Спросить
Войти

Беззаконие как форма реализации законодательства в России конца XX – начала XXI века

Автор: указан в статье

УДК 94(470)

БЕЗЗАКОНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

© 2009 А. В. Третьяков

докт. историч. наук, проф., зав. каф. истории Отечества e-mail: istor_ksu@,mail. ru)

Курский государственный университет

В статье изложены некоторые аспекты реализации социально-экономических реформ в постсоветской России. На материалах аграрной сферы и образования автор показал, что в условиях исторического безвластия и недостатка правовой культуры беззаконие стало способом реализации законодательства.

законодательство, беззаконие.

Исторический опыт, отечественная историография свидетельствуют о том, что модернизационные преобразования всегда способствовали ускорению социальноэкономического развития, улучшению жизни населения и сохранению социальной гармонии в государстве и обществе. Однако геополитическое положение и природноклиматические условия России, естественные, постепенные и взвешенные преобразования делали в стране практически нереальными.

В одной статье все сферы обеспечения жизнедеятельности населения рассмотреть невозможно. Поэтому остановимся на главных. По нашему убеждению к ним относятся аграрное производство и образование. История свидетельствует о том, что сельское хозяйство в любом государстве является одной из системообразующих отраслей экономики, за его счет российское руководство решало общегосударственные проблемы, деревня обеспечивала функционирование промышленности и военного комплекса страны. Образование же всегда было системообразующим фактором национально-государственной безопасности страны.

Социально-экономический кризис в России в конце XX в. активизировал поиск путей, форм и методов модернизации, прежде всего хозяйственной жизни. Основные направления рыночных реформ Б.Н. Ельцин определил в своем докладе на V съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. - финансовая стабилизация, либерализация цен и приватизация.

Основу сельского хозяйства в это время еще составляли совхозы и колхозы, что противоречило представлениям реформаторов о перспективах развития аграрного сектора. Распространение рыночных отношений должно было сопровождаться сдвигами в формах собственности и хозяйствования. Поэтому Президент РФ 29 октября 1993 г. издал Указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Он устанавливал частную собственность на землю, но соответствующего закона Госдума не приняла. В итоге в начале 1990-х годов была организована интенсивная идеологическая компания по дискредитации крупных хозяйств. Ее результатом стала обязательная перерегистрация совхозов и колхозов. В период с 1992 по 1994 г. в ней участвовало 95 % всех хозяйств и только 34 % сохранили свой прежний статус1.

Фактически с этого времени незаконные методы установления рыночных отношений начинают господствовать, а беззаконие становится эффективным способом реализации российского законодательства конца XX - начала XXI веков. Российское

рыночное, в том числе аграрное, законодательство было составлено на первый взгляд так неумело, но при тщательном изучении так грамотно, что не учитывало переходных процессов, а открывало своим «несовершенством» простор для незаконного разворовывания казенно-кооперативных земель.

Об этом механизме достаточно подробно рассказал в своих воспоминаниях А.Б. Чубайс. «По сути, - говорил он, - это было разворовывание общенациональной собственности. Но это разворовывание не было нелегальным, потому что легальных, законных схем разгосударствления не существовало. Чаще всего работали две схемы захвата госсобственности. Первая: имущество госпредприятия просто переписывалось как составная часть имущества некоего вновь создаваемого акционерного общества. Вторая: госимущество становилось частной собственностью в результате проведения нехитрой операции «аренды с выкупом».

В первом случае всякий здравый смысл игнорировался, открыто и бесстыдно. Вторая типовая схема приватизации предприятий - аренда с выкупом. Есть объект имущества, есть арендодатель (как правило, директор) и есть арендатор. Директор подписывает договор об аренде с фирмой «Х» сроком на пять лет. В договоре арендная плата устанавливается - смехотворная. А уж что там уходит по карманам!

Спонтанная приватизация была криминальна абсолютна вся, от начала до конца, потому что под ней вообще не было никакой легальной базы. Но доказать невозможно было абсолютно ничего: - Вы подписали договор аренды на миллиард, а надо был на триллион! - Почему? Я захотел за миллиард. Разве я что-нибудь нарушил? Ничего не нарушил. Потому что нарушать нечего»2.

Это было повсеместно в России. Незаконная реализация рыночного и аграрного законодательства способствовала «законному» переходу земель крупных хозяйств в частные руки, хозяева которых были далеки от интересов повышения уровня сельскохозяйственного производства и улучшения социокультурной среды на селе. Примером может служить судьба совхоза «Юбилейный» Бурятского автономного округа.

«В 1992 г. совхоз был, как и множество других по всей стране, преобразован в товарищество с ограниченной собственностью (ТОО), которое явилось правопреемником совхоза «Юбилейный». Каждому работнику бывшего хозяйства, а также служащим социальной сферы и пенсионерам, был выделен земельный надел и имущественный пай. Земельный надел составлял 15,7 га (12,8 - пашни и 2,9 га -сенокоса), но существовал на бумаге и реально получить его в пользование можно было только при условии целевого использования - оформлении фермерского хозяйства. Земельные паи были взяты в аренду предприятием, с владельцами подписали договор сроком на три года. Величина же имущественного пая не была определена, чем впоследствии воспользовались первые фермеры, взяв из совхоза по максимуму то, что было возможно»3.

В целом же, опираясь на финансово-материальную несостоятельность крестьян и их социально-психологический страх перед новым делом, используя земельно-аграрное законодательство, хозяйственная элита при явном, мотивированном попустительстве государственно-муниципальных чиновников стала скупать у деревенских пайщиков их земельные участки. Скупка паевых земель осуществлялась и проводится теперь фактически за бесценок. Непроданные паи берутся в аренду за символическую натуральную плату. После этого на бывших совхозно-колхозных землях, формальноюридически побывавших у крестьян, организуют крупные сельхозпредприятия, но без массовой занятости сельских жителей и, как правило, с однопрофильной специализацией. Следовательно, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. начался и фактически завершился новый передел земли, с которой были выгнаны не только крестьяне, но и был нарушен аграрно-технологический процесс. В земельных переделах активно использовалось рейдерство.

Итогом модернизационных преобразований рубежа ХХ-ХХ1 вв. в аграрном секторе стало обострение материальных проблем сельских жителей, широкое распространение безработицы и бедности, снижение доступности социальнокультурных услуг, усиление социально-экономического барьера между городом и селом, ухудшение социально-психологического самочувствия сельского населения, нарастание негативных настроений в обществе.

По справедливому замечанию С. А. Магарила, результаты всех реформ 90-х годов ХХ в.: «деиндустриализация, двукратное сокращение объема производства, нищета и массовая бедность, снижение индекса развития человеческого потенциала, рост смертности и многие другие, макроэкономические и макросоциальные показатели - свидетельствуют о глубокой национальной деградации»4.

Среди факторов, вызвавших названные и другие негативные последствия, по нашему убеждению, было также беззаконие, которое стало способом реализации государственной образовательной политики конца ХХ - начала ХХ1 в. Ни у кого не вызывает сомнения, что образовательное законодательство существом своим было направлено на реформирование России5.

Смена модели социально-экономического развития, активизация человеческого фактора ускоряли государственную и общественную мобильность в вопросах модернизации образования. Безусловно, в государственной системе профессиональной подготовки населения имелись слабые места, как и в любом социально-экономическом организме. Но именно они были положены в основу дискредитации государственных учебных заведений всех типов. В вину им вменялась негибкость, а следовательно, неспособность готовить кадры для развивающейся в России рыночной экономики.

Закон «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г. учел потребность времени. «Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций», -говорилось в нем.

Этот закон, изначально призванный ускорить эффективное развитие системы образования в новых социально-экономических реалиях, сразу же активизировал работу «предпринимателей» от образования. Источники и личные наблюдения автора показывают, что негосударственные учебные заведения сразу же стали способом реализации государственных дипломов на коммерческой основе, предоставляя отсрочку от службы в вооруженных силах.

«По данным на ноябрь 2003 г., - отмечал И. Ильинский (ректор Московского гуманитарного университета, Президент Национального союза негосударственных вузов), - в России действовало свыше 570 негосударственных вузов, 337 из которых имели государственную аккредитацию. В аккредитованных вузах обучались более 450 тыс. студентов. Ориентировочно полагают, что всего в негосударственных высших учебных заведениях контингент студентов составляет 750 тыс. чел. На самом деле, думается, эта цифра приближается к миллиону.

В аккредитованных негосударственных вузах работают более 28 тыс. штатных преподавателей, а в целом - не менее 50 тыс. чел. Кроме того, действуют 720 филиалов, где обучаются 28,5 % от общего состава студентов. Свыше 93 % негосударственных вузов ведут подготовку в области социально-гуманитарных наук (экономика, юриспруденция, управление, психология и т. п.)»6.

Эти данные подтверждают выше высказанную мысль и говорят о неуправляемости процесса развития негосударственных вузов, хотя бы потому что руководство не знает точного числа студентов. Значит, сеть филиалов развивалась бесконтрольно и, следовательно, в нарушение законодательства. Несбалансированное развитие негосударственных вузов, учрежденных по принципу - разрешено все, что не запрещено законом, «сплошная дипломизация» населения не только подорвала

авторитет высшего образования, но фактически разорила систему профессиональнотехнического образования в России. Статистика показывает, что на начало 2007/2008 учебного года на 10 тыс. россиян приходилось 525 студентов, а в начале 1993/94 было только 176 человек7. При этом в 2005 г. учащиеся ссузов и профтехучилищ на 10 тыс. населения составили 173 и 106 человек8. «Профессиональное образование как таковое потерялось, так как в последние лет 15 было не очень нужно. Бизнес не испытывал в нем потребности - тогда мало производили, больше распределяли», - подчеркнул

Н. Брусникин, член генсовета «Деловая Россия»9.

Из статьи И. Ильинского следует, что в негосударственном секторе, как правило, ведут подготовку в области социально-гуманитарных наук. Анализ источников и практической работы подтверждает эту закономерность. Для такой работы не нужна надлежащая учебно-материальная база и собственные квалифицированные профессорско-преподавательские кадры. И как следствие есть «много экономистов, юристов и т. п. «широкого профиля», но бизнес дифференцирован, живет в реальной конкурентной среде и не может позволить себе содержать запасные кадровые ресурсы. Ему нужны в каждый конкретный промежуток времени работники не широкого, а, наоборот, узкого профиля, с набором специальных знаний, но широким кругозором», -говорит Е. Сабуров, член ученого совета ГУВШЭ10.

В повседневная деятельность Минобрнауки мы видим серьезную озабоченность этой проблемой и борьбу с негативными тенденциями в этом деле. Так, с 2004 по 2008 г. число бюджетных мест по гуманитарным специальностям сократили на 18% , по педагогическим - на 20 %, по экономическим - аж на 32 %11. Это только в госвузах. Но основная масса невостребованных специалистов готовится в негосударственном секторе образования.

О беззаконии в системе реализации государственной образовательной политики и российского законодательства свидетельствуют и другие факты. Так, руководитель Рособрнадзора Л. Глебова на совещании с ректорами вузов заявила, что «не

соответствуют своему статусу 48 % российских университетов, 52 % академий и почти

12
59 % институтов». Это точные данные, но вопрос остается открытым - как они могли получить соответствующий статус, не имея законных оснований? Ответ прост - в нарушение законодательства и при попустительстве соответствующих федеральных и местных органов власти.

Правовой нигилизм как общесоциальное явление стал действенным способом реализации постсоветского законодательства в образовательной сфере. Законодатель разрешил гражданам получать второе высшее образование по сокращенной форме обучения при наличии легитимного диплома о первом высшем образовании. Это безусловно прогрессивный шаг в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

Вместе с тем практика рубежа ХХ-ХХ1 вв. показала, что этим правом воспользовались не самые законопослушные, но предприимчивые граждане. Фактически во всех регионах представители различных форм и уровней власти незаконно «получали» второе высшее образование на основе куплено-поддельных дипломов о первом высшем профессиональном образовании. Следовательно, первый диплом становился способом легитимизации второго высшего, но в соответствии с нормативно-правовой базой также первого и соответственно незаконного.

«Взять хотя бы недавний случай, - читаем в комсомолке, - у депутата Госдумы от партии «Единая Россия» Андрея Назарова обнаружился поддельный диплом о высшем образовании. О подлоге стало известно недавно, когда Прокуратура Республики Башкортостан и Башкирская академия государственной службы и управления (БАГСУ) обратились в суд. Выяснилось, что депутат поступил в это учебное заведение, предъявив диплом о первом высшем образовании, якобы выданный Казахской государственной академией управления. Но на официальный запрос из

Казахстана пришел ответ, что Назаров никогда там не учился и диплом, соответственно, не получал.

В БАХСУ дают второе высшее образование при обязательном наличии первого профессионального. А поскольку диплом липовый, то рассматривавший дело о подлоге Кировский районный суд Уфы вынужден был признать недействительным и диплом о втором высшем образовании.

Правда, шустрый Назаров уже поступил в Российскую академию госслужбы при Президенте РФ. По идее, там ему доучиться не доведется, т.к., по закону, выданный БАГСУ диплом должен быть уничтожен. А ведь Назаров успел получить научную степень кандидата политических наук».13

Вышеизложенное позволяет сказать, что беззаконие в России в конце XX начале XXI вв. стало всеохватывающим явлением в повседневной жизни населения и эффективным способом реализации государственно-муниципального законодательства в индивидуально-корпоративных интересах. Защита государственных и народнообщественных интересов ограничивалась лишь уплатой части налога и отдельными благотворительными акциями, но, как правило, также в личных интересах. Беззаконие как способ реализации законодательства объективно выражается в формуле «приватизация прибыли и национализация долгов».

Примечания

1. Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Батчиков С. А. Белая книга: экономические реформы в России 1991-2002 гг. М., 2004. С. 265.
2. Цит. по: Филиппов А.В. Новейшая история России. 1945-2006 гг. М., 2007. С. 368-369.
3. Карнаухов С.Г., Черемных Н.А. Аграрная реформа в одном селе // Социс. 2006. № 5. С. 60.
4. Магарил С.А. Социокультурный архетип и модернизация России // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 27.
5. См.: Федеральная программа развития образования на 2001-2005 годы. Утверждена ФЗ № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 г. // Народное образование. 2002. № 4. С. 254-267.
6. Ильинский И. Негосударственные вузы: кризис идентичности и пути его преодоления // Alma mater. 2004. № 7. С. 3.
7. Россия в цифрах. 2008: кратк. стат. сб. М., 2008. С. 142.
8. Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сб. М., 2006. С. 221.
9. Образование есть, реалистов не хватает // Новая газета. 2004. № 91. С. 16.
10. Там же.
11. Юристов и экономистов станет меньше // Комсомольская правда. 2008. 26 декабря.
12. Липовые вузы вычистят // Курская правда. 2009. 30 января.
13. Владимиров С. Неучи во власти // Комсомольская правда. 2009. 30 октября.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты