Спросить
Войти

Рец. : димитриев В. Д. Чебоксары; очерки истории города конца XIII-XVII веков. Чебоксары: ЧГИГН, 2002. 178 с

Автор: указан в статье

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ

Рец.: Димитриев В.Д. Чебоксары; Очерки истории города конца XIII-XVII веков. - Чебоксары: ЧГИГН, 2002. - 178 с.

Доктор исторических наук, профессор В.Д. Димитриев известен своими трудами по истории чувашского народа и по некоторым темам истории народов Среднего Поволжья. Им опубликовано 18 книг, 14 брошюр, 260 научных статей. Его первой, еще студенческой, научной работой была опубликованная в 1948 г. в машинописном журнале Чувашского госпединститута «Историк» статья «Дореволюционное прошлое г. Чебоксары», которая в 1969 г. была издана в виде брошюры Чебоксарским городским отдеением Общества охраны памятников истории и культуры. Она была написана с использованием лишь небольшого количества источников. В 1962 г. Василий Димит-риевич опубликовал выявленные им в архивах документы по истории города Чебоксар XVII-XVIII вв. Накануне 80-летия автора Чувашский государственный институт гуманитарных наук (ЧГИГН) издал рецензируемую книгу тиражом в 3000 экз.

Эта книга является оригинальным и капитальным научным исследованием проблем истории Чебоксар указанного периода. Сам автор в предисловии к ней указывает: « По истории города Чебоксары еще нет фундаментального исследования. Чувашский государственный институт гуманитарных наук работает над созданием такого исследования. И настоящая работа подготовлена как его начальная часть» (с. 3).

Книга имеет большую научную ценность и является результатом огромной многолетней исследовательской работы ее автора, изучившего и обобщившего богатый фактический материал и данные предыдущих исследований как в области краеведения, так и в области изучения отечественной истории эпохи феодализма, становления и развития российского централизованного государства. Только список источников и литературы занимает 18 страниц петитом! Болгаро-чувашский этап истории города Веда-Суар - Шупашкар - Чебоксар исследуется на основе результатов Чебоксарской археологической экспедиции 1969-1973 гг., изложенных в монографии Ю.А. Краснова и В.Ф. Каховского «Средневековые Чебоксары», изданной в Москве Институтом археологии АН СССР в 1978 г., картографических источников XIV-XV вв., исторических преданий. Значительную часть составляют уникальные источники и литература, изданная еще в XIX - первой половине XX вв., ставшая библиографической редкостью и почти недоступна современному массовому читателю, в том числе труды Н.И. Костомарова, И.М. Покровского, Д.Н. Смирнова, С,Б, Веселовского, С.И. Порфирье-ва, Е.Д. Сташевского, П.П. Смирнова, М.Г. Рабиновича и других авторитетных авторов, занимающие видное место в историографии проблемы. В.Д. Димитриев успешно использовал материалы опубликованных исследований, таких, например, хранящаяся в научном архиве ЧГИГН рукописи А. И. и Е.А. Некрасовых «Художественноархеологические памятники Чебоксар» (1930 г.), Н.С. и А.Ю. Березных «Археологические памятники эпохи камня и раннего металла Чувашского Заволжья (по материалам разведок 1999-2001 гг.)».

В источниковой базе монографии имеются разнообразные, в том числе ранее не включенные в научный оборот источники, среди них летописи, опубликованные в

«Полном собрании русских летописей», разрядные книги, документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, «Акты археологической экспедиции», изданные в Санкт-Петербурге в 1836 г., материалы периодических изданий XIX и XX вв., книги путешественников А. Дженкинсона, А. Олеария, Я.Я. Стрейса и др.

Все это в сочетании с высокой научной квалификацией и исследовательским талантом автора позволило ему создать достоверную, очень интересную книгу, по-новому раскрывающую многие, в том числе малоизвестные страницы отдаленного периода истории Чебоксар. Книга иллюстрирована 34 рисунками.

Когда был основан наш город? В 1955 г. отмечали его 400-летие. Основание Чебоксар тогда ошибочно отожествлялось с началом строительства города-крепости в 1555 г. по приказу Ивана Грозного. Но документы свидетельствуют, что это строительство началось не отнюдь на пустом месте, а стало новым этапом в истории уже давно существовавшего и значительного по тем временам поселения. В Д. Димитриев подчеркивает: «В том (1555) году 26 мая царь Иван IV специальной грамотой предложил только что назначенному первому архиепископу казанскому и свияжскому Гурию, отправлявшемуся из Москвы в Казань, во всех городах по пути с молебнами ходить вдоль городских стен с крестами, а в соборных церквях служить литургию. То же совершить в Чебоксарах, где «благоволит Бог граду быти...» Гурий находился в Чебоксарах 23-24 июля и совершил все, что было повелено Иваном IV. Кроме того, Гурий подарил городу Владимирскую икону Богоматери... Приведенные документы не только сообщают об освящении будущего российского города-крепости, но и подтверждают, что к прибытию Гурия здесь стояло войско с воеводами» (с. 32, 33) . Далее на основании данных летописей XVI в. и Разрядной книги В.Д. Димитриев доказывает, что в том году в Чебоксарах был построен кремль (крепость), в котором был размещен крупный гарнизон - три полка, причем две из них стояли в Чебоксарах с 1552 г. Был и четвертый полк, он дислоцировался и нес службу вне кремля, среди гражданского населения города» (с. 33).

1469 год - это тоже дата не основания Чебоксар, а первого достоверно установленного упоминания города в летописи. Здесь останавливались участники военного похода против Казанского ханства ( с. 12) . Основание же города относится к концу XIII в. К такому выводу В.Д. Димитриев приходит на основании данных раскопок на территории исторической части Чебоксар, предпринятых в 1969-1973 гг. археологической экспедицией под руководством Ю.А. Краснова и В.Ф. Кахаовского, также изучения западноевропейских карт XIV и XV вв., на которых на месте Чебоксар обозначено городское поселения (эти фрагменты карт помещены на с. 17 и 18) и устных, фольклорных источников (с. 16-19). Из 20 тыс. находок экспедиции не менее 5 тыс. относятся к концу XIII - первой половине XVI вв.

В.Д. Димитриев подробно исследовал болгаро-чувашский период истории Чебоксар, охватывающий период с конца XIII до середины XVI столетия. Уже тогда Чебоксары (упоминаемые в ряде случаев как Веда-Суар или Шупашкар) были значительным центром ремесел и торговли, играли ощутимую положительную роль в развитии самобытной средневековой болгаро-чувашской цивилизации, культурное наследие который, в свою очередь, оказало влияние на дальнейшую историю Чувашии.

Подводя итоги исследования периода истории Чебоксар до мирного присоединения Чувашского края к Российскому государству, В.Д. Димитриев отмечает, что, найденные при раскопках глазурованные архитектурные изразцы свидетельствуют о

существовании в городе в XIV в. кирпичных зданий. Были развиты кузнечное, замочное, ювелирное, кожевенное, сапожное, гончарное ремесленные производства. Горожане занимались также земледелием, животноводством, рыболовством, охотой. Уже в то время город испытывал некоторое русское хозяйственно-культурное влияние (оно усилилось, вероятно, в годы русского протектора в Казанском ханстве) (с. 178).

И, конечно, это русское хозяйственно-культурное влияние многократно усилилось после вхождения Чувашии в состав России. Это было поистине выдающееся событие, открывшее качественно новую эпоху в истории Чебоксар и вообще Чувашского края. Этому историческому периоду посвящена вторая глава книги.

Что же, представляли собой Чебоксары того времени?

Это был военный и административный центр обширной окружающей территории, форпост России на ее тогдашнем восточном рубеже. Исследованию этой роли Чебоксар в книге отведено значительное место. Охарактеризована система управления городом. Отмечено, что из Москвы краем правило специальное учреждение -Приказ Казанского дворца - через воевод, подчиненных им городничих, а также чиновников - приказных служителей. Они осуществляли хозяйственноорганизаторские функции, внесли свой вклад в развитие города, но в условиях бесконтрольности и фактического отсутствия элементов гражданского общества многие из них поддавались соблазну быстрого и нечистого обогащения, творили произвол. Такое их поведение вызывало протест горожан и жителей окрестных сел и деревень, что, в свою очередь, приводило к частым бунтам. В книге имеется немало примеров подобных событий.

Чебоксары были и городом, имевшим тогда немалое военно-стратегическое значение. Выше уже говорилось о том, что в первые годы после вхождения в состав России здесь была за короткий срок построена достаточно мощная крепость и размещены четыре полка. В дальнейшем Чебоксары стали опорным пунктом стрелецких войск. Их роль в жизни края и истории России в ХУ1-ХУН веках В.Д. Димитриев характеризует так: «Размещенные в городе вооруженные силы, в основном стрельцы, использовались в охране кремля, сборе денежного и хлебного ясака с чувашей, сопровождении судов по Волге, несении засечной службы, - охране территории края от нападений кочевых орд ногайцев, крымских татар, калмыков, подавлении выступлений и восстаний ясачных чувашей. Они посылались на службу в нижеволжские города. Те же обязанности выполняли жившие в городе и русских селениях уезда дворяне и дети боярские. Во время войн дворяне, дети боярские, стрельцы, чебоксарские новокрещены, тарханы, сотники и служилые чуваши уезда, возглавляемые русскими военачальниками, выступали в походы и участвовали в боевых действиях» (с. 174-175).

Вот весьма важное и характерная сторона дела: ведь русские и чуваши не только вместе трудились, но и вместе, бок о бок, несли ратную службу, сражались, защищали землю, которая с тех пор навсегда стала их общей Родиной?

В связи с этим в книге приведены такие факты:

«Во время войн большинство чебоксарских стрельцов выступало в походы. Источники сообщают об их участии в Ливонской войне 1558-1583 гг., в борьбе против польских и шведских интервентов в начале XVII в., в войнах России с Польшей, Литовским великим княжеством, Турцией в XVII столетии. Во второй половине XVII в. они воевали в составе солдатских полков» (с.66).

Чебоксары постепенно вошли в число важных экономических центров Поволжья. В.Д. Димитриев приводит данные о месте нашего города в товарообороте городов России того времени на основании анализа итогов сбора пятинных денег в 1634 г.: тогда в России было лишь 39 городов, в каждом из которых было собрано свыше тысячи руб. Чебоксары заняли в этом своеобразном экономическом рейтинге двадцать седьмое место, дали российской казне 1881 руб., что намного больше показателя таких городов, как, например, Самара (952 руб.), Саратов (121руб. 23 алтына) (с. 109), Таким образом, они имели гораздо большее экономическое значение, чем названные выше города, и поистине внесли весомый вклад в экономическое развитие России на одном из самых сложных и драматических периодов ее истории, отмеченном жесткими, требовавшими больших финансовых расходов, войнами.

Поэтому закономерен повышенный интерес ученого к жизни тех, кто эти богатства создавал, - горожан, посадских людей. Большое место заняла тема их социального положения, труда, экономической активности. В городе в XVII в. буквально процветали ремесло, промыслы, торговля, аграрное хозяйство. Количество ввозимых сюда товаров в стоимостном выражении в десять раз уступало объему вывозимой из Чебоксар разнообразной продукции (с. 100), что свидетельствует об устойчивом спросе на чебоксарские товары на быстро формировавшемся всероссийском рынке.

Среди посадских людей в Чебоксарах было немало предприимчивых, активно и с выгодой занимавшихся торговлей. В.Д. Димитриев установил, что в XVII в. чебоксарские посадские люди первой статьи были крупными промышленниками и торговцами, занимавшимися и внешней торговлей. Из чебоксарских посадских людей средней и меньшей статьи свыше 60% занимались торговлей, причем примерно каждый десятый из них выезжал в другие города и уезды России. Более того, в 1632-1634 гг. пятину (особый чрезвычайный налог) платили не только посадские люди, но и монастырские служители и крестьяне, стрельцы и другие «всяких чинов люди», занимавшиеся торговлей и промышленной деятельностью.

В этих условиях в Чебоксарах формировалось крепкое, зажиточное купечество. Восемь чебоксарских купцов вошли в элитную купеческую корпорацию - гостиную сотню», численность которой в России конца XVII в. не превышала 200 человек. Члены этой корпорации имели привилегии в торговле не только внутри России, но и с иностранцами, платили пошлины в Москве, выполняли ответственные финансовоторговые поручения правительства (с. 113). Москва, Казань, Нижний Новгород, Архангельск, Царыцин, Астрахань — вот далеко не полная география торговых операций чебоксарского купечества. Купцы из нашего города вели торговлю с Сибирью, Азербайджаном, Средней Азией, Китаем. Чебоксары стали одним из пунктов международной торговли, чему способствало вхождение в состав России Астрахани, ставшей уже со второй половины XVI в. воротами страны на юг и юго-восток. В книге подробно раскрыта тема участия Чебоксар и вообще средневолжского региона во внешней торговле России (с.94-100).

Повышение роли Чебоксар в XV1-XVII вв. как военно-административного, торгово-ремесленного, культурного центра обусловило быстрый по тому времени рост и преображение самого города. Чебоксары, как и большинство городов России, были тогда в основном деревянным городом. Уже в это время были построены замечательные памятники архитектуры, прежде всего - церкви, в том числе первый каменный храм в городе - Введенский собор, не только сохранившийся, но и остающийся главным храмом Чебоксарской и Чувашской епархии. Были возведены Благовещен-

ская, Покровская, Христорождественская церкви, церковь во имя Преображения Господня, Николаевский собор. «Все эти каменные церкви, сооруженные во второй половине XVII века, являлись прекрасными памятниками архитектуры и украшением города», - справедливо подчеркивает автор (с. 131), и читатель имеет возможность наглядно убедиться в этом, увидев помещенные в книге фотоснимки Введенского и Николаевского соборов, Христорождественской и Покровской церквей (два снимка были сделаны в 1894 г.).

Прекрасный памятник гражданской архитектуры последней четверти XVII в. -знаменитый двухэтажный кирпичный дом купца Зелейщикова (кстати, еще одно свидетельство высокого уровня зажиточности чебоксарского купечества той эпохи!) В книге помещены два рисунка, ранее опубликованные в монографии историка-искусствоведа А.А. Тица «Русское каменное жилое зодчество XVII века», - этого дома и сооруженной в то же время широко известной Палатой Ромодановских в Курске. Мы видим, что дом Зелейщикова ничуть не уступает своему аналогу, украшающему богатый черноземный Курск. В.Д.Димитриев цитирует также отзыв крупного искусствоведа К.Вермана - автора книги «История искусств всех времен и народов» (СПб., 1860): «Особенно интересный русский частный дом этого времени, каменная постройка...- дом Зелейщикова в Чебоксарах Казанской губернии» (с. 127). Дом Зелейщикова теперь, после переноса его фрагментов из зоны затопления, реставрирован по ул. М.Сеспеля и служит одним из лучших архитектурных памятников исторической части Чебоксар.

В.Д.Димитриев приводит и свидетельство иностранных путешественников о Чебоксарах и впечатлениях, произведенных на них городом (с.44). Адам Олеарий, немецкий ученый и путешественник, секретарь голштинского посольства в Иран в 1636 г., писал: «К вечеру мы прибыли к городу Чебоксарам...подобно обоим предыдущим (Васильсурску и Козьмодемьянску), и этот город построен из дерева; по расположению и по домам он наиболее приятный на вид из них». Я.Стрейс голландец, парусный мастер первого русского военного корабля «Орел», посетивший Чебоксары в составе экипажа этого корабля, так отзывался о городе в книге «Три путешествия»: «Чебоксары - самый красивый и укрепленный город из встречавшихся мне в этом краю, он хорошо застроен, достаточно крепок».

В ближайших окрестностях Чебоксар были построены десятки сел, деревень, починков, которые были в основном владениями Троицкого монастыря, Введенского собора и чебоксарских помещиков. К настоящему времени большинство из них вошли в городскую черту и перестали существовать в качестве самостоятельных населенных пунктов, но их названия сохранились в названии чебоксарских улиц, остановок городского транспорта, а главное, конечно, в памяти народа, в сердце народа, как часть культурного наследия предков: Набережная, Якимово, Банная, а Починок Зав-ражный тож, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская, Кошкино, Будайка...

Несомненным достоинством новой книги В.Д.Димитриева является всесторонне подробное раскрытие темы быта и культуры горожан, как тех сторон, которые можно считать общими, типичными для городов России XVI-XVII вв., так и особенностей, обусловленных культурными традициями, спецификой взаимного национальнокультурного влияния русских и чувашей.

Большое внимание уделено теме роли русской православной церкви в духовной и культурной жизни Чебоксар. Деятельность церквей в этой сфере получила положи-

тельную оценку исследователя. В.Д.Димитриев утверждает: «В городе второй половины ХУ1-ХУН веков в регулировании жизни горожан, в защите власти, поддержании нравственных устоев, в сохранении душевного спокойствия и утешении бедных и нищих основную роль сыграла православная церковь, фактически подчиненная государственной власти. К концу XVII века количество церквей в Чебоксарах достигло одиннадцати. Введенский собор являлся центром не только религиозной жизни, но и политических мероприятий. В нем проводили обряд смены воевод, принятия горожанами присяги верности воцарившемуся монарху, оглашение государевых указов» (с.138-139). " *

В.Д.Димитриев приводит интересные сведения о нашем выдающемся земляке -одном из талантливых идеологов старообрядческого движения, мыслителе и богослове Григории Иванове сыне Рязанцеве, выросшем в Чебоксарах в семье подьячего Ивана Рязанцева и в монашестве принявшем имя Геронтий. Этот человек стал одним из организаторов массовой акции неповиновения властям в Соловецком монастыре под лозунгом защиты чистоты дореформенного русского православия (с. 155-156).

Не скрывает автор правды и о бедствиях, происходивших в Чебоксарах в ту эпоху: эпидемиях, пожарах, неурожаях и т.д., а также об уроне, нанесенном городу и его жителям казнокрадством и лихоимством коррумпированных административных деятелей. В этом отношении бедствия, наблюдавшиеся в Чебоксарах, также были, к сожалению, типичными и характерными для всех российских городов ХУГХУ11 веков, не исключая даже Москвы. Была и чрезвычайно тревожная не только тогда, но и в наше время проблема - пьянство, принявшее массовый характер и самые уродливые формы. «Кабаки (питейные дома) являлись местами пьянства и блуда, Многие посетители кабака пропивали все деньги. Настоящим бедствием были заклад и пропивание вещей в кабаке», - пишет В.Д.Димитриев (с. 138). Право, тут есть над чем задуматься, ведь в наше время массовая алкоголизация общества причиняет ему, пожалуй, еще более грандиозный урон.

Несмотря на все это, город жил, рос и развивался. Чебоксары выстояли и выдержали все испытания с такой же честью, с таким же достоинством, как и жители всех других территорий России. Ставший естественной нормой жизни, повседневный и поэтому не бросающийся в глаза подвиг средневековых чебоксарцев - хороший урок для всех нас, которые должны улучшить качество жизни и обустроить землю, доставшуюся нам от предков. Должны жить достойно. Особая ценность новой монографии В.Д.Димитриева заключается в том, что она как раз и учит нас жить достойно на примере истории, славных дел наших предков, из поколения в поколение передававших высшие духовные ценности, создававших и укреплявших могущество державы. Эта книга вызовет интерес общественности и станет не только крупной вехой в изучении отечественной истории, но и прекрасным учебным пособием.

Кандидаты исторических наук Е.В. Сухова, А.Н. Радиченко

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты