работника карточных и учётных бюро [21].
Таким образом, продовольственный кризис в Красноярском крае обозначился раньше, чем в центральных регионах России и был опосредован комплексом причин. Наряду с резким сокращением продовольственных ресурсов в результате кризисного состояния сельского хозяйства, причиной голода стали неверные действия властей по организации снабжения региона продовольствием, неразвитость инфраструктуры торговли, существование теневого распределения товаров и ресурсов. Названные явления в распределительных отношениях коренились в политико-экономических основах советского государства, а потому их невозможно было искоренить за короткий срок.
Библиографический список
ЧЕБЕРЯК Наталья Васильевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук.
Адрес для переписки: e-mail: che-tasha@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 29.03.2010 г.
© Н. В. Чеберяк
УДК 001.89 057.875(47+57) Ю. В. БЕЛЯНИНА
«1946/55»
Омский государственный технический университет
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
РУКОВОДСТВО, ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ (1946-1955 гг.)________________________
В статье на основе законодательных и нормативных актов, а также архивных материалов рассматриваются основные формы организации научных исследований студентов, ее функции и результаты; руководство и финансирование студенческой науки.
Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса и, следовательно, быстро адаптироваться к условиям развития современной экономики.
Законодательно эта форма работы студентов была заложена в 1950-е гг., когда вышло «Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений», утвержденное в декабре 1953 г. [ 1 ], подкрепляемое инструктивным письмом о проведении городских смотров студенческих научных работ [2]. В 1940-е годы научная деятельность студентов регламентировалась «Положением о научно-исследовательской деятельности высших учебных заведении» 1944 г. [3].
Обращаясь к историографии вопроса, следует отметить, что разработка этой проблемы отличается невысокой степенью изученности.
К исследованиям, рассматривающим развитие вузов и конкретно студенческую науку, можно от-
нести монографии В. П. Елютина, Е. В. Чуткерашвили, Г. А. Будник, К. Т. Галкина и других [4 — 7].
Серьезное обсуждение научно-исследовательской деятельности студентов в 1940 — 1950 годы происходило на страницах журнала «Вестник высшей школы» [8—10]. Данные работы дают ценный материал о структуре, функциях и методах работы научных кружков, основных проблемах студенческой науки и способах их решения.
Студенческая научная работа, ее задачи и формы наиболее полно описаны в монографии Л. Г. Квитки-ной [11]. Деятельность комсомольских организаций по усилению научной деятельности студентов и ее руководстве рассматривается в справочниках о работе комсомольских организаций в высших учебных заведениях [12,13].
Основной целью научно-исследовательской работы студентов является формирование и усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование форм привлечения молодежи к научной, конструкторской и творческой деятельности, что обеспечивает единство учебного, науч-